![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
Буддизм. История религии / [История по Чёрному]
ruticker 04.03.2025 15:24:50 Текст распознан YouScriptor с канала История по Чёрному
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Буддизм. История религии / [История по Чёрному]
# История буддизма Как он появился, чему он учит? Что такое карма, нирвана и перерождение? Сегодня об этом и поговорим. После просмотра не забудьте подписаться. А это история по чёрному. Поехали! Буддизм — это религия без веры в Бога-создателя, также считающаяся философией и моральной дисциплиной, возникшая в Индии в VI веке до нашей эры. Он был основан мудрецом Сиддхартой Гаутамой Буддой, который, согласно легенде, был индуистским принцем. Прежде чем отказаться от своего положения и богатства, чтобы стать духовным аскетом, Сиддхарт жил в комфорте с женой и семьёй как знатный человек. Но когда он осознал страдания, то почувствовал, что должен найти способ облегчить боль людей. Он занялся строгими духовными дисциплинами, чтобы стать просветлённым существом, научившим других людей избавляться от сансары — круговорота страданий, перерождений и смерти. Будда разработал эту систему верований в то время, когда Индия переживала значительные религиозные и философские реформы. Это была одна из многих школ, возникших в ответ на то, что ортодоксальный индуизм не смог удовлетворить потребности людей. Он оставался относительно незначительной школой до правления Ашоки Великого из империи Маури, который принял и распространил эту веру не только по всей Индии, но и в Центральной и Юго-Восточной Азии. Из одного из его главных священных текстов, *Дхаммапада*, мы можем узнать: > "Хамы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум. Из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом. Хамы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум. Из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступно тень." Будда понял, что желания и привязанности вызывают страдания, а люди страдают, потому что не знают истинной природы существования. Люди настаивали на постоянных состояниях в жизни и сопротивлялись переменам, цепляясь за то, что знали, и оплакивая то, что потеряли. В поисках способа жить без страданий он понял, что жизнь — это постоянные изменения, в ней нет ничего постоянного, но можно обрести внутренний покой с помощью духовной дисциплины, которая признаёт красоту быстротечности жизни и в то же время не даёт человеку погрязнуть в привязанности к непостоянным объектам, людям и ситуациям. Его учение о четырёх благородных истинах, колесе становления и восьмеричном пути легло в основу буддийской мысли и остаётся центральным для различных школ буддизма, которые существуют и в наши дни. Но обо всём по порядку. ## Индуизм и его влияние Давайте начнём с самого начала. Индуизм, или санатана дхарма, был доминирующей верой в Индии в VI веке до нашей эры. В это время по стране прокатилась волна религиозных и философских реформ, происходила серьёзная социальная трансформация от аграрной жизни к городской торговле и производству, что привело к сомнению в старых ценностях, идеях и институтах. Индуизм был основан на принятии священных писаний, известных как Веды, которые считались вечным посланием Вселенной, услышанным мудрецами в определённое время в прошлом, но не созданным людьми. Веды принимались и декламировались индуистскими жрецами на санскрите, языке, который люди не понимали. Различные философские мыслители того времени начали ставить под сомнение эту практику, и в это время возникло множество различных философских школ, большинство из которых на сегодня не сохранились. Те, кто принимал ортодоксальные индуистские взгляды и вытекающие из них практики, были известны как *астика* (существует), а те, кто отвергал ортодоксальные взгляды, были известны как *настика* (не существует). Три школы настика, пережившие этот период, — это червака, джайнизм и собственно буддизм. Согласно индуизму, Вселенная управляется высшим существом, известным как Брахман, который является самой Вселенной. Именно это существо передало Веды человечеству. Цель жизни человека — жить в соответствии с божественным порядком, как он был установлен, и выполнять свою дхарму, то есть долг, совершая соответствующие кармические действия, чтобы в конце концов обрести освобождение от сансары. Тогда душа человека достигнет единения со сверхдушой Атманом и испытает полное освобождение и покой. Червак отвергала эту веру и предлагала вместо неё материализм. Её основатель, Роха Спати, утверждал, что людям нелепо принимать слова индуистских жрецов при установлении истины и стремления к удовольствиям как к высшей цели. Махавира проповедовал джайнизм, основанный на вере в то, что индивидуальная дисциплина и строгое следование моральному кодексу ведут к лучшей жизни и освобождают от сансары после смерти. Будда признал, что оба эти пути являются крайностями, и выбрал срединный путь. ## Жизнь Будды Согласно буддийской традиции, Сиддхартха родился в современном Непале и рос, будучи сыном короля. После того как провидец предсказал, что он станет великим царём или духовным лидером, если станет свидетелем страданий или смерти, отец удерживал его от суровых реалий бытия. Однако однажды, или по некоторым версиям, в течение нескольких дней, кучер вывез его за пределы территории, где он провёл свои первые 29 лет, и он столкнулся с так называемыми четырьмя знамениями. В первый раз он увидел дряхлого старика и узнал, что такое старость. Потом он увидел человека, страдающего от болезни, и узнал, что такое болезнь. Затем он увидел труп и познал, что такое смерть. Он увидел беспечного бродячего монаха, узнав тем самым безмятежность. Когда первые три были пройдены, он спросил своего кучера: "Неужели я тоже подвержен этому?" Кучер заверил его, что все стареют, все болеют в той или иной момент и все умирают. Сиддхарт расстроился, поняв, что все, кого он любил, все его прекрасные вещи будут потеряны, и что он сам однажды тоже умрёт. Увидев бродягу в жёлтом одеянии, улыбающегося на обочине дороги, он спросил, почему тот не похож на других людей. Аскет объяснил, что ведёт мирную жизнь, полную размышлений, сострадания и осознанности. Но и это не помогло, так как это не было постоянным состоянием ума. Он пытался жить так, как жили другие аскеты, практикуя то, что, скорее всего, было джайнистской дисциплиной, но даже этого ему было недостаточно. В конце концов он решил отказаться от потребностей тела, морив себя голодом, съедая всего одно рисовое зёрнышко в день, пока не иссох. Согласно одной из версий легенды, в этот момент он либо оступился в реке и упал, получив откровение о срединном пути, либо, по другой версии, молочница по имени Суджата встретила его в лесу возле своей деревни и предложила ему немного рисового молока, которое он принял. Так закончился его период строгого аскетизма, и он прозрел, осознав идею срединного пути, или той самой золотой середины. Он идёт и садится под деревом бодхи на травяном ложе вблизи деревни Бодгая, поклявшись, что не встанет, пока не достигнет просветления. Но это было неправдой. Природа жизни — это перемены, и способ избавиться от страданий — это признать это и действовать в соответствии с этим. Именно в этот момент он стал Буддой — пробуждённым или просветлённым — и освободился от взаимозависимой и переходящей природы всего сущего. Он понял, что теперь может жить как угодно, не испытывая страданий, и делать всё, что захочет. Он не решался учить тому, что узнал, потому что чувствовал, что люди просто отвернутся от него. Но в конце концов был убеждён, что должен попробовать, и поэтому произнёс свою первую проповедь в оленьем парке Сарнаха, где впервые описал четыре благородные истины и путь человека от иллюзий и страданий к просветлению и радости. Следует отметить, что эта история о путешествии Будды от иллюзии к сознанию была написана позже, адаптирована и создана в систему верований и может отражать, а может и не отражать реальность ранней жизни и пробуждения Будды. Ранние буддисты были отчасти мотивированы необходимостью продемонстрировать, что то, чему учил Будда, было не новаторством отдельного человека, а скорее повторным открытием вечной истины, чтобы предать системе верований ту же претензию на древнее божественное происхождение, которое имеют индуизм и джайнизм. Таким образом, в своих описаниях все Будды прошлого и будущего изображаются как делающие много одинаковых вещей. Все они сидят скрещенными ногами во чреве матери, все они рождаются в средней части континента, сразу после рождения делают семь шагов на север, все они отрекаются от мира, увидев четыре достопримечательности, и родив сына, все они достигают просветления, сидя на травяном ложе. Как бы то ни было, легенда о путешествии и духовном пробуждении Сиддхартхи стала хорошо известна в устной традиции и упоминалась или включалась в письменные произведения примерно через сотню лет после его смерти и вплоть до нашего времени. С тех пор эта история повторяется, и за неимением альтернативы принимается большинством буддистов как истинная. Началом поиска Сиддхартхи было осознание того, что он потеряет всё, что он любил, и это причинит ему страдание. Из этого осознания он понял, что жизнь — это страдание. Человек страдает при рождении, а затем страдает на протяжении всей своей жизни, желая того, чего у него нет, боясь потерять то, что у него есть, оплакивая умирание и теряя всё, чтобы снова переродиться и повторить этот процесс. Для того чтобы жизнь была чем-то иным, кроме страданий, нужно было найти способ прожить её без желания обладать, при этом уметь ценить их за ту значимость, которую они имели. После достижения просветления он сформировал свои убеждения о природе жизни в своих четырёх благородных истинах: 1. **Первая истина (Дуккха)**: жизнь есть страдание. 2. **Вторая истина (Самудая)**: источник страдания. 3. **Третья истина (Ниродха)**: прекращение страдания. 4. **Четвёртая истина**: показывает путь к прекращению страданий — восьмеричный путь (Арья Аштанга Марга). Четыре истины называются благородными от первоначального слова *арья*, означающего то же самое, но более развёрнуто, то есть достойными уважения и заслуживающими внимания. Восьмеричный путь служит руководством к жизни без привязанности, гарантирующей страдания: - **Правильные воззрения**: знание четырёх благородных истин. - **Правильные намерения**: отказ от привязанности к чувственным удовольствиям, ненависти и насилия. - **Правильная речь**: освобождение речи от лжи, сквернословия, грубости, скабрезности и глупости. - **Правильные действия**: воздержание от воровства, убийства и недолжного поведения. - **Правильный образ жизни**: в соответствии с принципами "не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лги, не обижай себя". - **Правильные усилия**: устранение дурных мыслей, мнений, намерений и тому подобных вещей. - **Правильное осознание**: правильное сосредоточение. Как вы заметили, первые три имеют отношение к мудрости, последние три — к умственной дисциплине. Благородный восьмеричный путь не следует рассматривать как набор из восьми последовательных ступеней, когда необходимо достичь совершенства на одной ступени прежде, чем переходить к следующей. Скорее, эти восемь компонентов пути следует рассматривать как руководящие нормы правильной жизни, которым следует следовать более или менее одновременно. Цель пути — достижение полностью интегрированной жизни. Высшая мудрость — это видение вещей такими, какие они есть, на самом деле, как взаимосвязанных и постоянно меняющихся процессов. Нравственное поведение заключается в очищении своих побуждений, речи и действий, что позволяет остановить приток дополнительных вожделений. Умственная дисциплина направлена на достижение проницательности и устранение дурных склонностей и привычек, сформировавшихся на основе прошлого неведения и желаний. Познав четыре благородные истины и исследуя предписания восьмеричного пути, человек освобождается от колеса бытия, которое является символической иллюстрацией существования. В ступице колеса находится неведение, тяга и отвращение, которые приводят его в движение. Между ступицей и ободом колеса находятся шесть состояний существования: люди, животные, призраки, демоны, божества и адские существа. Вдоль обода колеса изображены условия, вызывающие страдания: рождение, тело, ум, сознание, контакт, чувства, жажда, постижение, воля и так далее. Осознав, что эти условия вызывают страдания, можно избежать их, дисциплинируя путь, чтобы больше не быть движимым неведением, тягой и отвращением, и освободиться от колеса сансары, которое привязывает человека к страданиям и смерти. Придерживаясь этой дисциплины, человек может жить своей жизнью, но не быть под контролем и не страдать из-за привязанности к вещам этой жизни. А когда он умирает, он не перерождается, а достигает освобождения в духовном состоянии нирваны. Таким образом, Будда нашёл срединный путь, привязанный к аскетизму, который практиковали джайны его времени. Он называл своё учение *дхарма*, что в данном случае означает космический закон, в отличие от индуизма, который определяет тот же термин как долг. Однако можно интерпретировать *дхарму* Будды как долг тоже, поскольку он считал, что человек обязан завоевывать жизнь, преодолевая страдания, и что каждый, наконец, может контролировать свою жизнь. Он сбросил со счетов веру в Бога-создателя как не имеющую отношения к жизни людей и способствующую страданиям, поскольку человек не может знать волю Бога. Вера в то, что он может знать, приводит лишь к разочарованию. Не требуется никакого Бога, всё что нужно — это взять на себя полную ответственность за свои действия и их последствия. Будда продолжал проповедовать свою дхарму до конца своих 80 лет. Он сказал своим ученикам, что после его смерти у них не должно быть лидеров и не хотел, чтобы его почитали. Он попросил, чтобы его останки были захоронены в ступе и помещены на перекрёстке дорог. Однако этого не произошло, поскольку у его последователей были свои видения и идеи, и поэтому его останки были помещены в восемь ступ по разным регионам, соответствующим важным событиям его жизни. Они также выбрали лидера, так как хотели продолжить его дело, и проводились советы и дебаты, устанавливающие правила и нормы. На Первом соборе, состоявшемся около 400 года до нашей эры, были определены основные учения и монашеская дисциплина. На втором соборе в 383 году до нашей эры спор о запретах монашеской дисциплины привёл к первому расколу между школой Стха Вира, выступающей за соблюдение этих запретов, и школой Маханка, Великой конгрегации, которая представляла большинство и отвергала их. Этот раскол в конечном итоге привёл к созданию трёх различных школ: буддизм Тхеравада (школа Старейшин), буддизм Махаяна (Великий путь) и буддизм Ваджраяна (Алмазный путь). Тхеравада утверждает, что исповедует веру в том виде, в каком она была изначально придана Буддой. Приверженцы следуют учениям на языке пали и сосредоточены на том, чтобы стать *арахами*, то есть святыми. Для этой школы характерен акцент на индивидуальном просветлении. Буддизм Махаяна, включая в себя Дзен-буддизм, следует учениям на санскрите, а его приверженцы стремятся стать теми, кто, подобно Будде, достиг полного просветления, но откладывает покой нирваны, чтобы помочь другим избавиться от невежества. Буддизм Махаяна — самая популярная форма, которая практикуется сегодня и также утверждает, что точно следует учению Будды. Буддизм Ваджраяна, также известный как тибетский буддизм, отказывается от концепции, согласно которой для того, чтобы начать движение по пути, нужно отказываться от нездоровых привязанностей. Эта школа отстаивает веру, иллюстрируя, что человек уже является бодхисаттвой и нужно только осознать это. Поэтому в начале пути не нужно отказываться от нездоровых привязанностей, следует просто идти по пути, и эти привязанности будут становиться всё менее и менее привлекательными. Как и другие школы, Ваджраяна также утверждает, что она наиболее верна первоначальному пути Будды. Все три школы придерживаются четырёх благородных истин и восьмеричного пути, как и множество других мелких школ, и ни одна из них объективно не считается более авторитетной, чем другие, хотя, конечно, приверженцы каждой из них могут с этим не согласиться. ## Буддизм в Тибете Более тысячи лет буддийская культура процветала в Тибете, где она была основой всего общества. Монахи и монахини составляли четверть населения, что, пожалуй, является беспрецедентным показателем в истории человечества. Духовная практика безоговорочно является главной целью существования, а сами миряне — мужчины и женщины, кочевники, землевладельцы и торговцы — считали, что их неотъемлемые повседневные занятия имеют значение по отношению к духовной практике. Безусловно, это способствовало и сам прагматичный метод, предлагаемый буддизмом, для того чтобы стать лучше, наглядно показывая, как каждый человек сам создаёт себе счастье или страдания. Кроме того, несомненно, этому способствовала захватывающая красота безграничности и кристальной чистоты тибетских пейзажей, которые естественным образом вели дух к вершинам созерцательной жизни. Буддизм — это система объяснений и практических методов, направленных на избавление от страданий. Практикующий достигает этой цели с помощью этического поведения, воздерживаясь от причинения вреда любому живому существу, даже самому крошечному насекомому, а также медитативного погружения в природу реальности. Тибет по-разному думает о себе, о мире реальности и о положении человека в ней. Хотя буддизм всегда причисляли к мировым религиям, до сих пор не решено, можно ли правильно называть его религией в обычном смысле этого слова или нет. Чтобы немного скрасить моё повествование, более подробно про историю буддизма в Тибете вам расскажет человек, который эту тему изучил и готов донести до вас — Данис Колев. Данис, передаю слово тебе. В VIII веке тибетцы считались непобедимыми воинами, диктовавшими свой закон обширным регионам Центральной Азии. У них преобладала религия Бон. Согласно тибетской легенде, царь Сонцен Гампо женился на непальской буддийской принцессе Брикус. Под их влиянием он построил сотни храмов, чтобы расширить учение дхармы. В VI веке по приглашению царя Тисонг Децена в Тибет прибыл знаменитый тантрический мистик и основал учение Ньингма. В 779 году, а в 839 году на престол зашёл новый царь Лан Дхарма. Он пытался восстановить религию Бон и начал преследовать буддистов. После его убийства буддийским монахом королевство было разделено между двумя его сыновьями. В результате борьбы за власть могущественная тибетская империя распалась на множество мелких княжеств, и в 842-1047 годах на Тибет опустился мрачный период, и, оторванный от своих индийских корней, буддизм пришёл в упадок. В X веке индийский мастер Атиша Дипамкара Шри Дхармашрини основал школу Кадам тибетского буддизма. Несмотря на то что она больше не существует как самостоятельная школа, учение Атиши было включено в четыре основные школы тибетского буддизма и до сих пор ценится за уникальное практическое применение альтруистического идеала бодхисаттвы в повседневной жизни. Примерно через 100 лет после этого возникли школы Кагью, Сакья, Ньингма и Гелуг. Итого четыре школы. В X веке буддизм пережил период реформ благодаря монаху Цонкапе, который услышал учение Будды. Цонкапе, чьё имя означает "человек из луковой долины", был знаменитым учителем тибетского буддизма. Его деятельность привела к формированию школы Гелуг. А в 1409 году он основал монастырь Ганден. XV век ознаменовался освящением Гелуг, также известной как секта жёлтой шляпы или жёлтая вера. А впоследствии Алтан Хан выбрал орден Гелуг тибетского буддизма в качестве своей веры. В 1577 году он пригласил лидера этого ордена, Сонам Гьенцо, в Монголию, чтобы обучать людей. Сонам Гьенцо провозгласил Алтан Хана реинкарнацией Хубилая, в результате чего Сонам стал третьим Далай-ламой. В XV веке пятый Далай-лама Лобсанг Яц официально подтвердил гегемонию Гелуг и в 1645 году начал строительство дворца Потала. Сегодня дворец считается некой резиденцией Далай-ламы, являясь сутью тибетской цивилизации. Буддизм определяет тибетцев как людей и как нацию. В некоторых регионах буддийская практика сохранила свою аутентичность, монастыри восстанавливаются, а монахи и монахини получают финансовую поддержку. Тибетцы изо всех сил стараются сохранить традиционный образ жизни своей родной страны. Среди музыкальных традиций Тибета одной из самых своеобразных является вокально-инструментальный стиль монашеской общины. После многолетних тренировок каждый монах владеет навыками одновременного исполнения нот в трёх октавах. Получившийся звук сравнивают с диджериду, традиционным инструментом аборигенов. Пение учений Будды, глубокие вокальные вибрации и оркестровый аккомпанемент воздействуют на энергетические потоки тела и духа. За пением следит хормейстер, который регулирует ритм церемоний. Среди традиционных инструментов — цимбалы, колокольчики, барабаны, длинные дудки Дунг Чен и всевозможные трубы, длина которых может достигать 2 метров. Оркестровые аранжировки варьируют фазы покоя и пронзительные последовательности в полной тишине. В Тибете существовал обычай, когда монастырь отмечал духовный праздник. Миряне собирались, чтобы посмотреть, как монахи в течение четырёх дней занимаются танцами и музыкой. Танцы изображают борьбу между силами добра и зла и окончательную победу добра. Зародившись в Индии, священные танцы были завезены в Тибет и Монголию целым рядом последователей тантры. Монахи надевают замысловатые костюмы, изображающие дьяволов, йогов, а также духов природы, защитных божеств и животных. Каждый танцор имеет вид божества, которое он интерпретирует и испытывает без гордости за воплощение его достоинств. Движение становится выражением состояния пробуждения, а место, где он развивается, становится домом божества. Именно движение танцоров направляет действия музыкантов. Эти жесты могут быть медленными или быстрыми, а иногда и вовсе безумными. Тибетский буддизм имеет множество своих уникальных особенностей, но какую тайну скрывает сам Тибет и почему о ней нельзя говорить? Как живёт китайский Ватикан? Что такое Тибет, если это страна, то где она находится и почему её нет на карте? Почему над Тибетом нельзя летать самолётом? Как стать Далай-ламой и за что его изгнали? Почему шулинские монахи вовсе не там, где все думают, и что ни в коем случае нельзя произносить в Тибете? Я расскажу вам о стране, в которой существует многомужество, а правят ею духи, которые столетиями переселяются из одного правителя в другого. Правда ли, что там до сих пор Средневековье, и как так получилось, что священный Тибет стал китайским? Мы с Аликом разобрались во всех загадках таинственного Тибета и расскажем все главные секреты об этом месте в моём новом видео "Что скрывает китайский Ватикан" на канале Данис Кошелев. Ссылочка, конечно же, в описании. Буддизм оставался незначительной философской школой в Индии вплоть до правления Ашоки Великого, который после войны с Калингой отказался от насилия и принял буддизм. Ашока распространил дхарму Будды во всей Индии под названием *дхамма*, что означает милосердие, благотворительность, праведность и чистоту. Он приказал выкопать останки Будды и пересохранить их в 84 000 ступ по всей стране, а также издал указы, поощряющие буддийское видение. Он также отправил миссионеров в другие страны: Шри-Ланку, Китай, Таиланд, Грецию, чтобы распространить послание Будды. Буддизм стал более популярным в Шри-Ланке и Китае, чем когда-либо в Индии, и распространился дальше от храмов, основанных в этих странах. Буддийское искусство начало появляться в обеих странах между II и I веками до нашей эры, включая антропоморфные изображения самого Будды. Ранее, во времена Ашоки, художники воздерживались от изображения Будды и лишь намекали на его присутствие с помощью неких символов, но всё чаще в буддийских храмах появлялись статуи и изображения Будды. Впервые начаты секты школы Махаяна. Со временем эти статуи стали объектами почитания. Буддисты не поклоняются Будде, но в то же время почитают его, поскольку статуя, изображающая Будду, становится не только центром сосредоточения на собственном пути к просветлению, но и способом выражения благодарности. Будда становится своего рода Богом, поскольку он вышел за пределы человеческого состояния и заслуживает особого признания за эти достижения. В настоящее время в мире насчитывается более 500 миллионов практикующих буддистов, каждый из которых следует своему собственному пониманию восьмеричного пути и продолжает распространять идею о том, что существует путь, ведущий к миру. ## Понятие кармы Понятие кармы обычно означает мгновенное возмездие за плохое поведение. Если вы украли деньги у пожилой бабушки, чтобы купить новую машину, и тут же попали в аварию — это вас настигла карма. Но в буддизме карма — это универсальный закон причины и следствия. Карма в переводе с санскрита означает "действие". Каждое наше действие, хорошее или плохое, влечёт за собой определённые последствия. Некоторые из последствий наших действий ощущаются в этой жизни, возможно, не так сильно, как в приведённом выше примере с автомобилем, а другие вызывают последствия, которые благодаря непрерывному циклу смерти и перерождения будут сказываться на протяжении всей жизни. Будда понимал карму не только как действие, но и как намерение, стоящее за этим действием. Хорошие действия мотивированы состраданием, щедростью, добротой и мудростью, а плохие — ненавистью, жадностью и заблуждением. Именно поэтому в буддийском учении такой сильный акцент делается на внимательности. Только полностью осознавая свои мотивы, мы можем заставить себя действовать только из лучших побуждений, а негативные мысли просто пропускать мимо ушей. Кармические последствия наших действий делятся на две категории: психологические и универсальные. Поскольку реинкарнация или трансмиграция часто является сложной концепцией для понимания современного человека, буддисты склонны фокусироваться на психологических последствиях кармы. Доброе и щедрое отношение к людям поднимает наше настроение, в то время как действия, вызванные жадностью и завистью, омрачают наш ум и тоже самое настроение. Однако традиционные буддисты понимают карму как универсальный закон, определяющий форму, которую примет трансмиграция. Именно наши действия и решения, а не божественный приговор космического существа, определяют, где мы родимся среди шести царств или плоскостей существования. Хотя буддисты не верят в вечную душу или "я", переходящую из одного вида в другой, шаблоны ума сохраняются и после смерти. Согласно правилам кармы, вы перерождаетесь в той плоскости, которая лучше всего соответствует вашему образу нынешних мыслей. Истинно отвратительные намерения могут привести вас в одно из низших царств страданий, в то время как совершенная осознанность и сострадание могут привести вас на небесные уровни или, по крайней мере, к рождению в богатой семье, в качестве животных или несовершенных людей, стараясь изо всех сил подняться или хотя бы не опуститься по кармической лестнице. ## Нирвана Слово "нирвана" означает возвышенное состояние блаженного счастья. Если воспринимать это так, то можно подумать, что буддийская концепция нирваны очень похожа на рай — вечное состояние мира и довольства. На санскрите слово "нирвана" переводится как "погашение". Но что именно гасится? Если цель буддизма — вырваться из круговорота жизни и смерти, то разве душа гаснет, чтобы никогда больше не возродиться? Не совсем, потому что буддисты не верят в такую вещь, как душа. Вместо этого в нирване уничтожаются первопричины страданий духа, избавляясь от этих неправомерных желаний. Он входит в состояние непревзойдённого сострадания, покоя и радости, известное как нирвана. Именно этого достиг Будда под деревом бодхи. А может, и не достиг. Интересно, что Будда и некоторые его последователи, достигшие просветления, не сразу исчезли из жизни. Будда оставался в живых в течение 45 лет, обучая людей путям освобождения от страданий. Освобождение от жизни и смерти — то, как человек, достигший нирваны, может продолжать жить, зависит от того, кого вы спросите. Как я уже говорил, две основные ветви буддизма — это буддизм Тхеравада и буддизм Махаяна. Буддизм Тхеравада, который в основном практикуется в Юго-Восточной Азии, разделяет понятие просветления и нирваны. Следуя по пути дхармы, буддизм Тхеравада учит, что можно достичь просветлённой нирваны, называемой "паринирваной", которая не может быть получена до смерти. Согласно воззрениям Тхеравады, Будда достиг просветления после сорока дневной медитации, но нирвана пришла чуть позже. В буддизме Махаяна, исповедуемом в Китае, Тибете, Японии и Корее, акцент делается на идеале продвинутого бодхисаттвы — человека, достигшего просветления подобного уровня Будды, но вошедшего в состояние нирваны, которое позволяет ему вернуться в мир и продолжать помогать живым существам. В конечном счёте, все эти разговоры о том, что является или не является нирваной, довольно бесплодно. Будда учил, что нирвана полностью непознаваема. # Буддийская монашеская жизнь Можно ли стать монахом? Да, при должной подготовке и чувстве приверженности любой человек может принять обеты буддийского монаха или монахини и войти в стены монашеской жизни. Несмотря на то, что некоторые монастыри предлагают рукоположение на неполный день, в большинстве школ буддизма выбор стать буддийским монахом или монахиней — это пожизненное обязательство. Многие буддийские монахи и монахини безбрачны; они медитируют и учатся целыми днями. Из плюсов: больше не нужно ломать голову над тем, что надеть или как уложить волосы. Монахи и монахини бреют голову и носят простые одеяния. Каждый день поку забо о том, чтобы все будущие монахи и монахини были полностью подготовлены к реалиям монашеской жизни. Во-первых, это духовная подготовка. Нельзя появиться в дверях буддийского монастыря абсолютно новичком и ожидать, что вам вручат халат. Требуются годы серьёзного обучения и практики под руководством квалифицированного учителя, прежде чем можно будет даже подумать о рукоположении. Также требуется год или более в той или иной форме соблюдать мирские обеты, прежде чем добиться полного рукоположения. Есть и более практические шаги. Желающие стать монахами и монахинями должны быть свободны от любых обременений, иметь разрешение и поддержку членов своей семьи. Они также должны быть свободны от долгов и других финансовых обязательств. Так что увы, набрать кредитов и свалить в монахи не получится. Большинство монашеских общин рекомендуют будущим монахам и монахиням проводить длительное время в монастыре в качестве волонтёров и помощников перед принятием обетов. Многие монастыри предлагают медитационные ретриты для ознакомления с монашеской жизнью. Начинающих монахов и монахинь поощряют помогать в монастыре, готовя еду и участвуя в повседневных ритмах. Не все монастыри принимают иностранцев, но есть несколько известных монашеских общин в Азии, Европе и США, которые гостеприимно принимают монахов из любой страны мира. ## Вера в реинкарнацию В буддизме вера в реинкарнацию занимает центральное место. Будда учил, что после смерти душа ложится в новое тело и перерождается, известная как сансара, определяется кармой человека. Большинство верований, связанных с реинкарнацией, гласят, что душа бессмертна, и только тело становится бренным после смерти. Затем душа переселяется в нового младенца или животное, чтобы жить заново. Термин "трансмиграция" означает переход души из одного тела в другое после смерти. Эта концепция рассматривается как способ для души получить больше опыта и знаний, прежде чем в конечном итоге достичь состояния нирваны. Буддийское учение рассматривает жизнь и смерть как непрерывный процесс, считая, что осознание, то есть сознание духа, остаётся после смерти и может перерождаться. Смерть может стать возможностью освобождения от круговорота жизни, смерти и перерождения. Здесь есть важное отличие индуизма от буддизма. В зависимости от того, как вы определяете реинкарнацию, индуизм рассматривает её как акт смены тела душой, а буддизм — как перетекание жизни из одного тела в другое. Циклы жизни, смерти и перерождения в индуизме по сути круговые, в то время как буддизм рассматривает этот процесс как линейный. Согласно буддизму, вы проживаете только одну жизнь, но будете рождены снова в зависимости от своей кармы. Следовательно, буддизм не принимает перерождение в традиционном понимании индуизма, который считает, что душа Атман после смерти переселяется в другое тело. Однако он верит в загробную жизнь и процесс перехода или переселения после смерти, при котором карма текущей жизни может необязательно влиять на будущие жизни. Помимо действия естественных законов, без свободы воли события не случайные; скорее, они вызывают другие события и происходят в контексте непрерывности и кармы. Люди часто обращаются к религиям в поисках доктрин, дающих простые ответы на сложные вопросы. Буддизм так не работает. Простая вера в доктрину реинкарнации или рождения просто не имеет смысла. Буддизм — это практика, которая позволяет переживать иллюзию как иллюзию, а реальность как реальность. Следовательно, по логике буддизма, когда иллюзия переживается как иллюзия, мы обретаем освобождение. В целом, для первого ролика про буддизм я рассказал достаточно. Если у вас есть конкретные вопросы, не стесняйтесь их задавать. Спасибо за просмотр и тем, кто поддержал выход этого ролика. По ссылке в описании, по традиции канала, давайте напишем в комментариях: "Теперь я знаю про буддизм". Не забывайте подписываться и оценивать ролик. А это был Алик Чёрный. Всем пока!
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий