Астрономия в Древнем Египте. Лекция Виктора Солкина

ruticker 04.03.2025 15:24:56

Текст распознан YouScriptor с канала Victor Solkin

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Астрономия в Древнем Египте. Лекция Виктора Солкина

Добрый вечер, дорогие друзья! Я вас очень рад приветствовать в таком же аншлаге на втором вечере нашего цикла, посвященного пространству, символам и идеям древних египтян. А мы говорим с вами о том, как они видели мир, как они описывали этот мир и в каких источниках текстов их памятников. Какое удивительное наследие донесла до наших дней эта цивилизация! Я получил пару писем, и вот, я специально это сделала, друзья. Вы не менее мною любимы. Мне написали, что я мало реагирую на зал, и простите, это техническая часть. Мы не можем снести эти столбы, а они несущие. Поэтому извините, что вы меня мало видите. Я вас чувствую — это главное. Я попрошу вас по возможности выключить ваши мобильные телефоны, чтобы они никому не мешали. И мы начинаем наш сегодняшний разговор. Собрание египетского музея в Каире, среди его бесчисленных папирусов, совершенно удивительных свитков, хранится один из текстов, созданных во втором веке до новой эры. Это одна из частей знаменитого сказания «Сад», которое повествует о том, как когда-то в 13 веке до новой эры, в эпоху Рамсеса Великого, его сын Хо и Муаз, который интересовался прошлым своей собственной страны и для которого эпоха пирамид была древним Египтом, реконструировал гробницы прошлого, интересовался мыслями и идеями древних мудрецов и искал книгу, в которой была бы написана вся суть вселенной. В какой-то момент он сталкивается с теми, у кого есть та книга, написанная рукой Тота, великого бога луны и мудрости, с которым мы сегодня в нашем пространстве звезд будем встречаться неоднократно. Он читает книгу, будучи великим магом, он пишет эту книгу пигментом зеленого цвета на свежем папирусе, растворяет в пиве и выпивает, для того чтобы книга была прочитана его душой и сердцем. А для того чтобы книга, выпитая в виде такого скопированного магического ритуала, была усвоена целиком, он начинает понимать, согласно этой замечательной сказке, на языке животных и птиц. Он начинает видеть тайные области нового мира, он начинает видеть солнечную ладью миллионов лет, и он начинает видеть звезды века в совершенном образе и сходит с ума. Египетская традиция всегда говорила о том, что с одной стороны человеческое сознание очень ограничено, с другой стороны именно она же, египетская храмовая религиозная традиция, всячески поощряла научные знания. И мы с вами знаем, что на протяжении многих тысячелетий египетская медицина была лучшей во всем древнем мире. Египтяне были превосходными математиками, и очень часто выезжали с тем или иным царским поручением к вавилонскому двору, метан метаний, скамы хеттскому, а сирийскому, то есть во всем Средиземноморье. Вот насколько египетская женщина считалась самой красивой женщиной Средиземноморья, настолько же египетский мужчина всегда считался неким носителем потаенного профессионального знания, которое очень ценилось правителями и властителями других цивилизаций, других культур и городов. Так вот, среди всех этих научных знаний, безусловно, астрономия занимала очень большое место. И сегодня я погружаюсь в это пространство. Мы не только с вами смотрим на совершенно невероятное звездное небо, которое простирается над храмом бога Амона в Луксоре. Это не Photoshop, это действительно вот такое египетское небо, просто профессионально снятое. Действительно, там такое. Это совершенно поразительное ощущение, особенно когда ты сидишь в центре города, в какой-нибудь далекой деревеньке, отдаленных городов, сидевшего подножек каких-то скал, над тобой путь действительно огромные звездные тела, великие матери звезд. А с другой стороны, когда мы с вами будем говорить об этом пространстве, прошу прощения, что Оля, спасибо, а с другой стороны, когда мы с вами будем говорить об этом пространстве, мы будем охвачены огромным количеством источников. Эти источники будут совершенно поразительными. С одной стороны, это будет богатейшая коллекция по первым двум свиткам из собрания Института Карлу Берга в Копенгагене. С другой стороны, нам придется уйти в самые глубины гробниц Долины Царей, чтобы посмотреть на те астрономические шедевры, которые египетские мастера в 13-12 веках до новой эры запечатлели на великих потолках царских усыпальниц. И одновременно нам точно также придется не только исследовать статуи астрономов, чтобы прочитать их биографии, но и спуститься в самые потаенные подземные святилища египетских храмов, в те самые святилища, которые сами древние египтяне увидели очень редко. Единицы бывали там, куда порой сегодня ступает нога современного туриста, который зачастую не понимает, в какие запретные, в какие-то иные, в какие удивительные места он попадает, если он, конечно, вовремя не предупрежден тем проводником, который должен, конечно, у него быть, как и в любой другой культуре Востока. Еще одна очень важная мысль, которая представляется мне необходимой в самом начале своего рассказа, — это то, что мы сегодня с вами многими на упомянем. Я честно похвастаюсь, что здесь у нас библиотека, волоча на это второе место в Москве, просто РГБ, где хранятся три великих «The Man», «Лиги Бауэр», «Паркер», древнеегипетской астрономии. Это базовая огромная коллективная монография, посвященная именно астрономическим текстам. Монографии, естественно, никогда не переводились на русский язык, и все это великие редкости. Дело в том, что западные исследователи, когда они подходили к миру звезд и к невероятному небесному символизму древнего Египта, очень часто пытались вычленить астрономию как науку, а сделать это практически не представляется возможным, потому что для древних египтян это была абсолютно органичная составляющая часть мировоззрения, мировоззрения религиозного и магического. И здесь совершенно необходимы астрономические расчеты, которые были связаны с необходимостью точно сориентировать в пространстве новый строящийся храм или точно рассчитать ночные часы, для того чтобы то или иное богослужение было осуществлено правильно и вовремя. Так вот, для них это точный математический и очень непростой расчет был абсолютно равен всем представлениям, которые они практиковали на протяжении многих тысячелетий, которые были связаны, например, с загробным миром. Это все абсолютно одинаковая часть реальности. Поэтому, когда мы сегодня с вами по этому удивительному пространству мира небесного будем идти исследовать его, мы должны с вами понимать, что здесь астрономия как наука от астрономии как части колоссального религиозного сознания древнего Египта абсолютно не отделима. И поэтому здесь астрономические расчеты и великие легенды древности будут нерасторжимо связаны вот таким гигантским и неповторимым единством. Древний Египет любил звезды. Наверное, такая фраза была бы характерна для любой другой цивилизации древности. И многие следователи долгие годы спорили, какая цивилизация пришла к исследованию звезд раньше: шумер или египет. Наверное, приблизительно одновременно, потому что еще до того, как сложилось государство фараонов, необходимые знания, связанные с разливом Нила, знания, связанные с ведением основ календаря, знания, связанные с тем, как просчитывать те самые ночные часы, заставили египтян очень внимательно наблюдать за звездным небом. И вот эта традиция наблюдения, которую точно также описывают очень многие тексты, стала частью религиозной культуры, потому что для древних египтян звездное небо, или как они назвали, ах-ах, — это пристанище пресветлых духов. Это дух и душа, это одновременно и пространство великих созвездий, пространство, по которому идут светила, и одновременно пространство, где находится проход в иной мир. Если вы посмотрите на большинство египетских пирамид, то вход в пирамиду, для нас вход в пирамиду, он выход. Так вот, выход из пирамиды всегда находится на севере, потому что он предполагает, что тонкая сущность царя, ставится забальзамированное тело в погребальной камере, обязательно выйдет туда, на север, где около полярные звезды или звезды, не ведающие разрушения, как называют их тексты, потому что они всегда видимы на небосклоне, ознаменуют проход в великие врата в тот мир, который древние египтяне называли ту, от места восхваляемое, великий загробный мир. Ни в коем случае не подземные, а именно загробные. То есть другое иное пространство, где обитает бог, где обитают пресветлые духи предков. Великолепная роспись из гробницы царского художника Сны Джем, это 13 век до новой эры. Вы видите его и его прекрасную супругу, и нам Ферти, которые держат руки в позе молитвы, в позе ада рации перед ними солнце и звезды. И вот этот дуализм египетской культуры, с немыми свидетелями которого здесь становится многоликие духи предков, которые следят за своими потомками, готовящимися перейти из мира живых в мир ушедших, он строится на этом изображении очень четко. С одной стороны, есть мир живых, его описывает солярный цикл и все, что связано с солнцем, а с другой стороны, есть мир звезд, который ассоциируется с миром ушедших. А с другой стороны, как быть без звезд, как без ночных ритуалов, как без точного орудия землемера, как без ночных ритуалов, основание нового святилища, которое должно быть ориентировано на полярную звезду, причем не просто на полярную звезду, а на то ее положение, как абсолютно точно соответствует той эпохе, когда строился храм. Сегодня с вами поговорим. А с другой стороны, как быть без ночного путешествия солнца, который ведет в иной мир, для того чтобы пообедать легендой о великой победе над смертью, о том, как в шестом часу ночи солнце соединится с телом Осириса, великого бога, владыки мира, и нового в единое тело предвечному богу, непознаваемого, непостижимого, которые египетские тексты называют Он и Биргер, владыка всего до пределов. Памятуя о том, что я очень многие вещи рассказал на первой лекции цикла, но кто-то сегодня пришел первый раз, я напомню, что египетская религия — это один атеизм. Он предполагает единое существование единого предвечного божества, который в процессе сотворения вселенной распадается на мириады богов, которые все есть его ипостаси, которые в совокупности являют вот эту сущность великого непостижимого и предвечного. Поэтому здесь для древнего египтянина, будь то египтянин 4 тысячелетия до новой эры, или будь это египтянин уже рубежа новой эры, все равно эти космологические, космогонические концепты были актуальны. И вот здесь я недавно вспомнила время, потому что весь тот обзор источников, о которых мы сегодня с вами будем говорить, охватывает огромное временное пространство. Древнейший памятник, который покажу уже буквально через несколько минут, это рубеж 7 тысячелетия до новой эры. А последние тексты, о которых я буду говорить, записаны буквально в завершающей плеяде существования египетских текстов 4 века новой эры. Вот представьте себе, какое количество веков, а вернее, какое количество тысячелетий. И здесь, конечно, на протяжении всего этого колоссального времени астрономия была частью знания, тайного знания, запретного знания, абсолютно храмового, но при этом абсолютно прикладного, который, естественно, использовался в повседневной жизни древних египтян. А самыми разнообразными способами. На самом юге Египта, недалеко, в ста километрах от всем вам известного скального храма Рамсеса Великого в Абу-Симбеле, находится вот это местечко, которое называется на Плая. Нашли его в начале двухтысячных годов, и изначально никакие археологические работы там не велись, просто потому что это безжизненная пустыня Сахара. Тогда, много тысячелетий тому назад, это было вовсе не пустыня, вполне питаемая саванной. И здесь совершенно неожиданно для самих себя немецкие и швейцарские исследователи обнаружили один из древнейших ритуальных комплексов Долины Нила, которые в таком виде, в полностью сохранив своем внешнем облике, сегодня перенесены на территорию музейной бийской культуры в Испанию. Рядом в большом изобилии были найдены кости животных, следы стоянок древних людей. И именно благодаря вот этим стоянкам удалось достаточно точную датировку этого памятника, который пользовался популярностью и которому приходили совершать тот или иной ритуал местные окружающие кочевники на рубеже симу, что уточняйте, до новой эры. То есть это один из древнейших ритуальных памятников на территории планеты. И по-своему, по времени, наверное, смальты, вот он сопоставим. Там тоже древнейшие храмы богини-матери, также связанные с астрономическими культами, существовали приблизительно в это же время. Конечно, ни о каком точном наблюдении звезд или солярных циклов речь еще не шла, но, однако, точно изучение. Вы видите, основная ось, которой была сориентирована с запада на восток, все это показывает, что так или иначе эти дарители, древнейшие кочевники, древнейшие обитатели Долины Нила, которые медленно-медленно вместе с высыханием климата и вместе с изменением температурного режима в долине, покидали эти места, те самые места, где впервые задумались о звездном небе и где пытались проводить свои первые астрономические исследования. Мы с вами уже говорили о том, что для древнего Египта нет взаимоисключающих описаний одного и того же явления, как это бывает на Западе. Мы мыслим понятием «или»: красные или черные, или белые, или что-то другое. Для древнего человека все образы являются собирательными, и в своей совокупности они наиболее полно определяют то или иное понятие. И небо для них — это и великие приличные воды, океан хаоса, и великий небесный свод, по которому плывет золотая ладья миллионов лет, и тело великой небесной коровы, который когда-то в прыжке отрывался от земли для того, чтобы меж рогов своих вознести солнечный диск в космическую тьму. И наконец, вот этот поразительный образ великой матери звезд, богини неба Нут, которая была в древнейших египетских космогониях города Гелиополя, которым требуется назывался Юну, твердыня, была одной из старших дочерей тех солнечных богов, которые создавали пространство. И вот здесь мы сразу же с первого взгляда на эту сын потрясающую даму сталкиваемся с непохожестью Египта в некоторых моментах на другие представления о мире других древних народов. Мы традиционно с вами привыкли, с наших славянских корней, вспоминая, что мать сыра земля, да, и точно так же в Греции магия и великое небо навсегда мужское. Мужской по-своему начал видеть все наоборот: великая небесная мать склоняется над землей, и земля здесь мужское начало, а небо — женская. Причем не надо думать, что это просто олицетворение неба. Это не так. Есть и Хер, эта великая высота, либо Тед, небо по древнеегипетски. Нут — это лишь та высокая духовная сущность, которая наполняет жизнью пространство неба. Точно так же есть земля, то, а есть бог Геб, который персонифицирует собой жизненные силы, которыми преисполнены земля и которые вечно способны к регенерации. Если мы внимательно посмотрим на тело великой матери звезд, то она все покрыто ее многочисленными детьми. Рядом вы видите золотые ладьи богов, которые плывут по нашему миру и планируемому. И на самом деле это один из величайших шедевров египетского музея в Каире. Сделано не в 13 веке до новой эры, речь идет о крышке саркофага царя Мирнептаха, любимого сына Рамсеса Великого, внутренняя часть которого сделана в виде этого совершенно потрясающего культурного образа богини, причем таким образом, что она должна была склониться над мумией царя для того, чтобы принять его в свои объятия и возродить его, приведя через смерть, возродить его к жизни вечной, точно так же, как она возродила к жизни величайшего из своих сыновей, то есть бога Осириса. Один из образов неба, один из многих, которыми мы сегодня будем наслаждаться на протяжении нашего сегодняшнего разговора. Еще один пример — это потолок очистительной часовни обеда храма Хатшепсут в Дендере, Верхний Египет, и первый век до новой эры. Посмотрите, пожалуйста, на удивительный потолок этого помещения, где раз в год все культовые статуи богов и богинь, где все ритуальные предметы очищались от земной скверны для того, чтобы в день нового года встретиться с лучами нового обновленного солнца и затем функционировать в храме в процессе всяких священных ритуалов на протяжении еще одного годового цикла. Итак, перед нами опять же богиня неба Нут. Если вы внимательно посмотрите на ее платье, то оно все из пищи на знаками воды. Это те самые небесные, которыми она наполнена, потому что небо — это часть великого предвечного океана Хаоса. Она проглатывает солнце, солнечный диск на западном горизонте, для того чтобы он прошел в непознаваемые миры, и затем вновь на восточном горизонте, спустя половину суточного цикла, она рождает солнечный диск, который девять лучей испускает из себя. И здесь внизу вы видите символическое изображение земли — два холма, на холмах цветут великие священные персики. По преданию и согласно многим египетским заупокойным текстам, хотя великое солнечное дерево и великий небесный персик верни их от близких тень, а можно якобы увидеть тот момент, когда восходит солнечный диск, и врата между миром нашим и миром иным открыты. А в центре — символическая маска богини Хатхор. Это изображение того самого храма в Дендере, где мы сейчас сам виртуально находимся. И с одной стороны, девять лучей ассоциируются с девятью великими богами, которых родила мать Нут, а с другой стороны, девять в египетском представлении — это число бесконечного множества. Это бесконечное множество вот этой солнечной силы, солнечной энергии, солнечного света, который наполняет собой вселенную и который является неотъемлемой частью жизни. Если девять было числом всего множества, то три было в принципе множественным числом. Там же, в Дендере, на потолках великих тайных святилищ, большое пространство посвящено различным небесным феноменам и явлениям. И если сначала в правой части вы видите мать Нут уже привычной вам позе, то здесь вы видите трех богинь, которые говорят о том, что структура неба множественна. Как и многие другие народы древности, египтяне считали небо семеричным. Сохранились изображения семи регистров, семи рядов неба, каждый из которых связывал со своими созвездиями, со своими планетарными текстами. Такие вещи тоже вам сегодня обязательно покажу. То есть главная моя задача сейчас, пока мы начинаем только знакомиться с этим удивительным материалом, понять, что все это очень многомерно, это все очень неоднозначно описано. И на самом деле мы сегодня с вами почитаем переводы подлинных астрономических текстов, но сделаем это только в середине лекции, потому что для того, чтобы просто понять, что там написано, нам нужно не только разбираться в каких-то астрономических категориях, но достаточно хорошо знать религиозное сознание древних египтян. Наконец, еще одна совершенно поразительная вещь. Там, туда же, из Дендеры, еще один из потолков. Вы видите вновь мать Нут под нею, распластанные фигуры бога Геба, а ее супруги, бога земли. И вопросы здесь не случайны, потому что, только начиная говорить о достижениях египетских астрономов, я процитирую вам фрагмент Лейденского тематического папируса 4 века до новой эры. Великая богиня Мут, владычица Фев, и такая небесная царица говорит следующее: «Смотрю я на землю, подобно на круглому кожаному мячу». 4 век до новой эры. Еще столетие тому назад грек Анаксимандр писал о земле, бутылке, которая вращается во влажном космосе. А да, понятно, что он учил многим предтечам каких-то конкретных знаний древних египтян. Мы не знаем просто потому, что огромное количество источников исчезло. И когда ты видишь какой-то текст того же самого четвертого века до новой эры, ты понимаешь, что язык архаичен, то есть он опирается на какую-то глубокую традицию. Эту традицию нащупать не можешь. Тут и, конечно, вспоминаешь с массой плохих слов тех, кто зажег Александрийскую библиотеку, только то разрушал их, а те, кто разрушал храмы. И зачастую, говоря вот о финале этой великолепной культуры древности, я вот невольно вспоминаю прекрасный фильм Аменабара «Агура», который заканчивается фразой: «Человечество вспомнило об этом полторы тысячи лет спустя». Если бы библиотеки не были разрушены, если бы научное знание древности ушло бы в будущее средние века, если бы преемственное знание было там, и сегодня с вами мы находились, мне кажется, совершенно на другом уровне развития. Потому что, конечно, когда ты понимаешь, сколь многое увидели мудрецы древности, астрономы, исследователи и ученые, то это вызывает только восхищение и сожаление одновременно, по понятным вам причинам. Для того чтобы понимали, насколько неожиданными порой бывают те источники, которые нужны нам сегодня для разговора о египетской астрономии, я предлагаю вам перенестись вот в это удивительное место. Это знаменитый город Абидос, который был центром паломничества для древних египтян. Это знаменитый культовый центр бога Осириса, великого владыки нового мира. Более того, по преданию, здесь в огромном ущелье на западе города находятся главные ворота в иной мир, главные врата, связывающие пространство. Перед вами стена заупокойного храма царя, это один из знаменитых шедевров гипсокартонной архитектуры 13 века до новой эры. Но интересует нас не это, а другое. То, что непосредственно вы сейчас видите. Еще Страбон описывал, что за обедов ским храмом находится холм, поросший ивы, его черед было священным деревом Осириса. Под этим холмом происходит некий тайный ритуал, суть которого, конечно, иностранцам сейчас вы уже не увидите. Холма, перейра хитро вы, и потолок обрушен. Но тем не менее, это знаменитая серия, одна из самых величайших святынь египетской земли. И здесь, в различных камерах этого подземного помещения, сохранились уникальные тексты, в том числе и астрономические, которые нам сегодня нужны. Давайте посмотрим, как он выглядел в древности. Вот вам реконструкция. Вы видите тот самый холм. С северо-запада идет наклонный коридор, на самом деле очень длинный, он покрыт изображениями заупокойных текстов и текстов, которые повествуют о удивительных событиях, происходящих в мире Яна. Так и текст обычно бывают только в царских гробницах. Наконец, под прямым углом коридор пересекает длинный зал для жертвоприношений и переходит в центральную часть. Центральная часть — это остров, который окружен водами, остров, который ассоциируется, который подобен первому холму суши, который, по преданию, солнечное божество творит, когда поднимается этот холм из извечного океана хаоса. Ну и здесь была некая великая святыня, какая точно мы не знаем, тексты об этом умалчивают. Но тем не менее, этот комплекс, который по своей структуре воспроизводил вот этот извечный холм изначального творения, он, конечно, занимал в религиозном сознании египтян огромное место. Интересуют нас не сам остров, а дальше продолжение центральной оси этой структуры. Это помещение, где вы сейчас видите красную стрелку, это задняя так называемая камера саркофага. Это тайное и скрытое помещение, сырье, на который еще в древности была заложена огромными каменными блоками. И если мы сегодня с вами сделаем то, что абсолютно не позволено своим туристам, да не пускают, а то мы увидим буквально следующее. Давайте мы это сделаем. Ну вот сам остров, он сейчас часто из-за того, что высокая вода в Ниле, он просто закрывается полностью вот этой болотистой, при этом очень чистой водой. Мы с вами движемся вот туда, на восток, вот в эту дверь, которая нас очень интересует. И вот у нас внутренние помещения, которые на самом деле находятся в абсолютно темноте. Но если мы с вами посмотрим на северную часть этого помещения, то там на потолках совершенно уникальные изображения, которые нам сегодня представляют особенный интерес. Я покажу вам совершенно уникальную съемку, и это будет на самом деле наше первое знакомство с одним из выдающихся и уникальных астрономических текстов древнего Египта. Для того чтобы выполнили, что здесь изображено, я предлагаю вам сначала посмотреть вот на эту прорисовку, которая в нижнем левом углу кадра. Огромное тело поди минут ее отец, бог воздуха Шу, который ассоциируется с понятием не только воздуха, но и сотворенного пространства, поддерживаете. И великое тело богини неба, с одной стороны, проглатывает солнечный диск, с другой стороны, из ее лона выкатывается маленький скарабей, который превращается в солнечный диск, который пою ногам выкатывается из ее тела. Все пространство, который вы здесь видите, замещено колонками. Это все колонки текста, фрагменты которого мы сегодня с вами будем читать. А теперь на секундочку отвлечемся от того, что это астрономическое изображение. Посмотрим на совершенно фантастическую красоту. А это 13 век до новой эры. Посмотрите, какая тончайшая пластика, тонкие губы, видно едва видна грудь, огромные руки. И вот здесь, у уст великой богини неба, фрагмент крылатого солнечного диска. Вы также видите текст, который отходит в сторону от солнца. , но сейчас важно понять, что каждая из этих фигур представляет собой определённый аспект астрономического знания древних египтян. В центре потолка изображена великая небесная корова, которая символизирует саму Нут, богиню неба. Она поддерживает солнечную ладью, которая плывёт по её телу, и это изображение олицетворяет цикл жизни и смерти, а также возрождение. Солнце, проходя через 12 часов ночи, символизирует путь, который проходит душа, и его триумф над смертью. Каждый час ночи в египетской астрономии был связан с определёнными звёздами и созвездиями, которые появлялись на горизонте. Эти звёзды, как и боги, были частью единого космического порядка, и их движение отражало циклы жизни и смерти. Важным аспектом является то, что египтяне не разделяли астрономию и религию. Знания о звёздах и их движении были неотъемлемой частью их религиозной практики. Они использовали астрономические наблюдения для определения времени, проведения ритуалов и понимания своего места в космосе. Таким образом, мы видим, что древние египтяне создали сложную систему астрономических знаний, которая была тесно связана с их религиозными верованиями и культурными практиками. Эти знания передавались из поколения в поколение и оставили глубокий след в истории человечества. Теперь давайте перейдём к конкретным астрономическим текстам и их интерпретации, чтобы глубже понять, как древние египтяне воспринимали звёзды и их влияние на жизнь на Земле. Примеры египетского календаря, кстати, на основе которого создан более поздний григорианский, делят время года на 360 + 5 дней. 360 дней делятся на 10 дней на тридцать шесть декад. Каждая декада ассоциируется с одной определенной звездой, которую они замечали в процессе многотысячелетних исследований. Все эти звезды, которые были избраны ими для счета ночного времени, складываются в единый пояс созвездий, который находится южнее эклиптики. Вы помните, что эклиптика — это та сфера, по которой движется солнце. Южная часть неба сильно отличается от северной. Далеко не все созвездия расшифрованы, то есть мы знаем, как они называются по-древнеегипетски, как это переводится на ней. Всегда изображение достаточно детально, и сопоставить это с современной картой неба не всегда удается. Тем не менее, все очень детально. Представьте себе, что вы сидите на крыше храма и наблюдаете за звездами, сидя строго на юг. У вас каждый час рождается на горизонте одно созвездие, которое избрано как декан. Это созвездие символизирует собой начало первого часа, а затем следующее созвездие и так далее. В итоге все эти созвездия, о которых мы сегодня подробно будем с вами говорить, воспринимаются как великие дети Сахи, Осириса и Исиды, Ориона и Сириуса. Все они идут по потолку погребальной камеры гробницы, и комментирующие тексты подписывают, кто есть кто. Давайте посмотрим на это изображение. Во-первых, детально, как они чудесные. Причем в отдельных соседских подписаны, сколько звезд, какая звезда главная. Я чуть забегая вперед скажу, что было даже представление о том, что есть тот декан, который запускает этот великий вселенский цикл. Это тот, кто прибывает в сердце своей ладьи, и его главная звезда — современный Антарес, красная звезда, которую называли «красный на соловье», что он запускает вот эту великую вереницу. Представьте себе, что мы сидим на крыше храма Абидоса. У нас есть выточенные в камне подставки для горшков с горячим вином, потому что если это зима, там холодно из пустыни. Неожиданно для Египта, а еще там специально выдолбленные лунки для игры в сига. То есть по лункам перекладываются камешки, перед этим выкидываются кости. Люди сидели и играли, потому что ждали восходы нужные звезды и наблюдали эту звезду с помощью особых древнейших в истории человечества астрономических инструментов. Пока давайте на секундочку на нашей крыше храма вернемся на север. Увидим мы вот такое изображение. Увеличенная центральная часть. Перед вами здесь вы видите главную фигуру — это огромный бегемотик Исиды, который разной публичные лекции лекторы почему-то путают с Сетем. Это совершенно разные божества. Хвала древним египтянам, все подписано, просто нужно читать. Анализ открывает собой не только систему созвездий, в нее несколько созвездий входят, но и тубан полярной звезды древнего мира. А в ее руках вот эта нога, эта часть тела Сета, великого бога хаоса. Это символическое изображение, которое ассоциируется с большими видеться с около головы. Это современные созвездия лебедя, она идентифицирована. Дальше огромное количество богов и созвездий, не все идентифицированы подробно. Если эти идентификации будут вам интересны, я позже вам скажу, что почитать, где все это посмотреть. Главная задача этого пространства вовсе не изобразить точную астрономическую карту. Нет, это ритуальное изображение, это хранители прохода в иной мир, которые охраняют полярную звезду в области, который проход в иной мир. То есть это путеводитель для души царя, куда идти, куда бежать, для того чтобы преодолеть смерть и выйти в вечную жизнь, и соединиться с предками. Огромное количество божеств и созвездий северной части неба. Вот так схематически здесь в 13 веке до новой эры была изображена. Позже эти карты небесные стали еще более сложными. Мы вновь остались в Долине Царей, перешли из одной гробницы в другую. Это гробница фараона Рамсеса IV, это 12 век до новой эры. Она небольшая, он недолго правил. Вот там в глубине вы уже видите его каменный саркофаг. Наша задача — подойти к нему поближе, посмотреть, поднять голову. Все вот такие — это не Photoshop и ни в коем случае не искажения. Вот такой потрясающий сохранившийся пигмент 12 века до новой эры. Если мы сейчас с вами внимательно посмотрим на это изображение, то, наверное, мы увидим, что происходит. Оно чем-то нам чрезвычайно знакомо. Я думаю, что вы прекрасно знаете, чем. Вот первый фрагмент — полкрыла до солнечного диска руки бога Шу, который держит небо. Да, совершенно верно, это изображение скопировано из подземелья гробницы Рамсеса IV. Мы об этом знаем из множества текстов. Он очень интересовался храмами, библиотеками, ритуальными текстами. Он старался вникать в какие-то тайные знания предков. Судя по всему, это изображение ему показали, и он выбрал его для своей гробницы. Тот же самый текст знаменитой астрономической книги Бенин, которая описывает не только структуру неба, но и то, что связано с вот этими специальными созвездиями, с деканами, благодаря которым считаются ночные часы. Я прочитаю фрагмент медленно: «Это величество этого солнечного бога проходит в Дуат и затем продвигается он вперед, проходя по небу. С ним звезды эти входят и с ним проходит вперед, спеша к местам своим. Это в 1 час ночи величество этого бога Ра входит в Дуат, и он становится торжествующим, он становится великолепным в руках отца своего Осириса. Чист он там, величество этого бога села в жизни в Дуате на втором часу начала ночи, и величество этого бога приказывает западным, и он исполняет задуманное в Дуате. Величество этого бога продвигается к земле вновь и вновь, приходя в существование в Верхнем Египте. Сила его велика, подобно тому, как было в первый момент его появления. Он приходит в существование, не существует до этого как великий бог в городе Бегаете по границам. Вот небесных по рукам Нут проходит величество этого бога. Он входит в нее ночью в час середины ночи и идет вперед во тьме, а все звезды с ним». О чем здесь идет речь? На самом деле, сейчас растолкую буквально несколько фрагментов. Это ночное следование солнца внутри тела богини Нут. Во-первых, он становится торжествующим, инстанции великолепно в руках отца своего Осириса. Это воссоединение вопросов по предвечному божеству. И здесь а торжествующе еще и действенное, то есть он становится действенным предвечным богом. Величество этого бога приказывает западным. Западные — те, кто ушли на запад, это ушедшие умершие, это духи. То есть он становится владыкой тех, кто пребывает в мире ушедших. Затем величество этого бога продвигается к земле, то есть он проходит свой ночной цикл, придя в существование в Верхнем Египте. Существовало поверье о том, что великий небесный меридиан находится на юге, в районе Фив. Под этим небесным меридианом воспринимал спела богини Нут, то есть родиться он где-то там, в Верхнем Египте, хотя видно его везде. Дальше он входит в Нут ночью, понятно, и выходит из нее на востоке. Это первый фрагмент, это про солнце. Дальше, в начале этого месяца, в сезон разливы Нила, когда восходит Сириус, в 1 месяце сезона разливы Нила, при восходе Сириуса все эти звезды восходят в небе. Вот в начале года каждого расследует установленному пути звездному, сказано в книге Бенин: «Сириус — 18 звезд позади неё, 18 звезд впереди неё. Вот 29 их созданий, этих что существуют отворят в небесах. 29 звезд в этой широте небесный 1 умирает и другая живет в каждые десять дней. Теперь тех, что выдувать, и их семеро. 10 дней — та самая декада, в которой появляется либо умирает декан, одно из тех созвездий, либо одна из тех звезд, которые появляются на небе». Понятно, что египтяне считали, что вселенная вертится вокруг земли. Понятно, что вертится земля, и звездная картинка меняется вокруг планеты. И по изменению этой картинки в каждый час ночи считали ночное время. Помимо того, что ночное время нужно было для ведения ритуалов, точно также египтяне считали себя постоянными со-творцами вселенских циклов. Специальные ночные службы были направлены на усиление могущества солнечного бога, чтобы он разрушил силы хаоса и зародился к восточному горизонту, к новой жизни. Я вот честно вам скажу, это не самые сложные фрагменты. Для того, чтобы вы понимали, насколько тяжело читаются египетские астрономические тексты, насколько хорошо надо знать мировоззрение. Ну, немножко хоть что-то понимать в астрономии. Функциональные астрономы в зале сидят. Вот поэтому вы поймите, я египтолог, я с египетской точки зрения на это всего смотрю. Вам здесь беднее именно с вашего профессионального взгляда, насколько такие явления здесь в этих древних текстах отражены. Но и это не апофеоз. Выбегаем из гробницы Рамсеса IV, входим в гробницу Рамсеса VI. Все тот же 12 век до новой эры. Это коридор, в который буквально нанизаны друг на друга. Это тоже великий шедевр. Прежде чем мы увидим погребальные камеры, в которых сохранился просто невероятное чудо, которое сотворили египетские мастера, мы с вами поднимем глаза и посмотрим, что здесь на промежуточных потолках коридоров. Великие шакалы тянут солнечную ладью. Она вместе с солнечным диском будет проглочена от Нут. И вот там солнечный диск внутри ее тела. Идут здесь главные истории, вся посвящена солнцу и его движению в потаенных областях иного мира. Особую роль здесь играет фигура Осириса, который должен возродиться. Дальше, в правом нижнем углу, лежат саркофагах праведные умершие. Саркофаги открываются, и вот здесь тела напитываются солнечным светом для того, чтобы души их торжествовали. Плененные и связанные по рукам духа Уса — эта кровавая, простите, левая фигура в нижнем регистре. Вы видите связанного духа хаоса, потому что связано с его попиранием. Знак того, что миропорядок торжествует. Дальше смотрим на фрагмент. Вот здесь в нижнем регистре в центре Осирису дают вечную жизнь. Рядом его свита, и вот за спиной как раз сцены попирания там связанные пленники. И идущая по среднему регистру солнечная ладья. Видите все эти удивительные чудеса потусторонних пространств. Следующий коридор. Я отмечу только здесь несколько элементов изображения. Вы сейчас как бы смотрите на солнечные ладьи. Сверху взглядом богов вы видите здесь ноги солнечного бога, которая находится в своей ладье миллионов лет. Это крайнее левое изображение. Другие ладьи, которые использует солнечный бог в своем путешествии по мирам иным. Одна из фигур левой части кадра — прямоугольник, который вы видите, солнечный младенец. Это великая солнечная душа, которая готова творить иной мир. В центре — овал из тела змеи и томилин. Это время, он безусловно в центре этой картины, потому что все это великое время на Хех, как древние египтяне называли, бесконечный цикл вращения солнца по своей орбите. А буквально фрагмент с этой сцены потолка вы видите внизу саркофаги. Их открыли, и вот торжествующие души умерших несут своих детей. Они ликуют, приветствуют солнце. Я думаю, что вы в различных иконографических сюжетах других религиозных культур похожие изображения видели. Только вот это все отсюда, потому что это 12 век до новой эры. Ну и я вам обещал шедевр от погребальной камеры. Это невероятно. Я не буду вообще ничего не говорить о том, что здесь на стенах. Это отдельный сюжет коллекции книг о загробном мире, когда-то была прочитана. Есть в интернете. Я предлагаю поднять голову наверх. Это то, что восходит к известным вам изображениям. И за Сириусом. На опять две огромные небесные богини Нут — мать нашего неба. На у нет потаенные небо иного мира. Это свой кадр совершенно удивительный. Но вот поверьте, никакой кадр не передает, потому что ты просто стоишь и не знаешь, что смотреть. Прежде чем идти в такие места, надо читать, читать и читать, для того чтобы понять, что ты видишь. Я покажу сейчас фрагмент. Во-первых, давайте посмотрим на лицо богини Нут, то проглатывает солнце. И в трех иллюстрациях вот первая часть верхней Нут — наше небо. Это нижняя Нут — небо иного мира. Поэтому в пространстве книги нашего мира рассказывается о солнце, созвездиях и тайных ночи. На Нут в основном связано с циклами регенерации, с победой над смертью. То есть это более лет ритуальная религиозная книга, нежели астрономическая. Все вместе — это книга неба, книгой дня наверху, книга ночи внизу. Посмотрим среднюю часть. Пока просто смотрим. Я не хочу вас больше религиозные египетские вещи уводить. Это долго и сложно. Это средняя часть. Оно делится также на 12 часов. Это все 12 часов ночи и 12 областей. Все пространство разделено вертикальными колонками. Каждая колонка для нас — это колонка текста, а для того, кто читает, это разъяренная женщина, которая персонифицирует собой врата этой области. Она пытается солнце дальше не пустить, и дальше начинается диалог. У неё заклинает, он называет имена, он называет духи-хранители. Она ему пытается сказать, что это нет, не так. Дальше называете тайными. Она открывается в ужасе от того, что знает её тайные. То есть это совершенно мистерия. А вот такой совершенно невероятный древний реал, который связан с представлениями о солнечном цикле. Самая интересная часть — это, конечно же, следующая, потому что она связана хоть как-то с нашим миром, с рождением солнца. Вот здесь солнце рождается. Вот тут мать Нут рождает солнечный диск из своего лона. Это уже первый час дня. Я покажу сейчас его крупно. Мать Нут в центре, рядом две великие небесные повитухи, они же богини горизонта. Она держит в руках не просто держит в руках солнце, она сжимает свой собственный живот. Она беременна солнцем, она вот-вот его родит. И под фигу и богини Нут поднимающие руки кверху, бог миллионов лет, который стоит на великой монетже от великой солнечной ладьи, который появится буквально через несколько мгновений на восточном горизонте неба. Это совершенно удивительный сюжет. Еще один памятник, тоже из Долины Царей, который хранится в Каирском музее. Это строка, то есть это кусок известняка, на котором художник набросал изображение, которое собирался копировать на порог царской гробницы. Мать Небо в ее чреве, которая буквально перта гигантским солнечным диском. Само солнце и внутри солнечный младенец, который персонифицирует здесь души солнечного божества. Вот именно с этого изображения, с этой традиции позже был скопирован канон богоматери. Знамение, чем доказанные вещи. Это все у вас ходит вот сюда. И здесь совершенно поразительный, как один и тот же образ матери, наполненный чревом нового дня, он минует языки религиозной традиции культуры эпохи. Он из одной культуры переходит в другую. Но еще буквально два фрагмента царских потолков, чтобы еще насладиться всей красотой. Цари сигарет большую роль, потому что он спутник солнечному богу. Мало и солнце, поэтому здесь вот опять бессмертны измене в центре. Еще с левиной головой, потому что он несет себе функции охранника. Он своими изгибами, извивами своего тела защищает овал картуш царским именем вокруг царя и царя, и его спутники божественные. Вот еще один фрагмент, который мне очень интересен. Тоже фрагмент часов ночи. В нижнем левом углу там лежат побитые духи хаоса. Они либо лежат вот так вот скорчившись на своих руках, либо на спине. И между ними три таких странных вертикальных знака — это знаки пламени. Они там горят. Они горят, но сгореть не могут, потому что если они сгорят, мир становится миром. Держится на вечном противостоянии ни добра и зла, а разных противостоящих друг другу сил. И когда древнеегипетские тексты, в частности, замените тексты саркофагов, хотят сказать о каких-то изначальных примерах, я так напомню, немножко тексты саркофагов — это 20-21 века до новой эры. Они говорят тогда, когда еще не было двух вещей: дня и ночи, жизнь и смерть, дыхание и отсутствие дыхания. Вот всего того, что наполняет сотворенный уже космос. Здесь образность играет большую роль, нежели какая-либо эстетика символизма. Редчайшая вещь в частном собрании Великобритании — это изображение царицы, любимой жены Минхотепа III, 14 века до новой эры. Она изображена в виде богини Опет. Богиня Опет — это форма богини неба Нут в тот момент, когда она беременна своим главным младенцем, младенцем нового дня. Поэтому с точки зрения древнего египтянина это самое красивое изображение женщины, который может быть, потому что она мать, подательница новой жизни, которая побеждает смерть. И даже царица вот в таком образе великой богини неба, который вот-вот разродится, и либо звездами, либо солнцем, она считается очень красивой, потому что здесь логика, смысл и вот эти высокие сакральные истины играют большую роль, чем какой-либо другой статический канон. В 12 веке до новой эры там же, в этих царских гробницах, появляются совершенно странные чистки, прям совсем астрономические, практически не ритуальные вещи. Насколько не ритуальные вещи могут быть в древнем Египте? Мы с вами опять перебежали из гробницы Рамсеса VI в соседнюю гробницу Рамсеса IX. Бегаем ее с вами по 12 веку до новой эры, и здесь в одном из коридоров меня интересует вовсе не почитание царем солнечного диска и солнечного бога во всем, во всех ее формах, которые есть на приток. Я хочу, чтобы вы подняли глаз выше. Это знаменитые таблицы или звездные часы. Вот одна из них. Давайте посмотрим сначала на цветовое решение, вообще на то, что изображено. Сидит человек, который смотрит на нас. Рядом идет комментарий и графического текста. Вокруг человека вы видите изображение звезды, причем звезда меняется в разных клетках. Рядом с ним каждый комментирующий отрезок, каждая параллель начинается со слова «часто кайта луну», и такой-то в этот час эта звезда по отношению к этому человеку занимает вот такое место. На секунду посмотрим на северные созвездия, которые наверху. И больше не будем у них смотреть. Для чего это? Это изображение вполне конкретной астрономической практики наблюдения, конечно же, за деканами, за звездами, которые бытовали. Видите, в это время таких таблиц в 24. Это просто прорисовка общего, чтобы видели, как это смотрится. Давайте посмотрим, для чего это использовалось. Садимся мы с вами на крышу храма ровно по оси север-юг. Над перед вами сидит жрец, он четко держит необходимые инструменты для того, чтобы посмотреть положение звезд. Если его позиция по отношению к вам четко выверена согласно оси север-юг и запад-восток, то определенные созвездия в определенный час наблюдаются рядом с какой-то из частей его тела. Приблизительно вот так, как об этом говорят тексты. Например, «гири риту нами эфире радио объем управы глаза у левого глаза, хер кахуны михир к хобби у правого плеча, у левого плеча, но если ража, ибо напротив сердце по центру». То это кульминация декана, это самая высокая. Когда декан идет по этой полосе, по этой канале, нова движения южнее эклиптики, и это начало определенного часа. В разные века начала ночного часа не рассчитывали либо по восходу декана на горизонте, либо по его кульминации. Расчет по кульминации был более точным, потому что, соответственно, от времени года, от каких-то географических условий, какого-то храма, вот это наблюдение за звездами давало большую погрешность, нежели кульминация звезды. Что, соответственно, не привязало её никак не к каким-то географическим условиям, не к особенностям горизонта, ни к чему другому. Понятно, что эта система была достаточно относительной, и поэтому быстро привела к дублированию себя водяными храмовыми часами. То есть эти системы взаимно дополняли друг друга. Тем не менее, практика была очень широко распространена. Она не ссылается на огромное количество текстов. Приблизительно происходил это вот так. Во-первых, посмотрите на верхний инструмент. Это подлинный отвес астронома, которого звали Без сын Хонсу. Ирди́са жил он где-то приблизительно в седьмом веке до новой эры и работал он, бедняжка, день и ночь. Ну, в общем, ночью, конечно, больше на пилонах храма. Блага Х равен 2. То есть это конкретный город, конкретные астроном. Это первое имя, которое всем прозвучало. Память не хранится в собрании музея естественной истории в Лондоне. А он подлинный противовес. Вот сам отвесик. Он сделан, это современная копия, сделанная по другим сохранившимся образцам, для того чтобы можно было полностью представить себе этот памятник. Ирак лирический текст упоминает его должность, должны жрица очистительных церемоний астрономы храма Хора. Без детского. Вот так работали противостоящие. Два яйца, один, который был спиной к звезде, как раз держал ответ. Да, в данном случае это ответ, который ориентирован на полярную звезду, то есть он сидит спиной к северу, а тот, кто наблюдал, он брал такой специфический, очень простой инструмент, который звал смирчед. Это палка с расщелиной, V-образной наверху, и он сквозь вот этот визир, по сути, да, резервный древнейший инструмент, настроенный на отвес, он наблюдал точность движения звезды вокруг тела противостоящего жреца для того, чтобы определить положение необходимые звезды и понять час ночи. Точность была высока. В качестве примера я приведу вам очень редкий кадр. Я очень люблю. Мы с вами знаем, что Долина Нила очень узкая, и поэтому зачастую там, где жили люди 4000 лет назад, там они живут. А в случае с храмом, когда стать великой святыне, например, второго века до новой эры, под ним зачастую храм 15 века до новой эры, а под ним, в свою очередь, разобранный храм третьем тысячелетии до новой эры. Очень редко, когда можно посмотреть, как эти храмы в наслоениях совпадают друг с другом. И вот здесь, в храме бога Тота в Костере, или Агус, это Филы, западный берег, это сделать немецким археологам удалось. Синий храм — это фундамент архаического храма рубежа 4-3 тысячелетия до новой эры, а белый контур — это храм рубежа 21-20 века. Наверное, словно тысячи лет. Вот так меняется осень, которая сориентирована на полярную звезду. То есть на самом деле понятно, что тысячи — это огромный срок, но задвижка достаточно большая. Не во всех храмовых примерах это учитывается, не всегда вообще используется храм в архитектуре, потому что иногда, например, для храмового строительства преобладающей доминантой был так называемый локальный запад или локальный восток, то есть линия перпендикулярна местному течению Нила, а не реальный восток и нереальный запад. Но в храмах богов, связанных с астрономией, где были специальные астрономические школы, а в храме бога луны Тот, естественно, были сильнейшие астрономические школы, это имело принципиальное значение. Вот здесь такое прекрасное доказательство, которое дошло до наших дней. Увидите звездах — это Сириус, и это древнейший китайский памятник, который ассоциируется с этой великой звездой. Это костяная бирка с именем царя первой династии Джира. Это двадцать девятый век до новой эры. Друзья мои, что здесь изображено? изображение из гробницы Рамсеса VI, 12 век до новой эры. Здесь мы видим, как время и космос переплетаются в египетской мифологии. В центре — великая бездна, олицетворяющая хаос, из которого возникают божества, символизирующие часы ночи. Эти божества, изображенные как женщины, держат в руках солнечные диски, что подчеркивает их связь с циклом жизни и смерти. Каждая из этих фигур представляет собой определенный час ночи, и их присутствие указывает на важность времени в египетской культуре. Время не просто измерялось, оно было священным и имело глубокое значение в ритуалах и повседневной жизни. Древние египтяне верили, что правильное понимание времени и его циклов позволяет поддерживать порядок в мире и обеспечивать благополучие. Поэтому астрономические знания были неотъемлемой частью их религиозной практики. Теперь давайте перейдем к следующему аспекту — солнечным часам, которые использовались днем. Солнечные часы были важным инструментом для определения времени в течение дня и также имели свои ритуальные значения. Солнечные часы представляли собой устройства, которые использовали тень, отбрасываемую вертикальным столбом (гномоном), для определения времени. В зависимости от положения солнца, тень перемещалась по шкале, что позволяло жрецам и простым людям знать, сколько времени прошло с восхода солнца. Эти часы также были связаны с ритуалами, которые проводились в храмах. Например, в храмах бога Ра, солнечного бога, солнечные часы использовались для определения времени проведения жертвоприношений и других священных обрядов. Таким образом, как водяные, так и солнечные часы были важными инструментами для древних египтян, позволяя им не только измерять время, но и поддерживать связь с божественным порядком и космическими циклами. Теперь давайте рассмотрим, как эти астрономические знания и временные системы влияли на повседневную жизнь древних египтян и их религиозные практики. # Прорисовка стеной крипты 8 из храма Хатхор в Дендера Идут жрецы, которые несут короба на оси со священными реликвиями. Меня интересуют два нижних регистра. Во-первых, большой нижний регистр, где изображены богини-женщины со звездочками на голове — это часы ночи. А сверху идет регистр, который не полностью виден на этой прорисовке, с богинями, держащими солнечные диски — это часы дня. Такое прямое олицетворение, потому что в египетском языке слово "час" женского рода. Время — это совершенно страшные вещи, потому что время несет в себе смерть, и время появилось после того, как мир разделился на земной и небесный. Поэтому были специальные жрецы, часовщики, которые имели право в храме взаимодействовать с часами. Даже высшее жречество не работало с часами — это узкий профильный специализированный жрец, который был посвящен в тайны времени. Он работал либо с клепсидрой, либо с солнечными часами с гномоном. ## Гномон Вот мы и пришли к гномону. Во-первых, подставка подлинного гномона 15 века до новой эры из собрания Гиперского музея в Берлине. Смотрим на верхнюю реконструкцию, она очень удобная. Гномон состоит из длинной горизонтальной плашки, в одном конце которой есть небольшая вертикальная подставка и длинная поперечная перекладина. Гномон в первую половину дня ориентируется на одну сторону света, потом на другую. Соответственно, он располагается по оси запад-восток, сбрасывая тень на центральные туловища инструмента, где вы видите риски. Это часы дня, обычно до 6 рисок, то есть 6-часовая структура. Этот гномон достаточно примитивный, он давал сильные искажения, потому что многое зависело от того, как солнечные лучи падали на эту плоскую поверхность. Более усовершенствованные гномоны имели центральную часть в виде спускающегося пандуса, что позволяло сделать более точные риски на разные месяцы года и разные протяженности часов. ## Планеты Египтяне знали о планетах. Давайте посмотрим на их изображения, которые сохранились на потолках храмов в Дендера. - **Юпитер** почитается как великий таинственный Хор, спутник неба, освещающий землю. - **Сатурн** часто изображается в виде головы человека с головой быка и держит скипетр вечной власти. - **Марс** имеет эпитет "плывущий спиной вперед". Древние египтяне знали о ретроградном движении планет. - **Меркурий** также наблюдали в вечерние и утренние часы. - **Венера** пересекает ход движения солнца и почитается как божество, олицетворяющее движение. ## Потолки храма Хатхор в Дендера Храм поздний, перестроен на месте очень древней святыни, известной еще со времен Хуфу. Потолок храма украшен потрясающими астрономическими изображениями. Здесь, в первом веке до новой эры, появляются знаки зодиака, которые египтяне заимствовали вместе с пришедшими греческими воинами из Вавилонии. В центре изображена богиня Нут, которая проглотила солнечный диск. В верхнем регистре видны рыбы и овен, а в нижнем — планетарные деканы. Все подписано, и это можно посмотреть. Если вы будете в Дендера, это только французский язык, потому что здесь работают только французы. Все опубликовано до последнего иероглифа. ## Заключение Египетская астрономия — это удивительное сочетание религии, науки и искусства. Она оставила глубокий след в истории человечества и продолжает вдохновлять исследователей и любителей древности. Спасибо вам, друзья мои, за внимание! **Спасибо!** Я рад, что вам понравилось! Если у вас есть еще вопросы или темы для обсуждения, не стесняйтесь обращаться.

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com