ЛЮДИ ТУПЕЮТ! Причина - не алкоголь или никотин. Вячеслав Дубынин.

ruticker 06.03.2025 8:52:39

Текст распознан YouScriptor с канала Подкаст Глеба Соломина

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке ЛЮДИ ТУПЕЮТ! Причина - не алкоголь или никотин. Вячеслав Дубынин.

**Есть компоненты пищи, которые реально представляют, если не опасность, то проблему. Если мы принимаем слишком много магния, то мы будем хуже соображать.** Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор МГУ, нейрофизиолог: "Мозг всё время активен, и в этом ничего хорошего нет. Вы уходите в хронический стресс. Вот ведь в чём как бы коварство. Весь мир озабочен зависимостью от соцсетей, то что ещё называют информационным фастфудом. Та грань, за которую лучше не переходить, довольно обидная ситуация для нейробиолога. Наблюдая за тем, какие когнитивные искажения выдают искусственные сети, мы лучше понимаем собственные сети." **Всем привет, дорогие друзья! Это подкаст "Соломина" — подкаст про саморазвитие, бизнес и образование.** Сегодня я записываю второй выпуск с Вячеславом Дубыниным, профессором МГУ, доктором биологических наук, нейрофизиологом. Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день! Наш предыдущий выпуск набрал просто какие-то космические показатели, и вот спустя три года мы снова здесь. Помнится, прошлый раз была то ли зима, то ли поздняя осень, а сейчас жаркое лето. Так что да, я помню, я вообще был какой-то студент, иду с пары, думаю: "Ничего себе, сейчас буду с Вячеславом Альбертовичем записывать!" На самом деле, очень много зависит от того, кто спрашивает. Ну, я вот пришёл со своими знаниями. Да, давайте спрашивайте, чувствую, дополните ответ. Сейчас многие люди говорят, что раньше люди были умнее. Раньше любого человека, останови на улице, у него отличная речь, очень классная эрудиция. А сейчас текущее поколение, мы можем наблюдать повсеместно деградацию. Я думаю, это какие-то бабушки на ворчалки, потому что есть вполне объективные исследования, тотальные мировые, что IQ, да, коэффициент интеллекта в мире растёт, ползёт вверх. И во многом, естественно, это результат того, что информация доступна, и вы можете мгновенно узнать, там, не знаю, столицу Мадагаскара или валентность какого-нибудь кислорода. Конечно, многие знания пролетают мимо мозга молодого поколения, но многие задерживаются. И в конце концов, богатство словарного запаса — это здорово, но это далеко не всё. Или нет? Это один из показателей интеллекта. Когда изобретали IQ больше 100 лет тому назад, то есть вот эту систему тестирования интеллекта, естественно, способность манипулировать со словами, ставить фразы, находить нужное слово — это был один из компонентов. Вообще тест IQ родился благодаря тому, что психологи в какой-то момент стали изучать, оценивать разные виды памяти, разные виды мышления, жение, информированность. Когда много-много тестов придумали, несколько десятков, вдруг оказалось, что они коррелируют друг с другом, то есть дают во многом похожие результаты. И был придуман такой термин "ядро интеллекта". По сути, да, человеку дают кучу вопросов из разных тестов, и сколько он там баллов набирает — вот это такая интегральная оценка. Кто-то может набрать высокий балл за счёт богатого словарного запаса, а кто-то за счёт, например, математических способностей. Да, там добавьте недостающую цифру, найдите логику. Кто-то за счёт пространственного мышления, да, там вращайте трёхмерный объект, кто-то за счёт информированности, ну действительно, там, столица Мадагаскара и так далее. На самом деле, иногда IQ даёт парадоксальные результаты, потому что если у человека суперразвита какая-то функция, он может набрать довольно высокий балл, но при этом у него будет провал в других функциях. Да, ну известны, например, люди с феноменальной памятью, которые вот телефонный справочник запоминают, и они набирают приличный IQ, но при этом у них может быть полная засада с каким-нибудь образным мышлением. Поэтому, конечно, и IQ тоже не показатель. И только ленивый не ругает этот коэффициент. Но называется: "Вы придумаете что-нибудь получше", потому что да, можно оценивать отдельные компоненты интеллекта. Во многом, конечно, это через речь, а с другой стороны, сложные сенсорные образы, опознавания их на зрительном уровне, на слуховом уровне, на тактильном, на обонятельном, на вкусовом — это же тоже требует очень мощного развития, обучения мозга. Не говоря уже о движениях. То есть движения — это гигантская сфера. И, кстати, сейчас мы стали понимать, что 2/3 мозга человека занимаются движениями. 2/3! То есть из 90 миллиардов наших нейронов 2/3 запоминают двигательные программы, всю эту тонкую моторику. И это как бы отдельный такой инсайт: это про то, что двигаться нужно, важно двигаться, сложно двигаться по-новому. И это, кстати, один из способов защиты от старения мозга. **А я правильно понимаю, что если мы начинаем уделять внимание движению, то вот эта вот 1/3, которая отвечает за мышление, интеллект, она тоже может как-то улучшаться?** Конечно! Это вот соседние нейросети, которые тоже помогают обрабатывать информацию, они в этот момент активируются. Если посмотреть, как у нас эти зоны расположены, то, собственно, вот, например, высшая ассоциативная зона, которая запускает наше поведение, она в передней части лобной коры. А дальше как раз двигательная кора, а за ней идут уже сенсорные зоны, зоны мышления. Когда вот эта вот задняя часть лобной доли активируется, моторный аккорд, то всем зонам тоже достаётся плюс. Когда мы двигаемся, у нас ведь во всех мышцах, во всех сухожилиях есть датчики. Ну, сенсорика, да. То есть у нас ведь не только кожная чувствительность, у нас ещё мышечная чувствительность. И это огромный поток сигналов, который нуждается в анализе. Это активирует все нейросети. Поэтому двигаться — это очень важно. А довольно вот свежие научные данные показали, что активно сокращающиеся мышцы вырабатывают, оказывается, гормоноподобные молекулы. Их назвали миоки, и эти миоки влияют на обучающиеся нейросети нашего мозга, вообще на все, и в частности на гиппокамп, на главный центр кратковременной памяти. И как бы получается, это такая единая сцепка. **Какую активность вы можете порекомендовать?** Это называется "Рояль в кустах", потому что у меня есть готовый ответ на этот вопрос. Дело в том, что мы совсем недавно со студентами разбирали мощный обзор, где сравнивались разные виды физической активности по отношению к пользе для мозга. И как бы почётное последнее место заняли всякие качалки. Да, то есть, значит, зря хожу. Нет, это всё равно гораздо лучше, чем ничего. Да, это как бы вот, но с точки зрения тех же миок, да, и пользы, и сложности движений — это как бы классно. Но почётное последнее место. Следующее место повыше занимает бег, ходьба быстрым шагом, желательно по сложной довольно местности. То есть всё-таки дорожка — это, конечно, не очень. Когда это вот горки, холмики, парк. Но здесь важно, чтобы это было не медленное гуляние, а всё-таки такая вот, чтобы пульс поднимался там до 90-100 хотя бы иногда. Дальше следующее место — это спорт, спорт соревновательный, но желательно без травматизма. То есть в этом смысле футбол, хоккей не очень, и бокс тоже, да. Бокс прямо вот совсем. Лучше всего проходят, что называется, ракетные виды спорта. Ну, например, бадминтон, да, где вот как бы здесь вы же ещё как бы это самое, да, в пространстве всё это осмысливаете. **И первое место?** Первое место занимают танцы, новые движения, сложные движения, да, ещё с партнёром. То есть это важно, чтобы было не вот вы там перед зеркалом, вы каплун самб получается. Здесь и движение, и физическая нагрузка, и память, эмоции, общение. На дворе август, а я, как и многие, так и не успел отдохнуть. Постоянная работа, съёмки, встречи и больше ничего. Благо, есть возможность забронировать себе тур по приятной цене всего за несколько кликов. В этом мне помогает сервис travelata.ru. Меня привлекло, что сервис существует более 13 лет, и им уже воспользовалось свыше миллиона пользователей. В нём огромный выбор отелей и туров, а благодаря удобным фильтрам среди них ты можешь найти именно то, что нужно тебе. К примеру, с моим графиком я могу позволить себе только уикенд. Кстати, что на мой взгляд особенно важно, Travelata осуществляет поддержку во время отдыха и решает возникающие вопросы, не забывая о своих клиентах. В общем, если есть желание выдохнуть перед грядущей осенью и последующим окончанием года, сканируй QR-код на экране или переходи по ссылке в описании, чтобы установить приложение travelata.ru. Дело в том, что ведь мы, когда двигаемся, это же не просто сокращение мышц. У нас иногда там сложная двигательная программа. И, кстати, этим занимаются разные зоны нашего мозга. Вот отдельное такое красивое движение — это жч, который у нас там совсем внизу на затылке. А вот представьте себе, что вы танцуете там 2 минуты, переходите из фигуры в фигуру, ещё не сбиться. Ну, какой-то автоматизм тоже, наверное, по... Да, автоматизм, но это уже не мозжечковый автоматизм. А у нас есть прямо отдельная зона в глубине больших полушарий, называется базальные ганглии, и она запоминает уже цепочки из простых движений. И это прямо сложно, и это отдельная функция, которая в эволюции особо возникала, потому что вот мачок, если мы на него посмотрим, он у какой-нибудь рыбы, да, не хуже нашего. То есть ему где-то так 500-600 миллионов лет. И поэтому, кстати, мачок практически не ломается. И поэтому, опять-таки, кстати, да, мы очень хорошо помним вот такие базовые какие-то двигательные навыки. И вы там научились кататься на велосипеде в 10 лет, потом там 15 лет не катались, сели на велосипед — повеляйкина, они возникли. Ну, где-то 200 миллионов лет тому назад тоже много, но не очень. Поэтому вот такие сложные навыки мы помним уже как бы хуже, они легче забываются. Но именно они, например, в основе нашей речи, потому что речь — вот отдельная фонема, да, там какой-то звук — это мозжечок. А вот уже там сказать какую-нибудь скороговорку, стихотворение, да, ну вообще вот какие-то такие вот большие речевые связки — это прям проблема. Проблема. И, конечно, весь мозг активируется. Поэтому двигаться очень полезно. То есть человек, у которого заикание, он может пойти на танцы и снизить... Вы знаете, да, даже такие работы есть. Да, и в принципе, вот когда СДВГ, расстройство аутистического спектра, прям показано, что если с ними начинают работать на двигательном уровне, и в частности, прямо придуманы, знаете, такие детские площадки, где много каких-то качелей, да, каких-то полусфер, чтобы надо было сложно двигаться, равновесие держать, то идёт улучшение вообще всей ментальной мыслительной деятельности. **Речь. Вот движение — очень важная часть нашей жизни.** Если мы ребёнка в раннем возрасте отдадим на танцы, то его мозг будет более качественно развиваться по сравнению с его сверстниками. Вообще, если отдавать ребёнка в какие-то секции, это разносторонняя польза. И там ведь дело не только в движении, он привыкает к дисциплине, к тому, что надо выполнить какое-то задание. Да, конечно, конечно. Но в принципе получается, что вот такие сложные виды движения очень позитивны. В взрослом возрасте, допустим, мне вот сейчас 23 года, и я пойду на танцы — это как-то повлияет на... Вы знаете, даже в 75 лет это самое. Да, это тоже работает. Да, да, то есть никогда не поздно наконец-то озаботиться движениями. И есть работы, которые даже показывают, что вероятность болезни Альцгеймера снижается, ежели вы активно двигаетесь. И, кстати, выделяют как раз два периода, где это особенно важно: после 7 и от 15 до 30. И речь идёт не только о движении, но вообще о ментальной нагрузке. То есть если вы серьёзно напрягались мозг в старшей школе и в институте, то это делает вашу болезнь Альцгеймера на 20% ниже по вероятности. Состояние нейросетей, оно во многом, да, формируется базово в первые три десятилетия жизни. Ну, ещё более ответственный период — первые 2 года жизни. Потом, значит, там до 7 лет особая, вот после тридцати как-то... **А первые 2 года жизни что можно делать?** Как бы, ну, я не знаю, ребёнок, что там на танцы он не походит. Зато он общается, узнаёт новое. У нас вот эти наши 20 миллиардов нейронов, которые в коре, когда мы рождаемся, они уже стоят на местах, и в первые 2 года идёт очень активное выпускание отростков и формирование синапсов. То есть наша вот эта нейросеть базовая в коре, которая дальше будет учиться и речь осваивать, она закладывается в первые 2 года. И вот эти контакты, они закладываются с довольно большим избытком. И от того, насколько ребёнку было комфортно, интересно в первые 2 года, зависит, ну, по сути, как бы такой базовый вычислительный ресурс нашей коры. А дальше эта нейросеть начинает уже учиться, и оказывается, что вы не можете её полностью загрузить. Ну, потому что в сутках всего 24 часа, и ребёнок не может, да, там одновременно учить три языка, а ещё там, не знаю, заниматься танцами, спортом, а ещё петь в хоре, математика, шахматы. Вот в сутках 24 часа. Поэтому оказывается, что часть этой гигантской сети получает много информации, часть не очень, часть вообще не догружатель. Это назвали словом английским "нинг" — это подрезание живой изгороди. И прям найдены такие клетки в мозге, не нервные, это так называемые глиальные клетки, вспомогательные, которые своими отростками всё время, значит, так мониторят эти контакты и типа: "Так, ты проводишь сигналы, не проводишь?" И если долго нет проведения сигналов, идёт команда на разрыв. Почему? Потому что каждый контакт требует энергии. Да, и как бы зачем держать лишний компонент сети, если это всё равно не работает. И вот этот прувинг, он уменьшает количество синапсов к 10 годам где-то процентов на 30, а похоже даже на 40. И это очень правильно, потому что благодаря вот этому снижается шум в нейросетях. Дело в том, что у нас мозг, он же в отличие от искусственных сеток, где как бы вот пока нет сигнала, они, собственно, ничего и не делают. Да, у нас же там всё время фоновые активности, то есть мозг постоянно находится в состоянии "На старт, внимание!" и как бы готов обрабатывать информацию. И всё время идут фоновые сигналы, и если много лишних контактов, то этот шум становится настолько сильным, что трудно выделять основные потоки. Поэтому вот этот прувинг, он правильный, это называют оптимизацией нейросети. И если он идёт недостаточно активно, то это, например, риски расстройства аутистического спектра, когда значит, мозг действительно зашумленный сигнал понимается как супер какой-то сильный. Но при этом у них больше контактов, у них больше контактов, но они потенциально могут быть умнее. Они потенциально, так иногда так и бывает, да. То есть бывает так, что ребёнок и взрослый потом с расстройствами аутистического спектра, он в какой-то области просто гениален, но при этом в остальных областях ему жить трудно. А иногда очень трудно. Ну, та же вот самая абсолютная память — это как бы очень непростая плата за какие-то суперспособности. Цель второго выпуска с Вячеславом Дубыниным — продолжить говорить о том, как каждому из нас стать эффективнее и продуктивнее в современном мире. Мы должны искать максимальную отдачу во всём, чтобы постоянно развиваться и преуспевать. Поэтому расскажу о том, как можно приумножить свой капитал в кризисное время. На помощь приходит Brainbox — краудинвестинговая платформа, позволяющая инвестировать в IT-компании на ранних стадиях с доходом выше акций и облигаций. Стать совладельцем компании можно при сумме инвестиций от 5000 рублей. С помощью краудинвестинга когда-то привлекали инвестиции Dood, Pizza, Aves, мира и многие другие компании. Кстати, по поводу мира: если бы вы инвестировали в компанию 100.000 рублей в начале её пути, сейчас вы бы заработали 312 миллионов рублей. Прямо сейчас на Brainbox собирает инвестиции компания Flip, заменившая ушедший из России мир. Это пространство для совместной работы и творчества, с помощью которого пользователи могут создавать или генерировать с помощью искусственного интеллекта контент. Стартап делают выходцы из ВК, Яндекса и Газпрома. Самим продуктом уже сейчас каждый день пользуются свыше 5000 пользователей. На текущий момент их количество каждый месяц растёт на 40%. Предполагаемый рост компании к 2026 году составит 416%. Кроме того, компания предлагает 20% дивидендной ставки. Отмечу, что компания состоит в реестре ЦБРФ, деятельность платформы полностью регулируется законом, деньги инвесторов хранятся на номинальном счёте. У Flip есть шансы кратно вырасти в цене, как в своё время мир, и тем самым принести крупную доходность. Так что сканируйте QR-код или переходите по ссылке в описании и начинайте инвестировать в эти компании уже сегодня. Где-то с 10 до 30-40 лет концентрация синапсов более-менее стабильно, а потом опять начинает снижаться. И это уже старение, потому что человек живёт слишком одинаковой жизнью. И вы как бы, ну, условно, вы всю жизнь собирались научиться рисовать акварелью, а так и не собрались. И вот эта часть нейросети ждала, ждала, и так: "А ладно, значит, не случилось", и начинает тоже разрывать контакты. То есть мы можем искусственно её разнообразить в таком случае? Конечно, мы можем, я бы сказал, осознанно. Да, осознанно сказать себе, что: "Ага, так, хотя бы раз в месяц я там что-нибудь такое новое пробую". Ввязываться в новые дела. А ещё вот у меня список хобби, который значит, я себе там сформулировал в 20 лет, уже пора бы. Да, попробовать желательно не связанные с прошлой деятельностью, чтобы из полностью другой сферы. Ну, не то чтобы прямо вот совсем не связанных. Вы можете выращивать новое на основе старого, но компонент новизны желательно осознанно контролировать, соблюдать. И это прямо вот очень-очень важно. И когда мы говорим о танцах, это собственно только частный случай, правда, очень важный частный случай, потому что вы на виз даёте через двигательную активность. Но точно также, конечно, очень важна новизна, связанная с общением, коммуникацией, с какими-то новыми знаниями, проектами. Ну, не знаю, там, изучение иностранного языка. Да, только ленивый про это не говорит, но на самом деле тут ещё важно, что мы же ведь крайне... Желательно, чтобы постоянно себя слушали. Положительные эмоции, то есть положительные эмоции ваш мозг вам подсказывает, к чему он предрасположен. И вот вам говорят: "Так, неплохо бы повысить потенциал своего мозга с помощью вот этого, вот этого, вот этого". Ну, вы попробуйте, и как бы что нравится — нравится. Это на таком неосознаваемом уровне наши нейросети говорят: "Ага, ты вот этим видом деятельности попадаешь в наши врождённые преднастройки". Да, и кто-то будет больше позитива получать через, ну, например, общение, и ему как бы классно, да, освоить, буду медитировать на экибану, через это буду расти, развиваться. Да, и важно себя слушать. То есть наши эмоции нам подсказывают нашу преднастройку. Не из того места расти. И как бы: "Упс, да". То есть, ну, условно, вы очень хотите быть балериной, а выворотность и растяжка у вас так — это уже генетические задатки, получается. Так и то, и то генетические. Просто это разные сферы, потому что нравится — не нравится, эта сфера потребностная. И это прямо вот это бессознательное. А, например, насколько действительно у вас какие-то варианты мышления хорошо работают или, ну, например, там, движения какие-то сложные. На самом деле, когда вы профессию выбираете, это же та же самая история. Да, вот вы пошли там в какой-нибудь институт и вначале думали, что это круто, а потом, значит, мозг вам говорит: "Что-то мне как-то не в кайф". Да, и как бы бац, там, какой-нибудь бакалавриат закончил, а в магистратуру уже в другое место пошёл, доучился до конца магистратуры и типа: "Что-то я опять, кажется, не попал". Ничего, сделаем ещё попытку. Жизнь длинная, жизнь длинная, если позволяет. **Точно, конечно, да. В современном мире у нас много достаточно попыток.** И социологи и психологи говорят, сменить работу несколько раз за жизнь, иногда даже очень радикально — это прямо то, что надо, потому что это создаёт поток новизны, который делает ваш мозг более молодым, более вычислительным, так сказать, активным. И это прямо классно. Многие мои сверстники, которым от 20 до 30 лет, начинают практиковаться на игре на разных музыкальных инструментах. Может ли это положительное влияние оказывать на их мозг? Ну, конечно, какие-то исследования, вот именно связанные с музыкальными инструментами. Да, музыкальные инструменты. Ну вот честно, да, я не вспомню так, чтобы кто-то сравнивал игру на фортепиано и игру на гитаре, но понятно, что это действительно очень сложная тонкая моторика. И опять же, не только мозжечок, но и базальные ганглии. Дальше музыка, музыка. Ну, прослушивание, игра, музыка сама по себе очень важная, очень сложная сенсорная сфера, которая опять же тащит за собой положительные эмоции, связанные уже не с движениями, а с самими музыкальными гармониями, да, с этим самым ритмом, с какими-то, значит, потрясающими, там, не знаю, пассажами, аккордами и так далее. И вот по поводу музыки, именно вот разных вариантов, да, там, классическая, рок-музыка, не знаю, там, рэп. Да, исследований много. И, ну, недавно, вот, например, опять же, студенты притащили, мы статью обсуждали: музыка на иностранном языке. Вы не понимаете текст, да, но есть весёлое, есть грустное. И вот уже через ритм и через базовые аккорды, минорные, мажорные, мы можем как-то эмоционально к этому очень здорово, да, так вот на это реагировать. Да. Но дальше, а дальше вот, например, музыка на известном языке, песня. Оказалось, что если музыка весёлая, то неважно, собственно, уже какие слова, и как бы их никто не слушает, даже на родном языке. Но если музыка грустная, то люди начинают слушать: "Да, а что там вообще, что это, наша эмпатия начинает работать, да, может, тебе помощь нужна и так далее". Вот вообще оказалось, что мажорные аккорды, они по своей структуре ближе к человеческому смеху, а минорные аккорды, они немного напоминают человеческий плач. Да, и получается, что смех и плач наш мозг детектирует, врождённый ритм музыкальный. А он-то как раз напрямую связан с движениями, потому что ритм медленного шага — это вы куда-то печально, неспешно. Ну или, ну, свободно так бредёт. А если это быстрый ритм, это же уже быстрый шаг, это бег. И, собственно, считается, что самой древней музыкой были перкуссии. Да, то есть вы начинаете отбивать ритм и как бы под это дело двигаться. Тем более у нас мозги слуховые центры и двигательные, они прямо вот там в стволовых структурах рядом. И стоит вот выдать этот ритм, и тут же, значит, мышцы задёргались в замкнутые контуры. И прямо вот этот замкнутый контур начинает работать как генератор ритма. Ну и, собственно, начались эти исследования, как раз исследования шага и бега. **Так, рост мозга, который у профессиональных шахматистов, мощно работает, они примерно те же, что у математиков, потому что это абстракция очень высокого уровня.** Для меня, например, всегда было интересно, что в какой-то момент и математики, и шахматисты способны от абстрактно-логического мышления переходить скорее к образному. Тот же самый Гроссмейстер описывает своё видение доски не как: "Ага, так здесь вот конь сходит, здесь ферзь", а скорее: "Вот тут всё красное, да, напряжение, вот здесь синяя спокойная стабильная позиция". Да, вот тут прямо всё значит звенит, пищит, потому что именно здесь готовится прорыв, опасность. Уже синестезия какая-то, да? Синестезия. И математики порой об этом же говорят. То есть человек, осмысливая систему дифференциальных уравнений, видит это, да, ощущает. Это жутко интересно. Я сам к этому почти не способен, я максимум до чего доигрался — почти первый разряд, но я понимаю, потому что я тоже в какой-то момент ощущал доску скорее как такую напряжение сил и всё такое. **Вот и вы знаете, что ещё очень интересно в статьях о шахматах и, кстати, о математике.** В тот момент, когда шахматист решает шахматную задачу, математик решает математическую. Специфические зоны, которые этим занимаются, там очень большое торможение нейросетей. Чтобы решать какую-то очень сложную и очень специфическую задачу, вовсе не нужно активировать дополнительные нейроны. Напротив, надо убирать по максимуму шумящие нейроны не специалистов, чтобы специалисты могли сделать своё дело. Это жутко интересно, потому что один из самых таких вот вопросов, ходовых, которые мне задают: "Типа, профессор, говорит, наш мозг работает то ли на 5%, то ли на 10%. А как сделать больше? Как больше — это лучше?" На самом деле, больше вовсе не лучше, потому что подключаются шумящие клетки и только мешают. Поэтому, опять же, все знают: для того чтобы решить какую-то сложную проблему, надо успокоиться. Да, там сесть, опять же, носом в угол, может быть, помедитировать и всё такое прочее. И вот как раз работы на шахматистах и на математиках это показывают. Жутко интересно. То есть больше в мозге вовсе не значит лучше. Для решения каждой задачи нужны нейроны-специалисты, а остальные желательно, чтобы помалкивали и не мешали. Поэтому в нашем мозге очень, конечно, важна задача проведения информации, но не менее важна задача торможения лишних информационных потоков. **И у нас половина синапсов — она тормозная.** Да, вот это тормозные контакты, которые не дают проводить какие-то избыточные сенсорные сигналы, эмоции блокируют ненужные движения, мыслительные потоки. Ну, СДВГ, да, все же знают про СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это вот как раз нарушение тормозной функции, потому что дефицит внимания — это что? Это когда вы не можете долго, например, сосредоточенно, ну, условно, там, слушать лектора или там ещё чего-то. Утомляются нейроны, которые формируют информационную воронку. Гиперактивность — вам не удаётся контролировать избыточные движения. И там, ну, в первом классе крутится, вертится, кидает, там, не знаю, бумажными шариками в соседа. Вот. То есть задача сдерживания информационных потоков порой даже важнее и точно сложнее, чем задача просто передачи сигналов. **Ещё Павлов про это писал, что мозг сначала учится проводить информацию, а потом он учится сдерживать информационные потоки.** Чтобы в подходящих условиях они проходили, а в неподходящих — не проходили. Он приводил пример того, как ребёнок учится говорить. Вот ребёнок учится говорить, и родители ужасно радуются: там первые стишки, там, да, песенки, ещё чего-то. А потом, когда уже ребёночку 4-5 лет, а он всё время болтает и болтает, да, родители начинают ему говорить: "Так, помолчи, да, посиди тихо, мама, папа устали". А в школе так вообще: ты должен там сидеть и молчать, и смотреть, значит, предано на учителя. И вот это сдерживание, чем потока вообще поведенческого — это вот очень-очень важно. **Ну и это вообще про самоконтроль, то есть это ещё более глобальным сферам обращается.** Я знаю, что этот выпуск смотрит много предпринимателей и управленцев. Для всех нас важно оптимизировать рабочие процессы своей команды, чтобы за счёт этого получать максимальный перформанс. Советую попробовать Яндекс 360 для бизнеса. Это онлайн-сервис для совместной работы команд. Вы получите доступ к знакомым инструментам, таким как почта, календарь, диск, телемост, трекер и другим. С помощью этих сервисов можно легко управлять задачами и коммуникацией, независимо от того, где находятся члены команды. Преимущество Яндекс 360 для бизнеса в том, что все интерфейсы интуитивно понятны и их легко освоить. Вы не потеряете время на изучение сложных систем, всё устроено так, чтобы можно было сосредоточиться на работе, а не на настройках. К примеру, трекер позволяет фиксировать задачи и договорённости, что делает ваши бизнес-процессы более прозрачными и организованными. Теперь вам не придётся искать важные детали в длинных цепочках переписок или забытых документах — всё будет под рукой и в порядке. Телемост позволит устроить видеовстречу, объединяя до 500 говорящих участников без каких-либо ограничений по длительности, а диск представляет собой безопасное облачное хранилище для ваших файлов. Вы можете работать с данными совместно и откуда угодно, редактируя документы с коллегами из разных мест. Возможность ведения обязательной многофакторной аутентификации одновременно для всех сотрудников позволяет обеспечивать безопасность данных, что немаловажно в современных реалиях. Эти преимущества и гибкие тарифные планы делают Яндекс 360 для бизнеса надёжным решением для организации и оптимизации работы команд. Чтобы узнать подробнее о Яндексе 360 для бизнеса, переходите по ссылке в описании и начните преобразовывать свои бизнес-процессы уже сегодня. **Я верно понимаю, что математика и шахматы способствуют развитию способности контроля информационного потока, сдерживания информационного потока?** Да, да, совершенно верно. Вы учитесь концентрироваться на задаче, и вы, соответственно, учитесь вообще контролировать избыточное возбуждение. В идеале это должно перейти во все остальные сферы вашей жизни, поведения и в том числе выбор каких-то программ, да, в принятие решений. То есть можно снижать даже СДВГ таким образом. Можно ли, конечно, да, вы занимаетесь математикой — снижаете СДВГ. Да, вы занимаетесь, ну, точно так же, вы занимаетесь танцами — снижаете СДВГ, потому что ведь то же самое движение. Вот представьте, у нас каждая мышечная клетка, она же управляется отдельным сигналом из мозга. Да, и вот, казалось бы, вот движение — вот такое и вот такое. Какое движение проще? Вот сделайте, да, ощутите. Да, вот очень лёгкое движение. Синергия. Да, синергия — это древнее движение. У нас есть специальный тракт в мозге, он называется руброспинальный, который этим занимается. Какая-нибудь белка, когда сидит и грызёт орех, она вот, у неё же нет отдельных пальцев, она же не обезьяна, она вот так вот это делает. Вот, а вот чтобы пальцем отдельным двигать, казалось бы, да, мышечно это задача проще, но программно сложнее, потому что вам надо затормозить остальные пальцы. Ага, да, и чтобы только этот сгибался. И это уже не руброспинальный тракт, а кортикоспинальный. Как бы навороты, навороты. Если повреждение коры у человека, опять вот только вот так вот получается. Вот поэтому и движение — это тренировка тормозных систем. И любое сложное мышление, тем более когда вы от каких-то конкретных вещей обращаетесь к абстракции, математика, вы же все эти алгебраические выражения и всякие, значит, эти самые теоремы геометрические, вы вдруг понимаете, что есть там вообще круг, вообще квадрат, да, есть там интеграл какой-нибудь. Сколько людей вообще так и не понимают, что такое интеграл? Их очень много. По статистике примерно половина. Вот, то есть не смогли. А если смог, то молодец, и у тебя в мозге дополнительные контакты. **А главное, через вот такое, такой дополнительный, да, ты можешь собирать много-много знаний более низкого уровня и выходить вот на то самое абстрактное мышление, которое оказывается жутко полезным в самых разных сферах.** То, что называют информационно-речевой моделью мира. Многие современные люди сейчас по какой-то причине отказываются от смартфонов и предпочитают кнопочные телефоны, отказываются от социальных сетей и просто начинают, условно, использовать только СМСки. И это так, не до писем, да, катятся. Да, во-первых, строках моего письма, да, да-да-да. И они считают, что это способствует какому-то развитию их интеллектуального потенциала. Как вы думаете, имеет ли это какой-то позитивное влияние на человека? Сложные задачи, они по-любому хороши. Да, и в этом смысле, если вы что-то там написали, набрали, и сами что-то выучили и запомнили, а не просто спросили там поисковик, это всегда, конечно, от этого польза. Ну, важно, чтобы это было без фанатизма, да, потому что когда, собственно, это становится чуть ли не главной целью, да, и люди там, какие-нибудь Амиши, да, так и продолжают жить в XV веке, ну, это как-то чересчур. Но с другой стороны, то же самое обучение в школе, оно, конечно, сейчас очень сильно ориентировано на использование сети и похоже искусственного интеллекта. Многие как раз считают, что это имеет негативный эффект на учащихся. Ну и на молодых людей, которые злоупотребляют соцсетями. Здесь, опять же, довольно много сейчас публикаций, прям, я бы сказал, очень много. Да, и весь мир озабочен зависимостью от соцсетей. То есть сейчас вроде вот договорились, что вот 4 часа в сутки — это вот та граница, за которую лучше не переходить. То есть если вы больше 4 часов в сутки в сети, в интернете и как бы в режиме впитывания какой-то информации, причём не информации, которую вы дальше будете осмысливать и как-то вводить в свою систему мира, а вот просто какой-то такой незатейливой, простой информации, которая даёт позитивные эмоции, радует: "Там здесь песенка, здесь картинка, здесь видосик" — прямо для мозга плохо, потому что нейросети нагружают слишком простыми потоками. То есть это если мы за 4 часа зашли, то это уже плохо. Да, это уже плохо. То есть фоновое потребление, говорят, 8 часов сейчас. Если вы это используете для вашей работы, и дальше вот та информация, которую вы считали, она осмысливается, да, вставляется в какие-то логические цепочки, вы на основе этого что-то креативите, то это как бы нормально, хорошо и здорово. **У нас, например, отдельно развивается там какая-нибудь ассоциативная теменная кора, где центры мышления, абстрагирования, и отдельно ассоциативная лобная, где управление нашим поведением.** И дальше, да, вот важнейшая задача воспитательная, само-воспитательная. Мы из теменной коры контролируем лобную. Лобная говорит: "Я хочу там сожрать лишнее, я хочу поиграть на компьютере, я хочу там видосики посмотреть", а теменная говорит: "Так, у нас вообще зачёт через 2 дня, да, у нас там вот такие-то планы, такие-то планы, такие-то планы. 15 минут или там 30 минут развлекайся, а потом за дело". Вот и вот для того, чтобы это проходило и формировались, и созревали контроль, нужны волокна, которые теменной кары идут в лобную. Если вы слишком много времени проводите как потребитель вот некого такого виртуального контента, то не дофар эти системы. И то же самое с центром эмпатии. У нас есть огм нейронные, которые называют нейросетями зеркальных нейронов. Глядя на мимику, мы должны знать, что это за эмоция, понимать, э, назвать. Да, а это сложно. Откуда смайлики появились, да? То есть вам сложно понимать мимику реального человека. Ну давайте мы нарисуем вот эти схемы. И, кстати, эти же смайлики, они же тоже не на пустом месте. То есть существует классификация эмоций Роберта Плута, по этим эмоциям, да, нарисовали смайлики. Важно, чтобы наше эмоциональное восприятие той же самой мимики, тембра голоса, оно ещё и вербализм знали: слово "грусть", "печаль", "скука", там, не знаю, "хандра". Да, это я сейчас из головоломки 2 перечисляю персонажей, которые там появляются. **Это называется эмоциональный интеллект.** И сейчас вот помимо IQ, про который мы вспоминали в начале, гигантское значение люди и работодатели, кстати, да, придают. То есть интеллекту, умению чувствовать свои эмоции, называть их и понимать эмоции другого человека. И дальше следующая ступень — управлять своими эмоциями. Ну и если получится, то эмоциями другого человека, чтобы правильно, ну, помочь ему в каких-то ситуациях, да, там, добиться от него какого-то результата. И это очень круто, это очень сложно. **И получается, что наши центры, связанные с базальными ганглиями и реагирующие, например, на мимику, мы врождённо знаем базовую мимику.** Да, улыбку, там, гримасу боли, страха. Вот чтобы они установили связь с мимикой, корой и словом, потому что мы же ещё свою мимику генерируем. Да, то есть на самом деле, ну вот мы с вами говорили про сложные двигательные навыки, музыкальные инструменты, да, или там танцы, но или речь. Мы уже немножко вспомнили. Но вот мимика лица, она же тоже жутко сложная. Тут у нас десятки мышц, и любое выражение лица, там, такие тончайшие сокращения, что их очень сложно подделать. Поэтому великие актёры появляются редко. **Вот и очень важно детектировать.** И мы на неосознаваемые мимику выдаём. Вот и чтобы это всё-таки, да, было под контролем и выражало правильно наши эмоции, нужно серьёзное обучение связи базальных ганглиев и лобной коры. И вот это нарушили. Вы мало смотрите на реальных людей, и даже фильмы в этом смысле тоже не очень по помощ, потому что люди играют там, да. Потому что люди играют, и играть проще. **Посмотрите, ведь сейчас очень часто эмоция, которая вот на экране, она передаётся в виде аффекта.** То есть очень резкая эмоция, вау-эффект. Да, это чрезмерная манифестация проявления. Да, в реальной жизни всё гораздо спокойнее, слабее. Ну, те же психологи выделяют как бы разные уровни. Вот аффект — это вот такая резкая эмоция. Значит, ну, типа прошла мимо вас красивая девушка, так вау, да. Вот, а значит, то, что обычно называется эмоцией, — это как бы более такое мягкое состояние. Потом ещё более такое продвинутое, глубинное — это чувство. И есть ещё настроение. И всё это очень разные проявления нашей этой самой психической деятельности. **Всем этому нужно учиться.** Очень часто нас сейчас, мне кажется, реклама, пропаганда, они то, ну, виртуально это почти как реально. Ну, что ты поедешь на какое-то там море, да, вот там надел очки и как бы, пожалуйста, да. Да, зачем тебе какие-то там, не знаю, реальные жизненные истории? Вот посмотри фильм. На самом деле это неправда. Наш мозг очень хорошо отличает настоящее или не настоящее. С одной стороны, конечно, интернет, искусственные интеллекты делают информацию гораздо доступнее, и вы те же самые свои творческие возможности можете раскручивать со страшной скоростью. Ну, естественно, я думаю, уже все пробовали так или иначе искусственные интеллекты. Когда даёшь ему, ну, там, уже GPT-чату и подобным, да, рода лингвистическим моделям задания, они очень неплохо справляются. **Нет, на четыре с минусом.** Те тексты, которые получал, они где-то на четыре с минусом. То есть такое ощущение, что студент последнюю ночь, да, написал эти, значит, самые тезисы доклада. Времени было мало, он не очень понимает проблему, но он старался. И дальше вы берёте этот текст, находите там обязательно пару-тройку, значит, каких-то ошибок и несоответствий, но при этом вы находите там какие-то идеи, до которых вы сами не додумались. И вот это очень круто. **Совсем недавно я вот также попросил искусственный интеллект сделать вот такой, и дальше он выдаёт, значит, в виде тезисов, там, с пунктами.** Он выдаёт восемь пунктов. Я понимаю, что вот эти шесть я и сам знаю, и молодец, он что, это нашёл. Угу. А вот эти два я до них не додумался, а он додумался, потому что он съел огромный массив данных. Возможности искусственных сетей, они жутко интересные, и это новый инструмент, который расширяет наши возможности. Вот когда-то в начале девяностых я тоже через это проходил. Да, я уже давно живу на свете. Вдруг появились персональные компьютеры, и многие профессии исчезли. Более того, были, например, такие команды, корпорации, да, области деятельности, где люди говорили: "Нет, мы не зачем нам эти персоналки, мы как, значит, условно, вели бухгалтерию, да, в разбух, так и будем циферки писать". И где эти корпорации? Они где? Да, они все исчезли. **Потому что если вы не используете это как инструмент, вы в бизнес-процессах валите куда-то.** Да, и не только в бизнес. Вот сейчас примерно то же самое с ИИ. Искусственный интеллект, то есть не ИИ победят человека, а люди, которые умеют использовать ИИ. Они, ну, я банальные вещи говорю, извините, да, они окажутся круче тех, кто сказал: "Я не использую ИИ". Конечно, вы можете не использовать, можете работать, сидеть с кнопочным телефоном, пожалуйста. **А сможет ли искусственный интеллект полностью стать подобен человеческому мозгу?** Каждая из этих систем создаётся под конкретную задачу, она под эту задачу обучается, да, и как бы дальше эту конкретную задачу решает. И в простом варианте это, ну, условно, отличать кошечек от собачек. А в сложном варианте, ну, тот же самый GPT-чат, когда вы съедаете самый буквенный контент и потом на основе него генерируете тексты. И это жутко, конечно, интересно. **И это же описывается как некое мерное пространство, в котором висят слова и по степени близости друг к другу, да, вытягиваются эти фразы.** В нашем мозге, судя по всему, также. То есть когда формируются нейросети, отвечающие за познание слов, там у нас идёт что-то очень похожее. Ведь вот для меня, например, как для нейробиолога, все эти дискуссии и современные разговоры с компьютерщиками, с программистами, они почему жутко интересны? Потому что, наблюдая за тем, как глючат и какие когнитивные искажения выдают искусственные сетки, мы лучше понимаем собственные сети. Потому что это та же самая. То есть на самом деле оказалась в какой-то момент, ну, такая довольно обидная ситуация для нейробиолога. Вот мы изучаем нейроны, нейронные сети, как работают эти контакты, там разные молекулы, нейромедиаторы, там, фамилий, серотонин, рецепторы, там, ферменты, гены. Да, вот вся эта тонкая молекулярная система, она для создания ИИ вообще не нужна. Она нужна для медиков, для того чтобы решать проблемы, там, не знаю, депрессии, ПТСР, там, ну, чего угодно, да. **Для того чтобы создать искусственную сетку, которая учится, нужно просто знать, что есть нечто.** Да, назовём это нейрон. У этих нейронов, ну, условно, тысяча, а лучше по 10.000 отростков. Они устанавливают хасти контакты с другими нейронами. В этой популяции есть вход, есть выход, есть тормозные элементы и есть свойство пластичности. То есть если эта штука при каком-то входе, некий выход, и это то, что вам нужно, вы говорите этой сети: "Молодец". И те контакты, которые сработали, они начинают функционировать более эффективно. Подкручивает самую пластичность. В нашем мозге это делается за счёт положительных эмоций. В искусственной сетке просто за счёт изменения коэффициентов в дифференциальных уравнениях. Если не узнал — снижаем. И дальше, после тысяч таких повторов, эта штука начинает какой-то входной паттерн узнавать, ну, условно, с вероятностью 95%, а то и 99. Вот оказалось, что очень важно, например, расположить нейроны в таких сетях слоями, тогда они работают более эффективно. У нас кора больших полушарий тоже нейроны слоями, но при этом не нужны какие-то дополнительные элементы, связанные с тонкой молекулярной, потому что наши тонкие молекулярные механизмы в мозге — это в основном механизмы, которые позволяют сформировать и сохранять память. **Ведь проблема в том, что у нас-то там ни разу не силикон.** Да, у нас там жиры, белки, углеводы. Как сказал один химик, то что можно со скрести с каблука вашей обуви, да, вот из этого и сделан наш компьютер. То есть никаких там тебе галиев, да, и других редкоземельных элементов. Вот и для того, чтобы просто эта штука работала, нужно вкладывать кучу энергии, постоянно восстанавливая эти очень хлипкие белковые молекулы. И масса механизмов у нас там, они просто про то, что эта штука вот существовать должна в том физико-химическом варианте, который, ну, нам дала эволюция. **И дальше оказывается, что вам вовсе не нужно эту сеть делать на жирах, белках, углеводах, мембранах и реальных синапсах.** Вы можете соединить кремниевые элементы, вы можете просто написать систему дифференциальных уравнений, она где-то там виртуально будет работать. Главная логика, да, сеть, в которой синапсы обладают пластичностью, эта пластичность направляется успехом или неудачей некого результата. И дальше эта штука начинает учиться без дополнительного программирования и решать какие-то задачи. И вы не очень даже понимаете, что делает каждый элемент из 100 миллионов. И это очень круто. **И наш мозг учится также.** Потому что когда, вот помните, я в начале говорил, 20 миллиардов, они выпускают отростки, это ведь тоже у нас там случайно наброс. И вот это выпускание отростков действительно зависит от первых лет жизни ребёнка. Насколько было интересно с мамой, папой, и дальше туда начинает уже идти информация более такая конкретная, значимая. И кто-то адаптируется к игре на музыкальных инструментах, ну, потому что растёт в семье музыкантов, да, и как бы все всё время играют на фортепиано. А кто-то, значит, растёт в семье там Академика Садовниченко. Мне очень понравилось, да, вот как бы, ну, бы у тебя вокруг математики. Не, ну я фанат Московского университета, я, конечно, за семьей Садовничих слежу с огромной симпатией. Вот, значит, и как бы вот, и куда ты денешься, потому что у тебя вокруг все математики. Но раз мама-папа математик, тебе, наверное, ещё и на генетическом уровне что-то подбросили. И вот всё это вместе, да, очень классно, здорово. **Резюмирую. Исходя из культуры жизни современных людей, которые злоупотребляют гаджетами, социальными сетями, у них, во-первых, может хуже развиваться самоконтроль, а во-вторых, они могут превращаться в социопатов без развитого эмоционального интеллекта. Верно?** Ну, так уж социопаты, да, ну, скажем так, несколько неуверенные в себе, тревожные люди, склонные к замкнутости и самоизоляции. Тоже, кстати, одно из таких известных слов современных — хикикомори. Да, может быть, слышали, да? Ну, очень сложно выговорить хикикомори, да, хики. Да, то есть это, соответственно, в Японии довольно заметный процент молодых людей, но, понятное дело, что они есть во всём мире, и у нас тоже, которые, ну, вот так и не смогли вписаться в систему. **А поскольку современная жизнь позволяет всё равно существовать, число растёт.** Судя по всему, растёт, потому что, да, можно сесть в четырёх стенах, питаться пиццей, ещё немножко родители помогают, платят за интернет, и дальше ты висишь в этом таком виртуальном пузыре. И что? Да, возможно, в какой-то момент ты наберёшь ресурс для того, чтобы всё-таки из него выйти и что-то начать делать, креативить. Ну, или даже не выйти. То есть, понимаете, в принципе, когда речь идёт о творчестве, человек может в той же самой своей модели мира и через речь, через слова создавать какие-то совершенно уникальные продукты, которые потом для мира окажутся интересны. И недаром многие художники, особенно так со всякими девиантными вариантами творчества, они говорят: "Ну, искусство — оно вообще ради искусства, ради того, чтобы это вообще появилось на свет". **Но другие люди, когда видят это искусство ради искусства, они ощущают тот заряд новизны, и это важно и значимо.** Есть такая японская бабушка Кусама Аю, ей уже за 90 лет, она всю жизнь рисует кружочки. Она рисует их с конца пятидесятых, ещё Энди Уорхол у неё что-то там украл, по крайней мере, она так говорит, да, кое-какие идеи. Вот, ну, не говоря уже о дружбе с Тла, там, да, Нью-Йорк шестидесятых. Всё, вот она всю жизнь рисует кружочки, и сейчас она, ну, как минимум, да, самый, как это, дорогостоящий ныне живущий художник женского пола, да, то есть женщина-художница, чьи картины стоят миллионы долларов. При этом, почему она рисует эти кружочки? А у неё шизофренический мозг, то есть у неё большая предрасположенность к шизофрении, и она через рисование этих самых кружочков нашла способ контроля своей патологии. И не просто контроля, а превращения в некий творческий процесс. Луи Витон сделал коллекцию, значит, с сумочкой с её кружочками, и она вернулась из Нью-Йорка в свой родной город и живёт в доме напротив клиники для психических больных, потому что она продолжает работать именно вот там, вот в этой больнице, в этом, так сказать, заведении здравоохранения, потому что ей там комфортно. Она каждый день эти кружочки продолжает рисовать, хотя ей уже за 90. **Фантастическая совершенно судьба.** Чем там похожа на судьбу, там, ну, Джона Нэша, например, да, всем известную, когда человек с шизофренией получил сначала Нобелевскую премию, ещё не заболев по экономике, а потом Нобелевскую премию уже будучи больным под, значит, сорокалетний стажем лечения нейролептиками. И тем не менее, то есть порой удаётся даже с весьма девиантным мозгом и с травматическим опытом всё равно так вырулить свою жизнь, чтобы создавать, креативить. Если ты радуешь сам себя, то есть шанс, что и другие люди обрадуются, и ты что-то тоже свои 5 копеек в цивилизацию вложишь. **Кстати, продолжая тему Япония, там есть даже определённое слово, которое подразумевает от переутомления.** И сейчас очень много молодых ребят, по крайней мере в моём окружении, работают на каких-то сумасшедших повышенных оборотах. И мне бы хотелось узнать, способствует ли это развитию мозга и поддержанию его в тонусе или наоборот, это ведёт к какой-то деградации и угнетению когнитивных функций? На самом деле, надо смотреть, опять же, на баланс эмоций. Вот ког, говорим эмоциях, мы, собственно, делаем акцент. Эмоции выполняют оценочную функцию. То есть эмоция, она позволяет за, ну, например, прожитый день, да, получить некий суммарный результат. То есть вы, когда засыпаете, ваш мозг как бы отсчитывается перед вами за те часы, которые вот вы прожили. И обычно этот отсчёт идёт не в виде такого списка: "Так, это сделано", а эмоция. То есть был тяжёлый день, сложно, но засыпаете на позитиве, и как бы, или наоборот, засыпаете на негативе. Хотя вроде всё равно всё было более-менее нормально, а вот что-то там вас грызёт. Вот ваши ребята, которые работают, да, изо всех сил, очень важно, чтобы они сохраняли сдвиг, да, эмоционального состояния в сторону позитива. Если они остаются более-менее счастливыми, жизнерадостными, да, настроенными там на изменение, творчество — это самое, они идут правильным путём. А если это выживание, борьба за существование, и каждый вечер или там почти каждый ты засыпаешь на негативе, ничего хорошего в этом нету. И тогда вы уходите в хронический стресс, а хронический стресс, он не полезен для всего организма. **И рано или поздно он вызывает всякие воспалительные изменения, развивается так называемое нейровоспаление.** А нейровоспаление — это и ухудшение памяти, и тревога, и депрессия и так далее. Вот поэтому на самом деле можно впахивать как не в себя, но при этом быть счастливым или хотя бы на позитиве. И если это получается, то значит, вы пока на правильном пути, вы идёте по вот некому горному склону, который называется жизнь, да, всё-таки вверх. А если пошёл негатив, и если его особенно много и долго, то прямо надо что-то с этим делать. Поэтому я, конечно, вообще-то за то, чтобы иногда человек отдыхал. **Отдых — это не просто восстановление сил и ресурсов, но и дополнительный источник положительных эмоций.** У нас в мозгу есть программы лени, которые называются программами экономии сил. Это свойство экономии энергии — одно из базовых для нейросетей. Когда мы говорим о потребностной сфере, у нас есть конкретные точки мозга, например, гипоталамус, который отвечает за голод. Если этот центр разрушить, человек не будет чувствовать голод. Есть также центр либидо, который отвечает за половое поведение. Но есть программы, которые не локализованы в какой-то нейросети, а гораздо более распространены по мозгу. Например, программа любопытства, которая включает двигательное, сенсорное и речевое любопытство. Программы экономии сил встроены в нейросети, потому что нужно экономить энергию и проводить сигнал по коротким путям. Если вы не отдыхаете и не позволяете себе расслабиться, вы не добираетесь до положительных эмоций. Источников положительных эмоций не так много: еда, любовь, любопытство, комфорт и отдых. Если вы не позволяете себе отдыхать, это может привести к хроническому стрессу. **Первая линия обороны и заботы о своём организме — это сон.** Рекомендуется спать хотя бы 6 часов в день. Это необходимый минимум, который позволяет восстановить ресурсы и подготовиться к следующему дню. Первые два цикла сна ликвидируют последствия только что прожитого дня, а следующие два цикла уже питают энергию на будущее. Во время медленно волнового сна происходит восстановление ресурсов, а во время парадоксального сна мозг обрабатывает накопленную информацию. Недосып — это стресс не только психический, но и дисбаланс во многих системах организма. Во время сна мозг отключается от внешней среды и начинает обращать внимание на сигналы от внутренних органов. Если вы не высыпаетесь, это может привести к проблемам с кишечником, что, в свою очередь, может вызвать нейровоспаление. **Кишечник — самое слабое место нашего организма.** Если с кровоснабжением кишечника что-то не так, возникают воспалительные процессы, которые могут дотянуться до мозга. Это может сделать человека более тревожным и депрессивным. Хроническое воспаление может привести к нейровоспалению, и вы можете стать менее оптимистичным. **Что касается питания, то важно избегать продуктов, которые могут негативно влиять на мозг.** Тяжёлые металлы — это только краешек проблемы. Сахара и трансжиры также представляют собой серьёзные проблемы, так как они могут привести к набору веса и другим заболеваниям. Чем ближе к природе ваша еда, тем лучше. Варить еду лучше, чем жарить, а заливать кипятком и оставлять — ещё лучше. **Питание — это не только энергия, но и строительные материалы для мозга.** Важно понимать, что еда — это источник положительных эмоций. Если вы хотите похудеть, нужно меньше есть и больше двигаться, но это может быть сложно, так как меньше есть — значит, меньше положительных эмоций. **Что касается БАДов, то лучше употреблять их, чем не употреблять.** Если вы подозреваете, что не доедаете какие-то молекулы, дополнительная суточная доза может быть уместной. Однако не стоит принимать ударные дозы, так как это может быть травматично. **Алкоголь также может негативно влиять на мозг.** Доза алкоголя, превышающая 20-30 граммов, может нарушить гармонию в нейросетях. Ацетальдегид, который образуется при распаде алкоголя, является токсическим веществом и может вызывать воспаление. У каждого человека переносимость алкоголя разная, и регулярный приём алкоголя может негативно сказаться на работе мозга. **Если вы профессионально используете свой мозг, даже небольшая доза алкоголя может нарушить вашу гармонию.** Поэтому важно осознанно подходить к употреблению алкоголя и учитывать, как это может повлиять на вашу умственную деятельность. **Подтормаживает, вы к нему начинаете относиться уже так.** Прочувствовали. Тем же самым алкоголем не травить. Вот доза, которая средняя, ну, в неде раз в месяц, большую дозу лучше вообще избегать. Она, конечно, может иметь какой-то эффект, ну, такой глобально перегрузочный в мозге. Да, вот это вот. Но это прямо экстремальная ситуация. Но иногда получается так, что если у человека, например, какая-то тяжёлая травма, то лучше залить мозг большой дозой алкоголя. Это не даст сформировать по-настоящему травматическую память. **Это част достаточно уникальные истории лечения ПТСР с помощью алкоголя.** Речь идёт, да, о такой острой травме. Но тут тоже, в общем, конечно, лучше пользоваться, что называется, услугами специалистов и специальными препаратами, которые, собственно, помогают не сформировать такую яркую память. Такие вещества есть, но это уже из такой серной психиатрии. Я для себя, чудесно, условно, я выпил стопку водки. А чуть-чуть стопка — это 100 г. Да, стопка или 50. Ну, 50, допустим, 50 г водки. Да, значит, там, соответственно, у нас 20 г спирта. **Да, 20 г спирта.** А вот чуть-чуть в голове пошумели, на следующее утро уже всё хорошо. Но вот в момент этого шума и в момент того, когда я, собственно, выпиваю эту стопку, у меня какие-то нейроны там погибают, и мозг в целом ухудшается или это имеет свойство отката? Нет, ну, конечно, ничего там не погибает. То есть можно пить спокойно. У вас возникнет сначала психологическая зависимость, а потом, если вы начинаете это регулярно использовать, уже возникает изменённое состояние синапсов, и это называется зависимость физиологическая. И вот тут уже нейроны начнут погибать, потому что сформируется такая хронически высокая концентрация ацетальдегида. Да, как известно, начинается с дозы, а потом как бы всё больше и больше развивается привыкание, зависимость. Если вы начинаете использовать это несколько раз в неделю, даже малые дозы могут сформировать вот эту вот тягу. И дальше, если, например, у вас дофаминовый вариант зависимости, то без алкоголя вы как бы даже особо не заводите. Да, то есть как-то нужен алкоголь для активации. И такие люди порой с утра выпивают и типа: "Как это с утра выпил — весь день свободен". Да, это вот то самое. **А если это зависимость по тормозному типу, то тогда при отказе от алкоголя вы прямо чувствуете, как начинает нарастать такая активация и нервозность.** Прямо начинает поколачивание в руках. Вот, ну, это вот уже признаки такой серьёзной зависимости. Ну, то, что называется алкоголизм. И в принципе, если вы там что-то подевали, то никакого большого греха в этом нет. И даже условно в неде же дофамина или даже там раз в 2 недели сняли стресс. Ну, такой застойный, хотя это, на мой взгляд, уже чересчур. Вот, но когда это становится ежедневным, ну, тут очень просто. То есть вы следите, опять же, за своим мозгом. Как в случае любых психологических зависимостей, если ваш мозг в момент возвращения домой говорит: "Где же моя стопка?" — то вот оно уже заработало. Да, а если вы неделю закрутились и вообще про это, то как бы нормально. А вот если воспоминание уже прямо вас настигает, да, желание типа: "Да, мой кёрк, там мой конячок, там где-то на полочке стоит, сейчас я там бахну немножко". И это прям тревожные звоночки. **Абсолютно та же история с компьютерными зависимостями, да, с зависимостью, не знаю, от сладкого.** Да, то есть человек чуть стресс — там хватит шоколадку, сожрал. Также стресс снимает курение с никотином. Какая история? У нас в мозге есть центры, которые задают общий тонус нервных процессов. Да, и иногда они работают слишком вяло, иногда они слишком нежно работают. Вот там есть нейромедиатор, который называется ацетилхолин, и этот самый ацетилхолин как раз помогает вывести работу нашего мозга на оптимальный уровень. **То есть если мы в стрессе, ацетилхолин нас успокаивает, если мы вялые, он нас бодрит.** Никотин похож на ацетилхолин, и когда человек курит, он, если вялый, то бодрит, а если нервничает, то успокаивает. То есть вы с утра, значит, никакой никотин помогает вам прийти в себя вместе с кофеином. А если, значит, вы поссорились там, не знаю, с женой или там повздорили с начальником, вы нервно курите и как бы успокаиваетесь. Вот, и, собственно, повторное использование этой молекулы приводит к тому, что собственный никотин, собственный ацетилхолин мозга начинает вырабатываться хуже, потому что нейросети уже как бы рассчитывают на то, что молекула придёт. **Ну и постепенно возникает привыкание, зависимость и так далее.** В завершение нашего выпуска я бы хотел рассказать одну историю и интересно услышать ваше мнение, что вы думаете, почему так произошло. Возможно, вы знаете эту историю, и это не будет для вас сюрпризом. Слышали вы когда-нибудь про Дэвида Гонса? **Ну-ка, давайте расскажем.** Вот как можно описать с позиции нейрофизиологии, нейробиологии его невероятную трансформацию? Этот человек до 24 лет был полным, 130 кг ленивым человеком, который еле умел читать и писать. В какой-то момент просто решил изменить себя, пробежал ультрамарафон на сломанных ногах, поставил мировой рекорд по подтягиваниям за 24 часа, стал морским котиком, выучился на врача и так далее. **Что вы думаете на эту тему?** Собственно, конечно, уникальный человек. Она требует разбора его уникального мозга, может быть, гормонального статуса или ещё чего-то. Но в принципе, это история о левом контроле. То есть, ещё раз, да, вот у нас есть здесь зона, которая называется ассоциативная теменная кора, и там формируются наши речевые центры, модель мира, которая основа нашего мышления, планирования. Более того, там ещё модель нас самих, как мы себя представляем. **Если ты сам про себя думаешь: "Я неудачник, я тревожный", то ничего хорошего не получится.** И ещё от этого, да, центры негативных эмоций активируются. А если ты прямо вот взял себя в руки, типа: "Всё, прошибает, отжимаемся", да, и так далее, и так далее, то есть шанс, что вы из этой самой теменной коры сможете взять остальной мозг под контроль и пробежать, если не ультрамарафон, то просто марафон, и терпеть боль, и терпеть лишение. Конечно, если за этим ещё и какая-то потребностная сфера, ну, например, вы очень любопытны или вы очень соревновательный, или вы влюбились по уши в девушку и ради неё, значит, готовы свернуть горы, то тогда совсем хорошо. Вот, то есть вы тогда это делаете не только из некой своей картины мира, но ещё и ориентируясь на очень мощные эмоции. Если это делаете ради других людей, это тоже очень оказывается значимо. **Так что я думаю, что ваш пример — это пример феноменального самоконтроля.** Почему именно в 24 года? Как вы думаете, вот что-то с мозгом происходит в этот момент времени? Просто я часто слышал, что у ребят там в 23, в 25 резко жизнь начинает меняться. Ну, вы знаете, есть такое понятие пубертата, полового созревания. Да, вот у девочек оно обычно заканчивается к 18-20 годам, а у юношей — годам к 25, а иногда и к тридцати. Я думаю, что мы как раз попадаем на этот момент. Вот, да, думаю, что так. Наконец-то мозг дозрел, кнопка пубертата уже её отпустили, вы как бы стабилизировались и живёте теперь с высокой концентрацией половых гормонов. Ну и в частности, те же самые половые гормоны, они работают как источник энергии для нашего мозга. Поэтому антропологи, которые занимаются нашей эволюцией, говорят, что постоянная высокая половая активность человека — это один из факторов того же творчества, креатива. Тут важно, чтобы эта концентрация гормонов половых была высокой, более-менее стабильна, потому что вот проблемы при скачках. Вот в этом смысле как раз мужской мозг-то попроще, в том смысле, что у нас нет месячного цикла созревания яйцеклеток, и гормональный фон у мужчин он более такой вот постоянный. **Наверное, резюмируя весь подкаст, вы как профессор МГУ можете ли дать какие-то советы, не обязательно их полностью раскрывать, а как быть умнее большинства окружающих людей, которые как минимум и этим советам следовать не будут?** Вот какие-то ваши любимые. Занимайтесь тем, что вам нравится, ещё лучше, чтобы вы это любили. Да, нравится такая мягкая эмоция, прямо любили. Да, вот то, что вам хочется делать. Тогда ваша работа, а она у нас занимает львиную долю нашего времени зачастую, она будет приносить радость. Дальше важно заниматься тем, что получается. Получается, то есть ваша память, ваши руки, да, ваши зрительная система к этому предрасположена. Третий пункт, на мой взгляд, очень важно, чтобы то, что вы делаете, было востребовано. То есть нужно другим людям. Это не обязательный пункт, но я, видимо, как не знаю, экстраверт, да, на это довольно сильно заточен. **И четвёртый пункт — это вот упорство, трудолюбие.** То есть, опять же, вы строите здесь такую модель, что вы можете, ну, не 24 часа в сутки, но достаточно многое регулярно заниматься вашей работой, какими-то другими важными делами, вашей семьёй, вашим личностным ростом. То есть очень важно не тратить время вот совсем впустую. Поэтому, собственно, проблема того же информационного фастфуда так актуальна. То есть вы смотрите видосики и как бы, ну, ладно, ваш мозг не развивается, но вы ещё время теряете, а этого времени в нашей жизни не так много. Хотя, конечно, мы рассчитываем прожить там, не знаю, 100 лет или там 120 лет, но тем не менее. Вот эти четыре пункта: делать то, что нравится, делать то, что получается, делать то, что востребовано, и быть упёртым — и будет вам тогда всё хорошо. **Вячеслав Альбертович, большое спасибо за этот плотный подкаст!** Это было невероятно интересно, я думаю, что наши зрители точно оценят. Также я призываю вас вернуться к первому выпуску, который был у нас 3 года назад. Да, там ещё мало просмотров, конечно, там по милна просмотров, интересные вопросы. Ну и вообще, как бы, за то, что вы вдохновляете, потому что действительно очень важно. **А как спрашивают, что спрашивают?** Да, мне было приятно и полезно, интересно. Ну а вы, дорогие слушатели, обязательно подписывайтесь на YouTube-канал Вячеслава Альбертовича, будет в описании, также Telegram-канал. Читайте книги, которые у нас в течение всего выпуска находились на столе. Да, это книга "Мозг и потребности". Это к ней рабочая тетрадь. То есть у нас сначала вышла сама, как бы, теоретическая. Да, да. А вот эта книга позволяет на основе толстого теоретического тома проанализировать свою потребностную сферу и в том числе то, что связано с любопытством, то что связано с эмпатией, с программами свободы. Вот, и поработать с собой и лучше себя понять. Также не забывайте подписываться на этот YouTube-канал, подписываться на мой Telegram-канал и слушать или смотреть все наши последующие выпуски. Их можно найти на всех подкаст-платформах. Большое спасибо, что оставались до конца. Пока!

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com