Роберт Сапольски — Биология религиозности [Vert Dider]

ruticker 04.03.2025 15:25:11

Текст распознан YouScriptor с канала Vert Dider

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Роберт Сапольски — Биология религиозности [Vert Dider]

Вот сайт с шаурмой. **Добро пожаловать в Стэнфорд на курс "Биология поведения человека".** На сегодняшней лекции мы вспомним многое из того, что обсуждали на предыдущих занятиях, и попробуем применить к знакомой каждому из вас теме. Судя по тому, сколько писем я получил после лекции о депрессии, о чем мы говорим на лекциях, становится вам все ближе. Например, многое из лекций о хаосе. Мне присылали свои мнения о том, нужны ли нам инструкции. Точнее, о том, что не нужны. Фото с этим не согласился, хотя некоторые теоретические построения об обратном тоже оказались кому-то близки. Значит, эти вопросы кого-то задели за живое, и сегодня, видимо, будет также. **Тема: биологические компоненты религиозности.** Это та лекция, перед которой я нервничаю больше всего, потому что почти у каждого на этот вопрос оказывается свой взгляд, а мне бы хотелось пройти через все это максимально конструктивно. Для начала давайте определимся, кто у нас сегодня в зале. Кто считает себя религиозным? Так, религиозным, но не очень глубоко религиозным? Вижу. Хорошо. Кто из вас может с уверенностью сказать, что он ни в коей мере не принадлежит ни к одной религии? Приличное количество рук, как мы видим. Вариантов ответа много. Начнем с того, на чем мы остановились на предыдущей лекции. В ту среду, когда говорили о шизофрении, мы закончили на разборе, как мы обычно и делаем с каждой темой этого курса. Вот тут справа у нас само поведение, а двигались мы влево в поисках его эволюционных предпосылок. Логика тут проста: как только мы начинаем рассматривать и изучать гены, их влияние, генетический компонент чего-либо, нам приходится думать об эволюции, о том, какой адаптивной ценностью могла бы обладать эта черта. Что по этому поводу думают социум, биологи и так далее? Вопрос вообще да, но я не настолько в этом разбираюсь, чтобы что-то утверждать, кроме того, что религиозность безусловно связана с социальным контекстом, и позднее мы к этому вернемся. Какая-то разница существует, и я ее плохо понимаю, но там все сложнее, чем прямая зависимость от общества. В общем, есть над чем подумать. Итак, на чем мы остановились в прошлый раз? В конце лекции по депрессии мы обсудили эволюционные аспекты и попытались найти всевозможные скрытые преимущества, о которых иногда пишут в литературе. Например, о том, что творчество и маниакальная депрессия тесно связаны друг с другом. Но остановились мы именно на этом вопросе: каким образом эти гены могли пройти отбор? Вспоминаем то, с чего мы начинали наши самые первые лекции об отборе генов. Почему у жирафа длинная шея? Потому что эта черта, говоря строго дарвиновским языком, позволила животным передавать больше копий своих генов будущим поколениям. Какая же адаптивная ценность может быть у генов шизофрении? По современным стандартам и классификациям эта болезнь демонстрирует буквально обратное: больные шизофренией люди оставляют меньше копий своих генов, чем их здоровые родственники. Эта болезнь по всем признакам не адаптивна. Может, есть какие-то скрытые преимущества? Мы как раз остановились на том, что на сегодняшний день никаких скрытых преимуществ у шизофрении выявлено не было. Но закончил лекцию я тем, что предположил существование какой-то другой, может, болезненной черты, связанной с шизофренией, у которой положительные стороны все-таки есть. Начнем с того, что вспомним программу по биологии за 9 класс, где на уроках вам объясняли, что иногда некоторые генетические характеристики приводят к ужасным последствиям в одних условиях, но обеспечивают преимущества в других. Классический школьный пример — серповидно-клеточная анемия. В одном контексте это настоящая гематологическая катастрофа с ужасными последствиями, в других — это надежная защита от малярии. Именно поэтому один из вариантов болезни распространен в регионах Африки и Средиземноморья. Болезнь, похожая на талассемию, там спасает людям жизни и тем самым иллюстрирует одну из ключевых идей всего курса: не бывает плохих генов, бывают плохие сочетания генов из среды. Периодически в медицине возникает ситуация, когда некоторые генетические черты в одних условиях приводят к проблемам, а в других помогают. Что-то подобное происходит во всевозможных областях генетики. Вот еще один пример: болезнь Тея-Сакса — ужасное врожденное заболевание, распространенное в основном среди евреев-ашкеназов. Тяжелая форма приводит к тому, что у ребенка нарушается развитие, он рождается с серьезными отклонениями и довольно быстро умирает. Легкая форма болезни дает иммунитет к туберкулезу. Никто не знает, как именно это работает. В отличие от серповидно-клеточной анемии, которая вызывает одну болезнь, но защищает от другой, болезнь Тея-Сакса остается загадкой, но объясняет феномен из средневековой истории Европы, когда считалось, что евреи не болеют туберкулезом, потому что это они специально заражают колодцы христиан. Этот миф приводил к массовым погромам, а все дело в генетике. Очень легкая форма болезни Тея-Сакса защищает человека от туберкулеза. Еще пример — муковисцидоз. Самое распространенное генетическое заболевание на сегодняшний день, потенциально смертельное. Кто-нибудь знает, как? Среда? Хорошо, а пока не надо. Муковисцидоз в тяжелой форме — ужасное заболевание, которое вызывает всевозможные воспаления легких, заполняются жидкостью, и человек погибает к годам к 20. Жуткая штука. В легкой форме она делает вас невосприимчивым к последствиям холеры. Один и тот же механизм вызывает дисбаланс жидкости в легких и защищает вас от потери воды и обезвоживания при холере. Явно адаптивное преимущество. Все сводится к одному принципу: тяжелая форма вас убивает, более легкая наоборот помогает выжить. Можно подключить простую математику по уже знакомому нам принципу: я жертвую собой ради двух родных или восьми двоюродных братьев. Если защитные свойства болезни проявляются у достаточного количества людей, то периодически случающийся летальный исход не помешает гену сохраниться в популяции. Теперь мы подходим к главному вопросу: может, лишь что-то подобное происходить с шизофренией? Нас интересует, как будет выглядеть более легкий генетический вариант болезни. Он был открыт в 70-х во время исследования, о котором я вам уже рассказывал. Все. Маркете, психиатр из Гарварда, отправился с командой в Данию и 10 лет изучал каждый случай усыновления детей, пытаясь понять, что сказывается на развитии шизофрении: биологические родители или приемные. В ходе своей работы они открыли кое-что поразительное. На секунду, еще раз представьте, что они сделали: команда психиатров поехала в Данию и 10 лет общалась с каждой семьей каждого усыновленного ребенка в стране. Это не одна тысяча человек, просто куча работы. Они искали случаи развития шизофрении, отслеживали родственные связи и так далее, опрашивали огромным числом людей, а ученых было совсем мало, так обеспечивали схожесть критериев. В общем, исследования выполнили блестяще. За 10 лет они опросили больше родственников больных шизофренией, чем любой другой психиатр за всю историю. Ведь как обычно происходит? Есть врач, который лечит кого-то с шизофренией, и раз в полгода он встречается с родителями больного. Это если пациент несовершеннолетний. Может быть, потом тоже будут периодически с ними встречаться. А эта группа опросила десятки тысяч человек, родственников больных шизофренией. Они заметили кое-что интересное: в среднем так получалось, что кровные родственники больных шизофренией оказались немного странными. Естественно, не все, и странными могут быть не только они, просто среди родственников больных таких людей встречалось больше. Люди с очень специфическими чертами личности попадались среди биологических родственников больных. Сегодня более мягкие проявления шизофрении называют шизотипическим расстройством. Это официальное определение в психиатрии. Более мягкая генетическая вариация шизофрении. Как проявляется шизотипичность? Во-первых, немного ускоренное мышление, гораздо слабее, чем при шизофрении. Есть специальная шкала, по которой можно определить, что попадает в категорию нормальных ассоциаций, что уже в шизофрению, а что находится между. Присутствует социальная изоляция. Опять же, не до такой степени, когда человек не может работать и живет взаперти где-то на отшибе, как при шизофрении. Нет, просто он предпочитает профессии, где можно работать одному: смотритель маяка, на пожарной вышке. Такие люди предпочитают сидеть в одиночестве, например, в операторской будке в кинотеатре, в темноте по 8 часов в день. Типичная работа для таких людей — без посторонних, наедине с собой. При шизотипическом расстройстве люди склонны к мета-магическому мышлению. И вот тут все становится совсем интересно. Мета-магическое мышление не подразумевает расстройства, при котором человек не может нормально жить. Это просто склонность к вере в странные чудесные вещи, особая любовь к научной фантастике и фэнтези. Склонность. Так, я смотрю, кто-то из вас несколько напрягся. Человек с таким мышлением может очень уважать, не очень сильно им увлекаться. Такой человек верит в телепатию и визиты НЛО. Первое, что бросается в глаза: если человек верующий, то он интерпретирует любые писания очень буквально. Что-то общее с буквализмом. При шизофрении помните, что общего у апельсинов и яблок? Это многосложные слова, абсолютно буквальное восприятие метафор. Такие люди склонны понимать все, что написано в религиозных текстах, буквально и однозначно. Мир был создан за 7 дней — для них это не метафора, не притча, это конкретный временной промежуток. Люди, которые возвращаются к жизни после смерти, это не про то, что их идеи продолжают жить, а буквально описание событий. Тенденция в принципе ясна. Так что же такое шизотипическое расстройство? Это очень легкая форма шизофрении, по крайней мере в плане разрозненных ассоциаций, буквальной интерпретации сказанного, социальной отчужденности и, что самое важное, мета-магического мышления. Сейчас шизотипическое расстройство — это одна из диагностических категорий в психиатрии. Нам важно понять, откуда оно взялось, как оно выглядит. И, естественно, если мы хотим разобраться в этой проблеме, придется задать еще один вопрос: раз уж 99 процентов человеческой истории для людей с этим расстройством не было подходящей работы в операторских будках, как они ведут себя в традиционных не западных обществах? Ответ, как оказалось, был у нас под носом уже долгое время. Лет шестьдесят-семьдесят в работах по антропологии, примерно в 30-е годы, работы ученого Полароида, на далее старт целой череде довольно масштабных антропологических исследований в сороковых и позже. Он первым заметил, что в традиционных сообществах регулярно встречаются особые группы людей, которых считают, как он сам выразился, полу-сумасшедшими. Кто же эти люди в традиционных обществах? Это шаманы, заклинатели духов, целители и знахарки. Это те члены общества, которые живут за счет мета-магических занятий. Рейган был первым, кто обратил на это внимание. В традиционных обществах считается, что шаманы в ритуальных целях могут общаться с духами, они способны говорить на никому не известных языках. Именно шаманы при полной луне обращаются в гиену, чтобы защитить деревню от хищников. Подобные мета-магии шаманы занимаются всю жизнь. Антропологи довольно основательно занимались изучением этой темы. А Кирк, он их называл "излечившиеся сумасшедшие". В сороковых годах ученый по фамилии Крюгер, заслуженный деятель в этой области, который основал кафедру антропологии в Беркли, так писал о шаманах: "Шаманы демонстрируют свою одержимость духами публично, создавая свой личный опыт. Аналогичный опыт у страдающего ментальным расстройством: проекции, видения и путешествия во времени становятся театрализованными ритуалами и прототипом всех концепций о религиозном пути совершенству". Такому выводу пришли в тридцатых и сороковых о том, что шаманизм — это контролируемая и встроенная в социальный контекст мета-магическое шизотипическое расстройство. Самого термина тогда еще не было, но суть именно такая. В работах подчеркивали, что речь идет не о шизофрении. А как вы помните, я рассказывал, как выглядит шизофрения на примере женщины. Масса и традиционное общество относятся к психически больным ни разу не лучше, чем мы тут на Западе, и с радостью находят различные способы, чтобы задвинуть их подальше с глаз долой. Тут же речь не о шизофрении. Такие люди не начнут выкрикивать что-то на неизвестных языках, сидя в засаде. На хоть и выкрикивать что-то они будут, но в правильное время. Они будут слышать голоса, но в нужный момент. Выявить, помните, к чему все сводилось в той истории про больную женщину из племени? Она слышала голоса, когда не положено. Но голоса в голове в нужный момент — это уже не шизофрения, это шизотипическое расстройство. Взгляните на традицию шаманизма в различных культурах. Их никто не пытался упрятать подальше. Это один из самых влиятельных социальных классов в обществе. Некоторые придерживались целибата, но это скорее исключение. Так что вряд ли можно говорить о том, что расстройство как-то мешает репродукции. На протяжении всей истории шаманы прекрасно передавали свои гены. Людям с легкой культурно уместной формой мета-магического мышления всегда очень даже неплохо жилось. Вот еще один пример, который неплохо демонстрирует то, о чем говорил антрополог Клебер. Важно, чтобы все было в меру и в правильных обстоятельствах. Тогда-то за что обычно отправляют в лечебницу, позволит вам стать одним из самых могущественных и почитаемых членов общества. Как ни странно, но именно в святилищах, где существуют строгие правила поведения, те же самые действия, которые были бы совершенно неуместны в любом другом культурном контексте, становятся допустимыми. Клебер часто рассказывал одну историю, которая помогает понять важность правильных мер. Индейцы проводят ритуал. Клебер по большей части занимался коренными народами Америки. Итак, самый разгар церемонии в племени Виннебаго, хотя их еще называют Хотчанг, что довольно-таки странно. В общем, он их изучал. Один из местных его так сказать спит, рассказывает, что происходит. А это был какой-то совершенно дикий, абсолютно показушный ритуал. Шаман устраивал целое представление, говорил на непонятных языках, катался по углям и так далее. И парень из племени говорит: "Как же здорово, что у нас есть такой шаман. Никаких денег на него не жалко. Отличный мужик, повезло же нашей деревне с таким шаманом. И слава богу, что у нас такой только один. Двое — перебор, одного достаточно". Вот и получается, что вам не нужно шизофрении. При полноценной болезни человека запрут и женят где-нибудь на краю деревни. Мы делаем примерно то же самое. Все должно быть в меру. Много шаманов — тоже плохо. Достаточно и пары человек, потому что куда вы без обычных работяг, без охотников и земледельцев? Простых людей должно быть больше, чем мета-магических. Но совсем без них нельзя. Пусть парочка будет неподалеку. Уже на протяжении 60 лет антропологи наблюдают такую картину: в каждой культуре есть небольшое количество подобных мета-магов, которых не прогоняют. Их репродуктивный успех не снижается, и вообще они среди самых уважаемых членов общества. Укладывается уже знакомая нам картина классического континуума возможных форм болезни. Общество всегда было нужно шаманам, и те были готовы смириться с тем, что иногда у чего-то двоюродного брата обнаружится шизофрения. Главное, чтобы соотношение было правильным. Если взять средние показатели по шизофрении — один-два процента населения, рассчитать по среднему количеству жителей деревень, да как раз получится пара шаманов. Людей с шизотипическим расстройством всегда больше, чем с шизофренией. Так что редкий случай, крайние формы, мало что меняют. Итак, к чему мы приходим? Главная мысль в том, что все это относится не только к голым по полосам, которых показывают по Нэшенл Джиографик. Это важная веха в понимании человека. Ведь раньше только и писали, что о примитивности незападных религий. И есть даже отличная цитата. Сейчас скажу, чья. Парня по фамилии Доворот. Он называл примитивные религии видом организованной шизофрении. В сороковых годах уже стали понимать важность контекста и правильной ситуации, в которой человек вдруг начинает слышать голоса и так далее. Но почему-то все писали про тех других, из странных. Они уже говорили по телевизору. Поворотным моментом стало осознание того, что это касается не только их. Один из антропологов, Acquire Кнехт, который придерживался довольно-таки левых взглядов, написал сильный с и о том, что мы ведем себя как культурные шовинисты. Ее зря западные антропологи называют шаманов своих статьях полу-сумасшедшими, снисходительно рассказывая о том, насколько их культуры нерациональны. Якобы не то что мы. И главная претензия состояла не в том, что мы обвиняем всех остальных в иррациональности, а в том, что мы не признаем, что мы точно такие же во многих сферах жизни. А Кирк их подметил, что западная культура уникальна в стремлении криминализировать иррациональность. Но давайте-ка взглянем на свежую статистику. Согласно как его, они эти опросы по всей стране проводят, как институт Гэллапа. Согласно их недавнему опросу, не знаю, как вас, а меня это повергло в шок: 25 процентов американцев верят в приведений, 36 — в телепатию, 47 процентов — в НЛО и более 50 — в то, что дьявол существует и как-то влияет на их повседневные поступки. Эти люди по закону могут голосовать, выступать присяжными в суде. Они имеют право водить автотранспорт, принимать решения о необходимости медицинской помощи. Нам с вами в видео в вагончике относительной рациональности в уютном уголке страны остается лишь поражаться, насколько иррационален наш мир. Получается, дело тут не только в традиционных незападных культурах. Во всех системах верований отчетливо прослеживается все тот же след шизотипических расстройств, и это актуально и для нашего общества. Мы иррациональны вдоль и поперек. Ложь и рядом встречается абсолютнейший бред. Постоянно придумывают что-то новое на пустом месте. Настоящий конвейер. Учат огромный выбор свежих идей. Каждый поклонник мета-магии обязательно найдет что-то для себя. Тут вам и кристаллы, и медиумы, все, что душа пожелает. Но значительная часть западной иррациональности существует тысячелетиями и повлияла на формирование нашей системы ценностей. И мы также по-особому относимся к людям, которые проявляют рациональность в местных, по западным меркам, это акциях. Тут важно отметить, что я не пытаюсь обвинить кого-то конкретно или отгородить ту культуру, в которой вырос сам. Как правило, в контексте психического здоровья считается ненормальным слышать голос из горящего куста. Это очень тревожный звоночек, выпрашивающий диагноз. То же самое касается рассказов о том, как вы всю ночь сражались с ангелами. И уж тем более люди начнут всерьез за вас переживать, если вы расскажете, что беседовали с покойником, восставшим из могилы. Это серьезные симптомы для представителей секулярного западного общества и одновременно основа нашей веры. Это касается как запятых, так и всех людей в целом. Шизотипическое расстройство — постоянный спутник людей. У вас может возникнуть закономерный вопрос: а кто все это придумал? Кому в голову пришла идея, что мир был сотворен за 7 дней, что змей на яблонях — это не к добру и что можно родить ребенка, оставаясь девственницей? Не было никакого комитета по религиозному мифотворчеству. Все дело в людях с хорошим воображением, харизмой и шизотипическим расстройством. Вопрос, да, генетическая составляющая есть. Это показали в тех же исследованиях. Смотрели на приемных детей и выявили четкую биологическую закономерность и связь с родными семьями. Генетическая предрасположенность есть. Новые исследования говорят о слегка повышенном уровне дофамина и других биологических признаков шизофрении в легкой форме. Получается, вновь абсолютно искусственное разделение: шизофрения — вот до сюда, за чертой — здоровые люди. Есть еще и серая зона, как и все, о чем мы говорили. Это континуум. Похоже, это все та же биология, просто в более легкой форме. У кого-то был вопрос? Я? Да, все то же самое. В итоге еще вопрос? Верно? Нет, потому что тут есть еще важный момент: что в этих племенах, что у нас, люди с шизотипическим расстройством вам однозначно скажут, что обязательно нужен правильный человек. Самостоятельно в такое состояние не войти. Нужен шаман, который сработает катализатором. Итак, зачем они нам? Почему мы их так ценим? Подробнее об этом через пару дней поговорим. Но вообще это вопрос из той же серии, что и зачем мы ищем неоднозначные ответы на сложные вопросы и сами от этого мучаемся. Позже мы вернемся к этой теме, но вообще это касается уже очень фундаментальных тем. Но давайте вернемся к нашей. Итак, ментальное здоровье — это континуум. Остается вопрос: откуда взялись все эти сюжеты? Вспомним историю религиозные лидеры, которые привносили новое в понимание богов. Мы еще вернемся к видам лидеров, но среди тех, кто придумывал что-то новое, прослеживается тенденция к мета-магическому мышлению. Именно такому роду мышления, которое явно попадает на спектр шизотипических расстройств. Одна из тем, к которой мы постоянно возвращаемся на наших занятиях — важность контекста. И данная ситуация — прекрасный тому пример. Что тут самое важное? Делать все во время. Если слышать голоса, то во время ритуала. Если говорить на разных языках, то никогда. Все сидят в засаде на хоте. Нельзя, чтобы таких было много. Слава богу, у нас один шаман. Двое — перебор. Очень важно угадать контекст. По истории всего человечества, в том числе и западной культуры, четко видно, что стоит промахнуться, и попадаешь в определенную категорию, в которой окопались маргинальные религиозные объединения и культы. Можно взять пример из современной истории: Дэвид Кореш и свой культ, или Джеймс "Джим" Джонс и его Джонстаун, или даже Чарльз Мэнсон. Всем им было свойственно ярко выраженное мета-магическое мышление и харизма. Но в чем-то они промахнулись, и их, скажем так, фан-клубы мы считаем сектами. Мэнсон официально признан больным шизофренией, а два других можно судить лишь по посмертным анализам поведения. Но суть в том, что если ошибешься, то тебя назовут сектой. Сделаешь все правильно, где надо и когда надо, и, возможно, пару тысяч лет люди не будут ходить на работу в твой день рождения. Главное тут — не ошибиться с контекстом. Так что же получается? Одни и те же черты и поступки, но в неправильный момент, в неправильном культурном контексте будут восприниматься как то, что мы сейчас считаем признаками психического расстройства. Но если верно подгадать ситуацию и момент, то подобное поведение не просто не осуждается, а активно поощряется. И это в том числе отвечает на ваш вопрос: у всех обществ есть необходимость в каком-то количестве таких вот людей. Главное, чтобы все было в нужной пропорции. Ладно, переходим к нашей следующей теме и пытаемся разобраться с тем, что можно считать каркасом любой религии. Набор базовых верований, который в ней существует: "Нет бога, кроме Аллаха" или какой-то иной вариант центральной догмы, "Троица", "А съездим, Господь Бог твой". Любой из вариантов — это своеобразные кирпичики в основе любой религии. Но не стоит забывать, что она этим не ограничивается. В нашем современном западном понимании религия — это не только общество, но и чувство социальной принадлежности. Религия часто выступает мотиватором к хорошей работе. На протяжении большей части истории религия в самом ортодоксальном понимании обязательно выражалась в обрядах. Она предоставляла контекст для ежедневного исполнения ритуалов. Это подводит нас к следующей теме — идее о ежедневных ритуалах как о фундаменте религии. Чудесно иллюстрируется **Томасом Бичером Братом Горит Бичер-Стоу**, известным протестантским проповедником Новой Англии 1830-х годов. Он говорил, что религия — это кусок хлеба каждый день, а не пирог по воскресеньям. Религия — это про маленькие поступки. Бог в деталях. Религия — это небольшие ежедневные ритуалы. Таким образом, на передний план стали выходить не фундаментальные теологические основы о количестве богов, непорочных зачатиях и горящих говорящих кустах, а ежедневные небольшие ритуалы. И тут есть любопытный момент: в таких обстоятельствах начинает проявляться еще один мотив — вновь легкая форма психического заболевания, которое сыграет вам только на руку в нужных обстоятельствах. Речь уже не о мета-магической теологии и фундаменте религиозных доктрин, но о каждодневных ритуалах. Они дают контекст для психического расстройства, о котором мы говорили не так много. Итак, готов поспорить, что каждый в этой аудитории хотя бы раз в жизни попадал в ситуацию, когда приближается какое-нибудь дедлайн, надо сдавать работу или заявку оформлять, в дико нервничаете. И вот вы собрались силами, сели за работу, чтобы написать эссе или курсовую, но чтобы начать, вам обязательно нужна ваша любимая ручка. Все должно лежать на своих местах, и на столе все надо разобрать. И вот вы закончили, идете отправлять заявку, кладете в почтовый ящик, проверяете еще раз, чтобы она не выпала. И очень важно заглянуть еще раз на всякий случай, если никого нет рядом, еще сзади проверить, а еще под низ заглянуть. Все так делают? А может, и нет. Может, только я такой. Но мне кажется, что большинство из нас ведет себя примерно так: зацикливаются на небольших ритуалах в моменты особой тревоги. Также ритуалами могут выступать мысли, которые лезут к нам в голову без особой на то причины и цели, мешая сосредоточиться, когда надо. И все это сильно раздражает, но выкинуть их из головы очень сложно. Пример: сегодня мне надо поработать над одной статьей с кучей ложных концепций, расчетов и данных. За это утро я сделал ничего, потому что по непонятной мне причине весь день у меня в голове играет мелодия из "Телепузиков", и я не могу это остановить. Особенно тот момент, где Ляля встает и говорит: "Ляля!" Боже, как мило! Ничего не могу с этим поделать. Не знаю, почему так происходит. Я планировал заниматься важными делами, а не песенки петь. У кого-то в голове заедает дурацкая приставучая песенка? То это каждый раз, спускаясь по лестнице, бессознательно начинает считать ступеньки. Мы все так делаем, и похоже, когда нервничаем, делаем так еще чаще. Одна из возможных интерпретаций феномена: мы отвлекаемся на что-то абсолютно бесполезное, не нужное, но структурированное в моменты, когда все вокруг кажется нестабильным и ненадежным. Для нас это своеобразная адаптация на случай тревоги. И тут уместно будет поговорить о психическом расстройстве, при котором люди делают то же самое, но все время. Она не просто мешает работать и отвлекает от важного проекта, который требует концентрации и внимания, но полностью разрушает их жизнь. Я говорю про ОКР — обсессивно-компульсивное расстройство. Его полноценная версия лишь отдаленно похоже на то, что делаем мы. Постоянно перекладывая ручки, проверяя почтовый ящик по три раза или напевая по кругу одну и ту же песенку, Акаир совершенно иные масштабы. Она настолько пагубно влияет на жизнь, что мы и представить себе не можем. Обсессивно-компульсивное расстройство полностью разрушает жизнь. Люди, страдающие тяжелой формой расстройства, проводят по 6 часов в день за мытьем рук. Одна из классических черт болезни, появляющаяся во всех списках обсессивно, — сосредоточенность на гигиене, постоянное ощущение грязи. 6 часов за мытьем рук. Эти люди не могут нормально работать, их браки разваливаются, как и любые другие отношения, и все из-за того, что они постоянно моются. В вашем списке литературы есть заметка об одном таком случае ОКР из книги "Мальчик, который не мог перестать мыть руки". Это классический признак расстройства. И сам процесс мытья — ритуал, за гранью разумного. У таких людей по семь видов антибактериального мыла. Вода должна быть определенной температуры для первой помывки, после чего надо будет вытереться конкретным типом полотенца и обязательно убрать его куда-нибудь в другую комнату, потому что она теперь грязная. Для второй помывки используется только определенное мыло. И так они проводят 2 часа. Наконец-то помылись, оделись, собрались, уходят на работу или куда-то по делам, и уже на пороге случайно задевают локтем дверь, и им приходится все повторять сначала. И можно, конечно, тогда попробовать объяснить: "Эй, ты же на собеседовании опоздаешь!" Вам ответят: "Да, я знаю, но я так не могу. Но грязно же! Налог тег грязь, а я ведь его наверняка задену потом, подтянуть к лицу. Я так не могу, надо помыться. Сегодня уже все равно ничего полезного не сделаю, так хоть буду чистым". Я все понимаю, но не могу. И все начинается по новой, снова на несколько часов. Люди с ОКР тратят на подобное по полдня. У людей с расстройством постоянно в голове пляшут какие-то цифры, постоянно играет какая-нибудь песенка, постоянно лезут назойливые мысли: "А что если я за торможу на следующем перекрестке? Вдруг я собью этого пешехода?" Что-то постоянно лезет в голову: "А я точно никого там не сбил? Надо вернуться и проверить". Проверить, возвращается, да, никого, проезжают еще километров десять. Бой, наверное, человек от удара улетел в кусты. Надо вернуться и проверить. Постоянные "надо вернуться". Они не выходят из дома, потому что стоит только отойти: "Ой, дверь не запер!" Вернулись, проверили, а потом вернулись проверить газ, проверить электричество. Такими навязчивыми мыслями невозможно жить. "А если я вдруг ударю стоящего рядом человека? А вдруг кто-то убьет моих близких?" Мысли, которые невозможно остановить, они постоянно лезут в голову. Такие люди не могут просто куда-то зайти или выйти. Их парализует некая почти магическая сила, вроде барьера, который необходимо преодолеть, чтобы перейти из одного места в другое. Чтобы зайти в комнату, надо постучать нечетное число раз. Они не зайдут, пока не стукнут столько-то раз правой рукой, при этом помахав левой ногой столько-то раз. Абсолютно произвольные правила и ритуалы, и, естественно, склонность к нумерологии. Они не могут начать ужинать, пока не разложат приборы симметрично. А это невозможно. Ритуалы для входа и выхода никак не получается сделать и без запинок. Как вообще можно зайти в класс, если количество шагов до двери меньше, чем в два раза превышает расстояние до стены? Часто что-то связанное с математикой никогда не получается с первого раза, и приходится все переделывать. Предлагается версия, что на самом-то деле это результат постоянной повышенной тревожности — патологическая попытка внести структурированность, предсказуемость и чувство контроля над миром, где все вокруг постоянно вызывает чувство беспомощности, непредсказуемости и тревоги. Как мне рассказывали, в самых тяжелых формах обсессивно-компульсивного расстройства болезнь начинает напоминать комплекс фиксированных действий. Помните из темы по этологии? Вы наверняка видели, как собаки перед тем, как улечься спать, обязательно несколько раз кружатся по одеялу, успокаиваются, а потом снова бегают по кругу. И вроде уже самой собаке явно все это надоело, но все равно пройдет еще полминуты, пока она выйдет из этого цикла, успокоится и ляжет. При тяжелом ОКР человек вообще не выходит из такого состояния. Он всю жизнь проводит, кружась на одеяле. У него не получается успокоиться и отдохнуть из-за постоянных поглощающих ритуалов и навязчивых мыслей. Это может полностью испортить жизнь. Вот пример всем знакомых навязчивых мыслей. Скажите, кто-нибудь знает, что это? Ладно, расскажу. Это вид сверху, а точнее, фото со спутника. Это противень с каким-нибудь пирогом, который уже успели поесть. Заходите вы на кухню и видите такую картину. Готов поспорить, что большинство из вас тут же превратило бы его вот в это. Возникает непреодолимое компульсивное желание взять нож и отрезать лишний кусок. Сейчас я поясню, почему так происходит. Кто бы так сделал? Я бы однозначно. Те из вас, кто так делает, кто берет этот кусочек, потому что диета позволяет, и вас есть. Вижу пару рук. Кто отрезает этот фрагмент, потому что, ну, нож сам тянется, надо его отрезать, чтобы все было ровно? Ведь так у пирога уменьшается периметр, и он дальше будет свежим. Хорошо, никто? А кто отрезает этот кусок, потому что, ну, вот тут немного торчит, и надо обрезать вот это все? А еще вот тут осталось, подровняем и так далее. Мы все так делаем. Но если такое будет продолжаться постоянно всю нашу жизнь, это будет просто ужасно. Самое печальное, что если у вас ОКР, вы не сможете проследить всю эту цепочку и понять, что с вами что-то не то. Вы не сможете сказать: "Так, мне явно нужна помощь. Я уже шестой час руки мою, скорее, мне явно нужна помощь. Я не могу руки нормально отмыть, я весь грязный". Итак, какое отношение это все имеет к религии в ее современном виде, подвергшейся влиянию светского общества? Сегодня религия зачастую поддерживает, то попал в беду, поучает и благословляет новобрачных, чтобы они точно понимали всю важность принятого решения. Религия помогает справиться с тяжелыми ситуациями бедным и обездоленным, призывает к добрым поступкам. Но большую часть истории религиозными лидерами различных групп совершенно необязательно становились самые одаренные психотерапевты или те, кто лучше других мотивировал людей на добрые деяния. Часто лидерами были те, кто вел за собой крестовые походы, те, кто наиболее красочно расписывал образы ада и апокалипсиса. А еще лидерами регулярно становились те, кто лучше всего проводил ритуал. Одна из заметных тенденций, если заглянуть в историю религии, — люди шли за теми, кто лучше и живее всех проводил соответствующие обряды. Позвольте, я поясню, о чем речь. Я не очень хорошо знал эту тему, и когда стал глубже копать, то был абсолютно поражен масштабами происходящего. Начнем мы с, вероятно, малознакомой для вас религии, а потом пройдемся по примерам, которые нам роднее. Итак, возьмем ортодоксальный, крайне традиционный индуизм. Там есть брамин — человек, который по сути превращает свою жизнь в ритуалы твоей религии. Если он настоящий брамин, посвящает по 6 часов в день ритуалам очищения, следуя всем правилам о том, какую руку мыть и в каком порядке. Только раз их нужно омывать по отдельности и сколько раз вместе, в какую сторону во рту надо полоскать водой, 1 и какую потом. Для них существуют специальные правила о том, куда и как надо ложиться спать ночью, что первым делом видеть поутру. Существуют правила о том, в какую сторону смотреть, когда они ходят в туалет, что они должны перед собой видеть. Естественно, правила касающиеся ритуалов входа в храм и выхода из него, правило, которое определяет, сколько вдохов следует делать через каждую ноздрю во время молитвы. Сначала они закрывают одну, делают столько-то вдохов, затем закрывают другую. Расписаны все до мелочей: сколько кусочков пищи съедать, сколько раз ее жевать, сколько произносить в течение дня молитв и последовательности магических чисел. Все подробнейшим образом расписано. Вот чем весь день занимаются ортодоксальные брамин. Следующий пример — ортодоксальный иудаизм. Поразительно, да? Вопрос замечательный. Подождите немного, мы до этого дойдем. Отличный вопрос: откуда столько всего про мытье и приготовление пищи? О, спасибо. Так, давайте сейчас перерыв, пять минут. Подходите за раздаточным материалом. Как всегда, бурное обсуждение. Повторю то, что я уже говорил 2 или 3 дня назад: неважно, это очень провокационная тема. Пользуйтесь этим, зайдите на наш сайт, поделитесь своим мнением, начните диалог. Многие выступили со своей точкой зрения и готовы ее отстаивать. Поговорить может быть очень интересно, не упустите свой шанс. Мне тут задали пару интересных вопросов. Как так у людей с ОКР не развивается выученная беспомощность? Почему они не в депрессии? Дело в том, что один из стимулов, поддерживающих ОКР, — чувство: "Вот почти получилось! Если я повторю не 17 и 18 раз, то получится идеально". Постоянное ощущение: "Теперь-то я понял, надо не просто шесть часов мыться, а мыться и не наступать на эту плиточку, тогда моя мама не заболеет". Человек постоянно придумывает что-то новое. Еще один момент — новые темы пользы слабовыраженной версии обсессивно-компульсивного расстройства. Мы обсуждаем преимущество в контексте религии. А что насчет советской жизни? Они огромны. Легкая версия ОКР позволяет вам, например, попасть в Стэнфорд. Это явное преимущество, учитывая, сколько собранных и усердных ребят здесь учится. Правильный контекст и так далее и тому подобное. Ладно, возвращаемся к нашей теме. Ортодоксальный индуизм, брамин — весь его день занят ритуалами. У ортодоксальных евреев просто невероятное количество правил о том, как готовить пищу, кашрут. Четкие указания, сколько должно пройти времени между приемом одного типа пищи и другого, как раскладывать столовые приборы, чтобы их случайно не перепутать. Ритуальное очищение, включающее в себя зарывание вещей в землю на долгие месяцы, произнесение особых молитв. Конечно, правила того, как надо заходить в священное помещение и покидать их. Надо произнести вот эту молитву, надо прикоснуться вот тут, дверному косяку. Вы, возможно, и священные числа, например, 18, обладают магической силой в ортодоксальном иудаизме. Поэтому число раз, которые нужно повторить молитву, кратно 18. У нас есть кисти с 18 узлами, за которыми надо тянуть определенное количество раз. Вот, кстати, прекрасный пример ритуализма. Вот числа, наделенные магической силой в ортодоксальном иудаизме. 365 — количество дней в году, 248 — в средневековье, когда это все развивалось, считалось, что именно столько костей в человеческом теле. Сумма 613. Согласно священным писаниям, существует 613 правил ежедневного поведения: 365 запретов и 248 действий, которые необходимо совершать. Из-за явного перевеса запретов какой-нибудь в меру депрессивный раввин вполне может решить, что лучше не рождаться, раз мы с большей вероятностью что-то нарушим, чем нет. В общем, это отличный пример ритуализма. Количество запретов — это количество дней в году, а ритуальных действий — по количеству костей в теле человека. 613 — магическое число. Это понятно, но откуда это все взялось? Очень часто в религиозных ритуалах можно встретить числа с особым значением, потому что их проще запомнить. Логично, что в обществе с десятичной системой исчисления будет десять заповедей. 10 проще запомнить, чем 9 или 11. Откуда взялись вот эти? В принципе, все логично в контексте ритуалов. Вещи, которые бог не хочет, чтобы мы делали, столько же, сколько дней в году, а вещей, которые бог хочет, чтобы мы делали, столько же, сколько костей. Отлично, наверняка так проще правило запоминать. Но самое поразительное вот что: этих правил никто не знает. Тысячи и тысячи страниц комментариев, оправил. Там нет, там раввины веками зарабатывают на жизнь, споря о том, какие именно 365 вещей делать нельзя. Другими словами, сами числа гораздо важнее, чем содержание. Не так важно, что за этим стоит, главное, что есть именно 365 вещей, которые находятся под запретом, и именно 248 действий, которые необходимо совершать. Связано с богом. Число важнее, чем то, что за ним стоит. Очень напоминает классическую нумерологию. Идем дальше. Традиционный ортодоксальный ислам. Существуют подробно прописанные правила о том, что можно есть. У вас должно быть на завтрак, как следует заходить в священные места, как их покидать. Витиеватые указания, как следует мыть руки после туалета, расписано до мелочей: как полоскать рот, сколько раз, какую щеку и каким количеством воды, и в каком порядке. Так же, как и у людей с ОКР. После душа только это все прописано. Если после ритуала очищения мужчина случайно дотрагивается до пениса, то все необходимо повторить сначала. Вновь мы видим магические числа: 10, 70, 100. Все они обладают какой-то силой. Прописанные конкретные инструкции о том, что с ними делать. Сам Мухаммед писал, что тот, кто почистил зубы перед молитвой, получит в 70 раз больше очков, чем тот, кто этого не сделал. Повсюду магические числа. Большинство из вас, скорее всего, ближе знакомы с традиционным христианством. У них есть листовки твоего рода молитвенные четки. Число 3 обладает силой. Произносить молитву необходимо определенное количество раз. Есть правила о том, как надо заходить и выходить из церкви. Даже среди всех конфессий, что считаются наименее ритуальными, вроде лютеранской церкви, даже у них есть правила о том, какие молитвы произносить почетным годам, а какие следует читать по нечетным. Все версии христианства насквозь пропитаны всевозможными ритуалами, построенными вокруг очищения тела, приготовления пищи, входов и выходов из священных строений и нумерологии. Все то же самое, что и при ОКР. На эту тему около века назад замечательно высказывался Фрейд, который назвал обсессивно-компульсивное расстройство личной формой религии, религию — массовым обсессивно-компульсивным расстройством. Он однозначно связывал оба феномена. Итак, может показаться, что я пытаюсь каким-то образом патологизировать все формы религиозных верований с точки зрения психиатрических расстройств. Но вот что я скажу: таким же выводам приходили религиозные лидеры столетия назад. В 15 веке был такой святой Игнатий Лойола, и он написал длинный трактат о странных скрупулезных людях. Сейчас это скорее что-то хорошее, значит, человек внимательно и ответственно подходит к делу. Но в то время так называли людей, которые выполняли различные религиозные обряды просто ради того, чтобы их провести, никак не задумываясь о том, что за ними стоит. Этот святой написал длинное послание католическим священникам, предупреждая о людях, которые приходят в церковь и полностью посвящают себя всевозможным ритуалам, начисто игнорируя их содержание. Задачей священников в таком случае становится наставить их на верный путь осмысления действий. Нельзя ничего делать просто так. Так что за ними надо приглядывать. В Талмуде, например, это выводы из Мишны даже прописано: специальные правила, по которым, если вы читаете что-то из священного писания, из Торы, вы должны взять саму книгу, а не читать наизусть, именно для того, чтобы думать над словами, а не просто их повторять. Мухаммед писал, что в исламе, если человек читает молитву, не задумываясь о ее смысле, то это по сути не считается. Религиозные лидеры на протяжении всей истории прекрасно понимали ошибочность проведения обрядов ради самого факта и специально учили последователей думать о смысле. Иначе ритуал начинает жить своей жизнью, а цифры, которые с ним связаны, становятся важнее, чем его наполнение. Вопрос именно в этом и суть того перехода к шизотипическому расстройству, о котором я говорил. Она очень похожа на фундаментальные теологические основы религии и веры. Относительно, например, исполнения приказов: необходимо всегда это делать или можно отказаться, если ты с ними не согласен? Что важнее? А здесь речь уже непосредственно о религиозных практиках, ортодоксальных традиционных ритуалах. Совершенно другая сфера. Тут я сама собой хочу обратить ваше внимание на то, о чем говорил раньше, когда речь шла про шизотипическое расстройство. Если вы моетесь по 6 часов в день из-за ОКР в неподходящем шведском контексте, болезнь ломает вашу жизнь. Вы не можете нормально функционировать в обществе. Для всех вы психически больной человек. Но делая все то же самое в более подходящих условиях, вас будут уважать, восхвалять и награждать. Главное — контекст. Но стоит отметить, не получится убрать тревожность, если вы превратите ваши личные ОКР в религиозный ритуал. Это важно. Когда люди проводят обряд в религиозной обстановке, они делают это не чтобы прогнать тревогу, а чтобы поделиться ею через пространство и время с наибольшим количеством людей. Взять эту неосязаемую угрозу, дать ей имя и разослать всем вокруг вместе со списком инструкций, правил и указаний о том, что надо сделать, чтобы ее усмирить. Цель не в том, чтобы избавиться от тревоги, а в том, чтобы заразить ею окружающих. Отлично, теперь переходим от этой темы к идее, что при определенных правильных условиях даже самая черта, что может разрушить вам жизнь, будет приносить пользу и награду в контексте, например, религии. Делая еще один шаг, да, вопрос еще? Все верно. Это не обязательно, но это если смотреть только с одной точки зрения. А мы еще не дошли до предыдущего вопроса об этиологических причинах такого количества ритуалов вокруг умывания и приготовления пищи. Это будет чуть позднее. Что касается второй части вопроса, возможно, это связано с чувством единства и принадлежности. Но был еще вопрос: а почему вообще людям так нравится чувство общности? Нам становится лучше, когда мы совершаем различные ритуалы. Считаем ступеньки, проверяем, что наше важное письмо не застряло. Но нам еще лучше, когда к этому добавляется чувство единения с группой. Вы совершенно правы, в подобных условиях групповые аспекты религиозности и веры становятся ярче. Но остается другой вопрос: а почему нам от этого лучше? Зачем нам все эти шаманы? Зачем нам эта способность создавать и распространять обычаи? Почему 18-летние подростки по всему миру выдумывают общие для себя ритуалы, чтобы показать всему миру, что они не похожи на своих стремных ходоков? Откуда это желание отделиться и обрести индивидуальность, но зачастую только если другие ребята будут делать точно так же и если будет какая-то компания? Вот чем главный вопрос, и он подводит нас к следующей теме. Следующий по масштабу в области роль ритуалов. Врач, вас одной из самых странных произведений Франца Кафки — рассказ "Голодать". Эта история о человеке, который выступал перед людьми, голодая на публике. В этом его выступлении он сидит в клетке в центре города и развлекает народ тем, что ничего не ест. А люди приходят на это посмотреть. Читаешь все это и думаешь: "Ну, это уже что-то очень странные метафоры, даже для Кафки". Но только если не знать, что в средние века действительно существовали такие люди. Эти артисты ездили по городам Европы и выступали перед толпой, подвергая себя ритуалу голодания. Теперь мы можем посмотреть на эту ситуацию с уже знакомой нам точки зрения. Есть какой-то ритуал и люди, которые отлично его проводят. Возвращаясь к теме духовных лидеров, зачастую это люди с развитой эмпатией, которые могут, используя традиции той или иной религии, подвигать людей на добрые поступки и поддерживать их в тяжелые моменты жизни. Но периодически появляется тот, кто просто очень хорошо справляется с проведением обрядов. Если взглянуть на историю религий, можно найти не только людей, которые смогли, используя правильный контекст, сделать так, что мешает им жить, вдруг начали превозносить и защищать, но и тех, кто смог с помощью этого зарабатывать себе на жизнь и получать значительные преимущества. Вот один из примеров. В традиционном индуизме есть мантра, которая называется Гаятри-мантра. Уверен, что произнес неверно. В традиционном брахманизме ее необходимо произнести 2 миллиона 400 тысяч раз за жизнь, чтобы все было хорошо после смерти. И, само собой, есть приличное количество престарелых верующих, которые переживают, что не набрали достаточного количества раз. Отчасти кита текут, поэтому они берут и нанимают кучу браминов, чтобы те читали молитвы за них. Те 2 миллиона 400 тысяч раз каждый. Срока определенно количество. Для этого существуют свои правила: 240 человек, каждый произносит молитву 10 тысяч, а кто-то — 1000, нет, 10 тысяч раз. В общем, каждый одинаковое количество. Есть правила, в какой палаточный городок их поселить, какими обедами кормить и так далее. Вы платите людям, чтобы они провели ритуал за вас и позаботились о вашей загробной жизни. Взглянем на иудаизм с их правилами кошерного приготовления пищи. Там вокруг ритуала готовки еды выросли целые профессии. На начальном уровне есть люди, которые зарабатывают тем, что готовят блюда определенным образом, начиная с забивания скотины. Но уровнем выше есть люди, которые зарабатывают на том, что следят за теми, кто готовит. Раввины, в чьи обязанности входит сидеть на скотобойнях и следить за тем, чтобы животных убивали согласно ритуалу. Сами они ничего не делают, они именно что следят за точностью соблюдения всех правил обряда. Все ради того, чтобы получить обезжиренный хот-дог с тофу, которую так любят серьезные важные люди. Но только если все сделано согласно ритуалу, на этом зарабатываются деньги. Ну и, конечно, пример, который наверняка знаком всем, кто рос в Америке. На школьных выпускных или торжественных открытиях нового города или чего-то еще всегда присутствует местный священник, который участвует в мероприятии, читает молитву и проводит какой-нибудь ритуал, отмечая начало новой жизни. И вы, конечно, скажете: "Естественно, за это ему и платят". Именно можно зарабатывать себе на жизнь проведением различных обрядов. Сегодня это вообще официальная должность с страховкой, пенсией и полным соцпакетом. Обряды становятся профессией. Вновь взглянем на историю религии. Становится ясно, что если кто-то проводит весь день за ритуалом омовения рук во имя общественного блага, то какой-нибудь несчастный крестьянин будет вынужден работать в два раза усердней, чтобы испечь хлеб уже для двоих. Есть прекрасный научно-фантастический роман, который описал это чудесным образом, хотя довольно-таки ужасное чтиво с точки зрения литературного стиля, примерно как книги Азимова. В общем, есть чудесная книга, называется "Касино Цит", автор — Орсон Скотт Кард. То, о чем он пишет, идеально иллюстрирует нашу тему. Естественно, все происходит в межпланетной империи, и большие злые начальники поняли, что на одной из планет местное население каким-то образом получилось очень умным. Кстати, эту тему мы бы могли разобрать поглубже, возможно, причина в пренатальной среде. В общем, все забеспокоились, что на этой планете высок риск появления революционеров, которые могут устроить переворот. Поэтому империя изобрела вирус, который вызывал обсессивно-компульсивное расстройство. Им заразили часть местного населения планеты. Вирус встраивал свою ДНК в их, чтобы передаваться по наследству. Так появилась группа особей, абсолютно парализованных ОКР постоянными ритуалами и так далее. Как они объясняли это всем остальным? Это был их религиозный опыт. За несколько поколений они превратились в касту священнослужителей, которые только и делали, что обсессивно исполняли ритуалы. Остальному населению планеты было некогда думать о восстании против империи, потому что им приходилось тратить больше времени, чтобы производить еще, чтобы прокормить священников. В результате получилось парализовать планету за счет создания целого класса, который не занимался ничем, кроме религиозных обрядов. Таким образом, они перестали беспокоить империю. Точное исполнение религиозных ритуалов зачастую требует отказа от всего остального. Прекрасный пример из нашей истории. В 16 веке в Германии жил один августинский монах по имени Лютер. После него осталось много записей, он прекрасно это иллюстрирует. Его отец был очень агрессивным и жестоким, судя по записям, даже убил кого-то в одной драке. В общем, сын его ужасно боялся и поэтому был очень послушным, очень тревожным, с кучей психосоматических проблем. Как-то раз во время прогулки началась сильнейшая гроза. Он в открытом поле, у него случается паническая атака из-за грома и молний, и он дает клятву, что если он переживет эту грозу, то станет монахом. Это он обещает Богу. Все хорошо, он живой, уходит в монастырь и полностью предается изучению всевозможных ритуалов. В его записях описано, как он потерял сознание перед своей первой службой, потому что дико нервничал, что где-то ошибется. Сама служба продолжалась в три раза дольше обычного. Он постоянно останавливался и начинал сначала, потому что ему казалось, что он в чем-то ошибся. По пять часов в день он исповедовался своему духовному наставнику. Часами он рассказывал о своих грехах, хотя парень жил в монастыре. Когда бы он успел вообще что-то натворить? Но он по пять часов рассказывал о том, что когда он читал вот эту молитву, то недостаточно сосредоточился. "Когда я делал тот, и я думал о другом, я недостаточно хорошо помыл руки прежде чем помолиться. Там я сделал все неправильно. Бог наверняка на меня злится за это". Бог наверняка на меня злится за то, что тогда его наставник, престарелый священник, не выдержал и сказал весьма современных с точки зрения психоаналитики вещь. Он ему сказал: "Хватит, прекращай! Бог на тебя не злится. По какой-то причине это ты злишься на Бога. Ему вообще все равно, сколько раз ты руки моешь". А самое интересное, что можно найти в записях этого монаха, который мог мыться часами каждый день, — это его же собственные слова: "Чем усерднее я моюсь, тем грязнее становлюсь". Классическая ОКР. Откуда мы столько про него знаем? Все потому, что 500 лет спустя он стал нам известен не под своим именем Лютер, а под более западным вариантом — Мартин Лютер. Это история Мартина Лютера, основателя протестантизма. Это были ключевые моменты в его жизни. Словом, о людях, которые могут взять какие-то личные проблемы и превратить их в, пожалуй, одно из важнейших событий в Западной Европе за последнюю тысячу лет. Это человек, который обернул свою жизнь в ярчайший случай непослушания своему отцу в истории католической церкви. И этот человек всю жизнь страдал обсессивно-компульсивным расстройством. Это нас подводит к весьма закономерному вопросу: а кто придумал стучать по дереву на удачу? Кто из индуистов был одержим числом 24? Откуда у иудеев число 18? С чего вдруг взяли, что Богу не жить, не быть, надо, чтобы мы каждый день делали столько же вещей, сколько у нас костей? Получается, что люди с ОКР не просто находят в религии прибежище и могут заработать по своей болезни, проводя различные ритуалы, но вероятно, и люди с обсессивно-компульсивными наклонностями буквально причастны к появлению многих из этих самых ритуалов. Думаю, исторически все так и происходило. Теперь вспомним вопрос о том, почему все эти ритуалы так похожи между собой. Возьмем запреты из иудаизма. Более 200 так или иначе касаются приготовления пищи и очищения тела. Из всех проявлений ОКР 4 самых распространенных совпадают с темами религиозных ритуалов: очищение тела, приготовление пищи и вход и выход из священных мест, и нумерология чисел. Почему так происходит? Тут есть два варианта объяснения. Во-первых, это может быть своеобразная конвергенция. Не просто так люди обеспокоены тем, насколько хорошо они помылись и правильно ли приготовлена их еда. Предположу, что это играет свою роль. Но еще, мне кажется, принимая во внимание записи Мартина Лютера, это может быть связано с тем, что люди, создававшие ритуалы, той или иной степени страдали ОКР. Скорее всего, нет самой тяжелой парализующей формы, хотя если кто-то моет руки по пять часов в день, а потом исповедуется о том, что недостаточно хорошо это сделал, вряд ли имеет легкую форму. ОКР. Вот чем усерднее я моюсь, тем грязнее становлюсь. Итак, вот что мне кажется, тут происходит. На протяжении истории люди с ОКР придумывают ритуалы. Расстройством страдают примерно от 1 до 10 процентов населения, все в зависимости от критериев диагноза. Это континуум. Предположу, что в периоды религиозного или культурного кризиса, но или любого кризиса, когда существующая система перестает работать, появляется нужный человек в нужный момент и заявляет: "Вот как я наедине с собой восхваляю Господа уже долгие годы, и я готов поделиться своими ритуалами с вами". При правильном стечении обстоятельств люди перенимают его привычку, и за пару десятилетий ритуал приживается в обществе. Итак, все, о чем я сегодня говорил, и я хотел бы обратить на это внимание, за исключением идеи о том, что ОКР может быть связано и с изобретением ритуалов, придумал не я. И второй десятки сотни лет назад люди замечали какую-то параллель между симптомами того, что мы называем шизотипическим расстройством, и мета-магическим фундаментом религии. Между тем, что мы называем обсессивно-компульсивным расстройством, и ритуализмом в традиционных ортодоксальных религиях. Действия, которые могут разрушить вашу жизнь и изолировать от общества, в подходящих условиях не то что ничего вам не испортят, но подарят власть и уважение в других сферах. Вопрос. **Вопрос:** Можно ли ожидать различия в проявлениях ОКР в разных культурах в зависимости от того, насколько общество религиозно и какие ритуалы практикуют? Например, взять католиков или епископальную церковь с их обрядами и лютеранскую или квакеров. Можно ли ожидать различия в проявлениях ОКР? Я не знаю, изучает ли кто-то этот вопрос, но логично было бы предположить, что так и есть. **Ответ:** Да, будут различия. Пожалуй, самое лучшее, что вы можете сделать для своего здоровья — стать максимально религиозным человеком. Это отлично защищает от глубокой депрессии. Религиозность продлевает жизнь, даже с учетом изменений факторов риска, вы меньше напиваетесь и так далее. Есть одна проблема по этому вопросу: не совсем ясно, что приносит пользу — социализация и общение с другими, которые свойственны религии, или как раз был вопрос о разнице между религией и духовностью. Возможно, тут это важно. Духовный человек может не быть частью группы. Поможет ли это защитить здоровье? Никто пока не знает, но исследования такие идут. Дать религиозным и верующим — лучшее, что вы можете сделать, чтобы защититься от депрессии. В одной из лекций есть такая тема о чувствах контроля и предсказуемости. Объяснимо, и в этом свете понятно, причем тут религия. Так, еще пара моментов. Продолжаем разбираться в возможных взаимосвязях между биологическими феноменами, объясняемыми поведением и религиозностью. Вспомните наши предыдущие лекции. Возьмем голодного голубя и поместим его в клетку. Но вместо классического бихевиористского исследования, где нужно нажать на кнопку 10 раз, чтобы получить еду, мы будем кормить его случайно. Мы говорили о том, что голубь будет просто необходимо к чему-то это привязать. Что я такого сделал, что появилась еда? И да, мы пришли к тому, что если голубь достаточно голоден, а еды достаточно много и появляется она достаточно случайно, птица начнет очень быстро учиться и думать: "Еда появилась из-за того, что я только что сделал". И вот у вас уже есть голод, который склонен к суевериям. Он будет повторять самые несуразные ритуалы, потому что уверен, что еда появилась из-за них. Если собрать в комнате кучу птиц и случайным образом давать каждому из них еду, то через пару дней у всех голубей появится своя личная система верований. Так, чтобы появилась еда, мне надо сделать вот это. Такое иногда еще называют насаждением суеверного мышления. И тут стоит задуматься: а это метафора? Насколько она уместна? Что такое суеверное мышление? Мы возвращаемся к вопросу, который задавали ранее: зачем обществу представители каких-либо верований? Откуда такая необходимость? А все потому, что мы пытаемся объяснить необъяснимое. Мы хотим найти причинно-следственную связь в событиях, которые могут быть никак не связаны. Как можно описать суеверия? Насколько прочно должна быть связь между причиной и следствием, чтобы вы поверили, что это действительно причина следствия? Все сводится к простой статистике. Если вы убедите себя, что на ваши молитвы отвечают, но только не в этот раз, потому что вы недостаточно сосредоточились на молитве, и в следующий раз надо молиться усердней, то получится система, в которой очень легко провести причинно-следственные связи, которых может и не быть. Еще одно интересное наблюдение из нейробиологии по той же теме. Если взять крыс и повредить гиппокамп, то с такой травмой они будут хуже выводить причинно-следственные связи. Очень оказалось, и я знаю, что прозвучит провокационно — это так и задумано, что крысы с поврежденным гиппокампом гораздо лучше поддаются насаждению суеверного мышления. С другими словами, при повреждении гиппокампа у вас начинаются проблемы с тем, чтобы различать, где надежная причинно-следственная связь, где это просто небольшой статистический перекос, а где два события совершенно никак не связаны. Грубо говоря, крысы с поврежденным гиппокампом более суеверны. И тут мы уже должны понимать, что это может значить. Как это уже делалось раньше, можно отойти от однозначных биологических опытов с повреждениями мозга к более мягким и неоднозначным различиям в количестве нейронов в гиппокампе, концентрации ферментов, количестве миелина и другим биологическим аспектам, которые подвержены индивидуальным различиям. Последняя болезнь, которая нам будет интересна — один из типов эпилепсии, каким-то образом может повлиять на вашу систему верований. Одно из типичных последствий эпилептических припадков, как мы уже говорили, различаются по месту происхождения. Я говорю о тех очагах, которые находятся в височной доле. Именно там находится гиппокамп и миндалины, которые играют важную роль в лимбической системе. Височная эпилепсия. Примерно лет 30 назад ученые из Гарварда, Перлс Винт, которого можно считать самым влиятельным неврологом 20 века, первым опубликовал статью с описанием так называемой височной личности. Это набор личностных черт, которые намного чаще встречаются у людей с височной эпилепсией. Подчеркну, не у каждого с такими характеристиками есть височная эпилепсия, не каждый с височной эпилепсией попадает под это описание, просто такое случается чаще. Что же подразумевается под височной личностью? Во-первых, люди становятся серьезными и теряют чувство юмора. И в принципе, не удивительно, чего тут веселиться, когда у вас эпилепсия. Нужно контрольная группа — больные эпилепсией другого типа с той же степенью тяжести. Это специфическая черта височной эпилепсии. Далее то, что называется неофобия. Вы не любите ничего нового, предпочитаете все знакомое и одни и те же места, узкий круг близких людей, довольно монотонный образ жизни. В принципе, при эпилепсии логично немного закрыться в себе и стать менее активным. Вновь мы сравниваем с другими типами болезни. Идем дальше. Очень странная характерная черта — гипер графия. Люди с височной личностью беспрестанно что-то пишут. У них возникает непреодолимое желание писать. Четвертое и самое интересное для нас черта — люди с височной личностью проявляют обостренный интерес к религии и различным философским темам. У таких людей нет регулярных внезапных приступов эпилепсии, более или менее под контролем благодаря таблеткам. Конечно, с такой болезнью я бы тоже занялся интроспекцией. Но мы сравниваем с другими типами эпилепсии. Классический пример: приходит такой пациент на первую встречу к неврологу и говорит: "Добрый день, знаете, я полностью убежден, что пациент — это не просто набор симптомов, поэтому я подготовил вот этот трактат на 60 страниц о философии жизни и смысла". А через неделю он приносит дополнение на 40 страниц. Примерно так это выглядит. Есть чудесная история, которая показывает, что человек не становится религиозным, а начинает интересоваться религией и философией. Прекрасная история, которая произошла почти сразу после того, как Гершвин опубликовал свою статью. У него был коллега-невролог, который как-то делал доклад перед другими врачами об одном из пациентов — мальчике 13 лет с височной эпилепсией. Он рассказал обо всех лекарствах, состоянии пациента и все такое. В конце добавил: "Кстати, только что прочитал вашу статью о личности. Так вот, парнишка туда не подходит, тут явно что-то подростковое, он пытается отстоять свою территорию и показать, что взрослый". Гершвин спрашивает: "С чего вы это взяли?" "Ну, я спросил, верит ли мальчик в бога". Он сказал: "Нет". Тут Гершвин срывается с места, расталкивает всех, несется по коридору, в окружении врачей врывается в палату к мальчику и говорит: "Привет, я доктор Гершвин, твой невролог. Можно кое-что проверить?" Проводит осмотр, спрашивает о погоде, про бейсбол и между делом спрашивает: "А ты верующий?" Мальчик говорит: "Нет". Гершвин интересуется: "А почему?" И 13-летний пацан выдает лекцию примерно на час о внутренних противоречиях Нагорной проповеди, эпоса Гильгамеш и философской школе кого-то там, а критики Христа со стороны Берта Рассела. Гершвин выходит, оставляя коллег дослушивать этого парня до конца. Человек не становится религиозным, но начинает очень интересоваться этой темой. В одном из журналов по неврологии выходила даже статья, где врачи пытались сделать посмертное неврологическое заключение о том, кто из исторических личностей страдал височной эпилепсией. Один из них — святой Павел. Задокументировано, что у него возникали эпилептические ауры. Ни слова о его чувстве юмора, дикая гипер графия, явный интерес к религии и философии. Это все, конечно, весело, но представьте, у кого-то раз в полгода случается припадок в височной доле на 30 секунд, и он начинает интересоваться всем, что касается религии. Внизу раздаточного листа я ссылаюсь на книгу, которая вышла пару лет назад. Замечательный роман за авторством Марка Зальцмана о монахине, которая переживает довольно серьезный кризис своей монашеской жизни. Ведь та оказалась совершенно не такой, как она ожидала — сплошные ритуалы. Но вдруг у нее начинаются яркие религиозные видения. Это лучшее, что с ней случалось. Она внезапно становится местной звездой в своем монастыре, хотя раньше была абсолютным изгоем. А тут про ее видения пишут книги, люди приезжают на нее посмотреть. Но где-то к середине романа становится понятно, что у нее опухоль мозга, которая вызывает припадки в височной доле. Какой же вывод следует из того, что в этом была причина видений? Что делать с тем фактом, что любой врач назвал бы это болезнью? И болезнь ли это? Надо ли лечить, при этом лишая себя чего-то важного? Прекрасный роман с точным описанием всех черт височной личности. Возникает сложный вопрос, вокруг которого крутится вся сегодняшняя лекция: а что со всем этим делать? Что делать с тем, что если у вас раз в полгода на 30 секунд в височной доле возникают неконтролируемые потенциалы действия, то это с некой детерминистской точки зрения может заставить вас интересоваться религией? Хотелось бы обратить внимание на кое-что важное. Итак, чего я не говорил? Я понял, что это необходимо делать только спустя несколько лет освещения этой темы на лекциях. Итак, чего я не говорил? Я не говорил, что все религиозные люди тупые и сумасшедшие. Это был бы бред. Я не намекал на то, что религиозным людям надо к психиатру. Ни в коей мере. Я лишь говорю о том, насколько удивительно, что те же самые черты, которые в обычной среде разрушают нам жизнь и изолируют от общества, при правильных условиях могут стать фундаментом для принятия почтения и чего-то ценного в рамках религии. И у этого может быть биологическая основа. Что же с этим делать? Самое интересное: пусть даже это касается лишь одного человека. Хорошо, раскрою большую тайну. Я рос в очень традиционной семье, но отказался от религии примерно в 14 лет. Процесс шел вплоть до момента, когда во мне не осталось ничего религиозного или духовного. Я убежденный атеист, и если честно, я очень об этом сожалею, но ничего не могу поделать. Весь этот путь ретроспективно я бы назвал самым важным этапом моей жизни — путь от того, кем я был, к тому, кем я стал. Что нам делать, если, возможно, каждый из нас проходил подобный путь, решая, насколько религиозным или нерелигиозным быть? Для многих это один из важнейших этапов жизни, важнейших результатов. Что делать, если в истории был пусть даже один случай, когда человек пришел к своим выводам из-за скачка уровня нейромедиаторов, из-за генов, из-за чего-то настолько же детерминистского, как опухоль мозга, вызывающая видения? Что нам с этим делать? Хочу обратить внимание, что вопрос интересен с двух сторон: не только почему кто-то перестает верить, но и почему кто-то начинает. Столько же биологии, просто темы не так изучены из-за меньшего количества подобных случаев. Но в них столько же биологии, и они столь же интересны, пусть даже это случалось всего раз. Я вновь повторю, что это про нас говорит. Если пусть даже один человек пришел к таким своим заключениям из-за череды нейрофизиологических аномалий, они тем сложным путем, которым шли мы, становясь теми, кто мы есть. Это подводит нас к теме лекции в среду, где мы разберем те же вопросы, но уже в рамках менее радикальных различий и поговорим о том, как биология влияет на нашу личность. Наконец-то мы уйдем от обсуждения их и их болезни к тому, что делает нас нами. Что делать, если биология играет одинаковую роль в обоих случаях? Чем я и попытаюсь вас убедить в среду. С этого и начнем.

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com