«Петроглифы Алтая» | Лекция

ruticker 04.03.2025 15:25:13

Текст распознан YouScriptor с канала Алтайская краевая библиотека имени В. Я. Шишкова

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке «Петроглифы Алтая» | Лекция

# Явление культуры Вот мы с вами попытаемся сегодня это смыслы почитать и посмотреть, какие ценности, какие важные для людей предыдущих эпох знания сохранены в этих петрографах. На самом деле, не случайно их называют *каменной летописью народов*. Это и летопись, и священные тексты, и это жизнь и судьба тех древних людей, наших с вами предков, жителей Алтая. Считается, что каменные рисунки, каменные изображения появляются, скорее всего, в позднем каменном веке, когда человек действительно уже обладает достаточно развитой системой религиозных верований, системой каких-то ценностей, этических ценностей. Поэтому, когда мы говорим о бедроглифах, то мы пытаемся разобраться, зачем людям это надо было. В истории, в культурологии и марсиалогии существует понятие о том, что по всей территории Евразии, не только у нас на Алтае, не только даже в Сибири, существовал единый *Мир о права матери*, древней матери, прародительницы всего живого. В Сибири этот миф отражался в образе Великой олинухи или маралухи, то есть *первомайтере человечества*. Я рассматривалась у сибирских и северных народов как Великая алинопа. Дело в том, что это идет еще от катонистических верований. Древние люди считали, что они произошли от разных животных. У разных родов, у разных племен были свои предки. Зачем это нужно было людям? Для того чтобы иметь, как бы, свой образец для жизни, свой символ. Мы знаем, что некоторые народы ведут свое происхождение от мощных, сильных зверей: клан или род тигра, клан медведя. Кстати, народов, и мы с вами, русский народ, мы тоже своим тотемом, своим предкам считаем медведя. И не случайно мы его называем *Всем привет*, хотя все индоевропейские народы называют его в *то*. То есть это риски корень. Но для людей, у которых тотем животное, называть его имя запрещено. Нельзя ушедшего в мир иной поминать. Поэтому говорят *тот, который ведает, где медведь*. Да, в украинском языке, в венгерском. Хотя в русском языке сохранилось его исходное имя, исходное имя *где живет медведь* — *верь влоги*, да, то есть логово. Почему его назвали предком? Считают редко, но во-первых, это действительно могщество. Во-вторых, этот зверь живет как бы в двух мирах: летом среди людей, в этом мире, в лесу. Вспомните все русские сказки, как его называли — *батюшка, она потапно*, очень уважительно. Но на зиму уходит он туда, в подземный мир, в берлогу, он уходит и засыпает, так же как вся природа умирает, засыпает на время. Точно также уходит медведь, а потом он возвращается. И вот у разных народов были свои тотемы. Но удивительно то, что у большинства евразийских народов, как я уже сказала, помимо своего предка существовал еще образ Великой матери, то есть Великая божественная сила, сила все порождающая. Вспомните, опять же, у всех народов есть всегда главная богиня-мать. У славян — Лада, матушка Богородица. Кстати, слово *Богородица*, которое ели Марии, это как раз слова, это имя идет от Лады, от древней ведической богини. У тюркских и монгольских — это богиня Умаи. Разные народы евразийские, европейские, например, да, Фрея у германо-скандинавских народов. Действительно, когда древний человек пытается себе объяснить происхождение мира, то он от себя как бы отсчитывает, как говорят, *хочешь познать весь мир — познай самого себя*, как сказал Сократ. Но на самом деле, с древнейших времен человек познавал мир через себя, через свой как бы ближний космос, то, что понимал, то, что было ближе и понятно. А макрокосмос он уже по аналогии объяснял по своему образу и подобию и по окружающему себя миру. И, конечно же, для древнего человека животное гораздо более актуальное существо, чем человек. Почему древние божества изображали именно зооморфными, то есть в виде богов, в виде животных? Потому что животное гораздо более приспособлено к жизни, чем человек. У одних животных быстрые ноги, у других крепкие зубы и большие когти, у третьих хорошая маскировка их сложного покрова. А у человека ничего нет. Помните *Маугли*, лягушонок? Почему презрительно волки про Маугли говорили? Потому что он не приспособлен ни к чему: шерсти у него нет, клыков нет, как те нету. Ну и так вот к нему относились снисходительно, снисходительно, до тех пор, пока мама не владела огнем. То есть Великая творческая созидательная сила дана только человеку. И постичь эту силу, овладеть тем, чем не может овладеть ни одно животное, это и дает человеку превосходство. Вот как бы аналогичные я вам ассоциации рассказываю для того, чтобы создать вот этот контекст. На самом деле, Киплинг великолепно знал систему строения мифологического сознания древнего человека, поэтому по его рассказам про Маугли мы можем прямо в энциклопедию мифологического сознания рассмотреть. Если мы посмотрим с вами на древние петроглифы, самые древние, собственно, самые древние петроглифы относятся, как я уже говорила, к эпохе верхнего палеолита и началу бронзы. Причем, почему верхний палеолит? Вот вы видите изображение животных, так называемые точечные выпивки. Это изображение камнем по камню делалось. Дело в том, что те поверхности, на которых создаются петроглифы, так называемые загар на камне, как правило, камни, на которых удобно делать петроглифы, это сланцевые породы. Мы знаем, что они слоистые, да, и они имеют вот такой загар, много тысячелетней. Причем этот загар получается в результате того, что солнце и ветер вступают в взаимодействие с элементами металлов, которые находятся вот в этой своей структуре камня, в том числе углокислого железа. Они дают камни вот такой коричневатый от блеск, он даже прямо блестит иногда. И поэтому археологи называют его загар. Этот загар довольно просто сбивается, и много раз делали эти опыты, проводили и археологи, и просто любители разные отбить верхний загарный слой несложно другим камнем, более прочным, не сланцевой структурой, более прочным каким-нибудь кусочком гранита, например. И поэтому сейчас, кстати, очень часто на петрографических комплексах, вот на этих древних сакральных алтарях, встречаются новоделы. Очень много новоделок, и их можно легко отличить, потому что они вот очень светлый рисунок контрастных загаром. Древний — это человек как раз потому и делал эти рисунки, да, чтобы загар, когда он сбивает, то появляется контрастный рисунок такой серовато-голубоватый или белесого цвета на коричневом фоне. Он очень хорошо смотрится, но подлинные петрографы имеют патину, старинные, древние петроглифы. И по этим цветам, по налету, по количеству или по структуре лишайников археологи могут датировать петроглифы. Но и еще, конечно же, важную роль играет иконография, то есть как изображены те или иные животные. Потом появятся изображения человека. Какой стиль изображения: реалистический или там орнаментальный, или абстрактный — это разные стили, которые отражают разные этапы становления сознания человека. И вот самое удивительное, когда мы смотрим вот такие роскошные совершенно реалистические изображения. Вот вы видите олинуху, лежащую с оленёнком. Абсолютно художественная реалистическая живопись — это самые древние этапы создания наскальной живописи. А вот абстрактная живопись, которая там в виде крестиков, черточек кажется, но вот это уж самый примитив. На самом деле, это уже поздние, достаточно поздние петроглифы. Как правило, они несут в себе символику, это уже абстрактное изображение, то есть уровень сознания человека уже гораздо более развитым становится, и человек уже создает вот такое рисунчатое письмо, где уже полшага до письменности. Поэтому в этом смысле очень часто начинающие исследователи путаются и считают, что вот такое реалистическое изображение — это поздние петроглифы. А вот всякие там черточки, кружочки, крестики, нолики — это вот самый примитив. Ничего подобного. Если мы говорим о древнейшем власте формирования мифологического сознания человека, проживавшего в Евразии, то образ Великой матери в виде изображается очень часто, очень много. Причем на Алтае можно встретить и изображение не просто само поколение. Вот здесь указатель есть, скажите, пожалуйста, а вот посмотрите, вот этот вот петровый. Здесь изображается важенка. Важен для совиненком. Кто такая важенка? Так называют самку северного оленя на территории Алтая. Северный олень водился до начала 20 века, только в 20 веке ушел. Северный лето старшей территории. И поэтому очень много изображений северного оленя, которая отличается от образа аллилухи. Ну вот вы видите, самки марала совершенно по-другому выглядит морда. И самое главное, что самки марала, да, вообще все самки оленей класса оленей, они всегда без рогов. И только у северного оленя важенка с рогами. Поэтому очень часто возникают путаница: кто изображен — олень или алинуха. Но вот такой вот специфический облик важен. У нее, вы видите, лицо, морда немножко на лосиную похоже. Она вообще вот северного оленя морда. Если вы посмотрите, она какая-то вот такая частично на линии, частично на лося похоже. Поэтому вот тогда мы видим лоси подобное изображение, то это может быть и лось, или изображение северного оленя. Ну вот в данном случае мы видим, что это самка выше колбаса, изображение нижнее на оплату укол. И этого поставьте, думаю, но те, кто были участниками экспедиции, кто много по Алтаю ездил, знает, где находится этот колоссальный фитографический комплекс, чуть дальше, чем место слияния Чую, которую. И вот там как раз мы видим вот эту важенку с оленёнком. Тоже еще интереснее есть изображение. Мы видим алинуху, беременную, в ее чреве оленёнка. Для древнего человека путь Великой матери играл главную существенную роль, потому что это эпоха матриархата. Кто является хранителем рода? Женщина, рождающая, порождающая и сохраняющее начало. И поэтому образ Великой матери, породивший новую жизнь, это главный образ. Это почитание культа Великой матери является главным религиозным пультом, потому что обеспечивается храбрость рода. Если женщины не будут рожать, род иссякнет. И для древнего человека это, ну как бы, тот же самый апокалипсис. После того, как иссякнет род, не будет ничего. Но пусть Великой матери развивается очень интересный, очень интенсивно. Конечно, с развитием истории человеческой, с развитием сознания человека происходит и трансформация некоторых образов. И вот мы таким образом увидим с вами. Ну, во-первых, вот то самое, где важенка. Вот она, важенка. Мы видим вот такие странные изображения, и аксиологи очень долго ломали голову над тем, что же это изображено. Вот, например, известный очень археолог, который Елена Алексеевна Ладникова, дочь знаменитого Алексея Окладникова, который открыл каменный век на Алтае в Лалинскую стоянку, которая удлинила историю человечества до полутора миллионов лет. В 70-е года 20 века считалось, что история человечества 700-800 тысяч лет. Вот ее отец, Алексей Павлович Ладников, открыл монолинскую стоянку в Горно-Алтайске, это прямо на территории самого города, которая вдвое практически удлинила историю человечества. Она решила, что это изображение волокуш. То есть есть специальные такие носилки, кого-то волок человек или кого-то он запрягал. Непонятно. И что якобы это вот хозяйственная какая-то такая постройка для того, чтобы таскать тяжести какие-то, еще что-то. И она наказывала эту свою идею. Но дальше оказывается, что она была не права в этом плане. А вот сегодня вы можете услышать от некоторых самодеятельных таких гидов, которые в Горном Алтае ведут экскурсии, которые рассказывают, что это инопланетяне, это изображение ракет и так далее. Все что хотите вам расскажу. На самом деле, если вы внимательно посмотрите, это изображение женщин-шамана. Особенно вот на верхней вот этой картинке очень хорошо видно. Мы даже видим ее растопыренные пальцы, видите, голова, одежда, типи, одежда вот с этими болтающимися лоскутками. Один в один. И ниже мы видим еще одно изображение, там правда на трех пола. И это, кстати, тут же обыгрывается, что вот видите, у нее же не 5 пальцев, значит, инопланетянка. На самом деле, суть, конечно, не в этом. Для художника, древнего художника, важно было изобразить образ Великой матери, который шаманки, когда совершают великие вот эти камлания, великие мистерии, посвященные Великой матери, как правило, это очень важные, очень значимые ритуалы, которые проводились в начале года, например. Да, не случайно мы правила знаем, какое праздник в начале года? Рождество. Да, Рождество Христа. На самом деле это рождение Нового мира. И рождения — это главный праздник и главный культ. Поэтому изображают всегда богиню мать и шаманок в одной и той же так называемой позе оранты с поднятыми руками. То есть моление. Кто-нибудь может быть помнит первую икону, изображающую Марию в русской на Руси, крещенной? Это мозаика в Киеве, в киевском соборе Святой Софии, где она стоит, а у нее нет младенца на руках. Она стоит вот с такими поднятыми руками. Это поза в переводе с греческого *аранта* звучит или означает *молящаяся*. И эту позу мы встречаем постоянно во всех изображениях. Вот посмотрите, пожалуйста, изображение на славянской вышивке. Что такое? Вот вы видите, да, руки поднятые кверху. Причем вот эта вот поза еще называется поза Кассиопеи. Кто знает, как выглядит созвездие Кассиопеи? Дубль, да? И вот мы видим дубль. Причем Кассиопея здесь с одной стороны — это руки, поднятые в моление, а с другой — это груди матери, кормящие. Видите, да, эту форму? И на самом деле это изображение роженицы. Вы посмотрите, все вышивки славянские, которые изображают роженицу, они все время используют вот этот либо моление, либо руки опущенные вниз. Но руки опускают вниз женщина в момент родов. Древние руды у многих традиционных народов сохранилась. Рожающая женщина так рожала. Она рожала сидя всегда. Поэтому изображение роженицы — это универсальный символ, который встречается у разных народов. И если мы ее видим на петроглифах, вот вам, пожалуйста, поясная сумочка племени Апачия на другом конце планеты. Абсолютно тот же самый символ, то же самое. Мы видим здесь. Мало того, что сама роженица, а она рожает дочь. И вот этот образ бесконечных родов, то есть бесконечных воплощений — это одно из главнейших проявлений культа роженицы. Мать рожает дочь, которая, в свою очередь, становится матерью, которая рожает дочь. И вот этот непрерывная линия матриархата — это главный знак древнего периода, причем периода палеолитического, тогда, когда еще мужчина не играл роль в общественном образовании, в общественном укладе, как это произойдет уже в начале древних цивилизаций, когда мужчина становится воином-добытчиком, тогда он берет власть в свои руки. И, кстати, тогда начинается процесс охаивания культа Великой матери. И тогда Великая мать превращается в бабу-ягу. И наша сказка. Да, кто такая баба-яга? Это про Матерь хранительница. Она, во-первых, хранительница всех зверей, во-вторых, она хранительница тайн бытия. Помните, наш герой в сказках? Почему всегда приходит? Зачем? За помощью. Она помощница, потому что мать всегда поможет, она никогда не откажет помощи своим детям. И она владеет тайнами. Именно она же дает волшебные предметы, которые дают возможность победить всяких там Змеев Горынычей и так далее. Ну и вы видите еще одно уникальное совершенно картинка — зеркальная роженица, то есть мать и дочь, но они вот зеркально отражаются. Все вот эти образы, они актуальны для любого народа. Вот мы с вами видели и у Апачи. Но а что представляет собой самый знаменитый среднеазиатский орнамент, который вообще у всех азиатских народов, начиная от Монголии, заканчивая там назад и карачаево-черкесами, кем угодно? Это та же самая Великая мать. Вы видите, опять ту же самую позу рожающей женщины. Причем особенно великолепно это вот этот вот сюжет, то есть мать, рожающая дочь. И опять вот этот же самый бесконечный процесс рождения. Либо образ бесконечности рождения. У вас есть тоже очень хорошо видите белый орнамент или только черный. Видите отражение, то есть вот это вот отражающийся, да, зеркальная мать-дочь. Она вот здесь, в орнаменте. Ну и еще одно из модификаций — улы. Она улы, она в переводе с тюркского — Великая мать. Вот тот же самый символ. И когда нам говорят, что это растительное орнамент, это говорят люди, которые, ну, судят чисто по внешнему. На самом деле это не растение, это культ Великой матери. Но посмотрите на головной убор монгольской женщины замужней. Один в один тот же самый. Но на самом деле, используется элитной матери не заканчивается. Вот постепенно, когда происходит процесс перехода власти от женской линии к мужской, от матриархата к патриархату, появляется новый мир. Тоже все сибирский и все евразийский миф о великом охотнике, который охотится за моралухой. И тогда мы видим, ну, все, кто алтайскую культуру изучает или слушал, или путешествовал, наверняка слышали вот эту легенду о великом охотнике любви Мерген, который преследовал моралов с двумя моралями. И она, для того чтобы спастись от него, от этого все сокрушающего охотника, вот смотрите, он изображен в виде такого жестокого и убивающего все в пути человека. И от него маралуха прыгает на небеса. Вы видите этот сюжет вот в этой иллюстрации. А вслед за ней охотник тоже прыгает на небо. И всех форм мы знаем о созвездии Ориона, три звезды его пояса, там маралуха с моралятами. И дальше там, где-то тут, по-моему, я сейчас вам точно скажу, где-то тут рядом еще три звезды — это три собаки, которые как раз преследовали моралов с моралятами. И здесь опять мы говорим не просто об охоте как способе добычи пищи для человека, а это сакральный акт охотника за моралухой. На самом деле, это охота мужчины за женщиной. И причем, посмотрите, один из выдающихся исследователей индоистских языков, Маковский, пишет в своей работе по расшифровкам, что в сознании язычников она представляет собой сакральный акт, сопровождающийся жертвоприношением. То есть проявить. Но вспомним, да, когда девушка впервые становится женщиной, она становится жертвой, проливается кровь. Вот так формируются символы многоуровневые глубины, которые потом проявляются в разных ипостасях. И следовательно, преследуя женщину или преследуя моралу, человек от своего обыденного сознания, от обыденного бытия, повседневного бытия возвышается до духовного, до возвышенного, до небесного. Он с земли прыгнул на небо. Он от простого охотника, простого разрушителя, становится частью сакрального акта. Ну если вы почитаем дальше охота, мы русский язык-то знаем же, означает стремится, домогаться. В других народов, немецкий язык — Хант, охотник. Да, Хант. Но по-русски охотиться — хотим. Армянский — Ханда, родимое желание. И дальше смотрите, радость у британцев то же самое, предмет желания. Хорно по-сецкий — охочусь, курнаи — домогаться, оплодотворять. И смотрите, куда поехала дальше. А хочешь — домогались, любовь. И смотрите, в древнеиндийском Люка охотник звучит как по-русски любящий, тот, который любить хочет, любви. Но русское смысле охота в смысле желания и даже похоть. То есть, пожалуйста, целый спектр значений в одном и том же комплексе. Охота, охота как охотник, который охотится за зверем, но мужчина охотится за женщиной точно так же. И причем очень часто бывает ситуация, когда действительно женщина воспринимает вот это домогательство мужчины как, ну, со своей стороны, как жертву. И сопротивляется этому, так же, как и любое существо, которое, ну, как бы не хочет стать добычей охотника. Но и если мы с вами посмотрим на петроглифы, то мы увидим как раз вот те самые сцены. Вот вы видите цена домогательства. Мы видим мужчину в активной фазе, да, а в руках у него лук. Но это не значит, что он в таком виде бегает за зверем. Да, это сакральный акт. Это момент изображения действительно отправления культа роженицы. Более того, вспомните, на в русской культуре, например, вплоть до начала XX века крестьяне во время празднования Ирины, это после Пасхи, тогда, когда солнце и земля оттаивает перед первой пахотой, муж и жена совокупляются на поле. Это тот самый культ, а не просят. Они как бы дают земле знак, чтобы она вот так же оплодотворилась. И не случайно дождь считается это мужское качество, которое оплодотворяет землю матушку. В русском языке всё один в один нам известно. И поэтому вот такие картинки мы сегодня считаем, что они не потребные. На самом деле, для древнего человека это был очень важный, очень сакральный акт. И более того, вообще откуда взялось одежда человека? Вот, ну ладно, нам холодно, мы одеваемся. В древние племена жили в благодатном климате. Что они делали? Они делали на ветреную повязку, да? Или вспомним в Библию, фиговый листок прикрылись там все его. Почему? Потому что половые органы — это самая ценная в человеке, потому что только благодаря им человек может стать началом другой жизни, что мужчина, что женщина. Да, поэтому самая главная, что надо было закрывать самое ценное и то, что могло пострадать от дурного глаза. И вот когда говорят *сглазят*, прежде всего боялись сглаза именно в плане бесплодия, не какой-то там болезни, а именно бесплодия. Это самое страшное, ну, страшное наказание. А для человека это знак, что его боги за что-то страшно наказали. Поэтому вспомните в Библии, да, каждый персонаж, у которых там возникала проблема, что долго лет они не могли детей, заявить, как они из этого молились Богу, чтобы он все-таки послал детей, иначе они не видели смысла жизни человека в этом. Кстати, я не обратила ваше внимание на предыдущем платье. Тогда всё нормально. И еще обратите внимание вот на этот слайд. Изображение, опять же, мы видим оленя. Но вот это вот необычное изображение, вы видите, орнаментальное такое. Это тоже один из древних образцов изображения, тоже датируются эпохой бронзы. И считается, что это как раз когда животное, которое изображается, наделено какими-то орнаментальными знаками, это магическое животное. Это некий текст, который закладывается для проведения определенного ритуала, когда петроглифы рисовались во время веселей. Был человек или там несколько человек, которые создавали это изображение здесь и сейчас ради вот этого ритуала, который совершаются в данный момент. И вот такие изображения, моментальные, на колбакташе, много таких изображений. Вот одно из них — быки. Есть, например, у одного быка 9-5 на его. Ой, подожди, сейчас я вам покажу. Не туда поехала. Просто в самом начале вот тоже на колбаса. Видите, ближайший бык, у него 95. На нем, скорее всего, он связан с циклом деторождения. Да, девять месяцев, которые вынашивает женщина. А вот я не договорила. Вот это хотела вам сказать самое главное, что мы тут не увидели с вами. Посмотрите, мы же видим процесс попадания зародыша в тело олинухи. Божественный процесс сакральный. Тогда еще не знали о том, что в этом процессе должна мужская осень принимать участие. Вот мы еще видим такое же. Это все вот на верхнем плату на колбаса. Мы видим опять же подлетает олинухи. Вот то самое светоносное существо, у него там даже лучики. Или вот здесь вот мы видим тоже. Видите, олинуха, вот она. Да. И вот тоже вот этот вот подлетающий энергетический какой-то субстрат, да, духовный зародыш, который войдет в тело. Алинухи потрясающе совершенно петроглифы. И здесь вот как раз они говорят нам о том, что у древнего человека совсем не примитивная была размышление мироустройства. И они, если человека в этом мире. Так вот, когда мы говорили о Великой матери, то Великая мать у тюркских народов сопряжена с образом богини Умай. И вот вы видите картину Мирослава Чувакова. Вообще это удивительный совершенно художник алтайский. Он жил в 20 веке, ушел уже из нашего мира. Он, во-первых, создал большое количество картин по результатам археологических исследований. И он создал, мы говорили, галерею вытаскифов и в этом древних тюрков. Поэтому вот его вклад вообще в развитие истории культуры Алтая колоссальные. И в том числе он рисует много персонажей из алтайской мифологии. И вот богиня всегда воспринимается в сознании как богиня, которая в руках держит лук и стрелы. Опять же, да, то есть она с одной стороны преследуемая, а с другой стороны это знак ее оберега. Алтайцы считают, что это богиня покровительствует не только роженицам, женщинам, рожающим, но и младенцу до тех пор, пока младенец не начнет ходить и не начнет говорить. До того самого момента Умай его стережет, охраняет. Поэтому на колыбельке младенца матери алтайские всегда вешают маленькое изображение лука и стрелы. Это знак богини Ума, которая охраняет младенца до тех пор, пока он не пойдет. И, кстати, подсвет, который матку по-алтайски называют Умань, то есть именем. Ну и дальше, когда, если мы кто расшифровки, которые нам интересно, откуда же пошли образы Великой матери и как они отражаются в культуре, я уже говорила, с развитием общества, с развитием сознания человека меняются и образы. И вот здесь мы великолепно можем увидеть этот генезис. # Генезис А вот эти пермские бляшки, которые найдены были на Северном Урале. Мы помним, опять же, все евразийские мифы о матери-оленухе, и мы видим изображение Великой матери, но она либо трехглавая, либо три олени с головы. Здесь вот одна. Вот это, пожалуй, первое изображение женщины-оленухи: тело женское, голова, но вот она то ли лилась, то ли важенка. Вот такое необычное изображение, либо три фигуры, как и вот этих бляшек, встречается огромное количество. Но также появляется и такое изображение той же самой Великой матери, только теперь у неё вот эти вот олениные головы превращаются в птичьи головы. А Умай — богиня Небесная, она с небес посылает зародыш в тело будущей матери. И, опять же, у сибирских народов женщины, которые стерегут свой огонь, очаг, там не может никогда покинуть, вернее, затухнуть. И огонь, сам огонь, называют *мать огонь*, и он воспринимается как земная, поставь богиня Ума. Когда девушка выходит замуж, первый её акт, который она совершает в новом доме с молодоженом, ставят таил. Например, она зажигает очаг и сразу же кормит от НН, то есть мать огонь кормит. Для чего? Чтобы вот этой пище с дымом поднялась через дымовое отверстие воили к богине Умань. И Умай услышала просьбу молодой женщине о том, чтобы стать матерью. В верованиях алтайцев именно через дымоход посылает Умай женщине зародыш в её чрево. Когда у женщины родится ребенок, то после закапывают под очаг, потому что как бы очаг становится осью между мирами: с небесным миром, земным и подземным. И то, что сгорают дрова, это право, то что уходит в мир иной, уже отработав в этом мире. После в этом смысле тоже он выполнил свою роль и уходит в мир иной. И даже если у женщины младенец не доживает до заводского возраста или до какого-то определенного, если в младенчестве умирает ребенок, то младенца хоронят тоже под ключевым, для того чтобы Умай забрала его и еще раз вернула на эту землю. Вот этот лист между мирами работает. И здесь мы видим, что у Умай появляются вот эти вот небесные черты, знаки птичьи. Посмотрите внимательно на национальный костюм алтайской женщины. Женщина в чегете, чигидек — это вот халат. Посмотрите, у него крылышки есть, а её головной убор — клюв птицы. То есть женщина, вот алтайская девушка, никогда в такой одежде не ходит, но свадебный костюм уже с такой шапкой, она становится женщиной. Она в себе несет черты богини Ума. Точно так же, как русская невеста, когда она выходит замуж, на неё надевают кокошник. Сейчас мы еще поговорим о знаке сияния, небесного сияния и фаты. Почему фатой закрывают лицо невесты? Потому что это лик богини. Она, как только она входит в этот процесс обряда бракосочетания, она собой символизирует богиню-матерь, Великую Мать. Ну, по славянски это Лада. А видеть лик богини никто не может. Поэтому лик невесты закрыт фатой, потому что он настолько сияющий, ослепительный, что простые смертные ослепнут, если увидят их богини. Вспомните, кто знает творчество Николая Рериха? Он как раз изображает Великую мать, Мадонну. Помните, у неё закрытое лицо. Опять же, смотрите, что интересно: из вот этой трехлеткой богини с головным убором в виде трех птиц мы видим потом лик богини с тремя птицами, три головки сияют, лик богини-матери. И посмотрите, вот у неё на кокошнике, который представляет собой крылья этой птицы, лучи Солнца. И тогда мы видим, что вот эти петроглифы, которые встречаются, они из разных мест. Это из книги Ярослава Галина *Америка, Африка и Азия*. Вот в разных местах. Я не стала записывать эти названия. Изображения Великой матери, роженицы, помните, да? Рожающая женщина, также как мы видели на илондашском её Небесные сияющие очельки, то есть головной убор. Ну а здесь вот попроще. Помните, я говорила, чем более поздний, тем более абстрактные изображения. Её сияние изображено вот такой вот подковы. И обратите внимание вот на её головную боль. Вот это головной убор сломал головы исследователям культуры Алтая. Но это, кстати, на африканском изображении мы видим. Но суть-то везде одна и та же: солнце, новое солнце, великое существо, великая богиня. Ну а теперь давайте посмотрим на русскую красавицу. Её послушник что, он напоминает тот самый кокошник? Да, то же самое очелье. В Урочище Кабайлы на границе русского и Казахстанского Алтая были найдены вот такие серьги с изображением богини Умань. Мы опять видим, что она в таком же кокошнике, и вот у неё вот эти вот подвески. Кстати, и у русских красавиц вот Золото инков, пожалуйста. Да, на другом конце планеты то же самое. И вот эти вот точки — это вроде как вот те самые зародыши душ, которые Умай посылает на землю. И вот тогда вот те самые знаменитые фигуры на главных постановках пассажи, так называемые люди с грибовидных шапках. Вот я говорила, да, сломал голова у петроглифистов, исследователи Алтая на протяжении всего 20 века, сколько бы не писали, что там только не придумывали. Но на самом деле, если выстроить весь этот визуальный ряд, то становится всё абсолютно понятно: это образ шаманов культа Великой матери. Солнечность, сияние, небесность проявляется вот в этих головных уборах. Причем, почему-то не обратили внимание, что на том же колботажском пано только вот сбоку изображены вот эти уже самые фигуры, но у них, мы видим, сияние вокруг этой шапки. То есть это и есть то самое солнце-головое существо, тот костюм, который повторяет образ Великой матери. И тогда мы понимаем, что вот здесь, на этом фоне, изображена не просто бытовая какая-то охота. Вот тут видно большое стадо оленей, которые бегут. А это главный символ и главный алтарь всего комплекса, изображает шаманскую миссию. Причем шаман находится в акте компании. Почему? Потому что душа-то его в этот момент улетела. Да, мы впервые видим изображение вот с этой пустотой на уровне груди, где душа находится, сердечной чакре. Иногда говорят, иногда правда на Святки уходит, но это в отдельных случаях, а так-то она всегда в груди находится, её место пребывания. А шаман во время камлания тело оставляет здесь, на Земле, душа его путешествует по мирам. И тогда мы понимаем, что это не охотников изображают, а шаманов, которые исполняют ритуальный танец, танец охоты. Почему? Ну, во-первых, их головные уборы говорят о том, что они относятся к культу Великой матери. Вот еще такая штука, тоже никто ничего не мог понять, что же это такое. Почему у всех вот у этих охотников, как их называют? А теперь мы уже называем их шаманами. Кто этому? У них висит, кто там хвосты называют, то где фляжки. То тоже, чем какую только ерунду про это не рассказывает. Всё оказывается гораздо проще. До сих пор в Якутии сохранился праздник. Сейчас вот его восстановили после перестройки — праздник Ицах, который якуты, так же как и все тюрки, празднуют 22 июня, праздник встречи солнца. Но если для всех, для нас это день летнего солнцестояния, то для якутов это праздник праздников. Потому что когда у них полгода зима, то встреча солнца на 22 июня. Я присутствовала на этом сайте. Вы знаете, это потрясающе совершенно праздник, когда просто вот весь город выходит, все уезжают за город, там, где абсолютно открытая местность, и они ждут восхода солнца. Все поворачиваются на восток, и вот когда только появляется краешек солнца над горизонтом, там вот просто стоит такой гул на всё это пространство. Вот они, когда вот это там сотни тысяч людей, вот эта кричат, вы знаете, вот так вот вся земля ходит ходуном. Там реально ты находишься, но в каком-то неземном пространстве. Водить этот хоровод, по нашему, представляете, вот эти десятки, сотни тысяч людей встают в круги, маленькие, еще, еще, еще, вот этот крутить. И они начинают раскручивать этот хоровод. Вот эти тысячи в одном порыве, в одном, я не знаю, в каком-то едином ритме это происходит. И там реально ты чувствуешь, что тебя как будто аж от земли отрывает. Но там энергетика раскручивается просто неимоверная. И скорее всего, вот такого рода праздники были для всех солнцепоклонников значимы. Но в древности, конечно, там не десятки, может быть, и не сотни тысяч это играли, но и для небольшого племени вот этот момент единения — это просто потрясающе. Праздник. Но самое главное, я к чему это всё рассказываю, посмотрите, что в руках там у них, у этих товарищей. У них на рукоятке вот такое вот опахало испанского голоса из белого. Они этим опахалом помогают в чашу с молоком и потом разбрызгивают. Это как раз кормление богов земли и небес этим священным напитком. Молоко, опять же, материнское молоко. Не важно, там животного, либо женщины. Сам факт, что молоко является знаком божественного напитка, потому что только молоко выкармливает новую жизнь, которая появляется в результате вот этих всех сакральных актов, о которых мы говорили. И вот те самые салоны, о которых я вам говорила, один из них солнечными лучиками, а другой там рядом с ним. Они на колбасарском, опять же, панно стоят изображены рядом вот с этой Великой матерью, с Великой олинухой. И когда мы смотрим на изображение рогов, они напоминают нам солнце. То есть, посмотрите, трансформация идет от просто реалистического изображения оленухи уже к её символизации. Ну и дальше вы видите все эти солнечные рога оленей, вертисту и ландыши. Солнечные линии, олень становится символом вот этого небесного светила, которая несется по небу. И постепенно, потихоньку происходит процесс трансформации культа Великой матери, солнечного оленя. Олень Золотые рога — это уже более поздняя эпоха, это становление предцивилизации или формирование уже цивилизационных обществ. Но в частности, та же Киевская цивилизация — это уже государственная структура, это уже цивилизация, так же как в Древнем Египте, в третьем тысячелетии появляются, во втором, во втором тысячелетии появляются цивилизации, в третьем — в Китае и так далее. Здесь, в Сибири, на просторах Евразии, евразийских книг появляется образ оленя Золотые рога, которые теперь рассматриваются как транспортное средство солнца. И вот тот самый миф об охотнике, преследующем моралу, превращается в миф о небесном оленении, а летний Золотые рога, где рассказывается о том, что олень, преследуемый охотником, только охотник теперь — это хтоническое чудовище, то есть чудовище подземного мира. Олень вырывается из подземного мира и несет солнце по небосклону. Мы видим, да, каждое утро солнце из-под земли поднимается и идет по небосклону вплоть до запада, а потом на оленя нападают это хтоническое чудовище и заглатывает. Вспомним сказку Чуковского *Краденое солнце*. Помним, детская сказка. На самом деле, корней ланч детям рассказал древнейший евразийский миф, который возникает в эпоху патриархата уже. Да, мы видим, как происходит трансформация, и теперь уже олень становится символом светлых сил, символом борьбы с силами тьмы. Потому что, когда в подземный мир он спускается вслед за тем катоническим чудовищем, причем чудовище охотится не за самим оленем, а за солнцем. Вспомним, крокодил солнце красное проглотил, и они спускаются в подземный мир. Там происходит битва с этим чудовищем, он отбивает у этого чудовища солнце и на рогах своих несет опять по небу. Эта серия повторяется ежедневно. На том же самом колбаса не вошло мне не стало изображать. Но кто был, видел, что прямо вот над этими шаманами древовидных изображена Химера, которая спускается сверху вниз. Она там со страшными когтями такими, с клыками. И всё время, почему она, ну как бы, наверное, это небесное существо, оно не столько небесное, сколько это знак тьмы. Тьма же, она не только в подземном мире, но и где? Она в космосе же тоже есть. То есть вот эта мистерия, битва постоянная между силами света и тьмы, она бесконечна. Поэтому эта Химера, она сверху вроде как опускается, но вот эти шаманы в грибовидных шапках, да, у них же солнечные вот эти головные уборы, они как бы закрывают от этой тьмы, и они являются защитниками. Но потом уже, когда происходит вычленение как бы отдельно вот этого культа, а именно, то уже не изображают ни шаманов, никаких, изображается Михаил. Вот вы видите, вот это один из редчайших рисунков на территории русского Алтая, изображает с Киевского оленя. Вот это вот поза его поджарная, живут многие подтянутые, как будто он, говорят, лежащий. На самом деле не лежит, летит по небу. Смотрите, вот это знаменитая бляшка из Костромской станицы, в Эрмитаже хранится в золотой кладовой. Это символ скифского искусства, скифов Причерноморья, Приднестровья, западных скифов. Скифы на территории Сибири, их скифами нельзя назвать в чистом виде, потому что это греческое название скифы, но он босора до Байкала был единый историко-культурный контекст, в котором пребывали древние народы индоарийские и скифоидные племена, были и Причерноморье, и Приднепровье, и при Каспийских степях, Южный Урал, Западная Сибирь, вот здесь вот у нас, да, и Восточной Сибири до Байкала, вот Хакасии от Байкала — это все родственные племена, не нравится. Так вот, скифский олень у нашего здесь, вот на Алтае, елонгаш, найдены. Это один в один портрет того же самого Ленина. Посмотрите, рога Золотые рога такие витые. Обратите внимание, запомните эту форму, мы увидим, во что она превратится у скифов в прикладном искусстве. А мы видим такие же изображения. Вот, например, знаменитый камень про алты, его еще называют камнем Кубарева. Кубарев ему открыл Владимир Дмитриевич, новосибирский археолог, где-то в семидесятые годы или в восьмидесятые, начала в двадцатом веке. Вот этот камень находится прямо на вершине горы, и олени изображаются так, что вот эта плоскость, она боком как бы выходит назад. Вообще сама плоскость ориентирована на юг. И если мы по странам света будем ориентировать, то как бы нижняя часть камня — это западная часть, а олени мы видим восходящие. И еще не клювовидные. Вот тоже еще необычно. То есть смотрите, что мы видим: во-первых, олень, который побеждает тьму, он из западной стороны будет вырываться наружу. Во-вторых, клювовидность — это знак Небесный. И здесь не потому, что не умеют изображать, специально такое вот изображение. Потом мы увидим таких грифонов, оленевидных грифонов с Киевской культуры, где изображается, например, грифон, склеил клювом грифа, но телом оленя, еще и перевернутой крупой. Это так называемый скифо-сибирский звериный стиль. Так вот, клюв здесь — это как раз знак вот этого фантастического существа, грифона. Вообще пол алтайских скифов логотипом с Киевской культурой является грифон. Например, у хакасских и тувинских скифов у них свернувшаяся пантера, их логотип, а приднепровских — приднестровских логотип оленей. А вот у алтайских скифов — грифон. Но у нас сегодня тема не про грифона, не про грифона разговор. Но вот этот грифон власть обязательно присутствует. Почему? Кто такой грифон? Это фантастическое существо, у него тело, вот у древних греков, у грифона — тело льва, а у скифов алтайских — тело оленя, плюс грифа. Золотые рога, оленьи, на оленьих вот этих рогах кончиками головки грифонов будут. Мы чуть позже это увидим на гидроглифах. Конечно, грифонов, вот эти маленькие головки ювелирные невозможно изобразить, поэтому мы видим только завитки. И вот они везде, эти завитки присутствуют. Это скифское время, вернее, даже можно говорить ранних скифская период, так называемый майомирский период — это где-то 8-6 века до нашей эры, предскифское время. То есть пока еще нет расцвета чисто скифов. А вот шестой, четвёртый века до нашей эры — это в киевское время. И вот честность Киевском вот такое изображение, и очень мало она Алтая. Это вот этот демонтажеский олень, важенка, опять же, да, то есть самка северного оленя. Мы видим, она белом волне изображение. То же самое вы видите, вот этот поджарный круг. У нас есть образы, и вот эти тоже более ранние изображения, а линзы Золотые рога. Вот весы. И вот здесь опять видим вот это кривовидное изображение, также как и здесь. Это как раз образ грифона. Ну и вот таких вот оленей Золотые рога огромное количество в Монголии. Вот удалось пофотографировать несколько таких каменных ссылок, и вы видите, что тут прямо эти олени сериями идут. Явно здесь происходило проведение вот тех самых мистерий солнцепоклонников, опять же. И причем мы проверяли четко ориентацию запада на восток, то есть нижняя часть оленя — запад, нос повернут на восток. Ориентация по частям света абсолютно одинаковая, то есть явно связана с культом солнечным. Ну и вот вы видите те самые. Вот они. Посмотрите, во что превращается головки грифона. То есть олень, также как и грифон, пограничное существо. Грифон — страж между миром света и миром тьмы. Олень, кто он же сам, точно также и существует. И в этом смысле тогда совершенно понятно становится. Вот опять же, да, изображение оленя с грифониями, вот этими, так называемые оленивидные или это невидные, еще грифон его называют. Но он, конечно, не коня изображает оленя. Хотя, почему? Может быть, и коня, потому что скифы, сопровождая своих великих полководцев, либо правителей, либо великих жрецов, когда они сопровождали в мир иной, в курганах хоронили коней золотистой массе. Вот таких масках оленей, масках. То есть правитель, наместник Бога на Земле, скифы, солнце поклонники, когда он уходит в мир иной, он как солнце, которое закатывается в тот подземный мир. Как это вот месили космогонической происходит. И олень спускается туда для того, чтобы отбить это солнце у сил подземного мира, для того чтобы он был вечным, живым, вечным хранителем. И действительно, курганы, царские курганы на Алтае почитаются как храмы, в которых живая душа хранителя того человека, который захоронен. И я некоторым своим студентам, и когда езжу на Алтай, тоже людям вот на этих органах рассказываю, что, например, в Скоропольской долине, например, есть один такой курган, где геофизики, где-то в начале 2000-х годов, обнаружили уникальное совершенно образование полевое, так называемый диполь, то есть энергетический сгусток, который имеет вид гантельки, плюс и минус, соединенные между собой. Причем этот энергетический сгусток живет сам по себе. Возле одного из курганов никакой связи нет, то есть вот не было найден какой-то канал, но всегда этот диполь находится в поле этого кургана. Он может перемещаться, но только в рамках самого кургана. Если входит человек в пределы существования поля, то он начинает либо отодвигаться, либо активизироваться, там пульсировать начинает. Если где-то происходит гроза, то он тоже на это дело реагирует. И геофизики, люди физики, материалисты, они не могут найти объяснение, потому что никакого магнита, насыщенного минерала, который поддержал этот диполь, какой-то вот связью энергетической не существует. Жители, когда спросили: «Вот вы про такое знаете?» — «Да, знаем. У нас тут живут просто вот элементарно». И получается, что ведь смотрите, не случайно, когда скифы хоронили своих жрецов и правителей, они их мумифицировали. Более того, мало того, что они проводили все эти манипуляции, то есть высушивали тело, вычисляли там от органов внутренних, вместо мышц вытаскивали мышцы, набивали тело этими травами разными, чтобы сохранить облик человека. Так более того, они курганы таким образом строили, что туда подводилась вода. И в первую же зиму вода замораживала всё. И это дожди осенние проникали сквозь каменную кладку и по специальным желобам, водоотводом, полностью заполнялась эта камера, и она вся становилась мерзлотной линзой на многие тысячи лет. Да, вот как минимум две с половиной тысячи лет. Вот только в 20 веке, столетия кургана, раскапывать смерзлотными линзами. И благодаря этому мы знаем всю эту историю, что была мумификация вождей. До нас дошли вот эти вот татуировки уникальные совершенно. Это на плече укупской жрицы татуировка была, изображающая грифона, га невинного оленевидного. Для нас уже без разницы, потому что конь выполняет функцию оленя, того самого транспортного средства солнца. Вождь, он как солнце. Вспомните на Руси, Владимир Красно Солнышко, правителя, наместника Бога на земле, не случайно называют такие выпить. Это. И когда это солнце закатывается в мир иной, но он остается вечно живым, его тело остается вечным. Да, оно не подвержено тлению. Прямо так говорят: «Вы оскверняете могилы наших предков». А с другой стороны, мы понимаем, что для них это не просто могилы предков, а это живые факты. Да, это живые храмы, где реально живет дух Хранитель данной территории. Поэтому не случайно, вот еще, например, Нижняя Сару, когда в 90-е годы была организована потрясающая совершенно экспедиция новосибирских археологов вместе с японскими учеными, которые привезли кучу там разные аппаратуры для того, чтобы следовать именно мерзлотные вот эти линзы захоронения. И тогда болтается просто, встали сбербанками и не пустили просто-напросто, и вся экспедиция накрылась, потому что для местного населения такое деяние, подобное, если будет скрыто гробница, то разрушится этот мир, потому что там Хранитель находится. Ну вот такого плана разговор я хотела с вами составить. То есть моя задача была рассказать вам глубинную суть тех изображений петроглифов, которые встречаются на Алтае. Практически большинство из них, независимо от времени, они посвящены двум культам: культ Великой матери и культ охотника, небесного охотника. Ну и олени Золотые рога, то есть охотятся линиям они вместе. Хотя вот мы видели, да, что охота, то тоже она вот и сколько Великой матери пришла. Поэтому всё остальное, что встречается в петрографах, это разного рода модификации. Их множество, огромное количество. Их можно там бесконечно смотреть. Ещё вот очень часто встречается изображение колесниц. Мне тоже говорили, что снимали там во время экспедиции колес. Но это же индоарийский атрибут. Чего? Солнце, колесница — это атрибут солнца. Солнце на колеснице путешествует по земле. Это опять же всё связано с солярным культом. Вспомните, и у славян, дай Бог, по небу разъезжает на Золотой колеснице. У древних греков — Гелиос на Золотой колеснице. Но практически, опять, сейчас, если поднимать все эти евразийские народы, однозначно индоарии, те, которые изобрели колесницы. Вот тюрки как раз колесницами не пользовались, они всадники были, наматы. Да, они верхом на лошадях путешествовали. А вот колесница именно как быстрое транспортное средство. Причем самое это главное, почему колесница так ассоциируется с солнцем? Да, потому что спицы её, соединенные во втулки, они и символизируют, похоже на то самое солнце. Поэтому всё опять связано с одним и тем же: небесной матери и культ солнца в его разных ипостасях, охотник, олень. Если есть какие-то вопросы, я, пожалуйста, с удовольствием постараюсь ответить на ваши вопросы. Вертикально вот изображены, да, это значит символизирует, что солнце движется по небосмуру? Нет, нет, это просто иконография, которая присаживании. Спасибо. Иконография, которая нужна именно как носитель символики. Дело в том, что изобразить колесницу реалистически не актуально древним людям. То есть в данном случае это как раз, то есть это примерно не так давно, это 5 миры, первое тысячелетие до нашей эры, колесницы, когда ими пользовались. И здесь именно важен символ колесо как солнце. Поэтому здесь мы видим два колеса и две либо два оленя, либо два коня изображены. Скорее всего, это я вам тоже когда показывала золотыми рогами, вы видели просто два солнца без оленя. Это действительно два солнца, которые в том же самом мифе присутствуют: солнце дневное, солнце и поэтому два солнца встречаются вот на славянских пряниках, на русских пряниках. Может быть, три солнца бывает два, а бывает три: два маленьких, одно большое. Но, по-моему, тут всё понятно. Утро, день, вечер. Вот. Но вот в мифе индористом именно присутствует два солнца: солнце дневное и солнце небесное, то есть ночное, небесное и подземное. Вот в этом смысле. # Курганы и петроглифы Курганы и принцесса — это важные элементы древней культуры, которые сохранились благодаря уникальным условиям захоронения. Вода, попадая в ямы, образует мерзлотные линзы, что позволяет сохранять тела. Когда вырывают яму под курган, глубина составляет от 5 до 7 метров, и в местах, где близко вечная мерзлота, яма быстро наполняется водой. Это предотвращает гниение. Захоронения происходили либо весной, либо осенью, в зависимости от времени смерти человека. Подготовка ямы и тела могла занимать несколько месяцев. Это касалось только правителей или верховных жрецов, то есть великих людей. Тело возили по землям, которые ему подчинялись, и все оплакивали его. Процессия состояла не из всего племени, а из выборных должностей и отдельных людей. В Пазырыкских курганах были найдены настоящие волокуши — платформы на толстых спилах, которые использовались для перевозки тяжелых бревен и камней для насыпания кургана. Лиственница, из которой делали волокуши, — плотное дерево, которое не гниет в земле. Это делает его идеальным для захоронений, как в Египте для фараонов. Когда принцесса у Кока начала откапываться, важно было, чтобы первая зима сохранила тело. Что касается петроглифов, то их датировка и особенности зависят от места. Например, в Еланде и Осташных Песту можно найти изображения, относящиеся к верхнему палеолиту и этнографической реальности, вплоть до 18-19 веков. Тюркское время также представлено множеством изображений, включая военные сцены и оленей, которые были процарапаны тонкими линиями. В Каракольской долине есть уникальные петроглифы, включая роскошного оленя с поджатыми лапами, что напоминает скифские изображения. Датировки петроглифов очень разнообразны, и граффити однозначно относятся к тюркскому времени.

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com