![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
Роберт Сапольски - "Биология наших тёмных и светлых сторон" Расширенная лекция
ruticker 04.03.2025 23:47:51 Текст распознан YouScriptor с канала Онлайн Лекторий
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Роберт Сапольски - "Биология наших тёмных и светлых сторон" Расширенная лекция
# Приветствие и Введение Привет! Я приветствую всех и хочу поделиться текстом о Роберте Сапольском, который я скопировал из интернета. Кто-то изящно написал о нем. Я бы не смог этого сделать. ## О Роберте Сапольском Будучи мальчиком в Нью-Йорке, Роберт Сапольский мечтал жить внутри африканских диорам в Музее естественной истории. В возрасте 21 года он добрался до Африки и присоединился к Тропе бабуинов. Хотя жизнь натуралиста привлекала его, потому что это был шанс убраться к чертовой матери из Бруклина, на самом деле он никогда не оставлял людей позади. Его дар рассказчика побудил газету *Нью-Йорк Таймс* предположить, что если бы вы скрестили Джейн Гудолл с комиком с поясом Брока, то она могла бы написать книгу. Это похоже на *Мемуары приматов*, рассказ о Сапольском о своих ранних годах работы по левым биологам. Мемуар Сапольского уникален, его взгляд на состояние человека проистекает из легкости, с которой он сочетает свои знания в этой области с открытиями нейробиолога. Что делает Сапольского великим, так это то, что он связывает науку с обществом, человеческой жизнью и человеческой природой. Он решает вопрос о человеческом разуме с помощью тех же вопросов, которые не давали спать Аристотелю, Копернику и Шекспиру посреди ночи. Вот уже более 30 лет Сапольский делит свое время между полевыми исследованиями приматов и высокотехнологическими неврологическими исследованиями в своей лаборатории в Стэнфорде. В результате он может легко перейти от обсуждения порядка выбора приматов к объяснению того, как работают нейротрансмиттеры во время стресса. Во время этого Сапольский относится к этой отрезвляющей новости с характерным для него хорошим юмором, надеясь на нашу собственную способность предотвратить некоторые из этих проблем маленькими шагами, с которыми мы живем в нашей повседневной жизни. Юмор и человечность, которую он привносит в порой отрезвляющие темы, делают Сапольского увлекательным оратором, в чем вы сами убедитесь. Он много читает лекций по таким разнообразным темам, как стресс и связанные со стрессом заболевания, бабуины, биология нашей индивидуальности и так далее. Сапольский — гениальный стипендиат Макартура, профессор биологии на факультете неврологии биологии Стэнфордского университета, а также научный сотрудник Института психологии имени Артура и Института исследований приматов при Национальном музее Кении. В 2008 году телеканал National Geographic и BBC выпустили в эфир часовой специальный выпуск о стрессе с участием Роберта Сапольского и его исследований по этому вопросу. Сапольский был удостоен премии Льюиса Томаса Рокфеллеровского университета за статью о науке. Его статьи появлялись в таких изданиях, как *Discovery*, *New Yorker*, а также он раз в две недели ведет колонку в *Уолл-стрит Джорнел* под названием "Разум и материя". В дополнение к *Мемуарам приматов* Сапольский написал еще четыре книги, в том числе *Проблемы с тестостероном* и *Почему зебр не бывает язв*, а также *Обезьяний любовь и другие сцены нашей жизни как животных* и его самая последняя книга *Веди себя прилично: биология человека в наших лучших и худших проявлениях*. Если процитировать моего коллегу Дэвида Игумена, нейробиолога и профессора Стэнфордского университета, то его последняя книга столь же обширная, сколь и глубокая, красочная, электризующая и трогательная. Сапольский использует свой глубокий опыт, чтобы задать самые фундаментальные вопросы о том, как быть человеком — от ненависти до актов любви, от нашего стремления к дегуманизации до гуманизации. Мы очень рады, что Роберт принял наше приглашение поговорить о биологии человека в наших лучших и худших проявлениях. Эта лекция любезно и щедро спонсируется программой иранских исследований в Стэнфорде от Кристина и Хамида Угада, а также лабораторией когнитивной поведенческой неврологии и группой по интересам в области когнитивной неврологии. ## Начало Лекции Я приветствую всех присутствующих и присоединяюсь к вам, чтобы поприветствовать Роберта Сапольского. Спасибо вам! Очень странно, что так много людей в аудитории не задаются вопросом, будет ли это выступление в финале. Так что спасибо всем вам за то, что вы здесь. А теперь позвольте мне начать немного неортодоксально. Позвольте мне начать с одной фантазии, которая впервые появилась у меня в детстве, и это была фантазия о том дне, когда я захватил Гитлера в плен. Я одолел его элитную охрану, ворвался в его секретный бункер, вырвал у него из рук люгер. Мы сцепились друг с другом, я прижал его к земле, надел на него наручники и смог сказать: "Адольф Гитлер, я спасаю людей от преступлений против человечности". И в этот момент версия этой фантазии с медалью почета стала бы немного сложнее поддерживать, и внутренности начали бы закрадываться внутрь. А что бы я сделал, если бы у меня был Гитлер? Если бы я позволил себе пойти туда, то на самом деле мне было бы не трудно подумать об этом: перережьте ему позвоночник на шее, вырвите ему глаза, проколите барабанную перепонку, вырежьте ему язык, вколите ему какой-нибудь вид рака, который просто поселится в каждой клетке его тела. Когда я был ребенком, у меня в разные моменты возникала такая фантазия, и иногда она возникает у меня до сих пор. И когда я это делаю, мое сердце бьется быстрее, а дыхание учащается. Все эти планы направлены на самого злого человека за всю историю человечества, душу, которая больше всего заслуживает вреда и наказания. Исключение в том, что у меня есть проблема с этим, а именно: я не верю в душу, не верю в зло и не верю в наказание. Я думаю, что слово "зло" должно быть только в названии мюзикла. Но в то же время есть много людей, которых я хотел бы видеть мертвыми, но я выступаю против смертной казни. Мне нравится смотреть много жестоких дерзких фильмов, но я выступаю за очень строгий контроль над оружием. Но потом было время, когда я ходил в то место, где проходили лазерные квесты, и мне было так хорошо, что я прятался в углу и стрелял в людей. Другими словами, когда речь заходит о чувствах, связанных с насилием, я являюсь вашим основным сбитым с толку человеком. Так вот, мне не нужно говорить здесь о проблемах, с которыми мы сталкиваемся в связи с насилием. Как биологический вид, мы использовали насадки для душа для доставки отравляющего газа, письма сибирской язвы, пассажирские самолеты в качестве оружия, изнасилование в качестве военной стратегии. Мы несчастные, жестокий вид, но с этим связаны, по крайней мере, две проблемы. Первая из них заключается в том, что мы не испытываем ненависти к насилию. Мы ненавидим неправильный вид насилия. Когда это правильный вид насилия, мы приходим в восторг и бросаемся вперед, чтобы увидеть его. Мы раздаем медали, мы непропорционально часто голосуем за тех, кто лучше всего в этом разбирается. Когда речь идет о правильном виде насилия, нам это нравится. Еще одна сложность заключается в том, что когда речь заходит о том, чтобы быть жестоким видом, мы просто становимся необычайно странными. Иногда мы ведем себя точно так же, как любой старый шимпанзе. Мы могли бы взять какой-нибудь большой старый тяжелый камень и вышибить кому-нибудь мозг дубинкой, но иногда мы можем быть дико жестокими, не делая ничего более утомительного для метаболизма, чем нажать на спусковой крючок или подписать приказ, или смотреть в другую сторону, или осуждать со слабой похвалой, или быть пассивно-агрессивным. Мы совершаем очень странные поступки, когда дело доходит до насилия. Позвольте мне привести вам один из самых странных примеров насилия, о которых я когда-либо слышал, и этот пример имеет отношение к Индонезии в 1960-х годах. В середине 60-х годов там произошел государственный переворот, в результате которого было свергнуто правительство и установлена военная диктатура правого толка на следующие 30 лет. А год спустя примерно полмиллиона индонезийцев были убиты правыми эскадронами смерти. Если бы вы были интеллектуалом, если бы вы были левым, если бы вы принадлежали к какому-либо из этнических меньшинств, которые были отгруппированы, их жестокость, эскадроны смерти, пришли бы в деревню и систематически убивали каждого отдельного человека в этой деревне. Так вот, спустя десятилетие писатель В. Снайдер путешествовал по Индонезии и слышал рассказы о том, что происходило в то время. Он продолжал слышать эту безумную историю, которая заключалась в том, что иногда эти эскадроны смерти появлялись в деревне, чтобы убить всех, и они приносили с собой традиционный индонезийский оркестр гамилона. Это просто безумие! Однажды он натыкается на одного из этих старых седых ветеранов одного из этих эскадронов смерти, разговаривает с ним, из гордостью хвастается всеми жителями деревни и мирными жителями, которых он убил, спасая нацию. И в конце концов он сказал: "Я слышал одну сумасшедшую вещь о том, что иногда люди привозят на эти массовые убийства оркестры, похожие на гамилон". Вот и все. И этот парень сказал: "О да, да! При любой возможности мы привозили с собой оркестр". И Снайдер спросил: "Зачем тебе это нужно?" И в одном предложении парень выглядел озадаченным и просто выразил все самое странное в нашем насилии. Он сказал, что это, конечно же, для того, чтобы сделать его более красивым. На земле нет другого примата, который мог бы понять смысл нашего насилия, когда мы приводим с собой оркестры, чтобы сделать его более красивым. Так вот, самое сложное в том, что мы являемся этим ужасно жестоким видом, заключается в том, что в то же время мы являемся самым альтруистичным, самым отзывчивым и самым чутким видом на земле, и у нас это получается все лучше и лучше. Учтите, что все до единой вещи здесь наверху были изобретены в прошлом веке. Все эти способы, которыми мы расширяем своего рода зонтик сочувствия, защиты, а также всевозможные неожиданные направления, где этот феноменально жестокий вид, где этот феноменально способный к сотрудничеству и эмпатии вид, как мы можем начать понимать, что происходит на нашей и в наших лучших и худших проявлениях. Так вот, одна из вещей, которая мне совершенно ясна, заключается в том, что это крайне скучно. Если все, что вы хотите выяснить, это попытаться понять, откуда берутся эти крайности в нашем поведении как приматов среди всех остальных, это совершенно скучно. Если все, что вы хотите сделать, это понять моторные аспекты поведения, ваш мозг приказывает вашему позвоночнику, вашим мышцам что-то делать, и ура, вы правильно себя ведете. Гораздо интереснее понять смысл вашего поведения, потому что в одной ситуации вы нажимаете на спусковой крючок, и это ужасный поступок, в другой ситуации вы героически самоубийственно вызываете огонь на себя, и это внушает благоговейный трепет. В одной ситуации вы кладете свою руку на руку другого человека, и это вызывает момент глубокого сострадания, в другой ситуации происходит точно такое же двигательное поведение, и это является первым шагом к глубокому предательству. Задача, стоящая перед нами в понимании нашего поведения, заключается в понимании его контекста, и это действительно простая задача. Так вот, одна из вещей, которая абсолютно ясна, заключается в том, что вы ничего не добьетесь в понимании этих особенностей нашего поведения, если решите, что именно эта часть мозга отвечает за объяснение всего, что происходит, или здесь дело в гармонии, или в гене, или в детском опыте, или в чем-то еще. Вот этот документ, который все объясняет. Вместо этого, если мы хотим разобраться в нашем сложном поведении, зависящем от контекста, нам нужно рассмотреть множество аспектов. Таким образом, происходит одно из таких поведений. Это чудесно, это ужасно, это двусмысленно, находится где-то посередине, и мы задаем биологический вопрос: "Почему такое поведение только что произошло?" И когда мы это делаем, то на самом деле задаем целый ряд вопросов: "Что же произошло за секунду до этого в нервной системе этого человека, что заставило эти мышцы совершать это хорошее или плохое промежуточное поведение?" Но мы также задаемся вопросом: "Что происходило за несколько секунд или минут до этого в сенсорном мире, что привело в эти нейроны?" И мы также задаемся вопросом: "Что происходило с уровнем гормонов за несколько часов или дней до того, как этот организм стал более или менее чувствительным к определенным сенсорным стимулам, которые его вызвали?" А затем обратно к подростковому возрасту, детству и внутриутробной жизни, а затем к тому времени, когда вы были всего лишь оплодотворенной яйцеклеткой, а затем к тому, какую культуру создали ваши предки, какие экосистемы и какие эволюционные силы создали все это. Если вы хотите получить представление о том, что происходит, вам придется задать этот вопрос на всех этих уровнях. ## Заключение Хорошо, и так начнем с того, что произошло одно из наших поведенческих событий, и мы сделаем наш первый вариант ответа на вопрос: "Почему это произошло? Что происходило в мозгу за секунду до того, как был нажат контекстно зависимый пусковой крючок, и была затронута контекстно зависимая рука?" Почему это произошло? Итак, если мы собираемся начать с самого худшего из наших человеческих поведений, то сразу же начнем с части мозга, миндалевидного тела. Миндалевидное тело отвечает за агрессию, оно связано с насилием. Стимулируйте миндалевидное тело, и у крысы или человека вы получите не спровоцированную агрессию. Разрушьте миндалевидное тело, и вы больше не сможете вызывать агрессию. Миндалевидное тело связано с агрессией. Но если вы обратитесь к врачу, миндалевидному телу, усадите его и спросите: "Что такое миндалевидное тело?" Агрессия — это не первое слово, которое они будут упоминать. Первая причина — это страх. Миндалевидное тело связано со страхом, речь идет о фобиях, врожденных страхах. Что еще более важно, речь идет о том, где вы учитесь бояться вещей, обуславливать страх и тому подобное. Другими словами, вы не сможете понять нейробиологию насилия, не поняв нейробиологию страха. Эфира и в мире, где ни один миндалевидный нейрон не должен бояться, было бы гораздо больше различий между львами и гнетами. Так вот, вся суть миндалевидного тела и обработки страха заключается в том, что оно делает что-то очень интересное с сенсорной информацией. Хорошо, и так вы видите, что то, что официально пугающее — "О нет, это гремучая змея!" — как это обрабатывается в вашем мозгу? Самое простое заключается в том, что визуальная информация поступает в центр обработки сенсорных отходов, таламус, а затем передается в зрительную кору головного мозга. А затем начинается весь проект научной ярмарки. Первый слой вашей зрительной коры головного мозга разбивает это изображение на пиксели, а затем передает его второму слою, который превращает его в линии, а затем на следующем слое перемещаются линии, и слой за слоем, и слой за слоем, и слой за слоем, и просматривает вашу память, как будто ваша золотая книга змей. И вот, наконец, где-то в глубине вашей коры головного мозга появляется сообщение: "О боже, это же гремучая змея! Возможно, нам стоит сообщить об этом тем парням, которые находятся в миндалевидном теле". Это просто потрясающе с точки зрения нервной системы. Оказывается, что в дополнение к этому пути есть еще один короткий путь. Тот самый первый залп визуальной информации, попадающей в таламус, имеет короткий путь, который ведет к миндалевидному телу. Другими словами, миндалевидное тело знает, что вы смотрите на гремучую змею, в то время как ваша зрительная кора все еще путается с инструкциями по эксплуатации и вторым слоем. Другими словами, ваше миндалевидное тело может знать, что это такое, еще до того, как вы осознаете это сознательно, и все это происходит в течение сотен миллисекунд, десятых долей секунды. Хорошо, это здорово. Это очень хорошо, если ваше миндалевидное тело уже знает, что вы смотрите на гремучую змею. Это потрясающе, но есть и обратная сторона медали, которая заключается в том, что существует причина, по которой ваша зрительная кора выполняет всю эту сложную работу. Это делается для того, чтобы убедиться, что вы точно определяете, на что, по вашему мнению, смотрите. Именно тело, получающее эту молниеносную рефлексивную информацию, полностью настроено на то, чтобы совершить ошибку. И не успеешь ты оглянуться, как тебе кажется, что парень, который просто случайно смотрит определенным образом, держит в руках мобильный телефон, на самом деле держит в руках пистолет. Другими словами, миндалевидное тело получает всю эту привилегированную информацию на стыке агрессии и страха, эту привилегированную информацию, но, к сожалению, иногда эта информация оказывается не очень точной. Следующая часть мозга — область, называемая островковым корой. Островковая кора головного мозга. Возьмите любое млекопитающее и дайте ему вгрызться в какую-нибудь гнилую, отвратительную, испорченную пищу. И как только это происходит, островок активируется, и это вызывает все эти рефлексы. Животное давится, оно выплевывает это, у него вздымается живот, его тошнит от чего угодно. Островок предохраняет вас от отравления токсичной пищей. Это просто замечательно. Таким образом, вы получаете кого-то вроде первокурсника колледжа, который добровольно участвует в этом, подходит к сканеру мозга и откусывает кусочек какой-нибудь прогорклой пахучей пищи. И то же самое происходит, когда островок активируется. Но теперь вместо этого не заставляйте человека есть что-то отвратительное, попросите его просто подумать об этом. Подумайте о том, как эти маленькие ножки прижимаются к вашим губам. Когда вы пытаетесь это сделать, а еще вы собираетесь активизировать свою островковую кору головного мозга. У большинства млекопитающих она вызывает вкусовое отвращение, и у нас она также вызывает мысли о вкусовом отвращении. Но есть еще кое-что, еще более интересное. Не давайте человеку съесть что-то отвратительное. Не заставляйте его думать о чем-то отвратительном, что можно съесть. Заставьте его думать о чем-то морально отвратительном, и тогда активируется островок мозга у людей. Эта часть мозга также опосредует моральное отвращение. И по-видимому, 4050 лет назад мы придумали понятие нарушения норм, которое может быть настолько экстремальным, что в конечном итоге приводит к ужасающим последствиям. У них было совещание, на котором они сказали, что мы не можем изобрести новую часть мозга. Как только этот инсулин вызывает отвратительную пищу, отвратительное поведение. Я не знаю, звучит примерно так же: "Разверните его там, дайте мне немного клейкой ленты". И теперь внезапно ваш островок также вызывает моральное отвращение. Вот почему, если что-то является достаточно морально отвратительным, мы чувствуем тошноту в животе, это оставляет неприятный привкус у нас во рту, мы чувствуем тошноту. Вот это здорово, потому что это определенно придает большую внутреннюю силу вещам, которые мы считаем морально ужасными. Но в этом есть одна проблема, которая, конечно же, заключается в том, что морально отвратительное поведение одного человека является совершенно нормальным образом жизни другого человека, который ведет себя с любовью. Другими словами, моральное отвращение — это движущаяся мишень, и проблема с внутренней силой морального отвращения заключается в том, что оно просто умоляет вас использовать его в качестве лакмусовой бумажки, чтобы решить, как мне определить, что правильно, а что неправильно в этом слове. Если мне кажется, что это настолько отличается от того, что я обычно делаю, что я чувствую легкую тошноту, то это неправильно. Неправильно, неправильно. И эта мудрость отвращения — это способ сделать очень плохой моральный выбор. Хорошо, и так то, что мы наблюдаем со стравком у большинства млекопитающих связано с чувственным отвращением. У нас же, напротив, речь идет о моральном отвращении, которое сильно зависит от контекста. И то, что мы видим там, это то, что островок занимает центральное место в нашем решении о том, что именно, потому что что-то настолько отличается от других, что это вызывает всевозможные внутренние сигналы тревоги, что что-то должно быть именно так. Я не могу объяснить вам, почему, но когда они так поступают, это просто неправильно. И первое место в мозге, где инсулин кричит о том, что нужно сообщить следующую новость, это миндалевидное тело. Тем временем еще одна часть мозга — лобная кора головного мозга. Лобная кора головного мозга — это самая интересная часть мозга. Она развилась совсем недавно, у нас ее пропорционально больше, чем у любого другого вида. А что делает лобная кора головного мозга? Она заставляет вас делать более сложные вещи, когда это правильно: откладывайте удовлетворение на потом, занимайтесь долгосрочным планированием, контролируйте импульсы, регулируйте эмоции. Лобная кора головного мозга — это та часть мозга, которая говорит: "Держись, держись, держись, ты будешь счастлив, ты сделал это". Она выполняет все эти сложные задачи, когда поступает правильно. Так вот, конечно, картина такова: лобная кора головного мозга и миндалевидное тело тесно связаны друг с другом. А именно, лобная кора тратит очень много времени на то, чтобы посылать тормозные проекции вниз к миндалевидному телу, говоря: "Я бы не стал на твоем месте, я бы этого не делал. Я знаю, что прямо сейчас это кажется очень заманчивым, вы еще пожалеете об этом, я бы не стал этого делать". Я бы не стал этого делать, спешите добраться до миндалины, пока этот короткий путь не заставил миндалину совершить там что-нибудь глупое, импульсивное. И в результате вы получаете такую картину, что в основном все взаимодействия лобной коры и миндалевидного тела происходят сверху вниз. Единственное, что лобная кора имеет отношение к миндалевидному телу, это то, что вы приходите и проповедуете христианскую уверенность и тому подобное. А кроме того, это именно та самая однонаправленная связь. На самом деле она носит двусторонний характер, потому что мы постоянно сталкиваемся с подобными версиями. Это происходит каждый раз, когда в какой-то момент возбуждение страха перед стрессом или неизвестно чего вы принимаете какое-то решение, которое в тот момент кажется блестящим, и вы проводите остаток своей жизни: "Я сожалею об этом". Речь идет не только об одном направлении снизу вверх, объясняет очень с того, когда мы решаем, что что-то нужно сделать в данный конкретный момент, и можем не думать об этом через полторы секунды, и все. Это говорит о том, что нужно делать что-то более сложное, когда это правильно. Правильный поступок, опять же, очень сильно зависит от контекста. Подумайте вот о чем: во всех этих обстоятельствах вам необходим самоконтроль, чтобы добиться успеха. Взгляните на это: вы находитесь в ситуации, когда у вас возникает искушение солгать о чем-то ради личной выгоды, и вы пытаетесь избежать искушения сделать это. Ваша лобная кора играет центральную роль, если вы собираетесь устоять перед этим искушением. Но в тот момент, когда вы решите солгать, ваша лобная кора головного мозга будет необходима для того, чтобы вы хорошо справлялись с этой задачей. Помните, время от времени устанавливайте зрительный контакт и не позволяйте моему голосу срываться и контролировать себя. Если у вас есть часть мозга, которая играет центральную роль в сопротивлении искушению солгать, но как только вы решите солгать, хорошо справляясь с этим, то это очень здесь, очень сложная область мозга. Хорошо, и так лобная кора головного мозга заставляет вас делать более сложные вещи, когда это правильно. Это поведение во многом зависит от контекста. И самое главное, что лобная кора головного мозга не является таким блестящим мозговым элементом, как когнитивные способности. Она просто маринует всю внутреннюю гадость, поднимающуюся снизу. Это очень двунаправленная взаимосвязь. У нас есть еще несколько областей мозга. Еще одна область — дофаминовая система. Дофамин — это нейромедиатор, который используется в мозге в мезолимпической дофаминовой системе. Дофамин связан с удовольствием и вознаграждением. Кокаин воздействует на дофаминовую систему. Если дать крысе, обезьяне или человеку награду из ниоткуда, то дофаминовая система активируется. Дофамин — это то, что нужно для вознаграждения. Но потом люди поняли, что на самом деле речь идет о чем-то гораздо более интересном. А теперь сформулируйте эту парадигму в качестве сигнала: в комнате загорается небольшой огонек, а это значит, что если вы подойдете к этому рычагу и нажмете на него 10 раз, то получите вознаграждение. Подаете сигнал одного из таких сеансов. Идите и выполняйте свою работу, вы получите вознаграждение. Как только эта крыса, обезьяна или человек сводит эти отношения, что же теперь произойдет? Когда уровень дофамина повышается, повышается ли он, когда вы получаете вознаграждение? Ни в коем случае нельзя этого делать. Он повышается, когда загорается сигнал. Вот и все. Да, я знаю, как это работает, это будет здорово. Я просто обожаю все эти штуки с нажатием на рычаг, это просто потрясающе. Дофамин связан с вознаграждением, но еще больше он связан с предвкушением награды. И что примечательно, если вы блокируете повышение уровня дофамина в этом месте, организм не нажимает на рычаг. Речь идет о целенаправленном поведении, речь идет скорее о стремлении к вознаграждению, чем о самом вознаграждении. Вот что я только что показал вам в этих обстоятельствах. Если вы нажмете на рычаг, то получите награду. Если вы нажмете на рычаг, то получите вознаграждение в 100 процентах случаев. А что если сейчас вы переключите вещи, переключите вещи на то, что вы нажимаете на рычаг, и только в 50 процентах случаев вы получите? Что теперь происходит с дофамином? Он просто зашкаливает, как сумасшедший, потому что что же вы натворили? Вы только что вставили критическое слово в эту нейрохимию — слово "возможно". И ничто так не подпитывает дофамин, как "возможно". Я нахожусь прямо на этой точке опоры. Сегодня у меня счастливый день, но я такой неудачник. Но нет, сегодня у меня счастливые носки, но я полный [__]. И я просто повторяю это снова и снова, и "возможно" ничто не отменяет поведения, связанного с вознаграждением, мотивированного поведения, такого как периодическое подкрепление, которое может быть включено в это поведение. И вот что нейробиологи, построившие Лас-Вегас, знают насквозь — всю мощь этого процесса. Хорошо, так что же здесь делает дофамин? Все дело в вознаграждении, в еще большей степени в предвкушении вознаграждения, в еще большей степени в целенаправленном поведении, направленном на то, чтобы получить это вознаграждение. И мы видим, что возможно внесение неопределенности в систему безумно стимулирует нас. И если вы хотите взять организм и заставить его сумасшедшего вырабатывать дофамин, все, что вам нужно сделать, это поместить его в ситуацию, когда они наказывают человека, нарушившего норму. Мы еще вернемся к этому вопросу. Хорошо, давайте рассмотрим еще пару областей мозга. Верите на образная кора головного мозга — это особенность приматов. Она распознает лица. Передняя часть поясной извилины связана с эмпатией, чувством чужой боли. Но и то, и другое написано мелким шрифтом. Высвечивайте лица, активируется веретенообразная кора головного мозга. Высвечивайте лицо человека другой расы, и в среднем веретенообразная кора активируется не так сильно. Лицо не так сильно запоминается. Покажите кому-нибудь видеозапись, на которой в руку протыкают иглой, и передняя поясная извилина активирует эмпатию. Если цвет кожи руки отличается от вашего собственного, это не так сильно активизирует эмпатию. А чье это лицо? У кого болит рука? Все это является определяющим фактором. Хорошо, и так это дает нам лишь представление верхушки айсберга. Что происходит в этом втором эпизоде? До этого такое поведение имеет место быть, но ни один мозг не является островом. И когда мы смотрим на одно из этих поведений, хорошее или плохое, между ними мы задаемся вопросом: "Почему имело место такое поведение сейчас?" Мы также задаем вопрос о том, что происходило за несколько секунд или минут до этого. Какая сенсорная информация оказала влияние на миндалевидное тело, лобную кору головного мозга? В какой степени это может иметь отношение к делу? И то, что я поместил на этом слайде, является обобщением множества различных исследований, показывающих, что сенсорная информация изменяет наше поведение таким образом, что мы даже не подозреваем, что это происходит. Например, если вы поставите пару глаз на автобусную остановку, то люди будут меньше мусорить. Пусть пара таких глаз подсознательно вспыхнет менее чем на 2 секунды, пока кто-то играет в онлайн-игру, и они будут меньше жульничать, они станут более щедрыми. # Влияние окружения на поведение Дайте кому-нибудь выпить немного ужасного рыбьего жира, и вкус у него просто ужасный. В течение нескольких минут после этого люди будут более сурово относиться к нарушениям норм. Они путают плохой вкус с плохим поступком. ## Влияние окружения на политические взгляды А как насчет вот этого? Пригласите кого-нибудь в комнату и дайте ему заполнить анкету об их политических взглядах. Если в комнате есть вонючий мусор, люди становятся более социально консервативными. Это никак не влияет на ваши экономические или геополитические взгляды; вы испытываете те же чувства по поводу нашего торгового дефицита с Вазелендом, что и сегодня утром. Но их разные образы жизни внезапно начинают казаться им отвратительными и неправильными, только потому что срабатывает сигнализация внутреннего отвращения из-за вонючего мусора в комнате. ## Влияние физического комфорта на восприятие А как насчет вот этого? Усадите кого-нибудь в кресло, будь то жесткое деревянное кресло или такой же красивый плюшевый диван, и раздайте им заявление о приеме на работу из похожих резюме предполагаемых кандидатов. Они оценят кандидатов. Если вы сидите на жестком деревянном стуле, то в среднем у вас больше шансов оценить кандидатов как людей с жесткой, негибкой личностью. Вы с большей вероятностью сочтете их твердолобыми задницами из-за того стула, на котором вы сидите. ## Исследование о влиянии судей на условно-досрочное освобождение А как насчет этого? Это было исследование, опубликованное в *Нэйчур*, очень престижном журнале, несколько лет назад, в котором рассматривались все слушания комиссии по условно-досрочному освобождению в этой стране в течение года. Пять слушаний были посвящены тому, кто был отправлен обратно, в сравнении с тем, кто был условно-досрочно освобожден. Мы рассмотрели всевозможные переменные и пришли к экстраординарному выводу: самым важным фактором, определяющим, получит ли заключенный условно-досрочное освобождение или нет, является то, сколько часов прошло с тех пор, как судья ел. Если вы предстанете перед судьей сразу после еды, вероятность того, что вас освободят условно досрочно, составит 60 процентов. Через 4 часа она упадет до нуля. Вот эта строчка: сначала идет обед, потом снова обед, потом небольшой перекус, и снова всё идет вниз. ## Влияние уровня глюкозы на принятие решений Что в этом необычного? Во-первых, мы понимаем биологию этого явления: уровень глюкозы в крови имеет некоторое отношение к тому, могут ли ваши нейроны работать действительно усердно. И самое главное, это действительно усердно работать рядом с вашей лобной корой, рассматривая мир с точки зрения кого-то другого, пытаясь обдумать свои смягчающие обстоятельства. Лобной коре требуется много энергии, чтобы выполнять более сложные задачи. И что еще более поразительно, если бы вы взяли любого из этих судей через 2 секунды после того, как они приняли это решение, и сказали: "Хорошо, так почему же вы отправляете этого парня обратно в тюрьму, а не этого парня?" Они же не скажут: "О, это из-за моего уровня глюкозы в крови". Они собираются создать сайт, похожий на курс философии для первокурсников или что-то в этом роде, и всё это время это была перехваченная внутренняя сенсорная информация, которая формировала это решение. ## Влияние расовых предвзятостей Наконец, самое удручающее открытие во всей этой области заключается в том, что вы берете людей, помещаете их в сканер мозга и высвечиваете те лица. Как десятые из второго числа, заметная высокая скорость, и для обычного человека вы высвечиваете лицо человека другой расы, и миндалевидное тело активируется. Вот [__]. Я запрограммирован на десятое число второго числа, чтобы получить подобную реакцию. Неужели это неизбежно? Неужели мы думаем, что это безнадежно для нас когда-нибудь снова? ## Эксперимент с бейсбольными фанатами Теперь проведите эксперимент немного по-другому. Недавно я узнал, что, судя по всему, в Сан-Франциско есть бейсбольная команда, и что предположительно у них есть соперник, из-за которого они очень волнуются. Теперь вы показываете лица, и на каждом из них надета бейсбольная кепка. Если вы выберете подходящего фаната бейсбола из Сан-Франциско, если это будет команда хозяев поля, то получите один ответ. Если это соперник, то активируется миндалевидное тело, и вы не учитываете цвет кожи. О боже, это врожденная природа человеческого расизма. Черт возьми, все, что для этого нужно, это та культурная штука, которую мы изобрели одно или два столетия назад. Вопрос о том, кто из них считается нами или более, имеет второстепенное значение, и вы можете повторно классифицировать людей в течение миллисекунды. ## Влияние гормонов на поведение Теперь отодвигаясь еще дальше назад, мы видим, что произошло с нашим поведением, что было актуально в предыдущие часы или дни. Какое отношение гормоны имеют к тому, что здесь происходит? Если мы говорим о людях в худшем состоянии, то с самого начала мы знаем, какой гормон следует использовать — тестостерон. Так в чем же дело с тестостероном? Почему мужчины всех видов и культур являются такой занозой в заднице на этой планете? Это происходит потому, что тестостерон делает вас агрессивными. Тестостерон не делает вас агрессивными. Вот что он на самом деле делает: возьмите пять самцов макак резусов, объедините их в группу и позвольте им сформировать иерархию доминирования. Побеждает тот, кто трижды выигрывает. Такова иерархия. Теперь возьмите витамин С и сделайте ему инъекцию тестостерона. Дайте ему столько тестостерона, что у каждого миндалевидного нейрона вырастут рога. Разве этот парень не просто огромен? Так что же теперь будет? Он будет участвовать в новых драках? Совершенно верно. Неужели именно такая картина наблюдается сейчас? Неужели все внезапно бросает вызов? Нет, ни в коем случае. Си никогда ничего не делает. Вместо этого си становятся настоящим кошмаром для теста. Тестостерон не порождает агрессию; тестостерон преувеличивает ранее существовавшие социальные модели агрессии. ## Влияние окситоцина на поведение Оказывается, что он делает что-то еще более тонкое. Когда вашему статусу бросают вызов, тестостерон заставляет вас делать все, что вам нужно, чтобы сохранить свой статус. Так вот, если вы бабуин и кто-то бросает вызов вашему статусу, то способ поддержания этого статуса заключается в том, чтобы бороться с ним. Это синонимы. Но если вы человек, то все становится еще сложнее. Например, вы можете провести экономическую игру, в которой люди получают статус, делая щедрые предложения. Дайте людям тестостерон, и они становятся более щедрыми в игре. Другими словами, если бы вы накачали тестостероном целую кучу буддийских монахов, они бы взбесились, совершая случайные добрые поступки повсюду. Проблема не в том, что тестостерон делает нас агрессивными. Проблема в том, что мы с такой готовностью вознаграждаем агрессию статусом. Между тем, если мы говорим о какой-то положительной стороне нашего поведения, то сразу же на ум приходит гормон окситоцин. Окситоцин официально считается самым крутым гормоном в мире. Окситоцин способствует укреплению связи между матерью и младенцем, укреплению парных связей, доверию, экспрессивности, сотрудничеству, щедрости. Дайте плодовым мушкам окситоцин, и они станут лучше слушать и все такое прочее. Окситоцин способствует просоциальному поведению. ## Исследование о моральных дилеммах Окситоцин не вызывает ничего подобного. Если присмотреться повнимательней, один из примеров тому — работа над этим вопросом, проведенная несколько лет назад в Нидерландах. Там добровольцам была поставлена классическая философская задача: проблема сбежавшего троллейбуса. У троллейбуса сорвались тормоза, он мчится по рельсам, в результате чего погибнут пять человек. Можно ли столкнуть на рельсы одного человека, который может погибнуть? А что, если замедлить движение тележки? Можете ли вы пожертвовать одним человеком, чтобы спасти пятерых? Вот основные утилитарные вещи, философы занимаются проблемой сбежавшего троллейбуса с тех пор, как, я не знаю, Аристотель сел на свой первый троллейбус. Оказывается, важно, как вы это сформулируете: можно ли толкнуть человека или можно ли нажать на рычаг, который сбросит его с ног? Вы получаете совершенно разные ответы от людей. Так вот, они ставят перед этими добровольцами задачу о сбежавшем троллейбусе, и ключевым моментом в этом исследовании было то, что они назвали имя человека, которого вы толкали на рельсах. Либо это был кто-то с классическим старым добрым голландским именем, таким как Питер, или что-то в этом роде, либо это была одна из двух групп, которые постоянно вызывали негативные коннотации в Голландии: люди из Германии (о, точно, времен Второй мировой войны) или из людей с мусульманскими именами. Так что теперь у вас есть выбор: если вы собираетесь толкнуть Дирка на рельсы, а как насчет Вольфганга? А как насчет Махмуда? Вот оказывается, что если дать людям окситоцин, то они с гораздо большей вероятностью пощадят Дирка и сами упадут, чтобы бросить Вольфганга или Махмуда под рельсы. Окситоцин не делает нас более просоциальными; он делает нас более просоциальными по отношению к людям, которые чувствуют себя такими же, как мы. Если это они, то это делает нас еще более дерьмовыми и ксенофобскими по отношению к ним. ## Влияние окружающей среды на поведение Таким образом, в обоих случаях у нас есть гормоны, влияющие на наш мозг и наши сенсорные системы, но гораздо более тонко, чем вы можете подумать. Проблема с тестостероном заключается в том, что мы так легко вознаграждаем статус за агрессию, а не в том, что тестостерон вызывает ее. Еще одна особенность окситоцина заключается в том, что он не делает нас более просоциальными; он преувеличивает эту пропасть между нами и другими людьми. Теперь мы еще больше отодвигаем наше поведение назад. А как насчет того, что было несколько недель или месяцев назад? Самое важное в этой области заключается в том, что мозг претерпевает изменения. Мозг претерпевает кардинальные изменения: нейроны формируют новые связи, разрушают старые связи, участки мозга то увеличиваются, то уменьшаются в размерах. Это самая большая революция. В левом верхнем углу оказывается, что мозг взрослого человека, при определенных обстоятельствах, производит новые нейроны. Совершенно новые нейроны. Мозг демонстрирует нейропластичность. Это невероятно захватывающая штука, написанная всевозможным мелким шрифтом. Во-первых, несмотря на то, что мозг обладает таким огромным потенциалом для нейропластичности, существуют определенные ограничения. Никакое количество нейропластичности не превратит любого из нас в Эйнштейна, и никакое количество нейропластичности в настоящее время не принесет вам большой пользы, если ваш спинной мозг был разорван. Более того, что еще более важно, нейропластичность — это явление, не имеющее ценности, потому что иногда нейропластичность может помочь вам стать намного лучше в том, чтобы быть святым, а иногда она может помочь вам лучше справляться с этнической чисткой деревень. Это не является чем-то тебе хорошим или плохим. ## Влияние подросткового возраста на поведение Если вернуться еще глубже в прошлое, как насчет того, чтобы вернуться к вашему подростковому возрасту? Оказывается, что все, связанное с поведением подростков, объясняется двумя фактами. Во-первых, ваша дофаминовая система начинает работать на полную мощность примерно к тому времени, когда вам исполняется 11 или 12 лет. Во-вторых, когда вы становитесь подростком, ваша лобная кора головного мозга еще не полностью сформировалась. Как это ни удивительно, лобная кора головного мозга не полностью подключена к сети, пока вам не исполнится около 25 лет. Другими словами, именно поэтому подростки ведут себя по-детски: у них возникают импульсивные проблемы, стремление к сенсациям, новизне, влияние сверстников, конформизм и все такое прочее. А что это значит для наших целей? Какое это имеет отношение к тому моменту, когда вы либо собираетесь нажать на спусковой крючок, либо нет? Это говорит о том, что в позднем подростковом возрасте, в раннем взрослом возрасте, окружающая среда оказывает самое сильное влияние на то, какой тип лобной коры у вас будет, когда вы станете взрослым. И это имеет решающее значение. Подростковый возраст — это период дофаминергической зрелости и незрелости лобной коры головного мозга. Но самое важное здесь то, что если лобная кора является последней частью мозга, которая подключается к сети, то по определению это та часть мозга, которая в наименьшей степени сформирована вашими генами и в наибольшей степени сформирована вашим опытом и окружающей средой. Так и должно быть, потому что что же такого сложного в том, чтобы поступать правильно, когда гораздо труднее делать такие вещи, на освоение которых уходит целая вечность? Культурная относительность — это правило, зависящее от контекста. Ты не должен убивать, но убивать их действительно приятно. И ты не лжешь, но сейчас самое подходящее время для лжи, а также лицемерие и эгоистичные поступки и все такое прочее. Никакие гены не будут кодировать это. Вашей лобной коре требуется 25 лет, чтобы овладеть подобными вещами. ## Влияние детства на поведение Если вернуться еще дальше в прошлое, то как насчет того, чтобы сейчас вернуться в детство? Какое это имеет отношение к взрослому мозгу, взрослому решению, которое вы примете в этот момент относительно того, что делать? Всё это строится вокруг чего-то совершенно очевидного, а именно вопросов детства. К тому же разные типы детства порождают разные типы взрослых. Главный вопрос в этой области заключается в том, каким образом разные типы детства порождают разные участки лобной коры, разные миндалевидные тела и другие отличия. Каковы механизмы, с помощью которых ранее опыт оказывает организационное воздействие на мозг и поведение на протяжении всей жизни? Это подводит нас к безумно модной области, называемой эпигенетикой. Генетика — это ваши гены, последовательности вашей ДНК. Опыт ничего не меняет. Однако эпигенетический опыт изменяет регуляцию этих генов, когда они активируются. Как бы это выглядело? Как это ни удивительно, но оказывается, что в мире крысиных матерей некоторые крысиные матери лучше справляются с материнскими обязанностями, чем другие крысиные матери. Хорошо, а что считается хорошей крысиной матерью? Она часто берет на руки своего щенка, много лижет его, много ухаживает за ним. Это замечательная крысиная мама. Оказывается, что если вы, как крысиный щенок, подвергаетесь такой внимательной крысиной материнской заботе, то это вызывает эпигенетические изменения в какой-то части вашего мозга. В результате, став взрослым, вы выделяете в свой кровоток более низкий уровень гормонов стресса. Это замечательно, но с интересным подтекстом. Из-за того, что в детстве за вами много ухаживали и облизывали, ваш мозг генетически изменился, и теперь, став взрослым, у вас довольно низкий уровень гормонов стресса. Когда вы станете матерью, из-за этих низких уровней вы будете чаще облизывать и ухаживать за своими детьми. Таким образом, эта черта характера будет передана следующему поколению не через гены, а через изменение в регуляции генов, зависящей от опыта окружающей среды. То же самое происходит внутриутробно. Вы зародыш крысы, и вы подвергаетесь воздействию тонны гормонов стресса. Почему это так? Потому что ваша мама испытывает стресс и выделяет много гормонов в кровообращение, которые попадают в ваше кровообращение, проникают в ваш мозг и вызывают эпигенетические изменения. Таким образом, когда вы станете взрослым, ваша миндалевидное тело станет крупнее, и оно будет более активно реагировать на угрозу, а также у вас будет более высокий уровень гормона стресса. В результате, когда вы забеременеете, ваш плод будет подвергаться большему воздействию этих гормонов стресса. Другими словами, у нас есть ранняя среда, формирующая всевозможные аспекты взаимодействия мозга и эндокринной системы. И самое главное, благодаря этим эпигенетическим изменениям, начинающимся во время внутриутробной жизни, окружающая среда не начинается с момента рождения. Эти изменения могут быть длительными, длительными на протяжении всей жизни и даже передаваться из поколения в поколение. ## Влияние предков на поведение Но теперь сделаем еще один шаг назад. Забудьте о том времени, когда вы были ребенком или эмбрионом. А как насчет того времени, когда вы были всего лишь оплодотворенной яйцеклеткой? Какое отношение к этому имеют гены? Во всей этой лекции нет более спорной темы, чем роль генов и поведения. Это происходит потому, что в наши дни мы живем в период истерического головокружения по поводу генетики. Мы секвенировали геном человека. Сейчас они могут сделать это за один вечер. Если вы зайдете в нужный магазин, например, в Макдоналдс или что-то еще, где можно найти геном или код, это Святой Грааль. Представление о том, что формирует все, что происходит в вас, дело в том, что ваши гены не имеют ни малейшего представления о том, что они делают. Сказать, что ген знает, например, когда он будет регулировать клеточную биологию, все равно что сказать, что рецепт торта знает, когда вы собираетесь приготовить торт. Гены сами по себе не регулируются. А что же регулирует работу генов? Это делает окружающая среда. Окружающая среда может быть очень локальной. Локальная среда в клетке, у которой заканчивается энергия, включает ген, который вырабатывает больше белка переносчика глюкозы, и клетка потребляет больше энергии. Изменения окружающей среды изменяют активность генов, и вы решаете эту проблему. Или же окружающая среда может воздействовать на весь организм в целом. У нас высокий уровень тестостерона, и в результате в этой мышечной клетке включаются определенные гены, и мышечная клетка становится больше. Вы набираете мышечную массу. Или окружающая среда может быть окружающей средой в общепринятом смысле этого слова. Вы только что родили, вы чувствуете запах своего ребенка, и в результате включаются гены, и вы начинаете вырабатывать окситоцин. О боже мой, гены управляют всей жизнью. Вы чувствуете запах попки своего ребенка, и в результате меняете транскрипцию генов. Гены на самом деле не знают, что они делают. Гены регулируются окружающей средой. ## Взаимодействие генов и окружающей среды И самое главное, что разные среды регулируют одни и те же гены по-разному. Даже не думайте записывать что-либо из этого, но здесь мы имеем целый набор генов, которые влияют на поведение только в определенных условиях. Для нашей цели самым интересным геном, выделенным красным цветом, является ген, называемый альфа-мао. Альфа-оксидаза мономинов. Он как-то связан с нейротрансмиттером серотонином. Все, что имеет значение, это то, что он бывает двух разных вкусов. И по всей логике один из этих вкусов должен настроить вас на более высокий уровень агрессии. Несколько лет назад было проведено огромное-огромное исследование, в ходе которого детей наблюдали за 17-летними детьми в течение десятилетий. Ответ пришел сам собой: если у вас неправильная версия этого гена, то вы действительно такой же молодой взрослый человек, скорее всего, уже имел опыт антисоциального агрессивного поведения в прошлом, но только в том случае, если вы подвергались жестокому обращению в детстве. Если вы не росли в условиях жестокого обращения, то никакого эффекта не будет. Другими словами, дело не в том, что представляет собой ген, и не в окружающей среде, а во взаимодействии между ними. Другими словами, гены ничего не решают. Вместо этого они регулируются окружающей средой в достаточной степени. Так что никогда не имеет смысла спрашивать, что делает ген или что он делает окружающая среда. Она действует только в определенном контексте взаимодействия. ## Эволюция поведения Это здорово. Так вот, это говорит нам кое-что о том, почему гены пингвина могут работать по-другому в середине Сахары или где-то еще. Но да, вы там не увидите пингвинов. Зато увидите людей в Антарктиде, в тундре, в тропических лесах, в полигамных обществах и в моногамных, в капиталистических и в социалистических. На земле нет ни одного вида животных, который бы жил в более различных условиях окружающей среды. Таким образом, по определению, на земле нет вида, который был бы более свободен от генетической детерминации, чем мы. Теперь мы возвращаемся к оплодотворенной яйцеклетке. На этом нам конец. Но как это ни удивительно, нам нужно вернуться еще дальше назад, потому что для того, чтобы разобраться во всем этом, нам теперь нужно спросить, чем занимались ваши предки. Какие культуры они изобрели? Потому что это повлияет на то, как вы превратитесь в того взрослого человека, которым вы являетесь. Оказывается, что культуры, которые они изобрели, очень чувствительны к тому, в каких экосистемах они жили. Например, по всему миру жители пустынь статистически чаще, чем случайно, изобретают монотеистические религии. Обитатели тропических лесов изобретают политические религии, а также всевозможные сопутствующие этому багаж. Еще одна закономерность заключается в том, что если посмотреть на людей, живущих небольшими группами охотников-собирателей, то можно заметить, что религии, которые они изобретают, почти всегда связаны с богами, которым наплевать на то, что делают люди. Только после того, как люди начнут жить в условиях достаточно высокой плотности населения, вы начнете общаться с незнакомыми людьми анонимно, и тогда люди начнут изобретать так называемых морализаторских богов — боги, которые наблюдают за нами, боги, которые осуждают нас, боги, которые являются парой глаз там наверху. ## Влияние экосистем на культуру Остановитесь на этом. Когда мы станем настолько сложными, что не сможем сделать это сами? Или еще одно важное различие связано с традиционными способами получения средств к существованию. В традиционном мире люди находятся либо в левом верхнем углу — охотники-собиратели, либо в правом верхнем углу — земледельцы или садоводы, либо в центре — скотоводы или пустынники со своими стадами верблюдов, коров и коз и всё такое прочее. Если вы занимаетесь скотоводством, то вы особенно уязвимы. Если вы занимаетесь охотой и собирательством в тропических лесах, плохие люди не могут прийти ночью и украсть ваши тропические леса. Если вы занимаетесь сельским хозяйством, они не могут прийти ночью и украсть 20 акров вашего лабиринта. Но если вы занимаетесь скотоводством, люди могут прийти ночью и украсть ваши стада, угнать ваши стада. По всему миру скотоводы создают культуру чести, основанную на насилии, возмездии, классах воинов, убийствах во имя чести, вендеттах, которые тянутся веками. И что самое замечательное, если вы были ребенком в культуре чести, то уже через несколько минут после рождения ваша мать разговаривает с вами на более высокой громкости и держит вас на руках в течение более короткого промежутка времени, чем если бы вы были ребенком в одной из этих других культур. Если вы родились в коллективной культуре, то в среднем ваша мать ухаживает за вами в течение более длительного периода времени в течение первой недели вашей жизни, чем если бы вы родились в индивидуалистической культуре. Другими словами, в течение нескольких минут после рождения все, что мы уже видели, теперь формируется под влиянием того, чем ваши предки зарабатывали на жизнь столетия назад. Другими словами, экосистемы формируют культуру, формируют мозг, формируют поведение, и некоторые из этих различий проявляются уже через несколько минут после рождения. Другими словами, мозг, тело, поведение, культура и гены — все это развивается совместно. ## Эволюция поведения и социальные связи Наконец, если мы забрались так далеко в прошлое и говорим о таких вещах, как гены, то по определению речь идет об эволюции. Какое отношение ко всему этому имеет эволюция поведения? Современные взгляды на эволюцию поведения уже давно опровергли представление о том, что мы ведем себя на благо вида или для того, чтобы выжить. Мы ведем себя так, чтобы передавать копии генов дальше. Современные представления об эволюции поведения строятся вокруг трех строительных блоков. Первый из них — это индивидуальный отбор. Организмы стараются оставить как можно больше копий своих генов в следующем поколении, максимизируя репродуктивный успех. Концепция эгоистичного гена. Это объясняет массу особенностей человеческого поведения. Примечательно, что 16 процентов жителей Земли являются прямыми потомками Чингисхана, самого успешного в репродуктивном отношении человека всех времен. Все виды могущественных людей действуют так, чтобы максимизировать свой репродуктивный успех. Вот еще один строительный блок. Да, иногда вы передаете как можно больше копий генов, но иногда еще лучший способ сделать это — помочь своим родственникам передать копии генов. У нас есть выбор родственников, и люди изобрели такую разновидность отбора родственников, которая заставляет других приматов съеживаться от зависти. Мы можем завещать наше материальное богатство нашим родственникам. У нас есть право наследования. Таким образом, у нас есть способ увеличивать различие между поколениями. Мы проводим отбор родственников так, как никто другой в мире. Последним строительным блоком является индивидуальный отбор или помощь родственникам, а иногда и отбор на сотрудничество с совершенно незнакомыми людьми. На сотрудничество и альтруизм по отношению к ним, до тех пор, пока они делают это в ответ. Это взаимные отношения сотрудничества, и мы очевидно делаем это на таком уровне, как ни один другой вид в мире. Забудьте почесывать свою спину, а ты почеши мою. Мы изобрели бартерную экономику и все такое прочее. Другими словами, строительные блоки современного эволюционного мышления объясняют очень многое в человеческом поведении. Если не присмотреться повнимательней, это индивидуальный отбор. А еще у нас есть религиозные сексологи, которые соблюдаются либад и предпочитают вымирать, как шейкеры, которые не передают копии своих генов, а ведут себя только ради блага близких родственников. Кроме того, у нас есть смешанные семьи с усыновленными детьми со всей планеты. Если говорить о взаимном альтруизме, то мы будем сотрудничать с незнакомыми людьми, если они будут сотрудничать в ответ. Подумайте вот о чем: это наше поведение, которое шимпанзе никак не могут понять. Вы находитесь в чужой стране, едете в аэропорт. Вот, вот уедете оттуда, и нога ваша больше никогда не ступит в эту страну. Ни один человек, которого вы там увидите, никогда больше не будет лгать вам. Когда вы входите в терминал, вы останавливаетесь на мгновение, второе придержите для кого-нибудь дверь открытой. Всё, что касается эволюции взаимности и сотрудничества, говорит о том, что это никак не может стать обычным явлением. Именно это определяет нас. Другими словами, эволюция поведения строится вокруг этих трех принципов. Они многое объясняют о социальном поведении и множестве других видов, а также многое объясняют о нас самих, пока ты не приглядишься повнимательней. ## Заключение Так чему же мы теперь пришли? Теперь мы официально стали свидетелями одного из проявлений нашего поведения. Если вы хотите понять, так ли это на самом деле, вам нужно учесть все, начиная с одной миллисекунды до этого и заканчивая миллионами лет отборов эволюционного давления. Другими словами, на данный момент можно официально заключить, что все это очень сложно. О, великолепно! Мне пришлось просидеть здесь 50 минут, чтобы добраться до этого момента. Все это очень сложно. Давайте попробуем сделать этот вывод немного более полезным. Все очень сложно. Так что будьте очень внимательны и осторожны. Убедитесь, что вы действительно понимаете, что происходит, если решите, что понимаете, почему произошло то или иное поведение, особенно если это поведение, которое вы осуждаете жестко. Для моих целей самая важная вещь во всем этом заключается в том, что все эти области фактоидов, которые я здесь скачал, имеют одну общую черту. # Заключение Черты человеческого поведения меняются с течением времени. Они изменяются в ответ на приобретенный опыт, самым фундаментальным образом в течение длительных периодов времени. А в течение коротких периодов времени экосистемы изменяются. Это вырезанное на скале изображение бегемота было создано три года назад в центре Сахары, когда она была покрыта пышными лугами. Культуры меняются. В XVIII веке самыми страшными людьми в Европе были шведы, которые провели целое столетие, сея хаос по всей Европе. А потом что-то произошло, что изменило их. Шведские военные не вели войн уже более ста лет. Культуры кардинально меняются. Самое главное, что меняется мозг: появляются новые связи, теряются старые, расширяются и сокращаются. Иногда происходят поразительные перемены, на это могут уйти десятилетия. Этот человек, Джон Ньютон, был британским теологом, который в преклонном возрасте сыграл центральную роль в отмене рабства в Британской Империи в начале 1800-х годов. Как это ни удивительно, но в молодости Джон Ньютон зарабатывал на жизнь тем, что был капитаном невольничьего судна. А после того как он ушел в отставку, он потратил десятилетия на инвестиции в работорговлю и разбогател на этом. Но в один прекрасный день что-то изменилось. Это было воспитано написанным им гимном, который сделал его знаменитым — гимном "Удивительная благодать". Это еще один вариант перемен, которые могут произойти в течение десятилетий. Слева изображен человек по имени Джонзи Абэ, который утром 6 декабря 1941 года вот-вот возглавит одну из эскадрилей военно-воздушных сил США, бомбардировщики, которые атаковали Перл-Харбор. Он был одним из ведущих пилотов в этом деле. А справа изображен Зинжи Абы в тот день 50 лет спустя, когда он, будучи стариком, приехал в Перл-Харбор, где проходила церемония для пожилых людей, переживших теракт. На ломаном английском языке он поднялся к этим людям и извинился перед ними за то, что он сделал. На этом уровне могут происходить изменения. Иногда изменения могут происходить в течение нескольких часов или дней. Одним из самых замечательных событий в Первой мировой войне было Рождественское перемирие 1914 года. В канун Рождества различные власти объявили о трехчасовом перемирии вдоль окопов во Франции, чтобы солдаты с обеих сторон могли выйти и забрать своих погибших с ничейной земли. Итак, боевые действия прекратились. Люди вышли на улицы, забрали своих погибших, а затем начали помогать солдатам с другой стороны переносить своих убитых обратно. Затем они начали помогать друг другу рыть могилы в мерзлой земле, а потом вместе проводили церемонии похорон и молились за умерших друг друга. Еще до того, как все закончилось, они разделили Рождественский ужин, молились, обменивались подарками и пели песни. На следующий день немецкие и британские солдаты вместе играли в футбол на ничейной земле поперек французских траншей и не вели счет. Они обменялись оружием и платьями, чтобы навестить друг друга после окончания войны, и поклялись стрелять поверх голов друг друга, чтобы не причинить друг другу вреда. Офицерам потребовалось два-три дня, чтобы прибыть и угрожать застрелить этих людей, чтобы заставить их вернуться к попыткам убить друг друга. Главное, что вся эта культурация, вся эта военная подготовка и вся эта пропаганда испарились в ходе войны за считанные часы. Кто считается "нами", а кто "ими"? Мы — это мы в окопах. Все мы в этих проклятых окопах, они как любой офицер в тылу, который хотел бы, чтобы мы умерли за их власть. Это только что произошло в течение нескольких часов. А иногда изменения могут происходить за считанные минуты. Одной из причин, которая больше всего на свете стимулировала антивоенное движение во время Вьетнамской войны в Соединенных Штатах, была резня в Мили. Бригада американских солдат вошла в деревню, состоящую из пожилых людей и детей, и убила от 350 до 500 мирных жителей. Изуродованные тела, групповое изнасилование перед убийством, убийство всех животных, которые там были, сожжение полей — ужасающие злодеяния. Пока правительство США скрывало это в течение года, когда ему наконец пришлось признать это, оно просто хлопнуло командира по запястью. Это ужасно, потому что почти наверняка это был не единственный подобный случай. В течение нескольких минут это полностью изменило то, кто был "нами", а кто "ими". И самое главное для всех этих людей заключается в том, что ни у кого из них нет таких областей мозга, как у нас. У них нет никаких новых типов нейротрансмиттеров. Они занимаются эпигенетикой точно так же, как и мы, используют те же гормоны, все то же самое. Они надевают штаны на одну ногу за раз, точно так же как и мы. Почти ни у кого из них заранее не было никаких признаков того, что это будет кто-то, способный на такие экстраординарные перемены. Так что я думаю, что здесь в конце мы имеем нечто вроде инверсии этого неизбежного клише Сантаны о том, что те, кто не изучает историю, обречены на то, чтобы повторять ее. Я думаю, что то, что мы здесь имеем, на самом деле является прямо противоположным. Те из нас, кто не изучает историю удивительных человеческих изменений и не понимает науку, которая начинает объяснять, почему это может быть более вероятным, обречены на то, чтобы не иметь возможности повторять такие моменты, как эти. На этой ноте я благодарю вас за ваше внимание и желаю удачи в ваших собственных лучших и худших моментах. Спасибо вам! ## Вопросы и Ответы **Вопрос:** Существует ли свобода воли? Мы находимся в особом положении, и есть один особый стимул, который произошел со мной. У меня есть свобода воли, но я всегда буду полностью предсказуем. **Ответ:** Это довольно грубо с моей стороны, на самом деле это совсем не грубо. Потому что если я пытаюсь быть хорошим гостем в доме, я бы сказал, что если есть какая-то свобода воли, то она проявляется в все более скучных местах. Если вы хотите утверждать, что это была свободная воля, так что сегодня вы чистили зубной нитью свои нижние зубы вместо верхних, то дерзайте и будьте счастливы. На самом деле я не думаю, что возможно рассмотреть весь этот спектр способов, с помощью которых биология формирует наше поведение. Я не вижу здесь ни малейшей возможности для проявления свободной воли. Насколько я понимаю, свободная воля — это то, что мы называем биологией, еще не было открыто. У меня нет абсолютно никаких проблем с тем, что свободной воли не существует. У меня возникают огромные проблемы с попытками представить себе, как мы должны жить с этим выводом. Я понятия не имею, как это должно выглядеть, но все, что я знаю, это то, что если мы собираемся проделать тяжелую работу, чтобы попытаться понять, где это должно быть принято, то, вероятно, стоит начать с системы уголовного правосудия и побеспокоиться о том, чтобы где-то в будущем использовать зубную нить. Это огромная задача, но есть некоторые области, где нам абсолютно необходимо это сделать. Потому что в основном наука, лежащая в основе современной системы уголовного правосудия, основана на нейробиологии середины 19 века, и это просто ужасно. **Вопрос:** Вы упомянули о родителях, которые разделяют ваши интересы. Мне просто интересно, знали ли вы из ее оценок, что родители не так уж важны в жизни ребенка? **Ответ:** Харрис, психолог, который в середине 90-х написал дико спорную книгу, в которой в самых провокационных формах говорилось, что родители не имеют значения. Дайте мне перерыв! Но она очень хорошо критиковала большую часть литературы по развитию с точки зрения родительского воздействия. Она совершенно обоснованно подчеркнула, что в удивительно юном возрасте на детей оказывают сильное влияние сверстники. Это невероятно сильное влияние. И где это никогда не было так очевидно, так это в подростковом возрасте. Эффект соответствия сверстникам просто поразителен. Например, поместите взрослого человека на сканер мозга и спросите, что они о себе думают. У них возникнет определенный паттерн нейронной активации. А теперь скажите, что думают о вас другие люди, и здесь наблюдается частично перекрывающийся паттерн активации коры головного мозга и подкорки. Возьмите подростка, скажите, что вы о себе думаете, а что о вас думают люди, и у вас получается точно такая же картина. Что я сам о себе думаю, не имеет значения, что думают обо мне другие. Я собираюсь соглашаться со всем, что там есть. Это всего лишь один из показателей того, что происходит, и это показатель работы лобной коры головного мозга. Ее работа заключается в том, чтобы мы, взрослые, говорили: "Может быть, они на самом деле придурки, и вам не следует принимать их близко к сердцу". **Вопрос:** Вы упомянули, что реакции страха обусловлены. Не могли бы вы немного рассказать о некоторых способах, которыми обусловлены реакции страха, особенно в отношении других рас? **Ответ:** То, что делает вашу миндалину работать, является врожденным. Даже те вещи, которые традиционно рассматриваются как врожденные фобии, которые мы испытываем по отношению к змеям, более технический термин заключается в том, что мы демонстрируем подготовленное обучение для них. Мы не боимся пауков от природы. Чтобы решить, что вы боитесь паука, требуется меньше опыта общения с ним, чем, скажем, с телепузиком. Мы предрасположены к тому, что некоторые ассоциации возникают у нас с большей готовностью, чем другие. Это ближе к тому, что на самом деле представляет собой фобия. Таким образом, возникает вопрос: есть ли у нас подготовленные знания для того, чтобы считать людей других рас своими? Априори интуитивно в этом есть полный смысл. Это такой маркер, который можно различить на расстоянии. Но тогда вы думаете, что антропологически вторая раса эволюционировала, и я не знаю, 4.050 лет назад или, в лучшем случае, где-то в течение этого периода. Мы были людьми гораздо дольше, чем это было. Но самое главное, что только за последние пару тысячелетий среднестатистический человек оказался в пределах 1000 миль от кого-то из другой расы. История гоминидов не была создана путем встречи с кем-то из другой расы, который представлял собой такую же часть другого. Как и вы, могу представить себе, что вся чья-то жизнь была потрачена на общение с людьми из племен охотников-собирателей, расположенных, в лучшем случае, в двух-трех долинах отсюда. Что касается другой проблемы миндалевидной реакции, то вы получите именно то, что получите, если будете скучно технично и осторожно. Каждый раз, когда я бы сказал что-то во время выступления, я бы сказал, что в среднем происходит именно так. В среднем миндалевидное тело человека активизируется, когда он видит лицо человека другой расы. Но те люди, которые являются исключениями, это люди, выросшие в районах с расовым разнообразием. Другими словами, цвет кожи не является критерием для того, чтобы разделить между собой. Люди, у которых были близкие интимные отношения с кем-то другой расы, приходят к точно такому же выводу. Хорошо, давайте вернем всех нас обратно в детский сад, и мы сможем немного смягчить враждебность в мире, выраженную в этих строках. Но затем замечательная работа, проделанная кем-то из Принстона по имени Сьюзен Фиск, показала нечто замечательное. Забудьте о необходимости возвращаться в дошкольные учреждения и о том разнообразии, которое там царит. То, что делает Фиск в этих исследованиях, заключается в том, что она помещает кого-то в сканер, и вы высвечиваете там лица. Все это происходит как обычно, и она заранее инструктирует людей: "С каждым лицом, которое вы видите, решите, да или нет, нажмите эту кнопку или ту. Подходит ли вам это лицо?" Вы из тех людей, которые хотели бы получить брокколи? Брокколи — это такая капуста, из-за которой велись множество войн. Это выглядит совершенно безобидно, это брокколи. И что же вы тогда делаете? Вы смотрите на каждое лицо и представляете их себе на рынке. Вы представляете их себе в ресторане, вы представляете, как они приходят домой и садятся ужинать, и спрашиваете, вкусно ли это на вкус. Другими словами, вы представляете их себе как индивидуальность. И когда вы таким образом индивидуализируете людей, миндалевидное тело не активируется, потому что вы слишком заняты мыслями о том, выглядят ли они счастливыми, и не вдавайтесь в то, что вы думаете о них как о личности. В этот момент вы совершенно не хотите, чтобы мы их использовали. Так что с одной стороны у нас есть возможность вернуться назад и вернуть всех детей в детский сад в разные районы, но в таком исследовании, как это, это происходит в течение нескольких секунд, и вы перестраиваете его заново. Другими словами, я думаю, что тот факт, что мы проделываем с ними то же самое в нашей миндалевидной железе в течение 100 миллисекунд, говорит о том, что мы невероятно запрограммированы на то, чтобы делить мир на "нас" и "не нас". И мы не испытываем особой любви к "ним". Но ведь нами невероятно легко манипулировать относительно того, кто считается "нами", а кто "ими". Надеть бейсбольную кепку на кого-то и специалистов по нейробиологии — это совсем другое дело. Через 100 миллисекунд это самый яркий пример того, что вы только можете себе представить. Здесь проводится эксперимент с использованием трансранильной магнитной индукции для подавления миндалевидного тела и стимуляции лобных долей. Как вы думаете, сработает ли это? Все зависит от того, какая работа имеет значение. Но одна из самых необычных вещей заключается в том, что нейровизуализация помещает человека в сканер мозга, и вы видите, какие части мозга активируются в разных ситуациях. Это совершенно круто, но это коррелятивно. Активность этой части мозга коррелирует с тем или иным поведением, эмоциональным состоянием и так далее. Транскраниальная магнитная стимуляция — это средство, с помощью которого вы действительно можете активировать или подавлять небольшие группы нейронов коры головного мозга. Это просто удивительно, что из этого получилось. Вы временно отключаете у кого-то часть лобной коры головного мозга, и он принимает различные моральные решения. Вы меняете их на утилитарные, избавляетесь от проблем, связанных с тележками, и в этом случае вы контролируете их поведение. В основном это просто феноменальные инструменты исследования, потому что вы переходите от корреляционной связи к причинно-следственной. Ага, заставьте эти нейроны включиться, и внезапно этот человек с гораздо большей вероятностью скажет "да". Подтолкните их к тому, чтобы они оказались перед вами троллейбусом. Это сильная причина наследственной связи. То, что вы действительно можете сделать с этим в будущем, — это материал снов, кошмаров и всего, что между ними. Я предполагаю, что в ближайшее время это не будет использоваться ужасно захватывающим и оскорбительным образом. Но это феноменальный исследовательский инструмент. Я думаю, что на этом мы и закончим. Большое вам спасибо!
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий