Роберт Сапольски. Новая лекция

ruticker 04.03.2025 15:25:17

Текст распознан YouScriptor с канала Онлайн Лекторий

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Роберт Сапольски. Новая лекция

Для меня большая честь и привилегия представить вам человека, за которым вы следили в течение многих лет и которого вы действительно боготворите. Так что, дамы и господа, будьте готовы к тому, чтобы быть вовлеченными, просвещенными и образованными. Спасибо тебе, Джо, это было неловкое знакомство, но всё равно спасибо. Благодарю тебя, Мишель, за то, что ты привела меня сюда. Я уверен, что все вы знаете не только Мишель, но и то, какая она замечательная. Мы с моей женой дружим с Мишель и её семьёй с тех пор, как нашим детям исполнилось около месяца. Так что это очень приятная обстановка для отдыха. Давай посмотрим. Для начала, просто чтобы представить нас в контексте: если ты биолог, если ты вообще интересуешься биологией, как я, и проводишь достаточно времени, думая о нас, людях, то через некоторое время ты начинаешь задаваться вопросом: не являемся ли мы просто набором нейронов? Неужели мы всего лишь набор клеток и молекул? Неужели мы просто ещё один примат, как показано здесь? И когда ты пытаешься разобраться в нас, людях, как в биологических организмах, ведущих себя социально, как биологические существа, возникает огромная бесконечная проблема, которая заключается в нашей человеческой способности к экстремальным ситуациям. Мы самый жестокий вид на Земле. Мы вытворяем... Я имею в виду, что, как и любой другой шимпанзе, мы можем взять что-нибудь тяжёлое и разбить кому-нибудь череп, но мы можем проявить жестокость, не делая ничего более энергичного, чем нажать на спусковой крючок, отвернуться или подписать приказ, или притворяться, что не расслышал, или проклинать своих способностей, которые делают нас несчастными друг для друга. Так что с этим было бы довольно легко справиться, но в то же время всё усложняется тем, что мы являемся самым диким альтруистичным видом на Земле. Мы делаем то, о чём ни один другой социальный вид никогда бы не подумал. В этом плане мы более конкурентоспособны, чем любой другой вид, но мы более склонны к сотрудничеству, более сострадательны и более жестоки. Как нам разобраться в себе и понять биологию нас, как людей, в наши не лучшие моменты жизни? Потому что каждый из них является более экстремальным, чем вы найдёте у любого другого вида на Земле. Как ты понимаешь биологию этого явления? Теперь ясно одно: если всё, что ты хочешь понять, это биология поведения, подобного тому, которое ты только что совершил, то это глупо и скучно. Просто твой мозг что-то говорит твоему спинному мозгу, а спинной мозг что-то говорит твоим мышцам, и ура, ты правильно себя ведёшь. Самое сложное — это понять смысл своего поведения, потому что наша особенность в том, что мы делаем точно то же самое с нашими мышцами. Мы ведём себя точно так же, как приматы, и в зависимости от контекста это может быть ужасным, а может быть и замечательным. Если ты нажимаешь на спусковой крючок, это может быть ужасающе разрушительным действием, или если ты нажимаешь на этот спусковой крючок, чтобы самоубийственно отнять жизнь у невинных людей, это также чудесно, как и то, что ты нажимаешь на спусковой крючок, чтобы отвлечь огонь на себя от невинных людей. Мы можем быть вместе, ты что-то подписываешь, ты подписываешь что-то, жертвуя большую сумму денег на достойную благотворительную организацию. Именно мы — самые замечательные люди на свете. Ты подписываешь годовой отчёт, в котором лжёшь сквозь зубы о том, что сделала твоя компания в этом году. Всё это повторяется снова и снова. В контексте задача состоит не в том, чтобы понять наше поведение, а в том, чтобы понять биологию того, как одно и то же поведение означает такие разные вещи в такой разной ситуации. Контекст, и это очень сложно. Это очень сложная биологическая задача. И когда ты смотришь на это, становится ясно, что ты ничего не добьёшься, если решишь: "Ага, вот та часть мозга, которая всё объясняет, вот здесь находится химическое вещество мозга, а вот здесь гормон, ген, опыт детства". Если ты будешь так поступать, то никогда не получишь полной картины того, что происходит. Вместо этого тебе придётся продумать целую стратегию действий. Здесь кто-нибудь же должен что-то предпринять. Они нажимают на спусковой крючок, подписывают какой-то бланк, что угодно, и это чудесный поступок, это ужасный поступок, который находится где-то посередине между ними. И мы задаём этот глубокий человеческий вопрос: "Почему этот человек только что сделал это? Почему он нажал на спусковой крючок? Почему он решил подписать эту бумагу, которая привела к чудесному или ужасному результату?" И когда ты задаёшь этот вопрос, то на самом деле задаёшь целый каскад вопросов: "Что же произошло в мозгу этого человека 2 секунды назад, что заставило его нажать на спусковой крючок и подписать этот приказ, чтобы это ни было?" Но ты также спрашиваешь: "Что происходило в течение нескольких секунд или минут до этого? Какие сенсорные элементы в окружающем мире заставили эти клетки мозга сделать это?" Но ты также спрашиваешь: "Что происходило в течение нескольких часов или дней до того, как уровень гормонов повысился? Какое отношение это имело к тому, насколько чувствительным должен был быть мозг?" А затем ты возвращаешься к нейронной пластичности за предыдущие месяцы, к подростковому возрасту, детству, жизни плода, потому что оказывается, что окружающая среда твоего плода имеет отношение к тому, какой у тебя взрослый мозг на данный момент и какие решения ты принимаешь. Но тогда тебе придётся отодвинуть ещё дальше назад. Забудь о том времени, когда ты был зародышем. А как насчёт того времени, когда ты был всего лишь оплодотворённой яйцеклеткой, состоящей из твоих генов? Какое отношение к этому имеют гены? А потом, как это ни удивительно, тебе пришлось отодвинуть ещё дальше назад: какую культуру изобрели твои предки 500 лет назад? Какие экосистемы привели к этому? Потому что это будет иметь какое-то отношение к тому, какой была твоя жизнь с первой минуты твоего рождения. И, наконец, вплоть до того, какое отношение эволюции имеет к тому, какой была твоя жизнь, к какому виду мы принадлежим и как мы реагируем в подобных обстоятельствах. Хорошо. Итак, начиная с такого рода вещей, у нас есть один из этих замечательных ужасных промежуточных вариантов поведения, и мы задаём нашу первую версию вопроса: "Почему возникло это поведение? Что происходило второй раз до этого в мозгу этого человека?" Так вот, если мы говорим о людях в их худшем проявлении, то нам нужно начать с области мозга, называемой миндалевидным телом. Миндалевидное тело связано с насилием, речь идёт об агрессии. Возьмите человека, обезьяну, крысу и стимулируйте миндалевидное тело, и вы получите неспровоцированные акты агрессии. У Сади его и спроси, что представляет собой миндалевидное тело, и первое, что они скажут, будет: "Не агрессия, а страх". Миндалевидное тело — это и есть страх. Миндалевидное тело — это то место, где вы храните свои страхи. Тебе не нужно было изучать эти фобии, эти скрытые инстинктивные воспоминания, которые у тебя есть о том, что страшно. Но миндалевидное тело, что ещё более важно, — это место, где ты узнаёшь, чего нужно бояться и кого нужно бояться. Есть чего бояться. Другими словами, с точки зрения биологии невозможно найти никакого смысла в том, что мы склонны к насилию вне контекста нашего страха. И в мире, где ни одному миндалевидному нейрону не нужно бояться, мы всё гораздо чаще оказывались бы между львами и ягнятами. Теперь вся эта история с миндалевидным телом, обрабатывающим страх, представляет собой нечто очень интересное. Хорошо. Итак, ты идёшь по улице и видишь что-то страшное. Что происходит у тебя в голове? Гремучая змея. Информация поступает из твоих глаз в передаточный пункт в твоём мозгу, который передаёт её в зрительную кору головного мозга, а затем твоя зрительная кора запускает проект научные ярмарки. Первый слой нейронов там делает то или иное действие и превращает то, что ты только что видел, в кучу пикселей. А когда они заканчивают, то передают это второму слою, который превращает пиксели в линии, а затем они переходят к третьему слою, который превращает линии в размерность. И через 15 слоёв ваша кора головного мозга говорит: "О, боже, это гремучая змея, может быть, нам стоит рассказать об этом миндалевидному телу". В то время ты уже будешь давным-давно мёртв. На это уйдёт примерно половина второго часа. Это леденит твой мозг. Оказывается, происходит нечто гораздо более интересное: эта визуальная информация поступает на станцию первого пути, и все поступающие туда датчики, визуальные, слуховые, срезают путь прямо в твоё миндалевидное тело. Твоё миндалевидное тело получает эту информацию менее чем за 10 секунд. Второго пути. Другими словами, твоё миндалевидное тело знает, что происходит что-то страшное, в то время как твоя зрительная кора всё ещё путается с инструкциями по эксплуатации. В результате получается, что твоё миндалевидное тело может узнать об этом раньше, чем ты осознаёшь это сознательно. Оно делает это менее чем за 10 минут 2 секунды. Это примерно на тех скачках в вашем сознании. Это просто замечательно. Это даёт вам почти половину второго преимущества в том, чтобы отпрыгнуть. Оказывается, есть веская причина, по которой у вас такая сложная зрительная кора, выполняющая всю эту обработку извлечения признаков. Это делается для того, чтобы получить точный ответ на вопрос, на что именно вы смотрите. Миндалевидное тело получает информацию невероятно быстро, но это не очень точное заключение относительно того, на что вы смотрите. И в зависимости от того, на кого вы смотрите, при каких обстоятельствах и какие неявные предубеждения вы приносите в это, вы решили, что мобильный телефон, который они держат в руках, на самом деле является пистолетом, и ты нажимаешь на спусковой крючок. И все мы знаем мир, в котором это в некотором роде доминирует в новостях. Таким образом, миндалевидное тело учит нас нейробиологии страха и нейробиологии насилия, которые полностью взаимосвязаны. И миндалевидное тело готово получать всевозможную конфиденциальную информацию, но не очень точно, что приводит к катастрофам. Хорошо, перейдём к следующей интересной области мозга. Это нечто, называемое островковой корой головного мозга. На самом деле, у большинства животных это совершенно скучно. Вот что происходит с крысой: крыса откусывает кусочек пищи, еда оказывается испорченной, она прогорклая и отвратительная, и примерно через 10 минут после еды активируется островок мозга. Что же он делает? Он запускает все эти рефлексы: крыса выплёвывает пищу, её тошнит, а может быть, и тошнит. А что делает островок мозга? Это убережёт тебя от отравления гнилой пищей. Оно распознаёт вкусовое отвращение. Так что то же самое происходит и с нами. Возьми нескольких, я не знаю, первокурсников колледжа, получающих зачёт по психологии 101, и засунь их в сканер мозга. Дай им какую-нибудь звоню, прогорклый, их инсулин начнёт активироваться. А теперь сделай что-нибудь более утонченное: не давай им вг в отвратительную еду, просто заставь их думать об отвратительной еде. Подумай о том, как её маленькие ножки прижимаются к твоим губам, когда ты пытаешься заставить её это сделать. И ты активируешь свою островковую кору головного мозга, потому что в нас самих мы можем активировать её не только из-за вкусового отвращения. Мы можем сделать это просто представив себе вкусовое отвращение. Но мы можем сделать что-то ещё более удивительное. А теперь приложи этого человека к сканеру мозга. Не давай ему отвратительную еду, не заставляй его думать об отвратительной еде, заставь его думать о чём-то ещё отвратительном, что-то в этом роде, и у большинства из нас активизируется островковая кора головного мозга. У нас она также вызывает моральное отвращение, и это учит нас кое-чему интересному об эволюции мозга. Возраст островковой коры головного мозга составляет около 70 миллионов лет, и вот уже сколько, я не знаю, лет 30 или около того, люди сталкиваются с нарушениями норм, которые могут быть настолько экстремальными, что мы называем их моральными нечистотами. И что же произошло потом? Там было заседание комитета, на котором они сидели и говорили: "Мы не можем изобрести новую часть мозга, что же мы будем делать с этой новой моральной чепухой, которую мы только что изобрели?" Кто-то говорит: "Островковая кора головного мозга делает отвратительную еду. Это что-то вроде отвратительного поведения". "Я знаю, хорошо, дай мне немного клейкой ленты и затолкаю её туда". И вот теперь внезапно в портфолио инсулт вращение, что касается нейрона, то он не может отличить отвратительную еду от отвратительного морального поступка. И именно поэтому, если что-то вызывает у нас достаточно сильное моральное беспокойство, мы чувствуем тошноту в животе, нас тошнит, у нас неприятный привкус во рту. Вот это было бы замечательно, это было бы здорово, потому что в большинстве случаев, если ты хочешь исправить что-то неправильное, это не какая-то абстрактная интеллектуальная проблема. Тебе нужен внутренний огонь в животе, чтобы справиться с ней. Вот откуда берутся внутренние органы. Однако у этого есть и обратная сторона, которая заключается в том, что моральное отвращение одного человека к совершенно нормальному любовному образу жизни другого человека. Моральное отвращение — это движущаяся мишень, и ты действительно навлекаешь, если решишь, что твоя лакмусовая бумажка для определения того, что считается правильным или неправильным вокруг тебя, заключается в том, что ты чувствуешь внутреннее отвращение. Если тебя от этого тошнит, ты должен сделать мне выговор. Если ты так поступаешь, то всё, что ты делаешь, это настраивает себя на решение, что когда они делают что-то другое, это настолько отличается от других, что кажется отвратительным, и это твой сигнал о том, что это неправильно. Неправильно, неправильно. Всё, что ты делаешь, когда делаешь это, — это настраиваешь себя на то, чтобы получить лакмусовую бумажку того, какое отношение твой желудок имеет к моральным проблемам философов, которые потратили тысячелетия на размышление о том, что это опасно. Так вот, то, что мы видим с помощью островка, вызывает у нас не только чувственное отвращение, но и моральное отвращение. Но моральное отвращение — движущаяся мишень. Всё это зависит от контекста. А как ты понимаешь, когда островок мозга активируется из-за чего-то морально отвратительного, с какой первой частью мозга он общается? Это миндалевидное тело. Спустя долю секунды после этого происходит вторая реакция. Хорошо, теперь переключаем передачу на другую часть мозга — лобную кору головного мозга. Это самая крутая часть мозга, и я потратил 30 лет своей жизни впустую в своей лаборатории, изучая не ту область мозга, а не лобную кору, о чём глубоко сожалею. Лобная кора головного мозга у нас развита больше, чем у любого другого вида животных. Это самая недавно развившаяся часть мозга. А чем занимается лобная кора головного мозга? Она заставляет тебя делать более сложные вещи. Когда это правильно, откладывай удовлетворение на потом, планируй на долгосрочную перспективу, регулируй что-то, сделай. И тебе удаётся удержаться от этого. То это потому, что твоя лобная кора головного мозга работает над тем, чтобы сохранить в этот момент. Ты не совершишь импульсивного поступка. Теперь, когда ты думаешь о лобной коре головного мозга, у тебя возникает очень простая картина её взаимоотношений с чем-то вроде, скажем, миндалевидного тела. Именно лобная кора посылает этот огромный кабель вниз к миндалевидному телу, которое подавляет его работу. Всё, что делает лобная кора головного мозга, — это как можно быстрее устремляется к миндалевидному телу, чтобы остановить его до того, как оно совершит что-то совершенно импульсивное и глупое. Вот что делает лобная кора головного мозга. Она появляется и говорит: "Он на твоём месте, я бы этого не делал, ты ещё пожалеешь об этом". Похоже, что вся взаимосвязь между лобной корой и миндалевидным телом заключается в том, что первая появляется и проповедует христианскую умеренность и тому подобное. Вот так. Хорошо. Вот и вся простая картина того, что происходит. Но это выясняется, когда смотришь на структуру мозга. Хорошо, в любом случае, ты начинаешь понимать, что происходит нечто удивительное. Да, лобная кора головного мозга посылает все эти кабели вниз к миндалевидному телу. Оказывается, миндалевидное тело посылает столько же сигналов обратно в другом направлении. Хорошо, и поэтому я благодарю тебя. В результате получается, что миндалевидное тело иногда может доминировать над лобной корой, а не наоборот. Теперь, как только миндалевидное тело получает право голоса в этом вопросе, у него может возникнуть довольно странный вкус относительно того, что считать правильным поступком. И подумай об этом: каждое действие здесь требует напряжённой работы лобной коры головного мозга. Во всех этих обстоятельствах требуется именно такая самодисциплина. Подумай об этом хорошенько. Хорошо. Ты оказался в ситуации, когда тебя так и подмывает солгать ради личной выгоды, и ты пытаешься этому сопротивляться. Твоя лобная кора головного мозга будет усиленно работать, но потом ты решаешь: "К чёрту всё это, я всё равно буду лгать". И в этот момент твоя лобная кора головного мозга работает очень усердно, чтобы убедиться, что ты хорошо справляешься со своей ложью. Нужно убедиться, что ты не забываешь поддерживать правильный зрительный контакт, чтобы твой голос не дрожал, и помнить, о чём ты лжёшь, чтобы потом не противоречить самому себе. Если у тебя есть какая-то часть мозга, которая одновременно играет центральную роль сопротивления искушению, а затем хорошо справляется с тем, чтобы погрязнуть в искушении, когда ты поддаёшься ему, это очень сложная область мозга. Итак, здесь мы видим, что лобная кора заставляет вас делать более сложные вещи. И это правильно, но это не имеет значения в отношении того, что считается правильным поступком. И это также показывает тебе, что у нас есть очень самовосстанавливающееся решение. Вместо этого ты видишь, как лобная кора маринуется, и вся эта эмоциональная гадость поднимается снизу. Представление о нас как о чисто рациональных существах сильно переоценивается. Всё дело в удовольствии. Все это знают: кокаин воздействует на дофаминовую систему, высвобождая её. Здесь возьми кого-нибудь, человека, обезьяну, крысу, и дай ему неожиданную награду. И как показано здесь, дофаминовая система с рёвом начнёт действовать. Всё дело в удовольствии. Всё дело в вознаграждении. Оказывается, это совсем не так. А теперь возьми этого человека, обезьяну или крысу и поставь его в такую ситуацию: на свету появляется небольшое предупреждение, загорается небольшой сигнал, в комнате загорается свет, и это означает, что теперь, если ты нажмёшь на рычаг 10 раз, ты получишь награду. Подай сигнал, поработай и получи награду. Научись этому совершенно прямолинейно. Так как даже теперь повышается уровень дофамина, происходит ли это, когда ты получаешь награду? Вовсе нет. Она повышается, как только включается сигнал. А в чём дело? Вот ты сидишь здесь и говоришь: "Вау, это будет здорово, это будет просто потрясающе". Вот это действительно так. Дело не в вознаграждении. Всё дело в предвкушении награды. И что примечательно, если ты блокируешь этот подъём уровня дофамина, то не получаешь никакого эффекта от нажатия на рычаг. Это также даёт тебе мотивацию и целенаправленное поведение для достижения этой цели. Хорошо, и так, это тот случай, когда ты нажимаешь на рычаг 10 раз и получаешь награду. Всё абсолютно предсказуемо, мир обретает смысл. А теперь переключи внимание на то, чтобы ты выполнял свою работу и получишь вознаграждение только в половине случаев, причём непредсказуемо. А что происходит с дофамином? Как только загорается этот маленький огонёк, уровень дофамина взлетает до небес. Что же мы только что сделали? Мы ввели в химию нашего мозга новое слово. Может быть, ничто так не стимулирует это нажатие на рычаг, как слово. Может быть, мы просто упорно работаем над этим. Потому что ты знаешь: "Сегодня я чувствую себя полностью бодрым и бодрым, но я такой неудачник, но сегодня мне нравится нажимать на этот рычаг идеально, но я снова всё испорчу, потому что я всегда так делаю, но у меня есть свои счастливые носки". И я именно этот принцип понимали нейробиологи, которые изобрели Лас-Вегас. Это не постоянство, неопределённость, непредсказуемость, и это просто приводит к тому, что рычаг нажимается, как у мата. Так что то, что мы здесь видим, больше всего связано не с вознаграждением, а с целеустремлённым поведением. Речь идёт не о стремлении к счастью, речь идёт о счастье, получаемом от этого стремления. Но то, что мы видим здесь, заключается в том, что это очень-очень уязвимая система для мысленной неопределённости и, возможно, даже для чего-то. И как только ты начнёшь это делать, эта система заработает на полную мощность. Хорошо, вкратце остановимся на паре других областей мозга. Эта область называется веретенообразной корой головного мозга. Это специальность приматов, она распознаёт лица. Это здорово. Ещё одна область называется передней поясной извилиной. А что она делает? Она отвечает за эмпатию. Кни, пальцем в булавку, и активируется передняя поясная извилина. Наблюдай, как палец твоего любимого человека тыкает булавкой. Это делает то же самое: это разжигает твою боль и заставляет чувствовать боль кого-то другого. Так что это здорово, за исключением того, что обе эти области выделены мелким шрифтом. Они имеют веретенообразные лица по одному каждый полминуты или около того, и каждый раз, когда активируется веретенообразная форма, возьми среднестатистического человека в сканер мозга, и высвечивается не так сильно, и вы вольно воспринимаете лицо как лицо, и вы не так точно его запоминаете на видеозапись, где в чью-то руку вонзают иглу, и активируется передняя поясная извилина. Но если у этой руки цвет кожи отличается от твоего и обычного человека, то она активируется не так сильно. Другими словами, всё зависит от того, чьё лицо, чей мозг, чья боль. Хорошо, и так, это возвращает нас к тому, что происходит в этом мозгу за секунду до того, как ты принял решение на куро подписать приказ тем или иным способом. Однако сейчас ни один мозг не является островом, и теперь нам нужно спросить себя, что происходило в этом сенсорном мире за несколько секунд или минут до того, как это заставило миндалевидное тело сделать то-то или лобную кору головного мозга сделать то-то. Какое отношение происходящее там имеет к тем решениям, которые ты принимаешь? Теперь кое-что из этого становится очевидным: если кто-то бежит на тебя с ножом, крича и брызгая пеной, у тебя активизируется миндалевидное тело. Самое интересное заключается в том, что сенсорная информация поступает и влияет на наше поведение, а мы понятия не имеем, что происходит. Позволь мне познакомить тебя с некоторыми примерами этого. В центре изображена пара глаз. Повесь плакат с такой парой глаз на автобусной остановке, и люди будут меньше мусорить. Покажи эти глаза на экране компьютера, и люди будут меньше жульничать в онлайн-играх. Подними глаза вверху секунды, и ты едва ли поймёшь, что именно увидел, и получишь именно такой эффект. Просто это подсознательное ощущение того, что за тобой наблюдают. Или в крайнем левом углу попроси кого-нибудь добровольно сделать глоток чего-нибудь отвратительного, например, рыбьего жира, и через несколько минут после этого человек порекомендует более суровое наказание за нарушение чьи-то нормы, потому что у вас появился неприятный привкус во рту. И должно быть, именно поэтому в следующем варианте, который будет внизу, посадите кого-нибудь на стул, будь то хороший удобный диван или жёсткий деревянный стул, дайте им почитать кучу резюме, где они должны будут оценить этих людей. После этого, и вот оказывается, что если вы сидите на жёстком деревянном стуле, то с большей вероятностью оцените кого-то как обладающего жёстким и гибким характером. Можете ли вы поверить, что вы сидите на жёстком стуле и в результате решаете, что люди крутые задницы? Это полное безумие, которое хорошо задокументировано. Хорошо, смеёмся ещё дальше вправо. Мне очень нравится это исследование. Возьмите кого-нибудь и попросите его заполнить анкету о своих политических взглядах. Речь идёт о социальной политике, геополитике, экономике и так далее. И если вы сидите в комнате с вонючим мусором, люди становятся более социально консервативными. Это никак не влияет ни на ваши экономические взгляды, ни на ваши геополитические взгляды. Что же вы делаете? Подсознательно вы сидите здесь и говорите, что что-то отвратительно, что-то такое. Именно они и есть то, что вызывает отвращение. Это неправильно. Неправильно, неправильно, когда они делают это просто из-за подсознательного запаха в комнате. Поднимаясь ещё выше, вот здесь вверху несколько лет назад в одном очень престижном журнале было опубликовано исследование, которое должно было поставить некоторые аспекты нашего общества в тупик. Это было исследование всех судей комиссии по условно-досрочному освобождению в конкретной стране, где оно изучалось, всех судей комиссии по условно-досрочному освобождению. Решение, которые они принимали в течение года, и их было больше, чем пятеро. Выходит ли этот человек на свободу или этот человек вернётся в тюрьму? И они искали все возможные предикторы того, когда судья примет то решение, которое они приняли. И единственным лучшим предиктором было то, сколько часов прошло с тех пор, как судья что-то ел. Если он появится перед судьёй сразу после еды, вероятность условно-досрочного освобождения составит 60%. Через 3 часа вероятность этого будет равна нулю. Самое удивительное в этом то, что мы знаем, как это работает: у нас повышен уровень сахара в крови. Какая часть твоего тела является самой дорогой? Это твой мозг. Какая часть твоего мозга является самой дорогой? Это твоя лобная кора головного мозга. И когда у тебя низкий уровень сахара в крови, лобной коре головного мозга очень трудно смотреть на мир с точки зрения кого-то другого и думать о том, через что они прошли. О чём ты никогда не мог мечтать. Конечно, что ещё более удивительно, так это то, что ты садишься рядом с одним из этих судей сразу после того, как они приняли решение, и говоришь: "Вау, это очень интересно, ты отправил этого человека обратно в тюрьму, но ещё раньше отпустил его свободу. Как получилось, что ты принял такое решение?" Они не собираются говорить о сахаре в крови. Они собираются поговорить о занятиях философии для первокурсников, о Ницше или о чём-то подобном. И всё это время именно там происходит сенсорная регуляция. Вот ещё один пример сверху посередине: кто-то играет в какую-то онлайн-игру. Чем темнее экран компьютера, тем больше вероятность того, что люди будут жульничать. Даже на экране твоего компьютера не так легко увидеть, что ты ведёшь себя, как если там темно. Это происходит на подсознательном уровне. Наверху, в крайнем левом углу, это самое удручающее открытие во всей этой области. Хорошо. Так что возьмите людей снова, поместите их в этот сканер мозга, и вы увидите фотографии лиц примерно десятые из вторых. Немного больше, чем это, а затем ваш средний объект будет мигать лицо другой расы, и миндалевидное тело активируется за 70 доли секунды. Чёрт возьми, это просто удручает. Мы запрограммированы на расизм. Это неизбежно заложено в самую сердцевину нашего мозга, а не на второе место. А теперь проведите это исследование немного по-другому. Недавно я прочитал кое-что и обнаружил, что в Сан-Франциско, по-видимому, есть бейсбольная команда, у них есть ещё какая-то команда где-то на юге, с которой они немного соперничают. А теперь возьмите кого-нибудь, кто является фанатичным фанатом Giants, вставьте его в сканер мозга, и вы светите лица. И теперь на каждом лице будет либо кепка Giants, либо кепка Dodgers. изменилось в его жизни. Он стал христианином, и его жизнь кардинально изменилась. Он начал активно выступать против работорговли и стал одним из самых известных аболиционистов своего времени. Это показывает, что даже самые глубокие убеждения и поведение могут измениться. Таким образом, мы видим, что всё, что мы обсуждали, — это не просто набор фактов о том, как работает наш мозг или как гормоны влияют на наше поведение. Это также история о том, как мы можем измениться, как мы можем развиваться и как мы можем стать лучше. Мы не застыли в своих генах или в своих обстоятельствах. Мы можем учиться, расти и изменяться. Итак, когда мы смотрим на поведение людей, важно помнить, что за каждым действием стоит сложная сеть биологических, социальных и культурных факторов. И это понимание может помочь нам быть более сострадательными и менее осуждающими по отношению к другим. Мы все находимся в этом вместе, и у нас есть возможность измениться к лучшему. Что-то изменилось. Что-то изменилось в нём самом, что-то, что он прославил, и то, чем он больше всего знаменит — написанный им гимн под названием *Удивительная благодать*. Люди могут меняться на протяжении десятилетий. Вот ещё один пример: здесь слева изображён человек по имени Зижи А, который утром 7 декабря 1941 года собирается возглавить эскадрилью японских бомбардировщиков, которые атакуют Перл-Харбор. Он был одним из ведущих пилотов. А справа изображён Зижи А, который 50 лет спустя пришёл на церемонию празднования пятидесятилетия Перл-Харбор, чтобы почтить память выживших там пожилых людей. Престарелый Зижи А на ломаном английском языке вышел вперёд и извинился перед людьми, которых он разбомбил. Из них сблизились с ним и друг с другом на всю оставшуюся жизнь. Иногда для этого не требуется десятилетий. Одним из самых ярких событий Первой мировой войны стало Рождественское перемирие 1914 года. В первой зиме Первой мировой войны различные главы государств и папы римские вели переговоры о заключении перемирия. Во второй половине дня перед Сочельником должно было состояться трёхчасовое перемирие вдоль и поперёк французских окопов, чтобы солдаты могли выйти из окопов, собрать своих мёртвых и помочь им. Вот и настал час, когда стрельба прекратилась. Британские и немецкие солдаты вышли и забрали своих убитых, а потом, спустя некоторое время, солдаты начали помогать парням с другой стороны нести своих убитых обратно. А потом они начали помогать им рыть могилы в мерзлой земле. И не успел ты оглянуться, как они уже вместе устраивали похороны и вместе молились. А вечером они вместе поужинали на Рождество, обменялись подарками, вместе пели и молились. На следующий день, на протяжении сотен миль вдоль и поперёк французских окопов, солдаты отказывались возвращаться к боевым действиям. Они играли друг с другом в футбол и не вели счёт. Они обменивались оружием, медалями и адресами, чтобы навестить друг друга после того, как эта чёртова война закончится. И они заключили соглашение о том, что будут стрелять поверх голов друг друга, чтобы никто не пострадал. В некоторых частях окопов это продолжалось в течение 3 или 4 дней, пока не появились офицеры и не пригрозили расстрелять своих солдат, чтобы заставить их вернуться на войну. Подумай вот о чём: целая жизнь была наполнена ура-патриотическим националистическим дерьмом и целой военной подготовкой, и в течение всего лишь нескольких часов те, кто считался "нами", и "они" полностью изменились. А мы — это были мы. Все мы застряли в окопах, а "они" — это любой ртов офицер, который будет извергать непристойности о боге и стране и заставит нас убить за их продвижение по службе. Это ушло всего несколько часов. А иногда тебе даже не нужно ждать так долго. Во многих отношениях единственным событием, которое больше всего настроило американскую общественность против войны во Вьетнаме, была резня в Миле. 50 лет назад, прошлой весной, произошла резня в Миле в беззащитной деревне в Южном Вьетнаме, в основном заполненной пожилыми людьми и детьми. В неё вошла американская бригада, которая убила там от 350 до 500 мирных жителей. Они изуродовали тела, группами изнасиловали женщин и девочек прежде чем убить их, сожгли поля, убивали домашний скот, отравили колодцы. Это было ужасно, потому что так оно и случилось. Это было ужасно, потому что правительство США скрывало это в течение полутора лет. Это было ужасно, потому что когда они наконец были вынуждены признать, что это произошло, они приговорили командира к домашнему аресту. И это ужасно, потому что это был не единственный случай, когда это произошло. Справа сидит человек по имени Хью Томсон. Это тот самый человек, который остановил резню в Миле. Томсон был пилотом боевого вертолёта. Он получил сообщение по радио о том, что в этой деревне Миле стреляют, и, должно быть, американские войска защищают тамошних жителей от вьетконгов. Он пролетел над ними, приземлился там, вышел и увидел, как американские солдаты расстреливают старух и стреляют младенцам в голову. Он подошёл к командиру офицеру, приговорённому к домашнему аресту, прежде чем его помиловали, и сказал: "Что ты делаешь?" Офицер фактически сказал ему, чтобы он отвалил и занимался своими делами. В этот момент на одном конце деревни собралась последняя выжившая группа гражданских лиц, а на них надвигались американские солдаты. И через минуту Хью Томсон подумал, что полностью изменил то, кто был американцем, а кто — нет. Он сел в этот вертолёт, посадил его между гражданскими лицами и американскими войсками, направил свои пулемёты на своих товарищей-солдат и сказал: "Сделай ещё один шаг, и я тебя убью". И что самое поразительное, насколько мы, учёные, можем судить, глядя на таких людей, как Хью Томсон, Зижи А или Джон Ньютон, так это то, что у них нет той части мозга, которой нет ни у кого из нас. Они не изобрели какое-то химическое вещество, которое никто из нас не развил. Они такие же, как и мы. Ничто в их истории не предвещало, что они станут людьми, способными на это. Они надевают свои нейробиологические штаны по одной ноге за раз, точно так же, как и все мы. В конце концов, я думаю, что это является инверсией этого совершенно раздражающего клише: "Те, кто не изучает историю, обречены повторять её ошибки". Я думаю, что здесь мы имеем дело с прямо противоположным: "Те, кто не изучает историю экстраординарных человеческих перемен, те, кто не изучает науку о том, какие обстоятельства повышают вероятность их возникновения, те, кто не изучает это, обречены на то, чтобы не иметь возможности повторить моменты великолепия". Вот так. Так что на этой ноте пожелаю удачи в твоих собственных лучших и худших моментах. Спасибо тебе.

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com