![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
мысли про КРТ и про города
ruticker 04.03.2025 15:24:40 Текст распознан YouScriptor с канала Свят Мурунов
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке мысли про КРТ и про города
Так, ну, мысли вслух. Я сегодня хочу их выложить тоже в канал **Великий Новгород**. Проект про города. Проект заключается в том, что регион выделил три участка в городе, там примыкающий город Великий Новгород. Участки, конечно, сложные. То есть это просто поле, вот под как будто будущее развитие, под будущее КР. Есть Р в чистом поле. У Существую московски делат НПН города, но по сути, по сути, про эти три участка никто не думал. Студенты местных архитектурных ВУЗов, архитекторы, дизайнеры среды, точнее, даже архитекторы и архитекторы просто одни из колледжа, другие из университета Кома. Кома экономистов, людей, кто занимается у на муниципально управление. Но, как правило, междисциплинарность в университете организовать практически невозможно. Вот любая кафедра, любые преподаватели, как только спрашивают у студента: «Куда ты отшивает?» — «Я участвую в конкурсе про города». Предатель ему говорит: «Там про архитектуру, поэтому иди отда сде». У междисциплинарной команды нету, нету междисциплинарной вывески. Поэтому, конечно же, студентов очень жёстко Сереги по принципу того: «А чей вс-таки это предмет?» Поэтому, ну, логично, что университет и междисциплинарность пока не совместимы. Вот междисциплинарность совместима в реальной жизни, когда ты понимаешь, что для решения вот этой задачи те точно нужны вот эти специалисты. Ире довать разные уникальность прок. Делаем его, во-первых, по методологии 2.0. Ну, то есть в принципе по методологии, которая включает в себя как раз понимание, что мастер-планирование — это конфигурация за интересант. Это некая выстраивание иерархий, идеологии территории, смыслов территории, там, не знаю, культуры территории и её стратегирования. То есть это в любом случае не работа с пространством, не только работа с пространством. Работа как раз с пространством идей, концепций, направления развития, что тоже, кстати, показывает, что стратегические документы очень плохо упакованы на территориях и представляют из себя, ну, понятно, что не представляют какой-то набор мыслей, вот, корпус текстов. Вот, но как бы обоснование и аналитика под эти тексты достаточно всегда отсутствует. То есть это некий такой вырванный из жизни, из контекста набор проте. Хотел. Ну и это тоже понятно, потому что если язык анализа, самоанализа на территории не сформирован, если запрос на некую объективность в ситуациях, как бы никто не сильно хочет копать причины, то стратегические документы будут браться из воздуха. То есть только анализ, реальный анализ, стратегический анализ, где мы, кто мы, куда мы, кто рядом, что происходит, позволяет, ну, как бы стратегические документы сформулировать, исходя из понимания позиции, кто конфигурируется: региональное правительство, федеральное правительство по отношению к этой территории, местные элиты, местные предприниматели, какие-то экспертные группы и так далее. То есть всегда и стратегия пишется для территории, но как бы поэтому не работает, потому что территория и есть стратегия. Ну, в той или иной форме, которая она сама себя как бы осознаёт. Вот, но в этом случае в Великом Новгороде удалось в рамках этой методологии попробовать сделать следующую историю. То есть, во-первых, начать не с пространства, а начать с социологии. То есть анкета «Горожанин». Вот, и кстати про анкету «Горожанин» я и хотел сегодня записать большой текст. Вот, анкета «Горожанин» как некий инструмент считывания и интерпретации опыта жителей на территории. Потому что если ключевой бенефициар всё-таки человеческий капитал, то то, как мы его понимаем, то, как мы его изучаем, в принципе, и влияет на выработку наших решений на территориях. Человеческий капитал проговаривает, но не анализируется и не учитывается. Я живу в Каской области, я считаю себя человеческим капиталом Калининградской области, как всех остальных, живущих здесь. Ни разу меня никто из систем, которые вроде бы должны заниматься развитием человека, не больше налогов. То есть такая коммуникация, мне кажется, вообще очень-очень редка для территорий. Территории всегда говорят языком таким: «Вот у нас есть программы, вот зайдите на сайт, вот вам телефон, позвоните, вот примите участие в конкурсе». То есть вроде бы программы развития человека много, но они все неработающие, потому что они все, по большому счёту, ставят человека в позицию объекта. То есть ты вот сейчас обратишься к нам, и мы тобой промани, как захотим. И вот это ощущение, что из меня будет делать какой-то ресурс чей-то там отчёт в программе, ещё где-то, ещё где-то, он, конечно же, все программы развития территории, особенно связанных с человеческим капиталом, на самом деле делает их неработающими. Хотя средства и ресурса выделяется немерено, сама идеология этих проектов не про развитие человека, не потому что там плохие или хорошие люди, а потому что модели, которые ня не оперируют, и представления о реальности, которыми они оперируют, они устарели. Ну, либо находятся в некоторых фрагментах, не связанных друг с другом. Вот, поэтому в программе Великого Новгорода, в программе развития вот этих ТХ территорий, разработки мастер-планов, образовательной программе, образовательная программа была использована методология, которая опирается на несколько базовых моделей: модель города, модель человека, модель городской экономики, модель модерного Маера. Вот эти две модели, по большому счёту, являются этот набор моделей, корпус моделей, являются как раз основой этой методологии. Значит, мы запустили анкету «Горожанин» при поддержке администрации. Это тоже свои плюсы и минусы. То есть можно быстро собрать, но не все группы будут представлены. Но, как уже Ната Волкова в своём интервью у меня спрашивала, потом комментировала, что когда вы ставите себе цель набрать О от населения, скорее всего, внутри этого прот ру под какие-то ваши социологические задачи. Наша задача всегда просто попробовать максимально быстро считать вот этот опыт жителей разных групп, разных районов, посмотреть, как вообще выглядит ментальное пространство города с точки зрения районного деления, там, не знаю, языка описания самих себя и того, что происходит вокруг. Люди живут в пространстве хотелок, либо люди субъектные. Вот, ну и так далее, какие темы пересекаются. То есть это такой на самом деле глубинный искусство интерпретации делает его максимально полезным. И в образовательной программе работал над мастер-планом, начинается, но постепенно сначала группа студентов должна всё-таки осознать, что участок земли — это не конечный результат. Участок земли — это просто один из небольших ресурсов в городе, который есть. Участка есть окружение, участок находится в каком-то районе. Рядом с участком есть какая-то жизнь, у участка есть как минимум точно какой-то потенциал, какие-то ограничения. Вот, ну и в городе есть тоже потенциал, ограничения, интересы. Вот, и первые три модуля разными способами. Спасибо экспертам, которые принимали участие, студенты фактически учились мыслить. Ну, как бы осваивали язык мастер-планирования, который включает в себя в том, что нельзя просто взять и нарисовать что-то, нечто, какие-то объёмы поместить на карту, а потом вдруг эти объёмы кто-то ещё и построит. То есть так нельзя делать. Нужно точно понимать, в какой ситуации находится город, в какой ситуации находится район, в какой ситуации находится непосредственно это место, где мы собираемся совершить изменения. Что мастер-план — это второй момент. Что мастер-план — это всё-таки про деятельность, а не про вот эту классическую микрорайонную застройку. То есть когда у нас деятельность где-то, а жильё и соб — это есть вот все те элементы городского расселения, которые как бы учат играть студентов. Ну, инфраструктура, МКД и как бы и вот МКД, УДС и соцобъекты, ну, ещё немножко общественных пространств. Ну и вся дискуссия в градостроительстве может сводиться. Использовали сложный способ формирования гипотезы. И это тоже очень важный метод, когда группа студентов, в отличие от застройщиков и инвесторов, учится формулировать гипотезу. Гипотеза — это способ, как бы выйти из текущей парадигмы, ну, в какое-то изменение, совершив какой-то шаг, всё-таки изменить ситуацию в целом в городе, опираясь вот на тот ресурс и то окно возможностей, которые открывает любой городской проект. Вот оказалось сложно, потому что философия города очень плохо изучена студентами-архитекторами. Вот, нет просто этого языка. И как бы при всём том, что это очень умные ребятки, у них хорошо работают мозги, ну, просто они не знают, зачем это надо, потому что ВС, что с чем они сталкиваются в практической жизни, это сразу вот в котором написа площади, этажность, и сразу брать и рисовать некую геометрию. Вот, а сделать шаг назад и встать в позицию такого городского мыслителя, философа, понимающего, что в городе происходит и как и что нужно менять. И самое главное, за чей счёт, либо кого, кто нам нужен. И, ну, и как хоть как-то промодель эту ситуацию — этого нет. Поэтому, конечно же, на курсах про мастер-планирование, на нашей там курсе про мастер-планирование, который будет и про КР, конечно же, один из блоков, один из модулей — это формирование языка описания города, языка описания систем расселения и описание процессов, которые происходят, ну, как бы в городе. Потому что, скорее всего, предыдущий язык градостроительства был достаточно статичным. То есть всё: вот запланировали, так построили, партия сказала — мы сделали. То есть он был достаточно статичным. Так как появились новые субъекты, поменялись правила, появились новые вообще процессы, язык сейчас будет сложным. Ну и его нужно осваивать, и городских процессов. Второй момент — это, конечно же, инновация заключается в том, что концепция мастер-плана, первая концепция мастер-плана формируется вот как раз после такого некого предпроектных исследований, размышления о городе, формируется в виде такого хорошего эскизного проекта и демонстрируется городскому сообществу. Вот плюс в Великом Новгороде то, что удалось собрать в середине образовательной программы, удалось собрать как минимум, ну, представительство разных городских сил, стейкхолдеров и заместитель председателя правительства, и депутаты заксоб, и депутаты городского совета, и представители администрации, представители районных администраций, и архитектурное сообщество, и преподаватели ВУЗов. Ну и даже предприниматели. В общем, все те, кто в городе и составляет как раз понять вот этого городского сообщества. Это те люди, те, кто о городе думает, там, каждый день за него переживает, как-то его по-своему любит, ещё самое главное участвует в его системе, участвуют, влияют на его как бы состояние так или иначе, кто-то в плюс, кто-то в минус — это уже детали. Вот, плюс-минус в городе тяжело разб находится. Если ничего не делать, наверно, Скоми. Вот, студенты, получив обратную связь на за первый день воркшопа, сви вот эту э касаются всех. То есть они увидели, что вот это согласование интересов и городские стейкхолдеры, и вот этот расширенный градостроительный совет, и в каждом городе, в принципе, должен быть такой строительный совет, который, в принципе, до принятия решений, до всяких кулуарных там лоббистских как бы договорённостей, ну, обсуждает хоть какие-то проекты саморазвития, чтобы, ну, минимизировать, во-первых, саботаж, минимизировать агрессию, минимизировать социальные напряжения. Но и тем самым как бы просвещает друг друга, потому что встреча шла 3 часа. Вот, и практически никто из чиновников не ушёл, потому что казалось, что очень интересно обсуждать концепции, в которых есть не только жильё и как бы не только соцобъекты, но ещё вот как раз те городские функции, которые являются ничем иным, как такой мощным предположением сложением нескольких стратегических уровней: стратегии развития пространства, стратегии развития страны, вот и соответственно тех заделов, либо тех базовых смыслов и процессов, которые уже в городе есть, и их можно либо с масштабировать, либо достроить, либо усилить. Ну, например, очевидно, что если в городе есть мощный университет, но мы видим, что население города не растёт, хотя он каждый год принимает в себя там и переселенцев, и новых жителей, и студенты к ним приезжают учиться, это означает одно: что студенты, отучившись в Великом Новгороде, уезжают дальше. Потому что в Великом Новгороде нету тех мест приложения труда, которые бы позволяли бы университету, ну, как бы становиться частью вот этой городской экономики. Получается, что я, как и в моно городе, в любом, вкладываю в детей, спорт, кружки, репетиторы, лучшие учителя только для того, чтобы они потом уехали, поступили там в Москву или в Питер, и не факт, что они даже НДФЛ будут платить в родном городе. Вот, и с этой точки зрения мы получаем как раз классическую модель: Великий Новгород с одной стороны удачным расположением, с другой — разрывай Московской, Питерской как бы укладом, вот, высасывает всех. И новый университет, построенный, очевидно, построен для того, чтобы эту тенденцию каким-то образом исправить. Но кроме университета нужна и другая экосистема. Вот эти городские функции, все центры инжиниринговые, центры какие-то, микро-производства, либо то, что позволяет хайтек, бро, сразу после ВУЗа начать строить свою карьеру, даже так, участвуя в ВУЗе, уже начать строить свою карьеру. И это такая непростая задачка. Вот, кстати, мне кажется, именно потому что во всех проектах студентов были вот эти городские функции, и концепция включала в себя некую тему развития территорий, а эта тема непосредственно была связана с темой развития города, это и удалось сохранить фокус внимания и такую достаточно интенсивную дискуссию для обсуждения проектов. Что ень ва студенты увидели, что вопросы, ну, то есть как бы критика не выглядит как «всё плохо», критика всегда выглядит как вопрос: «А за чей счёт? А вот здесь, если будет в генплане, вот здесь такая-то развилка, как будет в этом случае развиваться территория?» Мне показалось, что это был мощный строительный совет, расширенный, открытый, максимально с профессиональной там, значит, нашей модерацией. То есть никаких конфликтных ситуаций не возникло, наоборот, возникло очень хорошее размышление о городе. Тем более, что трёх участков студенчески группы — это как раз, ну, эта ситуация, на которой город должен тестировать свои вот эти сценарии развития будущего. Мне кажется, даже новгородцы получили какой-то плюс в карму и какое-то воодушевление, увидев, что, оказывается, можно обсуждать с друг с другом, ну, некоторые варианты городского развития — это не страшно. Вот, это, мне кажется, был большой плюс. Второй день показал, и это тоже был очень важный день, потому что запрограммировано. Я в программу обязательно добавляю всегда такие элементы, когда элемент инициации, когда должно произойти некое качественное изменение в мышлении человека, кто учится. Ну, то есть я учусь что-то делать, и мне нужно в какой-то момент сказать: «А я понял, сделать выбор». Потому что попытки использовать старый опыт и проектировать по старому не работают. В образовательном формате ты получаешь новые какие-то модели, новые методологии, новые методы, но до конца в них поверить, нет, то нот, про это не говорит, поэтому мы так делать не будем. Я попросил студентов просто в те мастер-планы, которые они спроектировали, вот разместить людей, ну, анимированных людей разных возрастов, разного вида деятельности из анкеты «Горожанин», прямо взять реальных жителей Великого Новгорода, кто в анкете оставил подробные вопросы, подробно ответил на открытые вопросы: «Маршрут в будни, маршрут в выходные, ваши жизненные планы, кем вы работаете, каких коммерческих функций вам не хватает в районе, где вы сейчас живёте, каких функций вам не хватает, значит, общественных функций вам не хватает». Ну и попробовать вот взять там среду, четверг этого человека, поместить его в конкретный дом, который вы там на проектировали, ну и прожить его маршрут. Вот, прожить его вот этот дневной хотя бы вариант и воскресный вариант, взять воскресенье тоже выходной день и посмотреть: «А что этот человек сможет реализовать в этом районе в воскресенье?» Вот задача была с учётом того, чтобы кто-то внутри сопротивляется, конечно же, мыслить сложностью, там, мыслить коммерческими улицами, многофункциональными пространствами, сложно составленными кварталами. Ну, это сопротивляется мозг: «Зачем это надо? Это сложно, это нужно думать». Поэтому они пытаются, конечно же, минимизировать, значит, разнообразие решений. Вот, и тем самым потом, переходя уже в профессиональную деятельность, точно так же отвечают заказчику, что: «Ну вот так будет хорошо». Вот, потому что это же определённая этика. То есть если я не делал по-другому и так далее. Плюс сами застройщики, как инвесторы, как заказчики на работу архитекторов, строителей, сейчас, по большому счёту, не формируют действительно хорошую задачу городского развития. Ну, не в состоянии просто и не в их интересах, если моя цель — прибыль, они так и формируют. Мне нужно что-то, что будет дёшево строиться, дорого продаваться. Вот, и потребует от меня минимальных как бы вот этих коммуникационных, интеллектуальных усилий. Вот, и вот в такой парадигме рынок развития территории, в кавычках, пытается продолжаться. Вот здесь студенческие команды попали вот в эту как раз петлю образовательную, когда нужно было тех, кого вы поиз жителей в спроектированных районах. Ну, коль мы говорим там о полицентральном развитии и пытаемся эти полицентры как-то себе, как-то этот мастер-план вернар реализовать. Второй момент, что я попросил ещё и себя поместить в эти районы. Вот, представьте, что вы живёте в этом доме, в этом доме, в этом доме. Ну, давайте ваши будни, ваши выходные. К чему привело это упражнение? Это упражнение привело к тому, что для студентов, которые, их мышление подвижно, оно находится в ситуации изменения, то есть оно ещё не законе. Вот, пришло вдруг осознание, что всё, чему их учили, и всё, что они думали о реальности, на самом деле оказалось не так. Даже простое упражнение моделирования жизненных сценариев конкретных, вот случайно выбранным образом персонажей из анкеты, показывает, что в этих районах люди не смогут жить. Вот, ну, то есть они тоже будут спать и тоже будут куда-то постоянно мотаться, потому что это забыли, это не учли, это неудобно и так далее. И выясняется, что вот эта обратная связь городская, то есть она в городе отсутствует, потому что большая часть проектов, которые мы посмотрели в Великом Новгороде, уже реализованных, это микрорайонная застройка, это парковки вдоль домов, это отсутствие какой-либо там рабочих мест в этих спальниках. Вот, но здесь, ну, как бы показатель альтернативы неимоверно сложно, потому что альтернатива, вот как раз альтернативу нужно и придумать. Вот, и мне как раз вот этот момент очень сильно запомнился, потому что на рефлексии каждый студент сказал, что придётся всё переделывать. И понятно, что мастер-план — это абсолютная как бы моделируемая, то есть нужно её моделировать, моделировать, моделировать до тех пор, пока не будет найден какой-то баланс. Но у тебя появляется как минимум инструмент выбора правильных решений, появляется инструмент выбора правильных решений. И в первом приближении это, конечно же, модель человека была вчера прочитана подробно и прожита студентами в плане моделирования повседневных сценариев реализации вот этого верного мастер-плана, повседневного уклада. Вот, и вторая модель, которую я им давал, это модель городской экономики, которая как раз объясняет, откуда взялись эти городские функции, потому что мы с ними их придумывали отдельно на отдельных воркшопах. Это тоже задача, с которой их мозг сопротивляется, потому что это в чистом виде инвестиционные проекты, которые кто-то должен пушить, кто-то должен их лоббировать в городе, кто-то должен где-то эти инвесторы должны быть, а у нас их нет. Вот, поэтому обсуждение вчерашнее, обсуждение вчерашнего воркшопа, он показал, во-первых, два моих первых момента. Во-первых, конечно же, образование не безнадежно. То есть туда идут талантливые люди с амбициями, с неким запросом на улучшение. И вот это их постоянно использование слов «комфортный», «инновационный». Ну, с одной стороны, как бы проявление этики, вот, а с другой стороны отсутствие как раз других слов, других существительных. А что это означает? Отсутствие значений под этими словами. Вот, второй момент, что образование на реальных проектах, на реальных территориях в городе — это так должно быть. В городе архитекторы, градостроители должны учиться на самом городе, на неуспешных проектах, на участках, где необходимо, потому что, опять же, экономика города, вот эта модель, она раскладывается очень развёрнутую табличку, которая сильно отличается от таблички девелопера. Девелопера табличка просто делом, в случае как один из инвесторов, которые инвестируют, ну, вот в какую-то определённую сферу на этой территории. И понят с за, как бы единственным инвестором. Ну, это вопрос как раз к системе, и он очень очевидный, потому что других инвесторов нужно либо выращивать, то есть их нужно коллективно собирать, либо нужно создавать, нужно создавать все эти команды, региональные команды, которые смогут федеральные субсидии приземлить и стать такими профессиональными инвесторами не только жилья. Вот, получается, что создание, развитие территорий в образовательных проектах упирается как бы в таких три базовых противоречия. То есть в образовании у нас нету междисциплинарности, нету новых моделей описания человека, города, городской экономики, городского соуправления. То есть все эти модели отсутствуют, поэтому студенты-архитекторы просто каким-то образом копипаст, либо там пересобрать из того, что есть, ну, чуть лучше, либо чуть хуже проекта. Но все они, в принципе, типовые. По сути, это просто вот жильё и социалка в каком-то в разных балансах. Инвестиционные группы в городе не проявлены, не включены в контур вот этого Дета на старте. То есть и инвестиционный совет существует сам по себе, застройщики городские существуют сами по себе. Вот, хотя по сути именно инвесторы города, которые инвестируют в создание процессов деятельности по уровню иерархии, должны быть выше университета. Вокруг университета построить какие-то технологические центры. То вот я инвестор, я создаю рабочие места, и реально люди, которые здесь будут работать, и компании, которые здесь будут состояться, они реально будут возвращать налоги. Вот, но я уже потом нанимаю под эту деятельность, я получаю максимальные преференции, я делаю мастер-план как инвестор, вот, а уже в этот мастер-план приглашаю застройщика для реализации своих. В 2 бы было абсолютно честно говорить, что, во-первых, инвесторы в процесс есть, мы создаём процессы вокруг которых, в принципе, понимаем, как устроена экономика ещё застройки. Но для нас создание этих процессов важнее, чем само строительство там жилья или объекта. Сейчас такой неочевидный позиционировать. Значит, городская экономика нуждается в максимально понятных как бы моделях, она должна стать частью городского ТЭП любого проекта, и там должны учитываться не только параметры участка, или не только там площади, и не только прибыль и затраты застройщика, но и всё остальное. Во-первых, эксплуатация общественных пространств, потенциал для развития силами будущих поколений, создание рабочих мест в разных сферах: сервисные рабочие места, бюджетные рабочие места, коммерческие рабочие места, предпринимательские. Ну и так далее, то есть фрилансеры. То есть смотря на то, какую структуру занятости вы можете себе в городе позволить, вот такой должен быть ТЭП, учитывающий все эти моменты. Ну и мне кажется, как раз вот это сейчас модель городской экономики, которую я давал много лет, городской креативной экономики, экспорт, сейчас после этого воркшопа трансформируется в принципе в реальную модель городской экономики, которая разложит сервисы, сервисную экономику, производство, бюджет, предпринимательство, фриланс, вечный поиск себя, какой-то на составляющие связи. То есть однозначно мы это как бы сейчас отдели. Третий момент — это смена вообще разви, надо точно меть со строителя на создателя любого экспортного процесса. Ну, процесса, которые полезны не только городу, но ещё и позволяют городу в кооперации стать полезными другим. За счёт, в принципе, и приток средств. Вот, и вот это и образ жизни, и потребности человека, его запроса на самореализацию, чтобы их удовлетворить, нужны городские улицы, нужны небольшие, но разнообразные общественные пространства, нужны уникальные объекты, формирующие вот эту центральную модель. Это и кондитерская архитектура, и появление площадей, таких масштабных человеку с какими-то артефактами, и появление артефактов из таких полезных моментов. Это что удалось вки мышление в сторону и городских смыслов, городского искусства. Вот, дал задание подумать про муралы, про пали, Арт. Ну, для того чтобы городская среда, даже если компактный райончик, за счёт своей внутренней какой-то культурной политики и архитектурных решений, мог позволить себе ещё и художественную ценность и какую-то символическую сложность, чтобы он не только был набором для команд рекомендаций, которые хочется отдать. Это то, чтобы каждый архитектор в команде после того, как ребята договорятся о мастер-плане, взял свой квартал и проработал его сам. То есть чтобы появилась вот эта авторская архитектура в масштабах одного. ...и пробовать реализовать с учётом общей концепции мастер-плана, но через своё авторское видение. Это позволит как раз запустить рынок архитектурного мышления. То есть сейчас архитекторы не могут выйти на рынок, потому что его нет. Его нужно создавать. Что создаёт рынок? Рынок создаёт в качестве архитектурных бюро. Рынок в Великом Новгороде создаст сложный мастер-план, когда общественные пространства разнообразные, когда и кондитерская архитектура появляется, запрос на сложные объекты. Когда появляются кварталы с разным набором параметров, вот тут появляется как раз роль архитектора, который может проявить своё авторство в деталях. В результате сразу появляется то разнообразие, которое делает город городом. Это четвёртый инсайт, который важно проговорить и важно понимать. Для меня сейчас самым очевидным таким историей масштабирования этой программы является, конечно же, запуск курса по КРТ и по мастер-планированию. Но с теми, кому Великий Новгород интересен, для того чтобы показать, как произвести на практике эту смену игроков. Замена игроков — это не замена одного застройщика на другого застройщика, более успешного либо более дружелюбного, а понижение застройщика в статусе. Друзья, вы развиваете территорию, но не на этом этапе. Вы развиваете пространство, вот в этом пространстве дате поле стали какие-то коробочки. А развивать территорию должны другие силы. Формирование этих сил, артикуляция этих сил, проявление этих сил, появление субъектов, способных в принципе сначала спроектировать и каким-то образом институционализировать новые городские процессы, деятельностные процессы, являются как раз вот этим качественным переходом. Будем пробовать. Ещё впереди три модуля: у нас экономический блок, который я курирую, у нас блок по настройке как раз общественных пространств разного масштаба, и там экономика общественных пространств. Мы туда добавим экономику коммьюнити-функций. У нас модуль как раз интеграция инноваций, технологических решений в этот мастер-план, то есть некоторая технологическая обвязка любого проекта. Добавление экспериментальной функции, работа с тепловыми насосами, со службами доставки, с переработкой мусора. Всё, на что студенты будут готовы, мы попробуем как раз в эти проекты интегрировать. В целом переход состоялся, появилась энергия у студентов, потому что видно, что прошла инициация. Этот мыслительный сдвиг — сейчас у них мозг кипит, и они начинают пересматривать свои знания, которые они получили в университете. Назвать это опытом, наверное, тяжело, но это и жизненный опыт, и знания, которые они получили в рамках образования. Они сейчас начинают переплавлять в какие-то новые внутренние ментальные конструкции. Это безусловно важно, в этом есть суть хорошего образования, когда по большому счёту мне не вкладывают какие-то жёсткие установки в голову, а учат думать. Вчера на рефлексии многие студенты сказали: «Ну наконец-то, вы нас учите думать!» И у нас это начинает пониматься разница между лекцией с какими-то шаблонами и процессами, которые запускают моё мышление. То есть вот такая инвестиция в человеческий капитал. И хочется с этими ребятами, конечно, открыть проектные институты и архитектурные бюро и позаниматься в Великом Новгороде уже на практике, выйти в реализацию тех гипотез, которые мы сейчас с ними проектируем. Вот такая рефлексия.
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий