![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
АГТУ. Лекция. Немчинова А.Л. Что такое философия?
ruticker 01.03.2025 15:04:01 Текст распознан YouScriptor с канала Анна Немчинова
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке АГТУ. Лекция. Немчинова А.Л. Что такое философия?
Здравствуйте! Тема нашей первой лекции — **что такое философия**. Эта лекция будет построена по следующему плану: 1. Рассмотрим понятие философии. 2. Понятие мировоззрения. 3. Увидим, что понятие мировоззрения — это двоякий феномен: оно есть у человека и есть у отдельных эпох. Поэтому во втором и третьем пунктах плана мы рассмотрим структурные компоненты мировоззрения человека и исторические типы мировоззрения. Остановимся на первом историческом типе мировоззрения — это мифологическое, далее — религиозное и философское. Детально рассмотрим с вами особенности философского мировоззрения, что является предметом изучения, то есть на что направлено изучение философии, основное содержание философии, функции и структура философии. Итак, начнем с вами с определения понятия **философия**. Философия — это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле, или этимологии слова, философия состоит из двух греческих слов: **филос** (любовь) и **софия** (мудрость). В единстве эти два слова философия переводится как **любовь к мудрости**. Рассмотрим с вами определение в понятии формы духовной деятельности. Что еще относится к формам духовной деятельности помимо философии? Это, конечно же, искусство, литература, религия. Также как и эти сферы духовной деятельности, философия занимается вопросами и анализирует их, и решает коренные мировоззренческие проблемы со своей спецификой. Что же относится к коренным мировоззренческим проблемам? Они, как мы видим, делятся на два типа: для рода человеческого в целом и для каждого человека. Для рода человеческого эти вопросы так и не имеют окончательного ответа. Это вопросы происхождения мира, происхождения человека. Как мы знаем, есть несколько вариантов происхождения человека: два из них материалистических — это трудовая концепция Фридриха Энгельса и теория эволюции Чарльза Дарвина, а также религиозная версия происхождения человека. Также вопрос: бесконечная вселенная или она ограничена во времени и пространстве? Одни или много миров? И много-много других вопросов, которые являются коренными мировоззренческими проблемами. Для человека мы видим в скобках, что написано **вечные вопросы**. Это действительно так, поскольку каждый человек, который жил, живет сейчас и будет жить, задает себе эти вопросы рано или поздно: в чем смысл моей жизни? Что такое добро и что такое зло? Что есть свобода? Что такое истина? Что есть любовь? И много-много других вопросов, которые неизменно человек себе задает рано или поздно. Итак, мировоззрение. Мы раскрываем понятие мировоззрения, поскольку для ответа на вопрос, что такое философия, нужно хотя бы в общем виде прояснить, что такое мировоззрение. **Мировоззрение** — это сложно интегральное образование или система взглядов, определяющих общее видение, понимание мира и места человека в нем, то есть воззрение на мир, а также основанная на этих взглядах жизненная позиция. На схеме вы представлена соотношение философии и мировоззрения. На мой взгляд, вопрос достаточно легкий, но почему-то очень часто студенты очень долго думают, какой планете шили мировоззрение или философия. В действительности мы видим, что мировоззрение — это круг, большой философии, и всегда мировоззрение, но не всякое мировоззрение может быть философским, поскольку у каждого мировоззрения есть свои специфические особенности. И как мы видим, именно философия является теоретическим ядром мировоззрения. В мировоззрении понятие шире, чем понятие философия. **Мировоззрение** — это очень интересный феномен, которым занимаются исследователи различных областей. Мировоззрение — это двоякий феномен, то есть мировоззрение есть у каждого человека, у каждого из нас, который сейчас живет, жил и когда-то будет жить. Какие структурные компоненты мы будем рассматривать далее, которые составляют мировоззрение человека? Мы видим эти компоненты, они перед вами, и много-много точек. То есть мы рассмотрим основные компоненты, так или иначе определяющие наше мировоззрение. Первым пунктом названа **знание действительности**. Ядро мировоззрения каждого человека — знание. Итак, знание — это совокупность сведений об окружающем мире. Знание бывает разным: знание, которое вы начали получать в школе — это научные знания; знание, которое вы, поступив в университет, приобретаете — это профессиональные знания; продолжаете получать научные знания. Также у нас есть повседневные, практические или обыденные знания. Но тем не менее, чем солиднее познание человека, тем более серьезную основу получает его мировоззрение. Запас знаний, как правило, человек получает всю свою жизнь — это научные, профессиональные, обыденные и практические знания. Исходя из ядра мировоззрения, можем сказать, что мировоззрение каждого человека — это динамическое образование, а не статичное. И, конечно, могут быть деградации в жизни человека, связанные с дезинтеграцией, когда человек накопленные знания теряет по различным, как правило, физиологическим причинам. Но тем не менее, мировоззрение человека — это динамичное образование, оно меняется. Следующим компонентом мировоззрения человека являются **ценности**. Ценности — это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с его целями, потребностями или тем иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как правило, значимость, полезность или вредность. Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения: что-то трогает нас больше, что-то меньше, а что-то оставляет нас спокойными. Например, мы сидим в кинотеатре, и одна и та же сцена вызывает разное восприятие: кого-то она трогает, кто-то остается безразличным и так далее. Полезность показывает нашу практическую нужду в чем-то. Ей могут характеризоваться материальные и духовные ценности. Для кого-то на первом месте семья, родина, карьера, здоровье и так далее. Вредность — это наше негативное отношение к какому-либо явлению. Следующий компонент мировоззрения человека — это **эмоции**. Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они проявляются в виде удовольствия, неудовольствия, радости и печали, страха. Жизнь рождает в людях сложную гамму эмоций. Человек не может испытывать только, например, мрачные эмоции: неуверенность, бессилие, печаль и горе. Жизни присущи и светлые эмоции: радость, счастье, удовлетворенность собой, удовлетворенность жизнью. Жизнь рождает гамму различных эмоций, но вот исследователи отмечают, что именно мощность импульса мировоззрения дают нравственные эмоции, такие как совесть, долг, милосердие. Ярким примером выражения влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа Иммануила Канта, жившего в 18 веке. Он говорил следующее: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем на них: это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». В истории науки этот моральный закон, о котором говорил Кант, входит под названием **категорический императив**. Он звучит следующим образом: «Все, что угодно и для чего угодно, вы можете употреблять как средство, только человек не может быть средством, поскольку он есть цель сама по себе». Что это значит? Как говорил о том, что моральный закон или категорический императив — это соблюдение, у которого незыблемо: это то, что другой человек есть цель сама по себе, и нельзя использовать другого человека в достижении своих целей, какие бы выгодные перспективы вам это ни сулило. Это не принесет вам счастья и удовольствия, но долг выше счастья и удовольствия. Ярким примером, понятным для всех, является забота о родителях. Сейчас вы молоды, родители относительно молоды, но придет время, когда родители станут беспомощными. И как бы вам ни было неудобно, ни было времени, у вас бы были другие дела, ваш долг — это забота и помощь престарелым родителям. Вот примерно об этом говорил Кант. Если мы будем рассматривать по аналогии ко всем другим людям, долг выше счастья и удовольствия. И, собственно, пока мы испытываем стыд, когда нам стыдно за какие-то нелепые поступки, наши мировоззрения формируются. Итак, следующий структурный компонент, также не менее важный для мировоззрения каждого человека — это **воля**. Воля — это способность к выбору цели деятельности. Это очень важно. Из всех целей, которые вы ставите перед собой, выбрать первую, вторую, третью, поставить некие приоритеты. Но поставить цель — этого недостаточно. Нужно приложить внутренние усилия, необходимые для ее осуществления. Поэтому, как правило, люди, которые ставят перед собой цель, не говорят: «Я сделаю это», и не выполняют. Мы про себя и можем сами себя называть безвольными, поскольку не приложили достаточное усилие. Чем выше цель, тем более серьезных усилий она требует от нас. Итак, именно воля придает всему составу мировоззрения особый характер, поскольку позволяет человеку претворять свое мировоззрение в жизнь. С волей человек не рождается; воля — это компонент, который человек воспитывает сам в себе. Следующий компонент, очень серьезный, это **убеждения**. Что такое убеждение? Это взгляды, которые активно принимают люди, и эти взгляды соответствуют их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью, даже идут на верную смерть, так велика побудительная сила убеждений. Иногда исследователи говорят, что убеждения — это знания плюс воля, поскольку они становятся убеждениями, основой жизни и поведения людей, действий личности, общественных групп, наций, народов. Убеждения есть не только у каждого из нас, но и у отдельных государств. Например, убеждение отдельного государства проявляется во внешней и внутренней политике, которую мы тоже должны увидеть. Если убеждения расходятся, то может рушиться семья, дружба, прекращаться дружба. Следующий компонент — это **вера**. Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк: он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов. Следующий компонент, он есть не у всех людей, поскольку этот элемент только самостоятельного мировоззрения — обязательный элемент, это **сомнение**. Сомнение — это критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Также как и вера, у сомнения есть различные диапазоны. Например, фанатичное и безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют **догматизмом**. Когда мы соглашаемся с точкой зрения большинства, человека можно назвать **конформистом**, то есть он идет за большинством, и, как правило, он не обладает собственной волей. Тем более, у него нет этого компонента сомнения. Конформист — это достаточно страшный человек. Но нельзя здесь и переходить определенную меру, чтобы не впасть в другую крайность — это **скептицизм**. Скептики переводятся с греческого как «разглядываю», «рассматриваю». Это направление, возникшее в Древней Греции, философское течение, скептицизм вообще проповедовал молчание. То есть скептики, уйдя в диапазон полярности, говорили о том, что раз мы не можем сказать, верно это утверждение или нет, лучше вообще молчать. Другой тоже крайностью сомнений является **нигилизм** — отрицание всех общечеловеческих ценностей, утрата идеалов. Как правило, нигилист отрицает все, но у них нет позиции взамен, они ничего не предлагают. Сомнение студента должно выражаться в задавании вопросов. То есть если вы слышите информацию, которая расходится с вашими знаниями, вы должны задать вопрос преподавателю. Соответственно, вы пополняете знания, уходите от заблуждений и ошибок. Таким образом, мы видим, что мировоззрение — это сложное и противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры и сомнений, которые позволяют нам ориентироваться в окружающем мире. Повторю, ядром основой мировоззрения каждого человека являются знания. В зависимости от того, какие знания преобладают в мировоззрении каждого из нас, мировоззрение делится на то, что является базовым у человека в восприятии мира. То есть, как мы объясняли происхождение, что происходит внутри нас и в окружающем мире, мы объясняем это через обыденно-практические знания, когда наше мировоззрение называется обыденным. Мы объясняем явления, которые происходят внутри нас и окружающем мире, через профессиональные знания. Базовая наша форма мировоззрения называется тогда профессиональной. Но есть те, кто объясняет все, что происходит внутри него, внутри других людей и окружающем мире, через научные категории. Понять это знание называется мировоззрением, которое включает в себя три компонента: 1. **Мироощущение** — это эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения. 2. **Мировосприятие** — это также эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения. 3. **Миропонимание** — интеллектуальная составляющая мировоззрения на уровне рационально-теоретического уровня, представленная научными идеями. А вот уже мироотношения формируются на основе мироощущения, мировосприятия и миропонимания. Мироотношения — это совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Каждому обществу, эпохе присуще свое мировоззрение. Мировоззрение исторически конкретно, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Итак, мы приступаем к напоминанию, что мировоззрение — это двоякий феномен: есть у человека. Мы рассмотрели структурные компоненты человека, основные структурные компоненты, и мировоззрение есть у эпох. Мы видим исторические типы мировоззрения. Итак, прилагательное **исторически** говорит о том, что мы должны рассматривать любое явление, в данном случае это типы мировоззрения, через призму истории. То есть эти от самого древнего подниматься к более современному. Не путайте их. Смотрите, то есть нельзя говорить, что вы вроде говорите правильно все три, но делаете ошибку, меняя их в исторической ретроспективе. Первым историческим типом мировоззрения является **мифологическое**, далее — религиозное, и третий исторический тип мировоззрения — это философское. Если же говорить о типах мировоззрения, их значительно больше, нежели три, но мы рассматриваем исторические типы мировоззрения. Итак, начнем мы с первого — это **мифологическое мировоззрение**. Мышление первобытного человека часто характеризует как синкретическое, то есть нерасчлененное. Характерные качества синкретического мышления — анимизм и антропоморфизм. Что это значит? Это значит, что неживое уподобляется живому, и все явления, предметы внешнего мира уподобляются человеку. Первобытный человек считает, что все явления в этом мире имеют собственную волю и характер. Человек везде видит аналоги самого себя. Мир представляется единым субъектом, и все составляющие его предметы тоже субъекты: желаний, намерений, боли. Человек входит с ними в отношения дружбы и взаимопомощи или вражды. Первобытный человек с базовой формой мифологического мировоззрения считает, что все явления, которые есть в этом мире, человекоподобны, поэтому они могут дружить, мстить ему, благодарить его. Отсюда вытекает следующая типичная черта мышления человека с базовой формой мифологического мировоззрения: каждое событие обусловлено чем-то намерением и подчинено определенной цели. Удачная охота обеспечена благоволением высших сил и правильным соблюдением ритуала шаманов. Пожар, игра загула происходит из-за злых козней шаманов, например, соседнего племени. Заболевает человек, потому что его прокляли, сглазили, заколдовали. Чтобы избавиться от несчастья и болезни, надо найти недоброжелателя, наказать его или умилостивить. Таким образом, мир для человека с базовой формой мифологического мировоззрения — это единый субъект. Что мы можем говорить о чертах мифологического мировоззрения? Это только эмоционально-образная форма, это антропоморфизм, то есть очеловечивание природы, перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение душ явлений, космоса, природных сил. В мифологическом мировоззрении у человека с базовой формой мифологического мировоззрения нет разграничения между миром природы и человека, между мыслью и эмоцией. И наконец, в мифологическом мировоззрении здесь отсутствует рефлексия. Рефлексия — это работа сознания, мысли человека над собственными сознанием, то есть размышление над собственными размышлениями. Это и есть рефлексия. У человека с базовой формой мифологического мировоззрения она отсутствует. Для современного человека трудно представить себе это, поскольку сейчас людей с базовой формой мифологического мировоззрения уже нет. Их можно было встретить, когда существовали первобытные племена, вот до девятнадцатого века, начала двадцатого. Что можно сказать о этом типе мировоззрения? Всегда проявляется утилитарная направленность, проявляется на том, что мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней. И постепенно миф умирает как базовая форма мировоззрения. На этапе более высокого развития человека, общества, знания, культуры в целом на смену мифа постепенно приходят другие формы мировоззрения. Но миф, как и другие типы, не умирает полностью. Говорится о том, что современному человеку присущи какие-то элементы мифологического мировоззрения. Мы так или иначе наделяем свойствами живую природу, природу неживую. У кого-то там есть счастливые числа, как ему кажется, что вот она ему помогает и так далее. Какое-то украшение, которым мы наделяем некие свойства, магические. Несмотря на такие интересные моменты сохранения элементов мифологического мировоззрения, можно сказать и о серьезном влиянии мифа уже в современной истории. Например, два события в истории двадцатого века, начало которых было заложено мифом, когда определенная достаточно большая группа людей поверила в некий миф. Эти два события так или иначе связаны с историей России. Первое событие — самое начало было положено в 1918 году, когда появились первые фашистские группировки, фашистская идеология. Но вот 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, когда началась Вторая мировая война и начала завоевательная политика фашистов. Это было положено именно в мифе. Именно немецкая раса поверила, что она избрана и что она умнее, то есть интеллектуально, физически и морально выше, чем все другие расы. Этот миф воспевался достаточно долго, в том числе и политиками Гитлера, который активно использовал его. Он говорил о том, что вы избранные, именно вы должны решать и можете вырезать только вы судьбу мира, потому что вы интеллектуально выше, намного чем другие расы. Этот миф привел к очень трагическим последствиям для судьбы всего мира. Для истории России начался он с мифа, как нам кажется. Да, что мифологическое мировоззрение было когда-то, когда совсем далеко, у первобытных людей. В действительности мифологическое мировоззрение сохраняется в мировоззрении каждого человека. Второе событие также начало было положено в древности — это различные утопии о существовании идеального государства, где все равны, где отсутствует частная собственность. Примером могут служить Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Все они преобразовались в философии марксизма. Именно Маркс говорил о том, что философия не просто объясняет мир, а она должна его изменить. Изменение произошло не в родном государстве Германии, именно Российская империя стала той площадкой, где идеи марксизма были воплощены. Собственно, это миф об идеальном государстве, в котором отсутствует частная собственность, равенство. Это утопическая идея, которая строилась уже в Советском Союзе более семидесяти двух лет. То есть миф, несмотря на то что он умирает, периодически существует как мировоззрение каждого из нас. Кто-то наделяет какими-то числами, мы наделяем их какими-то свойствами, живой природой, природу неживую. Таким образом, миф умирает как базовая форма, но остается. На смену мифа приходит следующий тип мировоззрения — это **религиозное мировоззрение**. Здесь уже мы можем, конечно, встретить людей с базовой формой религиозного мировоззрения. Какое определение можно дать религиозному мировоззрению? Это форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера. Если говорить о религии, религия от латинского слова — благочестие, святость. Религии делятся на локальные и мировые. Локальные — когда одна религия в родном государстве. Примером локальной религии служит иудаизм. Мировые религии — это буддизм, возникший в пятом веке до нашей эры, христианство — первый век, когда собственно первые христианские общины появились в восточной провинции Римской империи в первой трети, и ислам — седьмой век. Мировые религии, потому что адепты, то есть посвященные быту религии, живут в различных государствах, и поэтому они называются мировыми. Итак, все эти религии объединяет одна фундаментальная вера. Вера во что? Есть религии, где нет бога — это буддизм, где много богов. Но тем не менее, фундамент — вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил. Люди с базовой формой религиозного мировоззрения считают, что именно эти силы играют ведущую, определяющую роль как в окружающем его мире, так и конкретно в судьбе его. То есть только эти силы определяют его жизнь и жизнь мира. Что является чертами религиозного мировоззрения? Все религии — это теоцентризм. В центре креационизм — это то, что, если мы говорим о западноевропейской традиции, то есть о христианстве, мир создан богом из ничего. Этот мир, который создан богом из ничего, имеет начало и конец во времени. Также провиденциализм, о чем так или иначе уже было сказано, то есть на всем лежит рука бога над судьбой каждого человека, над судьбой мира. Провидение — это то, что можно определить как черты религиозного мировоззрения. Мы видим сразу сходство с мифологическим мировоззрением. Мифология и религия, также как и мифология, это эмоционально-образная форма, чувственно-наглядная форма восприятия. Также как и в мифе, в религии отсутствует рефлексия. Здесь не идет размышление над собственными размышлениями. Это не рефлексивный тип мировоззрения. Почему не рефлексивный? Потому что в рамках любой религии есть ценность. Что это значит? Система ответов на вопросы. Религия предлагает готовые ответы на все вопросы, которые адепты, то есть верующие, находят в священном писании. У каждой религии есть священное писание, и она дает все ответы, готовые ответы на все вопросы: в чем смысл жизни? Священное писание скажет верующему человеку, что является смыслом жизни, что будет после смерти, что такое смерть, что такое жизнь, как нужно прожить эту жизнь и что нужно делать, а что не нужно. Если говорить, например, далее о философии, то философия не дает готовых ответов. Здесь готовые ответы на все вопросы. И здесь мы видим опять движение религии с мифологии. Человек с базовой формой мифологического мировоззрения и вам уже не встретим, но тем не менее исследователи первобытного мышления, Люсьен Леви-Брюль, мы в дальнейшем в лекциях вы его встретите, ни в этой лекции, а в другой, вот он говорит о том, что человек с базовой формой мифологического мировоззрения даст ответ на любой вопрос, но только с помощью вымысла и фантазии. То есть почему идет дождь? Потому что кто-то прогневался. Так же и человек с базовой формой религиозного мировоззрения даст вам ответы, поскольку эти ответы уже готовы. Также очень важной особенностью религиозного мировоззрения является то, что никакая религиозная доктрина не терпит критики. Как внутри конфессии существуют меры по изгнанию людей из конфессии. Например, ярким примером служит судьба Льва Николаевича Толстого, который был официально признан не православным человеком. Что он сделал? Он написал две книги, исправил их, чем моя вера. Он не стремился быть изгнанным, написал эти книги. И, наверное, если бы он жил в средние века, его бы также изгнали. Человек с базовой формой религиозного мировоззрения не потерпит критики в адрес своей религии. Поэтому здесь как некая тема табу. И, наверное, здесь нужно исходить из принципов Конфуция: не делай того, что не желаешь другим. То есть относиться к верующим другой конфессии абсолютно так же, как бы ты хотел, чтобы они относились с уважением к твоим религиозным предпочтениям. Таким образом, как конфессии не требуют, не терпят критики, так и человек с базовой формой религиозного мировоззрения не потерпит каких-либо насмешек. и философии можно говорить как о важнейшей аксиологической функции. Она помогает определить, что является ценным и значимым в жизни человека, какие моральные нормы и идеалы следует придерживаться. Философия формирует представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, что, в свою очередь, влияет на поведение и выборы людей в обществе. Таким образом, философия выполняет множество функций, среди которых: 1. **Мировоззренческая функция** — формирует целостное представление о мире и месте человека в нем. 2. **Методологическая функция** — предоставляет методы и принципы для научного познания. 3. **Гносеологическая функция** — исследует природу познания и пути достижения истины. 4. **Аксиологическая функция** — определяет ценности и моральные нормы, влияющие на жизнь человека. Эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга, создавая целостное понимание философии как важной области человеческой деятельности. Философия, как форма духовной деятельности, продолжает развиваться, адаптируясь к новым вызовам и вопросам, которые ставит перед человечеством современный мир. Функции философии можно рассматривать следующим образом: ценности и аспекты философии развиваются вместе с изменениями в эпохах. В античное время, например, главное внимание уделялось общественным ценностям. В эту эпоху эллинизма философ Протагор высказал идею, что **человек есть мера всех вещей**. В Новое время, исходя из философии Гегеля, можно видеть, что основной ценностью являлось государство. Русские философы девятнадцатого и двадцатого века в качестве важнейшей ценности выдвигали **соборность** — органическую социально-духовную общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества. Современная философия выдвигает новые ценности: это общие гуманистические и экологические ценности, ценность качества жизни и, конечно, центральная ценность — сам человек. Философия не может избавить общество от негативных явлений, порождаемых социально-экономическими системами, но она может обратить внимание на систему ценностей, предостерегая от проникновения в нее всего того, что ложно, критически непроверенного, порочного и примитивного. Итак, мы приступаем к завершающему пункту нашей лекции — **исторические типы мировоззрения** и **структура философии**. Вот о структуре философии до сих пор ведутся споры, и наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно связанных друг с другом частей или уровней: 1. **Онтология** — учение о бытии. 2. **Гносеология** — учение о познании. 3. **Аксиология** — всеобщая теория ценностей. На онтологическом уровне решается проблема наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек, мыслящий, вступает в взаимодействие с реальным миром, что приводит его к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира — материальной или духовной субстанции. Соответственно, человек выбирает мировоззрение: материалистическое или идеалистическое. Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопрос о том, един ли мир или множественен, в каком направлении он развивается или развивается ли мир вообще. Специфика постановки таких вопросов заключается в том, что, в отличие от частных наук, философия ставит их в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия и общих закономерностях бытия как такового. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Философы, отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе мира — дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Мыслители, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций, духовных или материальных, подразделяются на монистические и плюралистические. Человек, определенным образом противостоя миру, осознает это свое противостояние. Окружающий мир может рассматриваться как объект познания, причем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Это уже гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Предельно гносеологические позиции философии связаны с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представители частных наук в рамках своего предмета никогда не ставят вопрос о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, которое позволяет его принципиально познавать. Таким образом, философы делятся на агностиков, которые утверждают, что мир познаваем, и тех, кто говорит о принципиальной непознаваемости мира. Скептики занимают промежуточное положение, утверждая, что у нас есть знания о мире, но они сомневаются в истинности этих знаний. Человек является существом одухотворенным, не только познает мир, но и живет в нем, осознавая свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются уже на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиология интересует не бытие как таковое и закономерности его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию. Аксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека в отношении реального бытия предметного мира. В этом смысле практика является активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом. Имея возможность творчески применять полученные знания, человек способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, и направить течение событий в желаемое русло, реализуя свои представления о желаемом устройстве мира, общества и своей жизни. Однако человек может производить такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. В этой связи философия должна вырабатывать мировоззренческие принципы практической деятельности человека, основываясь на познании истины и сочетании с общечеловеческими ценностями и интересами, создавая общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения. Для каждого уровня философии характерна определенная философская дисциплина. Однако, поскольку философия представляет собой целостное знание, не все ее дисциплины однозначно можно отнести к какому-то одному уровню. Кроме того, существуют вспомогательные, но необходимые для классов и дисциплины. Помимо онтологии, гносеологии и аксиологии, существуют и другие дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания. Назовем их: - **Логика** — учение о последовательном и упорядоченном мышлении, изучающее формы выражения мыслей и методы познания. - **Философская антропология** — проблема природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. - **Этика** — проблема добра и справедливости в совместной жизни людей. - **Эстетика** — сущность прекрасного и его проявления в искусстве и природе. - **Социальная философия** — вопросы о том, что такое общество и его закономерности. - **Философия языка** — возникновение, развитие и функции языка. - **Философия религии** — сущность религиозной веры и ее значение для человека. - **Философия права** — обоснование права и его соотношение с моралью и государством. - **Политическая философия** — структура, функции и смысл государства. Итак, подведем итог первой лекции на тему **что такое философия**. Мы рассмотрели понятие философии и понятие мировоззрения, определили, что понятие мировоззрения шире понятия философия. Философия всегда является мировоззрением и теоретическим ядром мировоззрения. Мировоззрение — это двоякий феномен, который есть у человека. Мы рассмотрели структурные компоненты мировоззрения каждого человека и основные структурные компоненты мировоззрения у отдельных эпох. Мы также обсудили исторические типы мировоззрения, пришли к выводу, что первым историческим типом было мифологическое, а затем рассмотрели характерные черты религиозного и философского мировоззрений. Более подробно остановились на философском мировоззрении, рассмотрели эволюцию предмета философии, основное содержание философии, функции, которые она выполняет, и структуру философии. Рекомендуемую для чтения литературу к этой теме вы видите. Спасибо за внимание!
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий