![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
Каким будет образование будущего
ruticker 01.03.2025 15:04:01 Текст распознан YouScriptor с канала Skillbox
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Каким будет образование будущего
Здравствуйте, друзья! Очень рад быть сегодня на этой лекции. Меня зовут Павел Лучший, я основатель инициативы под названием **Глобальное Будущее Образование**. Я работаю в теме исследования будущего образования и навыков уже много лет. Я был рад, что меня пригласили на эту лекцию Skillbox. Она действительно несколько раз переносилась, один раз потому что я заболел COVID в начале лета, так что, наконец-то, мы все-таки встретились. Я очень этому рад! То, о чем мы сегодня будем говорить, это, собственно говоря, куда и как будет развиваться образование на разных горизонтах: ближайшее время, через 10-15-20 лет, и на более дальних горизонтах — 30-40 лет. Я бы хотел для начала, уже запуская презентацию, дать вам образ, который, возможно, некоторые из вас уже успели посмотреть. Это такой популярный канал под названием **Джордж Банк**. Это ролик о будущем, где роботы помогают на ферме, и так далее. Вот они только что выпустили новый ролик про школу, где Гарик Харламов играет, и еще несколько известных людей. Сюжет таков, что дети в 22-м году посещают музей прошлого, обсуждают интернет-мемы и так далее. Очень скучно! Самое важное, что у них уже есть даже нейронные сети, подключенные к интернету через мозг. Тем не менее, школа в этом ролике — это такая классическая школа: они сидят за партами, их спрашивают, что они выучили, контрольную пишут и так далее. Мне стало очень любопытно, насколько в нашем сознании школа является трансформацией, которая не может меняться. Пройдет 100 лет, и все поменяется, а школа — нет. В этом смысле мне кажется, что этот ролик очень забавный и немного узнаваемый, но если мы действительно серьезно отнесемся к тому, будет ли меняться образование, мы поймем, что находимся в очень интересном периоде, когда мы сейчас с вами будем сталкиваться с системными изменениями во всех аспектах образования. Для начала, конечно, вопрос: как мы вообще можем думать про трансформацию образования? На самом деле, образование, конечно же, погружено в систему человеческих отношений, в то, что люди должны знать, как они хотят действовать в мире. Образование, собственно, поддерживает их в этом. Поэтому, чтобы отвечать на вопросы, каким будет будущее образования, мы должны для начала ответить на вопрос: каким будет тот мир, в котором люди, научившиеся и продолжающие учиться, будут действовать? Что нужно знать, что нужно уметь? И вопрос о том, как, собственно говоря, этому учить, то есть каковы должны быть те образовательные практики, которыми люди могут осваивать компетенции, которые будут наиболее востребованы в этом мире будущего. Может быть, это те же самые привычные нам парты, учебники и все остальное, а может быть, совсем что-то радикально другое. В этом смысле последний вопрос: останутся ли вообще школы? Исчезнут ли они полностью, или мы все перейдем на онлайн-платформы? Это вполне возможно, но мы об этом поговорим чуть позже. Я попробую по этой структуре с вами вместе пройти, поэтому не удивляйтесь, что разговор о будущем образования мы с вами начнем не с образования как такового, а с тех изменений, которые мы сейчас проживаем. Собственно говоря, следующий вопрос: как вообще узнаем о будущем? То есть, если у нас есть какой-то волшебный шар, в который мы можем поглядеть, чтобы угадать, на самом деле есть методы, которые позволяют нам это будущее нащупывать. Конечно же, никто не может предсказать курс доллара через год, и в этом смысле есть много разных попыток его предсказать, но нам довольно сложно такие вещи угадывать. И ровно на этом, собственно, и работают финансовые спекулянты и инвесторы. Но даже если вы инвестируете, вы знаете, что есть такие фундаментальные причины, по которым одни сектора растут, а другие, скорее всего, растут не так динамично. Вот это то, что называется **тренды**. На самом деле, мы пытаемся понять будущее, смотря не на эти флуктуации, а на те сути и процессы, которые это будущее определяют. Эти процессы можно увидеть через коммуникацию множества людей, которые про это будущее думают или в нем действуют. Что более важно, если мы хотим узнать про будущее образования, нам надо собрать всех тех, кто на это будущее образование влияет: это, собственно, учителя, директора, руководители министерств образования, производители новых технологий в образовании, родители, работодатели и так далее. То есть мы спрашиваем всю вот эту, как я буду еще использовать, **систему игроков**, влияющих на образование, как они видят образование. Каждый выкладывает свой кусочек пазла, и это чем-то похоже на то, как мы собираем большую сложную мозаику из мелких кусочков. У каждого есть свой кусок, который он хорошо понимает, и остальные, про которые он понимает плохо. Вот когда мы эти кусочки собираем вместе, у нас начинает проявляться образ. Собственно говоря, одна из практик, которыми я занимаюсь очень регулярно, называется **far sight**. Она действует именно по этому принципу: собирает множество людей, они выкладывают свои представления, согласуют их друг с другом, и из этого рождается согласованный образ будущего. Ну и еще несколько таких, может быть, предваряющих замечаний, прежде чем погрузиться в содержание. У нас есть три горизонта, с которыми мы с вами сегодня будем обсуждать нашу тему образования. На самом деле, на мой взгляд, эти горизонты довольно смысловые, потому что чем дальше, скажем так, мы глядим в будущее, тем больше мы видим необходимость вот тех самых больших парадигмальных сдвигов. Если мы с вами спросим, поменяется ли что-то радикально в следующие 35 лет, возможно, что и нет. Возможно, что мы в основном, и это, кстати, как раз ту некоторую ловушку, в которую, например, попадают чиновники от образования, занимаются такими улучшениями. То есть они чуть-чуть подкручивают образование там и сям, но радикально каких-то сдвигов не делают. И в этом смысле это как правило разговор о том, как нам улучшить существующую систему. Если мы начинаем смотреть в более дальние горизонты, условно 15 лет, там, где мы уже начинаем видеть, как меняется экономика, она станет совершенно другой, у нас меняется образ жизни в городах и в сельской местности. Для этого нужны какие-то другие компетенции. Мы много говорим про, например, цифровую трансформацию, про экономику знаний. Сейчас тоже об этом поговорим. Это уже задает нам другую парадигму, в которой мы должны смотреть на тему образования. 30 лет — это по сути дела поколение. Что сдвинется в следующем поколении? Это срок, в котором на самом деле можно перепрограммировать страну. Если мы поймем, вообще-то говоря, 30 лет назад распался Советский Союз, и мы вошли в совершенно другой режим. Кто-то, может быть, из тех слушателей, которые сейчас это слушают, еще не родился, но действительно это была совершенно другая страна. И за 30 лет наша реальность менялась много-много раз. Даже 10 лет назад, на самом деле, только появились смартфоны. Радикальные изменения на 30-летнем горизонте, там мы можем с вами обсуждать, что нам необходим парадигмальный сдвиг, и он может состояться. И вот я ровно поэтому считаю, что на самом деле, если мы будем действительно смотреть долгосрочное будущее образования, мы увидим системные сдвиги. Мы не увидим повторение прежней модели образования. Ну и в этом смысле, если мы смотрим действительно на большую картинку, о каком образовании мы должны с вами говорить? Привычка, когда мы говорим об образовании, фактически ставит равенство между образованием и формальными системами: школа, университет, колледж. Но на самом деле образование гораздо шире. Образование — это огромное количество форматов, которые поддерживают наше развитие, нашу трансформацию, освоение навыков, поддерживают наше движение через жизнь. Если мы посмотрим на большое количество этих форматов, которые существуют на полном цикле человеческой жизни, некоторые из них прагматичные, а не для того, чтобы мы там реализовались в жизни, зарабатывали деньги и так далее, какие-то больше личностно-ориентированные, не про то, как нам раскрыться как уникальная личность в этом мире или как нам преодолеть какие-то сложности, которые у нас есть. Вот все это образование на самом деле. Сферу образования мы должны мыслить именно в этом целостном режиме. Я буду говорить именно из этой логики. Для меня школы и университеты — это в каком-то смысле только малая часть этого явления. Она сейчас с точки зрения внимания, с точки зрения ресурсов. Но самое важное, если мы глядим в будущее, мы видим, как стремительно развиваются новые форматы образования, и это очень важно для нашего дальнейшего разговора. Теперь давайте уже, собственно говоря, перейдем к нашей сегодняшней теме. И начнем мы с того, в каком мире мы с вами оказались. В каком-то смысле была такая старая песня Гребенщикова: "Нам выпала великая честь жить в перемену времен". 2021 год действительно оказался в каком-то смысле таким переломным годом. Я иногда даже говорю, что это год, в котором по-настоящему начинается 21 век. Почему? Потому что не многим это, наверное, так еще ясно, но вот глядя именно из более дальних горизонтов, мы видим, что именно в начале двадцатых с одной стороны происходит своего рода надлом тех систем, которым привыкли люди в течение двадцатого века. Они начинают ломаться. Мы видим, как биомедицинские политики, которые предназначены для того, чтобы обеспечивать нашу запасные способы удержания общественной безопасности, некий общественный договор, представление о том, что такое права человека, что правильно и что неправильно — вот это глобальный мир, который вырос за десятилетия, все это вдруг разом остановилось и замерло в недоумении. Мы на самом деле еще до конца не знаем, что за уроки нам припадали, но мы уже видим довольно существенно, что мы с вами вошли в системную трансформацию практически всех процессов в обществе. Конечно же, цифровые технологии разного рода оказались, наверное, ключевым процессом, который начал приходить практически во все сферы человеческой жизни. В частности, в плане цифровой экономики это даже появилась как шутка в интернете: "Кто был лидером цифровой трансформации вашего бизнеса?" И люди выбирают: "Это был не генеральный директор, не директор по технологиям, это был COVID". То есть COVID заставляет людей меняться и переходить в онлайн, использовать более гибкие процессы, использовать удаленную работу и так далее. Я буду меньше говорить про тему государства слежки, но это же на самом деле случилось, например, в государствах по всему миру, не только в нашей стране, не только в Китае, про который наверняка многие слышали, но и в Израиле, Великобритании, США и других странах начали активно использовать инструменты цифрового контроля над населением. Это тоже будущее, которого мы ожидали, оно, как минимум, весьма неприятное, но оно уже, собственно, к нам приходит. Я иногда говорю, что произошел самый большой эксперимент в истории образования. В каком смысле? Было продемонстрировано на самом деле такая очень высокая пластичность системы образования. На самом деле они способны измениться, если, как говорится, припрет. В начале весны 2020 года мы увидели вот этот радикальный скачок, когда почти полтора миллиарда человек перешли в режим удаленного обучения в почти 190 странах мира. За 6 недель — невероятная скорость! Мы говорили, что это займет десятилетие, и вдруг миллиард человек начинает учиться по-другому. Это нам говорит о том, что в принципе у образования есть уже готовность тоже поменяться. Я думаю, что это довольно симптоматично. Это говорит нам о том, что система уже вошла в этот переход. Она его целиком еще не приняла. На самом деле, если мы так спросим себя, каков был этот опыт онлайна, например, в российских школах, на самом деле то же самое в европейских школах. Я очень много с ними общаюсь, в Латиноамериканских, в Североамериканских — везде возник такой эффект COVID-травмы. Что это значит? Это значит, что никто не был готов к этой ситуации. Никто не был готов работать в онлайне, переходить в него, учить по-другому, в другой модели. Учителя и администрация там колоссально шокированы, потому что им надо было очень быстро результативно перевести себя на новые рельсы. Ученики, конечно, они готовы к этому режиму, им надо выработать некоторую новую дисциплину. Образование они не умеют, не владеют этим, у них нет, собственно говоря, способности правильно учиться онлайн. Вы, наверное, многие учитесь онлайн, и вы знаете, что это другой режим, чем учиться очно. Родители, естественно, реагируют, потому что это своего рода нарушение фундаментального общественного договора, складывавшегося последнее столетие. Родители в каком-то смысле отдавали детей в школу, чтобы заниматься своими делами, заниматься бизнесом, заниматься работой, и вдруг они все дома, вынужденные мириться друг с другом и так далее. Но плюс к этому, на самом деле, то, что мы увидели в этом онлайне, это вообще не совсем тот онлайн, про который есть смысл говорить. Это не передовые практики, это просто школа, переведенная в режим удаленки. На самом деле, как мы иногда, мои коллеги говорят, что мы фактически с вами пересели на лошадей, а есть уже двигатель внутреннего сгорания, автомобиля, более совершенные технологии, которые давно пора использовать, но их никто пока не знает. И в этом смысле, конечно, тот онлайн, который случился у нас с COVID, это вообще-то говоря не тот онлайн, который должен по большому счету быть в образовании. Тем не менее, я не думаю, что после того, как, грубо говоря, мы пройдем через волны COVID, это еще теперь уже большой вопрос: пройдем ли мы через эти волны или COVID будет теперь с нами? Нам придется к этому адаптироваться, скорее всего, второе, судя по тому, что мы видим с эпидемиологической ситуацией и судя по тому, что Всемирная организация здравоохранения сейчас будет возвращаться новые штаммы, как сейчас, собственно, происходит, там очередная волна. А значит, нам придется привыкать к этой новой реальности — реальности, в которой большой процент удаленной работы, где строгие нормы биологической безопасности, где бизнесы вынуждены выстраивать более строгую систему управления, убирать ненужные работы. Вот эта схема, можно тут очень много всякого текста, и я не призываю вас сейчас ее подробно читать. Это часть нашего исследования, которые мы делали в прошлом году как раз в пик первой волны COVID. Мы провели исследование 49 стран, более 800 экспертов, ведущие специалисты в области, собственно, навыков и корпорации, которые заказывают эти профессии по всему миру, ведущие корпорации. Мы увидели, что, собственно говоря, они все согласовано говорят: да, COVID вот сейчас, в 2020-2021 году, меняет правила игры. Вот красные кубики, которые вы видите, это факторы, которые топовые в начале двадцатых с точки зрения изменения запроса на компетенции, с точки зрения того, что определяет этот новый запрос. Какие компетенции? Мы сейчас отдельно с вами поговорим. А в этом смысле ситуация COVID — это такой триггер, действительно меняющий системно правила игры для нашей страны и для всего мира. Если так сказать завершить вот эту арку первого нашего рассуждения про то, что произошло в связи с COVID, на самом деле уже так или иначе и в образовании, и в других сферах жизни происходит своего рода такое обучение людей тому, что нам придется жить в новой реальности. И в частности в образовании происходит привыкание к идее, что образование будет, ну как минимум, гибридным, смешанным, комбинирующим интенсивный объем онлайн-обучения и оффлайн. Оно должно быть эффективным, в нем должно быть больше внимания к образовательному опыту учащихся, к тому, насколько он им интересен, вдохновляет, насколько учителя умеют мотивировать детей или взрослых, которых они учат, насколько уделяется внимание человеческому измерению. Новая система оценки тоже про них поговорим, как тоже необходимая вещь. То есть в этом смысле вот что мы видим — это то, что на самом деле действительно, даже если мы сейчас видим, что по всему миру ситуация как бы возвращается назад, она уже не возвращается назад. То есть, как в том старом древнегреческом выражении: "В одну реку дважды зайти нельзя". И что более важно, на самом деле, нужно понимать, что мы вошли в ситуацию, в которой даже если у нас закончится все процессы с COVID, мы как бы вернемся в прежнюю жизнь, мы увидели первый из системных глобальных рисков 21 века. 21 век будет непростым, большая часть его еще впереди, но его уже, в нем, но большая часть его и впереди. И впереди очень серьезные системные угрозы: климатические изменения, технологические изменения, многое прочее. Мировые элиты поняли, что, собственно говоря, с этим что-то придется делать, потому что, в общем-то говоря, риск пандемии тоже обсуждался, предсказан, он не самый системный, не самый большой. И в этом смысле, по оценкам, например, Всемирного экономического форума, который каждый год выпускает такой доклад по глобальным рискам, там тоже есть пандемии, где-то в серединке с точки зрения, как бы грубо говоря, воздействия на мировую экономику, на стабильность, с точки зрения вероятности, что они случатся. А гораздо более вероятными и гораздо более воздействующими на наше будущее являются вот те самые экологические риски. И впереди у нас, скорее всего, череда новых серьезных проблем, например, с точки зрения климатических изменений. По всей видимости, уже нет никаких способов восстановить те процессы, которые запущены десятилетиями промышленного роста, бесконтрольных выбросов парниковых газов. Потепление, изменение климата будут продолжаться, и в этом смысле то, что за ними последует, в частности, например, волны таких вот климатических беженцев, то есть людей, которые будут вынуждены покидать территории, где просто становится невозможно жить. По оценке, до двух миллиардов человек к 2100 году окажется в этом положении, то есть четверть населения планеты. Это очень серьезно будет влиять на все процессы, с которыми мы и наши дети будут иметь дело. Но и в этом смысле мы с вами вошли в то, что можно назвать **VUCA-мир**. Может быть, некоторые знают эту аббревиатуру, она означает **волатильный, неопределенный, сложный, расплывчатый**. То есть вот четыре таких характеристики: мир растущей сложности, стратегической неопределенности. Мы иногда переводим его этим выражением "опаньки". То есть это вот то чувство, которое человек испытывает, глядя на, например, на эту картинку: надо куда-то ехать, навигация непонятно, маршрут непонятно, куда ты в итоге попадешь — не ясно. И в этом смысле мир действительно стал очень сложным и неопределенным. В нем нужны какие-то такие ходы, как вообще можно пройти в будущее. Ну и про эти ходы мы тоже с вами чуть позднее поговорим, но сейчас важно признать, что на самом деле эта ситуация не рассосется. Она будет в каком-то смысле проявляться еще более усугубляющимся режимом. Да, то есть даже такая шутка, которая появилась на волне пандемии: "Катастрофы сотрудничать лучше". Мы, люди, умудряемся сотрудничать. Наступил такой эффект идеального шторма, когда одни процессы, пандемия, например, начинают влиять на процессы экономического кризиса, на внутриполитические кризисы, на внешнеполитические и так далее. То есть и эта вот такая болтанка будет продолжаться, и к ней надо быть готовым. Это не означает, что все остановится, что все разрушится. Это турбулентность, примерно так же, как в самолете. Самолет не падает, момент "рубль and nasty", но все испытывают довольно неприятные чувства, и иногда может быть турбулентность такая на грани коллапса. Одним из факторов, которые тоже задают довольно сильную турбулентность, является известная многим тема технологического перехода, того, что можно назвать **перманентной революцией**. В каком смысле перманентной? Это такое выражение, может быть, некоторые знают Льва Троцкого, который носил, конечно, к теме того, что должны по всему миру идти такие перманентные социалистические революции в тридцатые годы. Но на самом деле началась совершенно другая революция — революция технологий, революция цифровизации, автоматизации. Она идет, и она будет идти. Почему она перманентная? Потому что непрерывно появляются новые решения, новые подходы, новые инструменты, которые как бы наслаиваются друг на друга. Мы видим прорывы в искусственном интеллекте, мы видим стремительное удорожание, удешевление робототехники, дополненной и виртуальной реальности, которая к 30-м годам должна стать реально новым пространством нашего обитания, многое-многое другое. 3D-печать, контроль живой материи, программирование — это огромное количество новых решений, которые, конечно, на наших глазах меняют нашу жизнь. И значительная часть технологий вот ближайшего цикла изменений. Вот этот график, который вы можете видеть, иногда называется **кривая хайпа Гартнера**. Это про то, как разные технологии приходят в нашу жизнь. Они сначала вызывают очень много общественного внимания, все говорят, кажется, что вот-вот они будут с нами, потом становится ясно, что они не так быстро приходят, но на самом деле они продолжают двигаться. И как правило, в течение некоторого времени они уже выходят в режим привычного постоянного использования. Вот сейчас, в начале этого хайпа, 20-е годы, огромное количество разных решений по искусственному интеллекту и автоматизации. Все это говорит нам о том, что следом сначала мы поймем, что искусственный интеллект может далеко не все, потом мы поймем, что это просто часть нашей обыденности, но она к нам придет. И вопрос в том, что на самом деле, когда она нам придет, вещи, которые сейчас еще звучат в некоторых областях как научная фантастика, где-то уже далеко не научная фантастика, как, например, в тех же медиа. Допустим, уже никого не удивляет идея о том, что вместо актера можно сделать, например, его цифровую копию, натянуть, собственно говоря, некую маску на лицо другого человека, и вы будете видеть там, собственно, не того персонажа, который вас в этот момент играет. Это уже привычная такая история. Применение мира сетей для создания продукта, который 10 лет назад обсуждали как такую научную фантастику, и в течение десятилетия мы увидим довольно сильные изменения в технологиях. В таком ландшафте того, что станет нам привычным, придет массовая робототехника, блокчейн, дополненная и виртуальная реальность, новые способы коммуникации с цифровой средой, придут различного рода самообучающиеся машины и так далее. То есть технологически насыщенная среда станет частью нашей повседневности. Но и второе, конечно, с учетом всех тех экологических рисков, о которых мы говорили, экологизация экономики тоже будет происходить. И довольно важный процесс, который тоже будет влиять на то, какие навыки нужно будет знать. Ну и понятно, что, собственно говоря, тоже, может быть, некоторые слышали про это исследование — это исследование Оксфордского университета про то, какие профессии оказываются под угрозой автоматизации. Исследование уже в нынешних временах довольно старое, ему 8 лет. В принципе, я знаком с его авторами, они уточняют, что, во-первых, их оценка с точки зрения угрозы автоматизации даже только возрастает. То есть они считают, что пришло еще больше технологий, которые способны автоматизировать наши рабочие места, и доля тех, кто находится под угрозой, еще увеличилась на 2. Они говорят, что это техническая возможность. То есть на самом деле не все технические возможности реализуются. Например, проект может просто не поддержать часть автоматизации. В этом смысле часть профессий останется, ну как, например, уже давно можно было бы автоматизировать профессию нотариуса. Здесь правые подписи, все остальное, но мы продолжаем жить в мире, где нотариус присутствует. Во всей видимости, он будет здесь точно еще присутствовать. Но автоматизация, тем не менее, идет, идет довольно активно. он требует от нас переосмысления всей системы образования. Мы должны создать такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию не только профессиональных навыков, но и личностных качеств, необходимых для успешной жизни в современном мире. ### Основные направления изменений в образовании: 1. **Гибкость и адаптивность**: Образование должно быть гибким, чтобы быстро реагировать на изменения в экономике и обществе. Это включает в себя возможность быстрого переобучения и получения новых навыков. 2. **Практическое обучение**: Необходимо акцентировать внимание на практическом опыте, который поможет учащимся развивать навыки сотрудничества, критического мышления и креативности. 3. **Индивидуализация обучения**: Каждому ученику нужно предоставлять возможность учиться в своем темпе и по своим интересам. Это поможет раскрыть их уникальные таланты и способности. 4. **Социальные и эмоциональные навыки**: Образование должно включать в себя развитие социальных и эмоциональных навыков, таких как эмпатия, сотрудничество и управление эмоциями. 5. **Технологическая интеграция**: Использование технологий в обучении должно быть направлено на улучшение образовательного процесса, а не на его автоматизацию. Ученики должны учиться работать с технологиями, а не просто использовать их. 6. **Экологическая осознанность**: Важно формировать у учащихся понимание устойчивого развития и ответственности за окружающую среду. 7. **Кросс-дисциплинарный подход**: Образование должно быть интегрированным, соединяющим различные дисциплины и области знаний, чтобы учащиеся могли видеть связи между ними и применять их на практике. ### Заключение Мы находимся на пороге значительных изменений в образовании. Чтобы подготовить новое поколение к вызовам будущего, необходимо создать систему, которая будет учитывать не только профессиональные навыки, но и личностное развитие, эмоциональное благополучие и социальную ответственность. Это требует совместных усилий всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учеников и общества в целом. что мы можем сказать о будущем образования? На самом деле, мы находимся в уникальной ситуации, когда старые модели больше не работают, а новые еще не сформировались. Это создает пространство для экспериментов и инноваций, особенно в тех местах, где меньше регуляторов. В то время как в университетах и школах, где присутствуют строгие правила, изменения происходят медленно, и многие учреждения цепляются за устаревшие шаблоны. ### Спасение утопающих — дело рук самих утопающих Каждый из нас, как учащийся, должен принять на себя ответственность за свое обучение и развитие. В условиях растущей неопределенности важно развивать способность быстро осваивать новые навыки и адаптироваться к изменениям. Это требует от нас не только желания учиться, но и умения наслаждаться процессом обучения, а также осознания своих слабых мест. ### Роль учителя в новом образовательном пространстве Учитель остается важной фигурой в образовательном процессе, но его роль меняется. Он становится не только источником знаний, но и наставником, который вдохновляет и направляет учащихся. Учитель создает пространство для взаимодействия и сотрудничества, что особенно важно в условиях, когда образование становится более индивидуализированным и гибким. ### Новые форматы образования Образование больше не ограничивается традиционными институтами. Оно становится более разнообразным и многогранным, включая различные форматы, такие как онлайн-курсы, сообщества практиков и локальные образовательные инициативы. Эти форматы помогают учащимся развивать свои навыки и преодолевать жизненные вызовы. ### Цифровая экосистема образования Цифровая среда становится важной частью образовательного процесса. Она предоставляет доступ к множеству ресурсов и возможностей для обучения. Однако важно, чтобы эта среда была не просто трубой для контента, а адаптивной и интерактивной, позволяющей учащимся развивать свои навыки в игровом формате. ### Переход к целостным образовательным системам Будущее образования заключается в создании целостных экосистем, которые поддерживают обучение на протяжении всей жизни. Эти экосистемы должны быть гибкими и адаптивными, учитывающими личные цели учащихся и потребности общества. Они не могут быть централизованно регулируемыми, а должны развиваться через взаимодействие множества игроков: платформ, стартапов, сообществ и образовательных учреждений. ### Заключение Мы находимся на пороге значительных изменений в образовании. Чтобы подготовить новое поколение к вызовам будущего, необходимо создать систему, которая будет учитывать не только профессиональные навыки, но и личностное развитие, эмоциональное благополучие и социальную ответственность. Это требует совместных усилий всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учеников и общества в целом. Это понимание того, что более умные учебные учреждения начинают говорить: "Хорошо, давайте мы не будем сопротивляться этому процессу, мы попробуем его как минимум, но в нем поиграем, а лучше возглавим". На самом деле, кто сейчас, в том числе, лидер образовательной трансформации? Многие ведущие университеты, мировые и российские, начинают распаковывать свое содержание, создавать такую среду, запускать образовательные платформы. Если мы смотрим, кто был лидерами образовательных платформ прошлого десятилетия, это Гарвард, Беркли и другие, потому что они понимают, что либо они научатся с этим жить, либо будут на обочине. Образовательные институты фактически распаковываются и становятся основой для экосистемы, где они соединяются с новыми провайдерами и становятся частью более сложной среды. Более умные школы и университеты не сопротивляются, они говорят: "Ок, давайте, например, внутри нашего пространства мы заведем больше дополнительного образования". Вторая половина, например, если первая половина — это формальная программа, то у нас будет пространство для дополнительного образования. Очень многие школы сейчас начинают это делать, создавая внутри своего контролируемого пространства менее формальную систему, где есть много разных провайдеров. Они с ними в партнерстве, все больше децентрализуют управление, вовлекают все больше типов учащихся, в том числе через партнерство с семьями, работодателями и городскими сообществами. Фактически они становятся организаторами локальной образовательной системы. Они также подходят к логике организации своего цифрового пространства. Они говорят: "Если раньше мы писали весь софт изнутри, пытались действовать по нашему шаблону, то сейчас давайте посмотрим, есть разные цифровые решения. А что если мы, например, возьмем платформу, ту же Skillbox, и попробуем встроить в наш колледж какие-то решения и сделать партнерства?" Передовые школы и университеты идут в эту сторону. Важно подчеркнуть, что эта мировая картинка такова, что в России есть много ограничений, и университеты идут в эту сторону более охотно, чем школы. Тем не менее, мировая картинка такова, что учебные учреждения становятся интеграторами нового образования, фактически платформами, на которых вырастает новая система. В пределе они становятся интеграторами и катализаторами различных сообществ, развивающих территорию и отрасли. Лидеры, такие как MIT и Стэнфорд, создают все более открытое образование, соединенное с работодателями, поддерживающее учащихся на протяжении всей жизни, поощряющее формирование команд, технологическое предпринимательство и культурные инновации. В пределе они даже выращивают целые секторальные экосистемы или платформы в пространстве образования. С точки зрения роли старой модели образования в новом образовании, она точно изменилась, но не уйдет, потому что это основа прежней модели. Она целесообразна, там есть специализированные пространства, люди, которые умеют учить, оборудование и так далее. Ценность человеческого общения и форматов сотрудничества очень важна. Теперь, если мы посмотрим шире, куда это может прийти с точки зрения адаптации школ, колледжей и университетов в будущем, это приведет к сетевым структурам, гибридным, существующим в онлайне и оффлайне, которые все менее будут держаться за формальный процесс обучения и все больше за организацию пространств обучения и развития на протяжении жизни, где образовательные учреждения будут катализаторами сообществ. В этом контексте появляется запрос на "турбо-университеты", которые могут формировать новые картины мира, вдохновляющие образы будущего и пробовать прототипировать, как новая реальность будет взаимодействовать и рождаться. Эти университеты могут быть не только традиционными, но и новыми форматами, такими как Сингулярность Университет, который создает будущее по своей логике и формирует вокруг себя сообщество. Таким образом, мы находимся в интересной точке перехода, где можем продолжать воспроизводить старые практики или стать частью новых. Я призываю всех нас к тому, чтобы мы осознали, что будущее открыто, и мы находимся в пространстве свободного творчества и созидания. Теперь давайте перейдем к вопросам. Если у кого-то есть вопросы, пожалуйста, пишите. ### Вопросы и ответы 1. **Какими ключевыми навыками должен обладать преподаватель для провайдера образования в новой парадигме?** - Преподавание становится более узкой вещью, а провайдеры образования — более широкими. Важно отвечать потребностям учащихся, делиться тем, что действительно важно и нужно, вдохновлять. Умение организовывать коллективную работу и мотивировать учащихся становится ключевым. 2. **Может ли преподавание оставаться пожизненной профессией?** - Учительство — это призвание, но тип учительства меняется. Оно движется в сторону мотивации, навигации и фасилитации, больше сопровождая получение опыта учащимися. 3. **Перейдем ли мы через 30-50 лет исключительно на онлайн-образование?** - Я думаю, что полностью перейти на онлайн невозможно. Онлайн будет развиваться, обретая телесность, но физическое присутствие и контакт с другими людьми останутся важными. 4. **Какое лучшее образование на данный момент в каких странах?** - Это зависит от профессии. Для академического образования — ведущие университеты, для практического — онлайн-курсы и специализированные программы. 5. **Насколько перспективно корпоративное образование?** - Корпоративное образование становится важной частью экосистемы. Корпоративные университеты играют стратегическую роль в развитии компаний и создают будущее. Спасибо всем за внимание! Надеюсь, что лекция была полезной.
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий