[MyGap] Как создавалась Вертикаль Власти

ruticker 04.03.2025 15:25:19

Текст распознан YouScriptor с канала MyGap

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке [MyGap] Как создавалась Вертикаль Власти

Его вниз во всем мире существуют слова-миражи. Вы встречали, когда что-то называют одним словом, но в реальности происходит все наоборот? Слова-миражи встречались у Оруэлла: "Мир — это война, свобода — это рабство". Мы постоянно сталкиваемся с этими миражами и в реальной жизни. Ведь миражами называют целые страны: Демократическая Республика Конго, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика. В одном из таких миражей живете и вы — Российской Федерации. Сейчас многие не знают, как создавалось устройство современной России, каким образом возникли области, республики и края, откуда они вообще появились и как менялись их взаимоотношения с центром. Чтобы понять, как мы к этому пришли, нужно катить время на 30 лет назад. Наша история начинается с распада СССР. Это было тяжелое время для советов. Текущая система начала трещать по швам. Участники советов один за другим объявляют независимость. Такое явление получило название "парад суверенитетов": Эстония, Латвия, Азербайджан, Грузия. Да даже Россия выходит из советов и говорит, что все, мы дальше сами. Погружаться в тонкости и детали этого периода мы не будем. Нам важно другое: кто-то ушел из Союза и больше мы их не видели, а кто-то стал частью России. Поднимите руку, кто в детстве не в дупле. Вот есть Республика Татарстан, она в составе РФ, а в общественном сознании это то же самое, что и Самарская область. Хотя в Татарстане президент, а не губернатор. А есть Республика Беларусь, и это уже отдельное государство. Вот я так точно всю жизнь рос и даже не задумывался, почему у нас внутри страны есть республики, автономные округа и области. Чем они отличаются? Ведь вроде все как равные. Ну, где-то да, там языке есть дополнительные, а названия называются по-другому. И фиг бы с ними. Но так было не всегда. Вот смотрите: после распада СССР, 26 декабря 1991 года, на свет появляется Российская Федерация и говорит остальным республикам: "Так, давай сейчас Новый год отпразднуем, а потом будем договариваться, как нам с вами дальше жить". То есть Татарстан, Дагестан, Башкортостан и остальные известные сейчас субъекты могли на договор не пойти, и в этом случае состав федерации был бы иным. Да и, возможно, как таковой федерации не существовало бы. Но такой исход предотвратил Федеративный договор. Через три месяца, в марте 1992 года, все известные на сегодняшний день регионы подписали договор о совместной жизни, который назывался Федеративный договор. О чем, собственно, Россия, вчерашняя РСФСР, договаривалась с... я даже не знаю, правильно ли говорить с другими территориями. Давайте просто с другими. Один из главных вопросов был: кому принадлежит земля? Но в стиле: "Это наша земля, и мы ее доим". Только вот "наши" — это кто? Нет, релиза реки, а ночи региона или федерального центра? И, естественно, этнические республики свои территории под управление еще недавней РСФСР отдавать не хотели. Для них это понятный вопрос, куда более острый, нежели чем для условной Псковской области. Так тут еще недавно, в 90-м, когда проходили разные там парады суверенитетов, те самые республики взяли курс на самостоятельность, на ответственность за свои земли. Народом Башкирии мы говорим: "Верховному Совету, правительству Башкирии: вы и возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить". А уже через два года, в 1992-м, опять приходят и говорят: "Ну, твои земли принадлежат нам". А эти республики, да автономные округа, уже принимали декларации, заявляющие, что право на природные богатства принадлежит им, а не федеральному центру. Например, в тексте декларации Башкортостана указано, что земля, недра, природные богатства и другое принадлежат Башкирской ССР. А самое главное, что региональные законы имеют верховенство над федеральными, за исключением тех вопросов, которые они сами добровольно передали федеральному центру. Сейчас вроде за такие формулировки может наряд ментов приехать. Слава богу, что мы историю обсуждаем, это же пока не экстремизм. В общем, подобные декларации имели все этнические республики. И вдруг им предлагают подписать Федеративный договор, в котором планировалось уравнять в правах технические республики с областями. В конечном счете, этот договор с республиками был подписан в компромиссной форме. Республики сохранили в своем названии слово "республика" и получили больше полномочий, чем край или область. Например, Башкортостан таки настоял, что управлять своими природными богатствами будут сами, да и налоговую систему определять будут тоже сами. Из прошлых видео вы помните, насколько важны правила налоговой игры для региона. Кстати, Чечня и Ингушетия этот договор вообще не подписали, потому что он не подходил. Татарстан так вообще чуть не стал суверенным государством, они там аж свою валюту запускали. Сейчас это, конечно, кажется безумием. Так вот, кто там интересовался, именно 31 марта 1992 года появились известные вам республики, края и области, а Россия стала асимметричной федерацией. То есть федерация, потому что объединение субъектов, асимметричная, потому что не все равны. У республик прав побольше, они договорились на более самостоятельные условия. Башкортостан то вообще стал наподобие канадской провинции, которая сама управляет природными ресурсами. Но это длилось недолго, ведь всего через год Россия принимает новую Конституцию 1993 года, которая усиливает роль центра. В новом документе подробно раскидали отношения между центром и регионами, а также сказали, что во главе идут федеральные законы и Конституция РФ. А все, что регионы напридумывают, не может противоречить и должно быть в соответствии с этой Конституцией. Таким образом, Конституция по факту отменила эту тему с договорами между регионами и центром. Теперь договариваться не надо, надо делать все в соответствии с главным законом, а регионы могут создавать только нормативные акты, уточняющие исполнение федеральных законов. Это действие по сути в одностороннем порядке уравняло республики и автономные округа с областями и краями, а следовательно, юридически право на природное богатство опять вернулось в центр. И возможная федеративная история по типу Канады, где 77 процентов лесов принадлежат регионам, канула в лету. В итоге на этом этапе федерация стала симметричной, потому что все регионы получили одинаковые права, которые до конца не есть. Но это была лишь основа для будущих изменений. Понятно, что 12 декабря 1993 года, после принятия Конституции, Россия не стала резко централизованной. Это лишь начало. Да и одно дело, что там в законе написано, а другое — как это исполняется. Но стало ясно направление: Россия от договорной федерации перешла к конституциональной. У вас уже начинает подстраиваться картина, что государство — это набор условий и возможностей, как, впрочем, и товар в магазине. Каждый покупатель ищет себе лучшие условия. Поэтому сейчас будет очень важная реклама о бесплатном обучении в Европе. Значит, смотрите, есть реальная возможность бесплатного обучения в чешском вузе, при том как бакалавром, так и магистром. Прикол в том, что в государственных вузах Чехии нет платных мест. Все абсолютно, все обучаются бесплатно, в том числе и иностранные студенты. Самое важное условие — это знание чешского языка. Ну, естественно, нужно выучить язык, подготовить документы для визы, переехать, подтвердить свое предыдущее образование, ну и сдать вступительный. Вот все эти задачи школа "Гол стаде" берет на себя. Пакет услуг просто не может быть. Вы обращаетесь к ним, за 850 часов обучают языку, за 150 часов готовят к вступительным экзаменам. А жить будете в учебном корпусе. Конечно, вуз не поступит полные лоботрясы, но статистика на вашей стороне: 90 процентов выпускников, господи, поступают успешно. А после бесплатного обучения открывается дорога в Европу. Можно задержаться в красивейшей Праге, и есть основание, что здесь с трудоустройством дела обстоят получше. Можете сами взглянуть: в Чехии самая низкая безработица по Евросоюзу, ситуация даже лучше, чем в Германии. А тем, кто соскучится по родным березкам, можно вернуться в Россию. Сами понимаете, с европейским дипломом тут будет полегче. Информация очень много, поэтому давайте так: переходите по ссылке в описании, там есть адрес бесплатного интенсива, где будет вся-вся информация. Ваше будущее в ваших руках. Итак, после принятия Конституции 1993 года в стране возникла правовая коллизия. С одной стороны, республики разработали декларации суверенитета, некоторые приняли свои конституции, а с другой стороны, федеральный центр принимает Конституцию, где заявляет, что все, кто в составе РФ, полностью подчиняются основному закону. Республикам начали заключать еще одни двусторонние договоры с центром, теперь уже по поводу НДС. Как вы помните, НДС является одним из самых мощных налогов в стране, потому что его платят все и всю. Даже ребенок, которому родители дали деньги на шоколадку. И из этого видео вы знаете, что сейчас сто процентов этого налога из всех регионов и городов отправляется в федеральный центр. Но так было не всегда. С 1994 по 1998 в регионах оставалось 25 процентов от сбора НДС. Более того, в зависимости от силы убеждения и политического веса республики договаривались о своих специальных условиях. Каждый год они заключали двусторонние договоры с центром, опрашивали, сколько они отчислят в центр в этот раз. Например, Башкортостан вообще договаривался об улове: "Половину НДС вам, половину оставим себе". Вот для примера, как это было прописано прямо в законе республики. И еще одна внезапность: в то время существовал хаос в законодательстве. Система только строилась, направление было туманным. Это на знаете, как в разработке программ: альфа, бета-версия, баги, фиксы. И у нас в стране все было тоже самое. Вот еще пример правовой коллизии: в соответствии с Конституцией 1993 года движение товаров между областями должно было быть свободным. Но, несмотря на это, через 10 дней президент Ельцин выдает указ, где говорит: "Ну, в принципе, риге, а если хотите, можете намутить свои налоги". В итоге области начали ставить таможенные сборы на импорт из других областей. Так Мордовия могла впаять пять процентов налога с продаж на подакцизные товары. Да, товар между областями как будто бы из-за рубежа приходил. В результате примерно 200 разных региональных и местных налогов было введено субъектами федерации. Да, это противоречило Конституции, но именно это, я думаю, вас сейчас как раз не удивляет. В итоге прожили так три года, а затем Ельцин в 1996-м этот пункт в указе отменил, и местные региональные налоги просто исчезли. А чуть позже доля НДС в регионах снизилась с 25 процентов до 15, а потом вообще стала равна нулю. В 2001 году с того времени НДС полностью уходит из регионов. Федеральный центр примерно в это время изобрел такие вещи, как Бюджетный и Налоговый кодекс, которые все прошлые традиции договоров просто отменили. Теперь все субъекты поступали так, как решит центр. В итоге вы помните, к чему это привело: к тотальной зависимости города от региона, а регионов от центра. Не так давно, в 2016 году, Валентина Матвиенко заявила по поводу складывающейся ситуации: "Мы считаем, что необходимо изменить концепцию межбюджетных финансовых отношений. На сегодняшний день 35 процентов всех доходов остаются в регионе, а 65 идет в федеральный бюджет. Это неправильно. Руководители регионов теряют мотивацию к развитию". Но тут мы забежали вперед, вернемся к прошлому. На наших календарях 2000 год, и у регионов еще оставались рычаги на принятие решений. 2000 — это ключевая веха в истории современной России, которая определила траекторию развития государства. Тогда произошло определяющее событие: к власти пришел Владимир Путин. Сразу после выборов в ход пошли ключевые реформы, все сильнее замыкая управление на центре. Во-первых, в это время запустился процесс приведения конституций республик в соответствие с Конституцией РФ. 1993 года были целые республики, и похожие на остаются и сейчас, у которых есть такие положения, как верховенство региональных законов над федеральными. Но ни в одном крае, ни в одной области этого нет. И поэтому то, что президент высказался, и самый главный стал предпринимать действия по упорядочению законодательства во всей стране, одинаково значимо и, по-моему, нормально. В итоге все республики от своего суверенитета отказались. Тот же парламент Башкортостана в течение полутора лет вносил правки в Конституцию несколько раз, а завершился такой процесс к 2002 году. Во-вторых, вот тут прям внимание: скажите мне, в чем смысл Совета Федерации? Да фиг его знает. О нем вспоминали ты недавно, когда одного сенатора задержали по подозрению в убийстве. А что делает Совет Федерации? Какую функцию выполняет? Зачем он нужен между Госдумой и президентом? Вот у вас лично какое образа в голове? Напишите в комментариях, вы и себя проверьте, и мы получим активность в комментах, все в плюсе. Итак, вернемся в прошлое. До 2001 года Совет Федерации был по сути своей балладой. В регионах в нем заседали сами губернаторы регионов и спикеры законодательных собраний. Да, мы сами офигели, когда узнали, стал губернатором или спикером Заксобрания, автоматически представляешь регион в центре. Это были первые люди от региона, политические тяжеловесы, владельцы ресурсов, с которыми нельзя не считаться. И было примерно так: Госдума утверждает законопроект, отправляет его в Совет Федерации. В этот момент подтягиваются первые пацаны с региона, смотрят на все это, и если их законопроект не устраивает, законопроект просто забалтывается, и он до президента не доходил, в закон не превращался. А пацаны с региона возвращались обратно в родную вот. То есть регионы реально могли сопротивляться решениям центра, если считали, что это не соответствует интересам региона. А наседать на таких тяжеловесов было проблематично. И это объясняет, почему сейчас единственным игроком большой политики, кто хоть как-то высказывается за регионы, это Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации. В прошлом выпуске она выступала за переселение штаб-квартир из Москвы, она же говорит о неравном распределении доходов регионов и центра, но все это дальше разговоров не движется. Как такое вышло? 5 августа 2000 года происходит важная реформа: подписывается закон, по которому в Совете Федерации заседать будут не сами первые лица регионов, а их представители, и заседать они будут на постоянной основе. Тут важно отметить, что это утвердили сами сенаторы, тогдашние губернаторы. И само по себе реформа не говорит об авторитаризме или демократии, но это привело в конечном счете к тому, что представители регионов уже не имели такого веса, не были также независимы от центра в принятии решений. Да, они даже жили в Москве 24 на 7, они были ближе к центру, чем к своему региону. Об этом еще не раз пойдет дискуссия. Вот, кстати, недавно некий Сергей Иванов уже сказал: "Давайте, как раньше, губернаторов вернем в Совет, они смогут оживить работу верхней палаты". Эту тему заблокировали, потому что сейчас время другое, губернаторам нужно всегда находиться на своих местах. В коммерсанте была статья, как на это реагировали и сенаторы, и депутаты. Мы же вставим концов. Тогда перед федеральным центром стояла задача выстраивания вертикали власти и ослабление влияния на федеральном уровне региональных баронов. Губернаторов равно удалили из верхней палаты парламента под формальным предлогом недопустимости смешения исполнительной и законотворческой деятельности. Совет Федерации — это скорее бремя, по сути, с 2000 года Совет Федерации пребывает в замороженном состоянии, больше как источник статуса для его членов, нежели как полноценный орган власти. Законопроекта по возвращению губернаторов в Совет нет шансов расти в закон без политической воли, а ее не просматривается. Но что-то мы опять прибежали в настоящее, вернемся в прошлое. Тогда произошел еще ряд важнейших событий. За пару месяцев до подписания закона об отдалении губернаторов выходит президентский указ. В отличие от закона, указ — штука односторонняя. На то он и президентский указ. Так вот, этот указ создал новую сущность в стране — федеральный округ. Ну, помните, да? Центральный, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа. Что это вообще за шнек такое, зачем она нужна? А вот оказывается, это придумал президент всего через три месяца после избрания. 13 мая 2000 года страну поделили на участки. А раз есть участки, то за ними закрепили смотрящего. Название у должности выбрали нехитрое: полномочный представитель президента РФ в федеральном округе. И самый важный момент: эта новая должность находится выше губернаторов областей и краев, а также президентов республик. Как вы понимаете, такое положение дел еще отдалило главы регионов от центра, ведь между ними и президентом появилась еще одна должность, которая как бы их курирует. Но осталась последняя проблема: этих губернаторов выбирают население. А население может выбрать неудобного кандидата. И тут мы подходим к развязке событий. Финальный выстрел по автономии и влиянию регионов совершил еще один указ президента Российской Федерации от 27 декабря 2004 года под номером 1603. Казалось бы, как еще можно потеснить власть в регионах? Абсолютно все законодательство подчинено федеральному центру. Губернаторы уже не имеют прямого влияния на решение центра. Над ними создали специальную должность, которая выше их всех. Но теперь вопрос об управлении выборами. До 2005 года, без сарказма, можно сказать, что выборы проходили по демократическим принципам. Губернатором мог стать любой, кто смог бы провести достойную избирательную кампанию. Где право избирать руководителя в своем собственном регионе? Мне кажется, что это ошибка. Это ошибка, потому что, во-первых, какой-то элемент неуважения к избирателям мы проявим: "За них будем решать, кто должен ими руководить". Это понизит ответственность местных руководителей за результаты их труда. Но благодаря указу 1603 появились списки тех самых глав регионов, за которых можно голосовать, а утверждает эти списки президент. То есть теперь работает это так: тот самый смотрящий федерального округа, полномочный представитель президента, отбирает минимум двух кандидатов, передает их руководителю администрации президента. Руководитель администрации, кумекай, чё как, цитата: "Проводит необходимые консультации", а потом передает эти списки президенту. И вот если уже сам президент списке губернаторов утвердит, то граждане России могут начинать свое голосование. Если президенту кандидатуры не понравятся, то и никакого голосования не начнется. Вся процедура по отбору правильных кандидатов запускается заново. И если добавить к этому отмену выборов мэров городов, то совершенно четко становится видна конструкция, которая имеет название "вертикаль власти". И если ее знать и понимать, то лозунг "Царь хороший, бояре плохие" становится бессмысленным. Губернатора Хабаровского края задержали накануне по подозрению в организации убийства и покушений на ряд предпринимателей. Как сообщают в Следственном комитете, имя Сергея Фургала появилась в домах. На самом деле современные политологи могут спорить, насколько это слово "федерация" наполнено на судью, насколько мы унитарны и существует ли вообще эта вертикаль власти. Может быть, это вообще не так. Если вникнуть в материал из трех видео, станет понятно, что речь не только в политике, но и в экономическом устройстве страны. А символом нашего времени является прямая линия с президентом. Явление, возможно, только в России. Это специальный флешмоб, где все собравшиеся, в том числе и организаторы, считают абсолютно нормальным спрашивать президента про прорванные трубы в жилом доме какого-то города. Этим видео мы заканчиваем цикл из трех роликов о государственной системе управления страны. Мы говорили про регионы, столицу и вот сейчас про эволюцию системы управления. Каким это слово правильно назвать? Одним, наверное, не получится. В голове пока теги: централизация, зависимости и декорации. На протяжении последних 20 лет было сделано всего, чтобы ослабить самостоятельность регионов как политически, так и экономически, а все ресурсы замкнуть на центре. Количество федеральных служащих в регионах выросло с 467 тысяч в 2001 году до 577 тысяч в 2003 году и 786 тысяч в 2006. Это значительно больше, чем количество региональных служащих. Это выдержка из научной работы "Межбюджетные отношения в России", которую подготовили в Леонтьевском центре. В этой работе очень четко рассказывают, как централизация проходила по налогам и как именно города стали зависимы от региона, а регионы — от центра. Другая работа — это колоссальный труд, который лег в основу выпуска. Работа называется "Почему Россия скользит от федерализма". Автор — Зуль-Карнайн Ильдар Узбекович из Башкирского университета. Если здесь есть его ученики, передайте автору огромный респект. Именно эта работа сподвигла на создание цикла из трех роликов. На основе этих двух работ можно объяснить, в какой системе мы живем, и это очень круто. Запустить бы это во всех школах страны. Очень многие стараются избегать политики, как будто это что-то грязное, а доступ туда только для избранных. Но это не так. Любому думающему человеку должно быть хоть немного интересно, в какой среде он живет. Эти выпуски лишь попытка осмыслить текущие порядок вещей. К тому же того страшного и радикального образа политики просто не существует. Даже судя по циклу выпусков "Межбюджетные отношения", эта политика — знание, куда идет твой налог. Эта политика, а денежные отношения с государством — может быть, эта политика, но это все определяется законами. А законы вроде же точно политика. Очень скоро и текущие действия властей будут пересмотрены и определены историей как ключевые вехи в развитии государства. А мы постараемся не отставать в понимании. Время поблагодарить YouTube, спонсоров и патронов нашего ордена: всех крепников, героев, консулов, верховных магистров, Давида Большого и Герштейна. Спасибо вам всем, что смотрели, комментировали и репостили. В этом году увидимся в следующем!

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com