Основы ораторского мастерства: Нина Зверева

ruticker 04.03.2025 15:24:34

Текст распознан YouScriptor с канала Skolkovo School of Management

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Основы ораторского мастерства: Нина Зверева

# Искусство самопрезентации Рада вас приветствовать! Совершенно точно, сами всегда приятные с людьми с амбициями, потому что они готовы учиться, готовы меняться, им все интересно. И это всегда кайф для любого, кто хочет и умеет учить. Сегодняшнее наше событие обозначено как **искусство самопрезентации**. Поэтому, если позвольте, я начну свою самопрезентацию. Меня зовут Нина Зверева, мне 65 лет, из которых 58 лет я либо выступаю, либо обучаю других. Это правда. В телевидение я попала, когда мне было семь лет. Обычно, когда я представляю себя, я начинаю с того, что понимаю, что это многих из вас смущает — момент поступления, выйти на сцену, взять микрофон и рассказать о своем бизнес-проекте. Ужасно, несмотря на то что у вас есть проект и вы уверены в себе, но как только появляется микрофон и люди, становится страшно. Я прекрасно понимаю, потому что все-таки интроверт и экстраверт существуют, и очень легко определить это по маленьким детям на любой новогодней елочке. Есть дети, которые залезают на табуреточку, не зная ни одного стиха и песни, и пока Дед Мороз не отдаст им все, что у него есть, они не слезут. А есть дети, которые знают все стихи и песни и никогда на эту табуреточку не залезут, несмотря на уговоры родителей и всей семьи. Посмотрите на мою фотографию. Это 1993 год, мне 40 лет, Тунис. Я взяла у Ясира Арафата интервью для российского телевидения, и за это показали на BBC, потому что до этого он никому не давал интервью. Он сам меня выбрал и пригласил. Интересная история описана на моем сайте, если кому интересно. Дальше — это королева Нидерландов Беатрикс и нынешний король Нидерландов Виллем-Александр. Это Нижний Новгород, мой родной город, моя студия и молодой Кириенко, ведь это полпред 2001 года. Королева привезла нам грант нашей школе телевидения, организованной в 1991 году. Через нее прошли 25 тысяч человек, и это те люди, которых вы знаете, если включаете телевизор. Теперь такой звездный момент, когда я звоню в офис в Нижнем Новгороде и говорю: "К вам едет королева". Поверите? Совершенно невозможно! Но все бывает в этой жизни. Мы обучили 20 российских региональных компаний вместе с голландскими тренерами. Следующий кадр — это моя награда. Я получила ее в 1998 году за лучшую детскую программу страны. Мы обогнали тогда и Первый канал, и НТВ, хотя сделали программу на камере "Супер" на коленке вчетвером. Но я считаю, что это двойная награда — когда вырастешь сначала учеников, потом своим получаешь ТЭФИ. Это золотой, такой еще пока блестящий, за личный вклад в историю отечественного телевидения. Это главная ценность и счастье моей жизни — моя семья. На этом слайде два профессора, два бизнес-тренера, одна бизнес-леди и три писателя. Профессор доктор наук, дважды биологии и физики, автор прекрасной энциклопедии для детей. Книги, которые даже более популярны, чем мои, вышли в финал премии "Просветитель". Следующий слайд — это наши клиенты. Я работаю коучем первых лиц самых крупных бизнес-компаний и очень много работаю в Сколково. Теперь вопрос к вам: что такое 3000? Каждый день на вашу бедную голову сыплется 3000 информационных сообщений. Кто сказал, что это новости? Идите, берите любую книгу. А вам поаплодируем! Это не новости, а информационные сообщения. Каждый день 3000 информационных сообщений сыплется на вашу бедную голову. Вы их слушаете, вы вникаете, это говорят люди, это читайте глазами, это открывайте интернет. Сколько из этого вам нужно? Кто сказал 10%? Я слышала, да, 10%. А 90% нам не нужно. Что мы сделаем с теми 90% лишней информации, которая нам каждый день со всех сторон втягивается? Мы игнорируем, мы ее отправляем в папочку "Спам". Но Черниговский утверждает, что все равно это остается на подкорке, потому что наша голова устроена сложнее, чем вселенная. Следующий слайд вам не понравится, но он объясняет, почему так сложно и страшно выступать. Когда вы начинаете говорить, попадаете либо в 10% того, что людям надо, и вас будут слушать, либо в 90% того, что людям не нужно, и вас не слушают. Я все время говорю, что природа хорошо строила голову человека. Мы уважаем и культурные люди, но при этом думаем о своем. Если бы не умели это делать, то были бы неэффективны. Очень много скучных спикеров говорят то, что мы и так знаем. Люди говорят неподготовленные, выходят, читают бумажку, слепые слайды. Нам жалко, мы оплачиваем любое выступление спикера своим временем. Я понимаю, что каждый из вас боится стать таким же. Но я знаю точно, что есть методика, есть алгоритм, есть правила, которые, соблюдая, вы попадаете в десятку. Научиться этому можно. Более того, переучивать харизматиков и болтунов, которые привыкли легко и быстро говорить, гораздо сложнее, чем учить интровертов с чистого листа. Эти люди умные, понимают, что надо готовиться, и прошли отрепетировать. Доставайте свои гаджеты, пожалуйста, и давайте сейчас проголосуем. Как вы оцениваете себя как спикеров? Будьте откровенны, тем более анонимно. Есть такой сайт: **menti.com**. Введите код 32 6352. Дальше будет два вопроса: 1) по 10-бальной шкале оцените себя как спикера, 2) что вам мешает быть спикером? Выберите только одну главную проблему. Я уже увидела, вы тоже увидели, да? Там уже много людей проголосовало. Как вы себя оцениваете как спикера? 5,3. Эта цифра радует, потому что вы идентифицируете себя разумно. Но она меня огорчает, потому что я не понимаю, почему нас не учат этому в школах и вузах. Риторика — древнейшая наука, и там известно, как сделать яркое начало, как сделать яркий финал, как найти фишку, шутку и метафору. Но этому не учат. У нас есть только два вуза в стране, где это хорошо учат. Если хотите, вот вам ответ на вопрос, как надо говорить, чтобы вас слушали. Говорите **коротко, весело и понятно**. Запомните, если человек говорит коротко, он ценит время других людей, и люди ему за это благодарны. Если говорит весело, люди еще более благодарны. Теперь давайте поработаем с вашими ответами. Начнем с подготовки. Нет времени на подготовку. Я была на выступлениях, где готовят спикеров TED. Это лучший учебник спикеров. Если вы включите любой TED, вы поймете, как это сделано по алгоритму. Подготовка — это самое главное. Если вы не подготовились, не открывайте рот. Подготовка нужна даже к реплике. Запишите на бумаге, что хотите сказать. Это первая проверка. Когда вы читаете глазами, понимаете, что слова неправильные, вычеркните и поставьте другое слово. Как только вы это поймете, как только сделаете несколько раз, вы не будете замечать, сколько времени уходит на подготовку. Это станет привычкой. Если у вас есть цель, если вы знаете свою аудиторию, если вы знаете формат и ловите момент, у вас все получится. Это и есть подготовка. У меня есть мобильное приложение, которое помогает подготовиться. Оно стоит недорого и задает вам вопросы, на которые вы отвечаете, получая тезисы своего выступления. Теперь о волнении. Это самый большой процент. Я не буду врать, это каждый раз так. # Волнение как друг Моя задача сейчас, ребята, вот за эти каких-нибудь 5-7 минут попробовать убедить вас полюбить волнение. Волнение — это не враг, это ваш друг. Это организм дает совершенно правильный сигнал, что вы должны быть в кураже. Если человек не волнуется, он нафиг никому не нужен. Выходить нельзя ни перед кем. Я ненавижу людей, которые не волнуются. Я вижу сразу: вот такой важный начальник, у тебя будет три часа рассказывать, а вы тут сидите и слушаете. Никто не слушает! 50 тысяч мыслей у нас в голове в течение дня, нам есть о чем подумать. Но мы же сейчас говорим о другом: чтобы все, что мы делали, попадало как в десятку стрелы. У меня ладошки потеют, коленки дрожат. Можете подойти, потрогать мокрые ладошки и коленки — это нормально. Я видела много раз, как волновались известные люди, такие как Путин, Явлинский и Немцов. Это считывается людьми как старание. Странно, чтобы человек не волновался, когда ему нужно передать свою энергетику и мысли другим людям. Если вы не волнуетесь, значит, вы не готовы. Надо понять, в чем дело. Ваше желание, эмоция, страсть — это то, что люди считывают с огромной благодарностью. Волнение — это неправильно, потому что вы можете потерять кураж. Нужно волнение превратить в кураж. У меня много учеников, которые приходят и говорят: "Я не могу сказать ни одного слова, перехватывает горло". Мы с этим работаем. Я изображаю себя Путиным, и они начинают говорить. После этого уже ничего не страшно. Если волнение излишне мешает, что делать? Первое — вы должны быть подготовлены. У вас должны быть тезисы. Выучите первую фразу наизусть. Начните с этого. Обязательно должны знать не только первую фразу, но и последнюю. Часто мы знаем пословицу: "Начал за здравие, закончил за упокой". Я люблю маленькие блокнотики, карточки. Люди к ним спокойно относятся, потому что видят, что вы подготовились. У вас есть четкий материал в руках. Но он не должен быть написан целиком, просто главные вещи. Например, вы хотите рассказать шутку про верблюда. Начинаете с вопроса: "Кто такой верблюд?" Люди начинают отвечать, а вы говорите: "Верблюд — это чистокровный арабский скакун". Если вы не напишите это, можете забыть. Никто сейчас не выступает фактически без репетиций. Записывайте себя на диктофон. Когда вы слышите свой голос, он звучит уверенно. Учтите, что если вы запишите пять минут, это означает, что выступать вы будете восемь. Есть еще смешные актерские техники. Одна из них — подышать, пригнать кислород в организм. Если вы очень сильно волнуетесь, вспомните настоящий страх своей жизни. Это поможет вам понять, что выступление — это ерунда. Когда выходите говорить, смотрите людям в глаза. Вы поймаете от них доброту и участие. Им никому не охота быть на вашем месте, они вас уже любят. Если вы словите это, поймете, что ничего страшного не происходит. Репетируйте перед детьми. Если вы продержите пятилетних детей на дне рождения в течение 40 минут, ничего не страшно. Умение держать внимание у детей — это важный навык. Также можно прийти в детский сад или школу и рассказать о том, чем вы занимаетесь. Это поможет вам подготовиться к выступлению. Волнение потихоньку уйдет, если вы будете готовиться. Начинайте с маленьких шагов, и тогда это станет привычкой. # Искусство самопрезентации: Как говорить, чтобы вас слушали 600, 600-i. Если вы ищете точное слово, не бойтесь подержать паузу, чтобы найти точные слова. Люди сразу реагируют на это слово, у них сразу возникает реакция. А если это слово, которое не имеет значения, как же они будут слушать? Сидят передо мной эти ребятишки, отказались от кофе-брейка. Что делать? Я говорю: "У меня есть для вас рецепт. Мы сейчас вас спасем всех!" Вынимаем блокнотики, и каждый пишет про свой родной город всего 10 существительных. Говорю: "Сейчас будете читать стихи белые". Вы будете сами удивлены. Прошло пять минут, анимусы лили своей темы, и эти ручки писали слова, только то, что есть только в вашем городе. Люди реагируют на то, что отличает вас от других. Ненавидят, когда это про "крут", "про крут", "про крут". Машина не едет, встает Саша из Магадана и читает взволнованно: "Корешка, запах корюшки с каждого окна, сталинская архитектура, лагеря и лаггер ники, ледяное охотское море". Другой парень говорит: "Белый гриб, корабельная сосна, глухая резьба, домики, еда, мушки, моя Кострома". Это русский язык, и это продолжалось не три минуты, а 15 секунд. Это было коротко, весело и понятно. Когда вы находите точные слова, когда освобождаете от этого жилья, от этих пленок, вот этот чудесный, потрясающий, точный и яркий, сочный язык, люди вас всегда будут слушать. ## Хронометраж Это очень важно — это ваш договор с людьми. Вы сказали: "Я буду говорить 10 минут", надо говорить восемь или девять, но не 12 и не 11. Поэтому следите за временем. Никаких сложностей не вижу. Если отрепетируете на диктофоне и прибавите немного времени на паузу, то все у вас получится. Я не понимаю, какая может быть проблема. Если вы плохо готовите, значит, репетируйте со всеми. Если она скажет: "Мне 30 минут выступать", вы будете 30. Скажете: "15", а что делать-то? Скажите себе: "Значит, буду 7, просто продумаю, какие будут куски". Вот кейсы на камеру или нет. Сегодня точно уже не будем, лучше бы на вопросы отвечать. Даже если проверяете время, я выдумаю, что никаких ужасов на вашем лице я не вижу. У меня есть способы. Вот вас как зовут? Вадим? Когда будет 13:15, поднимите руку, пожалуйста. Ладно, тогда я не буду смотреть на часы, буду смотреть на вас. Я не люблю, когда мне ставят условия. У меня в конце будет 15 минут для ответов на вопросы. Хорошо? Да, пожалуйста, у вас будет такая возможность задать вопрос. Поэтому я не хочу долго на этом зацикливаться и могу рассказать про несколько штучек. Во-первых, можно взять ассистента в зале. Это всегда нравится людям, которые вам напомнят о времени. Во-вторых, можно в карман положить телефон с вибрацией. Но есть одна тонкость, о которой люди не знают, а я хочу вам сказать: никогда не ставьте будильник или вибрацию на финале выступления. На две трети ставьте, чтобы у вас было время нормально закончить. Финал имеет такое же значение, как начало. Начало должно быть быстрым и ярким, чтобы сразу людей схватить, чтобы было интересно. А финал должен быть запоминающимся, философским и оптимистичным. Почему я люблю финалы из глаголов? Хорошая речь состоит из существительных и глаголов. Прилагательные, как правило, все одни и те же. Хорошие прилагательные найти трудно. Если мы посмотрим на хорошую поэзию, то там: "дом", "улица", "фонарь", "аптека". Это идут существительные. ## Поэзия и структура Слушайте, что такое поэзия? Поэзия — это музыка из слов. Это просто подобранные слова, поставленные в определенный ритм и в рифму, превращающиеся в мелодию. У нас очень красивый язык, и это у нас такая красивая позиция. Очень трудно перевести того же Пушкина. Пушкин как современен: "Я вас люблю, хоть и бешусь, хоть это труд и стыд напрасный, и в этой глупости ужасный, у ваших ног я признаюсь". Это 200 лет назад, но он-то и создал этот самый простой русский язык. А мы что сделали с этим языком? Мы носители языка, который носит язык в решете, и самые красивые словечки и слова куда-то девать. Я могу сказать, что отучу. Когда стартап, я учу теории, такие как "спич слово". Если у вас краткое выступление, как раз вот эта ваша самопрезентация, презентация проекта на три минуты, найдите одно ключевое слово и все три минуты крутитесь вокруг него. Это будет очень хорошо слушать. Найдите это слово, а дальше объясните, почему именно так. Это хорошо работает, потому что, конечно, три минуты — это мало. Эту структуру надо очень хорошо продумать. Структуры разные. Это может быть 1, 2, 3, как я уже сказала: сначала об этом, потом об этом, потом об этом. А может быть о чем-то одном. Вы можете выйти и сказать: "Мой любимый проект — математическая модель такая". Например: "Я счастливый человек, я мечтала быть многодетной мамой, стала ей. К сожалению, хотела пятерых, но советское время вмешалось, виде отсутствие денег и еды. Но все-таки трое тоже немало". Я всю жизнь хотела иметь зал, который у меня будет слушать. Мне все равно, через камеру телевизионную или живую. Сейчас я больше люблю живую, и я это имею. ## Структура выступления Структура — это прозрачная, понятная для слушателей форма организации вашей мысли. Я знаю очень многих хороших спикеров, которые разваливаются. Ко мне приходят такие люди, которые хорошо выступают, но у них все разваливается. У меня есть хороший слайд на эту тему. Я называю это правило светофора. Это такая типичная структура, которая хорошо работает. Вот начинаем с зеленого света светофора. Как вас зовут? Собственно, комплимент аудитории, обязательно приветствие, обращение. Обращение отдельно, чтобы это не были "коллеги". Между прочим, Путин не говорит "коллеги". Дальше идет желтый свет. Это обычно люди так и делают и теряют всю аудиторию. Дальше идет красный свет. Либо шокирующая новость, проблема, либо острый вопрос по теме, любая неожиданная информация. Если вы спрашиваете людей, которые решают вопрос по грантам или по каким-то другим делам, как вы думаете, за какой срок три человека могут сделать из уже готовых деталей скворечник? Дальше идет желтый свет, и мы все-таки рассказываем, о чем речь. Очень часто люди пропускают этот момент. Они сжигают красный свет и уходят со сцены. Нет, господа, так не бывает. Дальше идет желтый свет, и мы объясняем, почему наш проект самый лучший. И тут же идет интерактив, шутка, афоризм. Это все, что начинает хорошее выступление. Спикеры без шутки выступать нельзя. Финал через глаголы обязательно показать, что вы во все верите. Вот это структура, которая очень часто работает. Попробуйте на близких, на знакомых. Самая лучшая проверка вашего доклада — это рассказать о своей работе своей маме. И сразу все ищут какие-то понятные, точные слова. ## Заключение Теперь я хотел бы, чтобы опять достали гаджеты и ответили на те же самые два вопроса. Напомню: 32 6352, menti.com. Первый вопрос: как вы оцениваете себя как спикера? Второй вопрос: что мешает вам? Давайте посмотрим, что у нас из этого получится. # Вопросы и ответы **Вопрос:** Зовут такой вопрос: успешный человек, на мой взгляд, должен быть без комплексов. А если есть комплексы, в первую очередь, комплекс выступать на публике, то как решить его, помимо волнения? **Ответ:** Извиняюсь, что перебил. Волнение — это вполне естественно, с ним можно совладать. А как быть с комплексами? Какие комплексы можно преодолеть? Все мы имеем в виду комплексы, которые были заложены в детстве, например, боязнь выступать на публике. Это все равно испуг, но ведь мы много чего преодолели. Слушайте, все можно решить через усилия. Я думаю, что когда есть проблема, это значит, что нужно работать еще больше. У меня 27 тысяч учеников, среди них очень много телеведущих. Когда они приезжали ко мне учиться, не оказывалось, что вот звезда, а вот звезда. Уж и ты звезда, я точно буду гордиться прямо завтра на первом канале. А звездами оказывались другие — те, кто работали больше. Вот те, у кого хорошая дикция и все есть, они работают, но никакие не звезды. Только тот, кто работает больше. У меня есть любимый девиз: "Дело лишнего". Если не получается что-то, значит, нужно еще больше времени вкладывать. Есть диктофон, есть близкие люди — выступайте перед ними каждый день. Очень просто! Можно просто прочитать статью в газете и изложить так, чтобы люди слушали. Расскажите кино людям, но как? Расскажите на кухне, остановитесь на самом интересном месте, скажите, что вам нужно в туалет или позвонить, вернитесь — вас будут спрашивать, что там дальше было. Если плохо рассказали, снова попробуйте. Вокруг очень много людей, перед которыми можно репетировать. Любые страхи и комплексы преодолеваются нашей работой над собой. Это очевидно, и нет ничего невозможного. Абсолютно ничего невозможно! --- **Вопрос:** Здравствуйте, меня зовут Марина, я тоже нижегородка. Мне вдвойне приятно сегодня слушать вас. Вопрос такой: вы сказали, что шокировать — это важно. Бывало ли у вас такое, что аудитория шокировала вас, но позитивно, или наоборот, не дай бог? Какой рецепт здесь? **Ответ:** Спасибо за хороший вопрос! Если у вас есть любая проблема как у спикера, например, не пойдут слайды или упадут все ваши кисточки, просто озвучьте эту проблему. Люди все равно все видят. Как только вы берете людей в партнеры, вы становитесь одной группой. У меня было много проблемных аудиторий. Например, когда я сказала, что не буду делать кофе-брейк на лекции в Останкино, чуть не половина зала ушла. Я сказала, что надо, значит, надо. Они испугались, что один раз им пришлось вернуться. Это было движение девушек на каблуках, которые пришли учиться. Никогда не забуду этот момент. Но они вернулись, и никто не ушел. Они поняли, что если я сказала один раз, значит, мы проголосовали, что будем заниматься три часа подряд. Бывали люди, которые с места приходили со мной выяснять отношения, но ваши союзники всегда другие люди в зале, которые понимают и видят. Если вы не делаете вид, а просто остаётесь самим собой, то люди поддержат, полюбят и всегда оценят. Поэтому не надо бояться выступать. Если вам есть что сказать и если вы постарались, то вам будут очень благодарны. Спасибо за внимание!

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com