![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
Роберт Сапольски - Гиены, Буддизм и Нейрофизиология
ruticker 05.03.2025 11:07:46 Текст распознан YouScriptor с канала Онлайн Лекторий
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Роберт Сапольски - Гиены, Буддизм и Нейрофизиология
Однажды ночью я проснулся в 2:00 ночи. Я сказал: "О, я понял! Свободы воли не существует. С какой целью?" Как ты думаешь, что получится, если научить людей тому, что свободы воли не существует? Мы управляем нашим обществом, исходя из того, что совершенно нормально относиться к некоторым людям намного лучше, чем обычно, по причинам, к которым они не имеют никакого отношения, а к другим — намного хуже. И нам никогда не приходит в голову, что это совершенно незаслуженно, и именно это должно определять то, что мы делаем. Добро пожаловать обратно в мир повседневного стоицизма вместе со мной, Уильямом Лигам. В сегодняшнем эпизоде главную роль играет **LL** — это быстрое, доступное по цене полноценное питание, в котором есть всё, что нужно вашему организму. Я обожаю **LL** — он очень вкусный, его очень быстро приготовить, он очень практичен, когда я занят: в дороге, когда я пишу, когда я тренируюсь. Если я тороплюсь, но если я присматриваю за своей дочерью, я могу держать её одной рукой, а другой придерживать за пятку. Это вкусная еда, и она полезна. Что ещё более важно, это избавляет меня от необходимости ходить по магазинам и покупать ненужный хлам, тратя кучу денег впустую. Так что, если у тебя есть какой-либо интерес к продукции, переходи по ссылке в описании. А моя книга **"Простые правила стоицизма на каждый день для хорошей жизни"** теперь доступна для заказа. Спасибо всем, кто покупает её, делится ею и оставляет отзывы — это очень много для меня значит. Наслаждайтесь сегодняшним выступлением! Ты сказал, что с 14 лет ты решил, что свободы воли не существует. И как же это произошло? О, у меня была религия. Я здесь стараюсь успокоить свою собаку. О, привет! Это мальчик или девочка? Мальчик, и он очень милый и очень привязчивый. Ты знаешь, в 14 лет у меня был что-то вроде обязательного экзистенциального кризиса. В моём случае это было что-то вроде религии, связанной с вопросом о свободе воли и о том, в чём заключаются планы Бога. И всё это было очень-очень огорчительно, потому что противоречило друг другу. Однажды ночью я проснулся в 2 часа ночи, сказал: "О, я всё понял! Бога нет." И примерно через 10 секунд я сказал: "И нет никакой свободы воли." Эти 10 секунд превратились в пустое, безразличное, безжизненное место, в котором нет смысла. С тех пор всё идёт то вниз, то в гору. Был ли ты из тех детей, которые задают себе серьёзные вопросы? О да, я был. Настолько плох в спорте, что вместо этого занялся этим. Да, мне кажется, я помню, как ты говорил, что когда кто-то сказал, что у тебя нет друзей, ты сказал, что у тебя есть книги. Да, я был именно таким ребёнком. Так что тогда я даже раздражал тебя. Ну, в общем, кое-что меня очень интересовало. И когда я поднимал эту тему перед многими людьми, они всё время спрашивали: "С какой целью?" Я предполагаю, что они пытаются объяснить, почему. Как ты думаешь, что происходит, когда мы учим людей тому, что свободы воли не существует? Я думаю, что это одна из самых неакадемических проблем в мире. Это имеет отношение к каждому шагу в нашей жизни. То есть каждый божий день мы судим о ком-то и почти наверняка судим неправильно, не понимая, как он стал тем, кем был. Каждый божий день мы без сомнения чувствуем, что имеем на что-то право, и нам никогда не приходит в голову, что это совершенно незаслуженно. И именно это должно определять то, что мы делаем каждый божий день. Но всё это должно определять то, что мы делаем с преступниками, и то, что мы делаем с действительно умными людьми, которые обычно получают завышенную зарплату, и то, что мы делаем с ними и всё остальное. Это невероятно актуально, потому что мы управляем нашим обществом, исходя из того, что совершенно нормально относиться к некоторым людям намного лучше, чем обычно, по причинам, к которым они не имеют никакого отношения, а к другим людям — намного хуже. И вроде как решаем, что справедливость восторжествовала. Как ты думаешь, будет ли это своего рода всеобщей справедливостью? Все это поймут? Да, на фоне этого, ну в общем, права казались бы абсурдными. Представление о том, что кто-то что-то заработал, заслуживает чего-то, было бы как правило абсурдным. Знаешь, представление о том, что что-то, связанное с твоими потребностями, заслуживает большего внимания, чем чьи-либо другие, не имеет смысла ни с интеллектуальной, ни с этической точки зрения. Вот к чему притягивает. Учитывая, что меня туда водили с 14 лет или около того, я не могу функционировать таким образом большую часть времени. Это невероятно сложно, но знаешь, людям нужно пробовать там, где это важно. Это забавно, потому что я изучал стоицизм, и ты знаешь, это такая философия, которая учит нас, что большая часть мира находится вне нашего контроля. А вещи, которые находятся под нашим контролем, просто таковы, какими мы их себе представляем: мнение, наша мотивация, наши желания и антипатии. Вот в чём дело. В некотором смысле это форма принятия, как будто ты принимаешь судьбу, которая была тебе уготована. Но я чувствую, что ты перешёл на другой уровень. И с тех пор как я прочитал твою книгу, я иногда сижу в автобусе и думаю: "Не знаю, может быть, я здесь не прав." Такое ощущение, что я просто сижу и смотрю фильм, потому что всё это происходит на самом деле. Единственное, с чем это расходится, это своего рода рефлекторная реакция на отказ от свободы воли, которая заключается в том, что это приводит тебя к фатализму. О, если всё предопределено, то ничто не может измениться. Невероятно, но это не так. Из-за хаотичности, нелинейности, бла-бла-бла всего этого в данный момент действительно существует множество возможных вариантов будущего, и есть те, на которые ты можешь повлиять. И когда произойдёт конкретное будущее, ты сможешь ретроспективно увидеть, в чём заключался детерминизм. Но самое главное, что из этого следует, это то, что происходят перемены. Перемены, подобные тем, на которые мы надеялись, могут произойти. И главное, что нужно понять, это то, что мы сами не решаем меняться. Circumstances меняют нас в зависимости от того, кем мы стали, попав в эти обстоятельства. Так что в этом отношении я думаю, есть потенциал для большой эффективности. Если вам нравится, не отказывайтесь от понятия, кто является автором этого. Ну что ж, я просто перейду к следующему вопросу. Не могли бы вы объяснить, что означает "черепахи" на всём протяжении? Да, вы знаете, почему что-то только что произошло? Из-за того, что произошло незадолго до этого. Почему это произошло? Из-за чего-то, что произошло незадолго до этого. Такого рода причинно-следственные связи. И да, поможет нам Бог, в какой-то момент могут привести к квантовой неопределённости. Но если этого не произойдёт, то, как вы знаете, ВС будет вызвано предшествующими факторами. И когда мы пытаемся разобраться в нашем поведении, появляются конкретные черепахи, которые делают то, что ваш мозг сделал всего 2 минуты назад, и то, что ваше окружение заставило ваш мозг сделать в последнюю минуту. И что именно уровень гормонов, который повысился сегодня утром, повлиял на вашу чувствительность к окружающей среде, начиная с детства, внутриутробной жизни, генов и культуры, которую создали ваши предки. И в этом отношении это черепашки на всём пути вниз. Не спрашивай меня, были ли черепашки на всём пути до Большого взрыва, потому что как будто я был где-то до появления жизни. Я бесполезен. Но в этом отношении всё дело в черепашках, поскольку существовали предшествующие биологические причины. И если вы внимательно посмотрите на их природу, то увидите, что мы являемся ничем иным, как теми биологическими, которые мы не могли контролировать, и их взаимодействиями с окружающей средой, которые мы не могли контролировать. И когда ты видишь, как это работает, то понимаешь, как генетические эффекты, возникшие, когда ты был похож на оплодотворённую яйцеклетку, влияют на то, как твой мозг реагировал на травму, когда тебе было 20 лет, что влияет на то, как ты реагируешь на лицо этого человека сегодня. Когда ты смотришь на то, как всё это переплетается, то понимаешь, что там нет места для гипотезы черепахи. Это последняя черепаха, которая идёт ко дну, черепаха, которая парит в воздухе, свободная от истории. Хорошо, да, потому что я помню, как ты говорил, что это своего рода личная шутка, которую ты придумал со своими друзьями. Да, это похоже на представление о том, что весь смысл этой шутки был в том, что она была абсурдной. О, Боже, чтобы Уильям Джеймс не сказал ей, чтобы оспорить её точку зрения, она просто удваивает свои слова и говорит: "Это ещё более абсурдно!" Это же полный абсурд! Это здорово! Какая замечательная шутка! И да, это абсурд, но учитывая этот образ, гораздо более абсурдно предполагать, что где-то там есть черепаха, которая может парить в воздухе, свободная от всего, что находится перед ней. Вот что такое вера в свободу воли, ты прав. Итак, мы только что говорили о тебе, когда тебе было 14 лет. У тебя был своего рода кризис, и ты решил, что Бога нет, что нет и свободы воли. Как ты решил заняться той работой, которой занимаешься? Я думаю, что всё началось с приматов. Да, давай посмотрим. Учитывая мою странность в детстве, я уже задолго до этого решил, что хочу стать приматологом. И я много лет писал письма своим поклонникам и всё такое прочее. Так был твёрдо настроен на это. Во время учёбы в колледже я также увлёкся неврологией и был просто поражён этим. Идея о том, что, окей, вы могли бы подумать о том, как мы стали теми, кто мы есть с эволюционной точки зрения, с экологической точки зрения, с точки зрения приматов или с точки зрения нейробиологии. И знаешь, всё, что я потратил за прошедшие полвека, это попытки понять, являюсь ли я биологом или приматологом. И мне невероятно повезло, что на протяжении десятилетий я мог быть и тем, и другим. Но в конечном итоге я просто был две части этой более масштабной истории, произошедшей за 2 часа до этого, и всё это вместе взятое. И я думаю, что в конечном итоге я как бы попал в мыльную яму, потому что у меня нет свободы воли, поскольку я всё это время работал в двух совершенно разных научных областях. Да, и поскольку я работаю лабораторным нейробиологом, где мы встраиваем гены в нейроны и тому подобное, ты общаешься с молекулярными биологами, генными инженерами, клеточной биологией. И знаешь, со всей этой Вселенной с годами всё больше и больше приматологии, медицины и общественного здравоохранения, а также на педагогов, занимающихся воспитанием детей. Так что если сравнивать эти две очень разные группы, то можно увидеть: "Вау, это в точности одни и те же выводы." И вот как вы переходите от одной конкретной группы к другой на этом уровне, а вот где они находятся. Я думаю, что только потому, что я работал в этих двух разных областях, ты можешь увидеть, что это одна и та же изюминка во многих разных областях. Мне так нравится, что я думаю, тебе очень повезло с этим. Тебе не кажется, что они оба как бы слились воедино и привели к этому ходу мыслей, в котором ты сейчас находишься? Да, и когда ты мог бы каким-то образом придать всему этому смысл, когда разговариваешь с экспертом типа социального работника о том, почему ранняя бедность приводит к тому или иному поведению на протяжении всей жизни, и видишь эволюционные корни этого у нечеловеческих приматов, и точно видишь, что это делает с мозгом на молекулярном уровне, начинаешь представлять, на что похожи эти дуги. Там просто нет места для этого нейрона, только что вставшего на своё место. Отправляйся делать что-нибудь из ниоткуда. Всё дело в предшествующих причинах. Так вот, когда ты изучал бабуинов и действительно наблюдал за ними, у тебя это было? У тебя были такие мысли в самом начале или они появились позже? В самом начале мне казалось, что это ещё одна ветвь того, чем я занимаюсь, и я пытаюсь их объединить. Я не просто наблюдал за ними, я обрабатывал их паяльным пистолетом, придавал им эстетический вид и проводил с ними целую кучу базовых медицинских процедур, используя некоторые из тех же тестов, которые вы бы провели на людях. Посмотрите, какое отношение имеет их ранг к тому, насколько хорошо работает их организм, их социальная принадлежность, а как выглядит культура их конкретной группы. И это вполне уместный вопрос. А потом, когда ты видишь что-то вроде: "Вау!" Когда ты смотришь на бабуина низкого ранга и разбираешься во всех тонкостях того, что у него происходит, например, в гипофизе и гипоталамусе, это выглядит так: "Вау!" Когда ты смотришь на бабуина низкого ранга и выясняешь, что у него внутри происходит, это те же самые гайки и болты, что и у человека, страдающего клинической депрессией, и у того, кто находится на самых низких ступенях экономического статуса. Например, о, а что общего? С самого раннего возраста их учат быть беспомощными. И, чёрт возьми, их гипофиз решает эту проблему одинаково, независимо от того, родился ли ты в бедности или у тебя тяжёлая депрессия, или ты был бабуином низкого ранга, которого бросили из-за какого-то механического сходства. Просто знаешь, всё это как-то связано между собой. Я много чего слышал. Я прослушал много твоих подкастов. ВИУ сть к бабуинам. Несмотря на то что они отстой, это отвратительные животные. Я, конечно, любил некоторых бабуинов, но я не люблю бабуинов и даже не считаю их подлыми ублюдками и всё такое прочее. Так что они идеально подходят для изучения стресса. Но это не так. Это не путь к достижению не человеческого. Да, ели какие-нибудь приматы, которые не наносят ударов в спину и не ужасны. Так получилось, что я кую и неизменную любовь к горным гориллам. Именно это запечатлело у меня в памяти, когда мне было лет 10 или около того, в музее естественной истории. Бабуины довольно крутые животные. Ты видел приматов, которым повезло и которые живут в густых тропических лесах? Тебе не обязательно иметь свою территорию, тебе не нужно это защищать, потому что вон у того парня есть дерево, на котором листьев столько же, сколько и у тебя, и оно покрыто листьями на 1000 миль вокруг. Так что в итоге они становятся гораздо менее агрессивными. Но весь грязный секрет в том, что в итоге они становятся менее интересными. Я имею в виду, что самое классное в бабуинах — это то, что они всё время играют в глупые расторможенности. Какие-нибудь, наверное, у тебя есть какие-нибудь любимые истории из опыта работы с бабуинами? Ну что ж, с точки зрения демонстрации того, на что они похожи, у тебя есть два бабуина, и я думаю, что это есть в книге. У тебя есть два бабуина, которые гоняются, скажем, за газелью, да, и у них всё готово, они добьются своего. И ты знаешь, один из них говорит: "Я не знаю, может быть, он просто недостаточно умен, чтобы вспомнить, почему я так быстро убегаю от этого парня." О, я знаю, это должно быть, потому что он зол на меня, и мне лучше что-нибудь предпринять. А может, он просто говорит, что мы бежим очень быстро, и он думает о газели, и мне пора этим воспользоваться. Но да, и они оба катятся, и всё такое. И это подтверждается этим необычным открытием, которое заключается в том, что у вас больше шансов убить свою добычу, если вы охотитесь в одиночку, как бабуин, чем если бы вы охотились в паре. Потому что вы двое просто в какой-то момент, тебе захочется решить свои проблемы, и как будто они просто расторможенность. Как бабуины наносят удар в спину или просто как они работают? Есть очень агрессивный победный клич, который издают самцы, когда они только что выиграли бой. И это, знаете ли, транслируется по радио и всё такое. И это очень заметно, и все это знают, и все как бы соответствующим образом меняют своё представление о том, кто на вершине. И вот однажды там был альфа-самец, который был просто: "Думал, а я только что выстрелил в бабуина другого самца, который упал и потерял сознание." И обычно в этот момент опасность заключается не в том, что бабуины нападут на меня, потому что что я сделал с их парнем, а сейчас я пытаюсь поднять его и посадить на заднее сиденье своего джипа. Гораздо чаще случается, что они решают, что сейчас самое подходящее время убить другого парня, потому что по какой-то причине он просто лежит там. Какой подходящий момент! Так что это был один из тех случаев, когда ты вёл себя как сумасшедший. Таким образом, ты знаешь, где находятся все остальные и знаешь, что парень, скорее всего, пойдёт по этому пути, если начнёт. Значит, ему понравится сидеть вон там в кустах, когда он начнёт вести себя глупо, у него начнутся галлюцинации, и он упадёт. Но этот парень поднялся и пересёк русло ручья, на что у меня уходит около 10 минут, чтобы спуститься вниз, найти подходящую переправу, вернуться и обосраться. Просто собираюсь солгать. Они такие ранимые. А потом всё стало в 10 раз хуже, потому что альфа-самец заметил, что он только что упал, и направился к нему. А я нахожусь на другой стороне этого, ну знаешь, русло ручья, и там внизу что-то вроде буйвола, и я не могу убежать. Ходит вокруг и думает: "Чёрт возьми, он собирается убить этого парня. Это моя вина." И он подходит к нему и говорит: "Мой парень просто лежит вот так." Он кладёт одну руку ему на бок, а другую на плечо и издаёт торжествующий возглас. Он ставил себе в заслугу мою меткость. Этот ставил себе это в заслугу. Я понятия не имею, почему он ул. Но, чёрт возьми, должно быть, мне было что сказать: "Яху!" Что именно он рассказывает об этом всем и довольный даже уходит. И мне удалось в конце концов добиться, чтобы с этим парнем всё было в полном порядке. Так вот, как устроен мир в их головах. Да, интересно послушать о бабуинах в таком ключе, потому что я думал, что они как бы работают сообща, чтобы выжить. А не могли бы они как бы саботировать свою собственную группу, чтобы поднять одного из них? Нано и сказать: "Да, чтобы поднять одного из них на другого человека." Да, они, знаете ли, это было что-то вроде оригинальной трогательной картинки из учебника существ саванны, похожих на бабуинов, и они передвигаются такими группами, где самцы находятся снаружи и защищают самок, когда появляется лев. И все они готовы к этому, жертвуют собой ради группы. И как эволюция и понимание эволюции поведения, пока животные ведут себя не на благо группы, они ведут себя не на благо вида. Они ведут себя в своих собственных интересах. Так что один из видов терпит крах. И когда ты смотришь на этих бабуинов, понимаешь, что причина, по которой они стали для меня идеальными моделями для изучения стресса у западных людей, заключается в том, что эти ребята не каждый день боролись за выживание. Они словно в сказочной экосистеме. В этих больших группах львы действительно не особо с ними связываются, уровень детской смертности ниже, чем у людей, живущих по соседству, и им приходилось работать всего около 3 часов в день, чтобы прокормить себя, из чего следует, что у них было 9 часов свободного времени каждый день, чтобы вести себя по отношению друг к другу совершенно дерьмово. Всё, что они делают, это целыми днями провоцируют социальные конфликты и прочие мелкие неприятности. Утираман на западе они живут достаточно хорошо, своё время на создание психологического стресса. Так что они были идеальными образцами для моего изучения. Ты знаешь, что приматы, живущие в пустыне, ведут себя невероятно враждебно? Они были бы ужасными образцами для подражания. Они идеальные модели для того, что меня интересовало, потому что они одни из немногих, кто может позволить себе роскошь изобретать глупые вбивают себе что-то в голову, а потом доводят себя до тошноты из-за этого. Как ты думаешь, ты мог бы сделать из этой драмы что-то вроде телешоу? О, это душераздирающее что-то вроде сцен шекспировского предательства, неразделённой любви и тому подобного. Да, иногда они порождают довольно драматичные ситуации. И если принять во внимание, что на самом деле они не только матери и их дети, но и довольно эгоистичные ужасные парни. Да, я слышал ещё одну забавную историю. На самом деле это была очень интересная история, но то, что ты сказал, показалось мне забавным. Итак, ты рассказывал историю о гиене, которая показалась мне невероятной, а потом ты сказал, что это одна из твоих любимых историй. О гиенах. В ней рассказывалось о том, как гиена пряталась в норе. О да, это она была. Сезон дождей, стенки этой ямы были скользкими. Он явно, я не знаю, то ли он просто поскользнулся, то ли непроизвольно пошёл искать что-нибудь съедобное, а потом не смог выбраться, застрял там. Насколько я могу судить, он застрял там на несколько дней. И если ты работаешь на открытом воздухе, то, как и в любом другом кошмаре, к тебе приходят армии муравьёв. Они такие же, как ты. Они так пугают и так расстраивают тебя, что ты просто убираешься прочь, где бы ты ни был, и удаляешься на милю от них, прежде чем они тебя найдут. Армия муравьёв нашла его, потому что он не мог выбраться оттуда. Они прогрызли его тазовую кость насквозь, и это было видно. Они прогрызли его кожу и часть мышц. Они поедали его живьём, как это делают муравьи-армии. Всё это было так отвратительно и тревожно. Так что я пошёл и взял что-то вроде длинного бревна, которое я нашёл, и перетащил его на себя. Я сделал для него там что-то вроде пандуса. Ему потребовалось несколько попыток, и он был в некотором роде психопатом из-за всего, что происходило в тот момент. Но в конце концов он понял, как взбираться по пандусу, что не является нормальным для гиен. Они очень привязаны к земле, но ему удалось выбраться. И ура! Я спас гиену! И разве это не более чем замечательно? Он преследует меня. Он преследует меня до моей машины, где мне пришлось запрыгнуть в свой джип для безопасности, что казалось очень неблагодарным с его стороны. Но потом он ушёл, прихрамывая с торчащей тазовой костью, как в ночных кошмарах. Вот это да! Да, армия муравьёв. Как будто мысль о том, что тебя убьёт четвероногое, так освежает, когда ты думаешь о том, что вместо этого тебя съедят 100,000 муравьёв. Это просто похоже на то, что ты просто наслаждаешься возможностью, чтобы какой-нибудь большой старый нормальный хищник расправился с тобой. Да, потому что я подумал, что это забавно. Потому что ты сказал, что это одна из твоих любимых историй, и это просто навело меня на мысль о том, что ты попадал во множество безумных ситуаций, подобных этой. Есть ли в твоей работе ещё какие-нибудь ситуации, похожие на эту? О, я не знаю. И это должно быть так. Я имею в виду, что я провёл там 33 лета. Да, и это нужно понимать в контексте того, что большую часть времени ты сидишь там и наблюдаешь за бабуинами. Сидящими там, и проходят часы, и требуется невероятное терпение. Если ты сидишь там и наблюдаешь за бабуинами, вы наблюдаете за кем-то в течение 20 минут, и примерно через 16 минут он почесал нос, и на этом всё закончилось. Похоже, фейерверки устраивались не так уж часто. Но знаешь, бабуин, который начал стрелять и вот-вот упадёт, находится в самом худшем и опасном месте, которое только можно себе представить. Он стоит перед прорубью с водой, а под ней крокодил, и он вот-вот покачнулся. Исследованием вместе со мной и мы вдвоём с нашим кенийским парнем должны были придумать, как добраться до него без посторонней помощи. Так что это было очень захватывающе. Или знаете, вы бросаете дротик в какого-нибудь парня, и как раз в тот момент, когда он вот-вот упадёт, он убивает, как кролик или что-то в этом роде. А это значит, что все в мире отряд хочет добраться до него прямо сейчас, и он сидит там со своим кроликом, как будто готов убить его. И типа тебе нужно понять, что ты собираешься делать, чтобы защитить его, но он будет агрессивен, если ты приблизишься к нему, даже если у него галлюцинации с зебрами. Но потому что у него есть кролик, а все остальные сходят с ума, пытаясь добраться до него. И тебе будет казаться, что ты защищаешь его. Примерно раз в три года случается что-то подобное. И после этого ты несколько дней чувствуешь себя разбитым. Или же ты оказываешься на волосок от столкновения с каким-нибудь хищником или чем-то в этом роде. Но в большинстве случаев, знаешь ли, печка. Посмотри на эти деревья. Посмотри на бабуина. Он всё ещё живёт. Да, я имею в виду, что для меня это звучит так, будто у тебя были интересные времена, и ты прожил довольно, я бы сказал, уникальную жизнь. Я думаю, ты уникальный человек. Ну, я думаю, что я был в некотором роде. Ну, знаешь, тебе нужны люди, которые делают вот такую полевую работу, и примерно 2Т из них выросли в каком-нибудь экзотическом месте, их родители были исследователями, миссионерами или кем-то в этом роде. И они как бы втянулись в это дело, а потом как будто кто-то из нас вырос в каком-то ужасном городском окружении и в какой-то момент наткнулся на музей естественной истории и просто запечатлел на нём. И ты оказался там по какой-то причине, потому что ты оказался таким большим мизантропом, а не наследником семейного бизнеса. Так что я был гораздо больше похож на него. Так что я был крайне не подготовлен и имел очень слабое представление о себе, суждения и тому подобном, когда отправился туда. Да, тебя ожидали, что ты станешь врачом, не так ли? Да, знаешь, как обычно, мой сын — врач. Мой отец поступил в медицинскую школу во время депрессии и был эмигрантом. У него не было ни братьев, ни сестёр, ни родственников, работающая мать-одиночка. У него закончились деньги, и ему пришлось бросить учёбу и провести остаток своей жизни в горечи из-за того, что ему так и не удалось закончить это дело. На меня возлагали одежды солнце и да. И теперь я хотел пойти куда-нибудь и пообщаться с горными гориллами. По иронии судьбы, в конечном итоге это исследование как бы завело меня в тупик. Я имею в виду, что у меня назначены совместные встречи в неврологии в рамках хирургического вмешательства. И если бы только он мог это видеть. Но да, тогда я не хотел в этом участвовать в колледже. Я изо всех сил старался пройти предварительные экзамены для поступления в медицинскую школу. Да, это было совсем не то, к чему я стремился. Это были обезьяны в дикой природе и крысы в лаборатории. Так что он был немного бунтарь. Да, но тихо, чтобы я не был таким. Я не склонен к конфронтации, вместо этого я убегаю и живу в палатках. Так оно и было, но оказалось, что я просто разочаровал их или стал для них загадкой. Да, я думаю, что это скорее головоломка, я бы не сказал разочарование. Так что, поскольку я читаю решительно и слушаю практически каждое твоё видео, в котором говорится, что у нас нет свободы воли, есть несколько, я действительно согласен с тобой. К сожалению, есть часть моего мозга, которая говорит, что у нас нет свободы воли, говоришь мне не соглашаться с тобой. Но есть несколько незначительных, как мне кажется, вопросов, которые я хотел бы прояснить для лучшего понимания. Ни это оценка ту, это Аса. Да, что именно? Откуда ты знаешь, что некоторые люди получают десятку за туз, но при этом живут по-настоящему успешной и счастливой жизнью? От чего это зависит? Ну что же, этот человек один из тысячи, один из десяти. А предсказуемость плохого исхода просто невероятна. Но то, к чему ты здесь обращаешься, тем что я только что принял решение сделать это своей рукой, это было настолько осознанно и действенно, что я просто поверил в эту свободную волю. Другой человек смотрит на эти удивительные исключения и, ничего себе, они просто сами выбрались оттуда. И это ещё одна область, где, как я нахожу, у людей просто возникает сильнейшее внутреннее ощущение, что они видят свободную волю в действии. Что именно так можно выбраться из этой ситуации. Людей, у которых счёт равен, вместо этого, когда ты присмотришь повнимательнее, то увидишь, что именно это и произошло. Это была учительница третьего класса, которая заметила в них некоторый потенциал и стала их наставником. И они никогда не слышали слова "колледж", до того как этот учитель научил их этому слову. О, это священник, это был тот самый колледж. Что это был за момент, когда дорога разделилась на две части? Что это было, когда они были на волосок от расстрела, когда им было 8 лет, и они пошли домой? И вместо того, чтобы сказать: "Хорошо, я просто должен быть жёстче, и я собираюсь стать отличным членом банды", вместо того, чтобы сказать: "Вау, это неправильно" или что-то в этом роде, они наткнулись на нужную книгу, в которой были фотографии мира, находящегося за пределами моего ада в радиусе пяти кварталов. Да, ты смотришь и видишь, что там был катализатор, потому что он должен был быть, потому что самостоятельно изобрести себя. Ладно, в этом есть смысл. Ещё вот что. Я помню, как видел статью об индийском аске, у которого были большие глаза и решётка вокруг его шеи. Так вот, он надел её себе на шею, чтобы показать свою преданность Богу. И смысл был в том, что он может преодолеть свои биологические потребности, чтобы доказать, что он нечто большее, чем про био. Это ты можешь объяснить? Вот что. Да, как он стал таким человеком, который захотел бы это сделать? Как он стал таким человеком, чьи ценности включали бы в себя это? Как же ему повезло, что у него не было самых чувствительных болевых рецепторов на шее, которые вы когда-либо находили у людей? Так получилось, что у него была своего рода нейрохимия боли, которая быстро привыкает. Так что становится чем-то вроде тупой пульсации, вместо того чтобы хотеть кричать во всю глотку. Как это произошло? Должно же быть какое-то объяснение тому, почему кто-то становится тем, кто так сильно хочет показать, что может превзойти свою биологию. Есть биология и окружающая среда, и людям, которые намеревались это сделать, он появился не из ниоткуда. Ты прав, потому что я всегда верил, что у человека это в общем-то есть причина, по которой мы здесь. Ты бы не согласился или не согласился со мной? Ну, в общем, опять же, возвращаясь к эволюционному мышлению, к этой масштабной революции 1960-х годов, организмы ведут себя не на благо вида, не на благо группы, добросердечно. Концепция группового отбора, которая доминировала в них, а вместо этого в 1960-х годах распространилось мнение, что организмы ведут себя, чтобы максимально увеличить количество копий своих генов, которые они оставляют следующему поколению. Эгоистичный ген, индивидуальный отбор и тому подобные вещи говорят о том, что всё дело в размножении и сохранении копий своих генов до тех пор, пока они не будут переданы следующему поколению. Люди начали понимать, что иногда, если вы хотите оставить много копий своих генов, вместо того чтобы заниматься размножением, если вы помогаете близким родственникам оставить копии своих генов, то это те гены, которыми вы делитесь с ними. Если ты помогаешь брату размножаться дважды, то с точки зрения воздействия, которое ты оставляешь, это то же самое, что если ты размножаешь один раз. Вот так в тридцатые годы был один британский генетик Холдейн, у которого была потрясающая цитата: "Я бы с радостью отдал свою жизнь за двух братьев или восемь двоюродных братьев и сестёр." Вот в чём заключалось родство. Так неожиданно выяснилось, что дело не только в твоих собственных генах. А потом люди совершили самую большую ошибку, которая заключается в том, что животные всех мастей, от бактерий до нас, взаимодействуют друг с другом, когда это выгодно каждому в отдельности, и были отобраны для этого, а также для того, чтобы обманывать всякий раз, когда они могут, и были отобраны для того, чтобы быть на чеку против мошенников и иметь при этом всевозможные средства наблюдения. Похоже, что существует гораздо более широкие стратегии и всё такое прочее. Но когда мы переходим к людям, то всё становится на свои места. Что мы слишком сложны, чтобы наше поведение можно было предсказать с помощью современных технологий. Да, мы добиваемся максимального репродуктивного успеха, и тогда мы становимся похожими на сумасшедшие религиозные секты, которые соблюдают целибат и со временем вымирают. Или ты ведёшь себя так ради блага своих родственников, в зависимости от того, насколько они тебе родственны. А потом ты видишь людей, которые усыновляют детей с другого конца планеты и готовы умереть за них, вкладывая в них все свои ресурсы. И во всех этих случаях ты видишь версии, которые в значительной степени противоречат формальной эволюционной логике и логике сотрудничества. Поскольку сотрудничество развивается в условиях, когда если ты проявляешь альтруизм по отношению к кому-то, ты делаешь это с большой надеждой, что он ответит тебе тем же. В скобках сказано, что вы должны быть принадлежите к долгоживущей группе, вы должны быть достаточно умны, чтобы понять, кто это сделал и всё такое прочее, связанное с взаимностью. А потом представьте, что вы находитесь в аэропорту, покидаете страну, в которую больше никогда не вернётесь, и вы входите в терминал, останавливаетесь и держитесь за ручку. Если для кого-то откроется дверь, вы больше никогда этого человека не увидите. Невозможно, чтобы между нами была взаимность. Там больше никого нет, поэтому они не могут тебя видеть, и ты получаешь репутационное преимущество. И вот так мы поступаем. А потом у нас нет детей, и тогда мы усыновляем с другой стороны. Всё это, знаете ли, к тому времени, когда вы переходите к приматам, не человеческим приматам, они становятся слишком умными, чтобы все формальные модели эволюции поведения могли их объяснить. Предсказывает, какие у них особенности, они совершают ошибки, им всё равно. И к тому времени, когда ты доберёшься до нас, ты поймёшь, что помимо очень-очень широких тенденций, люди склонны вести войну против людей, у которых с ними очень мало общих генов, и склонны объединяться с людьми, у которых много общих генов друг с другом. Помимо таких общих вещей, как это, ты же знаешь, что люди слишком умны для этого. Но потом ты видишь, что в Британии ты можешь служить в армии, и человек, за которого ты готов отдать свою жизнь, может оказаться прадедом из Индии или Ямайки. Во том, кто считается нами, основывается уже не на родстве по духу, а на культурном родстве. Так что даже в этом случае, если присмотреться повнимательнее, всё становится на свои места. Я имею в виду, что люди проводили исследования, показывающие, что во время Второй мировой войны были обстоятельства, при которых средняя степень родства между нацистским солдатом и немецко-английским, и всё же это те люди, ради которых он готов отдать свою жизнь. Боже мой, это не имеет никакого смысла для жирафа или кого-то в этом роде. С людьми всё гораздо сложнее, ты прав. Да, я думаю, что это как бы отвечает на все вопросы, но у меня возникает гораздо больше вопросов о людях, в которые я не буду вдаваться. Итак, с вашей книгой, и не только с вашей книгой, с этой идеей, которую вы предлагаете, или с этим вашим убеждением, как бы выглядел мир, где все это понимают? Я думаю, именно такой мир вам бы понравился. О, боже. Ну что же, это совершенно невообразимо. Мир, в котором вы никого не обвиняете и не наказываете, и тем не менее вы находите способы защитить общество от опасных личностей. Вы никого не хвалите и не награждаете, и тем не менее вы наполняете тяжёлую работу, чтобы стать хорошими хирургами и всё это без необходимости прививать им, думая, что у них душа лучше, чем у всех остальных. Люди бескорыстны, свите бескорыстные зает, потому что ненавидеть кого-то, даже если этот кто-то Путин, Трамп или кто-то ещё из этих людей, это всё равно что ненавидеть землетрясение. Это действительно так. Это просто безумно и сложно. И к чему я постоянно возвращаюсь, так это к тому, что, знаешь, это совершенно революционный переворот в обществе, который должен произойти. Но для этого придётся делать по одному маленькому шагу за раз, потому что мы уже делали это постепенно, шаг за шагом на протяжении столетий. Мы осознавали, что это область, где нет свободы воли, и мы научились управлять обществом, вычтя это и став более гуманными в процессе. Знаешь, мы выяснили, что ведьмы не вызывают плохих погодных условий. Мы выяснили, что дети, сидящие рядом с тобой в классе, испытывают трудности с обучением чтению не потому, что они ленивы, а потому, что у них аномалия развития мозга, которая называется дислексией. Как и в детстве, я уже достаточно взрослый, чтобы дети, которые сидят рядом со мной в школе и не учатся читать, были ленивыми, немотивированными и не очень умными. И все мы, учителя, именно так и поступили. И теперь мы знаем, что они не имели к этому никакого отношения. Они просто переворачивают буквы с петлями или что-то в этом роде, потому что у них что-то не так с архитектурой коры головного мозга. В чём мы даже кое-что понимаем. И как в просвещённом мире, где образование — это скорее воспитание, чем что-то подобное, как нам убедиться, что дети не приносят оружие в школу? Ще времени все уже понимают, что это похоже на обвинение, что глупый, ленивый ребёнок был вычеркнут из общей картины. И это потрясающе. И ты становишься похожим на всех этих людей, взрослых, которые говорят: "Боже, как бы я хотел, чтобы мне поставили диагноз дислексии, когда мне было 10 лет, а не в прошлом году. Я провёл всю свою жизнь, ненавидя себя за то, что я глупый и немотивированный, и что со мной не так." И это просто здорово. Так что, знаешь, мир не изменится в одночасье, но здесь нет системы уголовного правосудия, и ты просто помещаешься таким человеком, из которого можно было бы сделать потрясающего агронома или ещё кого-нибудь в этом роде. Да, ничего из этого не произойдёт сразу, но мы делаем это постепенно, по несколько шагов за раз. И иногда это не просто постепенный процесс. Я не уверен, какой была скорость в Великобритании, но в Соединённых Штатах примерно в 1990 году или около того, в течение примерно 10 лет, мы перешли от 12% американцев, поддерживающих однополые браки, а 60% нет. Чтобы разобраться в этом, нужно будет изучить увлекательный фрагмент истории. Этот из-за науки или какой-либо политики, а из-за того, что нужные знаменитости оказались любимыми всеми. И, боже мой, они оказались геями, и у них есть однополый партнёр в стране. Ты видишь их фотографии, на которых они участвуют в церемонии вручения Оскара, и они как будто идут рука об руку с этим. И, вау, похоже, что некоторые из них случаются. Примерно через 10 лет, возможно, сейчас это происходит с трансгендерами. Нам ещё предстоит увидеть, насколько это реально. Но, по крайней мере, в США силы тьмы борются с этим как сумасшедшие. Но знаешь, по большей части это будет очень медленный процесс. Время от времени ты смотришь в сторону и видишь пример однополых браков. Но ты должен поднажать. И, вероятно, самое важное — воспитывать детей так, чтобы вместо того, чтобы вдалбливать им в головы самое важное, что каждый должен нести ответственность за свои поступки, включая тебя, — это воспитывать их так, чтобы они смотрели на кого-то, и первая мысль была: "Как они стали теми, кто они есть?" И как же это было по причинам, о которых я ничего не знаю, прежде чем ты вынесешь о них какое-либо суждение. Они пришли совсем из другого мира. Они пришли совсем из другого мира. И помни о своих привилегиях, и не бегай с ними. Помни, что тебе повезло, и с тобой этого не случилось. И, например, если ты так воспитываешь детей, то их первая мысль каждый раз, когда на что-то злятся, звучит так: "Ну как же этот человек стал таким?" Таким образом, что я не могу себе представить, но у меня есть способы, чтобы хотя бы рассмотреть такую возможность. Или я только что сделал что-то потрясающее, и как же я стал таким? Да, мои родители были стабильными людьми. Они давали мне уроки и всё такое прочее. Это, знаешь ли, передаётся от поколения к поколению, за исключением тех случаев, когда время от времени ударяет молния, как в случае с однополыми браками. Да, я имею в виду, что для чи так, как будто это привело бы к гораздо большему пониманию и сопереживанию, особенно если бы кто-то был воспитан таким образом. Единственное, о чём я думаю, — это как помешать людям использовать это в качестве оправдания своего плохого поведения. Конечно же, ты знаешь, что циничные ответы на подобные вопросы звучат банально. В нашем мире мы воспитываем людей с верой в ответственность, эффективность, свободу воли и всё такое прочее, и у нас довольно хреновый послужной список людей, которые никогда не находят оправданий своему поведению и всё такое прочее. Так что отправная точка в вопросе о том, какова альтернатива, не очень впечатляет. Если ты действительно растишь детей, то воспитываешь их так, чтобы они делали трудные вещи. И если ты воспитываешь их в рамках того, что ты не признаешь себя испорченным человеком, то ты признаешь, что именно ты сделал, и вот почему это не хорошо, а вот и последствия и всё такое прочее. Да, это глупая, нелепая утопия. Я не могу поверить, что вот этот парень способен на такое. Но мы занимаемся этим в некоторых сферах, и постепенно у нас это получается лучше. И опасность того, что люди сойдут с ума из-за того, что они не могут нести ответственность, — это отвлекающий манёвр, который не просто понравится, как я делал это долгое время. И у меня была большая личная мотивация для этого. Огромная литература, в которой анализируется, почему атеисты точно так же этичны. Этичные атеисты в мире, то же самое происходит и с людьми, которые не верят в свободу воли. Так что я не особо беспокоюсь по этому поводу. Ладно, в этом есть смысл. Да, я только что вспомнил. Не знаю, видел ли ты Рики Джервейза в его фильме. У него есть комод, и кто-то говорит ему то же самое: "Ну что же, если ты атеист, почему бы тебе просто не ходить и не убивать людей?" А он такой: "Потому что я этого не хочу." Да, если ты не поступаешь так со мной просто потому, что кто-то собирается вечно варить тебя в аду, как будто ты этого не хочешь. У меня тоже нет особых прав на хвостово. Да, тебе просто нужно заставить людей проделать тяжёлую работу по осмыслению того, в чём заключается твоя ответственность перед другими людьми и откуда берётся смысл. И если ты приходишь к выводу, что Бога нет, то мы приходим к выводу, что существует Бог, склонный к сплетням и проявляющий интерес, или что у нас нет свободы воли, или что мы хозяева своей судьбы. Если ты проделал такую тяжёлую работу, чтобы продумать всё до конца, то, скорее всего, у тебя всё получится, независимо от того, с кем из них ты в итоге столкнёшься. Да, но чем больше я думаю о том, что мне нравится читать твою книгу, тем больше я стараюсь это сделать, потому что я пытался доказать, что ты ошибаешься просто про себя. Я как будто спорил сам с собой, и чем больше я пытаюсь это сделать, тем больше понимаю, что не могу. У меня нет способа доказать, что ты не прав. И мне кажется, чем больше я думаю об этом, тем больше я становлюсь на твою сторону. И люди, с которыми я говорил об этом, начинают понимать. Я тоже в самом начале. Они просто уйдут. Это просто смешно. Именно это я и сказал. Но всё же есть способ доказать, что я ошибаюсь. И вот тут-то я мог бы кричать. Каждый раз, когда кто-то говорит: "Докажи, что свободы воли нет. Докажи, что невидимых существ, парящих в воздухе, не существует. Докажи что угодно." Сейчас на людях, которые верят в свободу воли, лежит ответственность доказать, показать механизм, с помощью которого происходит поведение, полностью свободное от биологической истории, окружающей среды. Если вы сможете показать, что мозг действительно является беспричинной причиной, не будет иметь значения, изменить ли вы гены, если ты меняешь этот плод и так далее и тому подобное, бла-бла-бла. Покажи мне поведение, которое произошло совершенно независимо от истории, и ты только что доказал мне, что существует свобода воли. И никто не может этого сделать, потому что не существует известного механизма, с помощью которого нейрон или группа нейронов могут просто решить сделать что-то, что не было сформировано тем, что произошло раньше. Так вот, прямо перед тем, как я с тобой заговорил, спорил со мной парень с работы. Он пытался сказать, что ты не прав. И он, я не знаю, есть ли в этом смысл, но он сказал: "Представьте, что людей поместили в лабиринт, и они попадают в него. Их помещают в лабиринт, а затем они выбирают определённый маршрут, чтобы выйти наружу. Если они туда, они умрут." Идея в том, что если человек снова попадёт в тот же лабиринт, начиная с той же начальной точки, он каждый раз будет принимать одно и то же зелье. Так что все обстоятельства будут абсолютно одинаковыми, всё будет так же, как если бы они вернулись назад во времени к той же самой начальной точке. Ну тогда они были бы точно в том же месте, в той же начальной точке. Но из-за хаотичности может возникнуть эффект бабочки, который может полностью изменить результат. При прочих равных условиях чего никогда не бывает. То же самое должно произойти снова, но этого не произойдёт, потому что все вещи никогда не бывают равны. Мельчайшие хаотические эффекты, которые на поверку оказываются не такими уж мелкими, означают, что существует множество возможных вариантов будущего, даже если каждый отдельный атом находится в одном и том же месте. В этом отношении тот парень Лаплас был неправ. Ты не можешь предсказать будущее, потому что в НМ заложена формальная непредсказуемость. И потом эта огромная проблема заключается в том, что непредсказуемость — это не то же самое, что неопределённость и всё такое прочее. Так что нет, это будет совсем не то же самое. Ладно, так что следующим моим замечанием было бы, если бы я предположил, что нет смысла продолжать. Но если бы он продолжал следовать тем же маршрутом, затем в один прекрасный день он решил пойти другим путём, было бы это свободно? Если он оказался на месте с пистолетом, на самом деле на этот раз я собираюсь действовать правильно. Откуда это у тебя взялось? О чём он думал по ночам, когда засыпал? Не придумал ли он какую-нибудь религию, в которую он верит, что если он поверит достаточно сильно, то в конце этого коридора откроется дверь, портал, куда ушли четыре человека, и вместо этого умерли от голода? Верит ли он в то, что прошлой ночью сюда пришла строительная бригада, что безликие люди, управляющие этим лабиринтом, были свергнуты, и пришёл новый режим, который со вчерашнего вечера установил там дверь, и пришло время это проверить? Как же так получилось, что у него появился определённый оптимизм? Как получилось, что у него появилась определённая доверчивость? Откуда у него взялось? Да, всё это в порядке. Я не знаю, сможешь ли ты ответить на этот вопрос, но как бы выглядела свобода воли? Я действительно не знаю, как бы это выглядело, потому что я не вижу никаких механизмов, с помощью которых что-то в твоём мозгу делает что-то независимое от 80 миллиардов других нейронов, с которыми оно связано, к тому, каким было их детство и всё такое. Такое прочее. Это я имею в виду. Я думаю, что сейчас я перейду к какой-то главе. Я не знаю, где-то там в главе о квантовой механике, где говорится, что нейроны будут самопроизвольно выбрасывать нейротрансмиттеры. Время от времени нейроны будут обладать потенциалом спонтанного действия. И, вау, это не имеет никакого отношения к истории. И тогда вы увидите, что у них развились особые пути. Для этого их история сформировала их таким образом, чтобы у них были моменты, когда они свободны от своей истории. Они были такими. Знаешь, в этих системах есть способность определять, что сейчас подходящее время для неопределённости. Это не свобода воли. Это значит, что ты посещаешь занятия по импровизации, и инструктор говорит: "Хорошо, ты здесь главный. Ты тот человек, который опаздывает на занятия. Иди и с импровизируй сцену." Это не по своей воле. Это, знаешь ли, детерминизм в рамках ограничений, когда неопределённые действия являются нормальными и приемлемыми. Каким бы крутым ни был урок импровизации, ты не можешь заколоть человека до смерти. В этот момент у тебя нет по собственной воле. Так что даже твоя история определяет обстоятельства, при которых можно проявить немного индетерминизма. Есть гены, которые эволюционировали, чтобы сделать ваш мозг свободным от генетических влияний, что кажется таким невероятным оксюмороном. Но именно эти гены определяют, что вы более чувствительны, чем в среднем, к сигналам окружающей среды. Заключённый в круглые скобки, он таким образом менее ограничен другими генетическими факторами. Вот и всё. Я не могу представить себе случаи, когда кажется, что нервная система делает что-то сама по себе, из ниоткуда. Это происходит потому, что обстоятельства решили, что сейчас для этого подходящее время. И это точно не свобода. Хорошо, так как же это понимание повлияло на твою жизнь? Ты знаешь, я человек своего времени и своего места, и мой первый де реле заключается в том, чтобы действовать с осуждением и часто решать, что я доволен похвалой и каким-то образом заслужил её. И знаешь, всё, что мне нужно сделать, — это иметь очень-очень сильное ощущение того, что каждый раз, когда ты решаешь, что понимаешь, что происходит, считай, что ты этого не понимаешь. И подумай об этом второй, десятый и двадцатый раз. И время от времени я могу это делать. Время от времени, если мне кажется, что я хорошо отдохнул или что тот, кто меня разозлил, на самом деле не бьёт мне в голову всевозможными сигналами тревоги о том, почему я ненавижу таких людей. Это тяжело, но я стал лучше справляться с этим. Когда я был ребёнком, у меня были свои суждения о людях с проблемами чтения, и это продолжалось и в раннем взрослом возрасте, пока я не узнал достаточно о дислексии, чтобы у меня больше не было такой реакции. У меня нет определённого отношения к определённым, которые совершают ужасные поступки, потому что я понял, откуда это берётся. Так что, понимаешь, это очень-очень медленная революция, и я делаю это не так, как следовало бы. И да, потому что это нелегко. И знаешь, это будет нелегко для всех, но мы можем это сделать. Это хорошо. Так в чём же заключается твоя личная жизненная философия? А у меня есть такая же. Ты знаешь, Бог помог мне рассказать что-нибудь о буддизме, потому что я не только самый не духовный человек на земле, но и материалист в очень механистическом смысле. Но я ничего не знаю о буддизме, кроме того, что когда я был подростком, они казались мне очень крутыми в разные моменты. Но их концепция бескорыстия кажется мне довольно хорошей целью. Ты не заработал ничего из того, что у тебя есть. Тебе просто повезло. Больше никто ничего не заработал. Всё, чем ты являешься, — это сумма. Это как духовный эквивалент того, к чему привела меня вся эта нейробиология. Это хорошая цель, я стараюсь достичь её. Всё в порядке, обычно у меня ничего не получается. И тогда последний вопрос таков: если ты разговариваешь со своим младшим "я", может быть, тебе 14 лет, ты сказал бы этому "я", чтобы помочь ему в жизни: "Не будь таким амбициозным, как сейчас, особенно по отношению к моему университетскому я, моему раннему взрослому учёному. Не надо быть столь же амбициозным, потому что вам будет трудно вспомнить, от чего вы отказываетесь в процессе. Попытайся взглянуть на это в перспективе, а также на то, насколько ваши амбиции могут быть продиктованы людьми, на которых вы были в ярости в прошлом." Это считается, поскольку вы показываете им, что они были правы, ошибались или они были злыми, или так оно и было. Да, это так. Я не знаю. Я из мира безумных, одержимых сверху пева людей. И знаешь, студенты, которых я вижу, в точности такие же, как их версия безумных амбиций. Они хотят стать следующим Биллом Гейтсом просто потому, что, понимаешь, это тот самый технологический мир здесь, в Силиконовой долине, в которой я нахожусь. Но это тот же самый кульминационный момент. Знаешь ли, будь менее амбициозным и попробуй понять, скольким вещам ты не явно отказываешь. Каждый раз, когда говоришь "да" чему-то сложному, а затем требующему, и по-настоящему обдумай это. Я думаю, что это действительно хороший совет. Я думаю, что это хороший совет для меня. Я лично прислушиваюсь к нему, но я надеюсь, что это будет полезно для тебя.
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий