Синдром солипсизма

ruticker 05.03.2025 16:01:07

Текст распознан YouScriptor с канала GNOSIS

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Синдром солипсизма

Дорогие друзья, хочу поблагодарить вас за неравнодушие к каналу и за то, что вы активно высказываете свое мнение в комментариях и подсказываете темы для наших роликов. Вот и сегодняшняя тема была предложена вами. Итак, мы поговорим сегодня о таком явлении, как **солипсизм**. Термин "солипсизм" латинские, что выдает довольно позднее его происхождение. Ранние научные термины были в основном греческими, поскольку в античные времена и даже в Римской империи, уже в эпоху после Христа, языком науки продолжал оставаться греческий. На латыни наука заговорила во времена средневековья и в начале нового времени. Слово "солипсизм" составное: оно состоит из двух корней: *solus* — одинокий и *ipse* — сам, то есть "только я и больше никого". Солипсизм — это философская концепция, которая отрицает объективную реальность окружающего мира, а единственной и несомненной реальностью признает только собственное индивидуальное сознание. Иными словами, солипсизм считает свое собственное существование фактом, в котором нет никакого сомнения, но при этом сомневается в существовании всего остального, вплоть до полного отрицания существования чего-либо, кроме самого себя. Поэтому выражение "встречаются 20 лет" уже содержит в себе противоречие, поскольку каждый солипсист отрицает существование другого. А если он признает существование другого, то как бы это не был солипсизм? Центром мира и центром координат является он сам, он со своим сознанием — это и есть вся вселенная. Помните, как Декарт сказал: *Cogito, ergo sum* — "мыслю, следовательно, существую". Все существование он свел к процессу мышления: если я о чем-то мыслю, это является несомненным и единственным признаком моего существования. Как только я перестаю мыслить, всё — я не существую, меня больше нет, нет и вселенной, центром которой я был. Таким образом, есть только я, а все остальное — это результат моего мышления, вымышленного. Но если есть только я, зачем мне выдумывать целый мир вокруг? А потому что иначе не получается: я ведь существую только пока мыслю, а мыслить можно только о чем-то. Просто так не о чем мыслить не получится, можете попробовать. А значит, я вынужден выдумывать этот вымышленный мир просто для того, чтобы существовать или убедиться в своем собственном существовании. То есть мое сознание самопроизвольно порождает виртуальную картинку окружающего мира, своего рода матрицу, которая составляет периферию моей вселенной. Если вы смотрели фильм *Матрица*, то не удивитесь мысли, что привычная реальность может быть просто убедительной иллюзией. Этот созданный нашим сознанием мир кажется настолько реальным, что мы верим в его существование и думаем, что он действительно есть. И только когда мы обретаем мудрость, начинаем понимать, что это всего лишь плод нашего мышления, а реально существует только мы сами. Такова точка зрения солипсизма. Слова Энгельса: "Основной вопрос философии" разделил философов на два лагеря: идеалистов и материалистов. А какое место в этой диспозиции занимает солипсизм? Обычно его относят к субъективному идеализму, противопоставляя его объективному идеализму. В чем отличие? Объективные идеалисты признают существование двух начал: духа и материи. Субъективные идеалисты говорят, что существует только сознание, к материи нет — это всего лишь иллюзия. То есть субъективный идеализм отрицает существование материальной вселенной, окружающего физического мира. Солипсизм можно рассматривать как радикальную форму субъективного идеализма, но это если очень схематично. На самом деле всё немного сложнее. Есть такой анекдот: когда обитатели джунглей решили разделиться на два лагеря — умные налево, красивые направо — все разошлись по своим сторонам, и только обезьяны метались туда-сюда и спрашивали: "Ну а ты чего?" "Вот никак не могу определиться", — говорит обезьяна, — "я больше умная или больше красивая?" И вот так же и солипсизм: с одной стороны, он отрицает существование материи, но только внешние по отношению к себе ощущения, эмоции и реакции своего собственного физического тела солипсизм не отрицает. Они составляют для него единый комплекс вместе с мыслями. То есть чужие тела для него — иллюзия, а свое собственное — реальность. С другой стороны, он отрицает духовность или наличие сознания, но опять же не своего собственного, а других людей. Для него все прочие люди самостоятельно сознания или собственного духа не имеют — это просто выдуманные персонажи, вот как у героев какого-нибудь романа или фильма. Собственное сознание — нет, все их мысли и реплики выдуманы автором. То есть граница проходит не между бытием и сознанием, а между моим бытием и моим сознанием и бытием и сознанием окружающих. Свое существует, чужое — нет. Впрочем, и такой взгляд, хотя он более точен, все еще схематичен. Дело в том, что внутри самого солипсизма единства мнений нет. Фактически солипсизм — это совокупность авторских концепций, несовпадающих одна с другой. Каждый философ-солипсист предлагает свою собственную модель солипсизма. Например, солипсизм бывает слабым и сильным. Сильный солипсизм полностью и категорически отрицает окружающий мир: есть только я и больше ничего нет. Слабый солипсизм допускает, что кроме него может быть что-то еще, но это что-то остается за пределами его восприятия и ориентируется все-таки на свой выдуманный образ окружающей реальности, а не на нее саму. Примером слабого солипсизма может служить концепция эгоцентрического презентизма, или его еще называют перспективным реализмом Каспара Гейера. Одним из следствий солипсизма является агностицизм в отношении окружающего мира. Обычно, говоря об основном вопросе философии, как-то забывают, что на самом деле там не один вопрос, а два: первый вопрос о первичности духа или материи, а второй вопрос о познаваемости мира. Материалисты признают мир познаваем только в части материального бытия, поскольку существование нематериального они отрицают. С точки зрения объективного идеализма мир познаваем полностью во всех своих аспектах, как материальных, так и нематериальных. А с солипсизмом — принципиальные агностики как в отношении материи, так и в отношении нематерии. Если внешний мир не существует, говорят они, то познавать там просто нечего. Но даже если он не существует, то познать его невозможно, поскольку познаем мы только собственное ощущение, собственное восприятие. Один из подписчиков в комментариях вполне резонно заметил: "Есть ведь приборы, которые объективно, даже без человеческого участия, фиксируют реальность окружающего мира". На это солипсист сказал бы: "Вот принесли вы мне фотографию поверхности Марса. Ну и что? Я могу только подтвердить, что некое изображение присутствует на снимке в тот момент, когда я на него смотрю. Но откуда я могу знать, существовал ли Марс в тот момент, когда был сделан этот снимок, и существовала ли в этот момент камера, которая его сделала?" То есть познание окружающего мира с точки зрения солипсизма представляет неразрешимую проблему, а значит, ставится под сомнение вся наука вообще. А под истиной понимается не достоверное знание, а свое собственное внутреннее суждение или убеждение. Например, если человек считает, что дважды два будет пять, значит, это и есть истина, а то, что другие думают иначе, значения не имеет, потому что этих других, скорее всего, не существует. Такое же положение в отношении этики или морали: солипсист убежден, что ни одно другое моральное суждение не существует или не имеет значения, кроме его собственного. Вот такая любопытная философия. Причем ей отдали дань некоторые весьма выдающиеся философы. Я думаю, они таким образом просто исследовали пограничные области познания, границы между реальным и абстрактным. Как, например, математики знают, что в реальности не может быть более четырех измерений, однако делают расчеты и выводят законы для пяти, десяти и большего количества измерений, поскольку абстрактные математические инструменты позволяют это делать. Первым заявил, что ничего не существует, а если и существует, это невозможно доказать, греческий софист Горгий. Или античный автор, о котором у нас недавно был ролик, очень интересную мысль высказал раннехристианский автор Августин Аврелий в книге *О граде Божьем*: "Si fallor, sum" — "Если я ошибаюсь, я существую". Это высказывание фактически выражает принцип фальсифицируемости или принцип научности, сформулированный только в 1935 году австрийцем Карлом Поппером. Эстафету блаженного Августина продолжил Рене Декарт. Его мысль "следовательно, существую" — сам Декарт в солипсизме не был, он признавал существование двух начал, то есть был объективным идеалистом. Но по факту эта его идея стала основанием для последующих солипсистских спекуляций. Когда говорят о солипсизме, обычно называют Джорджа Беркли, ирландского философа и по совместительству англиканского епископа. Однако, как и в случае с Декартом, солипсисты всего лишь воспользовались отдельными высказываниями или идеями Беркли, диапазон которого был неизмеримо шире. Сам он называл свою теорию "имматериализмом", то есть учением о не материи, отрицанием реальности материи. Эту идею развивали также Лейбниц, Юм и его ученик Готфрид Вильгельм Лейбниц, но это уже другая тема. Вот я сейчас назвал источники, из которых солипсисты черпали свои аргументы, но на самом деле основу солипсизма составляет не философские идеи, а глубины и свойства человеческого сознания со всеми его несовершенствами и родовыми пятнами, в том числе таким искажением восприятия, как антропоцентризм. Мы о нем тоже говорили. Вот смотрите: центром вселенной солипсист является он сам. Он и создатель вселенной, и как бы сама вселенная, и причина, и конец, потому что когда он перестает мыслить, его вселенная погибает. То есть фактически солипсизм ставит человека на место бога, приписывает себе полномочия бога и в своем воображении заставляет весь мир вращаться вокруг себя любимого. Так иначе это назвать, если не антропоцентризмом? Суть антропоцентризма выражается формулой: "Человек есть мера всех вещей". Обычно ее называют формулой гуманизма, но гуманизм и антропоцентризм — это по сути одно и то же. В основе обоих терминов слово "человек", только в одном случае по-гречески *антропос*, а в другом на латыни *гуманус*. Солипсизм — самое яркое и стопроцентное проявление антропоцентризма. Из чего следует, что причиной возникновения этой концепции является не какие-то там оригинальные мысли умных людей, а врожденное искажение сознания, так же как материализм — следствие другого искажения сознания, дело центризма. Таково на самом деле происхождение солипсизма. Теперь о его практической полезности. На самом деле это концепция из разряда тривиальных решений, как говорят математики. То есть, вроде бы формально какое-то решение есть, но от него нет никакой пользы, она ни о чем. В то же время его нельзя опровергнуть, поскольку действительно все наше познание опирается на субъективные чувственные восприятия. Мы говорили об этом в ролике "Иллюзорный мир". Но неопровержимость вовсе не доказывает правильность этой концепции, скорее наоборот: если утверждение не может быть опровергнуто, оно не соответствует признаку научности, признаку фальсифицируемости. То есть это выходит за рамки науки, и это всего лишь предмет веры, причем веры неконструктивной, бесполезной и даже разрушительной, как и любой нигилизм или агностицизм. Мартин Гарднер назвал солипсизм безумием, а Артур Шопенгауэр выразился еще конкретнее: он сказал, что солипсизм может иметь успех только в сумасшедшем доме. Кстати, в психиатрии действительно есть такое понятие — синдром солипсизма. Это диссоциативное состояние, в котором человек чувствует, что внешний мир не принимается его сознанием. Не хочу сказать, что каждый, страдающий таким расстройством, присоединяется к этому философскому течению или что сторонники философского солипсизма обязательно попадают в психушку. Повод задуматься есть, надо поосторожнее с этим делом. А в заключение я хотел бы процитировать слова Августина Аврелия, которые полезно напомнить всем, кто пытается поставить в центр мироздания на место бога человека или материю или кумира. Августин сказал: "Если бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем".

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com