![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
Планы по развитию налогового мониторинга. Нововведения
ruticker 02.03.2025 12:34:32 Текст распознан YouScriptor с канала СБИС (Saby)
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Планы по развитию налогового мониторинга. Нововведения
**Добрый день, коллеги!** Такое прямо музыкальное сопровождение. Даже не знаю, а немножко про планы по развитию налогового мониторинга. Вообще, приятнее нам всегда слушать плательщиков. Если честно, не обижайтесь, вендоры, пожалуйста, не обижайтесь, консультанты, если есть такие. Нам всё время как-то хочется с теми, с кем мы работаем, и для кого мы всё это делаем. Поэтому большое спасибо Александре за доклад. Что касается планов по развитию налогового мониторинга, наверное, нет смысла на каких-то таких базовых вещах останавливаться. Но очень много мы слышим вопросов с точки зрения преимуществ. Коллеги, и вот из зала звучат вопросы. Всё время, когда мы говорим про тему налогового мониторинга, почему-то возникает вопрос преимуществ. И вот для нас до сих пор это загадка, потому что при обсуждении любой другой формы налогового контроля, вроде как, не возникает вопрос преимуществ. А здесь у нас всё время вопрос про преимущество и про какие-то эффекты и так далее. Не уверена, что это тот вопрос, который правильно вообще задавать при принятии решения о переходе на налоговый мониторинг. Ну, это вот на наше мнение. Поэтому в качестве напоминания на моём слайде приведена информация о том, что налоговый мониторинг — это форма налогового контроля. Давайте не будем про это забывать. И действительно, сама форма налогового контроля просто имеет определённую специфику и сконструирована определённым образом. Безусловно, она подходит не всем плательщикам. Не все плательщики, условно говоря, будут чувствовать себя комфортно в этом режиме. Но мне кажется, это задача плательщика оценить, действительно подходит или не подходит эта форма налогового контроля. Что важно, действительно, мы базируемся на концепции расширенного информационного взаимодействия. И в принципе, сейчас на данном этапе развития для нас основная задача — это интегрировать нашу информационную систему Федеральной Налоговой Службы АИС налог 3 с системами плательщиков. Мне кажется, не стоит слишком детально обсуждать, зачем это нужно. Мне кажется, реалии нашей жизни так уже говорят о том, что это следующий логичный шаг развития с точки зрения налогового мониторинга. Обращаю внимание, что у нас каждый год количество участников растёт. В этом году мы получали рекордное количество заявлений. Так много заявлений мы никогда не получали от компаний — 176 заявлений. Мы получили в 2025 году налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 744 компаний. Это очень большой перечень для нас компаний. С точки зрения критериев перехода на мониторинг, в этом году летом у нас были снижены в очередной раз суммовые критерии для перехода на налоговый мониторинг. Сумма уплаченных налогов не менее 80 млн, и доходы активы не менее 800 млн. Обращаю внимание, коллеги, у нас критерии применяются всегда одновременно. Также хотелось бы обратить внимание, что у нас в федеральном законе 259, федеральном законе, в этом году также были отменены условия соблюдения данных критериев для целой группы плательщиков. Вы видите их как раз справа. Соответственно, это все бывшие участники консолидированных групп плательщиков, государственные и муниципальные учреждения, операторы лотерей, участники групп компаний. Наверное, для большинства будет интересно, возможно, участники групп компаний. У нас нет такого понятия, как группа компаний в терминах Налогового кодекса. Но для целей применения статьи 10526 мы определили, что такое группа компаний. И при переходе на налоговый мониторинг компания может принять для себя решение: она переходит как просто участник, как просто одно лицо или переходит как группа. Таким образом, если у вас есть группа компаний, и вы объявляете себя группой, соответственно, ваши условия значит прямое или косвенное участие не менее 50% в совокупности. Вся группа должна, соответственно, уплачивать налоги на сумму не менее 1 млрд руб, и доходы активы должны составлять совокупно не менее 10 млрд руб. При этом очередность перехода участников группы в налоговый мониторинг определяет самостоятельно группа. Да, нет никакого обязательства по переходу по одновременному переходу группы или по переходу какого-то количества участников. На это, наверное, хотелось бы обратить внимание. Также хотелось бы обратить внимание, коллеги, что у нас все получатели мер господдержки, практически все получатели мер господдержки, переходят на налоговый мониторинг без соответствия суммам критериям. И ещё раз обращаю внимание, что для участников, заключивших соглашение о защите поощрения капитала вложений, у нас предусмотрена обязанность перехода на налоговый мониторинг, и также они не должны соблюдать суммовые критерии. С точки зрения планов по развитию, основная наша задача в принципе сейчас — это построение цифровой интеграционной платформы. Это импортозамещающее подключение к учётным системам плательщиков. Соответственно, при этом мы используем аппаратные средства криптографической защиты информации. В общем-то, для нас это один из приоритетов — обеспечить прямой высокозатратный и работающий 24 на 7. В общем-то, сама платформа позволяет очень гибко и позволяет нам расширять все сценарии информационного взаимодействия. Соответственно, мы полностью логируем все действия систем и все подключения. Всё это происходит автоматически. На экране вы видите схему нашего подключения. Да, то есть наша основная задача — сделать взаимодействие между всеми системами, между системами ФНС России и между системами организации через вот этот вот основной наш блок, через сервисы с использованием аппаратных и программных средств криптографической защиты информации. Это, в общем-то, логика построения единого канала получения данных. Мы считаем, что такой подход сам по себе имеет ряд преимуществ. И действительно, я думаю, что по мере того, как мы будем расширять количество сценариев информационного взаимодействия, плательщики будут понимать удобство тех сервисов, которые мы закладываем и с помощью которых можно будет и проверять данные в своей учётной системе, и соответственно снимать ряд рисков с точки зрения налоговой определённости. Сейчас у нас вы видите информацию о том, как распределены участники по выбору способа информационного взаимодействия. Большой, конечно, процент компаний выбирает предоставление доступа к аналитической витрине данных. Но мы связываем это с тем, что действительно очень много есть ещё незамещённого обеспечения. Очень многие компании используют иностранное программное обеспечение в качестве учётной системы. Очень много у нас участников, кто является участниками больших групп или холдингов, и для них удобнее создавать витрину, в которой они аккумулируют все данные по всем компаниям, участвующим в налоговом мониторинге, прежде чем публикуют эти данные для налогового органа. Таким образом, вот основной, скажем так, сейчас сегмент плательщиков, участников налогового мониторинга, у нас представляет доступ к аналитической витрине данных. Ну и часть компаний ставит доступ в учётную систему. С точки зрения сервисов, все сервисы у нас публикуются на сайте Федеральной Налоговой Службы. Все сервисы у нас доступны в рабочем месте участника налогового мониторинга. Мы чуть попозже более подробно про него проговорим. Наверное, я чуть позже остановлюсь про то, какие сервисы у нас для чего предназначены. С точки зрения планов по развитию, хотелось бы, чтобы было тоже такое понимание у плательщиков. Для нас сейчас, на том уровне, на том этапе, на котором мы находимся, основная задача — это создание единой цифровой платформы. И с одной стороны, эта задача имеет технологическое решение, и мы про это сейчас говорили — это создание единого канала, который защищён аппаратными и программными средствами криптографической защиты. А с другой стороны, есть содержание этой платформы. Поэтому мы параллельно с технологическими сценариями реализуем сейчас большой пул сценариев, который, в принципе, позволит нам формировать цифровой профиль компании, холдинга, отрасли и для мер господдержки с точки зрения сервисов по структуре группы компании. То есть основная задача в рамках налогового мониторинга налогового органа — это обеспечить эффективное налоговое администрирование. И здесь для нас очень важно, так как очень много участников в налоговом мониторинге являются участниками группы холдингов, обеспечить администрирование группы как группы таким образом, чтобы мы понимали уже все взаимосвязи внутри группы. Для этого нами разработаны сервисы по получению сведений по структуре группы, чтобы мы чётко понимали, какие компании входят в группу и какими видами деятельности они занимаются. А также мы идём по пути разработки сервисов информационного взаимодействия для построения уже более детальной картины взаимоотношений внутри группы. И я говорю при этом про сервисы по этапам бизнес-процессов и производственно-логистическим цепочкам для нефтегазовой отрасли, для металлургической отрасли, для химической отрасли. То есть пока что мы работаем с такими очень традиционными отраслями, где участвуют у нас процессы добычи полезных ископаемых, их переработки, дальнейшей реализации продуктов переработки. Но также по другим отраслям мы также планируем развивать свои отраслевые сценарии. С точки зрения структуры группы компаний холдинга, что для нас важно, на что ещё не обратила внимание, это, в общем-то, понимание роли каждой компании внутри группы или холдинга. Что конкретно данная компания делает, к какому этапу производственного процесса, если такой есть, относится деятельность компании, понимание её роли и места в производственной цепочке или цепочках, если она участвует в различных производственных цепочках. Например, речь идёт о добыче или переработке различных полезных ископаемых. А соответственно, понимание того, какие транспортные виды транспорта используют компании и как осуществляется движение товарных и денежных потоков внутри группы. Соответственно, с точки зрения более детальной информации, нам также интересна информация о договорах контрагентов организации участников налогового мониторинга. Но вот, как уже Александр рассказывал в своей презентации, для нас очень важно, чтобы взаимоотношения наших участников налогового мониторинга с контрагентами изначально выстраивались правильно. И чем меньше уровень в данных взаимоотношениях, тем эффективнее, проще, лучше, легче налоговое администрирование таких участников и со стороны налогового органа. Поэтому здесь, конечно, все наши усилия направлены на то, чтобы ещё до момента совершения какого-либо факта хозяйственной деятельности или до совершения какой-то сделки, особенно если эта сделка значимая по определённым параметрам, осуществить определённую оценку риска. Да, таким образом, чтобы не потом, не постфактум, а исследовать этот процесс, особенно в связке, например, с исследованием вопросов, к которым вовлечены различные звенья цепочки, а немножко как бы решить его, скажем так, превентивно и превентивно обезопасить и налогоплательщика, и налоговый орган с точки зрения возможных рисков. А очень интересна тема тоже влияния макроэкономических факторов на деятельность участников. Очень часто у нас очень много компаний, которые осуществляют экспортные операции, импортные операции, и здесь мы видим тоже большое влияние, скажем так, большие колебания, связанные с изменением макроэкономических показателей. Поэтому информация эта важна, и мы ей планируем обмениваться на постоянной основе с компанией для того, чтобы адекватно оценивать, почему у неё падает или растёт выручка или расходы. Как я уже говорила, у нас отменены суммовые критерии для получателей мер господдержки. Поэтому, в общем-то, все сведения о полученных налогоплательщиками мерах господдержки мы также планируем получать от плательщика. И соответственно, сервис получения сведений об инвестиционных проектах. Но, как я сказала ранее, уже для участников, заключивших соглашение о защите поощрения капитала вложений, у нас есть обязательность на законодательном уровне перехода на налоговый мониторинг. Поэтому, безусловно, для нас важна детальная вся информация об инвестиционных проектах таких компаний. Соответственно, сейчас мы уже перешли к этапу, когда мы ведём реестр групп компаний, реестр холдингов и понимаем состав их участников. А соответственно, мы можем рассчитывать все производственные и экономические показатели по холдингу в целом, сравнивать между собой холдинги и, соответственно, анализировать уже эффективность той деятельности, которую осуществляет сам холдинг с точки зрения мер поддержки. Я уже говорила, что для нас очень важно, чтобы налоговый мониторинг был доступен также компаниям, которые активно используют меры господдержки. Сейчас мы видим очень большой интерес к налоговому мониторингу со стороны участников особых экономических зон, территорий опережающего развития, промышленных кластеров. И очень часто там создаются новые предприятия, совместные предприятия с иностранным капиталом. И для них очень важно изначально выстраивать свою политику, свою налоговую политику правильно и изначально быть уже в режиме налогового мониторинга, даже на этапе проектных работ. С точки зрения развития аналитических сервисов, здесь хотелось бы сделать акцент на том, что всё-таки налоги — это производная функция от выручки, от доходов, от расходов. И налоговую базу мы по налогам определяем очень часто в зависимости от определённых финансово-экономических или производственных показателей, таких как, например, объём добычи полезного ископаемого. Поэтому, безусловно, мы будем в дальнейшем расширять, скажем так, пул информационного взаимодействия и на получение информации, которая непосредственно позволяет нам проанализировать экономические показатели компании. Поэтому вы видите на экране, мы уже разработали и опубликовали сервисы получения сведений о расшифровке доходов по видам деятельности. Сейчас у нас в налоговой отчетности нет полной расшифровки по видам деятельности. Есть один АКВЭД, который у нас основной, в форме проставлено. Все остальные, скажем так, показатели в разрезе других видов деятельности, которые также компания осуществляет, можно получить только дополнительно, запросив эту информацию. Мы, конечно, хотим системно отслеживать эффективность ведения других видов бизнеса. Компании представляют плательщикам комментарии по результатам факторного анализа. О чём я здесь говорю? О том, что у нас при представлении декларации в АИС налог 3 автоматически производится расчёт не только контрольных соотношений, но и расчёт факторных отклонений. Производится полный факторный анализ горизонтальный и вертикальный по всем видам налогов. И результаты данного факторного анализа система выгружает в рабочее место участника налогового мониторинга. И для тех, кто реализовал уже вот сервис по получению комментариев, предусматривается передача результатов расчёта факторного анализа непосредственно в информационную систему плательщика. Для чего это нужно? Для того, чтобы плательщик сразу же понимал, как его декларацию видит налоговый орган, да, то есть на какие отклонения он обращает внимание, имел возможность сразу оперативно написать комментарии по поводу каких-то существующих отклонений. И таким образом, скажем так, минимизировать количество ответов на дополнительный запрос пояснений. Соответственно, то же самое у нас сценарий работает по результатам прогноза налоговой базы и суммы налога на прибыль. Здесь мы стараемся, конечно, для нас это, скажем так, не финальная точка. Ещё мы стараемся вырабатывать эффективные методы планирования и прогнозирования налоговых поступлений. Конечно, мы пробуем с учётом отраслевой специфики подбирать такие эффективные способы расчёта прогноза по налогам. И вот один из первых наших таких подходов — это результаты прогноза по налоговой базе по налогу на прибыль. Это у нас скользящий прогноз, ежеквартальный, всегда со сдвигом на квартал. И каждый раз при пересчёте этого прогноза результаты прогнозирования также направляются плательщику. У плательщика есть возможность, соответственно, данные результаты расчёта откорректировать и направить в налоговый орган свои варианты значений. Как я уже говорила, мы также движемся в сторону отраслевой специфики. Я думаю, что вы видели на сайте, у нас опубликован большой пул сервисов для взаимодействия с операторами лотерей. То есть это такой пример, один из примеров, когда действительно мы берём не только данные налоговой отчётности или бухгалтерской отчётности, а когда мы берём ещё информацию о всех, скажем так, первичных транзакциях, да, о результатах работы процессинговых систем. И в принципе, это, наверное, то будущее, к которому мы тоже стремимся — забирать, скажем так, транзакции в момент их совершения уже на сторону налогового органа, таким образом обеспечивая и неизменность данных транзакций, и обеспечивая качество и скорость налогового администрирования. Потому что, когда мы говорим о миллионах транзакций в секунду, то, наверное, тяжело обеспечить налоговый контроль постфактум, тем более за квартал. И желательно это делать сразу же на лету, и желательно, чтобы при этом системы как-то активно участвовали в этом. И соответственно, данные, которые были представлены в налоговый орган, были бы защищены от изменения и на стороне налогового органа, и на стороне налогоплательщика. Так, только мне вот совсем непонятен мой тайминг. Где я нахожусь? Сколько у меня времени? Продолжайте, время есть ещё? Нет? А сколько мне? Когда нужно закончить? Как почувствуете, когда вам нужно, тогда и заканчивайте. Я думаю, всем в зале точно интересно получать от вас информацию. Никто же не против? Вот видите, зал вас поддерживает. Поэтому не выступили, поэтому вы сегодня пришли, да, слушать. Да, там не дослушали, тут пришли. Так, значит, это с точки зрения аналитических сервисов. Мы понимаем, что вот мы слышим постоянно из выступлений плательщиков, а это называется в качестве, почему-то, минусов перехода на налоговый мониторинг — это дополнительные затраты. Ну, ладно, там с витриной, там условно говоря, может быть, мы могли бы согласиться где-то, но тоже, наверное, нет. Но с точки зрения электронного архива или систем электронного документооборота, ну, наверное, это не совсем справедливо эти затраты относить как-то вообще на налоговый мониторинг. И тем более уж как недостатки, да, скажем так, перехода на налоговый мониторинг. Всё-таки, коллеги, мне кажется, здесь нужно для себя тоже понимать, что вы это делаете для себя прежде всего. Электронный архив для вас — это возможность работать с электронной информацией, понимать, где она у вас, сколько у вас этих документов, кем они подписаны, где вы можете их найти и так далее. Нивелировать все риски не только запроса документов, но и правильности их отражения, своевременности, в том числе, согласования и так далее. Мне кажется, всё-таки это, ну, не совсем, наверное, скажем так, вина в кавычках налога. Вообще, нам очень хотелось бы, чтобы вы все перешли на электронные документы, оборот, на электронные первичные документы, на электронные договора. Мне кажется, это и удобно, и практично, и, наверное, всё-таки правильно. И будем надеяться, что мы все к этому придём. Будем надеяться, что налоговый мониторинг, ну, может быть, и в классификации недостатков, но всё-таки данному переходу. Но, несмотря, скажем так, на это, мы понимаем, что есть какие-то дополнительные затраты у участников при переходе на налоговый мониторинг. И в связи с тем, что была выбрана вот эта стратегия по переходу на налоговый мониторинг получателей мер господдержки, для нас это стало таким значимым шагом с точки зрения пересмотра нашей работы в сторону того, а что мы можем дать плательщикам для того, чтобы плательщик, условно говоря, не производя никаких инвестиций на своей стороне, мог перейти на налоговый мониторинг. Фактически, мы для этого разработали рабочее место участника налогового мониторинга. А я вот не знаю, в зале есть ли кто, у кого есть доступ к рабочему месту участника налогового мониторинга? Есть такие? Нет? Поднимите руку. Что, никого нету? Нет? Есть один? Нет, нет. А, коллеги, ну это аналог личного кабинета плательщика. Доступ к нему представляется после интеграции с промышленным контуром АИ налог 3. После того, как вы успешно направили заявку номер один — это создание сети, создание канала информационного взаимодействия с АИ налог 3. И после неё, соответственно, выдаются ключи доступа к рабочему месту участника налогового мониторинга. Рабочее место участника налогового мониторинга фактически — это такой личный кабинет, в котором есть вся информация о плательщике, о результатах налогового контроля, о результатах расчёта факторного анализа, о результатах прогнозирования, результатах оценки системы внутреннего контроля и так далее. Ну, условно говоря, если вы получатель мер господдержки, вы какая-то начинающая компания, которая расположена в особой экономической зоне, и вам необходимо перейти на налоговый мониторинг, вы, условно говоря, можете не делать никаких инвестиций дополнительных, интегрироваться с промышленным контуром АИ налог 3, получить доступ к рабочему месту участника налогового мониторинга, заполнять здесь все наши документы и получать сюда все результаты налогового контроля и, соответственно, их использовать. А на экране был приведён как раз вот пример по факторному анализу. Я не знаю, видно или нет, это интерфейс работы с сервисом факторного анализа, когда система АИ налог 3 вернула в рабочее место участника налогового мониторинга непосредственно результаты расчёта факторного анализа. Вы видите, здесь у нас предусмотрены уровни раскрытия. То есть на примере приведена декларация по налогу на прибыль. Здесь можно выбрать уровень раскрытия, то есть мы все детально показатели раскрываем. И соответственно, здесь мы видим с вами значение за текущий период, за предыдущий период, отклонение в абсолютном и относительном выражении. И, соответственно, значение. Да, вот здесь вот есть поля комментария, и плательщик, соответственно, по всем значимым комментариям больше 5% он имеет возможность прямо в рабочем месте, вот здесь нажав на пиктограмм, написать соответствующие комментарии и непосредственно направить результаты в налоговый орган. Да, и после этого нажимает кнопку «направить результаты в налоговый орган». А сразу, ну, то есть, чтобы вы понимали, две системы синхронизированы. Вот это вот рабочее место участника налогового мониторинга — это доступ плательщика в цифровую интеграционную платформу. То есть сразу же все эти комментарии попадают в АИ налог 3. То есть сразу же налоговый инспектор это видит, это никуда там не пакуется, не отправляется физически. То есть физически сразу информация доступна налоговому органу. Здесь более детально мне приведена на слайде информация о сервисе. Ну, вы видите, инициатором данного сервиса является налоговый орган. В будущем, конечно, очень много сервисов, которые мы сейчас уже проектируем, уже разработали, но пока что ещё не опубликовали, будут инициировать со стороны налогового органа. Будут такие носить сервисный характер, но будут подсвечивать определённые моменты, которые, по мнению налогового органа, требуют дополнительных комментариев, уточнения, или налоговый орган пытается обратить ваше внимание на определённую зону риска, с которой необходимо поработать. Соответственно, с точки зрения проектов сервисов, основные направления, по которым мы разрабатываем проекты сервисов, это, во-первых, сервисы, которые связаны с снижением рисков бизнеса. Соответственно, мы уже разработали, опубликовали несколько сервисов по рискам, которые предусматривают передачу информации непосредственно о риске плательщику и возврат от него обратной связи. А есть ли у данного плательщика такие виды сделок, такие операции или такие контрагенты, которые попали в зону определённого риска. Соответственно, информация о риске передаётся в структуре справочника рисков, который у нас также утверждён приказом ФНС России, и структура этого справочника опубликована. А второе направление по разработке проектов сервисов — это проверка данных контрагентов. Тоже такой важный шаг для всех, поскольку очень важно, да, и понимать, и систему налогообложения контрагента, и вообще действующий он, недействующий и так далее. У нас есть целый пул сервисов по налоговому скорингу. У нас очень много сведений, которые составляют налоговую тайну. Непосредственно там какие-то такие вещи мы не можем публиковать, но целый ряд признаков, которые свидетельствуют о, скажем так, исполнении всех функций плательщика, мы можем передавать. Ну и, соответственно, сервисы по сбору отраслевых данных. Как я уже сказала, мы активно в этом направлении движемся и детальную информацию по участникам отраслей запрашиваем. Соответственно, что? Ну вот я проговорила, на самом деле, вот эти проекты сервисов по рискам, сервис направления запроса на получение сведений о наличии риска у организации по документу. Имеется в виду по первичному документу или по договору, почётному по отчётному документу. Имеется в виду декларация или форма отчётности за период. Это просто, когда мы за период смотрим, и по реквизитам контрагента, когда мы понимаем, что есть пул контрагентов, в отношении которых уже налоговой службой выявлен риск, и мы пытаемся обратить внимание участника налогового мониторинга, что у данного контрагента с данными реквизитами есть риск. И направляем соответствующую информацию участнику налогового мониторинга, который имеет возможность проверить свои данные и, соответственно, оценить, если у него действительно такой риск. У нас есть большой пул сервисов, который опубликован уже достаточно давно, и мы намерены это сделать. Это все сервисы, связанные с регистрами, которые мы разрабатываем. А данные проекты сервисов будут пополняться. Безусловно, мы их пока что держим в блоке проектов сервисов. А коллеги, но это, скажем так, мы просто ждали, когда вот вы все сдадите заявление, да, и мы примем решение. Да, давайте будем честными, да, что это проекты сервисов, которые у нас из раздела проектов в очень скором времени перейдут в раздел действующих сервисов, и у вас будет год на их реализацию. Поэтому, пожалуйста, начните смотреть, что там написано. С точки зрения всей модели цифрового Налогового кодекса, с точки зрения всех моделей регистров, обращаю ваше внимание, что проводится параллельно ещё огромная методологическая работа для того, чтобы стандартизировать все справочники, которые используются при передаче информации во всех сервисах. Поэтому тоже с этим блоком нужно очень внимательно работать со всей нормативной справочной информацией, которую мы публикуем. Коллеги, это основа стандартизации, основа автоматизации. Поэтому, в общем-то, никак вы не сможете миновать этот этап, и надо начинать хотя бы, если вы задумываетесь о дальнейшей автоматизации, тем более регистров, нужно начинать с базы, со справочников. И соответственно, эти справочники у себя в информационной системе заводить и обновлять, уже используя данные ФНС России. Так, с точки зрения рабочего места участника налогового мониторинга, я уже проговорила. Вот здесь на примере на экране сейчас представлен раздел по системе внутреннего контроля. Это то, как участник налогового мониторинга видит результаты уровня организации системы внутреннего контроля. Вы видите, мне вот плохо видно, тут, наверное, три года представлены. Какой там период написан? Да, три года представлены. 68 — средняя оценка уровня организации системы внутреннего контроля. В каком году? 2.6 — это общая статистика, да. А дальше, наста по оценке уровня организации системы внутреннего контроля конкретного плательщика. Вы видите, оранжевый — это оценка уровня СВК организации, синенький — это средний уровень оценки системы внутреннего контроля. Таким образом, участник может за все периоды налогового мониторинга видеть, как менялся его уровень организации системы внутреннего контроля по отношению ко всем остальным участникам в среднем. У нас есть очень детальная таблица, которая разворачивается по каждому компоненту. Вы видите её вот здесь вот внизу. Здесь даётся сравнение по оценке и, соответственно, тоже в разрезе каждого компонента. Зелёненьким положительные тренды, да, соответственно, красненьким отрицательные. А здесь у нас представлена такая красивая диаграмма, лепестковая, где тоже можно увидеть, что выстраиваются все показатели оценки по уровню организации, по оценке по компонентам. Да, видно, где перекос. С точки зрения приоритетов сейчас, наверное, важны два блока. С точки зрения систем внутреннего контроля, мы на них очень внимательно смотрим и будем смотреть. И целый ряд плательщиков уже начали перестраивать и свои документы, и свои системы по нашему запросу. Мы дойдём до всех охватов. Это второй блок — системы управления рисками организации и третий блок — контрольные процедуры организации. С чем это тоже коррелируется? С чем это связано? Мы в этом году опубликовали справочник рисков, в прошлом году опубликовали справочник контролей. И вот эту работу по построению полноценной такой системы управления рисками и системы внутреннего контроля мы её сейчас очень сильно стандартизируем. Которые у нас есть на основе результатов налогового контроля. Это не только налоговый контроль в рамках налогового мониторинга, но и в рамках контрольно-аналитической работы, выездных проверок и так далее. Мы стараемся все эти моменты стандартизировать. И, соответственно, для нас очень важно, чтобы система управления рисками организации соответствовала нашим всем требованиям. И соответственно, чтобы контроли, которые выполняются в системе организации, выполнялись в объёме не меньше, чем предусмотрены нашими справочниками. Так, ну всё, листается. Кто-то меня выключил? Можно вот так? Там кто-то что-то листает без меня? Можно меня вернуть? Нет, потому что это неправильно. Сейчас, сейчас настроим. Давайте мне вот тогда вот эту. , но на самом деле это была просто формальность. Мы увидели, что все документы есть, но они не работают. Поэтому, коллеги, важно не только наличие документов, но и их реальное применение в процессе. Если у вас есть система, которая действительно функционирует, и вы можете это продемонстрировать, то это будет весомым аргументом. Мы, как налоговый орган, будем смотреть на то, как вы управляете рисками, как вы реагируете на выявленные проблемы и как вы их устраняете. Таким образом, если ваша система внутреннего контроля действительно работает, и вы можете это подтвердить, то у вас не будет проблем с налоговым контролем. Главное — это не просто формальность, а реальная работа системы. Спасибо за вопрос! Есть ли еще вопросы в зале? **Работает вот очень большой план мероприятий, сформирован по результатам нашего визита.** А коллеги, вот смотрите, на самом деле есть косвенные признаки, когда ты очень чётко понимаешь, работает система или нет. Например, у нас есть очень много рисков, а когда, ну что там у нас, не отражение, например, доходов в виде штрафных санкций. То есть берёшь там внешнюю базу данных, орбиты, видишь все вынесенные постановления судов, проверяешь и видишь, что, о Боже мой, реализация доходов не отражена, куча доходов, которые плательщик по решению суда должен был в виде штрафных санкций отразить. Как вы думаете, налоговый орган при этом, несмотря даже на уровень систем внутреннего контроля, на уровень системы управления рисками, какую оценку может дать всей СВК компании? Ну вот если такой факт случился, да, не работает. Не работает, и неважно, что вы там себе поставили 60, 68, 40, не дай Бог 100 или 98 и так далее. Для нас важно, что мы поймём, работает или не работает у вас система внутреннего контроля по факту реализации рисков. И как только вот такие вот банальные учётные риски реализуются, когда там документы вы нам представляете, там много очень примеров, да, очевидно, не надо даже смотреть туда, очевидно, что нет, не работает, и очевидно, что никакой там неуправляемый уровень и неконтролируемый. А какой? Ну максимум начальный. Конечно, мы старались всё это время поощрять стремление плательщиков, скажем так, ну по крайней мере, сильно не наказывать плательщиков при выявлении вот таких вот фактов. Но нужно понимать, я вам не просто так показывала все наши планы по публикации справочников по рискам и контролям, по публикации сервисов по рискам. Нужно понимать, что этот период закончился, и безусловно, когда мы публикуем информацию о риске, подразумевается, что компания выполняет реальные практические действия на своей стороне, чтобы этого риска у неё не было. Поэтому, в принципе, неважно, сколько у вас там будет одна система, две, одна контрольная процедура или две контрольные процедуры, которые будут эти риски выявлять и закрывать. Но если вдруг этот риск будет выявлен, это для вас прямое доказательство, что нет, не работает ни в коем случае от налогового органа, что налоговый орган посмотрит, позовёт вас и скажет: "Плательщик, твоя СВК самая лучшая". **Марина, тогда если резюмировать вот ваш ответ, я правильно ли вас понял? Я всё-таки добью этот вопрос: а что вы сделаете с хозяйственным субъектом по поводу СВК только тогда, когда у него загорится что-то красным в вашей части, и вы скажете: "Слушайте, ты тут пишешь, у тебя закрываешь этот риск, а у тебя тут красным горит"? Вот тогда вы реагируете, а до того момента, ну там какой бы мы СВК там не сделали у себя, ну если с точки зрения налоговой отчётности всё хорошо, то и всё хорошо? Ну так вот, если совсем по-человечески, я правильно понял?** На самом деле не совсем так, как бы это может показаться. Но на самом деле исследуется большой пул параметров. Как бы он просто, наверное, с точки зрения приоритизации последовательности шагов, наверное, не в первом шаге, где-то не в первом, не во втором. Но, скажем так, не только при реализации рисков и при рассмотрении запросов на мотивированное мнение, при анализе вашей налоговой нагрузки, при анализе всей истории запросов и публикации данных ваших витрины, при анализе количества уточнённых, например, деклараций, которых у вас там в среднем по 42 штуки в периоде. Это же всё говорит о том, что если вы, например, по НДС, сколько мы деклараций за год сдаём, и вот у нас в среднем 42 уточнённые налоговых деклараций, как вы думаете, работает СВК? Нет, нет. Вот видите, даже анализировать не надо, мы можем просто посмотреть динамику уточнённых налоговых деклараций, сразу будет понятно, что нет. Дальше есть объективные факторы, субъективные, там есть часть вопросов методологических. Я не говорю, что всё плохо, но там есть очень большой пул вопросов, который говорит о том, что не работают на том уровне, на котором бы мы хотели. Но мы понимаем, что даже если мы всем направим уведомление о том, что СВК не работает, навряд ли она на следующий день заработает. Поэтому мы и пошли по пути стандартизации рисков, контролей, регистров, таким образом, чтобы дать плательщику некий путь, направление, и чтобы последовать постепенно с плательщиком этот путь пройти, чтобы плательщик чётко понимал: вот риск, вот к нему какие контроли я должен сделать, вот я их закрою, дальше в регистр всё отправлю, регистр тут же проверится, результаты ко мне в рабочее место придут, попи сервис придут, всё сразу увидел результат, всё, дальше нормально, с этим отработал, к следующему перехожу. Да, то есть, ну в общем-то, вот он концепт такой. **Марина, спасибо большое!** **Итак, есть ли у нас ещё вопросы в зале? Один? Давайте, представьтесь и задавайте свой вопрос.** Здравствуйте, меня зовут Анна, я главный бухгалтер компании "Музыкант". У меня, возможно, такой странный покажется вопрос, но мне чисто своё любопытство удовлетворить. Хотела бы уточнить у налоговой, какая-то взаимосвязь со статистикой есть с точки зрения, если, например, становиться клиентом, ну как налоговый мониторинг. Да, вот будут ли какие-то, может быть, в будущем разработаны схемы, чтобы поменьше отчитываться в статистику, так как мы и так будем посылать данные о деятельности, ну и всё будет более-менее прозрачно. Ну просто на это уходит очень много времени, а с точки зрения оптимизации и экономии времени вот было бы интересно узнать, есть ли в планах что-то такое. **А вы вот роту не пробовали задавать вопрос?** Ну, видимо, есть смысл. А коллеги, конечно, задача оптимизации информационного обмена, она есть. Стоит, вот Стат с вас берёт немножко другие данные, немножко в других разрезах. Мы постоянно от тех наших участников налогового мониторинга слышим о том, что они не хотят заниматься тем, чем вы занимаетесь, вот и считают, что всё то, что они делают в рамках налогового мониторинга, можно вот просто туда и всё, и нормально. Вот, и я уверена, что как только вот эти вопросы начнут отрисовывать не только нам, но и Росстату, мы начнём как-то вырабатывать уже решение этого вопроса. Вот, потому что здесь всё-таки две стороны. Да, мы говорим про данные другого ведомства, и соответственно, тоже нужно, чтобы это ведомство захотело эти данные не у вас, а у кого-то другого. Поэтому, наверное, это здесь такой процесс, скажем так, и здесь нужно, наверное, и другой орган активно подключать, ну в диалог совместный. Мы со своей стороны готовы. **Спасибо!** **Спасибо большое за вопросы из зала. Я думаю, пока мы остановимся. Много поступило у нас и в онлайн-трансляции вопросов. Самые интересные, Марина Александровна, выберу один. Звучит так: будет ли у налоговых органов доступ к нашим договорам поставки, подряда? Как вы будете определять соответствие документов реальности, и будет ли возможность сравнения формулировки между заказчиком и подрядчиком? Насколько нам это поможет в плане принципа осмотрительности? Вот такие вопросы, они в одном, правда, сформулированы, но вот он такой большой получился.** Ну, очень странный вопрос. Такое ощущение, как будто плательщик предусматривает, что у него его версия договора одна, а у контрагента другая. Какой-то очень странный вопрос, да, там, наверное, и по суммам есть разница, там и нет, не написано у вас. Мне кажется, да, с этим надо поработать. Вот, но коллеги, для этого проводим. Давайте, так это не впрямую, скажем так, инструментарий прямо налого, это инструментарий обычного налогового контроля. Поэтому есть и встречные налоговые проверки, да, поэтому требуется информация не только у вас. Но если я в чём-то сомневаюсь, я иду, требую контрагента. В рамках налогового мониторинга мы используем эту инструментарию тоже активно, и в отношении наших участников поступают запросы на встречные проверки, и в отношении нашего, проводя налоговый мониторинг, эти вопросы, конечно, адресуем. И, конечно, мы всё это сверяем, проверяем. Поэтому, ну здесь инструмент активно используется. Единственное, что мы помним все, да, что с двадцать шестого года у нас встречные проверки уходят на XML формат. Мы все ждём прямой интеграции с АИ налог 3, и там мы действительно ждём, что мы придём к вот этой, скажем так, эффективности с точки зрения снижения объёма встречных налоговых проверок. Для нас это важно и к более качественной работе с встречными проверками. А в остальном это вот классический инструмент, конечно, запрашивают всегда, запрашивает налоговый орган. Как-то, ну странный вопрос. **Спасибо большое!** **Ну я думаю, ключевое резюме: обмануть налоговую не получится ни при каких обстоятельствах. Следующий вопрос: какие планы на витрину данных? Будут ли её развивать, предъявлять к ней дополнительные требования?** **А коллеги, ну дайте так по-честному. В нашем представлении там век аналитических витрин данных исчерпал себя. Вот это был период, когда мы присматриваемся к тому, как выстроен учёт на вашей стороне. Это для нас, ну с точки зрения пользователя, для нас приоритет — это наша цифровая интеграционная платформа, в которой работает налоговый орган. И для нас приоритет, чтобы налоговый орган работал в своей основной системе АИ налог 3. Поэтому мы фактически подключаем вашу систему АИС налог 3, таким образом, чтобы налоговый орган, проводя мероприятие налогового контроля, кроме стандартных функций АИ налог 3, мог, скажем так, до получать всю необходимую информацию, расшифровки, реестры и так далее, напрямую из своего интерфейса через вашу информационную систему к себе. Ну то есть просматривать всю эту информацию, работать с ней. На это приоритет витрины, как бы, ну плательщики создают прежде всего для того, чтобы фактически определить точку интеграции налог 3, чтобы собрать туда информацию, если у него нет единой учётной системы. Поэтому это тот инструментарий, который, скажем так, развивает плательщик на своей стороне для решения своих технических логических задач с точки зрения трений. Ну впрямую, наверное, да, мы предъявляем требования через сервис информационного взаимодействия, который у нас постоянно расширяется, и они охватывают всё более детальный объём данных, соответственно, массивы данных, которые должны быть в витрине, и то, как она их обрабатывает, соответственно, они постоянно уточняются через описание сценариев информационного взаимодействия.** **Спасибо большое!**
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий