Китай творит чудеса: Перестройка Шанхая. Discovery. Наука и образование

ruticker 02.03.2025 23:23:36

Текст распознан YouScriptor с канала Наука и Образование

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Китай творит чудеса: Перестройка Шанхая. Discovery. Наука и образование

# Шанхай: Город, Восходящий на Авансцену XXI Века Шанхай — город, который сегодня выходит на авансцену XXI века. Коренные изменения начали здесь в начале 90-х годов прошлого века, когда правительство континентального Китая решило, что город должен вернуть себе статус коммерческой столицы страны. Чтобы построить новый Шанхай, архитекторам и инженерам предстояло преодолеть немало трудностей: найти грунт, устойчивый к землетрясениям и разрушительным тайфунам. Но в случае успеха их усилия могли привести к самым невероятным метаморфозам в истории. Шанхаю потребовалось менее 20 лет, чтобы вновь стать «Парижем Востока», а сегодня градостроители ставят перед собой еще более амбициозную задачу: они хотят, чтобы Шанхай стал крупнейшим финансовым центром мира, венцом современного Китая, головой дракона. Китайцы творят чудеса модернизации. ## Модернизация Шанхая Когда Китайская Народная Республика появилась на свет в 1949 году, Шанхаю отвели роль главной «доступной» зоны. Жемчужина Востока потускнела на 50 лет. Город оставался сугубо промышленным, а потом получил новый толчок к развитию, когда китайский лидер объявил о политике открытых дверей. План Дэна Сяопина требовал новых заводов, новых домов и, самое главное, новой эпохи офисного строительства. Но чтобы воплотить мечту в реальность, инженерам пришлось решить самую сложную проблему: будущее города зависело от района Пудун, расположенного на противоположном берегу реки Хуанпу. В начале 90-х годов это был единственный не застроенный участок в пригороде Шанхая. На то были серьезные причины: Шанхай расположен на илистых образованиях, накопленных рекой Янцзы за столетия, и самое лучшее место для строительства — это болота, которые кажутся бездонными. Эти болота — ахиллесова пята Шанхая, его роковой недостаток. А почвы под нами — самые нестабильные из всех. Шанхайский грунт прозвали «старым 8-тоником», потому что он выдерживает вес не более восьми тонн на квадратный метр. При нынешних темпах экономического роста мы строим все больше высотных зданий, и это серьезное испытание для всех строительных компаний и проектировщиков. Несмотря на трудности, недостатков застройщиков, желающих работать над этим проектом, не было. Работы такого размаха встречаются редко, и иностранные архитекторы устремились в Шанхай, чтобы бороться за подряды. Когда я приехал сюда 15 лет назад, люди широким жестом указывали на болотистые участки со словами: «Через 15 лет здесь будет новый город». И в это трудно было поверить. В начале XXI века Шанхай стал тем же местом, что и Нью-Йорк в начале XX века. ## Небоскребы и Архитектура Если существует здание, которое символизирует этот безудержный оптимизм, то это небоскреб «Цзинь Мао». Его 50 этажей занимают офисы, а еще 38 — гостиница. При его строительстве не обошлось и без восточных суеверий. В основе архитектуры здания лежит китайский символ удачи — число 8. Все сегменты здания кратны числу 8. Например, высота первого сегмента внешней стены — 16 этажей, второй сегмент меньше на одну восьмую — в нем 14 этажей, каждый последующий сегмент короче предыдущего на два этажа, а в самом маленьком — восемь этажей. В сумме же все эти цифры дают 88. Более того, архитекторы спроектировали это здание так, чтобы его высота была в 8 раз больше его ширины, а 88 сделало его самым высоким в континентальном Китае. Но для успеха одного счастливого числа было мало. Каким бы впечатляющим проект ни смотрелся на бумаге, «Цзинь Мао» должен был суметь выстоять под мощным натиском природы. Модель небоскреба прошла испытания в аэродинамической трубе в Канаде: ветер ураганной силы бил башню со всех сторон, но она осталась стоять. Рельеф стен создает турбулентность, которая снижает скорость света. Проект прошел первые испытания, и следующий шаг — сейсмический тест на виброплощадке Шанхайского университета. Миниатюрная зона стихийного бедствия могла бы стать могилой проектов с конструктивными дефектами, но небоскреб «Цзинь Мао» прошел испытания на смоделированное землетрясение силой 7 баллов. Башня «Цзинь Мао» не единственное престижное здание, построенное, чтобы вернуть к жизни дремлющего дракона, каким был Шанхай. Работа ведется и над другими проектами, которые заставят дракона очнуться от забытья и стать главной деловой столицей континентального Китая. Когда в Шанхае, индустриальном центре Китайской Республики, начался масштабный проект новой застройки, 420-метровая башня «Цзинь Мао» стала символом его развития. Но для того чтобы построить самое высокое здание в Китае, разработчикам пришлось решить самую сложную из существующих здесь проблем. Шанхай построен на илистых образованиях в устье реки Янцзы. Существовал лишь один способ освоить болотистую почву: ни одно из окружающих зданий никогда не стояло на твердой земле. На поверхности вязкого «тофу» их удерживают тонкие палочки, глубоко утопленные инженерами в болотистую почву. И только три не удерживают их на месте — бетонный фундамент на лилии на 420 своей, который вогнали в почву почти на 100 метров. Стальные сваи высокого фундамента могли выдержать более 300 тысяч тонн, так «Цзинь Мао» обрел твердую опору. Но мягкая почва скрывала еще одну трудность: грунтовые воды находятся всего в метре от поверхности. В Шанхайском геологическом институте сеть сенсоров идет постоянное наблюдение за уровнем грунтовых вод во всем городе. Это совершенно необходимо, ведь при высыхании почва утрамбовывается, здания дают усадку. Некоторые районы Шанхая опустились более чем на два метра с 20-х годов прошлого века. Сегодня у нас действуют очень строгие правила в отношении выкачки грунтовых вод. Если при строительстве здания роется котлован глубиной, скажем, 20 метров, приходится откачивать воду. Мы разработали технологию для стабилизации уровня. Вот за пределами работ, канной инженеры должны были предотвратить поступление грунтовых вод в подвальное помещение. Для этого они построили водонепроницаемую стену глубиной 36 метров по всему периметру здания. В такой почве трудно выкопать даже не глубокую траншею, а котлован такой глубины требует особых технологий. Сначала не заполнили его вязкой смесью воды и глины, чтобы предотвратить сползание почвы. Затем они установили стальной каркас и залили котлован бетоном. В результате получилась мощная водонепроницаемая стена, уходящая глубоко в грунт. Когда фундамент высох, его укрепили, и можно было возводить небоскреб. Но прежде чем инженеры смогли перейти к основным работам, они натолкнулись на серьезное препятствие: для строительства требовалось огромное количество стали. Местным заводам не хватало мощности, чтобы удовлетворить такой спрос, а импортированная сталь разорила бы бюджет. Застройщики остановились на более экономичном варианте: они решили использовать составные колонны и колонны из железобетона, усиленного стальной арматурой. Архитекторы разработали простую внутреннюю конструкцию — восьмигранное ядро из 8 стальных колонн и 8 составных мегаколон, гигантских ферм наверху и в середине здания, которые должны были соединить мега колонны с ядром. Но существовала еще одна проблема: так как арка здания строилась быстрее, чем внешние стены, фирмам пришлось бы удерживать больший вес, возможно, слишком большой. На эти фирмы воздействовали такие огромные силы, что нагрузка казалась бы чрезмерной. Мы предложили установить на ферму штифты, чтобы фирмы могли двигаться. Фокус состоял в том, чтобы не только установить штифт на нижние соединения, но и проделать отверстия в верхней части, чтобы при смещении колонны относительно ядра это движение происходило свободно. Даже пагодаобразные конструкции крыши отводили важную роль в защите зданий от сил природы. Фирмы, скрытые внутри, распределяют нагрузку по колоннам и сообщают ее друг другу. По мере того как здание поднималось, подача бетона туда превращалась в новую головную боль для инженеров. Чтобы закачивать бетон на такие большие высоты, нам пришлось решить проблему нарастающего трения в трубах. Мы сделали это, изменив состав смеси, что позволило нам справиться с проблемой трения и подавать бетон на гораздо более высокие точки. Но возникла новая проблема: как поднять бетон на большую высоту, прежде чем он начнет застывать? По-моему, это было сделано впервые: бетон подняли с земли на самую вершину здания, и его надо было тщательно перемешать, прежде чем отправить наверх, сделав поправки на потерю в трубах и служебную пригодность к тому моменту, когда он достигнет вершины. Инженеры меняли состав бетона по мере роста здания. Успех этой операции показал, что бетон можно использовать для строительства конструкции практически любой высоты. После окончания работ в 1999 году башня заняла почетное место в силуэтe города. При общей площади здания 300 тысяч квадратных метров небоскреб «Цзинь Мао» стал триумфом инженерной мысли. Смотовая площадка на восьмидесятом этаже находится на высоте 330 метров от земли. Гостиница занимает этажи с 53 по 87 и является самой высокой в мире. Высота ее самого красивого помещения, атриума, составляет 152 метра. Перемещать людей по зданию таких размеров не просто. Специально сконструированные для «Цзинь Мао» лифты поднимаются и опускаются со скоростью 10 метров в секунду. Они двигаются так плавно, что монета продолжает стоять на ребре в течение всей поездки. Приблизительно каждые 14 этажей остается совершенно пустым. Эти безопасные помещения защищены от огня, герметизированы и не пропускают дым, и они снабжены автономными системами энергообеспечения. В подвальных помещениях достаточно оборудования, чтобы обслужить крупный город. Все трубы из нержавеющей стали поставляют зданию все необходимое для жизни. Группа из силовых трансформаторов обеспечивает электричеством нуждающиеся в энергии офисы и магазины, расположенные высоко над землей. Гостиница небоскреба «Цзинь Мао» убила 1 ласточку. Проблемы, которые были решены в ходе его постройки, будут браться на вооружение другими застройщиками. ## Будущее Шанхая Сегодня «Цзинь Мао» — самое высокое здание в Пудун, но его главенство не продлится долго, потому что план застройки района предусматривает еще более высокие здания. К 2020 году город планирует превратить Шанхай в новый Нью-Йорк, столицу высотной архитектуры. Новейший финансовый центр на противоположном от Пудун берегу расположен в районе старых колониальных зданий, которые напоминают о другом периоде интенсивного роста Шанхая. Этот шумный порт был перекрестком, где Восток сходился с Западом. Здесь в Китае впервые появилось электричество, уличное освещение, телефоны, машины и трамваи. Но иностранные государства контролировали крупные районы города, и у него была темная сторона: торговля опиумом. Пузырь лопнул в 1949 году, когда лидеры новой Народной Республики выслали всех иностранных предпринимателей. Торги на старой шанхайской бирже сначала стихли, а потом и вовсе прекратились. Если город хочет стать главой китайского дракона, он должен вернуть себе имя ведущего финансового центра. Ему понадобится новая фондовая биржа и не просто новый небоскреб, оригинальное здание, которое затмит собой прочие гиганты Пудун. На градостроителей пригласили архитекторов со всего мира побороться за престижный подряд. Канадская компания предложила разработать дизайн 100-этажной башни с подиумом. Мы выиграли конкурс, но нас не задержали и сказали, что хотят начать сначала и создать нечто гораздо более уникальное, более новаторское. Радикально новый дизайн, который не был похож ни на одно из зданий, построенных в Шанхае за всю его историю. Это высокое сооружение спроектировано, чтобы привлечь внимание лидеров международного бизнеса. Проект архитекторов новой шанхайской биржи поражал воображение: операционный зал без опорных колонн, где каждому из 1400 трейдеров открывается не заслонённой ничем обзор. Ширина потолка составляет 60 метров. Если в офисе построили прямо над операционным залом, потолок не выдержал бы нагрузки. Чтобы избежать обрушения, архитекторам пришлось найти другое решение: они предложили радикальную идею построить между двумя башнями мост из офисных помещений. Но такая необычная форма стала еще одним испытанием для инженеров. Нам предстояло спроектировать здание, отвечающее довольно жестким сейсмическим требованиям. При этом основная масса здания, в котором работали, была сосредоточена в верхней части. Как же возвести мост из офисных помещений на открытом пространстве в 60 метров? Ответ: это невозможно. Инженеры построили офисную секцию на земле и осторожно подняли ее на необходимую высоту. У нас было несколько новаторских решений, особенно для того времени, когда строили здание. Например, в то время в Шанхае немногие использовали сталь. Основным строительным материалом в Китае оставался бетон. Но так как здание было спроектировано в форме моста, без стали не обойтись. Вечная проблема Пудун — избежать которой не может ни один инженер — болотистая почва. Строительство на болотистых почвах связано с бесчисленными проблемами. Мы решили использовать бетонные сваи, которые мы проталкивали через мягкую почву до более плотных слоев. Во время моей первой поездки в Шанхай я видел, как устанавливали такую сваю: она проходила сквозь почву, как гвоздь сквозь масло. Горизонт грунтовых вод находится на расстоянии вытянутой руки от поверхности, поэтому инженерам пришлось установить дополнительную стену, чтобы подвал оставался сухим и здание не давало усадку. Шанхайская фондовая биржа стала торжеством архитектурной инженерной мысли. Это здание — воплощение смелых конструкторских идей от фундамента до операционного зала и подвесного моста с офисными помещениями. Даже на фоне гораздо более высоких зданий этот проект стоимостью 100 миллионов долларов продолжает привлекать к себе внимание. Первая финансовая центры Шанхая назывался Бунд. Именно там на странные банки и брокеры начинали свой бизнес в середине 19 века. Когда же их выслали из Китая, столетием позже красивые старинные здания были брошены и пришли в упадок. Но Шанхай примирился со своим прошлым, и сегодня иностранные компании снова работают здесь. ## Заключение Шанхай — это город, который продолжает развиваться и меняться. Его будущее зависит от того, как он сможет сочетать свою богатую историю с современными амбициями. Градостроители и архитекторы работают над тем, чтобы сделать Шанхай не только финансовым центром, но и местом, где история и современность могут сосуществовать в гармонии. # Шанхай: Подготовка к Expo 2010 Года пролет арки составил 550 метров, когда Шанхай готовился к Expo 2010. Маслу побороть ее главной артерией, но прежде чем принять 100 миллионов гостей, Шанхай должен преодолеть еще более серьезное препятствие, чем река. Последние 15 лет Шанхай постепенно превращался в коммерческий центр континентального Китая. Мы продолжаем развиваться, а недавно город заполучил желанный трофей — он примет Всемирную универсальную выставку Expo 2010. Но перед градостроителями встала трудная задача: найти участок земли, подходящий для такого масштабного начинания. Как правило, города используют для выставочных комплексов пустующие участки земли, но в Шанхае таковых нет. Поэтому организаторам придется создать его на территории, усеянной домами и заводами. Расходы предстоят колоссальные: компенсации людям, которым придется переехать, составят два с половиной миллиарда долларов. Расчистка территории и строительство 200 павильонов обойдутся еще в 10 миллиардов долларов. Профессор Фуджи-сан, руководящий подготовкой, хочет воспользоваться этим шансом, чтобы ввести старую часть города в 21 век. > Мы хотим объединить Expo и развитие города. Новая застройка вдоль реки входит в план городского развития, поэтому мы решили ховере пока на территориях, спорящих свалка строительного мусора, за исключением тех островков, где жители наотрез отказались покинуть свои дома. Рано или поздно им придется уехать. Успех этой выставки зависит от международной репутации Шанхая. Дело не в том, что нам нужен беспрецедентный масштаб, дело в том, что масштаб будет беспрецедентным, потому что сюда съедутся гости со всего мира, со всего Шанхая, со всего Китая. Самое кардинальное решение в ходе планирования выставки — перенести целую судоверфь, чтобы освободить территорию для Expo. Она строит почти половину всех судов в стране. Не только огромное производство целиком переедет на остров в устье реки Пензы, но стоимость переезда невероятно высока — 6 миллиардов долларов. Здания и краны, которые останутся здесь, станут частью Expo 2010. Когда закончится ли монтаж на обоих берегах реки, начнется строительство выставочного комплекса. Его центром и ключевым объектом будет китайский павильон. Зеленые насаждения подарят городу новую пару легким, они ему понадобятся. Выставка станет репетицией перед еще более серьезным событием — массовой миграцией населения в XXI веке, и Шанхаю предстоит принять десятки миллионов новых рабочих. Сегодня Китай переживает глубокие демографические перемены. Большинство населения по-прежнему живет в сельской местности, а меньшая его часть — в городах. Всего 33 процента китайцев являются городскими жителями. В следующие 10-15 лет это соотношение изменится, и большинство переедет в город. В первом десятилетии XXI века на 1 квадратный километр центра Шанхая уже приходится 30 тысяч человек. Задача состоит не только в том, чтобы совершенствовать инфраструктуру города; сам город должен стать больше. Наша идея заключается в том, чтобы, с одной стороны, поднять стандарты проживания в центре города, с другой — создать новые районы из сельской местности, превратив их в небольшие города. В итоге мы получим несколько городов вместо одного. За 20 лет при городе Шанхая может вырасти 10 городов-спутников. К тому времени небоскребы в воде не смогут соперничать с высотками любого другого города на планете. Если все пойдет по плану, Шанхай станет финансовой столицей Китая, возможно, Азии или даже мира. Это серьезное испытание для города, многие районы которого находятся в болоте, а голова — в облаках. Но очертания Пудуна служат доказательством того, что Шанхай способен достигать колоссальных результатов в невероятно короткие сроки. Дракон очнулся ото сна, и мир начинает это понимать.

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com