![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
Криминология / 4 лекция
ruticker 04.03.2025 15:24:49 Текст распознан YouScriptor с канала ТюмГУ: лекции, мастер-классы, семинары
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Криминология / 4 лекция
# Здравствуйте, уважаемые слушатели! **Тема нашей лекции:** механизм преступного поведения и система предупреждения преступности. Мы говорили с вами о том, что одним из основных элементов, входящих в предмет криминологии, является также предупреждение преступности. Предупреждение преступности может осуществляться как на общественно-социальном уровне, то есть относительно преступности как явления в целом, а также на индивидуальном уровне. Соответственно, в рамках этой темы мы разделили данную проблему на два аспекта: сначала поговорим о индивидуальном уровне противодействия предупреждения преступности, о индивидуальном преступном поведении, а в последующем — о системе предупреждения на общественно-социальном уровне. ## Механизм индивидуального преступного поведения В рамках первого вопроса мы рассмотрим характеристику индивидуальной преступной детерминации. В частности, механизмом преступного поведения является взаимодействие психических процессов и состояния личности с внешней средой, определяющее выбор и реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных. Механизм преступного поведения также рассматривается авторами под другими названиями, в частности, механизм индивидуальной детерминации, механизм транзитивного поведения. Речь идет о тех элементах, которые непосредственно благоприятствуют совершению преступления в данной конкретной ситуации. Данной проблемой занимались достаточно большое количество криминологов. Однако наиболее полно этот вопрос был изучен ещё в восьмидесятых годах профессором, в настоящее время академиком Кудрявцевым, который издал соответствующий труд "Механизм преступного поведения" и выделил соответствующие элементы данного института. Мы будем опираться на данный труд при рассмотрении элементов механизма преступного поведения. ### Элементы механизма преступного поведения Согласно данной монографии, элементами механизма преступного поведения следует относить, с одной стороны, качества и свойства личности, задействованные в совершении преступления, такие как потребности, цели, интересы и мотивы, а с другой стороны — это внешняя ситуация. Согласно данной концепции, на первичном этапе преступного поведения выделяют две основных стороны: с одной стороны — это качества и свойства человека, которые непосредственно востребованы преступлением, а с другой стороны — конкретная жизненная ситуация, в которой действует виновное лицо. Рассмотрим кратко четыре элемента, характеризующие свойства личности. 1. **Потребности** рассматриваются как подсознательно испытываемая лицом необходимость в определенных условиях жизнедеятельности. Проблемой потребностей занималось достаточно большое количество специалистов в рамках ряда дисциплин, в частности, в философии и психологии. Если мы говорим о философии, то потребности выделяются в различных сферах жизнедеятельности: социальные, материальные, духовные и так далее. Наиболее интересной представляется концепция потребностей известного психолога Маслоу, который выделяет все потребности личности, разделяя их на пять уровней и называя эти потребности уровнями притязания личности. Согласно данной концепции, чем лучше удовлетворяется более низший уровень потребностей личности, тем выше вероятность того, что на более высоком уровне человек реализуется наиболее полно. - **Первый уровень** — это биофизические потребности, то есть в еде, воздухе и так далее. Они характерны с рождения человека и, соответственно, удовлетворение этих потребностей является жизненно необходимым. - **Второй уровень** — это потребность в безопасности или инстинкт самосохранения, который также присущ каждому человеку без исключения. - **Третий уровень** — это эмоциональный уровень, как называет Маслоу, это потребность любить и быть любимым, потребность привязанности, которая также характерна с момента рождения. - **Четвертый уровень** — это потребность быть значимым. Многие психологи писали о потребности быть значимым в определенном социальном окружении. - **Пятый уровень** — это потребности или притязания в самоактуализации, а именно в удовлетворении тех жизненных целей, которые ставит перед собой личность. Таким образом, согласно этой психологической концепции, чем лучше удовлетворяются низовые уровни притязаний, тем в большей степени удовлетворяется и более высокий уровень, а именно реализация человека в обществе и в социальном окружении. Конечно, данная концепция по психологии не совсем имеет отношение к криминологии, так как она не объясняет криминогенную направленность личности, не объясняет, почему, несмотря на удовлетворение тех или иных потребностей, ряд людей начинает совершать преступления более высокого уровня, так называемые экономические преступления, коррупционные преступления, несмотря на удовлетворение эмоциональных, социальных и иных притязаний. Тем не менее, для криминологии уровень потребностей имеет значение в том плане, что мы рассматриваем их как формирование таковых потребностей в процессе социализации, в процессе становления личности. Таким образом, вторым элементом механизма преступного поведения является **мотивация** и **мотив**. Как мы смотрели с вами, это осознаваемая потребность, внутренняя цель, побуждение под влиянием каких-либо обстоятельств. Говоря о мотивах с точки зрения криминологии, мы обращаем внимание на те характеристики, свойства и качества личности, которые могут быть присущи любой личности и, соответственно, они ещё не характеризуют криминогенный тип. ### Интерес и цель Среди элементов механизма преступного поведения академик Кудрявцев выделяет следующие два элемента: - **Интерес** — это избирательное отношение к объекту в зависимости от его привлекательности. - **Цель** — это идеальное представление о результате преступного поведения. Согласно концепции механизма преступного поведения, оба этих элемента также должны присутствовать в механизме. Что такое интерес с точки зрения криминологии? Это непосредственно сформированное отношение к определённым объектам, на которые осуществляется в последующем посягательство. Мы можем говорить о том, что для одного преступника интересом может представлять чужая собственность, для другого — честь и достоинство личности, для третьего — интересы государственной власти. Таким образом, мы определяем также избирательное отношение к объектам посягательства в зависимости от этого элемента. Например, один преступник никогда не пойдёт на совершение преступления против личности, но для него приемлемо и нормально совершение преступлений против собственности, допустим, кража или какое-либо корыстное коррупционное преступление. **Цель** — это конечный результат, к чему стремится виновное лицо, итоговое идеальное представление о том результате, который человек хочет добиться в результате совершённого преступления. В настоящее время в криминологии механизм преступного поведения не исчерпывается элементами, начинаются развиваться разные концепции. Но мы с вами лишь ознакомились с первичным, скажем так, периодом становления данного механизма. Продолжая говорить о механизме, следует сказать, что профессор Кудрявцев в своей монографии описывал, что каждый человек, безусловно, рождается без предпосылок на совершение преступления, и происходит это в процессе внешнего социального окружения, формирования его личности. Формирование также обусловлено, с одной стороны, генетически наследственно заложенными свойствами личности, а с другой стороны — внешней ситуацией, внешним окружением, в котором происходит развитие личности. В совокупности этих двух факторов — внутренние личностные характеристики и внешняя ситуация — образует уже личность, в том числе и с негативными качествами. Согласно этой концепции, негативные качества потом под воздействием внешней среды формируют направленность человека на востребование этих негативных качеств для достижения преступного результата. С точки зрения криминологии, преступление — это преступный способ удовлетворения преступных потребностей, и непосредственной причиной совершения преступления является стремление человека достичь собственной цели путём причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны. Согласно тому, что было сказано, Кудрявцев выделяет в механизме два уровня взаимодействия личностных качеств и внешней среды или внешней ситуации. На первом этапе — формирование личности как таковой, на втором этапе — востребование этих личностных негативных качеств для достижения преступного результата. ## Сферы неблагоприятного формирования личности Следует обратить внимание на следующий вопрос — это сферы неблагоприятного формирования личности. В настоящее время выделяются шесть таких сфер: 1. Семья 2. Друзья 3. Школа 4. Средства массовой информации 5. Социальный контроль 6. Сфера приобретения первичного трудового опыта Необходимо отметить, что на первое место следует поставить семью. В рамках криминологии это направление стало рассматриваться как семейная криминология, которая изучает криминогенные факторы семейной сферы и обуславливающие преступное поведение, а также социальное воздействие на них в целях противодействия преступности. Семья является главной референтной группой в процессе формирования личности примерно до 10 лет для каждого ребёнка и представляет собой определённый институт социализации личности ребёнка, так как формирует не только ценностные ориентиры, но и образ мировоззрения и поведения личности ребёнка в будущем. Не случайно, например, одна из известных криминологов, профессор Кузнецова, писала в своих работах о том, что любое преступление формируется задолго до его совершения в процессе становления личности как таковой. Соответственно, искать причины очень часто нужно в детстве, в процессе формирования. ### Первая сфера: семья Начнём рассматривать первую сферу — семью. Хотя она изучается и в рамках криминологии, следует сказать, что здесь мы должны также руководствоваться полученными знаниями из ряда дисциплин, в частности, из философии, психологии и так далее, которые так или иначе являются предметом исследования этих дисциплин. К сожалению, в настоящее время институт семьи утратил свою ценность и значение на формирование личности ребёнка, что обусловило появление так называемых детерминантов социальной десоциализации, которые в последующем являются факторами, обуславливающими неблагоприятное формирование личности ребёнка. Предметом семейной криминологии является собственность, с одной стороны, как собственная семья при выявлении причин совершённого преступления, обусловленных конфликтами и разногласиями в семье, так и родительская семья при изучении факторов, влияющих на формирование негативных качеств личности. Нас интересует в настоящий момент родительская семья, то есть непосредственно это фактор нравственного формирования личности, где человек подвергается первому воспитательному влиянию, и не всегда позитивному. В частности, мы видим, что в предмет семейной криминологии входят два аспекта: 1. Взаимоотношения между родителями, когда речь идёт о изучении бытовой преступности и профилактике в сфере семейной. 2. Влияние родительской семьи на формирование личности ребёнка. В рамках темы механизма преступного поведения нас интересует именно родительская семья и факторы семейной десоциализации. Как уже было сказано, семья является главной референтной группой примерно до десятилетнего возраста ребёнка и должна целенаправленно осуществлять процесс социализации, прививая определённые знания, нравственные принципы, мировоззренческие ориентиры и взгляды. После 10 лет, когда объективно семья уходит на второй план, она начинает выполнять функцию нейтрализации, согласно которой нейтрализует жизнедеятельность ребёнка от негативного влияния в других сферах. ### Факторы семейной десоциализации Что же относится к факторам семейной десоциализации? Прежде чем к ним обратиться, следует сказать, что этой проблемой в настоящее время также занимается достаточно большое количество криминологов. Здесь можно обратить внимание на труд известного криминолога Шестакова с его работой "Семейная криминология". В рамках данных изданий криминология исследует, в первую очередь, лиц, ставших преступниками, и осуществляет исследования, например, в местах лишения свободы. В качестве допустимого анкетирования или интервью задают вопросы о том, в каких условиях происходило формирование личности, совершившей преступление в детстве, какая семья была — полная, неполная, какие иные факторы характеризуют такую семью. Проведя сравнительный анализ с законопослушными семьями, криминология выделяет факторы, влияющие на формирование ущербности семьи, а какие факторы повышают вероятность того, что ребёнок в последующем будет иметь криминогенные характеристики. Среди факторов семейной десоциализации можно отнести следующее. Конечно, перечень их не является исчерпывающим, мы лишь приведём пример. Тем не менее, криминология выделяет факторы, способствующие становлению криминогенной личности, в частности: - Проявление агрессии и жестокости при ссорах и скандалах в семье. Здесь следует обратить внимание на такие подходы, когда некоторые семьи считают, что негативные вещи, происходящие в присутствии детей, — это нормально. Ссоры, скандалы, оскорбления — а позитивные эмоциональные вещи в семье недопустимы. Это, конечно, неверно. Ребёнок будет критически воспринимать поведение родителей в таком возрасте, и не стоит удивляться, что он начинает воспринимать агрессию и разрешение конфликтов как норму. - **Отсутствие воспитания в семье.** Этот термин звучит широко, но включает в себя привитие определённых ценностей. Он может выражаться в таких действиях, как чтение книг, обсуждение определённых тем, совместный просмотр фильмов и так далее. Воспитание в практической семейной деятельности связано с уделением времени ребёнку и обсуждением жизненно важных вопросов. - **Бездуховность и безнравственность** родителей, которые формируют негативное отношение к тем или иным элементам в семье. Например, отношение к материальным ценностям. В разных категориях семей отношение к материальным ценностям формирует убеждения детей. - **Отсутствие одного из родителей** — неполные семьи. Эти факторы могут иметь негативный характер, поскольку вышеперечисленные аспекты не реализуются в данной семье. Например, когда один родитель не успевает заниматься воспитанием и не выполняет обязанности, связанные с социализацией личности ребёнка. Таким образом, социализация, хотя этот термин и заимствован из психологии, в криминологии имеет значение как этап формирования определённых ценностей, мировоззренческих отношений личности ребёнка. Учитывая, что факторами семейной десоциализации является достаточно большое количество, тем не менее, криминология выделяет два основных детерминанта, которые неизбежно повышают вероятность того, что ребёнок в последующем будет иметь антиобщественные ориентиры или криминогенную направленность. Эти детерминанты именуются общим термином **нравственная ущербность семьи**. В частности, мы говорим о том, что нравственная ущербность семьи с точки зрения криминологии может проявляться в следующих случаях: 1. В семье прямо культивируется антиобщественное поведение. Можно с уверенностью утверждать, что в семьях, где целенаправленно формируются антинравственные качества, вероятность противоправного поведения ребёнка в будущем будет высока. 2. Отсутствие благоприятного эмоционального фона обуславливает неприятие ребёнком тех ценностей, которые существуют в семье. Он не будет воспринимать родителей как авторитет и, скорее всего, станет искать иную сферу общения, не всегда благоприятную. Таким образом, здоровое психологическое формирование личности может иметь место при следующих факторах: - Здоровая психологическая атмосфера в семье, где существуют такие принципы, как взаимодоверие и взаимопонимание. - Благоприятный эмоциональный фон, который отвечает за формирование здоровой личности. Здоровая семья, которая в последующем увеличивает вероятность становления законопослушного человека, формируется по двум аспектам: внутреннему эмоциональному благополучию и нравственным принципам самих родителей. При отсутствии двух детерминантов криминогенного характера и наличии условий здоровой психологической атмосферы вероятность того, что ребёнок в последующем будет формироваться правильно и законопослушно, значительно выше. Тем не менее, после 10 лет роль семьи, даже в самом благополучном варианте, снижается, так как на первый план выходит влияние друзей. Потребность индивидуальной социализации заканчивается, и возникает потребность групповой социализации. ## Влияние друзей Функция семьи здесь ослабевает, но безусловно, она не должна заканчиваться. Начинает выполняться функция нейтрализации неблагоприятного влияния. Насколько такая функция нейтрализации будет эффективна в семье, зависит от того, как первый этап становления социализации был пройден. Если эмоциональные аспекты были реализованы, то на основании уже более дружеских групп выделяются три типа групп: 1. **Группы с антиобщественными ориентирами.** Эти группы формируются с целью проведения свободного времени. Для них ещё не характерно совершение преступлений, но антиобщественная направленность проявляется в безнравственном поведении, пьянстве, употреблении наркотиков, разврате, совершении мелких правонарушений. 2. **Неустойчивые преступные группы.** Их опасность связана с тем, что, будучи стихийно собранными, подростки могут подвергаться влиянию престижа со стороны внешнего окружения. Например, собираются в клубах или для развлечений. Под влиянием конфликтной ситуации, нехватки денежных средств могут совершаться определённые преступления. 3. **Устойчивые преступные группы.** Эти группы целенаправленно совершают преступления, замаскированные способами. Они формируются лицами, имеющими судимость. Влияние взрослых преступников на подростков сложно искоренить в последующем из мировоззрения и сознания ребёнка. Таким образом, социальное окружение может переориентировать определённый тип личности детей, которые попадают в неблагоприятное окружение. ### Заключение В заключение, мы видим, что механизмы преступного поведения и факторы, способствующие его формированию, являются сложными и многогранными. Понимание этих механизмов и факторов имеет важное значение для разработки эффективных систем предупреждения преступности и формирования законопослушной личности. # Факторы детерминации десоциализации личности ребёнка ## Сфера приобретения трудового опыта Сфера приобретения первичного трудового опыта связана с тем, что, как правило, уже сформировавшаяся личность идёт на получение заработка, выбирая ту или иную профессию. В рамках определённой системы может произойти переориентация взглядов и ценностей под давлением, например, криминогенной среды, в которую попадает лицо. Это может привести к уходу из законопослушного заработка в криминальный, особенно при низком материальном обеспечении и невозможности финансирования своего личного благополучия и семьи. ## Сфера социального контроля Сфера социального контроля представляет собой совокупность мероприятий, предпринимаемых обществом для предупреждения формирования установок на совершение преступления. Здесь речь идёт о идеологии, пропаганде законопослушного поведения и здорового образа жизни, которые считаются важными для формирования ребёнка и подростка в будущем. Идеологические программы существуют во многих странах мира, и их цель заключается в формировании трёх основ в мировоззрении каждого ребёнка, начиная с детского сада: 1. Патриотизм к своему государству. 2. Уважение к чужой личности. 3. Уважение к собственности (личной, частной, муниципальной, государственной). Эти три идеологические направления находятся в позиции благополучных стран мира, которые считают, что процесс воспитания и влияние различных сфер настолько многообразны, что все социальные институты, окружающие личность ребёнка (институт семьи, институт школы, институт социального контроля), должны отвечать за такое формирование. ## Средства массовой информации Средства массовой информации (СМИ) включают в себя информационное вещание и художественные фильмы, которые могут оказать влияние на формирование определённых позиций личности. Они оказывают существенное влияние на развитие личности в детстве, а взгляды ребёнка имеют второстепенное значение для взрослого человека, укрепляя его мнение в тех или иных вопросах. Существует мнение, что СМИ не формируют убеждения и взгляды, а просто предоставляют информацию, и человек сам вправе выбирать, что принимать. Однако для ребёнка влияние СМИ всегда было и остаётся значительным. Например, в Советский период времени самым страшным мультиком для ребёнка был "Ну, погоди!", где присутствовала агрессия. В настоящее время, когда ребёнок формируется под влиянием потока свободной информации, он ещё не может выработать собственные правильные убеждения. Таким образом, различные сферы влияют на формирование личности в совокупности. Нельзя сказать, что только одна сфера оказывает единственное влияние; каждая из них может оказывать более или менее существенное воздействие. Исследования криминологов подтверждают, что формирование личности ребёнка происходит под воздействием различных факторов, что доказывает важность изучения механизмов преступного поведения, семейной криминологии и влияния средств массовой информации на личность ребёнка. ## Выводы Становление личности — это сложный и длительный процесс, в котором важную роль играет система нравственных и мировоззренческих ориентиров. Эти ориентиры позволяют сформировать убеждения личности и делать выбор варианта поведения даже в критических ситуациях. Как отмечает профессор Кузнецова, нет ни одного преступления, даже неосторожного, которое формируется случайно. Каждое преступление формируется задолго до его совершения и выливается в систему взглядов и принципов, которые формируются у человека в процессе становления. ### Вторая часть лекции: Предупреждение преступности Теперь перейдём к вопросам предупреждения преступности как явления. Мы обсудили преступное поведение на индивидуальном уровне и систему предупреждения, и сейчас рассмотрим уровень общественно-социального. ## Роль ситуации в совершении преступления Ситуация — это совокупность внешних обстоятельств, которые решающим образом влияют на антиобщественные взгляды, стремления или привычки, воздействуя на совершение преступления. В механизме преступного поведения действуют два фактора: личностные качества и свойства человека, а также ситуация. Ситуации могут быть различными, и их выделяют по различным классификациям. ### Классификации ситуаций 1. **По мотивам**: - Безмотивные. - Мотивирующие. 2. **По роли**: - Решающие. - Стимулирующие. 3. **По длительности**: - Разовые или кратковременные. - Длительные. 4. **По степени внезапности**: - Неожиданные. - Привычные. 5. **По наличию повода**: - Провоцирующие. - Без повода. 6. **По вариантам возникновения**: - Заранее создаваемые. - Непреднамеренно создаваемые. 7. **По криминогенности**: - Криминогенные. - Некриминогенные. Значение ситуации в механизме преступного поведения зависит от того, насколько она значима для того или иного типа преступников. Для устойчивого антисоциального типа преступника ситуация может не играть никакой роли, тогда как для неустойчивого типа ситуация может быть решающей. ## Система предупреждения преступности Предупреждение преступности — это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности. Это основополагающий термин в криминологии, который включает в себя изучение всех элементов, связанных с преступностью. ### Противодействие преступности Противодействие преступности — это более широкое понятие, включающее в себя три элемента воздействия на преступность: 1. Уголовно-правовой аспект. 2. Профилактика. 3. Нейтрализация последствий. ### Виды предупреждения преступности 1. **Общественно-социальное предупреждение** — связано с позитивными процессами в различных сферах жизнедеятельности, которые способствуют снижению интенсивности преступных проявлений. 2. **Специально-криминологическое предупреждение** — направлено на снижение интенсивности преступности и осуществляется специализированными субъектами. ### Субъекты и объекты профилактики Субъекты профилактики включают в себя государственные и общественные органы, а также граждан, осуществляющих профилактическую деятельность. Специализированные субъекты профилактики — это органы, для которых задачи профилактики являются приоритетными, такие как прокуратура, полиция и другие. ## Заключение Система предупреждения преступности является эффективным инструментом противодействия преступности. Необходимо изучать исторические положительные опыты, чтобы сориентировать деятельность специализированных органов на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений. Как говорится, выгоднее предупредить совершение преступления, чем потом расплачиваться за его последствия.
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий