![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
ПОЧЕМУ У ВАС НЕТ ХАРИЗМЫ? Эти ОШИБКИ делают ВСЕ | Нина Зверева
ruticker 06.03.2025 8:52:40 Текст распознан YouScriptor с канала Подкаст Глеба Соломина
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке ПОЧЕМУ У ВАС НЕТ ХАРИЗМЫ? Эти ОШИБКИ делают ВСЕ | Нина Зверева
**Людям-фрикам нравится...** И это сейчас прямо сплошь и рядом. Бывают харизматики со знаком плюс, бывают со знаком минус. Просто есть реальные алгоритмы действий. Мы перечислили практики, которые можно самостоятельно выполнять. Вот как регулярно он должен их выполнять. Ты хочешь, а то книг телеведущая. Нам всем приходится выступать перед своими коллегами, перед друзьями, перед родственниками. И как это делать эффективно? На самом деле, подумать, что ты хочешь сказать — это первый шаг. Что ты хочешь сказать? А как подумать об этом? Какой вопрос себе задать? Ты хочешь, чтобы люди, перед которыми ты выступаешь, ушли с какой мыслью? Чтобы они поняли, что... Вот когда ты будешь отвечать на этот вопрос через людей, которые сидят в зале, ты ответишь на него правильно. Когда ты будешь отвечать на вопрос "Что я хочу сказать?", ты ответишь на него неправильно. Мы же не сами с тобой разговариваем. **Важно задать вопрос:** Почему эти люди будут тебя слушать и с чем они уйдут? У нас есть такая загадка. Я начинаю с неё часто: главное не то, что вы сказали, главное то, что люди дальше... *Многоточие*... запомнят. Правильно? Умница! Редко так говорят. Глеб говорит: "Услышат". Я говорю: "Ну, услышат и забудут". Говорят: "Поймут". Ну, поймут и забудут. А вот запомнят — значит, не забудут. Я для подкаста ставлю такую цель: обычно вот что конкретно из этого выпуска зрители запомнят. Ну, поэтому у тебя хорошо получается, у тебя отличный прирост, я тебя поздравляю. Ты говорила, что для того чтобы запомниться, обязательно... Ну, может быть, не обязательно, желательно в начале добавить немножко юмора. В начале, в середине или в финале пошутить — это очень важно. **У меня формула хорошего выступления звучит как:** *Коротко, весело и понятно.* То есть коротко — это очень важно, не тянуть резину и не говорить лишних слов. Весело — это очень важно, пошутить, потому что когда люди смеются, они вас любят. А понятно? Но иначе как ты выступил, тебя никто не запомнит, если было непонятно. А вот что дополнительно может притягивать к тебе людей? Вот можно назвать это, наверное, словом *харизма*. Даже почему кто-то харизматичный, а кто-то нет? В чём разница? Харизма — это очень такое слово приятное, модное, но очень по-разному его все определяют. Я этим занимаюсь специально, потому что я этому учу. Но это когда вы невольно хотите следовать за человеком, когда вы знаете, что на него можно опереться, или когда он занимает всё пространство в комнате. Это же очень разные люди. Бывают харизматики со знаком плюс, бывают со знаком минус. Для меня, когда я искала всё-таки определение, самое короткое — это всё-таки по-настоящему уверенный в себе человек. Он может быть очень неприятным вам человеком, по-настоящему уверенным, но он харизматик безусловно в этом смысле. Например, я всегда была человеком, который не любил Жириновского. Я много раз брала у него интервью, и мне он был неприятен, но нельзя отказать ему в харизме. Вот эта уверенность — это что-то врождённое или есть всё-таки возможность это воспитать в себе? **Конечно, можно воспитать.** Мне кажется, вообще, Глеб, в себе всё можно воспитать, абсолютно всё. Ну, абсолютно всё и научиться всему. Просто если совсем нет способностей, то значит, надо больше поработать. И тебе что-то даётся легко, да, что-то надо долго поработать. Вопрос: надо ли? Я не знаю, надо ли всем быть лидерами. Я вообще с трудом представляю себе такое общество, в котором все лидеры. Надо ли всем быть харизматичными? Не знаю. Ну, люди, которые к чему-то стремятся, которые хотят... Ну, разберём именно такой пример: которые хотят каких-то достижений в карьере, им в любом случае нужно выступать, им в любом случае нужно располагать к себе людей. И тут, конечно, элемент харизмы играет роль. Этот аспект нужно развивать. Соответственно, нужно развивать уверенность в себе. **Как это делать?** Ну вот ты правильно сказал, если ставишь такую цель. Да, и если ты без этого не можешь быть счастливым, то, наверное, нужно ведь узнать себя, свои какие-то сильные стороны — вот это очень важно. А дальше спокойно следовать какому-то своему предназначению. Я всегда знала, что у меня есть лидерские качества и что я могу руководить. С детства я была председателем совета дружины, там всеми на свете, комсомольцами и секретарями партийных организаций, и люди за мной шли. Я была настоящим лидером. Но настало время, когда я отказалась легко от очень больших серьёзных лидерских предложений, потому что я поняла, что я счастлива в передаче каких-то своих секретов и формул, и в формулировке этих формул. Это меня вот больше, больше нравит. И я осталась, наверное, все лидерские качества у меня есть, у меня команда, и я там лидер. Но я вот совершенно не жалею, что не стала ректором там огромного института в Москве и ещё много чем. Ну да, там прямо уговаривали, не знаю как, и там были огромные деньги, персональные машины и водители. Нет, то есть надо ещё понимать, ты счастлив в этом или нет. **Могу ли я сделать тогда следующий вывод?** Что на пересечении своих сильных сторон и своих ценностей, если мы, соответственно, вот это подмножество начинаем взращивать в этой сфере, работать, тогда у нас может и уверенность в себе появляться, и органика, которая необходима, чтобы, соответственно, мотивировать людей. **Герой нашего выпуска** — это настоящий лидер, который должен уметь вдохновлять людей, показать им свет в конце тоннеля и придать нужный импульс в любой работе. Это правило применимо абсолютно везде, в том числе и в бизнесе, и в деле любого масштаба. Таким лидером вполне может быть финансовый директор — это тот человек, от которого зависит стратегический подход к эффективному управлению финансами, улучшение прибыльности и устойчивый рост компании. Освоить навыки финансового директора, чтобы получить повышение или наладить процессы в своём бизнесе, вы можете на курсе "Финансовый директор" от Академии Эдисон. Вы попрактикуетесь в реальных задачах Финансового директора и получите практические навыки всего за 4 месяца. Обучают на курсе преподаватели-практики с десятилетним опытом работы в разных отраслях. Академия предоставляет бессрочный доступ к контенту и обновлениям, чтобы в любой момент вы смогли обновить свои знания. Контакты лучших направят в компании-партнёры. А если вы только начинаете карьеру в финансах, вам предложат пройти оплачиваемую стажировку. Оставьте заявку с моим промокодом "Соломин" и получите скидку на курс в 70%, а также второй курс на выбор и возможность встретиться с экспертом по финансовой стратегии в подарок. **Как с этим бороться?** И нужно ли вообще бороться? Потому что я знаю, что многие люди не могут это пересилить и вообще отказываются от публичных выступлений, при том что это, ну, для них стоп в карьере, стоп в личном развитии. И, ну, то есть если у них цель всё-таки подняться на социальном лифте, им нужно научиться это делать. Вот как убрать этот страх и как с ним работать? Когда ты это говоришь, я думаю: "Господи, как хорошо! Он никогда не закончится, работа, фронт работы для меня и для моих тренеров". 70% людей боятся выступать публично, и любой, кто боится, может научиться и в нашей школе, и у моих тренеров, и у меня. Любой, любой абсолютно, потому что это надо сделать для человека. **Территория безопасных ошибок** на тренингах или в школе онлайн — перед группой выступать уже знаешь. Нет, почему? Он может сам. Мы делаем очень... У меня же очень хитро устроена онлайн-школа: ты себя записываешь на телефон и отправляешь наставнику, и наставник говорит, что так, что не так. Записываешь дома себя на телефон — это такой первый шаг, который ты можешь сделать. Но 10 записей, 10 уроков, и вот ты уже понимаешь, с чего начинать и чем заканчивать. Как волнение — помощник, но в определённой степени, если оно захлестывает и ты не можешь говорить и дышать, то уже трудно назвать волнение помощником. Это "бей, беги, замри", как известно, несколько реакций, потому что там адреналин и кортизол. Но ты же сам понимаешь, что адреналин нужен. Не дай бог, если человек не волнуется. Болтуны не волнуются, они всегда могут что-то там наболтать. Этот опять будет там языком молоть, никто не слушает. Люди, у которых нет содержания какого-то, да, а те, у кого есть содержание, они всегда будут напрягаться, потому что они хотят стать лучшей версией себя. А тут люди, и, конечно, страшно, потому что на тебя смотрят, и потому что ты в этом не так хорош, как тебе хотелось бы, и это тебя вот совершенно сбивает, собственно, амбиции, душит. Конечно, конечно. Ну и просто да, что-то забыл, голос дрожит, там, я не знаю, коленки дрожат, ладошки потеют. Вот первое, с чего я начинаю, я показываю человеку. Я же записываю обычно своих учеников, что этого никто не видит. Это же очень просто показать группе. У тебя там, скажем, 10 человек. Перед тем, как люди выйдут выступать, я прошу их на листочке написать степень волнения, и там по графе 100 они пишут 95, 98. А дальше я спрашиваю людей по графе 100. Ну, тоже даю листочки, чтобы каждый написал. Да, а там за десятку не выходит. Да, и они сами видят: нормальный чувак говорит: "Да, всё нормально с ним". Они сами себя на экране видят. А что такое? А где, если ты способен произносить слова и следить за логикой, то с тобой всё в порядке. И, конечно, в некотором смысле вот этот подъём изнутри, вот эта концентрация — это энергия, которую люди чувствуют. Как желание поработать для них, понимаешь? Без энергетического такого обмена ничего не будет. Если мы говорим про какие-то малые залы или про какие-то стадионы, есть ли вообще различия в практиках, как работать со своей неуверенностью и волнением? Ну, на стадионы всё-таки не выходят люди, которые прямо совсем-совсем никогда не выступали. Некоторые митинги, я видела, когда ещё были митинги в Москве, я видела неуверенных там спикеров, которые туда пригласили, но они не ожидали, что это так трудно. Существуют для стадионов и для митингов, конечно, это должно быть почти что всё выучено наизусть, очень коротко. Это такие... То есть это не тезисно. Нет, конечно. И, конечно, это какие-то речёвки должны быть. Митинг хорош, когда люди чего-то кричат. Поэтому надо говорить там: "Мы любим свой город! Да или нет?" Да, на дне города. И вот я как, я советую мэром, да? Ну, это же прекрасно! Молодёжь, сейчас я слушаю только вас! Вы уедете отсюда? Да или нет? А если ты выступаешь с какой-то лекции? Я знаю, что бывают с лекциями на стадионах, выступают, были такие случаи. Ну, это проповеди, это не лекции. Это типа Тони Робинсона или какие-то проповедники. Ну, конечно, он всё знает наизусть, там всё приготовлено, и там тоже очень много интерактивного общения с аудиторией. Я смотрела, я не была ни разу, но я смотрела, как он это делает. Он владеет этой... Вот сейчас мне предстоит тоже 3.000 человек в зале. Я очень хочу. У меня и 5.000 было, и 15 было. Я это очень люблю. Чем больше людей, тем... Это же, знаешь, на телевидении. Я привыкла выступать перед миллионами, а тут вживую, там много тысяч людей. Ну, всё равно разница. Ты же не видишь этих людей, когда выступаешь на миллионы. Ну, прекрасно видеть людей, мне нравится. Я их не боюсь, и я знаю, что они пришли именно послушать меня, и я не должна их разочаровать. Я не должна сказать то, что они могут найти у меня на моём Ютубе, ещё на каком-то ресурсе. То есть я должна приготовить что-то свежее, новое. Я об этом думаю, я готовлюсь. **А какие-то ситуации с провальными выступлениями случались?** Конечно, самое провальное выступление у меня было на свадьбе собственного сына. А что там произошло? Я начала рассказывать истории про Петю и его девушек, и вообще как и про его девушек в том числе. Да, но это всё было, конечно, продумано. Всё это было в честь нашей невестки, всё это было не обидно, как и всё было продумано. Но я не ожидала, что я буду говорить, по-моему, минут 30. Я говорила, там люди сначала подняли рюмки, потом их поставили, потом они стали смотреть на еду, потом начали потихоньку есть. Вот провальное было выступление — слишком долгое. То есть самое важное — ещё не затянуть, конечно, уж особенно тост. **А вот ещё бывают такие случаи, когда ты выступаешь, и кто-то встаёт и начинает...** Или ругаться, по-моему, в Америке "кле" называют, то есть что-то выкрикивать. Вот как с теми в реальной жизни? Всегда я беру помощь зала. Я же люблю людей, вот которые здесь у меня в зале. Я даже этого, который выкрикивает, тоже люблю. У меня нет ненависти ни к кому. Но я говорю: "Знаете, вот этот парень уже третий раз задаёт вопрос, на который вроде один раз ответила. Если весь зал решит, что мы должны сейчас вступить в... бу, во раче делать, как вы решите? Но если вы решите иначе, то помогите мне, пожалуйста, потому что мне туда идти далеко, а вам близко". И дальше зал голосует, чтобы я дальше вела урок. И что ему дальше остаётся делать? Как правило, они сами уходят, или рядом сидящие люди говорят очень жёстко: "Ты нам мешаешь". Потому что поначалу для людей это развлечение. Ну, как опытного спикера, который учит других спикеров, тут пытаются, значит, это самое, согнать со сцены. А потом, когда они понимают, что... У меня очень много таких методов, как справиться с неожиданными и неприятными людьми. **А какие ещё методы можно сказать?** Так, мне очень интересно ответить на ваши вопросы, на любые. И я собиралась уйти после лекции, но я встану ради вас, дам вам свой личный телефон, и мы пообщаемся. И это будет уже через 20 минут. Как после этого, что он может делать? Через 20 минут уже подойдёт ко мне, но он уже будет совсем не тот, он уже сдуется, потому что он именно там хороший. Я думал, что через 20 минут вы просто уйдёте. Это такая обманка. Нет, нет, почему? Ну, я же не боюсь никого. Если обещал, надо сделать. Но просто он уже совсем... Ему нужна была публика. Ему надо было выступить на публике, нужен был зритель. На самом деле, это классная методика. Надо запомнить. Вот, а ещё я спрашиваю совершенно неожиданные вопросы. Задаю, потому что люди не привыкли, когда задают вопросы. Что им зададут вопрос? Я могу сказать: "А почему в чёрном у вас траур? У вас поэтому настроение такое плохое?" Вы в чёрном. Совершенно теряется человек. И "А сколько вам лет?" Ну, любой вопрос. Человек, который задаёт вопрос, тоже, чтобы... Ну, тролль вообще есть у моего партнёра и соавтора Светланы Кони. И книга "Логия". Там пять способов, как справиться с троллями. И везде эти способы основаны на том, что ты сохраняешь достоинство, просто абсолютно его не теряешь. **Вот свои личные правила стоит соблюдать?** Может быть, они у вас есть, чтобы всегда сохранять своё достоинство? Допустим, когда вы брали интервью у Жириновского, было ли такое, что он как-то пытался вас задавить или начать рулить интервью? Конечно, публичные политики довольно быстро понимают. А я многих этому учила, что они выигрывают, если они поворачиваются на камеру и игнорируют журналиста. Жириновский был мастер на камеру. Конечно, я задаю один вопрос, он отвечает на другой, глядя в камеру. Почему выигрывает? Аудитория же может его... Ну, неадекватным политикам. Ну, ты что, как же неадекватно? Если я смотрю сейчас вот камеру, люди видят мои глаза, когда смотрю на тебя. Люди видят меня чуть-чуть полупрофиль, я не смотрю им в глаза. Люди любят, когда смотрят им в глаза. Если политик работает чётко на камеру, на объектив, как работает Зюганов всю жизнь и Жириновский, ну и все, кого мы знаем. Но я этому и учу начинающих политиков. Иногда, когда вы хотите обратиться к людям, точно надо разворачиваться на камеру и говорить туда, не разговаривать с кем-то, а разговаривать напрямую. Жириновский всегда разговаривал напрямую. Какой бы вопрос ты ни задавал, он отвечает, хочет сам туда, людям. Поэтому, конечно, это было очень сложно. Но нету такой ситуации, в которой умный человек сразу готовится проиграть. Нет, ну сражение так, сражение. А я сделала тогда с режиссёром Сергеем Соседки программу. Она у меня, по-моему, даже ездит, где мы просто взяли несколько интервью Жириновского, и его спрашивают там, о чём у него, я не знаю, больше всего, как у политика, заботы. Он говорит: "Беспризорники в Москве, там валяются, там на каждой дороге, где беспризорники, на каждой дороге, даже в девяностые этого не было". А когда потом его спрашивают про безобразие в Москве? "Нет, безобразия". Вот просто это в один день может происходить. Он говорит: "Вот, кстати, умел чувствовать целевую аудиторию, потому что колхозникам он впаривал вообще какие-то страшные цифры и жуткие там, а научным работникам он был очень осторожен, потому что это можно проверить". Хотя тогда не было интернета, здесь должна была быть реклама, но этот слот выкупила точка, чтобы вы не отвлекались от главного. Точка — тот самый банк для предпринимателей и предприятий. Мне вот интересно обсудить это как феномен. Вот как вы думаете, почему он так нравится людям? Почему он запоминается? Почему видео с ним хотят включать и смотреть? Почему он был всегда желанным гостем для всех ведущих? Он поднимает рейтинг. Не то что там для Светланы Кинти, Сорокина, и он был желанным гостем. Но если приходит Жириновский, он поднимает рейтинг. Почему? Людям фрики нравятся, очень нравятся фрики. И это сейчас прямо сплошь и рядом. А Трамп чем больше он всего на говорит такого... Да, прикольно. И я знала многих очень умных, образованных людей, которые по приколу голосовали за Жириновского. Ну, посмотрим, что там дальше будет в этой политике. Пусть там будет один такой весёлый человек, не скучно. **Люди боятся скучного.** Вот скучно быть нельзя, когда к вам приходят такие люди. Ну, наверное, известные политики, бизнесмены, что они в первую очередь просят от вас? Какую цель они ставят перед собой? Ну, не выглядеть глупо, не выглядеть и не быть глупее, тупее, скучнее, чем ты есть в жизни. Людям хочется воплотиться как-то в публичных выступлениях, и у них не получается. Они понимают, что это опция, им что они в этом не сильны. Тоже ведь хотят быть самими собой. На самом деле интересные очень случаи бывают. Вот я не знаю, сколько можно, некоторые фамилии могу назвать, могу... давай не буду называть фамилию. Но парень богатый и сын богатого бизнесмена, и сам уже очень богатый бизнесмен, и самостоятельно ему 27 лет, у него двое детей, у него прекрасная жена. И он сказал мне сразу: "Я никогда не готовлюсь с Виталь. Я выступаю спонтанно. Мне так легче. Я очень волнуюсь, если начинаю готовиться. Я выступаю гораздо хуже. Я начинаю читать бумажки, когда читаю бумажки, вижу, что меня никто не слушает. Поэтому я вижу, люди, глаза, и я говорю то, что вот в этот момент приходит". И мне говорят, что "Я выступаю неплохо". Я говорю: "Значит, будем учиться готовиться". Ты как-то не так готовишься, и нам надо это сложить, подготовку и удачное выступление. Совсем недавно, мы работаем уже 2 года, совсем недавно он мне сказал: "Да что ж такое, Виталь, я так долго готовлюсь, у меня столько времени уходит". Я говорю: "И самый лучший вопрос — это буква "И". Если её правильно сказать, это я тоже Сашу своего научила. И потому что вопросы надо же тоже уметь задавать". И он говорит: "И так классно получается, я уже не могу не готовиться". Я пришла недавно в её офис, а у неё как раз была встреча с коллективом, совсем коллективом. Так меня охранники там, я не знаю, сумку мне несли, двери открывали. "Го, это вы, это вы учите вот нашего лидера выступать?" У нас было такое собрание, они переехали в новый офис. И он мне говорит: "Мы переехали в новый офис, мне надо что-то сказать людям". Я говорю: "Так, и что бы ты хотел сказать людям?" "Ну, слушайте, мы вложили большие деньги, вот всем должно быть удобно работать". Ну, как-то, я как-то так звучит всё скучновато. Я говорю: "Да, Саша, что-то скучновато". Я говорю: "Давай разберём плюсы и минусы для людей от нового офиса". "Угу, давай". Он говорит: "Давайте, сколько?" Я говорю: "Ну, ты знаешь мою любовь к триаде". И мы взяли три крупных плюса офиса, три крупных минуса офиса нового, потому что люди же привыкли. Кстати, это первый минус — привычка. Да, и там было где машину поставить, здесь негде, центр Москвы, центр Москвы — это... И плюс. И дальше мы начали работать с минусами, мы начали менять минусы на плюсы. И вот у него была такая речь. Он рассказал, какие плюсы, какие минусы и как можно минусы поменять на плюсы. Ну, дальше шутки же нужны. А это жено Василия, и у нас прекрасная шутка была, сама её придумала, очень горжусь. Шутка была такая: "Я не принёс сюда кошку на новоселье, потому что на ваших столах слишком много мышек". По-моему, хороший, нормально, а там тысячи людей в компании. Ну вот, то есть он принципиально по-другому начал готовиться. Первое — это какой-то конструктивный подход к новой ситуации, то есть выделил плюсы и минусы. Второе — это придумать шутку. А вот что алгоритм подготовки? Это первое, что ты хочешь. Какая твоя цель? Цель, конечно, поднять энтузиазм и, конечно, показать вклад. Он частник, это его большущий вклад в качество жизни сотрудников. Это была его цель, чтобы они оценили правильно. **Очень важно понять цель.** Какой целью ты поступаешь? Дальше надо понимать, через какие инструменты ты эту цель докажешь. Ты можешь сказать: "Я вложил сюда миллионы, миллиарды, а вы вот не цените". Вот плохое выступление, абсолютно ужасно. Нам же надо вот это вот всё, ребята, я верю в вас, я вас люблю. Без вас я никто. Вот это *ВС* очень важно. Дальше раза, почему и как. Вот сейчас мы будем жить, какой жизнью будем жить. И чуть-чуть там в финале было: "Планы сейчас на будущее компании". Как же об этом надо напоминать, когда у тебя 1.000 человек? И так возникает выступление. Твоя цель, дальше что ты хочешь сказать, дальше быстрое начало. Начало должно быть очень быстрое и желательно такое, чтобы все улыбнулись. Ну вот, например, меня по-прежнему зовут там Александр и там его фамилия. Да, хорошее начало, потому что все знают, как его зовут. Но обязательно надо, кстати, назвать своё имя — это очень важно. Вроде ничего не изменилось, там у нас ничего, у нас вроде ничего не изменилось. Меня по-прежнему зовут так-то. Вы по-прежнему работаете в этой компании? Да, но изменилось всё. Совсем другое восприятие. **Абсолютно быстрое начало.** Да, обязательно где-то должна быть метафора, где-то должна быть шутка и логика, и люди должны получить, как я называю, это мясо. Да, то есть вот разбор плюсов и минусов нового офиса публичный. Я говорю: "Саша, чем ты думаешь, каждый день все обсуждают плюсы и минусы офиса, так сделай это публично, скажи это с твоей точки зрения". Как? Ну вот такое было выступление. Но мы с ним точно так же очень внимательно готовили выступление на свадьбе его друга. А вот ещё, пока мы остаёмся в офисе, какой-то элемент интерактива стоит добавлять? За интерактива сейчас вообще нельзя, конечно. И интерактив — это совсем не обязательно. Поднятие рук и крики с мест — это может быть просто построение твоей речи. Я не представляю, как можно построить речь, чтобы интерактив возник. Сейчас я сказала и замолчала, и ты начал думать. Или, например, я спросила тебя сейчас, задам тебе вопрос, какой-нибудь. Почему ты в чёрном? Нет, это я уж так, просто пришлось к слову. Вот такой зам вопрос. Какой самый... **Самое трудное, наверное, коротко.** А может быть, понятно. Честно говоря, не знаю. А зачем так быстро отвечаешь? Ну, я сначала подумал, что ты знаешь, как правильно отвечать на вопрос. Как повторить слух вопрос? Когда ты повторяешь слух вопрос, ты его начинаешь осознавать и даёшь мозгу задание. Так быстро отвечать вообще не надо. Я часто своих учеников держу за ладошки, за их тёплые, и только когда отпускаю, они начинают отвечать. А до этого они отвечают, как ты. **Гораздо лучше и гораздо более коротко.** Вообще, столько много приёмов. Вот сегодня придёт ко мне парень, я прямо его уже люблю. У него опять есть шанс стать моим любимым учеником, потому что он пришёл и сказал: "Сделайте из меня другого, пожалуйста". Я говорю: "Если ты понимаешь, какого другого, то у нас путь будет лёгкий". Он говорит: "Я скучный, я сам это понимаю, я готовлюсь, я пишу, я иногда запоминаю всё". Я говорю: "Всё по делу". У него большая компания, он девелопер, но он скучный. **Я говорю:** "Ну, всё, полдела сделано, уже проблема поставлена". Самое трудное — как раз весёлость. Вот это самое трудное. Шутку можно забыть, шутку можно неправильно рассказать, шутку можно подать так, что над ней никто не будет смеяться. Люди безумно боятся, что они как бы хотели, чтобы люди смеялись. Это страшный сон стендапера. **Есть ли какая-то инструкция, практические советы, как быть весёлым?** Ну, всё ведь требует опыта. И территория безопасных ошибок — это работа с коучем, с учителем, работа в школе, работа на тренингах. Это территория безопасных ошибок. Мы без ошибок не научимся, правильно? Мы должны сделать ошибку. **А как мы переживаем потом ошибки, если они публичные?** Мы очень тяжело их переживаем. Мы встали с тостом, и мы забыли, за что пьём. Да, это тяжело. "Сади, никогда больше не буду говорить". Да, поэтому шутку надо проверить на своих. Нашли хорошую шутку, она вам подходит? Нашли её в интернете? В интернете очень много хороших шуток. Выйдите на кухню к своим и попробуйте с ними. Будут смеяться или не будут? Это первая обкатка материала. Попробуйте на сотрудниках тоже. Им расскажите, как смешно, не смешно. **Хорошо, все говорят, что смешно, но вы пришли, наконец, выступать.** Это плохо. Поэтому я всегда говорю, что рэпер слово шутки должно быть у вас в тезисах. Хотя бы одно слово, чтобы не забыть. Шутка всегда выпадает из памяти как ненужный элемент, а на самом деле это очень нужный элемент. Вот поэтому у Саши в тезисах было написано "кошка". Я не принёс сюда кошку, потому что здесь слишком много мышек. А так бы, может быть, и забыл бы сказать. **Но тезисы — это набор слов, которые никто не поймёт, кроме спикера.** И структура выступления, структура очень важна. Итак, у тебя хорошая шутка, она прямо подходит, она хорошо зашла. Ты решил с неё начать, и ты с неё начал, и никто не смеётся. Так себе начало. Да, очень плохо. Да, что надо делать? Надо комментировать всё, что с тобой происходит. Вообще это спасение всегда. Ты всё забыл, у тебя нету ручки, у тебя не пошёл слайд. Всё, что происходит, люди это видят. **Но если ты сам начинаешь об этом рассказывать вслух и смеяться,** тебя полюбят больше. То есть я тебе открою тайну: иногда я учу людей проваливаться чуть-чуть, что-то терять, что-то забывать. Потому что таких правильных, безупречных не любят. **А можно ли специально это сделать во время выступления?** Конечно, можно. Если ты опытный спикер, ты можешь уронить ручку и сказать: "Ну вот, всё-таки волнуюсь". И вот уже ты волнуешься. Ага, и я волнуюсь. Значит, мы с тобой одной группы крови. **Также вы сказали, что нужно говорить коротко.** Вот как это правильно делать, чтобы не упустить важное? Очень хороший вопрос. Давай я тебе дам сейчас семь слов ровно. Семь. Я буду считать. Семь слов. Опиши семью словами, что здесь происходит. **Сейчас я двумя могу.** Давай, записываем подкаст. Ты знаешь, сколько подкастов записывается сейчас в Москве? Много, везде, и хороших, и плохих, ни о чём не говорит. **Ну да.** Хорошо, сейчас подумаем. Записываем подкаст с Ниной Зверевой. Пять слов прошло. Про... Ну, это какая-то, знаешь, анонс какой-то. Про что? Я хотел больше слов сказать про выступление, наверное. **Смотри, как всё по-другому.** Если Глеб, я начинаю: "Глеб, подкаст, много вопросов". Слушай, это отлично, переходи на отдельные слова, сразу образ формируется классно. **Ну, можно говорить так.** Каждый год мы любим совершать туристические поездки по России. Мы очень любим природу, и я люблю видеть, как мои дети изучают природу. Вместе с... иногда мы идём пешком, иногда на велосипедах, иногда на байдарках. **А можно сказать не так?** Можно сказать: "Лето, речка, солнце, дети, байда". После каждого слова точка. Да, конечно. Конечно, получается коротко, весело и понятно. **Ну, во время выступления ты же не будешь так разговаривать.** У меня все разговаривают исключительно существительными. Реже используют прилагательные. **Давайте раскроем, почему так.** Вот я только что раскрыла. Почему не стоит использовать прилагательные? Вот хочется, чтобы вы высказали это сейчас. А потому что мы одни и те же слова говорим. У нас всё-таки существительных очень много, и они же фактология. Интересный, замечательный, эксклюзивный, уникальный. Уникальный у товара в уникальной реме. Это мы нере. Поэтому прилагательные не работают. **А надо говорить только те слова, которые имеют значение, которые работают.** Вообще я занимаюсь исключительно подбором слов. Слов — это ведь материал, тот самый материал, без которого ты никогда не обойдёшься. Твоя речь состоит из слов. **И для письменной тоже.** И для письменной, конечно. Сейчас тоже модно короткие фразы. Эти вот красивые, цветистые. Где, что бы, потому что, который, который, который. Вот ты спросил про мою маму. Я могу сказать: "Моя мама была тем самым педагогом, который в городе тогда Горьком открыл первую школу физмат лицей и сама преподавала там физику". **Причём все её ученики говорили, что она преподаёт не столько физику, сколько жизнь.** А очень многие из них стали победителями международных олимпиад по физике и всемирных олимпиад по физике. Мы как-то с ней считали её академиков, её докторов наук и сбились со счёта, которых она вырастила. Потому что ребята после этой школы шли прямиком в физику. Она защитила кандидатскую диссертацию, потом докторскую, будучи учителем. **Я могу много рассказывать про маму.** И в принципе факты есть, и это всё впечатляет. Могу рассказать об этом за полминуты. А я в шоке. Я могу сказать так: "150 см роста, всегда каблучки, трикотажный костюмчик". **Секунду, в секунду открывается дверь, а в классе уже все сидят.** Она проходит задней стене класса и даёт первую задачку. А дальше весь класс у доски, а она хохочет. Она делила доску на три-четыре части и вызывала разных своих четырёх учеников, которые решали эту задачку разными путями. А дальше она говорила: "Надо же, я знала только один путь, оказывается, их много". Весёлая, умная, своя. **Когда разговариваешь, ещё часто возникает проблема со словами-паразитами.** Как бороться с ними? Ну, надо, во-первых, себе диагностику устроить. Послушать, как ты говоришь. И если ты чувствуешь, что у тебя там слова, которые никак не цепляют, слова, которые давно не работают, слова, которые от частого употребления просто стёрлись. **Но всякий деловой сленг я ненавижу.** Потому что нет русского канцелярского языка. Мы показываем обычно на тренингах слайд, где можно читать слова слева направо, справа налево, снизу вверх и сверху вниз. Таким образом, это решение является основным фактором, который помогает развить некоторые тенденции, которые управляют процессами. **Да, или там дорожные карты, повестки, там и всякие глупости.** Другие очень скучные люди любят разговорный литературный язык. И проверка очень простая: если ты можешь так, как ты выступаешь со сцены, разговаривать со своим другом, то с тобой всё в порядке. **Если так, как ты выступаешь со сцены, или перед своим коллективом, ты никогда не будешь разговаривать с другом, значит, что-то с этим не так.** Вы точно сталкивались с ситуацией, когда говоришь себе: "Ещё пару минут, и лягу спать", и пропадаешь ещё на несколько часов за просмотром рилсов, тиктоков и так далее? Конечно же, это отвлекает от тревоги и переносит в какое-то состояние лёгкости. **Ведь это быстрый приятный дофамин и иллюзорное ощущение комфорта и счастья.** Наш мозг требует с каждым разом всё больше, так как это типичное привыкание к потоку, от которого настоящая жизнь пролетает мимо. Как итог, появляется тревожность в банальных задачах и напряжённость в общении с родными и близкими. **Моё мнение, с такой проблемой можно и нужно работать.** В такие моменты психологи рекомендуют себе задавать вопросы: "Что я чувствую? Чего мне не хватает? От чего убегаю?" Психотерапия помогает понять себя, свои желания и расставить приоритеты. И, конечно же, важно найти близкого тебе специалиста, который поможет понять источники тревог и разобраться с твоими эмоциями. **С этим может помочь сервис психотерапии Zigmund.** У бренда недавно случился ребрендинг. Главная идея которого — счастье в неидеальном мире. Миссия сервиса — создавать заботливое и поддерживающее пространство, в котором можно научиться принимать свой жизненный опыт и делать выбор в пользу собственного счастья. Индивидуальные, парные, подростковые и коучинг-сессии. А с промокодом "Соломин" скидка 15% на первую консультацию. Обращайтесь в Zigmund и начните путь гармонии и счастья уже сегодня. **Если ты определил, что у тебя есть проблема со словами-паразитами, то какие могут быть вообще упражнения, чтобы с этим справиться?** Ну, иногда люди к себе очень критичны. Ну вот есть, которые говорят: "Ну вот", или просто "вот". Есть, которые говорят: "Итак". Например, у меня было очень долго. Мне телезрители писали, что "Нина Витальевна, вы часто говорите 'и так'". Я любила подводить итог. **Итак, я стала следить за собой.** Но ругать себя не надо. Какие-то словечки, "всё равно", "пролезу". Мы не можем идеально говорить. Я ещё раз скажу, что идеально — это тоже не означает хорошее. Где-то должна быть щербинка. По две России не найдётся две пары стройных женских ног. **И у того же Пушкина без грамматической ошибки.** Я русской речи не люблю, но тут всё имеет значение. Баланс и количество. Если вы записали себя на диктофон, слушаете себя, и... Уте, с этим надо что-то делать. Это тоже первый шаг. В следующий раз, когда вы поставите диктофон, вы будете уже думать над словами. **На самом деле, очень маленький запас слов.** Запас слов надо расширять. Лучший способ — учить стихотворение наизусть. Это помогает именно наизусть, потому что чтение книг не помогает. Глазами увидите одно. Сильная память хорошо работает. **Возможно, а вот стихии наизусть помогают.** Потому что эти слова, которые вы знаете наизусть, они пополняют вашу активную память. А каких авторов? Мне кажется, всё равно не каждого автора стоит учить наизусть. **Например, у меня любимые — это те, которых, наверное, вы уже и не знаете.** Потому что всё-таки Евтушенко, знала всего наизусть. Там Леонида Мартынова, Рождественского, Вознесенского. Я сама же пишу, это тоже очень полезное упражнение — писать стихи. У меня очень много стихов, но я не считаю себя никак поэтом. Это совсем другое звание. **Мне очень нравится работа над словом.** Это работа над словом, когда ты пишешь ритм и рифму. Что такое стих? Это ритм и рифма. Ты начинаешь подбирать слова. Но если ты совсем не хочешь писать стихи, то возьми просто одно слово. **Например, самопрезентация за 10 минут.** Сколько ты сотворишь новых слов из этих букв? Если больше 30 за 10 минут, я тебя поздравляю, это нормальный результат. Но у меня были люди, которые делали сотню слов из одного слова самопрезентации за 10 минут. И, как правило, это люди, которые владеют очень большим словарным запасом. **Если ты хочешь красиво говорить, у тебя должен быть выбор.** Получается, мы берём какое-то слово, допустим, часто слово "коллеги". Да, повторяется. Ну, не надо вообще говорить "нет". Если ты хочешь развить себе словарный запас, то бери слово "подкаст". Подкаст. И сколько ты сделаешь из него новых слов? **Мне про это часто в комментариях пишут:** "Зачем ты взял это слово? Русских нет, что ли?" И начинают нам предлагать разговоры, интервью, беседы и так далее. Это с этим словом. Я очень хорошо знаком. **Уже и в этот момент, когда ты подбираешь новые слова, ты должен себя как-то записывать или как-то фиксировать.** То есть это такой свободный формат. Как вообще? Ну, начнём с того, что возьми словарь синонимов. И прежде чем сказать какую-то свою вступительную речь или финальную речь, или просто подготовить какую-то речь, подумай об этом. **Да, что такое мой подкаст?** Подумай об этом. Да, что такое мой подкаст? И когда ты будешь искать слова, для кого? Я обращаюсь: "Кто моя целевая аудитория?" Да, почему у меня так хорошо идёт прирост? Почему вот на эти вопросы, когда будешь отвечать, посмотри в словаре синонимов. **К тому же подкасту сколько есть синонимов?** Действительно интересно. Посмотри, сколько есть синоним слова "аудитория", "целевая аудитория". Потому что ты поймёшь, что их много, этих слов. **И если... Ну уж прости.** Да, у меня их там, я не знаю, наверное, в активной памяти 30.000. Не меньше. Как-то меня проверяли, какой-то счётчик был такой, сколько я знаю синонимов, сколько я знаю там разных вариантов. Да, слов. Это красивая речь. **Получается, красивую речь очень приятно слушать.** Меня нельзя сбить, я всё найду нужное слово. Точное слово. Слово должно быть точным. Но люди сейчас, современные люди, используют свои речи и, так сказать, нормально используют. С высшим образованием 5.000 слов максимум. **Но не каждый может, что прочитал книгу, больше знаешь слов.** Нет, мы знаем только то, что мы используем. Правильно, только то, что мы держим в своей активной памяти. Поэтому да. Поэтому стихи, где подбор, подбор, подбор. **Но я же и с детьми так играю.** Я же и детей так воспитываю. Я беру за руку маленького ребёнка, Вовку. Мы идём, и я говорю: "Вовка, давай, морковка". Дальше Вовка, ну давай, да, с Глебом, Глеб, хлеб. Так, отлично, хороший рифм, хорошо пошло, просто далось. **Это очень хорошее упражнение — рифмы придумывать.** Придумывать рифмы, придумывать слова. Читать. Когда ты видишь слово везде, едешь в метро или где, ты видишь слово, прочитай его. Не слева направо, справа налево, и у тебя выпрыгнет какое-то новое слово. **Понимаешь, вот этой конструкции должен получать удовольствие.** И муж очень любит все вот эти упражнения, и он детей учил сочинять такие фразы, которые можно слева направо, справа налево читать. И, по-моему, не Гениально, он придумал: "Не Гни папин Ген" или "Не Гни мамин Ген". Прочитай слева направо, справа налево — получится одно и то же. **Есть gramota.ru, прекрасный портал, где ты можешь писать.** Там диктант в стиле Пушкина, Чехова, подбирать нужные слова, которые были там в то время. Это очень всё важно, особенно с детьми. **Особенно дети это запоминают навсегда.** И они уже потом не останавливаются на вот этом словаре. Елочки, людоедом. Об этом надо заботиться. Хотя у меня физик. Хотя физики, кстати, чаще лучше говорят, чем филологи. **А с чем это связано?** Структурные хорошие мозги и очень много хорошо прочитанных книг. Хороших. Они любят сложные книги. Моего мужа любимая книга — "100 лет одиночества", скажем. А мне очень трудно было её читать. Трудная книга, которая требует... Заставляет. **Не знаю, Ленька, старшая моя дочь, когда читала эту книгу, она составила генеалогическое древо, чтобы разбираться.** Там настолько много героев. Вот сложные вещи, фантастика и так далее. Это очень развивает мозги. И поэзию любят очень часто физики. Не случайно авторской песни и так далее. **У нас это вот всё так, очень раз.** Там как математики. Правильно ли я понимаю, что также чувство языка развивает, если ты сам пишешь? Конечно. Так это вот про стихи, я и говорю. Вообще, когда садишься над белым листком бумаги и начинаешь писать слова, ты начинаешь над ними думать. **А думать над словами надо всегда.** И любому человеку, который выступает, надо подумать, с какой целью он выступает, перед какой аудиторией выступает. А потом думать и подбирать точные слова. **И примеры.** Не надо много, надо выбрать какие-то вот питчевые слова, которые будут как стрела. Да, и оснастить их примерами. Я всегда говорю, что запоминаются факты, примеры, истории. **Ну вот, собственно, всё просто.** Когда человек что-то может представить себе, конечно, конечно. Насколько это регулярная практика должна быть? Допустим, для кого? Так абстрактно говорим про какого-то несчастного человека, который не умеет выступать. Да, тут надо, надо какой-то портрет вить. **Ну, наверное, про меня.** Но я скажу, что про кого-то другого. Хорошо, человек, который, допустим, регулярно выступает в своей компании, да, допустим, раз в неделю и хочет звучать уверенно, чтобы его люди слушали. **Вот подумай, в нашем коллективе была что-то типа стро сессия, совещания.** Вот подумай, каким одним словом ты можешь назвать проблему, которая тебя мучит? Каким одним словом ты можешь это назвать? **Ну вот, мне кажется, что в нашем коллективе очень много талантливых людей.** Каждый прекрасно умеет делать то, что он умеет делать. У нас нет системы. Когда это слово нашла, что не хватает системы, мне надо людям это доказать. **Во-первых, мне надо объяснить, что я понимаю под системой.** Дальше мне надо доказать, что у нас нет этой системы. Правильно? Такая речь будет интересной, такая речь будет лидерской. **Такая со мной могут спорить.** Я говорю: "Подождите, у нас же вот была система". Я говорю: "Была, да, сейчас её нет". А вот в этом у нас есть система, а вот в этом нет. Нет. **Ну так это же новое, новае, значит, там нет системы.** Дальше что? Дальше всё это переводим на язык цифр и решений. Ну вот это уже выступление. Определить ключевое слово, интонацию, задавать, доказывать. **Дальше должны быть факты, примеры, истории.** Переформулируйте практики, которые можно самостоятельно выполнять. Это подбор синонимов, записывать себя на диктофон, учить стихотворение наизусть, пытаться самому что-то писать, литературу, разумеется, читать. **Но скорее всего это в твой активный словарный запас.** Что ты изложения прочитал, рассказ. Попробуй его пересказать. Посмотрел кино, иди с другом и будь спойлером. Да, расскажи ему это кино, но так, чтобы прекратить рассказ на самом интересном месте и посмотреть, попросят вдруг тебя продолжить или нет. **Очень хороший способ посмотреть, тебя слушают или нет.** Умеешь ты драматургически устраивать или нет? Мне кажется, что как любое дело, это очень сложное дело. Но если втяну и шаг за шагом просто идти, то обязательно получится. **Просто есть реальные алгоритмы действий.** У меня моя собственная теория, у меня собственные формулы, у меня собственные алгоритмы. Я не читала ни одной книги по риторике, когда написала свой учебник "Практическая риторика". **Да, это было уже очень долго.** Наблюдая великих людей, которые умеют говорить вокруг себя, тех же ребят из "Взгляда", я понимала, как это устроено, как ищется точное слово, как делается это быстрое начало, как нету никаких вот этих вот вступлений, как не хороши слова, которые говорят все, то есть штампы. **И как хороший человек с литературным слогом.** Как красиво, когда ты начинаешь с какой-то фразы и заканчиваешь этой же фразой. Это всё приём. Я их собрала воедино, сделала теорию, да, такую, которой можно обучиться через книгу, через тренинг, через онлайн-школу довольно быстро. **Я перечислил все эти практики.** Вы немножко даже дополнили и, соответственно, обозначил портрет человека, которому нужны эти практики. Вот как регулярно он должен их выполнять. Там всё не так немножко получается. **Готовиться надо всегда.** Но просто время на подготовку, страх уходит, потому что ты уже понимаешь, у тебя уже есть набор хороших поступлений, что освобождает больше всего от страха. **Ситуация успеха, успешный опыт.** Конечно, успешный опыт. Вот человек получает успешный опыт, понимает, что получается. Без подготовки нельзя. Как только что, вот мне мой Саша сообщил: "Уже всё, нельзя никак". **А дальше время на подготовку сокращается.** Я могу подготовить публичное выступление, пока я иду к сцене. Знаешь как? Во-первых, здесь у меня есть шутки, не анекдоты, а именно шутки. Они есть подготовлены на всякий случай. **Всегда есть тут у меня Конфуций и ещё очень много всяких мудрецов, которые много всего сказали, подходящего ко всему.** И тот же Жванецкий. Поэтому я быстренько, когда меня вызывают на сцену, открываю, нахожу Конфуция. Это уже хорошо. То есть у меня уже есть, чтобы зал засмеялся, улыбнулся. **У меня есть уже какая-то умная фраза.** Дальше я иду и думаю о важном, что я могу именно я могу сказать именно этим людям, что они от меня ждут. Самое главное, и так, чтобы им было приятно. **Пошутить, поблагодарить и чем-то зацепить.** Вот тебе основа короткого выступления на сцене. И я нахожу первую, вторую, третью. Я готова. Я выхожу на сцену, и у всех такое ощущение: "Меня вызвали, меня все понимали, что меня вызвали, что я не готова". **У всех такое ощущение, что я готовилась.** А я готовилась, пока шла. Надо идти медленно и продумать начало. Есть конец, есть шутка, есть ты готов. И желательно начало с концом как-то зациклить. **Это я люблю очень.** Мы обсудили коротко и весело из раздела "Понятно". Ты знаешь, какая у меня ставка за урок? Такой хитрый. Да, ну хорошо. Хорошо, но у нас все выпуски такие-то уже. **Давай, давай, давай, какая ставка?** Я не скажу. Неловко спрашивать, неловко задавать следующий вопрос. Глеб, ты здесь главный. Давай, я сделаю всё, что ты скажешь. Давай. **Ой, всё хорошо.** Мы обсудили коротко и весело про "Понятно". Мы тоже немножко поговорили, определить целевую аудиторию и общую свою задачу, что вообще ты хочешь до них донести. **Возможно, есть ещё что-то из раздела "Понятно", какой-то ещё инструмент.** Дополнительный метафора помогает донести мысли. Понятно, через образ всегда понятнее. Угу. Если ты скажешь, это всё равно что... И дальше нарисуешь образ, люди поймут, о чём ты. **То есть нужно какие-то сравнения придумывать всё время.** Это тоже как элемент заготовки, конечно. Часто тоже, через метафору люди прекрасно поймут. А также какая-то история, да, как я понимаю, история замечательно помогает. Угу. Это тоже заранее подготавливается. **Конечно, ты знаешь, как вернуть людей, если они от тебя.** Как лучший способ? Ну, как ты думаешь? Пошутить, точно. Шутку никто не схватывает на лету. Да, молодец. Именно шутка возвращает всех всегда. **Как будто бы у известных спикеров у них у всех есть какой-то собственный стиль.** Как его можно выработать, вот свою аутентичность? Так, мы с тобой уже переходим сейчас с уровня в стане. **Скажи, базовый уровень на встане, скажи продвинутый уровень.** Там тоже 10 уроков, и там есть урок "Фишка спикера". Фишка спикера — это очень много. Это и одежда. Вот ты можешь быть у бабочки, или ты можешь быть всегда в майках и в кепках. **Я не знаю, но это должна быть одежда бренда.** Уже это должен быть твой бренд. Это не бренд, известный всем, а ты как человек-бренд. И фишка твоя в чём-то должна быть такой, которая тебе комфортно. **А люди её ждут.** Ну, как я не знаю, тот же портфель Жванецкого, эти очки на носу, и вот он уже читает. И вот перед нами Жванецкий. Если говорить про меня, да, хотел спросить. **Кстати, я всегда в брюках.** Хотя люблю платье, но брюки — это динамика. Я могу сесть везде, всюду, на любой стол. Я хожу всегда и очень много работаю с аудиторией. Я беседую, как говорят люди, что вот этот вот как... как барлога завораживает. **Как-то несколько секунд, наверное.** Я очень люблю паузы. Это вот эта пауза — фишка. Разговор с самой собой. Я меняю интонации, иногда перехожу вот почти на шёпот. **То есть я применяю всё, о чём я пишу в своих книгах.** Абсолютно всё. Я и есть свой ходячий учебник. Коротко, весело, понятно, да, и много шучу над собой. Это людям нравится. **И очень открыто.** Я не боюсь рассказывать какие-то вещи, в которых я не выгляжу героем. Я не боюсь рассказывать про своих детей и внуков как-то так открыто. То есть важна искренность для меня. **Да, это не означает, что она для всех важна.** А некоторых это раздражает. Я знаю. Также вы сказали, что важно менять интонацию. То есть это тоже такой ключевой аспект, который помогает удержать внимание аудитории. **Конечно.** А любая одинаковая интонация убаюкивает. Любая. Ну, хотя бы начинать с то быстро, а то медленно, скоростью, то громко, то тихо. Хотя бы так. **И вот это всё менять.** А на самом деле интонация — это глубже. Это когда ты вдруг проникаешь каким-то одним словом и произношу по-другому. Вот это слово "система". Система, ребята, система. Чувствуешь, да? **И вот это вот, вот ты уже не можешь без этой системы уйти с этого собрания.** Да, потому что уже тебе её туда вот внедрили голосом. Очень много может. Вообще невербальный, вербальный 50 на 50. **Это мы с тобой сейчас на продвинутом уровне находимся.** Экспресс-курс у нас, да. Это кошмар какой-то. Это должно быть супер дорого. Мы сейчас говорили про аутентичность. **Должна быть какая-то фишка во внешнем виде.** И вот что к этому ещё можно добавить, чтобы людям запомниться как образ, как человек, как личный бренд? Я всегда работаю над фишкой спикера. Если речь идёт о серьёзных таких заказчиках, хотя мы это делаем в онлайн-школе с человеком, который занимается голосом, и с человеком, который занимается стилем. **Мы делаем это вместе.** Я занимаюсь содержанием, мыслями, головой, что в человеке есть, его счастьем, да, его смыслами. А при этом мне помогают люди, которые понимают, как поддержать это голосом, интонацией, поведением, в том числе актёрством. **Да, и как это ещё и нарядить.** Всё, потому что есть люди, которые совершенно спокойно могут носить чёрное. Есть люди, которые в чёрном будут выглядеть в трауре всегда. **И есть люди, которые там в майке.** Сразу видно, что это очень непростая майка и очень непростой человек. Как майки вообще? Вообще забыл переодеться. Ты понимаешь, это всё очень сложно, потому что одежда — это часть формата. **Одежда — это сигнал.** Я же прихожу, вот я в вашу студию тоже пришла. Я прихожу, ещё на вешалке имею несколько одежд, чтобы показать оператору и чтобы посмотреть, каков фон, как я тут буду выглядеть. **Мне уточнили, тёмная студия или светлая.** Ну, конечно. А представляешь, если бы сливаться с фоном? Это же совсем не интересно. Ну, тебе интересно? Не знаю. **Про кого? Такой немножко каверзный вопрос.** Стоит ли перед выступлением немножко выпить? **Яни, про которые безумно хотят выступать...** А то есть 70% не хочет, а 30% хотят. Они идут в журналистику, в актёры и так далее. У тебя, конечно, есть ген публичности, и у тебя есть харизма, просто ещё пока ты её не развернул, так сказать, как вянут во всю гармошку. Это и прекрасно, потому что скромность тоже украшает. Да, ну на ваших глазах она постепенно разворачивается, дорогие друзья, потому что изначально вообще по-другому было. То есть я садился перед камерой, тогда у нас не пять камер было, на телефон записывал подкасты. Я вообще ничего сказать не мог абсолютно. То есть это третий год, наверное, вот именно плотно записываю, вижу, что именно с опытом уже что-то начинает приходить. **А, ну вот могу сказать, что первые выпуски...** Я их специально делал, потому что я понимал, что если я в себе это не смогу улучшить, то не получится достичь того, чего хочется. Ну вот, собственно, про то множество и пересечение, про которое мы говорим. Ты говоришь уже уверенно, очень. Глеб, уверен, ты так хорошо обнимаешь этот микрофончик, тебе здесь хорошо. **Я так понимаю, что вы всегда готовили людей, которые публично выступают...** Но были ли случаи, когда вы готовили людей, чтобы они, допустим, правильно преподнесли свой проект инвесторам? То есть стартап Академия. Сколько там тебе дают? 3 минуты перед инвестором. Ты должен быть... Вот это прямо моя любимая аудитория, где мы за один день учимся, как в 3 минуты вложить свой проект. **Есть ли в этом какая-то специфика?** То есть помимо того, что мы обсуждали ранее? Ты знаешь, Глеб, я тебя удивлю, но нет. Коротко, весело, понятно — тоже шутка допустима, даже в корпоративной такой культуре. Обязательно через метафору свой проект легче объяснить. Хорошую картинку надо подобрать, залив графиками и всякими плохими слайдами, а именно рассказать. Рассказать так, чтобы запомниться. Коротко, весело, понятно. **Представить себя и свой проект...** Прямо реально, что изменится, если этот проект будет? От чего люди станут счастливее и почему вы уверены в успехе? Вот на эти вопросы ищем ответы, а потом эти ответы компонуем более, наверное, эпатажно. Такое слово скажу, что лучше подходит для того, чтобы привлекать аудиторию. **Как ты знаешь, ответ на этот вопрос?** Я честно не знаю. А что такое скромность? Противоположное слово — хвостовство. Что такое? Я не могу дать чёткого определения. Это хорошо или плохо, скромность? А я не понимаю, это хорошо или плохо. Я честно не понимаю. Я же читаю комментарии, иногда пишут, что это плохо, иногда пишут, что это хорошо. Я какого-то единого ответа для себя не нахожу. **Где-то надо уметь постоять в сторонке и быть не главным.** Вот такая скромность мне нравится. Если вы понимаете, что сейчас не вы главные, если выступает ребёнок, если старик, ну пусть долго, но рассказывает про свою жизнь, надо где-то скромно и уважительно отойти в сторонку. Если подросток ваш вот впервые на что-то решился, как надо тоже, потому что если вдруг публика начинает больше интересоваться вами, чем вот этим человеком, это будет нехорошо. Это надо всегда чувствовать, тут эмпатия нужна. **Но скромность как вот засунуть свои амбиции, собственные таланты внутрь...** Вот быть скромнее — это вот этот призыв. Я его ненавижу. Мне всегда говорят: "Будь скромнее". Конечно, абсолютная хвастунишка. И сейчас мне тоже пишут в комментах, что я хвастаюсь там детьми. Но знаешь, сначала надо их вырастить, потом дождаться, какими они станут. Они у меня очень крутые, все трое, и все шестеро внуков. И даже ночка маленькая, уже в месяц держит голову и переворачивается. У неё нет шансов, нет варианта. **Вот поэтому есть, понимаете, чем гордиться.** Это же не просто. Это же с неба свалилось, это же надо было вырастить, выкормить, научить, воспитать, подружиться. Поэтому хвасталась детьми. Дальше, а вот эти скромные, которые на самом деле несчастные от того, что всё загнали вовнутрь, на самом деле неуверенные в себе люди. Вот это для меня большая боль. **Мне кажется, моя миссия на этой Земле — это как раз поднимать их головки вверх.** Можете какой-то пример или историю рассказать про своего ученика, который был очень уверен в себе, а потом вы что-то сделали, он стал очень уверен в себе, стал своей противоположностью? Так вот же он сам об этом рассказал. Вы можете в моём телеграме найти его, зовут Сергей. И честное слово, я его не помню, потому что у меня бывают иногда большие тренинги. Тогда был большой тренинг в корпоративном университете Сбера, и там был Сергей. **Он отказался выйти.** Я прошу всегда выходить для участия в кейсах, и мне он очень понравился внешне. Я говорю: "Выходите", а он не. Я на таких людей всегда обращаю внимание, потому что я вижу, что внутри готов запрещает себе. Я это уже умею всё это видеть. Ну, сколько через меня прошло людей. Я подошла к нему сама в перерыве и говорю: "Почему вы не вышли?" **Он говорит:** "У меня есть две вещи, которые меня очень сдерживают. Во-первых, я из деревни родом, и вообще я из деревни. А ещё я очень набожный, так случилось". Я ему сказала это, он так рассказывает теперь. Я ему сказала: "Сергей, у вас есть две потрясающие особенности: вы из деревни родом и так много вы добились здесь, на этом тренинге, огромном тренинге Сбера. Да, и вы набожный, вы по-настоящему веруете, а не делаете вид. Это же потрясающе!" **И он рассказывает, что после этого...** Он сделал предложение любимой девушке, к которой боялся подойти, и она вышла за него замуж. Изменили человеку жизнь. Получается, дальше у него пошла карьера вся в рост. А сейчас он ещё научился говорить отдельными словами о самом важном, и сейчас он очень большой руководитель, большой компании, состоявшийся человек. Вот он сказал, что это был тот самый поворотный момент. То есть слабые места, которые он считал слабыми, вы помогли ему сделать их. Это дало ему такую твёрдую опору. **Конечно, круто.** К сожалению, наш подкаст подходит к концу. Полтора часа — нормальный урок, лекция, я бы сказал. Не говори "лекции" — плохое слово. Эффективность лекции 5%. А мы, я думаю, через твой подкаст многим людям дали какие-то хорошие лайфхаки. **Мне нравится, что сейчас находятся среди комментаторов люди, которые берут самые главные...** Вот эти инсайты. Вам это слово нравится? Так это обычно называют инсайты. Ну вот, вот собирают вот эти вот те самые инсайты. И это и другие люди пишут: "О, клёво, давай, спасибо". Там вот после Соколовского было несколько людей, которые сделали такие списки. Я так удивилась: "Надо же, сколько всего ценного я наговорила, оказывается". **А я не заметила.** Завершение нашего выпуска. Можете ли вы дать какие-то пожелания нашим зрителям и слушателям? Мне нравится, что вы подписываетесь на такие каналы, что вы здесь. Потому что я, когда иду, я же начинаю смотреть, слушать экспертов, и мне так нравится набор этих людей. **Так что, друзья мои, вы можете стать как человеком, который разговаривает с другими людьми, так и человеком, которого позовут на такой подкаст.** Мне кажется, каждый человек интересен. Каждый, каждый человек — это планета. Поэтому растите в себе свои амбиции, достигайте того, о чём мечтаете и приходите, чтобы вас уже звали как экспертов и делитесь тем, что поняли с другими. Поверьте, вот такая жизнь, горизонтальная, которую сейчас мы устраиваем друг для друга, она во многом нас спасает, держит на плаву и приносит нам большое счастье и покой, что в нашем этом меняющемся, грозном мире со всякими угрозами чрезвычайно нужно. **Поэтому я советую вам расти, пробовать разное и быть счастливыми.** А хочется сказать, дорогие друзья, с нами была Нина Витальевна Зверева. Была ещё и будет. Да, Нина Витальевна, скажите, на какие ваши социальные сети стоит переходить, где ваши лекции можно послушать, какие стоит прочитать? **Я принесла...** Говорю, меня слушают. Это самая базовая такая история. Вот то, о чём мы говорили: коротко, весело, понятно. Магия общения. Сейчас возглавляет прямо хит-продаж — это "Как стать харизматиком". Какие качества в себе развивать. Здесь даже тест есть, что вы себе цените и почему, и ценят ли вас это другие люди. Вот внутри этой книжечки есть такой простой тест комплементарный, который легко пройти. **Вообще книг у меня 25 штук, и их будет больше.** Книга "Семья. Что надо вам в помощь". Помощь молодым семьям. У меня такое счастье в Нижегородской области, эту книгу будут дарить во всех зах, бесплатным молодожёнам. Такое решение принято, государственная программа. Да, да, как знаешь, как Библию семейной жизни. **Вот поэтому книг много, легко найти Нину Звереву.** Подписывайтесь в телегу прежде всего. Мне кажется, это очень такой важный ресурс. А так я есть везде. Лекции в Сколково до сих пор проходят. Лекции в Сколково каждый год бывают бесплатные лекции в Сколково по презентациям. Вот совсем недавно была для желающих учиться в Сколково. Они приглашают меня с такой лекцией. **И найти легко.** Мы всё время в наших социальных сетях, всё следите, просто найти легко. Буду я на конференции "Личный бренд". Вот в конце ноября среди известных очень спикеров. Там будет и Собчак, и Мужицкая, и Авербух, то есть, ну, такие вот Юлия Меньшова, которая тоже у нас когда-то работала в нашей школе. **Так что давайте чаще встречаться.** Естественно, заходите на мой канал, я буду рада. Успехов тебе, Глеб. Спасибо большое. Очень-очень приятно было поговорить, и я рад, что вы были открыты. Даже когда вы сказали, что сколько стоит мой урок, хотите ли вы узнать, всё равно продолжили отвечать на мои вопросы. Это было приятно. **Также хотел бы вернуться к вашим словам.** Я абсолютно согласен, что у каждого человека своя история. Даже неважно, какие у него на текущий момент есть регалии, у каждого человека есть чему научиться. И что сегодня в гостях у меня были именно вы, потому что это действительно были полезные и ценные знания. **Текущий момент...** Забудь такие слова. Ладно, слово "текущий" — забудь. Текущий момент являться... Вот на этом учительском. Я же бабушка, я же для себя по возрасту бабушка. У меня же старшей внучке 30 лет, поэтому ты меня прости за эти замедления. **Мудрость приходит с возрастом.** Нано, возраст приходит один. Ну, это не ваш случай. А, кстати, пока ещё не выключаем камеру, может быть, вы когда-нибудь составите список слов, которые точно никогда не нужно использовать? Есть такое? **Угу, надо ознакомиться.** Друзья, также вас скромно попрошу подписываться на этот YouTube канал, слушать все последующие выпуски и смотреть их. Мы есть на подкаст платформах, мы есть в Тубе. Подписывайтесь на мой Telegram канал, там бывает тоже что-то полезное. Там люди активно подписываются и не жалеют ни о чём. Призываю сделать то же самое. **Также обязательно оставляйте комментарии под этим выпуском.** Пишите, какие ценные мысли, какие ценные советы, что вообще ценное вы для себя уловили. Можете развивать дискуссию по каким-то темам, которые мы тут обсуждали. И до встречи! Пока!
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий