![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
Своеобразие психологизма Толстого. «Диалектика души»
ruticker 05.03.2025 11:07:43 Текст распознан YouScriptor с канала Видеоуроки
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Своеобразие психологизма Толстого. «Диалектика души»
Люди, как реки, пишут о подсчёте и многогранности человеческой натуры. В романе *Война и мир* писатель демонстрирует динамизм внутренней жизни, путь духовного развития личности, глубину психологического анализа. Ещё в ранних произведениях Льва Николаевича отмечает Чернышевский: особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса; его интересует самый процесс — едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим, чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием. По мнению Чернышевского, Толстого интересует диалектика души. Он выделяет такие принципы: 1. Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении и развитии. 2. Изображение героя в переломные, кризисные моменты. 3. Событийность, влияние внешнего мира на душевное состояние. Эти особенности нашли продолжение в романе-эпопее *Война и мир*. Первый принцип легко проиллюстрировать на примере духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Они ищут смысл жизни, любят, страдают, заблуждаются. В отличие от них, никто из нравственно ушедших автору персонажей — Элен, Анатоль, Берг — существенно не меняется на протяжении романа. Характерная черта диалектики души — изображение героев в кризисные моменты жизни. Например, князь Андрей под небом Аустерлица, Наташа, разорвавшая помолвку с Болконским ради негодяя Курагина, Пьер после дуэли с Долоховым, Николай Ростов, проигравший огромную сумму в карты. Во всех этих случаях Толстой передаёт сам процесс мысли, построенный на сложных ассоциациях. Вот как автор описывает состояние Пьера после дуэли, когда он едет в Петербург и останавливается на станции в Торжке: > "О чём бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе: как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь: что дурно, что хорошо, что надо любить, что ненавидеть, для чего жить и что такое я, что такое жизнь, что смерть, какая сила управляет всем." Масон осуждает образ мыслей Пьера как печальное заблуждение, однообразный плод гордости, лени и невежество. В этом примере прослеживается и событийность. Для иллюстрации этого принципа диалектики души можно вспомнить некоторые сцены из жизни Андрея Болконского, которые влияют на изменение его взглядов: ранение и близость смерти на поле Аустерлица, рождение ребёнка и смерть жены, любовь к Наташе и её мимолетное увлечение другим. В разговорах с близкими по духу людьми герой Толстого делится своими сокровенными мыслями. Обратимся к эпизоду "Богучарский спор", исследователи называют его идейным философским сражением не только Пьера и князя Андрея на определённом этапе их пути, но и сражением ценностных систем: жить для себя или жить для других, сражением религии и её отрицания. Во время родов умирает жена Болконского, Лиза, перед которой князь считает себя виноватым. Он ведёт замкнутый образ жизни, думая, что его мир ограничивается только заботой о сыне. Но Пьеру постепенно удаётся победить мёртвый, потухший взгляд друга, заставить говорить и даже спорить. Свидание с Пьером становится для князя Андрея эпохой, поворачивает его жизнь в новое русло. Ещё один способ раскрытия внутреннего мира персонажей — их письма. Вспомним переписку книжной Марьи с её подругой Юлей. Письма Юли пустые, манерные, в то время как Мария пишет о своей искренней вере в Бога, христианском смирении и любви к ближнему. Мы видим её душевную чистоту, спокойствие. Средством психологической характеристики является также портрет персонажа. Развернутых образов у Толстого нет; он ставит акцент на одной детали внешности. При этом автор показывает изменение облика героев в той или иной ситуации, делая портрет более динамичным. Например, лицо хорошенькой маленькой княгини в минуту гнева приобретает зверское беличье выражение, а некрасивая Марья Болконская при встрече с Николаем Ростовым преображается до неузнаваемости. Часто внутреннее состояние героя передаётся через зарисовки природы. В кризисные, переломные моменты жизни персонажей Толстой нередко вводит описание пейзажа. Для всех положительных героев, когда-то открывается их небо: князю Андрею под Аустерлицем — высокое, бесконечное, Николаю Ростову в первом бою — спокойное и голубое, Пьеру — тёмное, звёздное небо с кометой 1812 года, знаменующее новый этап засыпающего Питера, Степану перед последним боем — волшебное, чёрное, чистое небо, до которого можно достать рукой. Окружающий мир может по-разному восприниматься героями в зависимости от их душевного состояния. Так, в момент внутреннего кризиса князь Андрей отождествляет свои переживания с мыслями старого дуба, не желающего верить обаянию весны. Позже Болконский видит дерево, уже покрытое листвой, и на него вдруг находит беспричинное весеннее чувство радости и обновления. С помощью пейзажных зарисовок Толстой показывает его возрождение к жизни. Ещё одно важнейшее средство психологической характеристики в романе — сны героев, имеющие символическое значение. Пьер Безухов видит их после Бородинского сражения в Можайске и в плену. Андрей Болконский перед смертью, ведь Ростов перед последним боем, сын Болконского, Николенка, в конце романа — Сан-Фьерро о глобусе после смерти Платона Каратаева. Важная ступень духовного развития героя — шар, образ сопряжения универсального и личного в гармоническое, вечно движущееся единство. Это проекция человеческой души, способной раствориться в космосе, но не исчезнуть, а впитать в себя мир и восполнить собой мироздание. К таким размышлениям приходит Безухов. Подведём итоги: в романе *Война и мир* Толстой не только продолжает традиции русской психологической прозы, но и отображает внутренний мир любимых героев в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, неустанных поисках верного пути, ведущего к правде и добру. В этом, по мнению автора, выражается истинная красота человека.
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий