Дизайн 100 ЛЕТ играет на наших чувствах, а мы ХАВАЕМ!

ruticker 06.03.2025 18:34:44

Текст распознан YouScriptor с канала Журнал Deco

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Дизайн 100 ЛЕТ играет на наших чувствах, а мы ХАВАЕМ!

На дворе 1997 год. Мне 5 лет. Многие мальчишки рисуют машинки, и я не исключение. Рисовал эки кирпичи с колёсами. Я всякий раз изображал прямоугольные линии фар на манер Мерседесов 124 кузове. Отец спросил меня: > "А почему ты не рисуешь круглые фары, как на нашей двадцать четвёртой Волге?" На что мой детский ответ был однозначным: > "Квадратные фары круче!" Я этот эпизод отчётливо помню и в последующем часто над ним размышлял. Ведь когда даже пятилетний ребёнок понимает, какие формы актуальны, а какие устаревшие — это показатель сильнейшего влияния дизайна на людей от мала до велика. Поэтому предлагаю рассмотреть пристально, как дизайн бытовых предметов, автомобилей и одежды даёт нам позитивный взгляд на завтрашний день или, напротив, добавляет тревожности. Рассмотрим, как дизайн и творческие продукты сделали нас такими, какие мы есть. И, да, конечно же, мы рассмотрим, почему восьмидесятые угловатые, девяностые закруглённые, а нулевые жидкие. Также поразмышляем, что же происходит с нашими двадцатыми годами и будут ли тридцатые лучше. Как творческие и дизайнерские продукты воспитывают поколения? Все мы явственно ощущаем различия в поколениях. Ведь так? Вот поколение X, которое пережило перестройку, крушение СССР, тяжёлый переход на рыночную экономику. Их вырвали из рая пионерских лагерей прямо со дня Нептуна и отправили в жерла первой половины девяностых. Миллениалы же проживали детство с радостью от растущих технологий и верили в светлое, цветастое, технологическое будущее, а повзрослев, разочаровались в фантазиях о прекрасном мире в стиле ФГР аэра, которая лукаво обещала рекламу. Разумеется, уже настояла с и поколение зумеров. Их с самого детства оглушили скоростью массовой информации и интенсивностью, с которой надо быстрее найти своё место в этом мире. Поэтому у них и присутствует выраженный невроз из-за жестокости социальной иерархии, к которой интернет предательски не подготовил. Поколение формируется историческими потрясениями и яркими актуальными источниками удовольствия примерно в промежутке 13-20 лет. Всё это и происходит. Тексты песен, ключевые мысли из фильмов, книг и клипов времени окажут влияние на мораль, решение и жизненную философию. Спустя 20-30 лет это поколение строится в управление крупными процессами в государстве и бизнесе, и тогда эти нарративы повлияют даже на ход истории. Повзрослев, мы чаще склоняемся к доверию изученным идеям. Так люди с возрастом и становятся консервативными, а консерватизм держится на доверии тому, что мы попробовали в первой и самой яркой половине жизни. Вот поэтому бумеры скучают по эпохе Брежнева, где зародился советский средний класс. То была старая Москва, а это совсем молодая. Тогда сформировалась первая в истории России культура потребления. Видели, как много у них вещей дома. Такими были реалии их молодости. Хоть из-под полы, но: > "Достань мне магнитофон заграничный, американский, немецкий!" Вот есть очень хороший отечественный, но: > "Нет, самый лучший заграничный надо изыскивать!" Я понимаю, сколько? 50-50? > "Ну, возьмите, се вки нужно узнать. Нужно привести, Италия, нужно попридержать телефончик!" Остальные поколения доверяют только серьёзным радио и ТВ передачам, и чем серьёзнее лицо в ящике, тем выше доверие. Даже если лицо предлагает зарядить энергией воду в банках. Им в молодости было хорошо. > "Умение полностью целесообразно. Принесите, пожалуйста, мне со спим это самое протирку почаще. Приходите!" Иксы с удовольствием вспоминают пломбир из позднего Союза и с недоверием смотрят на новое, потому что однажды это новое по ним сильно ударило. Для них фраза "Крутись как можешь" — это не фигура речи. Наибольшее доверие у исов вызывает тихий разговор на кухне под сигарету в асц песен, потому что это было обезболивающим в те сложные времена. Вот такая загогулина получается. А менялы уже начинают томно вздыхать по нулевым с красочными мобильниками и дают скупую слезу на песню "Три полоски". Рекламе миллениал не доверяет, она его уже обманула. Для детей миллениума высоким рейтингом доверия обладает свой в доску гений из интернета, желательно не самый популярный. Для бывших подростков из нулевых уже этот мир абсолютно понятен. Я здесь ищу только одного — покоя, умиротворения и вот этой гармонии. 10 лет, за которые меняется всё. Каждая эпоха выражена в своём стиле. Двадцатое в Европе и в Америке — это мода на арт-деко, роскошь, отлитая в металле, тонкие штуки, гранит, золото. Ха и сае п. Шестидесятые — это хипи мотивы, яркие цвета, хромированный металл, глянцевая краска, множество округлых дружелюбных форм, символика единения с природой в одежде. Этот дизайн был настолько всепрощающим. Мода на грубый пластик и инерция из шестидесятых в виде природных мотивов в рисунках на одежде. Восьмидесятые — джинсы, много пластика, прямые линии, крупные очки, широкие плечи. Нет, самые широкие плечи в одежде и много, очень много угловатости. Угловатые скутеры, угловатые машины, угловатая бытовая техника и даже угловатые лица. Дено больше естественности в формах, округлости в бытовой технике и моды на обтекаемые формы в автомобильном дизайне. Вторая половина девяностых вообще ушла в биологические формы, что заметно даже по меню популярных видеоигр. Постойте, а кто является дирижёром всей этой моды? Кто подтолкнул Sony, Honda, IBM, Ford к прямым линиям? Восьмидесятые, а потом ль эпохи проходят примерно десятилетним циклом. Каждые 10 лет подрастает новое поколение и становится платежеспособным. Крупные производители ищут способы угодить этому поколению либо угадать их скрытые желания и ожидания. В каждом десятилетии есть свои голоса поколения. Такими были Виктор Цой, Кабейн, Элвис, в конце концов, Эминем. Ильи из отечественных — эти факты только взгляда на жизнь, но и стиля в одежде. Гранж Кобейна, например, породил моду на характерную неформальную одежду на заре девяностых, чем окрасил кусочек уходящего XX века. Обычно за 7-9 лет из десятилетнего ребёнка вырастает студент. Ему в этот период формирования хочется одеваться определённым образом, пользоваться модными устройствами, чтобы жить в унисон с течением времени и примкнуть к актуальному слою общества. Шмот, атрибутика и гаджеты — это не только язык коммуникации с обществом, это ещё и колыбель, в которой из ребёнка формируется взрослый. То есть, начиная примерно с тринадцатилетнего возраста, подросток уверенно становится потребителем товаров, которые обязаны соответствовать новому времени. Так за 70 лет формируется новый общественно-полезной плеер, первый мобильник или пейджер, видео двойка, компьютер с рук в конце нулевых. Но жёлтый цветокор в кино, нетбук, Nokia или Sony, эксон, зеркальные фотики и девственный интернет в конце десятых. Оксимирон, татухи, вейпы, мода на хомова таю, интеллектуальность, рэп батлы, тучи. Мастер-продукты одной эпохи в другую выступает творческий или инженерный продукт с прогрессивным стилем. Назовём его мастер-продукт. Ford Taurus был таким мастер-продуктом. Модель вышла в 1985 году, и покупать её начали очень бодро — 2 млн продаж с восьмидесятого по девяностый год говорят сами за себя. Taurus стал стартером стиля для других крупных автомобильных производителей ещё до наступления девяностых. Вот автомобили до Taurus. А вот после. Видно, что двери стали слитными с крышей, прямых линий стало заметно меньше, а бампера стали однородны с кузовом. Сама машина визуально перестаёт выглядеть как конструктор. Taurus — это монолитная форма. Один элемент кузова плавно перетекает в другой, не нарушая гармонию форм. В ранних автомобилях бампер — это своего рода скобки, которые начинают и затем отрезают форму авто. Бампер Taurus является логическим дополнением дизайна кузова, и это было очень свежим решением. Вот так Taurus и стал серийным мастер-продуктом, совершившим переход от одной эпохи стиля в другую. Да, не удивляйтесь, такой мастер-продукт может возникнуть в одном десятилетии, но определить стиль следующего. Поэтому вывод напрашивается сам собой: внешность эпохи создают самые смелые продукты, опередившие желания людей. На рубеже восьмидесятых и девяностых таким продуктом стал автомобиль Робокопа. Трудно сказать, что стало мастер-продуктом, определившим восьмидесятые, но осторожно предположу, что вот эта штучка — Sony TPS-L2 1979 года. До него любой карманный проигрыватель выглядел как радио или как толстый портсигар. Вместо формы дутого портсигара японцы смогли сделать выразительный продукт. Окошко, демонстрирующее движение кассеты, угловатые кнопки без сглаживания и даже округлые наушники сделали с острыми гранями. Мог ли такой продукт понравиться молодёжи? Разумеется! Вероятно, плеер Walkman стал мастер-продуктом самой квадратной эпохи. Но у меня есть и вторая версия. Представьте, на дворе вторая половина семидесятых по городам ездят вот такие машины, и тут появляется шедевр автомобильного дизайна — Lamborghini Countach LP 400S. Его форма разорвала представление не только об автомобилях, но и представление о престиже подверглось изменениям. Ну что, достаточный кандидат на роль мастер-продукта? Но угловатая эпоха тоже не могла длиться вечно. Люди устают от прямоугольников и квадратов, и тут дизайнеры начинают понимать, что линии пора округлять. Разберём на примере дизайна компьютеров тех лет. Разве в девяностых IBM не могли делать корпуса своих компьютеров с более смелым дизайном? В первой половине девяностых уже могли бы и отказаться от надоевшей угловатости. Слишком высоки вдруг дизайнерские изыски не понравятся массовому потребителю. Но ближе ко второй половине девяностых были те, у кого, что называется, хватило яиц рискнуть и устроить революцию дизайна в индустрии. Эту компанию ненавидят всей душой одни и также сильно обожают другие. Это Apple. Многие скажут, что были куча фирм, которые биодизайн уже реализовывали вовсю. Это правда, но большинство людей всё равно покупали квадратные ящики, потому что обще мировая мода отталкивается только от самых крупных покупательских трендов. Играет роль только самая крупная вспышка спроса на рынке, она и определит, куда будет дуть ветер эпохи. В мире компьютеров таким хедлайнером выступала компания Apple. Давайте на примере этой компании рассмотрим, как зарождается мастер-продукт. Вот, поглядите, как дизайн компьютеров тянется из восьмидесятых. Мы видим очень угловатые формы на манер зайца-робота из "Ну, погоди!". А дальше эти линии в девяностых начинают немного скругляться. Нас из этого делового и скупого чемодан-стиля может быть обе и дружелюбным. У него получилось сделать компьютер в несколько раз привлекательнее. С помощью модели G3 1998 года компания отказалась от модерна и сделала ставку на биодизайн, и они не прогадали. G3 только в США продался тиражом 6 млн экземпляров, а по миру и того больше. Глядя на безумные продажи домашних компьютеров с яблоком, другие производители футуристичный дизайн в свои изделия. И вот на дворе 29 декабря 1999 года Apple решили вдарить по полной и выпускают широкий 16 на LCD дисплей на 22 дюйма с высоченным на тот момент разрешением и системный блок Power G4. Чтобы вы понимали, что произошло: вот так выглядит обычное рабочее место перед компом в 1999 году. А вот так выглядит система дисплей с Mac G4. В том же девяносто девятом выходит MacBook с Wi-Fi модулем. Да вы вообще понимаете, насколько они разорвали индустрию такой смелостью? В девяносто восьмом году они задали стиль для первой половины нулевых. А в декабре девяносто девятого компания определяет, как должны выглядеть изделия и интерфейсы на 10-13 лет вперёд. Автомобили, взгляните на этих глазастиков: Ford Focus 1998 года, Golf девяносто седьмого года, Honda вообще девяносто пятого. Теперь вопрос вам: как вы считаете, какой автопроизводитель задал тренд на улыбающиеся машины? Ваши версии? Я с удовольствием прочитаю в комментариях. Вот третий Golf. А вот четвёртый. Что мы видим? Фары третьего гольфа выглядят как утилитарная деталь, а фары четвёртого уже чуточку выражают эмоции. Надеюсь, вы понимаете, что наклон верхней части фары — это не случайное решение при производстве. А вот такой же пример с Toyota. Облик автомобилей периода конца девяностых массово приводил к дружелюбному виду, а к началу нулевых почти любая иномарка улыбалась. Вот так выглядел Ford Sierra девяносто второго года и 2002 года. Сиера — утилитарная, квадратное всё в духе угловых восьмидесятых. Ford Escort девяносто первого года — деловитый, как костюм юриста средней руки. Но все прямые линии стремятся к закруглению. А вот и самый добрый с распахнутыми глазами Focus. Он выглядит как пёс, которого вывели на прогулку. Но Focus четырнадцатого года уже напоминает взгляд гепарда, несущего добычу, хотя машина вообще позиционируется как семейная. Уже присутствует перегруз декоративных деталей на морде. Focus 2014 года — само воплощение агрессии. Машине с овощным мотором придали внешность от гиперкара. Морда автомобиля перегружена деталями настолько, что трудно запомнить её облик с первого раза, ведь в нём даже нет 200 сил. Выходит, размах на рубль, а удар на копейку. Думаю, разница вот этих двух миров вам заметна. Что спрос на агрессивную внешность автомобилей говорит о нас в целом? Ладно, вернёмся к вопросу: кто же заставил автомобиль улыбаться? Как-то я предположил, эти веяния пришли из кинематографа. Фильм Люка Бессона "Пятый элемент" девяносто седьмого года изобилует яркими красками, почти игрушечными формами в интерьерах и в одежде. Может, автомобильные дизайнеры вдохновлялись этим фантастическим кино? Тоже спорно, ведь на три года раньше вышла Toyota RAV4. И что мы тут видим? Неужели улыбка? Или кажется? Вот Chevrolet, Mitsubishi, Jeep, Suzuki, Ford начала девяностых — все с очень серьёзными лицами. Сравним их морды с обликом RAV4 и увидим снова тот самый наклон фары и слегка улыбающийся образ морды. Давайте сравним с SP AG девяносто какого года. Kia — утилитарный башмак в сравнении с эмоционально открытой Toyota. Осторожно предположу, что всё-таки японская компания толкнула автопром к более весёлому дизайну. Есть прекрасная статья про RAV4 от пользователя АВ. Прочту маленький отрывок: "Машина приглянулась женщинам, а именно они владеют кошельками своих мужей, а значит, и всего мира". И через год в догонку, в марте девяносто пятого, на Женевском автосалоне представили более практичный пятидверный вариант, который наконец окончательно воплотил формулу успеха кроссовера. И тут у Toyota, что называется, пошла карта. Изначально предполагаемый объём производства — 2000 машин в месяц, но за оставшиеся полгода было продано 55.74 экземпляров. Продажи росли как на дрожжах, машину расхватали и расхватали. RAV4 — это новшество в дизайне, попадание в скрытые ожидания, мягкие формы интерьера взамен старым и угловатым. Высочайшие продажи — признаки мастер-продукта на лицо. Правила антагонизма эпох: начало X века. Первая мировая, тревога и ужас витают в воздухе. Всё подчинено индустриализации, механизации. Мир чугунный, конвейерный и дымящийся. В качестве компенсации за тревогу и ужас военного времени люди стали жадно поглощать жизнь, что и выразилось в моде на арт-деко. Вот арт-деко, и вот это тоже арт-деко. Это воплощение роскоши как иммунная реакция на первую мировую. Жим как в последний раз. Всем выпивка за мой счёт, зря гуляли на широкую ногу. Пир быстро закончился. В Штатах Великая депрессия, потом в Европе начало Второй мировой. И когда мир только-только оправился от войн, к пятым по инерции ещё сохраняется строгий модерн в одежде и интерьерах. Неудивительно, так как правит балом военное поколение. А тем временем подрастают их дети, которые росли в традициях дефицита и гипертрофированной строгости. Что им может хотеться? Конечно, им нужны яркие цвета, мягкие формы в бытовой технике и одежде. Люди хотят больше доброты, больше радости в качестве компенсации за суровое детство и юность. Поэтому шестидесятые — это время после военных детей, мода которых была ответом на прошлые времена. Семидесятые — логическое продолжение шестидесятых. Автомобили стали лишь менее обтекаемыми, а ярких цветов в одежде и интерьере всё ещё много. Музыка изменилась, но семидесятые не были ответом прошлому десятилетию. Вот вя у и нарастающая деловитость девяностых очень напоминают ответ шем и семидесятым. Поэтому в пору задаться вопросом: а каким будет стилистический ответ на наши двадцатые? Прогноз на будущее. Обычно ответом на сложные исторические периоды становится мягкий стиль, беспечность. Как в кино французской Новой волны, цветастость в одежде, природные узоры, много материалов, как у хиппи в шестидесятых. И очень закруглённые формы бытовой техники, интерьеров, автомобилей и даже шрифтов. Наши двадцатые в свою очередь полны рубленых граней и острых углов. Есть исключения, но основной мотив дизайна авто и смартфонов — рубленые, избыточные, нарочито сегодняшней эпохи. Сменится каким-то новым дерзким мастер-продуктом, который изменит всё. Как этот продукт может выглядеть? Боюсь ошибиться, так хочется предположить. Поэтому назовём это просто моей фантазией о будущем. Предполагаю, что ухода в игрушечное всё-таки не произойдёт, но в ближайшие 5-7 лет в гранёный агрессивный дизайн добавит немножко закруглений и капельку биологии. Вот дизайн, в который добавляли жизнь. А вот современные смартфоны. Возможно, мы увидим сглаживание острых углов с добавлением прозрачных и матовых элементов в дизайне. Матовый поликарбонат, фактуры, местами напоминающие ромкор из конца девяностых, но в более совершенном и серьёзном виде. Ромкор взрослого человека, так сказать. Высокие шансы у форм гладкого тающего кубика льда или гладкого янтаря. Кий округлый. Премиум в одежде могут чаще появляться круглые узоры, а может, и вовсе молодёжь под влиянием нового музыкального жанра бросится в стиль Боха. Напоминаю, это лишь мои предположения, но, возможно, у вас есть более точные версии. Но я уверен, следующая стилевая эпоха будет плотно связана с умиротворением и закруглением. У поколения зумеров точно есть запрос на ламповость, замедление ритма жизни и спокойствия. Судя по любви к мешковатой одежде и тяну вайба в музыке, восьмидесятые угловатые, девяностые округлённые, двухтысячные жидкие. Ну а двадцатые — двадцатые точно острые. Наше время потомки наверняка будут называть временем острых углов, острой гранью смартфонов, агрессивные авто и острые нравы. Однажды в этом стилистическом застое случится прорыв, что лично я жду с нетерпением. И надеюсь, новые формы смартфонов, компьютеров и автомобилей помогут нам быть добрее и смотреть в завтрашний день с улыбкой.

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com