![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
"Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова | Литература с Вилей Брик | ЕГЭ 2024 | SMITUP
ruticker 05.03.2025 11:07:44 Текст распознан YouScriptor с канала ЛИТЕРАТУРА С ВИЛЕЙ БРИК | ЕГЭ 2025 | СМИТАП
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова | Литература с Вилей Брик | ЕГЭ 2024 | SMITUP
Итак, друзья мои, всем-всем-всем привет! Я очень рада вас видеть на сегодняшнем открытом занятии. Совсем недавно в Telegram-канале я проводила опрос: какие произведения лучше всего разобрать, какие темы лучше всего проанализировать, потому что до ЕГЭ по литературе остаётся несколько месяцев. Этот вебинар у нас проходит в конце марта, соответственно, март, апрель, май — совсем мало времени осталось. И чем ближе мы с вами подходим к экзамену, тем больше полезных материалов мы будем выпускать. Да, поэтому, пожалуйста, не пропускайте! Берите все-все-все методички, все вебинары, все мини-ролики, впитывайте сейчас в себя всю-всю-всю информацию, потому что кто знает, что вам пригодится на реальном экзамене. Так вот, я делала опрос в Telegram-канале, и как вам кажется, какие произведения стали лидерами по просьбам разобрать и проанализировать эти художественные тексты для единого госэкзамена? Первое произведение — *Кому на Руси жить хорошо*, безусловно. Второе — *Тихий Дон*. Поэтому после этого открытого занятия я выпущу для вас мини-ролик с разбором гражданской войны в *Тихом Доне*, пожалуйста, не пропускайте! А чтобы не пропускать, подписывайтесь на наш YouTube-канал. Итак, друзья мои, я надеюсь, что меня хорошо видно и слышно. Да, всё прекрасно, всё нормально, мы с вами, я думаю, можем начинать. И сегодняшняя тема, как вы уже поняли, — это разбор главных героев из поэмы Николая Алексеевича Некрасова *Кому на Руси жить хорошо*. Я напоминаю, во-первых, про наш Telegram-канал, где чем ближе к экзамену, тем больше материалов будет появляться: и практика, и теория, и наше с вами литературное взаимодействие. Поэтому наводите камеры своих телефонов на этот QR-код и присоединяйтесь. Ну и я напоминаю, друзья мои, что меня зовут Виля Бри. Я преподаватель по литературе в онлайн-школе СП. Всю необходимую информацию обо мне вы можете найти на этом слайде, в том числе информацию про моё образование и про то, что трижды я проходила через ЕГЭ по литературе успешно, таким образом доказав, что мой результат — это не случайность, это результат работы, это результат актуальных и достаточных знаний, которыми я делюсь с вами на протяжении уже нескольких лет. Что ж, хорошие мои, давайте приступать к разбору *Кому на Руси жить хорошо*. И первое, на что мы всегда обращаем внимание при разборе текста — это год написания: 1877. Иногда год написания отличается от года публикации, но как правило, незначительно. 1877 — это вторая половина XIX века. Обратите внимание, для ЕГЭ по литературе вам обязательно нужно ориентироваться, какой текст в какую эпоху создан, поэтому запоминаем, что Некрасов, вообще всё его творчество, и поэмы, и поэзия — это вторая половина XIX века. Вторая половина XIX века известна тем, что в это время происходит пик расцвета русского реализма, а это значит, что литературное направление у этой поэмы — реализм. Друзья мои, к какому жанру относится этот текст? Мы с вами уже не раз говорили, это поэма. Обратите внимание, пожалуйста, что если во второй части, например, или в сочинениях на сопоставление вас просят привести поэтические произведения, то есть поэзию, поэмы мы сюда не относим. Поэма — это лироэпос, а поэзия — это лирика, два разных литературных рода. Поэтому, если, например, во второй части вас просят рассказать о крестьянских судьбах в поэзии Некрасова, то мы сюда в эту тему *Кому на Руси жить хорошо* никак не привлекаем: поэзия отдельно, поэмы отдельно, пожалуйста, не нужно это смешивать. И действительно, поэма, как я вам уже сказала, — это сочетание лирического и эпического начала. Значит, это лироэпос. Я напоминаю, что в тесте рекомендуется писать "лироэпос" в одно слово, вот так, без пробелов и без дефисов. Ну а в сочинениях вы можете писать и так, и так, как вам больше понравится. Итак, что же в основе этой поэмы? Поэма Некрасова *Кому на Руси жить хорошо* — обратите, пожалуйста, внимание, что в названии нет знака вопроса, вообще нет никаких знаков пунктуации. *Кому на Руси жить хорошо* звучит как утверждение. Скорее, это поэма Некрасова — масштабное исследование России после отмены крепостного права, уже после 1861 года. Итак, когда было отменено крепостное право? Вы должны знать эту дату, потому что история с литературой идут тесно рядом-рядом. 1861 год — год отмены крепостного права. То есть теперь мы с вами в рамках поэмы Некрасова не можем писать о том, что у нас есть крепостные крестьяне. Нет, крепостными они были до отмены крепостного права. А у нас с вами исследование России после этой реформы, поэтому у нас с вами теперь есть просто крестьяне, не крепостные. Это очень важно понимать. Вообще-то как относились к реформе? К реформе относились очень неоднозначно. А почему? В чём вообще был минус? А что не так-то с этой реформой? Да дело в том, что вообще-то крестьяне всю свою жизнь и с поколения в поколение работают, да, работают, ну скажем так, занимаясь хозяйством. Заниматься хозяйством можно на определённой земле, и после реформы, да, в очередной раз подчёркивается, что у крестьян нет этой земли. То есть теперь они могли накопить денег и выкупить эту землю у помещика, но дело в том, что стоимость этой земли была огромной, и крестьяне, далеко-далеко не все крестьяне могли, получается, иметь свою землю. И то есть по факту, раз они не имеют собственной земли, они работают на земле помещика, то есть они по-прежнему как бы во многом ему принадлежат. Поэтому на самом деле, да, реформа, конечно, не совершенная, далеко не совершенная, но всё-таки Некрасов относился к этой реформе с оптимизмом. Он верил, что именно она сможет привести к более совершенному, более мирному, праведному и справедливому. Итак, поэма повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков. Семь — это очень важная цифра в фольклоре, такая магическая цифра, и поэтому она здесь, конечно, не случайна. Вообще во всех произведениях, где речь у нас идёт про народ, где описывается портрет народа, существа народа, увлечения, интересы народа, там всегда очень много элементов фольклора. Поэтому вот циферка семь — это уже здесь элемент фольклора. Итак, откуда эти мужики? На самом деле они из всей России, со всех уголков России, из подтянутой губернии, уезда Терпигорьево, пустополье, деревень. Как называются деревни, из которых пришли мужики? За Платова, дырявит, з набина, Горелого, не Елова, не урожайка. Посмотрите, можно действительно утверждать, что у нас с вами здесь есть говорящие названия деревень. То есть деревня Не Елова говорит о том, что, скорее всего, крестьянам там нечего есть, они явно не доедают. Да, соответственно, разу това дырявить говорит об общей ситуации христианской жизни по всей России. И мы с вами понимаем, что крестьяне до сих пор ходят в дырявой одежде, у них нет обуви, они разу все, да, им бывает очень холодно, поэтому их знобит, например, да, они ничего не едят, у них иногда нет достаточного количества урожая и так далее, и так далее. Да, то есть мы понимаем, если так дословно воспринимаем название этих деревень, что действительно крестьянам жить по-прежнему тяжело. А эти мужики собираются из разных деревень с одной целью: с целью узнать, кому живётся весело, вольготно на Руси. Эта фраза становится рефреном. Что такое вообще рефрен? Рефрен — это то же самое, что повтор, лексический повтор, но только повтор — это может быть повтор и отдельных слов, и словосочетаний, целых фраз. А вот рефреном нельзя называть повтор одного слова. Рефрен — это всегда повтор словосочетания или даже целой фразы. Да, и она повторяется, как правило, на протяжении всего текста или большой части этого текста. Ну, собственно, здесь так и есть: *Кому живётся весело, вольготно на Руси* — это рефрен, и действительно, мужики, вот эти семь странников, пытаются понять, кому же живётся действительно хорошо на Руси. У Некрасова был авторский замысел: изначально Некрасов хотел ответить на этот вопрос, так живётся хорошо на Руси только пьяненьким. То в результате свой авторский замысел немножко изменил, и он показывает, Некрасов показывает нам героя, который действительно понимает, в чём счастье, и поэтому должен быть счастливым, должен быть народным заступником. И имя этого героя — Гриша Добросклонов. Но поэма так и осталась неоконченной, да, в результате смерти поэта, поэтому мы с вами анализируем тот текст, который у нас с вами есть. Что ж, основной авторский замысел, да, основную завязочку этой поэмы мы с вами поняли, и теперь переходим, как я обещала, к образам главных героев, к ярким образам этого текста. И первый, кто ассоциируется с какой-то выдающейся, да, с какой-то уникальностью, с какой-то неординарностью — это Яким Ногой из главы "Пьяная ночь". Мужики-странники наблюдают пьяный разгул. Действительно, пьянство в данной поэме показано как один из основных пороков русского человека. Вообще русский народ Некрасовым не идеализирует: в нём очень много плюсов, очень много минусов, очень много достоинств, очень много слабых сторон. И вот пьянство — это основной порок русского человека. Действительно, мужики вот эти наблюдают пьяный разгул, как вот эти крестьяне валяются по канавам, пьяные, неспособные здраво мыслить. Знакомиться с Якимом Ногой, как раз объясняет им, что крестьяне много пьют, да, это факт, но они ещё больше работают. И вот этот каторжный труд, да, а ежедневный труд, он буквально сводит крестьян с ума, и ведёрко с водкою предстаёт своеобразным средством утешения, поскольку на одного мужика три дармоеда приходится: Бог, царь и господин. То есть получается, что действительно есть дольщики, так называемые, да, то есть люди, которые получают какую-то долю с труда, с работы крестьян. Вот, ну и соответственно, вот эти дольщики — это Бог, царь и господин. Получается, что крестьянин, да, от всей своей работы получает тоже только какую-то часть, а другие какие-то доли отдаёт соответственно Богу, царю и господину. То есть действительно очень тяжёлая жизнь, очень суровая судьба, очень тяжёлая каторжная, буквально работа, и поэтому крестьяне просто не вывозят. Единственный способ для них расслабиться, передохнуть, утешить — это ведёрко с водкою, это приверженность к алкоголю. Яким утверждает: "Нет меры хмелю русскому, потому что настоящий русский человек, по его мнению, до смерти работает, до полусмерти пьёт". Вот эту цитату нужно запомнить очень хорошо, она будет смотреться в ваших сочинениях. То есть Яким Ногой не отрицает то, что да, у русских крестьян есть такой порок, но он пытается оправдать русский народ, и вот это действительно очень важно, очень ценно. Он понимает, что их жизнь настолько тяжела, что только ведёрко с водкою может стать для них хотя бы каким-то утешением. У Якима Ногая убого некого из Петербурга, именно так называть его автор. Интересная жизненная история, и чтобы хорошо ориентироваться в биографии Якима Ногая, давайте сейчас подробно разберём всё то, что нам о нём известно. Однажды, как говорит автор, ему с купцом тягаться вздумалось. Ну то есть крестьянин и купец, да, конечно, это разные социальные сословия, купец явно выше по социальной структуре крестьянина. И автор не раскрывает подробности этого спора, но говорит о том, что в результате Яким угодил в тюрьму. Да, то есть, как вы думаете, когда Яким начинал спорить с этим купцом, когда он начинал доводить дело до суда, как вам кажется, знал ли он, что он проиграет в этом споре? Потому что он всё равно, какой-то крестьянин, никто не встанет на его сторону. Да, скорее всего, Яким знал, что он проиграет в этом споре, но всё-таки мы не знаем, в чём была причина спора, и быть может, Яким хотел восстановить какую-то справедливость. Да, он боролся за честность, и он знал, что проиграет формально, но выиграет нравственно. Да, то есть складывается впечатление, мы можем это только предполагать, что герой хотел бороться за справедливость и, зная, что обречён на поражение, он всё равно не сдался. Да, он угодил в тюрьму, но тем не менее он не побоялся противостоять купцу. Из этого мы можем сделать вывод, что Якиму Ногому свойственна смелость, да, открытость и, собственно, способность отстаивать собственные интересы. Следующий эпизод из его жизни, который нужно обязательно зафиксировать, с этим эпизодом в первую очередь должен у вас ассоциироваться Яким Ногой — это с лубочными картинками. Если хотите, ещё одна интересная история этого бедного крестьянина из деревни Босова связана с лубочными картинками, которые он приобрёл для сына. Вообще картинки, даже если это простейшие картинки, это элемент искусства, да, это живопись, которая развивает людей в духовном смысле, в нравственном смысле. И действительно, Якиму очень нравятся эти картинки, поэтому он их покупает для сына, но сам, конечно, любуется на них. Однажды пришла немилость Божия, и деревня загорелась. Вместо того, чтобы спасать из пожара деньги, которые накопил Яким за всю свою жизнь, кстати, немного — 35 целковых, но тем не менее деньги, за которые надо будет жить, да, которые позволят тебе хоть как-то существовать, нет, для Якима материальный вопрос оказывается не первостепенным. Знаете, что он пытается спасать в пожаре? Он пытается спасать свои картиночки, потому что для него они важнее. Да, вот эти духовные потребности героя оказываются первостепенными для него. А жена его что спасает во время пожара? Деньги? Нет, жена тоже спасает не деньги, а иконы. Да, то есть вот этот эпизод классно, хорошо характеризует этих героев. Этот эпизод позволяет судить об интересах двух этих героев: материальные аспекты жизни для них не являются первостепенными, гораздо более важными являются духовные потребности. Да, то есть он спасает картинки, она спасает иконы. Конечно, духовные потребности для них означают, в первую очередь, важны переселившиеся на стены картиночки, продолжил любоваться ими вместе со своим сыном. Да, то есть действительно у этого героя есть духовные потребности, он не просто какое-то животное, которому интересно только что поесть, где поесть и, собственно, кровь над головой какую-то иметь. Нет, да, он гораздо глубже, гораздо интереснее для нас персонаж открывается. Что ж, нужно запомнить про Якима Ногая: для него единственное утешение — второй эпизод — это про его спор с купцом, где Яким проявляет себя как смелый человек, способный отстаивать собственные интересы. И третья история — история с картинками, которые он спасает из пожара, не деньги, а картинки, что раскрывает, конечно, внутреннюю красоту Якима Ногая, его духовные потребности. Что ж, про Якима Ногая всё, мы разобрались с Якимом Ногим, мы с вами молодцы. И теперь мы движемся дальше, переходим к следующему герою, к Ермиле Гирину. Он предстаёт для нас героем таким более интересным, потому что больше информации у нас о нём есть. Ермил Гирин из главы "Счастливая". Что там по сюжету в этой главе вообще происходит? Мужики, те самые семеро странников, говорят: "Кто из вас будет счастливым, докажет, что он счастливый, мы тому водки дадим". Сначала над ними посмеялись: "Что за аукцион невиданной щедрости?" Но потом начали подходить люди и доказывать семерым мужикам, что они счастливы. Подошёл дьячок первым и сказал, что для него счастье в благодушии. Мужики спросили его: "А как же ты этого благодушия достигаешь?" А он говорит: "Ты стопарик налей, и я достигну благодушия с помощью, как бы, алкоголя". Вот, собственно, чка этого прогоняют. Дальше приходит баба и хвастается, что у неё реп до тысячи родилась. Ну, соответственно, и поэтому она счастлива. Ну, в это как-то сложно поверить, поэтому действительно семеро странников насмехаются над ней, прогоняют её. Да, а у кого-то счастье заключается в хлебушке, у кого-то счастье заключается в труде, у кого-то счастье заключается в том, что ему удалось выжить в сложных жизненных обстоятельствах. В общем-то, с одной стороны, картина комичная. Почему? Потому что люди прикидываются счастливыми, чтобы выпить водки. Это, ну, это достаточно забавно. Да, кажется: "Господи, что за театр вообще, что за театр вы тут устроили, друзья?" Вот. Но с другой стороны, всё это очень печально и тоскливо, ведь на самом деле по-настоящему счастливых, абсолютно счастливых людей нет. Получается, что никто не счастлив, получается, что людям даже нечего рассказать, чтобы казаться счастливыми. Единственное, что они могут придумать — это историю про тысячу реп, про хлеб. Всё, да, то есть люди не знают этой жизни, да, у них нет столько возможностей, у них, то есть они несчастливы, они все поголовно несчастливы. И вот это уже трагичный элемент этой главы. И тем не менее, во время парада вот этих, а, счастливых якобы, говорят обратиться к Ермиле Гирину. Вот, мол, он может быть счастлив. Давайте же тогда прочитаем про Ермилу Гирина. Ермил Гирин — грамотный мужик, и сначала мы знаем, что он служит писарем. Первая стадия — писарь, втором — потом его спойлер изберут в старосты. Вот такой карьерный рост будет у Ермила Гирина. Когда-то он служил писарем и на всю округу прославился честностью и отзывчивостью, где хватит сил и выручат, не спросят благодарности. Да, так не возм. Да, то есть хорошую репутацию Гирин заслужил. Спустя 5 лет его выгнали с этой должности, что очень расстроило весь народ. Более того, после Ермилы Гирина появился писарь, который уже требовал благодарности, и без благодарности ничего не готов был делать. И, конечно, вот такой контраст в очередной раз подчёркивает для народа, насколько же хорош был Ермил Гирин, насколько он честным и отзывчивым человеком был. Когда власть в очень сменилась, приехал новый молодой князь, он приказал крестьянам выбрать бурмистра. Бурмистр — то же самое, что и староста. Кто такой староста? Староста — это связующее звено между крестьянами и помещиком, соответственно, да, то есть это что-то между ними, да, человек, который крестьянские идеи доносит до помещика, а идеи помещика до крестьян, соответственно. То есть староста — это очень важная должность. И весь народ сразу же говорит: "Мы хотим видеть в качестве старосты Ермилу Гирина". А новый князь спрашивает: "Так он же молод! Вы уверены, что вы хотите его видеть в роли старосты?" Они говорят: "Да, точно!" Да, почему? Потому что Ермила Гирин заслужил, потому что у него хорошая репутация, потому что он защищал свой народ, да, он пытался делать его счастливей, он никогда не пытался его обокрасть, его обмануть. Нет, он служил своему народу, поэтому народ ему доверяет и выдвигает его на пост старосты. Так герой стал старостой и честно служил: "В 7 лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в 7 лет не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил". Да, вот это важная цитата, то что Ермила Гирин за 7 лет службы в качестве старосты ни разу душой не покривил. Но всё-таки этот образ лишён идеальности. Один раз Ермил отрекается от правды. А какая у него правда? Давайте мы с вами ещё раз чётко это сформулируем: служение народу, жизнь во благо народа, да, помощь народу. Один раз всё-таки душой. После 7 лет служения хорошую репутацию, всеобщую благодарность, конечно, заслужил Ермила. Однако Некрасов не идеализирует своего героя. В один из жизненных эпизодов Ермил отступает от правды, чтобы спасти от рекрутчины своего младшего брата Дмитрия. То есть у Ермилы Гирина есть младший брат Дмитрий, который должен идти в рекруты. Рекрутчина — да, это служба, служба на долгие 25 лет, то есть это такая приличная часть человеческой жизни. Да, поэтому, конечно, никто не хотел, чтобы его близкого человека забирали в рекруты. И получается, что Ермил, воспользовавшись, да, тем, что он занимает пост старосты, воспользовавшись, злоупотребляя, он не отправляет в рекруты, а кого-нибудь вместо него отправляет. И, собственно, выбор падает на сына Власьев, некого сына Нилыч. А можно прямо так и обозначать его в сочинениях, да, то есть вместо его младшего брата Мити он посылает на службу сына Нила Власьев, который не может с этим смириться. Она кричит: "Не наш черёд!" Она мать, да, вот этого сына, отправленного в рекруты. И на самом деле, как нам рассказывается, ну, покричать, но Ермил Гирин начинает очень остро ощущать собственную вину. Что же он наделал? Он пытается обмануть собственный народ, да, таких же людей, как и он сам. Собственный неправедный поступок заставляет Ермилу тосковать, печалиться и, наконец, видеть в себе виновника ситуации. Спустя время, по счастливой случайности, отец Ермила предотвращает его самоубийство. Как дело в том, что Ермил хотел повеситься. Да, он уже затянул петлю на шее, тут входит его отец, и, соответственно, таким образом предотвращает самоубийство Ермила. Хотя всё могло бы, конечно, завершиться трагически. То есть Ермил признаётся, что он не может больше переносить вот эти муки совести за то, что он обманул собственно народ, за то, что он вместо своего младшего брата Дмитрия отправил на Ласи в рекруты. Получается, что нужно что-то решать, иначе Ермилу действительно вот так недалеко до того, что он покончит с собой. Тогда Ермил решает искупить свою вину. Он поклонился всему народу и, в особенности, той самой матери Нила Власьев, вернул её сына из рекрутов и отправил служить Митю. И, кстати, оказывается, что Митю это совсем не тяжело. То есть получается, что всё наладилось, всем хорошо, всё встало на свои места. Ермилу, конечно, прощают после того, как он покаялся, поклонился, просил прощения, его прощают, он в полной мере оправдывает подаренное ему доверие. Он один раз ошибся, ошибся серьёзно, но он исправил эту ошибку, и вот это самое главное. Он покаялся, он исправился. Формально ему назначили штраф, и, собственно, эти деньги как раз в основном Ниле Власьев и пойдут. Но это абсолютно формальная мера наказания. На самом деле, конечно, весь народ Ермилу простил. Что ж, вот мы с вами уже изучили практически всё, что нужно знать про биографию Ермилы Гирина. У нас осталось с вами ещё несколько эпизодов. Один из эпизодов — эпизод с мельницей на Унже. Унжа — это река в Костромской губернии. А действительно, Ермил хочет купить эту мельницу. Что же там происходит? Что же это за эпизод? Ермил Гирин, появляющийся в поэме, тип простого мужика, который перестаёт быть только страдальцем, он вырастает в народного заступника, и за народ свой он заступается, он ему помогает, он ему служит. И когда он был писарем, и когда он стал бурмистром, и даже потом, когда он совершил ошибку, решил солгать, он всё равно восстанавливает справедливость и кается в дальнейшем. Кстати, он тоже будет заступаться за народ, потому что народ в эпизоде с мельницей, который мы с вами сейчас разберём, заступится за Ермилу. Ещё одна интересная жизненная история, связанная с Ермилой, в очередной раз подчёркивает честность и отзывчивость героя, конечно, а также демонстрирует, и вот это важно, способность русского народа объединяться во имя общего благого дела. За это, кстати, Некрасов русских мужиков-то и любит, за то, что они, по его мнению, готовы последнее отдать, чтобы помочь тому, кому сейчас это нужнее и важнее. Главный герой стремится купить мельницу на Унже. Его главным соперником на аукционе оказывается купец Алтынников. Он не отстаёт, торгуется, наносит по копеечке. Ермил, как рассердится, хвать сразу 5 рублей. Купец опять копеечку пошло, у них сражение: купец его копейкой, а тот — его рублём. Наконец, Алтынников проигрывает, но от Ермилы требует сразу же задатка в третью часть. От третья часть до тысячи с Ермиловых денег не было. То есть ему прямо сейчас, да, если он действительно хочет эту мельницу, а выиграл он в аукционе, но в таком случае ему нужно сразу же внести до 1.000 рублей. Ну, будем говорить так, 1.000 рублей, а у него нет денег с собой, и он не успевает добежать до своей избы, до своего дома, чтобы там как-то взять эти деньги, принести и так далее. Нет, да, то есть это огромное деньжищи, их точно нет. И что остаётся Ермиле? Он выходит на площадь, обращается к народу и говорит, объясняет ситуацию, которая возникла, и говорит: "Пожалуйста, одолжите мне денег, пожалуйста, я очень хочу приобрести эту мельницу". И знаете, что происходит? Всё получается. Крестьяне по рублю дают Ермиле, и в результате он собирает целую тысячу. В тот момент Ермил решает обратиться к русским крестьянам, прося их о том, чтобы они одолжили ему денег. И в ответ на это крестьянство раскололось и собрало для героя нужную сумму. Впоследствии Ермила вернёт каждому людям, простым людям, у которых каждый рубль, простым людям, у которых когда-то их одолжил. Да, то есть он очень честный человек, очень правдивый, отзывчивый. То есть он оценил по достоинству то, что сделал для него народ, и отдал каждый рубль. Только одна монета не смогла найти своего хозяина, но даже её Ермил не себе в карман положил, он отдал эту монету слепым. Судьба этого народного заступника и претендента на счастье. Однако оказывается, драматичной его история неожиданно прерывается двумя намёками. Первый намёк: Ермилу призвали помочь в усмирении христианского бунта. Второй намёк: после этого оказывается, что он во остроге сидит. Тут на самом деле очевидная история, можно предположить, что Ермил отказался подавлять народный бунт, он стал на сторону народа, он поддержал народ, он стал на сторону бунтарей, и за это посажен во строг. Но он против своего народа уже не пошёл, ведь народ когда-то его так выручил, он благодаря народу эту мельницу купил, очень дорогую. Да, народ одолжил ему последнее, и поэтому у него всё получилось. Он всегда верил в народ и всегда служил народу. Один раз Ермил ошибается, но больше себе такого не позволяет. И он до конца стоит за свою правду. Вот такая очень интересная биография Ермилы Гирина, да, то есть какие эпизоды мы с вами обязательно должны зафиксировать. Первый эпизод: он был писарем, дальше он был бурмистром, и вместо своего брата Дмитрия хотел отправить сына Нилыч в рекруты, но потом он раскаивается, исправляется, просит прощения и расставляет всё по своим местам. Дальше это эпизод с мельницей на Унже, когда он попросил у крестьян денег, крестьяне дали ему денег, и потом он каждую монету вернул, ну, кроме одной, одну отдал слепым, потому что хозяин её не нашёлся. И пятый эпизод — это финал жизни, финал судьбы Ермилы Гирина. Он оказывается во остроге, скорее всего, потому что отказался подавлять народное восстание. Вот такой интересный персонаж, очень интересный персонаж, действительно. Итак, ну а мы с вами движемся дальше и переходим к следующему герою, точнее, к следующей героине — к Матрёне Тимофеевне Корчагиной. Глава "Крестьянка" полностью посвящена ей и рассказу о её жизни. В главе "Крестьянка" поэт подводит итоги, давно волновавшие его темы женской судьбы. Обратите внимание, что не только в поэме *Кому на Руси жить хорошо* есть описание судьбы крестьянки, тяжёлой судьбы крестьянки, но и в поэзии Некрасова тоже большое место этому выделено: стихотворение "В дороге", "В полном разгаре страда", "Деревенская", "Вчерашний день", "Часу в шестом" — все эти тексты посвящены суровой женской долюшке. Мужики решают поискать счастливых среди баб, им советуют поговорить с Матрёной Тимофеевной, по прозвищу "Губернаторша". Женщина рассказывает странникам историю своей жизни. Матрёна Тимофеевна оказывается собирательным образом русской женщины, на чью долю приходится множество бед и страданий. То есть с одной стороны у неё есть свои уникальные черты, но с другой стороны она собирательный образ, она обо всех страдающих женщинах-крестьянках. Она росла в работяге семье, будучи девушкой, влюбилась в Филиппа Корчагина, печника из Петербурга. Молодые сыграли свадьбу, переехали жить к мужу, и тогда Матрёна попала в новую семью. Что называется, с девичьей холей в ад. Она жила с Филиппом в любви, но вот свекровь постоянно её попка не давала ей покоя и постоянно была ей недовольна. Сложно жить с такой женщиной в одном доме. Матрёна родила сына Дёму. Дёму или Деми? Давайте сразу зафиксируем имена детей Матрёны: первого ребёнка Матрёны звали как? Мушка. Мушка Дёмушкин. Он правда поддерживал Матрёну, он помогал ей с ребёнком, он очень тепло к ней относился. Собственно, это очень положительный персонаж, да, хороший персонаж во многом. А, и собственно, человек единственный, да, который пытался как-то сделать жизнь Матрёны легче, понимая всю её сложность. Но однажды, присматриваясь за ребёнком, которого он, кстати, без памяти любил, заснул старик на солнышке и скормил свиньям Миду. То есть получается, что старик не уследил, и вот этого грудничка свиньи просто съели. Вот настолько страшная смерть, настолько страшный эпизод. Да, представляете, что в этот момент ощущает мать этого ребёнка? Более того, мало того, что она переживает смерть своего сына столь страшную, да, смерть своего сына, так более того, врачи при ней же потом делали вскрытие мальчика. То есть она смотрела на то, как разрезали её ребёнка, да, как выявляли, анализировали причину смерти и так далее, и так далее. Да, то есть это действительно очень и очень страшный эпизод, кому пережить эти чувства не пожелаешь. Так усиливается драматизм жизни крестьянки. Матрёна долго ещё будет тосковать по умершему мальчику. То есть сначала смерть, потом ещё вскрытие, и, конечно, она просто потеряна в этой бесконечной боли. Итак, но дальше у Корчагиных появляются другие дети. И вот второй сын Матрёны - это Федота, а третий, кстати, будет Леодор. Федота и третий — Леодорович. А смотрите, что происходит с ранних лет. Дети вынуждены были работать, и вот здесь этот Федота тоже работает. Он работает пастушком, да, его задача — смотреть за овечками и выгуливать их. И в общем-то так получилось, что волчица одну эту овцу, она как бы к себе притащила, она очень сильно впилась зубами в эту овцу. И Федота это видит, и получается, что овца, ну, скажем так, уже не жилец, овцу уже всё равно не спасти. Но Федота видит взгляд вот этой кормящей, обессиленной волчицы. То есть волчица как мать, да, образ матери, которая на всё готова ради своих детей, которые безумно тяжело. И если сейчас не эта овца, да, то непонятно, выживет ли вообще эта мать и её волчата. Соответственно, Федота ки становится очень жаль её, он испытывает сочувствие, он испытывает сострадание, и он решает осознанно эту овцу ей оставить. Более того, потом об этом и рассказывает, ну и за что, собственно, получает наказание. За что ему хотят, да, устроить нагоняй, но в результате Матрёна Тимофеевна говорит о том, что она получит ние за сына, потому что, конечно, она понимает это благородное начало Федоты, да, благородные посылы его поступка. Третий ребёнок — это Леодор, рождённый в очень интересных и в очень сложных условиях жизни. В голодный год Матрёне пришлось тяжело, мужа забрали в рекруты, а муж — это единственный кормилец, на секундочку. Да, то есть у Матрёны есть уже Федота, и вот она опять беременна, она не может трудиться в полную силу. Да, а кто будет кормить тогда семью? Более того, свекровь её попрекать за мужа, чтобы его вернули из рекрутов. Губернаторша Лене Александровне упала, она перед барином на колени потеряла сознание, очнулась, когда уже родила младенца Леодора. Губернаторша пожалела несчастную мать, вернула Филиппа из рекрутов домой и стала, кстати говоря, крёстной матерью Леодора. Да, то есть всё-таки губернаторша пошла навстречу. Но вообще-то Филиппа забрали не совсем законно, потому что с такой большой семьёй его не должны были забирать в рекруты, потому что, ну, просто-напросто семью оставляли без кормильца в таком случае. Вот и поэтому, конечно, не зря Матрёна Тимофеевна пошла за Филиппа просить, и в результате возвращают домой. То есть характер Матрёны Тимофеевны закалялся в трудностях и горе. Однако, ослави счастливец, и прозвали губернаторшей Матрёну с той поры. То есть оказывается, что Матрёна — это ещё счастливица, может быть, гораздо хуже. Вот вам реалии жизни крестьянки. Героиня прошла почти все испытания, которые могут выпасть на долю крестьянки, и тем не менее она правит домом, растит детей и с грустью утверждает, что "ключи от счастья женского от нашей вольной волюшке заброшены, потеряны у Бога самого". Да, нет ключей от счастья женского, женщина не может быть счастлива, женщина-крестьянка не может познать счастье. Странники напрасно обратились к ней в поисках счастливого человека на Руси. Ответ Матрёны Тимофеевны прост: "Не дело между бабами счастливую искать". Единственный момент, когда счастлива была Матрёна, это когда у неё завязывались отношения с Филиппом. Она была в него влюблена, они с ней поженились, они с ним поженились. Вот, сонном жизнь оказалась вовсе не такой счастливой, как быть может, она себе представляла в юности. В образе Матрёны Тимофеевны воплощён сильный характер русской женщины, это безусловно. Что ж, друзья мои, вот мы с вами разобрали трёх героев полностью, полностью детальных биографий обсудили, поговорили про Якима Ногая, про Ермилу Гирина, про Матрёну Тимофеевну. И сейчас я напоминаю вам такое краткое напоминание, чтобы немножко вы проветрить, да, чтобы немножко вы... То, что вам предстоит сдавать единый госэкзамен по литературе. Не забывайте, пожалуйста, что вам ещё предстоит сдавать ЕГЭ по базовой математике. И если вы хотите подготовиться спокойно, сдать этот экзамен, вы можете приходить к нашему чудесному Келу Нэшу, готовиться с ним. Сейчас у нас запустился второй поток, ребята решают типовые базовые задания из экзамена по базовой математике, разбираются со всеми этими страшными формулами, логарифмами. В общем-то, на самом деле это очень неприятная штука для гуманитария, но чтобы справиться с этим экзаменом, чтобы у вас точно не возникло с ним проблем, чтобы вы не нервничали лишний раз, потому что период ЕГЭ — это супер, друзья мои, это супер нервная пора. Поэтому, чтобы чувствовать себя спокойно, чтобы лишних нервов не тратить на самом экзамене, переживая, что что-то не получится, приходите на базу к Кириллу Нэшу. И более того, помимо ЕГЭ по базовой математике, ЕГЭ по литературе вам предстоит сдавать ещё ЕГЭ по русскому языку. И вы всё ещё успеваете присоединиться к курсу по подготовке к единому госэкзамену по русскому. На слайде представлены темы, которые вы ещё успеете пройти, если сейчас присоединитесь. Помните, что никогда не поздно начать. Если вдруг вы ещё не начали единый госэкзамен по русскому языку, решает вашу участь, ваше будущее в такой же мере, как экзамен по литературе. Поэтому, пожалуйста, уделите ему тоже должное внимание. Что ж, немножко переключились, немножко проветрить, и продолжаем. Продолжаем и говорим про следующего героя, о котором мы с вами уже упоминали — это Савелий, дедушка Савелий. Помните, который заснул на солнышке и не уследил за Дёмушкиным? Он раскаивался и умолял Матрёну его простить. А ещё ударился, скажем так, в религию, да, начал поститься и, конечно, молиться за душу маленького Дёмушкина. Итак, Савелия называют "богатырь святорусский". А почему он богатырь? И на самом деле вот здесь присутствует такая горькая ирония. Как вы терпели, дедушка? А потому терпели мы, что мы — богатырь. В том богатырства русское. То есть в чём богатырства русское? Получается, что в терпении. Но с другой стороны, Савелий как русский богатырь очень долго, очень много терпел, но в один момент его терпению пришёл конец, и пути обратно уже не было. Давайте посмотрим, какой эпизод его жизни. Я имею в виду, странники узнают об этом персонаже из Матрёны Тимофеевны. Савелий тоже испытал на себе все тяготы жизни, ещё больше даже тягот, ещё более страшные тяготы, чем, быть может, Матрёна. Он буквально одержим жаждой свободы, которую не смог убить ни плётка помещика Шашкова, ни хитрость немца управляющего. Сейчас обсудим этих героев. Не 20 лет каторги, клеёный, да, не раб. Так он говорит сам о себе. То есть да, действительно, он бывший каторжник, он клеёный, он преступник, но он не раб. Да, он свободен. Вот это важный момент для Савелия. Это принципиально важно. Савелий раньше был крепостным помещика Шалашникова, военного человека. Крестьяне не платили ему оброк, потому что знали, что он не сможет до них добраться, ведь их деревня находилась в лесу, посреди болот. То есть физически их достать было очень сложно. Но случилась сильная засуха, болота, соответственно, тоже засохли, и уже можно было добраться до этой деревни. В эту деревню приезжает полицейский и говорит мужикам: "Собирайте свои вещи, собирайтесь в город, направляйтесь в город к хозяину, к Шалашникову". Ну, собственно, мужики так и делают. Хозяин начал их пороть за то, что они не платят оброк. Слабые мужики отдавали ему деньги, а вот сильные, и в их числе, кстати, Савелий, да, то есть терпеливые, скажем так, они могли перетерпеть порку и при этом ничего не отдавали. Каждый год помещик так выбивал себе, ну, совсем небольшой оброк, но зато крестьяне жили не бедно. Представляете, сколько денег они экономили, сколько денег оставляли они себе? Они отдавали помещику, конечно, прилично. После гибели на войне Шалашников его наследник прислал в деревню немца Фогеля. Ещё один персонаж, после Шалашникова, которого нам с вами нужно запомнить. Крестьяне сказали этому управляющему, что денег для оброка у них нет, и тогда Фогель заставил их работать, да, работать каторжно, работать просто жутко. Давал то одно задание, то другое, и в результате получилась целая дорога через болото. Да, то есть настолько много работали крестьяне, и Фогель планомерно разорял крестьян, сбивал крестьян очень жестоко. Одним словом, с ними обращался. Однажды немец приказал Савелию и другим мужикам вырыть колодец. Озлобленные на него крестьяне, да, которые терпят, терпят, терпят, терпят, терпят, терпят, но у них уже заканчивается это терпение, и оно переходит в состояние злобно, в состояние ярости, грубости, жестокости, ответной жестокости. Озлобленные на него крестьяне подталкивали его к яме, которую вырыли для колодца. А когда Фогель упал в неё, вместе крестьяне, не сговариваясь, да, то есть они настолько одинаково озлобленные, настолько одинаково жестокие под влиянием вот такой обратной жестокости от Фогеля, да, заранее они его вживую закопали. Представляете, жестоко, очень жестоко. А объективно это плохо характеризует Савелия, да, конечно, это положительных черт ему не придаёт. Но важно понимать, что у Савелия закончилось терпение. Он очень долго терпел, и в этом богатырства русское. Но он больше терпеть не может такой жестокости, да, такой ярости, такого каторжного труда — это несправедливо. И да, поэтому, как и остальные мужики, да, он закапывает этого Фогеля. В один момент, и в дальнейшем он, конечно, с юридической точки зрения за это поплатится. Но пример Савелия показывает, что будет, если у русского мужика кончится терпение. Он способен на любой грех. За это он получил Савелий 20 лет каторги, и 20 лет был на поселениях, затем вернулся из Сибири на родину в последние годы жизни после смерти любимого внука Дёмушкина. Сколько интересная судьба у этого героя, у этого крестьянина. Мне кажется, очень интересный, очень неоднозначный персонаж. В нём действительно очень много положительных черт, но с другой стороны вот эта ярость, да, с которой он закапывает этого немца в живую, хороня его таким образом, это, конечно, не совсем хорошо, да, не совсем гуманно. Но таковы реалии русской жизни второй половины XIX века. Что ж, друзья мои, мы с вами, между прочим, почти всех героев уже изучили. Нам остался только один герой, герой, чьё имя является ответом на вопрос: "Кому живётся весело, вольготно на Руси?" Кому на Руси жить хорошо? И ответ на самом деле здесь — Гриша Добросклонов. Гриша Добросклонов появляется в последней части, в главе "Пир весь мир". Точнее, это часть, да, так называется. Там очень много-много разных историй и про разбойника Кудиярова, примерного Якова, верного. Очень интересная история. Они так намешаны друг с другом здорово, но Гриша Добросклонов — это самый важный, безусловно, образ, появляющийся в этой части. Итак, давайте его обсудим последним. Некрасов вводит в поэму образ народного заступника. Да, народный заступник. Помните, у нас Ермил Гирин был народным заступником? Да, и вот сейчас Гриша Добросклонов тоже народный заступник. У него тоже есть своя правда, он служит во имя людей, во имя их счастья. Дело в том, что Гриша понимает: личное счастье невозможно достичь, личного счастья невозможно достичь без счастья народного. Поэтому сначала нужно служить своему народу, своему родному краю, делать народ счастливым, и потом ты сам обретёшь счастье. И Гриша очень чётко понимает эту истину и планирует жить в соответствии с ней. Герой исполняет песни о матушке Руси, видит своё счастье в служении простым людям. Можно предположить, что для поэта это и есть будущий народный герой. Гриша вырастает в семье дьячка и ведёт обычную крестьянскую трудовую жизнь. Только обратите, пожалуйста, внимание, что сам он не крестьянин. Сам он разночинец — это чуть высшее социальное положение по сравнению с крестьянством. С помощью односельчан он обучается и понимает своё будущее призвание. "С любовью к бедной матери, любовью ко всей хласлилась и лет п". Григорий твёрдо знал уже, кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрёт. А кому он отдаст свою жизнь? Простым людям, да, служению простым людям. А за кого он умрёт? За свой родной край и за своих родных. Можно сказать, уже реальный, да, в ЧМ счастье и жизнерадостный, потому что он нал свой путь, своё предназначение. Счастливый человек — это тот, кто, по мнению Гриши Добросклонова, знает, что жить надо для счастья убогого и тёмного родного уголка, да, делать там народ счастливым и от того становиться счастливым самому. Строки Гриши и спира на весь мир. Естественно, завершают лесный сюжет, создавая одновременно образ течения времени. На самом деле, если понаблюдать за текстом этой поэмы внимательнее, мы понимаем, что поэма словно протянулась в пространстве времени без ограничений. "Горькое время, горькие песни" — это про прошлое. "Старое и новое" — это настоящее. А "доброе время, добрые песни" — это про будущее. То есть действительно есть надежда у автора, что всё-таки, да, реальность жизни в России станет другой, станет лучше. И собственно, Гриша Добросклонов, он транслирует вот эти авторские идеи в массы. Наблюдение за окружающей жизнью, бедностью, размышление о судьбе России и её народа облекаются в поэтическую форму. Песни Гриши знают и любят крестьяне. С его появлением в поэме усиливается лирическое, то есть эмоциональное начало. Прямая авторская оценка вторгается в повествование. Герой отмечен печатью дара Божьего, да, то есть он особенный, и у него особенная миссия. Он должен, по мысли Некрасова, служить примером для прогрессивной интеллигенции. В его уста автор вкладывает свои убеждения, свой вариант ответа на социальные нравственные вопросы, поставленные в поэме. Образ героя придаёт поэме композиционную завершенность, а реальным прототипом вполне мог быть Добролюбов, тот самый Добролюбов с критической статьёй, с которой, я думаю, вы уже знакомились, изучая "Грозу", "Лучь света в тёмном царстве" или, может быть, "Что такое обломовщина". Но в общем-то, действительно, Добролюбов — известный критик в рамках русской литературы, русской истории. Что ж, друзья мои, вот мы с вами и разобрали биографии основных героев для ЕГЭ по литературе. Я надеюсь, что вам понравилось, что вам это было очень-очень полезным. Я в таком случае очень рада, хорошие мои. У меня есть для вас подарочек. Есть для вас подарочек для тех, кто посмотрел прямо сейчас, сегодня. Для тех, кто посмотрит в ближайшее время. Сейчас на вебинаре мы с вами изучили образы главных героев, но в "Кому на Руси жить хорошо" множество героев, и всех их нужно знать. Потому что если вы не знаете, то вы рискуете потерять баллы как минимум в тестовой части, во втором задании, в задании на сопоставление, чтобы ни одного балла не было потеряно. Нужно знать всех героев. И у нас есть методичка, методичка, в которой расписаны все герои, все их судьбы и всё то, что вам необходимо помнить на Едином госэкзамене по литературе. Эта методичка у наших мастеров есть в доступе в базе знаний на платформе, а у тех, кто пока у нас не обучается, есть всё это выложено специально для вас в Telegram-канале. Да, то есть в Telegram-канале обязательно ищите эту методичку. Там очень много информации, она реально очень полезная для вас. Поэтому заберите, не поленитесь, выучите, не поленитесь. Придите на ЕГЭ и затащите вариант с "Кому на Руси жить хорошо" на максимум, ничего не боясь. Что ж, друзья мои, на этом мы с вами завершаем. Не забывайте забирать методичку из Telegram-канала, ссылку на него я давала в самом начале занятия. Не забывайтесь подписываться, не забывайтесь, не забывайтесь, не забывайте подписываться на наши социальные сети: это группа ВКонтакте по литературе, группа ВКонтакте общешкольная и, конечно, наш YouTube-канал, где будет всё больше и больше открытых вебинаров, открытых мини-роликов по разбору самых тяжёлых тем для вас. Что ж, друзья мои, и на этом мы с вами заканчиваем. Спасибо вам большое за это занятие. Мне кажется, оно получилось максимально продуктивным. Я буду рада вашим комментариям, я буду рада вашим лайкам, я буду рада вашей обратной связи. Ну и на этом мы с вами заканчиваем. Пока-пока и до встречи! До следующего открытого ролика, где мы с вами будем разбираться с гражданской войной в "Тихом Доне". Ой-ой-ой, какая, казалось бы, сложная тема, хотя на самом деле на трёх эпизодах её всего лишь можно раскрыть и получить максимум. Поэтому приходите, будем анализировать!
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий