![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
Дубынин В. А. - 100 часов школьной биологии - Вступительное слово к курсу
ruticker 07.03.2025 23:38:59 Текст распознан YouScriptor с канала teach-in
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Дубынин В. А. - 100 часов школьной биологии - Вступительное слово к курсу
Добрый день, уважаемые зрители, уважаемые слушатели! Я Вячеслав Альбертович Дубынин, доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ. Сегодня я хочу вам представить курс **"100 часов школьной биологии"**, который записан и записывается нами совместно с прекрасной программой проектом **Teach In**, которая существует в Московском государственном университете. На сайте Teach In вы можете найти сотни лекционных курсов, рассчитанных преподавателями МГУ. Но эти курсы адресованы, конечно, студентам и преподавателям вузов и содержат весьма специфический и порой трудный для восприятия материал, особенно когда речь идет о каких-то вершинах математики, физики и химии. Но ведь вуз начинается со школьной скамьи, и поэтому следующей инициативой Teach In является создание курсов, адаптированных для школьников, которые можно рассматривать как помощь школьным учителям, помощь тем, кто собирается сдавать ЕГЭ по тем или иным предметам или настроен на высокие места, когда они будут участвовать в олимпиадах самого разного уровня — всероссийских и даже международных. Вот наш проект **"100 часов школьной биологии"** — он об этом. Я, как преподаватель кафедры физиологии человека и животных, взялся за данную инициативу. Мне показалась очень интересной эта идея. За годы своего преподавания я, конечно, работал не только со студентами, но и со школьниками и школьными учителями. Приходилось выступать и преподавать как в обычных школах, так и очень много перед участниками школьных олимпиад. Учителя приходят к нам на различные курсы. Моя более узкая специальность — это физиология человека и животных, то, что в школьном учебнике называется "человек и его здоровье". Но, конечно, на подготовительных курсах для поступающих в МГУ я много лет читал и читаю общий курс школьной биологии. Мне, как биологу, конечно, оказывается очень интересным рассказывать обо всем, начиная с ботаники и кончая вершинами генетики и молекулярной биологии, а не только про физиологию сердца, почек или головного мозга. Поэтому мы решили создать этот курс **"100 часов школьной биологии"**. Он будет состоять из таких подразделений. Первые двадцать восемь часов — это будет мой любимый раздел: **человек, анатомия, физиология, здоровье человека**. На данный момент, а сегодня у нас 30 июля 2021 года, на сайте Teach In уже 28 этих лекций присутствуют, вы уже можете их смотреть. Дальше мы планируем записать 32 лекции часовых по общей биологии, по всем разделам, а потом ботанику и зоологию. Такая последовательность, лично мне, как преподавателю, наиболее подходит. Конечно, та же самая школьная зоология и ботаника, когда они преподаются в шестом-седьмом классе, содержат очень много упрощений. А в тот момент, когда школьник доходит до сдачи ЕГЭ, весь этот материал концентрируется и очень серьезно соединяется с информацией по физиологии и общей биологии. Во всяком случае, эти **100 часов**, которые мы планируем прочитать, — это не замена школьному учебнику. Невозможно даже за 100 часов рассказать то огромное количество фактов и деталей, которые входят в школьные учебники по ботанике, зоологии, человеку и общей биологии. Поэтому можно назвать это цикл **"Трудные места школьной биологии"**. Я, как преподаватель, вижу здесь важнейшую цель — собрать разрозненные факты во что-то единое. Очень часто, когда школьник начинает готовиться к ЕГЭ, он изучает отдельные блоки знаний, какие-то крупинки, и кажется, что биология — это довольно бесформенная куча фактов и сведений. Но это не так. Биология — это наука, которая цементируется объединяющими эволюционными законами, экологическими законами и закономерностями физиологических процессов. Это очень важно увидеть и почувствовать, и важно, чтобы преподаватель донес это до школьника и будущего студента. Ваши знания должны быть, как на ниточку, нанизаны на логику функционирования живых организмов. Это же касается и моих дорогих коллег, школьных учителей. Современная биология — это уже не набор знаний, а что-то очень серьезно собранное вместе нашими представлениями о молекулярных механизмах, о тонких регуляторных механизмах, о том, что делает нервная система, гормоноподобные факторы. Это знание действительно позволяет излагать все системные взаимосвязи и создавать познавательные петли между разными отделами биологии. Говоря, например, по ботанике, в какой-то момент начинаете говорить о физиологии растений, а потом о физиологии клетки. Или, рассказывая про каротин, вдруг попадаете в сферу физиологии человеческого зрения и витаминов. Все это реально взаимосвязано, потому что человек — это часть жизни на планете Земля, часть экологических систем. Это важно ощутить, важно донести, и это ужасно интересно. В конечном итоге это создает интерес школьника к биологии как предмету, который нужно изучить и сдать, а порой и как той дисциплине, которая станет профессией и любовью на всю жизнь. Конечно, биологию нужно сдавать и изучать будущим медикам, будущим психологам, особенно будущим биологам, а порой педагогам или тем школьникам, которые дальше будут специализироваться в сфере физической культуры. Это очень востребованная дисциплина. Хотелось бы дополнить более-менее банальные общеизвестные школьные знания этим циклом лекций. Каждая тема, каждый час — это будет лекция, которая сопровождается презентацией. Примерно так же, как я сейчас вам представляю этот курс, я буду рассказывать, скажем, про законы генетики или про кольчатых червей, или про работу сердца. Кроме презентации, большинство опций будет сопровождаться небольшими добавками в виде рисования. Эта стеклянная доска, которая сейчас передо мной, может быть основой для того, чтобы взять фломастер и изобразить ту или иную схему. Мне, как преподавателю, кажется это очень важно, потому что когда вы что-то рисуете, школьник понимает, откуда начинается некое событие, явление, процесс, чем оно заканчивается, как связаны разные блоки порой очень сложной схемы. Когда это все вырастает на его глазах, это способствует пониманию и усвоению материала. Пожалуйста, после того как вы посмотрите ту или иную лекцию, поищите видео добавки, где я какие-то основные моменты буду еще рисовать и дополнительно комментировать. Еще одно пожелание: поскольку уже двадцать восемь часов первого раздела выложены на YouTube, я заметил, что трансляция по YouTube иногда снижает качество записанного видео материала. Поэтому я вам очень рекомендую смотреть эти лекции непосредственно на канале Teach In. Вы видите здесь этот адрес. Еще раз представляю вам данный курс, который дополняет и помогает школьникам, которые собираются сдать ЕГЭ, которые собираются достичь высот в олимпиадном движении, конечно, коллегам учителям, всем, кто интересуется биологией на самых разных уровнях — от экосистем до одноклеточных организмов. Я надеюсь, вы получите массу полезных знаний, радость и удовольствие от знакомства как с нашим собственным телом, так и с миром живых организмов. Желаю вам приятного просмотра новых знаний и приглашаю на данный цикл лекций!
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий