![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
Фантазёр или пророк? Кто такой Жак Фреско | ФАЙБ
ruticker 08.03.2025 21:05:04 Текст распознан YouScriptor с канала Файб
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Фантазёр или пророк? Кто такой Жак Фреско | ФАЙБ
**16 июля 1945 года** в американском штате Нью-Мексико произошёл первый в истории взрыв атомной бомбы. Ударную волну можно было почувствовать за 160 км от эпицентра, а ядерный гриб поднялся в воздух на 4 км выше Эвереста. Создатель бомбы, Роберт Оппенгеймер, говорил про себя: *«Я стал смертью, разрушителем миров»*. Уже через месяц такие же бомбы сбросят на японские города Хиросима и Нагасаки, погибнут от 150 до 200 тысяч человек. Жак Фреско тогда было 29 лет, и хотя он сам служил в армии, новости об атомной бомбардировке повергли его в ужас. Фреско был потрясён жестокостью и безразличием людей. Он ужасался этому всю жизнь, пока не умер в 101 год. Этот век он провёл не напрасно: у него в портфолио и полезные изобретения, и смелые проекты будущего, и целая просветительская сеть, чья цель — изменить мир к лучшему. Но пока мир остаётся таким же, каким был. Жак Фреско — противоположность Николы Теслы. Он много изобретал, но мало кому запомнился. А если и запомнился, то по множеству мемов, где он изображён как слегка придурковатый дедуля. Предполагаю, что о всей его жизни и проекте Венера люди тоже наслышаны меньше, чем о беспроводном электричестве. Даже те немногие, кто знает суть этого проекта, относятся к нему с иронией или недоверием. Я никого не буду переубеждать. Я просто приоткрою дверь во внутренний мир этого без преувеличения великого мечтателя. Если вы до этого момента никогда не слышали о Фреско, так даже лучше. Совсем скоро вы узнаете, насколько просто построить рай на земле, чем заканчиваются попытки это сделать, и что наше отношение к фигуре Жака Фреско говорит о нас самих. Вы на канале, где интересные истории не просто рассказывают, но и пытаются объяснить. Жак Фреско родился в 1916 году в Бруклине, если точнее, то в райончике Бенсонхерст в начале XX века. Это было очень интересное место: там, например, проживал будущий босс итальянской мафии Карло Гамбино. Но на улице они вряд ли часто пересекались. В Бенсонхерст к тому времени было два этнических анклава: итальянский и еврейский. Фреско был во втором. Его родители были сефардами ещё из Константинополя, мать — из Иерусалима. Судя по всему, жили они не так уж и плохо, раз маленький Жак не вступил в банду подростков, как его сверстники из соседних кварталов. Да и склад характера у него был совсем другой. Фреско вспоминал, что уже с детства мыслил глобально и что за 100 лет жизни его базовые установки не поменялись. В 10 лет он объявил перед всем классом и учителями, что не будет давать клятву верности флагу США. Он сказал: *«Страна многим обязана другим культурам, поэтому я лучше принесу клятву всей Земле»*. Такой сюжет про благородного гражданина всего мира можно представить в 2023 году, но не через 8 лет после окончания Первой мировой войны. Тогда это был обязательный ритуал для всех школьников и даже детсадовцев в тридцати трёх штатах. Он до сих пор таковым остаётся. К слову, до сорокового года клятву верности произносили, держа поднятую правую руку, потом решили, что всё же лучше её держать у сердца. В общем, протестовать против клятвы верности в то время было всё равно что вытереть ноги о Звёздный флаг. Но Фреско повезло: его не клеймили врагом народа и даже не выпороли. Директор школы понял, что с таким особенным ребёнком каши не сваришь, и отправил его на домашнее обучение, чтобы тот не пудрил мозги одноклассников своим глобализмом. Но через 2 года старый директор умер, а новый решил всё-таки встроить бунтаря в систему и вернул его в класс. Однако Фреско настолько не хотел возвращаться, что просто ушёл из школы в возрасте 12 лет. Его родители, по всей видимости, уже к тому моменту поняли, что произвели на свет, мягко говоря, необычного человека, поэтому и позволили ему самому решать свою судьбу. Он был врождённым полиматом, таких ещё называют человеком Возрождения: в науках хорош, и в искусстве, и вообще во всём сразу. Жак в подростковом возрасте штудировал, неплохо рисовал и даже занял первое место в нью-йоркском театральном конкурсе. И всё это — один человек. Социальные движения его тоже интересовали. В то время как раз началась Великая депрессия. Работу потеряли четверть американцев, среди них был и отец Фреско. Это стало для борца за справедливость первым серьёзным потрясением и в чём-то даже триггером. Дело в том, что Великая депрессия сопровождалась кризисом перепроизводства: товары на фабриках производились, но денег у народа не было. Если совсем просто, раздавать продукты и одежду нуждающимся нельзя, потому что тогда они резко упадут в цене. Выгоднее было увольнять работников, сокращать выпуск, а излишки уничтожать. Причём причина-то у кризиса была в чём? В обвале фондового рынка и, конечно, банкротстве банков. А в результате обрушения всей экономической системы США Жак не мог этого понять: формально еда и работа есть, но люди голодают и умирают из-за того, что где-то упали какие-то циферки и индексы. Решение проблемы казалось ему простым: взять все ресурсы и раздать их кому сколько надо. Но есть проблема: достичь этой великой цели мешает чёртов капитализм, который всегда ставит во главе угла деньги инвесторов, а не интересы простых людей. Какая альтернатива? Правильно, коммунизм. Его популярность на Западе в начале тридцатых росла. СССР был государством-загадкой, непризнанным, информации в СМИ очень мало. Но пока невидимая рука рынка душила весь Западный мир, в СССР всё было тихо: наоборот, экономика росла как не в себя. Про голод и депортацию кулаков на Западе не знали. Но зачем портить такую благосостоящую картину? Красная угроза в США тридцатых была на втором или даже на десятом плане, поэтому Фреско спокойно вступил в коммунистическую молодёжную лигу США. Правда, даже там молодому глобалисту не хватало уклона. А за то, что он крикнул *«Карл Маркс был неправ!»* на одном из съездов, ни капитализм, ни коммунизм Фреско не подходили. В 14 лет он сбегает из дома, чтобы путешествовать по США автостопом и на грузовых поездах. На Ютубе есть много видео про попытки повторить эти приключения на поездах в наше время, и даже сейчас это выглядит захватывающе. А тогда приключение пришлось на самый пик Великой депрессии: трущобы, бедность и безысходность. И так по всей стране, куда бы Фреско ни направился. Но Фреско было тесно в Америке. В 23 года он рванул на острова, чуть ли не в центре Тихого океана, архипелаг в 6.500 км от ближайшего континента. Там он общался с местными аборигенами, причём, судя по всему, не в рамках какого-то этнографического исследования, а просто так, из любопытства. Позже Фреско вспоминал: *«По-настоящему переломный момент в моём мировоззрении. Самым важным для меня стало то, как эти люди распределяли между собой ресурсы. Это в буквальном смысле открыло мне глаза»*. Первое откровение Фреско: ресурсы нужны для того, чтобы их использовать, а не наделять воображаемыми качествами вроде стоимости. Туземцы так и делали: наловили рыбы и давай раздавать её всем, кто хочет, не ради выгоды, а чтобы порадовать соплеменников и соседей. Во-вторых, поведение и ценности человека зависят от того, насколько удовлетворены его базовые потребности. Ведь даже самые добрые островитяне, когда у них возникал дефицит еды, безо всяких угрызений совести шли войной на ближнего. Так у Фреско формируется видение идеального будущего: мир, в котором ресурсов хватает на всех и где они используются только на благо человечества. Но пока Жак фантазировал о будущем, на планете началась Вторая мировая, и она снова подорвала у антрополога-самоучки веру в людей. По его подсчётам, затраченных на войну ресурсов хватило бы на то, чтобы обеспечить каждого человека Земли всем необходимым. Мир постепенно погружается в новую кровавую бойню, а Фреско окончательно захватывает идея утопии. После скитаний по миру Фреско осел в Лос-Анджелесе. Там он начал карьеру архитектурного инженера, но в итоге ушёл в военные заказы. В США не было никаких проблем: молодой инженер показывал руководству один дизайн за другим, некоторые потом даже применялись в самолётах. Вот только большинство из них, хоть и полезные, даже в чём-то гениальные, но уж точно не грандиозные. Фреско каждый день думал об утопии, а мог делать разве что незамерзающее оборудование для крыльев или колёса с низким износом резины. Одних наработок аэродинамических систем он представляет сотни, и это за 3 года. Впечатляет, но Фреско этого мало. Его не устраивала роль винтика в большом военном механизме. Он хотел изобрести что-то по-настоящему прорывное, способное помочь сразу всему человечеству. Новые типы закрылок этому критерию мало соответствуют. В 1942 году Фреско попал в армию техническим проектировщиком. За год он разогнал свою продуктивность до максимума: он штамповал в день это вообще что-то невероятное. Военные оценили его дизайн крыла, которое могло менять толщину во время полёта. Дизайн запатентовали и успешно использовали. Но амбиции у Фреско были куда больше, тем более что вскрылась серьёзная проблема. Мы сейчас говорим о человеке, который в 10 лет наплевал на почтение к флагу, а в 12 сбежал из школы. Дело даже не в антиамериканской позиции: ему было душно в любой системе с жёсткими правилами. А тут армия. Неудивительно, что его оттуда выгнали из-за проблем дисциплины и субординации всего за полтора года. Этот персонаж настолько вынес мозг военным, что те были готовы пожертвовать таким полезным кадром, лишь бы его не было рядом. На этом карьера Фреско как авиастроителя заканчивается. Он возвращается к работе архитектора, с ней будет связана вся его последующая жизнь. На этот раз Фреско решает, что будет работать на благо простых людей, и шанс предоставил довольно быстро. В 1948 году его нанял предприниматель Эрл Манс. Несмотря на прозвище «безумец», человек был весьма рациональным и к подбору контрагентов подходил здраво. Фреско — идеальный кандидат для создания инновационного недорогого жилья. В США как раз начался послевоенный бэби-бум, спрос на дешёвое жильё бил рекорды. Всего через несколько месяцев проект дома из алюминия и стекла от Жака Фреско готов. Это так называемый трендовый дом, который выглядит и сейчас вполне современно. Тогда он и вовсе удостоился экспозиции на студии Warner Brothers. Казалось бы, вот он успех. Как бы не так: партнёр Фреско вложил в проект полмиллиона долларов, но на массовое производство, понятное дело, первого транша не хватило. Нужно было финансирование от государства — обычная практика. И тогда казалось, что из-за бюрократических процедур себестоимость трендового дома резко возросла. Даже несмотря на то, что само здание было дешёвым в производстве, масштабировать проект было невыгодно, поэтому его закрыли. Фреско сделал важный вывод: если система не даёт воплощать в жизнь полезные изобретения, то нужно менять всю систему. Он запускает первую собственную компанию — лабораторию научных разработок. Сделать это ему позволяет и опыт, и имя, и кое-какое состояние. Он наконец получает возможность реализоваться не только как изобретатель, но и как просветитель. Он принимает заказы на технические проекты со всей Америки, а прибыль пускает на собственные исследования, организацию уроков и лекций. Денег едва хватает, многие разработки из-за этого тормозят, но в целом жизнь Фреско становится более осмысленной: он хотя бы занимается любимым делом. Продолжается это чуть больше 5 лет. В 1955 году — очередное лобовое столкновение с системой. Властям штата очень было нужно проложить новое шоссе с севера на юг Калифорнии, а лаборатория Фреско, как назло, оказалась у них на пути. Почти сюжет из сериала *Better Call Saul* про банк Мес Верде. В итоге его детище сносят, а сам он вынужден переехать в Майами. Нельзя сказать, что после этого в голове Фреско что-то щёлкает. Его идеи о мироустройстве остаются прежними, радикальнее некуда. Но странным образом меняется то, как он себя ведёт. Об этом чуть позже, а пока надо понять, в чём состоит его видение будущего. Ещё в детстве, после конфликта с коммунистами, Фреско вступил в ассоциацию технократов. В начале прошлого века многие восхищались техническим прогрессом и думали, что вот он точно решит все проблемы человечества. Фреско понимал, что это не панацея, но важная составляющая идеального общества. Поэтому он был сторонником идеи технократии. Суть этого общественного строя довольно проста: по мнению технократов, управление страной — это чисто техническая задача. Чтобы её решать эффективно, во главе должны стоять самые образованные люди с нужными компетенциями. От олигархии технократия отличает то, что эти самые люди должны быть продвинутыми инженерами и прочими технарями. Такой бэкграунд, по идее, должен позволить им правильно распределять ресурсы, отстраивать города и вообще править во благо всех граждан. Мнение граждан, конечно, при такой системе никто не спрашивает, но это и неважно: они должны наслаждаться прогрессом и всеобщим процветанием, сидеть по домам и желательно тихо. С одной стороны, звучит довольно бесчеловечно: интересы личности приносятся в жертву обществу. С другой — все довольно счастливы. Так что оно того стоит. Некоторые историки технократии считают поздней СССР. Там чуть ли не все члены Политбюро были технарями по профессии. Как мы помним, страну это не спасло. Другое дело — маленький, но успешный Сингапур. У технократии есть умеренные и более радикальные формы. Даже был проект, согласно которому все деньги в мире нужно было заменить на единицы энергии. Понятно почему: раз энергия тратится на производство, транспортировку и вообще всю человеческую деятельность, то она должна стать универсальным мерилом стоимости. В таком обществе магазины принимали бы не карту «Мир», а, например, джоули. Идея странная, но не слишком далёкая от того, что предлагал Фреско. Он развивал идею ресурсо-ориентированной экономики, которая строилась на двух простых постулатах: все природные ресурсы — это достояние планеты (постулат номер один) и чтобы эффективно ими управлять, нужно отказаться от стоимостной формы (постулат номер два). Проще говоря, рай на земле станет, когда люди прекратят приписывать вещам стоимость в деньгах и обратят внимание на их прямое назначение. Золотой унитаз не выполняет свои функции лучше фаянсового, а значит, они должны цениться одинаково. Это отличает ресурсо-ориентированную экономику от идей Маркса, с которым Фреско громко не соглашался. Там-то стоимость исходит из количества труда, который пришлось потратить на производство вещи, а не из её конечной пользы. В мире, где у товаров нет цены, а есть только назначение, нужда в деньгах отпадает сама собой. Даже джоулей никаких не надо: просто приходишь в магазин и берёшь, что хочешь. Похоже на утопию? По сути, так и есть. Но планов её достижения история знает достаточно, причём вполне постепенных и реалистичных. Например, модель мира из шестидесятых годов прошлого века. Тогда западные мечтатели столкнулись с одним из первых энергокризисов и стали думать, как сделать так, чтобы никто ни в чём не нуждался. Придумали теорию, которую можно было бы упростить до трёх базовых принципов: сокращение потребления, оптимизация производства энергии и развитие человеческого потенциала. Человек в этой модели не покупает лишнего, питается умеренно, живёт в небольшом высокотехнологичном домике и ездит на работу на велосипеде. За счёт этого мировое потребление энергии падает, всем всего хватает, а планета перестаёт страдать от человеческой жадности. Товарно-денежный обмен, правда, остаётся, но это мелочи. Фреско подошёл к проблеме с другой стороны: он считал, что производительность труда должна вырасти до такого уровня, чтобы каждый мог получить всё, что захочет. И тут мы подходим к третьему столпу мировоззрения Фреско — кибернетики. У неё есть множество определений, но он понимал под ней симбиоз человека и машины. Благодаря технократам у власти научный прогресс должен был дойти до такого уровня, что работать больше не нужно. Эти взгляды Фреско продвигал через собственную организацию социокибернетики. Она принесла Фреско всемирную известность и стала предшественником проекта Венера. Общество победившей кибернетики он также представил в книге *«Взгляд в будущее»* в конце шестидесятых годов. Описанные там инновации понравятся не всем: например, решение там принимает искусственный интеллект, а в мозги, выращенные в пробирке, младенцам вживляют микрочипы. Зато бедность и преступность полностью отсутствуют, а люди занимаются творчеством вместо изнуряющей работы. Ну разве не мечта? По сути, это фикшн, научная фантастика про идеальное будущее, но сам Фреско считал, что такого уровня развития можно достичь даже за 10 лет, если бросить на это все ресурсы. Он занимался не спекуляцией, а футурологией: брал за основу объективные тренды и пытался представить, как они будут развиваться в будущем. Многие считают эту дисциплину псевдонаукой, их можно понять. Надо учитывать, что Фреско был не писателем, а учёным и инженером, и чётко описывал, как можно реализовать свои гениальные до степени безумства идеи. Итак, что творилось у него в голове? Технократия ведёт к прогрессу и развитию, кибернетика, и уже её достижения можно использовать для строительства ресурсо-ориентированной экономики. Проблема такого проекта очевидна: он простой в том смысле, что можно легко понять, как его можно реализовать. Технические решения есть, но когда подходишь к делу с практической стороны, вера в будущее пропадает. Мы ещё поговорим, почему так происходит. А пока вернёмся к судьбе Фреско. На этом месте в наших видео часто бывает реклама, иначе нам было бы сложно производить контент такого объёма. Но сейчас летний сезон, отдел маркетинга, как и все остальные, на каникулах. А значит, я могу рассказать немного про наши дела — такой непривычный режим влога. Итак, во-первых, мы недавно, буквально неделю назад, пересекли отметку в 300.000 подписчиков. Канал полноценно существует чуть больше полутора лет, и я скажу вам, что для нас это совершенно феноменальный показатель. В самом начале, когда мы только запускали канал, мы думали, что наш потолок — ну где-то около 100.000. Ну кому может быть такой заумный и порой душный контент? Но вас уже 300.000, и, видимо, будет ещё больше. Для нас это не просто цифры — это стимул делать ещё больше, лучше, ещё въедливее. Картель победил другой картель. Мне интересно зарываться в разные темы, которые крутятся вокруг исторических, культурных и общественных феноменов. И такое разнообразие тем, оно в первую очередь из-за того, что я очень не люблю монотонность. Поэтому мы в одних роликах рассказываем, куда делись бастарды и многожёнство, в культовом контенте разбираем *Бригаду* и *Гарри Поттера*, а потом делаем серию про картели или наиболее влиятельные банды. Кстати, о бандах: на последний наш ролик ссылка всплывёт в правом верхнем углу экрана, и я оставлю её в описании. YouTube взял и влепил отметку 18+. Вот так выглядит его обложка сейчас. Если забить название ролика в поиске, как будто мы какую-то запрещёнку публикуем. Целый день я потратил на общение с русскоязычной поддержкой YouTube. Конкретных причин такого решения они не называют. Я тоже знаю, что многие из вас успели посмотреть видео до появления отметки, а некоторые из вас даже не в курсе, что этот ролик вышел. Чтобы наш канал продолжал развиваться, важно, чтобы наше видео не пропадали из рекомендаций и чтобы их видели вы. Для этого, собственно, всё и делается. Поэтому обязательно посмотрите ролик про банды Нью-Йорка. Ну и, конечно, про мой Telegram-канал. Не забывайте: если с YouTube что-то вдруг случится, там вы всегда сможете меня найти, и пишу я туда практически ежедневно. Все ссылки, как обычно, в описании. Такой получился творческий мини-влог. Возвращаемся к Великому Фантазёру Фреско. Там ещё очень много интересного. Либо снос лаборатории так на Фреско повлиял, либо климат Флориды, но после переезда он начинает творить нехарактерные, а то и довольно безрассудные вещи. По крайней мере, ещё более безрассудные, чем раньше. Например, он решает заняться психологическим консультированием, даже открывает для этого отдельный бизнес. Мало того, человек с шестью классами образования зачем-то рассказывает журналистам, что у него якобы есть профильный диплом. Где-то его упоминают как психолога-изобретателя и даже доктора наук. Методы его терапии неизвестны, но клиенты, судя по всему, особо не жалуются. А вот американская психологическая ассоциация самозванцу не нравится: его закидывают критическими отзывами, и Фреско вынужден закрыть свою компанию. Но эксперименты продолжаются. Главным препятствием к достижению земного рая он считает закостенелые взгляды и жёсткие установки в головах людей. Поэтому он решает проверить, насколько такие взгляды возможно изменить путём простого переубеждения. Живёт комедии с Сашей Бароном Коэном, но сын еврейских эмигрантов Фреско присоединяется к местному отделению Куклусклана, ещё одной российской организации Совета белых граждан, и всерьёз пытается рекламировать там идеи всеобщего равенства и братства. Насколько эти попытки были услышаны, он в итоге так и не рассказал, но успехом можно считать уже то, что он выбрался оттуда живым. Не надо думать, что Фреско вдруг сходит с ума. К этим моментам слабости он больше не возвращается. Вместо этого он продолжает проектировать, изобретать и консультировать различные компании, включая даже киностудии. Там у него впервые возникает идея циркулярного города, похожего на шестерёнку с командным центром, социальными объектами вокруг него и жилыми кварталами на окраинах. Эта идея ложится в основу начала проекта Американо, а потом и проекта Венера. Одновременно он снова начинает работать над недорогим жильём и вместе с двумя другими архитекторами создаёт дом-сэндвич. Тут важно вот что: такие дома компания Фреско продавала меньше чем за 3.000 долларов, правда, не считая фундамента и отделки. Но сейчас, даже с учётом инфляции, на эти деньги можно разве что снять комнату в том же Майами на пару, максимум, тройку месяцев. А прибыли с продажи жилья и готовых конструкций из алюминия, которые тоже проектировал Фреско, хватало на финансирование других его проектов. То есть себестоимость дома-сэндвича была гораздо меньше 3.000. Чисто теоретически, с такой технологией действительно можно было обеспечить кровом каждого жителя планеты. Получается, что учёный ещё в начале шестидесятых решил одну из главных проблем своего города будущего. И это в рамках несовершенной капиталистической системы силами Фреско. Утопия становилась всё более реальной. В 1981 году его исследовательский центр переезжает подальше от побережья в местечко под названием Винус. Это так называемая не включённая территория, которую не контролируют власти штата. Именно здесь запустился социокибернетика. Давайте на минутку представим, что вы живёте в таком городе. Вы просыпаетесь в домике на берегу пруда или в одной из квартир дома побольше, смотря где захотите жить. Все дома из экологичных материалов, сами поддерживают внутри нужную температуру и не тратят лишней энергии. Снимаете телефон, зарядки, розетки в доме питаются от солнечных батарей на крыше. Вы выбрасываете мусор в ящик, откуда он сразу же едет в перерабатывающий завод, который находится под землёй. Вы садитесь завтракать свежими продуктами, которые выращиваются на высокотехнологичных фермах недалеко от города. За завтраком вы читаете новости: вот-вот должен состояться первый полёт человека на Марс, и вы внимательно следите за его подготовкой. Где-то на том краю света ещё ведутся войны, но в вашем городе уже лет пять не было ни единого преступления. Жалко, конечно, этих дикарей. Ну, ничего, скоро и до них дойдёт. Вы садитесь на велосипед, чтобы доехать до работы. Город небольшой, всего несколько тысяч человек, поэтому ехать недалеко, то в основном по прямой. Ваш сектор — инженерный, рядом медики и художники. Все коллеги — ваши соседи. Немного работы, и можно идти заниматься своими делами. Сегодня четверг, поэтому вы идёте играть в гольф. Поле на окраине. Да ещё и на другом секторе. Вы решаете взять беспилотное такси, чтобы добраться туда побыстрее, а других машин в городе и так нет. Вы играете в гольф с друзьями, а потом разъезжаетесь по своим секторам: кто в театральную студию, кто домой писать картины, а вы на курсы вокала. После этого ужин и ещё немного самообразования. Ну и в конце концов отбой. Возможно, некоторые из вас сейчас покривят лицом, но я хочу сказать, что вообще это всё описание довольно сильно напоминает роман Мы. Замятина. Но сходств, помимо высокого уровня технологий, не так много. Здесь никто не собирается отнимать вашу индивидуальность и приватность. Делайте, что хотите, если не вредите обществу. В нашем неидеальном мире действует точно такое же правило, только дорога до работы занимает полтора часа в пробках, а зарплаты многим хватает разве что на поесть. Ещё раз подчеркну: чисто технически такой проект воплотим даже сейчас, как минимум в масштабе одного небольшого поселения. У проекта были проблемы: например, Фреско не раскрывал сути многих своих изобретений, на основе которых во многом строится проект Венера. Его деловой партнёр Роксана Медоус продолжала секретничать после его смерти. Какой у неё аргумент? Если технологии Фреско станут кому-то известны, их сразу монетизируют жадные капиталисты и накрутят такие цены, что обещанный небывалый уровень жизни станет доступен только сверхбогатым. Одна проблема: как можно говорить о реалистичности проекта, если мы не знаем, что будем в нём технически использовать? Фреско не думает о последствиях идеальной жизни. Его позиция: все будут жить долго и счастливо, и точка. Но основная проблема даже не в том, что сама идея недостаточно проработана, а в том, кто и на какие средства будет её реализовывать. Мы с вами живём в обществе. Открою небольшой секрет: в обществе капиталистическом. Это значит, что никакой, даже самый прорывной проект не будет реализован, если хотя бы в отдалённой перспективе, хотя бы в планах, он не будет прибыльным. Оставляем за скобками случаи безумных миллиардеров, инвесторов и гос проектов, которые с годами оказываются максимально неэффективными. Очевидно, что проект Венера прибыль приносить не может. Он, на минуточку, предполагает полный отказ от денег. Проекты города будущего проваливаются, и без этого можно найти десятки и даже сотни видео, где команды молодых... **Молодых технооптиков небоскрёбов** — все как на подбор, углеродно нейтральные и благополучные. Сколько таких проектов реализовано? В итоге можно пересчитать по пальцам, да и те скорее привлекательные витрины для государств, которые живут на ресурсную ренту. Частные инвесторы в такое не вкладываются — слишком высокий риск. Даже биткойн — более безопасная инвестиция. Что уж говорить о Проекте Венера? Он-то может быть и реалистичен, в отличие от многих других похожих проектов, но совершенно тому невыгоден. Проект развивался на чистом энтузиазме. В девяностые его финансировал сам Фреско из своего кармана. В то же время учёный писал книги, которые должны были подогреть интерес публики и замотивировать инвесторов. В 2002 году Фреско издал свой *Magnum Opus* — *«Всё лучшее, что не купишь за деньги»*. Если что, его можно купить за деньги, но есть он и в открытом доступе. То же самое и с другими работами Фреско и Медоус, включая документальные фильмы, которые они производят. Команда преуспела в пиаре, в том числе за счёт свободного распространения материалов. Проект удалось обрасти целой сетью информационных ресурсов и волонтёров. Даже в СНГ есть отделение, которое называется *Проектирование будущего*, и все волонтёры там работают чисто за идею, изредка за небольшую плату, собранную на донаты и продажи мерча. Получается, проект Венера всё ещё живёт. О'кей, хорошо. А где же тогда супергорода? Не всё сразу. Реализация проекта поделена на четыре этапа. В ходе первого команда уже построила исследовательский центр и дала сеть активистов. Второй начнётся, когда команда завершит съёмки большого художественного фильма. Он должен будет на пальцах объяснить, как проект может стать реальностью и вселить в души людей надежду на светлое будущее. А дальше уже запланировано строительство экспериментального города и проверка его жизнеспособности, чтобы можно было бы постепенно устранять недостатки и масштабировать. Этот уникальный опыт чётких сроков предусмотрительно не прописано. Всё потому, что они зависят от скорости сбора средств, а средства едва набираются даже на фильм. Что уж говорить о целом городе! И уж тем более городах. Помочь могло бы сотрудничество с движением *Дух времени*, которое в 2008 году основал режиссёр-конспиролог Питер Джозеф. Он даже снял фильм с Фреско в главной роли и продвигал идеи проекта Венера, но уже через некоторое время партнёры разошлись из-за идеологических разногласий. Позже Джозеф вспоминал, что у бывшего коллеги была только идея, но не было понятных инструментов. Последние 10 лет жизни Фреско проект Венера стагнировал. Круг денег не хватает, из-за этого проект не развивается. Люди перестают в него верить и больше не вкладывают свои кровные. Инвесторы теряют интерес, причём даже те, кого привлекает ресурсо-ориентированная экономика, экологичные города и прочее устойчивое развитие, просто конкретно этот проект больше не считается перспективным. Из-за этого искать новых участников становится всё сложнее и сложнее. В марте 2016 года Фреско отмечал свой столетний юбилей, и в ноябре того же года открылась выставка под названием *«Жак Фреско: 100 лет видения»*. На ней представили 54 модели, которые построил инженер, и ещё 5.500 созданных им чертежей. Выставка отражала его жизненный и профессиональный путь — длинный путь, который начался с протеста и исканий и продолжился сотнями гениальных инноваций и надеждой на лучшее будущее человечества. С этого пути учёного не сбили ни жизненные трудности, ни непонимание со стороны общества, ни жестокая реальность, которая раз за разом мешала ему превращать мечты в жизнь. Ровно через полгода, в мае 2017 года, Жак Фреско умирает в собственной постели. Проект Венера теряет лицо — его менеджером стала Роксана Медоус, но харизмы и обаяния Фреско у неё нет. Работа над проектом всё ещё ведётся, но теперь уже мало кто верит, что он может быть реализован. Да, у него до сих пор десятки тысяч подписчиков во всяких запрещённых и не очень запрещённых соцсетях. Но это пассивные наблюдатели, а не активные участники. Сколько человек жертвует деньги, а сколько помогает делам — неизвестно, явно недостаточно. Команда прямо говорит, что переход к новой общественной модели может случиться только постепенно, когда производство станет полностью автоматическим, а деньги исчезнут сами собой. Ну, то есть не на нашем веку уж точно. Проект Венера был всего лишь одной из стадий жизненного проекта Жака Фреско. Главная его трагедия в том, что он оказывается нереалистичным. Считаем его таковым, что если хотя бы какая-то заметная часть человечества разделяла идеи Фреско, что если все эти люди поверили бы в проект и помогли воплотить его в реальность? Мы не знаем, что у них получилось бы. Талант Фреско как инженера неоспорим, но его вера в человечество не имела под собой основы. Он просто верил, что мы можем взять и все вместе разом отказаться от войн и накопления капитала, чтобы строить светлое будущее. Достаточно только нас в этом убедить. Вот характерная его цитата: *«Если вы полагаете, что мир нельзя изменить, это означает лишь то, что вы не один из тех, кто его изменит»*. Это даже более далёкая от реальности мечта, чем коммунизм. Тут ещё острее стоит проблема коллективного действия: когда для достижения цели на изменения нужно решиться всем, а не только правящей элите. При этом каждому человеку по отдельности выгоднее не рисковать и ничего не менять. Чем больше людей надо привлечь к работе, тем сложнее. Сколько раз вы слышали от собачников, которые ленятся убирать за своими питомцами, что их личные усилия не заставят других собачников делать так же? Сколько из вас отказывается разделять мусор, потому что *«смысл мне это делать, пока другие скидывают в один бак»*? А теперь представьте, что на кону не мусорный пакет, а всё наше состояние. Готовы рискнуть ради благой цели? Всю жизнь Фреско преследовал эту фантазию. Поэтому я считаю, что к нему стоит относиться именно как к мечтателю. Очень наивно он был, даже гениальным, но напрочь игнорировал все ограничения, которые на его проекты накладывала объективная социальная реальность. Если создать компьютерную симуляцию со всеми доступными нам технологиями, то его город мог бы там работать, но только потому, что вместо реальных людей там бы жили алгоритмы — без страстей и без грехов. Им проблема коллективного действия неведома: запрограммировал как надо — и вперёд. Поэтому даже не важно, насколько изобретения Фреско могли обеспечить работу такого города. Его Венеру задушили не мерзкие капиталисты, чтобы не дай бог не допустить смены экономической формации. И те, кто утверждают, что это какое-то мошенничество и секта, тоже преувеличивают. Надо не забывать, что Фреско по большей части играл на свои. Поэтому нельзя представлять эту ситуацию как противостояние добра и зла. Это одна реальность в голове Фреско против другой реальности — нашей объективной. Фреско, скорее всего, не страдал от каких-то ментальных расстройств, как Тесла, просто не умел договариваться, играть по правилам системы и предлагать идеи своевременно. А ещё считал, что один мечтатель может мирным способом изменить жизнь человечества к лучшему. В чём-то это ему удалось: множество его изобретений приносили пользу, а на их основе наверняка были придуманы более совершенные технологии. Проект Венера тоже важная вещь — не как город сам по себе, а как пища для размышления. Само его существование даёт нам альтернативу тому, что мы видим за окном. Вот так может выглядеть мир, если мы этого захотим. А уж захотим или нет — это другой вопрос. Возможно, в будущем он станет актуальнее. Всё-таки не все изобретения Фреско сразу оценили по достоинству. И напоследок: откуда все эти мемы про загадки Фреско и переделанные его цитаты, которых стало очень много в интернете за последние три года? Почему мы вдруг стали насмехаться над вполне себе уважаемым учёным? Я думаю, что дело в том, что Фреско верил в нас самих больше, чем мы верим в себя. Он видел наш потенциал, и это придавало ему сил работать над своими смелыми проектами. А в тех, кто лепит смешные мемы про загадки Фреско, такой надежды нет. Зато цинизма и реализма хоть отбавляй. Мы даже вообразить себе не можем мир без денег, войн и преступности. Вот нам и кажется, что Фреско будто блаженный. Что с него взять? Только мемы друг другу пересылать. И вопрос не в том, кто прав — мы, законченные циники, или он. Важно другое: пока мы думаем так, как думаем, светлое будущее не наступит никогда. Такие люди, как Фреско, поднимают вероятность этого события хотя бы на сотую долю процента, и в этом их главная заслуга. Если вы тоже задумались о судьбе человечества, подписывайтесь на канал и делитесь видео с друзьями и коллегами. Также не забывайте подписаться на мой Telegram-канал, где я тоже стараюсь заниматься просвещением и немного развлечением. А сегодня я там объявлю победителей прошлых розыгрышей книг. А пока вы не впали в депрессию из-за разочарования в греховной природе человека, я надеюсь успеть разыграть очередную книгу. На этот раз у меня в руках очень интересный экземпляр — это собрание сочинений величайшего фантаста Станислава Лема. Вообще, я выбрал его в основном ради одного романа — *Футурологический конгресс*. Раз уж мы весь выпуск занимались футуризмом. Только если Фреско представлял себе светлое будущее, то Лем описывает его полную противоположность — с диктатурой, которая строится на иллюзиях и подавлении человеческой воли. Как говорится, выбор за вами. В этой книге есть и другие произведения, и что ценно — интервью, эссе самого Лема, которые редко встретишь в печати. Там он раскрывает собственный взгляд на развитие человечества и другие важные темы. Чтобы получить этот сборник, нужно ответить на один простой вопрос: *Какая у вас была или есть детская мечта?* Вот самая-самая заветная. Знаю, что мечтать вслух себе некоторые не позволяют, но давайте вы сделаете исключение. Жду ваших ответов под закреплённым комментарием. Автор самого любопытного и тот, кто будет подписан на мой Telegram-канал, получит книгу Лема. А с вами был Файп. Новое видео уже совсем скоро. Пока!
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий