![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
ТРЕВОЖНОСТЬ и ВРАЖДЕБНОСТЬ: что с ними делать?
ruticker 05.03.2025 11:07:44 Текст распознан YouScriptor с канала Альберт Сафин
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке ТРЕВОЖНОСТЬ и ВРАЖДЕБНОСТЬ: что с ними делать?
# Урок: Как превратить тревожность во враждебность или наоборот Здесь на экране нет названия этого урока, потому что я ещё с названием не определился. Но пришла такая мысль назвать его *«Как превратить тревожность во враждебность»* или наоборот. Ладно, я шучу, ничего ни во что превращать не надо. Тревожность и враждебность идут зачастую рука об руку, и поэтому много важных идей прозвучит далее. Но в первую очередь интересно, созвучно с вами или нет. Вот что-то: какие эмоции человек испытывает, столкнувшись с событием — это следствие того, как этот человек это событие интерпретирует. Вот тревожность, например, да, это же любопытное явление. Мало того, что оно как эмоция, состояние включает в себя чувство, в том числе. Мало того, что это не только может быть комбинация страха перед реальной или воображаемой опасностью, но ещё и убеждённость человека в том, что он не справится, не сможет, и всё безнадёжно. То есть, мало того, что я сейчас начну записывать этот видик, выключится свет, видео не будет сохранено. Я же тогда не справлюсь. Кроме того, ещё и непонятно, да, что и является источником этого страха в тревожном состоянии. Так и ещё, и здесь, как один из слоёв этого сладенького тортика ваших трогательных открытий, вдруг является убеждённость в том, что я не справлюсь. Да, видео прервётся, не найду, что сказать, проделанная работа исчезнет, и я с этим не справлюсь. Я этого не выдержу. Вот некая тревога может быть и состояние тревожности перед публичным выступлением, когда человек воображает, что, мало того, что его закидают, например, помидорами или огурцами, что было бы неплохо, правда? Или яйцами, надеюсь, варёными или всмятку, вам как больше нравится. Или яичницей, и закидают его. Ну ладно, пусть закидают. Так ещё убеждённость в том, что он не справится. Кроме того, смотрите, ещё в тревоге здесь есть предсказание маловероятного негативного будущего. И поэтому здесь есть: *«А что если? А что если? А что если?»* Так и ещё убеждённость в том, что я с этим не справлюсь, не смогу, всё безнадёжно. Кроме того, ещё тревожность включает в себя негативную оценку себя: *«Я никчёмный, я пустое место, я не справлюсь, и всё будет плохо».* Человек боится отправиться на свидание, например, да? Человек, молекула. Ну ладно, девушка или человек, или молодой человек и девушка, короче, боятся отправиться на свидание. То есть их тревога сковывает, вынуждая стоять и вертеться перед зеркалом. Кто-то за воротник может закинуть, чтобы обеспечить себя дополнительной уверенностью. Здесь что? Вот если мы начнём препарировать их головной мозг, увидим, в какие цвета будут окрашены их извилины. Я шучу, но вы, наверное, заметили, что наш урок весёлый. Да, мы увидим здесь негативную оценку себя: *«Я пустое место, я вообще такой страшный, и кто вообще на меня обратит внимание?»* Это я, кстати, про тебя. Шучу про себя: *«Я такой страшный, кто на меня обратит внимание?»* Нет, вообще как бы отбиваюсь от внимания, еле-еле, знаете, аж пятки сверкают. Ладно, негативная оценка себя. А с какой стати вы пришли к этому выводу? И вообще, откуда у вас такая власть вешать на себя такие глобальные оценки? Далее предсказание: *«Я пукну, и люди подумают, как ты себя так ведёшь?»* А я не найду, что сказать, и не буду таким харизматичным, весёлым, интересным, а они скажут: *«Да пошёл ты, знаешь куда!»* Ну и будет. И что после этого, мир закончится, что ли? Это нормально, что людям могут не нравиться, я могу им нравиться, они могут мне не нравиться, и они могут мне не нравиться, а я могу им не нравиться. И что-то кому-то не нравится, да? И ещё, кроме того, здесь убеждённость в том, что если даже что-то пойдёт не так, я не справлюсь, я этого не выдержу. То есть человек заранее вешает на себя такую установку, убеждённость в том, что пойдёт что-то не так, и он не справится. Но откуда ты знаешь, что ты не справишься? Может, справишься, и с большим ты справлялся, не хрустально, в конце концов. Да, итак, и вот здесь обратите внимание, что страх — это нормальная тема в нашей жизни. Давайте представим, студент готовится к экзамену, и страх перед этим экзаменом: *«А вдруг провалит экзамен, и его выгонят из учебного заведения?»* Этот страх может мотивировать его. Что делать? Мотивировать его серьёзнее подготовиться. То есть вот его функциональное значение важное. Ну, я тогда подготовлюсь. Ну, действительно, это нормально, что я боюсь этот экзамен, потому что я к нему не готов. Ловите? И может быть, этот страх как эмоция, давайте так, обладая сигнальной функцией, сигнализирует мне о том, что мне необходимо к нему подготовиться. В конце концов, да, вот страх перед записью этого урока: *«Что если я забуду нажать на кнопку начать запись? Что тогда с этим ты будешь делать, малыха, малыш, малышка, малышки? Мы все малыши. Я не знаю, кто из вас тут самый такой умный. Ты?»* Итак, то есть смотрите, задача здесь заключается в том, чтобы обеспечить себя таким мемо-комплексом, ключевыми словами, их значениями, взаимосвязями, чтобы работать с этим явлением. Итак, если я испытываю страх, о чём он мне говорит? О чём он мне сигнализирует? На что он приглашает меня обратить внимание? А тревожность здесь, она имеет дисфункциональный характер. Вот плавно мы будем эту тему раскрывать. То есть я точно не справлюсь, я всё забуду. Да какая разница, что-то пытаться сделать, что-то пойдёт не так и прочее. Поэтому задача заключается в том, не воспринимать эмоции, рождающиеся в вашем прекрасном теле, таком прекрасном и замечательном, эмоции воспринимать не как это плохо или хорошо, а как это всё хорошо и какой сигнал это состояние мне посылает. На что обратить внимание здесь? А действительно ли я, может быть, нет? А какие у меня есть победы за плечами, которыми я могу дорожить и которые могу использовать? А что если даже что-то пойдёт не так? Я что-нибудь с этим придумаю, либо как минимум я скажу: *«Ребят, я не знаю, что делать, я вот честно не знаю».* Кстати, это как приём публичного выступления. Многие думают: *«А что делать с провокатором на публичном выступлении?»* Признать свою уязвимость. Коллеги, я не знаю, что делать, давайте так, решение за вами. Готовы ли вы продвигаться дальше, изучать вот эту тему, или передать мне слово вот этому человеку, который регулярно задаёт мне циклично одни и те же вопросы: *«Помогите мне, пожалуйста!»* Ну вот это я сейчас как пример привожу, что вы даёте возможность себе. Видите, тревожность здесь, она словно вынуждает меня заранее знать и всё спланировать. А что если? Откуда я знаю? Я начинаю записывать этот урок. Конечно, я волнуюсь, особенно вы регулярно на меня бочку катите: *«Вечно ты АВ топишь, уходишь в другую тему и не можешь нормально структурировано последовательно говорить по теме».* И, конечно, я понимаю, да, вы в очередной раз будете на меня бочку катить по этому поводу и с чем-то не соглашаться, но ничего, я не хрустальный, нормально всё. Внимание, пишите лайки, комменты, ставьте, делитесь с близкими, заставляйте их смотреть эти видео. Я шучу, не надо ни в коем случае. Да, поэтому смотрите, страх, он имеет здесь функциональный характер. Вот он показывает, на что я могу обратить внимание, что необходимо тогда сделать, зависящее от меня. Да, вот тревожность здесь. Человек сидит: *«А что если? А что если? А что если? Я не справлюсь, я не справлюсь, я не справлюсь».* Я чмок. А вы что подумали? Это я вас чмокает так, ну на расстоянии, воздушный поцелуй мудрости и знаний. Вот так вот, да-да. И вот пример, да, что человек с кованной тревожностью может и не прикладывать усилия для этого, потому что катастрофизирует, вешает на себя негативную глобальную оценку, значит, да, предсказывает будущее и убеждён в том, что если что-то пойдёт не так, он не справится. Как вы пришли к этому выводу? Да, как вы пришли к этому выводу? Отправляется человек в спортзал, купил абонемент, например, первое посещение волнительно, потому что нужно поднять уровень привыкания. *«Кто-то посмотрит, я буду плохо выглядеть, я не так сделаю упражнение на тренажёре, я где-то там вздохну, чего-то, и это пойдёт ужас, кошмар. Это потому что я такая дурашка и не разбираюсь ещё со снарядами».* Ну и так далее. Что вы взяли? Кто на вас будет смотреть? Ну даже если будет, ну посмотрит. Да, вот эту тему будем плавно мы раскрывать, пока только водная часть. Итак, смотрите, то есть можно такая метафора здесь, что тревожность — это словно человек сам вешает на свою шею тяжёлый камень и идёт по самой сложной дороге, усиливая вес этого камня и накладывая дополнительно. А страх здесь, он приглашает обратить внимание на то, что там под ногами, на путь, на опасность этого пути. То есть вот и вы обращаете внимание. То есть задача получается здесь, вот метафорично, это извлечь из тревожности страх, рассмотреть его вот так вот. Потому что тревожность может быть словно к чему-то неопределённому, непонятному, не имеющего источника. Да, как в целом такое состояние, которое является следствием того, как вы интерпретируете нечто ожидаемое, да, реальное либо в вашем воображении даже. И вы из этого извлекаете страх здесь. А вот и потом далее, о чём он мне сигнализирует, на что необходимо обратить внимание. Знаете, вот бывает такое состояние тревожности, может, у меня расти. Как пример, да, когда вот у меня, допустим, командировка запланирована, а я заранее не купил билеты на поезд, допустим, да, вот на поезд. И в данном случае так, что-то вот не то, не то, вот не то, что вообще происходит. И о чём мне это состояние сигнализирует, и как могу из него я извлечь, извлечь, знаете, как пинцетом вытащить нить этого страха, что не достанется билета. Так, ну давайте смотрим тогда, захожу на Большой привет, Российские железные дороги. Спасибо, большой вам привет. Ну как вы? Ну так вот, захожу в приложение и покупаю билет. Вот так вот, да. И сразу опа-оп, и он сигнализирует мне о чём-то. То есть смотрите, словно в облаке тревожности задача обратить внимание на страх и обратить внимание на то, о чём он сигнализирует. Вот это сейчас важно, а в противном случае можно в тревожности просидеть. Так что и долго на ней под застрять. Но это про нас как раз шутим. Да, поэтому важно замечать, когда вместо адекватного страха и в каких ситуациях я проваливаюсь в самообесценивание и в некую панику в силу каких убеждений. Давайте так, интерпретаций мыслей это происходит. Да, я не справлюсь, я плохой, будет всё плохо. Это не имеет смысла. А как я пришёл к выводу, что не справлюсь? А с какой стати? А есть ли доказательства этого? А могу ли я действительно предсказывать будущее? Что если нет? Люди, кстати, предсказывать будущее не умеют, не могут, никогда это невозможно. Это невозможно, но это не мешает им тратить время и свою жизнь на то, чтобы давать прогнозы. Да-да. И поэтому здесь очень важно ввести, смотрите, осторожность и парализующий. Вот уже я так потихоньку тоже облако смыслов накидываю. Вога, вот в чём они для вас отличаются, да? Где вот осторожность, а где парализующий? Быть и обратить внимание, из каких страхов может она состоять, о чём они могут вам сигнализировать и какие выводы из этого можно извлечь, и что учесть, исходя из того, что зависит от вас. Потому что немногое, я имею в виду, многое, конечно, но не всё зависит от вас, мой дорогой коллега. Итак, а в противном случае, какие это я ещё в первом вопросе? Да, возможные риски тревожности сковывают. Студент этот будет сидеть и думать: *«Ну мне же так страшно, готовиться не буду. Да, а вот всё равно я не справлюсь, всё равно не получится»* и прочее. А так, о чём мне сигнализирует этот страх во мне? Где он, о чём он мне говорит? То есть важная тема: вот пункт первый, в целом эмоции обладают сигнальной функцией, и они о чём-то мне говорят. И задача разрешить ей быть, не запрещать ей быть, а разрешить и словно обратиться к ней: *«О чём ты мне говоришь?»* Да, и в силу какого моего мышления и мысли ты даже рождаешь здесь? Как я могу их пересмотреть и рассмотреть? Да, если я не подготовлюсь идеально к экзамену, мне поставят тройку, и я вытолкну из учебного заведения. А что если я подготовлюсь наилучшим образом, как могу, сделаю от меня зависящее? Да, мне хотелось бы получить пятёрочку, например, но это не даёт гарантии, что именно пятёрочку я и получу. Да, и посмотрю, и буду двигаться дальше. Далее смотрите, чем тревожность отличается от обычного страха, функционального, да, то есть здорового, можно сказать здесь. То есть смотрите, вот эмоция может скрывать, может быть, лютая враждебность, а может быть, такое небольшое раздражение. Да, чем они отличаются интенсивностью? Вот вы, например, напишите в комментариях: *«Альберт, ты дурак, высоко очкарик, да пошёл ты, знаешь куда!»* Знаете, вот это события, да, события, мышление, реакция. Да, модель важна: события, мышление, реакция. То есть то, какую реакцию я испытываю на эмоциональном уровне, столкнувшись с событием, это следствие моего мышления. Вот если у меня в мышлении: *«Все должны любить меня, все должны быть от меня в восторге, все должны говорить, какой я классный, всем должно нравиться всё, что я делаю, а иначе я не справлюсь, иначе меня не примут, меня изгонят из клуба удачник»,* шучу, да, то столкнувшись с этим комментарием, у меня будет лютая враждебность. А если я понимаю: *«Ну это нормально, что я могу кому-то не нравиться»,* и эта лютая враждебность может просто, знаете, здоровье покомсать насквозь на маленький винегрет, вот так вот, да, настолько микроскопически, что аж впитывается сразу в слизистую, так мелко порезанные овощи. Но я бы этого не делал, знаете, всё-таки жевать иногда надо овощи покрупнее, когда зубы позволяют, как наши с вами, правда? И также у тебя, дружище, жуй свой страх, ни в чём себе не отказывай. Разлюби уху, качнул, значит, ну не бицуху качнуть, это в переносном смысле, это как бы не то, что я там бицуху, хотя в каких-то, конечно, в каких-то упражнениях бицуха была. Подтягивался, отжимался, значит, пуловер, там то-сё, потом подстригаться, потом я пойду сегодня. Да, и вот если у вас есть в мышлении: *«Пауза в уроках не должна быть, всё должно быть строго по делу»,* то вы начинаете меня ненавидеть, правильно? То есть получается, а если в мышлении у человека: *«Надо же, какой творческий подход, Альберт, таким может быть»,* да, и вообще, наверное, ему виднее, как уроки записывать. Я-то просто их смотрю, не записываю, буду его ещё учить, как уроки записывать, ты что? Ну вот, то тогда будет нормальная реакция на это. То есть события, мышление, реакция. И вот вопрос — это интенсивности, да. Вот и поэтому есть вот обычный страх, да, что-то как-то вот волнительно, да, вот боюсь, побаиваюсь, а есть лютая, дико тревожность. Вот разные интенсивности здесь. Да, итак, получается, мы вводим дальше. Страх — это... Разрешите, я ещё подчеркну ещё важный момент, что есть рациональная осторожность и внимательность, да, так и это позитивное значение. А есть сковывающая тревожность, которая просто вот тревожусь, но пристёгиваться не буду. Итак, страх — это рациональная реакция на реальную угрозу. Потихоньку, вот в самом начале этого видео я так плавно, знаете, рисовал вилами по воздуху, даже не по воде. Сейчас я буду рисовать вилами по воде, а к завершению этого урока я буду класть кирпичи. Да, вот так вот плавно с воздуха, из ничего абсолютно, мы порождаем атмосферу. Метафора — это в первую очередь, и потом дойдём до ядра и магмы и начнём ковать металл. Рациональная реакция на реальную угрозу страх побуждает меня оценить ситуацию, найти выход, взвесить риски за и против, провести исследование, конкретно действовать, задействовать инструментарий и прочее. А тревожность, она содержит дополнительную идею о собственной беспомощности и безнадёжности, что ведёт дополнительно к самообвинению и пассивности. Это важный момент. Подвид на реальную угрозу, а тревожность, она нет в себе важные такие детали отмечать: идею, убеждённость в собственной беспомощности, ущербности, безнадёжности, никчёмности. *«Я такой маленький, маленький, маленький, а мир такой большой-большой и страшный»,* что ведёт к самообвинению и пассивности, и ничего делать не буду. Но человек живёт не в реальном мире, во многом в мире своих представлений, в мире своих интерпретаций. Да, то есть смотрите, например, допустим, человек боится высоты. Вот метафора здесь: если он испытывает страх по этому поводу, то страх мотивирует его пристёгиваться, выбирать более безопасный маршрут. Ну, если он там что-то с горами связано. В общем, так, страх: *«Ага, пристегну, выберу безопасный маршрут, учту эти моменты».* И вот эти, а если тревожность здесь? Да, плавно, вот, наверное, это будет урок, посвящённый теме страха и тревожности, но мы ещё будем вводить враждебность и раздражение, они вот рядом идут. *«Я плохой, я не смогу преодолеть этот страх, все вокруг увидят, я с этим не справлюсь, всё будет плохо»,* и это отнимает силы у человека и просто препятствует тому, чтобы он что-то предпринял. Да, здесь хотя бы там пристегнулся. Выше я пробро страх. Метафора — это сигнал пожарной сигнализации, предупреждает о возможном возгорании, требуя необходимость обратить внимание, сделать выводы, хладнокровно решить вопрос. А тревожность — это непрерывная сирена. Вот она водит, водит, внушает, внушает, работает, работает. Она говорит: *«Мало того, что у тебя всё плохо, так ты ещё с этим не справишься, потому что ты неумелый пожарный».* Вот чувствуете разность, да? Так, а что ж ты всегда звени? А есть ли у этого основания какие есть фактические детали на базе которых я в этом состоянии нахожусь? А вообще, как я воспринимаю происходящее? А действительно ли всё так плохо? А действительно ли я такой неумелый, да, пожарный? И вот, кстати, очень важный момент, что вот, например, да, двигаемся дальше. И поэтому очень важно отслеживать здесь, смотрите, либо вот это вот мысли свои, своё состояние, оно в чём закодировано здесь: *«Мне страшно»* или *«Всё плохо, я не справлюсь, ужас, кошмар».* А почему вторично? Вот если мне страшно, потому что X, что в связи с этим выбираю делать? О чём мне сигнализирует это состояние? Да, рациональный страх. А если я всё равно не справлюсь, всё будет плохо, это всё ужасно, вообще я этого не вынесу и не выдержу? Да, здесь как я пришёл к выводу, что всё плохо? А что если вот хотя бы есть что-то, что вот не так плохо? Значит, не всё. А на базе чего я считаю, что не справлюсь? А что если я не знаю заранее, справлюсь или нет, как минимум? Да, важный момент. Поэтому вот как обычно вы реагируете на состояние страха? Ищете решение или обвиняете себя? А то, что вы себя обвиняете и считаете себя ничтожеством, как вы думаете, это вам помогает? Это что, приумножает здесь? Вам решать, что вы думаете. Я тебе скажу: живи, так понял? Вы сами решаете, как жить, взрослые люди, этот материал для совершеннолетних, дееспособных людей. Далее плавно мы входим. А какие слова чаще всего звучат в вашей голове, когда вы тревожитесь? Что вы вго в себя во многом? Жизнь человека — это следствие того, каких историй он себе рассказывает. Это у нас второй вопрос получается, указанный здесь. Ну что вы придумали? Знаете, есть такое выражение: *«Курить буду, но пить не брошу».* И также здесь: *«Враждебным буду, но тревожным быть не перестану».* И также тут. Да, я ещё до сих пор думаю, как этот урок назвать, типа *«Враждебность и тревожность успеха».* Да, враждебность, входим в неё. Очень важно рядом с тревожностью враждебность должна стоять, они рядом, рука об руку, вместе туге закос. Ну а что ты кричишь? Итак, враждебность в данном случае здесь — это яркое негативное чувство, при котором человек испытывает не только недовольство кем-то или чем-то, но и считает, что этого человека, этой ситуации вообще не должно быть. И мне решать, кого обвинять, кого наказывать, потому что я знаю, что есть такое добро, а что есть зло. Я знаю, что есть добро, что зло, я решаю, кого наказывать, кого нет. Я от альфы до омега. Я знаю, как обстоят дела. На деле ты не должен существовать, тебя не должно быть, ты не должен был рождаться, ты та или иная ситуация, или ты тот или иной человек. Да, вот это враждебность такая небольшая, знаете, такое некое небольшое раздражение. Мы будем их размечать, какие здесь фантазии о всемогущества, о том, что я знаю, что правильно, а что нет, как должно быть, а как быть не должно. Раздражение здесь — это рациональная реакция. Здесь, то есть, мне не нравится, что происходит, а то, что мне не нравится, что это происходит, это не даёт гарантии, что это не должно было происходить. Это происходит, я вижу, мне не нравится, что это происходит, но я вижу, я принимаю, что это происходит. И исходя из этого, я предпринимаю изменить, смягчить. Альберт, ты что, хочешь сказать, принятие — это смириться с тем, что всё плохо и ничего не делать? Да, я принимаю то, что ты отчаянный, шучу. Видите, и вы принимаете то, что я сейчас это сказал, а может быть, и нет, и закройте видик, и это ваша история. Принять здесь — это дать время и пространство происходящему, признать, это уже произошло, признать, это уже происходит. И исходя из этого, что я выбираю делать и как действовать в соответствии с моими ценностями, чтобы ситуацию изменить, либо уйти отсюда, либо изменить, скорректировать, привнести. Что сделать, но не так, что я не признаю. Нет-нет-нет, в плену фантазии человек представляет, что штиль вокруг него и делает вид, что штиль. Штиль в то время, как буря рискует перевернуть этот корабль и разломать его в щепке. Ну, дружище, ну увидь ты эту бурю. Принять — это значит признать, буря есть, а это не значит делать вид, что всё в порядке и сдаться. Вот я сейчас показал. Как вы думаете, что раздражение или враждебность где-то посередине может быть? Да, но и такая точка зрения может быть. Мне бы хотелось, чтобы людей не было так много дебилов, но, к сожалению, они есть, и я с этим ничего не могу поделать. Опа! Поймали, что я показываю раздражение или враждебность, я показываю враждебность, спрятанную под конфеткой раздражения. А теперь да, может быть, и такая точка зрения: *«Я был бы рад быть более доходчиво, но не от меня зависит то, как тот или иной человек понимает тот или иной материал».* Это зависит, в конце концов, потому что кто-то может с чем-то согласиться, а кто-то нет. И жизнь продолжается, в конце концов. Да, кому-то выпуск тот или иной может понравиться, а кому-то нет. Это не делает плохим ни вас, ни его. Ну, конечно, немного неприятно, что я сталкиваюсь с каким-то непониманием очевидных вещей, которые проговаривать 54 раза, но это не значит, что человек плохой или я. Ну да, вот враждебность или раздражение, я сейчас это всё сценки разыгрываю. Сценки разыгрываю. Хотя если вырвать фразы из контекста, Альберт называет людей отчаянным долбоёбом, психолог называется. Ещё так, это иллюстрация, в конце концов. Да, ты не можешь быть отчаянным долбоёбом, даже если захочешь. Если на тебя кто-то вешает такие ярлыки, это не о тебе, это о фильтрах восприятия говорящего. А я могу им быть, имею в виду. Поэтому смотрите, раздражение — это разумная реакция. Ну вот происходит это, я это принимаю, мне это не нравится, и поэтому мне важно действовать вот так, вот так и вот так. Это не значит, что, знаете, всё пассивно. Нет, пассивность — это не об этом. Здесь ничего не делание — нет. Поэтому смотрите, вот враждебность здесь и раздражение. Вот представим, что мы... # Урок: Как превратить тревожность во враждебность или наоборот ## Введение Здесь на экране нет названия этого урока, потому что я ещё с названием не определился. Но пришла такая мысль назвать его *«Как превратить тревожность во враждебность»* или наоборот. Ладно, я шучу, ничего ни во что превращать не надо. Тревожность и враждебность идут зачастую рука об руку, и поэтому много важных идей прозвучит далее. Но в первую очередь интересно, созвучно с вами или нет. ## Тревожность и её природа Вот что-то: какие эмоции человек испытывает, столкнувшись с событием — это следствие того, как этот человек это событие интерпретирует. Вот тревожность, например, да, это же любопытное явление. Мало того, что оно как эмоция, состояние включает в себя чувство, в том числе. Мало того, что это не только может быть комбинация страха перед реальной или воображаемой опасностью, но ещё и убеждённость человека в том, что он не справится, не сможет, и всё безнадёжно. То есть, мало того, что я сейчас начну записывать этот видик, выключится свет, видео не будет сохранено. Я же тогда не справлюсь. Кроме того, ещё и непонятно, да, что и является источником этого страха в тревожном состоянии. Так и ещё, и здесь, как один из слоёв этого сладенького тортика ваших трогательных открытий, вдруг является убеждённость в том, что я не справлюсь. Да, видео прервётся, не найду, что сказать, проделанная работа исчезнет, и я с этим не справлюсь. Я этого не выдержу. Вот некая тревога может быть и состояние тревожности перед публичным выступлением, когда человек воображает, что, мало того, что его закидают, например, помидорами или огурцами, что было бы неплохо, правда? Или яйцами, надеюсь, варёными или всмятку, вам как больше нравится. Или яичницей, и закидают его. Ну ладно, пусть закидают. Так ещё убеждённость в том, что он не справится. Кроме того, смотрите, ещё в тревоге здесь есть предсказание маловероятного негативного будущего. И поэтому здесь есть: *«А что если? А что если? А что если?»* Так и ещё убеждённость в том, что я с этим не справлюсь, не смогу, всё безнадёжно. Кроме того, ещё тревожность включает в себя негативную оценку себя: *«Я никчёмный, я пустое место, я не справлюсь, и всё будет плохо».* ## Примеры тревожности Человек боится отправиться на свидание, например, да? Человек, молекула. Ну ладно, девушка или человек, или молодой человек и девушка, короче, боятся отправиться на свидание. То есть их тревога сковывает, вынуждая стоять и вертеться перед зеркалом. Кто-то за воротник может закинуть, чтобы обеспечить себя дополнительной уверенностью. Здесь что? Вот если мы начнём препарировать их головной мозг, увидим, в какие цвета будут окрашены их извилины. Я шучу, но вы, наверное, заметили, что наш урок весёлый. Да, мы увидим здесь негативную оценку себя: *«Я пустое место, я вообще такой страшный, и кто вообще на меня обратит внимание?»* Это я, кстати, про тебя. Шучу про себя: *«Я такой страшный, кто на меня обратит внимание?»* Нет, вообще как бы отбиваюсь от внимания, еле-еле, знаете, аж пятки сверкают. Ладно, негативная оценка себя. А с какой стати вы пришли к этому выводу? И вообще, откуда у вас такая власть вешать на себя такие глобальные оценки? Далее предсказание: *«Я пукну, и люди подумают, как ты себя так ведёшь?»* А я не найду, что сказать, и не буду таким харизматичным, весёлым, интересным, а они скажут: *«Да пошёл ты, знаешь куда!»* Ну и будет. И что после этого, мир закончится, что ли? Это нормально, что людям могут не нравиться, я могу им нравиться, они могут мне не нравиться, и они могут мне не нравиться, а я могу им не нравиться. И что-то кому-то не нравится, да? И ещё, кроме того, здесь убеждённость в том, что если даже что-то пойдёт не так, я не справлюсь, я этого не выдержу. То есть человек заранее вешает на себя такую установку, убеждённость в том, что пойдёт что-то не так, и он не справится. Но откуда ты знаешь, что ты не справишься? Может, справишься, и с большим ты справлялся, не хрустально, в конце концов. Да, итак, и вот здесь обратите внимание, что страх — это нормальная тема в нашей жизни. Давайте представим, студент готовится к экзамену, и страх перед этим экзаменом: *«А вдруг провалит экзамен, и его выгонят из учебного заведения?»* Этот страх может мотивировать его. Что делать? Мотивировать его серьёзнее подготовиться. То есть вот его функциональное значение важное. Ну, я тогда подготовлюсь. Ну, действительно, это нормально, что я боюсь этот экзамен, потому что я к нему не готов. Ловите? И может быть, этот страх как эмоция, давайте так, обладая сигнальной функцией, сигнализирует мне о том, что мне необходимо к нему подготовиться. В конце концов, да, вот страх перед записью этого урока: *«Что если я забуду нажать на кнопку начать запись? Что тогда с этим ты будешь делать, малыха, малыш, малышка, малышки? Мы все малыши. Я не знаю, кто из вас тут самый такой умный. Ты?»* Итак, то есть смотрите, задача здесь заключается в том, чтобы обеспечить себя таким мемо-комплексом, ключевыми словами, их значениями, взаимосвязями, чтобы работать с этим явлением. Итак, если я испытываю страх, о чём он мне говорит? О чём он мне сигнализирует? На что он приглашает меня обратить внимание? А действительно ли я, может быть, нет? А какие у меня есть победы за плечами, которыми я могу дорожить и которые могу использовать? А что если даже что-то пойдёт не так? Я что-нибудь с этим придумаю, либо как минимум я скажу: *«Ребят, я не знаю, что делать, я вот честно не знаю».* Кстати, это как приём публичного выступления. Многие думают: *«А что делать с провокатором на публичном выступлении?»* Признать свою уязвимость. Коллеги, я не знаю, что делать, давайте так, решение за вами. Готовы ли вы продвигаться дальше, изучать вот эту тему, или передать мне слово вот этому человеку, который регулярно задаёт мне циклично одни и те же вопросы: *«Помогите мне, пожалуйста!»* Ну вот это я сейчас как пример привожу, что вы даёте возможность себе. Видите, тревожность здесь, она словно вынуждает меня заранее знать и всё спланировать. А что если? Откуда я знаю? Я начинаю записывать этот урок. Конечно, я волнуюсь, особенно вы регулярно на меня бочку катите: *«Вечно ты АВ топишь, уходишь в другую тему и не можешь нормально структурировано последовательно говорить по теме».* И, конечно, я понимаю, да, вы в очередной раз будете на меня бочку катить по этому поводу и с чем-то не соглашаться, но ничего, я не хрустальный, нормально всё. ## Раздражение и враждебность В ситуациях, после которых оказались за решёткой, либо к величайшему сожалению за решёткой или оказались на том свете, скажем здесь зачастую, да, в силу там бытовых преступлений, бытового насилия, они были не в состоянии раздражения, они были в состоянии враждебности. Да, когда вот в этом состоянии сознания: *«Я знаю, как правильно, как нет, мне решать, кто должен жить, а кто нет».* Я вообще и настолько это всё молниеносно происходит, что даже может под неким эмоциональным состоянием, давайте так, высокой интенсивности, просто тело само, да, уже обслуживает то, что было решено до. Итак, поэтому это важный момент учитывать. Вот я вот и ввожу раздражение и враждебность. То есть мы их ввели, да, вот плавно, вот так плавно считаю важно сделать компонентом этого большого урока, руководства, просто инструкция к жизни в конце концов. Да, раздражение — это разумная реакция, рациональная реакция на происходящее. Да, мне не очень приятно, мне бы хотелось, чтобы все были в восторге от этого урока, и да, я признаю, мне не очень приятно, что люди пытаются меня завиноватить. Отчаянный, на мой взгляд, нормальное слово, к тому же отчая — это же какой-то там сказочный фантазёр, это отчаянный, понимаете? Ну, они же где-то рядом там ходят, как бы, да, ну то есть он как бы долбит, получается, головой об стену, надеясь её когда-нибудь пробить. Это же художественное выражение, да. А я бы вот и кто-то пытается меня завиноватить. Это слово я бы хотел, чтобы люди понимали, что это не имеет значения, фонетический компонент. Да, но если я хочу, чтобы это было так, не значит, что это будет так. Ну, и такое может быть, что жизнь продолжается. Раздражение. А ты что, не понимаешь? Ты что, будешь учить меня, как говорить на русском языке? Ты что, будешь запрещать мне использовать слова, какие я хочу? Ты кем себя возомнила, овца? Ты тупая дрянь? Или... Ну вот, понимаете, это враждебность. И видите, страсть правит разумом. И далее вот я сейчас показал две вот эти иллюстрации. Да, как реакция. А как вы думаете, какие представления, какие, давайте, мысли находятся в каждой из них, интерпретации в первом случае? Ну, то что кому-то не нравится этот урок, не делает плохим ни зрителя, ни меня. Ну, это нормально, что может быть разная точка зрения на течение хода этого урока. Да, если кому-то он не понравился, это не значит, что всё, жизнь на этом закончена, всё будет плохо, а дальше будет хуже. Не значит. Да, и к тому же я способен выдержать и справиться и с такой обратной связью. Чего раздражение? И смотрите, не надо запрещать себе отрицательные эмоции. Это нормальная часть нашей жизни, но в вопросах интенсивности — это во многом вопрос нашего отношения к происходящему. Далее, а где враждебность? Только я знаю, как правильно. Тот, кто со мной не согласен, тот тупой. Какой стати ты вообще возомнила о себе, что открыла рот? Вы что, думаете, лучше меня знаете, как правильно? Вы что, будете учить меня, как правильно говорить и так далее? Враждебность. Видите, вот сейчас я во многом закрепляю ещё и то, о чём говорили до. Потому что вопрос страха и тревожности во многом — это тоже следствие ваших интерпретаций и ваших мыслей. Это нормально, что я боюсь. Это нормально, что меня одолевает страх сейчас. А страх — это вообще очень даже важное чувство, давайте так, в жизни каждого из нас. Оно о чём-то сигнализирует. На что тогда следует обратить внимание? Что необходимо учесть? Да, может, нажать на кнопку «Начать запись» перед тем, как это делать. Нажал. Ага, запись пошла, всё, увидел, красный сигнал мигает. Отлично. Да, может, что-то пойти не так. Могу с чем-то не справиться. Могу. Может, мне кто-то сказать: *«Да пошёл ты, знаешь куда!»* Может, это что, я плохой? Нет, ну может быть такое. Может, у человека песок в ухе застрял. Да, может быть такое. Это сейчас как пример, да. Да, нравится молодой человек или девушка, как я сделаю первый шаг навстречу? Вдруг меня отошлют? Вдруг? Да, вот меня ожидает публичное выступление перед коллегами. А вдруг кому-то не понравится? Не понравится точно, кому-то точно. Мне уже не понравилось, кстати. Да, ты ещё не выступил, а я уже недоволен. Посмотри на меня, видишь? Ну вот. Ну да, видите, это очень важно. Да, плавно вот к завершению этого урока у вас будет такое понимание, чтобы отслеживать, а как вашими интерпретациями вы порождаете предпосылки вашему эмоциональному состоянию. Так, раздражение, враждебность. Да, если вам так это есть, есть раздражение, получается, метафора — это словно дым от жда сейчас костра, и он говорит: *«Смотри, я же не хочешь, чтобы сейчас вот был огонь, ну-ка, подойди ко мне и потуши меня, либо ну-ка, отойди в сторону, чтобы не обжечься!»* А враждебность — это человек, хохочет, потушить костёр, наливая на него и бросая горючее и ещё древесину. Да, и поэтому очень важный момент — это отличать в себе вот эти мысли. Раздражения рациональные: *«Мне это не нравится, я не хочу, чтобы это происходило, и что я могу делать, зависящее от меня?»* Но то, что я это не хочу, чтобы происходило, не даёт гарантии того, что этого происходить не должно. Раздражение, а враждебность — это: *«Этого не должно быть, это надо уничтожить, я лучше всех знаю, как должно быть, это плохие, это хорошие, это так, а это вот так!»* Понятно, да? Раздражение здесь — это возможность найти разные стороны того или иного вопроса, как позитивные, так и не очень. А враждебность рискует превратить человека в неконтролируемое нечто, что может не просто пожирать всё вокруг, но и себя вместе с этим. Видите, насколько важно это понимание, что то, какие эмоции вы испытываете, столкнувшись с событием, это следствия вашего мышления. Далее двигаемся дальше. ## Понижение интенсивности тревожности и враждебности Теперь нас иррациональные. Да, давайте так, иррациональные убеждения — это как мысли, в реальности которых человек не сомневается, и он не о них думает, он думает ими. То есть иррациональные убеждения — это не основанные на реальных фактах какие-то преувеличенные идеи, которые человек воспринимает за неопровержимо истину. Допустим, я должен вот так. Или всё должно быть так, как я хочу. Или всё плохо. А и вот происходит сейчас вот это, и значит, дальше будет хуже, потому что я умею предсказывать будущее. Да, и вообще я абсолютно бесполезен, и от меня толку никакого нет — вот как пример, да. Но ещё и: *«Я самый лучший и самый умный»* — это тоже иррациональные убеждения здесь. То есть если человек, например, думает, вот как я сейчас от этого урока, все должны быть в восторге, всем должно нравиться, что здесь происходит, все прямо получают удовольствие и говорят мне, какой я классный. А если это не так, то значит, я... И если я столкнусь с этим, у меня какая эмоция? Да, тревожности и враждебности, правильно? Вот как пример, да. А если это нормально, кому-то может что-то не нравиться, кто-то может быть не совсем в восторге здесь, кто-то скажет: *«Опять ты говоришь об одном и том же тысячу раз!»* И это не делает плохим ни вас, ни меня. То здесь будет просто некое раздражение. Я могу первый раз, что проблемы какие-то. Ну, не смотри, дружок, это же твоё время, твоё внимание, что ты мне навязываешься. # Урок: Как превратить тревожность во враждебность или наоборот ## Иррациональные убеждения Навязываешься, тебя об этом думать снова и снова. Но это на твоё усмотрение, я настаивать не буду. Да, и вот очень важно замечать эти иррациональные убеждения в себе: *«Эти все всегда должны, обязаны только так. Иначе я знаю лучше!»* Ну и, кроме того, кто-то, конечно, потом в комментариях скажет: *«Ты что, хочешь сказать, что никто ничего никому не должен?»* То есть получается, тогда люди будут плевать друг на друга и не будут друг о друге заботиться? Дружище, в вашей картине мира забота — это то, что человек заставляет себя делать. А что если забота может быть тем, что человек хочет делать и выбирает делать, и делает это от всей души? Чувствуете разницу? Поэтому этот вопрос больше не ко мне, а к тебе. Здорово, что ты на него наткнулся сейчас. Поэтому, если у этого доказательства, да, что я считаю, что должно быть так и никак иначе, насколько это имеет отношение к действительности? Как конкретно я пришёл к этим выводам? Что вообще происходит в конце концов? И то, что я думаю, *X*, значит ли это *Y*? И то, что я думаю, что вот все должны делать так, а значит, что в действительности все должны делать так? И может быть, это просто я так хочу, не то что кто-то так должен, правильно? Но как правило, для человека то, что он хочет, превращается в то, что все должны. Когда перед вами ребёночек в свои 43. Далее, человек склонен формировать иррациональные убеждения. Почему? Это следствие воспитания, во многом детства, во многом культурных особенностей, личного опыта и особенностей детской психики в том числе. Которая не обладая критическим восприятием, воспринимает всё за правду. То есть сценарий жизни — это программа выживания в родительской семье. Если, например, у ребёнка в детстве было принято: *«Я не должен показывать своих чувств, иначе на меня ещё взвалят дополнительную работу и будут унижать и смеяться надо мной»*, и когда-то это убеждение долженствования его выручало. Но сейчас, когда 27 лет этому человечку, это может препятствовать адаптации в сегодняшнем дне, построению долгосрочных доверительных взаимоотношений. Тогда ребёнок сформулировал это решение, это убеждение, чтобы выжить. Но то, что помогало тогда, не значит, что может помогать сейчас. Зачастую наоборот, может сейчас вредить. Поэтому это решение, принятые в детстве под давлением ситуации, в которой находился ребёнок, тогда у меня должны быть одни пятёрки, иначе пьяные родители будут бить. Понимаете? И в дальнейшем эта установка на перфекционизм: *«Либо всё прекрасно!»* Родителей давно не бьют, и может быть, их уже давно рядом и нет, их может быть и нет физически, понимаете? Я имею в виду, но этот страх не быть идеальным остаётся: *«Я должен всё делать идеально!»* Это как пример, понимаете? Чем более выраженной у человека установка на перфекционизм, тем сильнее, например, его может раздражать то, насколько у нас урок этот художественный. Он видит в другом то, что я разрешаю себе, то, что он себе запрещает. А это как одна из психологических явных защит — проекция. И поэтому здесь тоже это важно замечать в себе. Это как одна из причин, как пример. Поэтому откуда берут начало иррациональные убеждения? Но смотрите, если нечто помогало вам выжить, тогда это не значит, что и сейчас вы должны продолжать это обслуживать. Да, тогда я заставлял себя всё делать идеально, чтобы просто выжить, испытывать меньше боли. Но это не значит, что сейчас я должен запрещать себе право на ошибку. ## Иррациональные убеждения и тревожность Итак, какие эти иррациональные убеждения поддерживают тревожность? Сначала: *«Меня должны все любить, иначе меня отвергнут, я не смогу пережить трудности, я просто сломаюсь, если что-то произойдёт не так, я этого не выдержу, если что-то может произойти не так, это точно произойдёт не так, и всё будет тогда плохо, моё прошлое, моё настоящее, и я не могу с этим ничего поделать!»* И вот эти установки, они повышают интенсивность состояния беспомощности. А тревожность, она идёт рука об руку с беспомощностью, с отсутствием контроля. Да, чем больше контроль у меня в записи этого урока, я влияю на происходящее, я рисую смыслами рисунки этого урока сейчас в вашем воображении в том числе, тем меньше у меня тревожности. Ещё очень важно: уверенность в себе — это то, что может предшествовать действию, и это то, что вы испытываете, действуя, начав совершать. Да, и поэтому здесь: *«А с какой стати вообще мне необходимо, чтобы меня все любили?»* А кто я такой? Даже пятитысячную купюру могут не все любить. Кому-то она может показаться маловато, большевата, той узкой, широкой, роковатой. То есть: *«Ты что, не можешь без ошибок говорить? Тебя же тогда отвергнут, не будут смотреть и говорить: «Альберт, не умеешь двух слов связать!»* Да с какой стати? Кто отверг? Нет, вообще наше взаимодействие с вами — это следствие добровольного выбора. Я добровольно записываю эти уроки, вы добровольно их изучаете. Если они для вас полезны — здорово, если нет — тоже хорошо. Я не строю иллюзии, будто я всем и каждому подойду, ни в коем случае. Откуда вообще есть? Да, итак, и поэтому здесь вот такие установки, их важно поставить под сомнение. *«Я не смогу пережить трудности!»* Как вы пришли к этому выводу? Откуда вы знаете, что трудности будут? Как вы понимаете заранее, что вы не сможете их пережить? Вы что, умеете будущее предсказывать? Да, мне необходимо, чтобы меня все любили. А если не будут любить, что тогда? А как это вообще можно сделать, чтобы вас все любили? А что если нельзя заставить никого что-то кому-то чувствовать и любить, тем более, правильно? ## Иррациональные убеждения и враждебность Далее, какие иррациональные убеждения поддерживают враждебность? Здесь другие: *«Другие должны соответствовать моим ожиданиям, если мне что-то не нравится, это не должно существовать, если люди не делают так, как я хочу, они должны быть наказаны, должно быть, а как быть не должно!»* Я говорю не о проблемах со здоровьем, я говорю о человеке в его 21, убеждённом в том, что он знает, как должно быть. И, конечно, эта его убеждённость, фантазия о том, что он знает, могут быть предпосылкой его враждебности. А на каком основании я считаю, что я знаю, как лучше? Помните, выше я раскрыл вот эти сценки, играл, насколько надо быть сказочным долбоёбом, чтобы не понимать, о чём идёт речь в этом уроке. Я вам враждебность таким образом показывал. А откуда я знаю? Может быть, я вообще сам ничего не знаю. С какой стати эти уроки должны нравиться всем? Мне нравится процесс работы над ними. И языком почесал, не мешки ворочать, время весело провёл, аппетит нагулял, и ещё и как бы об умных вещах поговорил. Не тупой, в принципе, неплохо, по-моему, клёво получается, правильно? И вот также и здесь: откуда я знаю, что эти уроки заслуживают внимания и должны быть для всех полезны? С какой стати вообще они могут быть кому-то полезны, интересны? А кому-то нет? Кто-то вообще пальцем у виска покрутит и скажет: *«Альберт, вообще, что ты такую ерунду говоришь?»* Это нормально. Ну, крутите. Да что в этом плохого? Ну, покрутите. Атмосфера выдержит, понимаете? Да, экран монитора тоже не треснет. И также здесь, то есть враждебность — это следствие того, что человек пытается переиграть реальность по своим правилам. Ну, дружище, ты много на себя берёшь. Ну, откуда я знаю, как должно быть, как правильно? Вот даже здесь. Да, откуда я знаю, с какой стати все должны быть в восторге от этого урока? Это нормально, что-то нравится, что-то не нравится. Далее, вот и обратите внимание: есть нечто объединяющее эти иррациональные убеждения, которые объединяют тревожность и враждебность в единый такой ядовитый коктейль. Ну, как ядовитый, я имею в виду по уровню его воздействия на жизнь человека. Да, например, человек думает: *«Тревожный, я не смогу справиться с тем, что меня ждёт. И вообще это несправедливо, такого не должно быть ни для кого!»* Видите? *«Я не смогу справиться с тем, что может произойти на этом публичном выступлении или при попытке познакомиться или при устройстве на работе. А вообще это несправедливо, и я не должен подвергаться таким испытаниям!»* А речь идёт о том, чтобы первый раз сходить в магазин и самостоятельно расплатиться за купленный хлеб в свои 19 лет. Это я к тому, что сама ситуация объективно вторична. Важным является ещё её восприятие здесь. И в результате формируется враждебность к окружающим: *«Ты мне не помогаешь, ты плохой падла, видишь, как я страдаю? Поэтому ты должен мне помочь!»* Поэтому враждебность и тревожность, они ходят рука об руку. Человек люто враждебный, он внешне, он внутренне очень тревожный. И своей враждебностью пытается её как бы скомпенсировать. Как бы, как бы, как бы. Поэтому иногда так хорошо наткнуться на этот замечательный урок и вот побираться в этих делах. Я выше сказал: *«Инструкция к жизни!»* Может, так урок и назвать, а может, и не так. Назовите его как хотите, ведь абсолютно вторично, что говорю здесь я. ## Заключение Это самое главное. Главным является то, каким выводом вы приходите. Да, или вот ещё враждебный человек: *«Ты не должен так поступать, ты не должен так делать, мне гораздо виднее, как делать!»* А потом переходит в тревожность: *«Я не вынесу и не справлюсь, если они не будут делать так, как я говорю!»* Видите? Враждебность и тревожность — как две стороны одной монеты. Важно их понимать и не избавляться от них полностью, а понижать их интенсивность в раздражение и беспокойство. Не нравится мне — ну не нравится, волнуюсь. Вот по этому поводу волнуюсь, это не нравится. Понижать интенсивность. Так далее, да, тревожность и враждебность — как две стороны одной монеты. Одна боится, другая злится. Это двуглавый дракон, пожирающий человека изнутри. И увидеть взаимосвязь очень важно здесь. А когда вы испытываете тревожность, нет ли враждебности? Когда испытываете враждебность, нет ли тревожности? А какие в них вы можете убеждения о себе, о других и о мире отразить? То есть какой я? Каковы другие люди? Каков мир в целом? Какие мысли здесь есть: *«Должно быть так и никак иначе!»* А я не справлюсь, если будет иначе. Видите? Вы должны делать то, что я говорю вам делать, а иначе я же не хочу, чтобы вы подумали, что я тупой. Далее, да, далее, как здесь ловить себя на этих иррациональных убеждениях? Замечать свои мысли. Вы начинаете не просто думать, вы начинаете думать о том, как вы думаете. Ведь то, что ты чувствуешь — это следствие, то как ты думаешь — это причина. Замечать, как я думаю сейчас. Да, ага, они должны делать то, что я у них прошу. Сразу же в эту же секунду каждый контрагент должен сразу закрывать любые задолженности, а иначе они что, хотят меня обворовать? Дружище, ну это бизнес, бывают разные ситуации, форс-мажоры в том числе. И нет никакой гарантии, что всегда всё будет своевременно. Всегда могут быть по-разному, могут быть трения, могут быть неопределённости и прочее. И поэтому здесь, да, вот как маленький момент в состоянии высокой средней сначала интенсивности этих эмоций. Да, как враждебность, тревожность. Обратите внимание: а вот что я сейчас думаю? Вы даже можете на тетради выписать ваш внутренний монолог, ваши мысли выписать. Да, *«Такого не должно происходить, это несправедливо, что они так поступают и не выкладывают продукцию на полку, как я их просил, и не обновили вот здесь ценник. Ужас, кошмар, чтобы они сдохли, падлы!»* Ну а что если? Какие-то, может, есть причины или там недостаточная компетенция, необходимость системно решать этот вопрос? Да, испытать, да, раздражение, беспокойство. Да, заметить, что ага, вот, да, насколько восприятие имеет важное значение. Да, или вот заготовочка такую сделал. Представьте задержку самолёта рейса. Да, и он думает: *«Ужас, кошмар, катастрофа, несправедливо! Ах, они козлы, что же будет дальше? Я же не успею!»* Беспокойство, враждебность и тревожность здесь. А если какое здесь убеждение: *«Все должны работать идеально, не должно быть никогда никаких забоев, всё должно быть своевременно, секунду в секунду!»* А что если я бы хотел, чтобы всё было своевременно, в секунду в секунду, но это не даёт мне гарантии, что именно так и будет? Да, самолёт может задерживаться, его отправление. Да, может быть такое, но это не значит, что всё будет после этого плохо. Здесь, да, будет некое раздражение, некое беспокойство, но не будет тревожности и враждебности. Вот тревожность и враждебность, они могут месяцами, годами длиться, можно сказать здесь. Да, а беспокойство и раздражение, они как бы имеют функциональное значение и мотивируют меня на действие. ## Что делать? Далее, а что может быть полезным, если я действую уже под влиянием тревожности, враждебности? Если вы об этом вспомните вдруг. Да, первое, что необходимо сделать — взять паузу и назвать эмоцию, признать своё несовершенство. Я имею в виду, что не обвинять себя по этому поводу. Итак, достаточно уже враждебности, а вы ещё к себе начинаете её приумножать. Как это? Ну так вот и здесь. И назвать её: *«Я сейчас чувствую X!»* Сложно бывает назвать, да, тогда найдите таблицу с чувствами и с эмоциями здесь. Да, что вы чувствуете сейчас, как вы можете это назвать здесь? Потому что тренировать свою способность называть своё состояние может быть полезным. Хорошо, то есть вы можете два раза в день будильник у вас срабатывает, вы смотрите на таблицу с эмоциями, чувствами, находите ей слово и называете ваше состояние. Вы тренируете свою способность, будучи названной, уже понижается в своей интенсивности. *«Я сейчас чувствую и... Ага, я сейчас чувствую злость, я сейчас чувствую раздражение, гнев, страх. Ага, ага, да, да, какие мысли вызывают у меня это состояние? Что я думаю сейчас? Что вызывает у меня это состояние? Должно быть, всё должно быть именно так, как я хочу!»* И так далее, и так далее, да. А с какой стати? А как я могу их пересмотреть? А что в реальности происходит, в действительности? Ага, а чем мне сигнализирует это состояние? Да, как я могу перевести свои эти невротические, скажем, требования высочайшей интенсивности в рациональные пожелания? Да, и так замечать. Но вот очень важный момент: хотя бы эту паузу создавать. Но её легче паузу эту создавать. Эта пауза, она похожа на то, когда вы хотите какать, вы доходите до туалета и не делаете это там, где вы находитесь сейчас. Вот эта пауза дойти до туалета — тоже самое. И также здесь. Далее, далее, далее. Так, давайте посмотрим на перечень вопросов общее, что у них есть, было об рациональных, что тогда делать конкретно? Да, это пауза, пересмотр. Тема не в том, что человек может чего-то забывать. Забывать — это нормально, но важно помнить, что я забыл. А вот когда человек забывает, что он забыл, это уже некая проблема. И поэтому ведение дневника может быть полезным. Да, какая была сегодня ситуация? Какие эмоции вы в ней испытывали? Какие мысли у вас были? Пересмотреть эти мысли, особенно там наверняка иррациональные требования, какие-то установки, убеждения здесь. Пересмотреть их, поставив под сомнение, сквозь новые решения, более гибкие предпочтения. Теперь посмотреть на эту ситуацию, сценку разыграть в том числе и плавно поведенчески приглашать это в жизнь. Да, итак, значит, приглашать это в жизнь и выполнять поведенческие эксперименты. Во многом человек — это следствие не только того, что он думает, чувствует, но и следствие того, что он делает. То, какой ролью, ролями в вашей жизни начинаете вы обладать — это следствие того, как вы проявляете ещё и поведенчески. Вот если у человека раньше была роль раба своих эмоций, то теперь вы обретаете роль хозяина своих эмоций. Ну, хозяин. Хозяин звучит как будто потешить самолюбия инфантильных людей. Нет, не то что хозяин, а контакт с эмоциями, прислушиваясь к их сигналам, направляющий их конструктивно, правильно. Да, и не запрещающий себе их. Дело не в том, что я запрещаю себе тревожиться и быть враждебным. Нет, я разрешаю себе рационально подходить к этим моментам, что даже и не впадаю в эти состояния эмоциональной высокой интенсивности. Не в том, что запретить себе, нет, а в том, чтобы понять. Не в том, знаете, как задача, что человек начинает ковырять себя по коже гвоздиком, и я запрещаю коже воспаляться и краснеть. Да, дружище, никуда не денешься от этого. А ты понимаешь, что не надо этого делать? Ну, позаботься о себе. Да, и поэтому приглашайте в жизнь поведенческие эксперименты и следите за вашей реальной реакцией. Как у вас теперь, да, поведенческие эксперименты? Ну вот, например, у вас персональная тренировка, допустим, и ваш тренер опоздал на занятия на 5 минут. Да, допустим. И вот раньше вы прямо были враждебно настроены и были готовы его раздавить за это опоздание, потому что вы супер, всё делаете вовремя. Вот у вас установка на всё делать идеально, прямо в идеальное время. И это копило в том, что вы приходили домой и срывали зло на ваших членах семьи, как пример. Да, а вы понимаете: *«Так может быть, это враждебность? Почему он должен приходить вовремя, как я хочу? Почему всё должно быть именно так, как я запланировал?»* А что если могут быть от других людей зависящие детали? Но от меня зависит то, как работать дальше. Насколько я понимаю, Фёдор, ты не можешь организовать своё время, чтобы быть вовремя. В таком случае я не смогу с тобой работать дальше. Давай тогда согласуем, как будет идти наше взаимодействие, иначе у меня некий, знаешь, гнев копится. Тебе говорю, как есть, чтобы не втихаря перестать с тобой работать. А вот озвучить, чем это обусловлено. Это можешь быть вовремя, или это так и будет продолжаться? И вы дальше согласовываетесь. Этот человек говорит: *«Да, буду вовремя!»* Но это продолжается. Насколько понимаю, всё-таки не удалось. Пока ничего, я буду работать с другим специалистом и всё. Ну так вот, видите? То есть вы здесь это поведенческие эксперименты приглашаете в жизнь. Если раньше человек читал мысли, додумывал, надеялся, что другие люди сами прочитают мысли, сделают выводы и поменяются, потому что вы фыркаете пассивно-агрессивно, тут вы начинаете понимать: *«Нет, вы поведенческий эксперимент, и вы разрешаете другому, как с вами согласиться, так и нет. Вы разрешаете другому, как соответствовать вашим ожиданиям, так и нет. Просто если есть нечто, что вы готовы вынести, вы с этим работаете. А если нет, насколько понимаю, мы не с вами.»* Ну и всё, объяснять это и не объяснять — это от вас зависит, это вопрос внутреннего восприятия сейчас об этом. Да, поведенческие эксперименты, разрешая себе не делать идеально с первого раза и от простого к сложному. Далее, момент про принятие себя и других. Смотрите, вот есть смирение, принятие и действие. Вот это такая, знаете, три важных ценности: принимать несовершенство своих других людей в целом. Никто из нас не идеален. То есть принимать других людей — это не то, что мне это неприятно, но я вас прощаю. Это пассивная агрессия, дружок, что ты занимаешься? Не пойми чем, но можно, пожалуйста, несовершенство признавать, принимать здесь — это смириться с тем, что произошло в прошлом, смириться с тем, что происходит сейчас, и далее дать этому время и пространство, эмоциям своим, состояниям других людей. Далее, учитывая это, действовать. То есть противоположность принятию — это как бы отрицание. Здесь, когда человек отрицает, там созависимая супруга отрицает, что её муж пьёт, делая вид, что это временное явление. Хотя уже 28 лет это продолжается: регулярное там, например, вербальное насилие, долги и проблемы в жизни. Или наоборот, ловите. А вот принятие: *«Да, пьёт, да, есть проблема, да, зависимый, а я созависим, есть проблема, да, я это принимаю, это есть!»* И это не значит, что я ничего не делаю с этим. Исходя из этого, что я выбираю делать? Ловите? И поэтому здесь, то есть признавать несовершенство других людей, принимать их как есть, и исходя из этого, что выбираете вы делать? Под как есть, я имею в виду, что уже произошло и что происходит сейчас. Это же уже происходит, что ты пытаешься навязать свою игру. Признай, какая игра сейчас есть, и далее, исходя из ваших ценностей, что выбираете вы действовать? Да, друг опоздал навстречу: *«Он меня не уважает, он плохой, кошмар, всё будет плохо дальше!»* А я вообще плохой человек. Это что? Что это такое? Враждебность и тревожность дальше. Всё будет плохо. А если так? Насколько я понимаю, мы договорились в 10, ты пришёл в 11, мне это неприятно. Неприятно. В следующий раз я буду делать так: если ты опаздываешь, я тогда иду сам по своим делам заниматься, всё, ждать не буду, в это я больше не играю. Вот потому что мне неприятно, всё. Да, вот так вот, всё. Раздражение и беспокойство, видите? Мне это неприятно, когда происходит. А я чувствую: *«Мне очень важно с тобой предложить рассмотреть, что думаешь по этому поводу?»* Да. Далее, вместе с этим идёт принятие неопределённости, потому что враждебность и тревожность — это там, где человек запрещает себе неопределённости быть. Но неопределённость неизбежна. То есть принять неопределённость, согласиться с тем, что жизнь полна случайностей и нет никаких стопроцентных. В конце концов, тревожный и враждебный человек держится за иллюзию, ранти нот, своё мнение, решение. Тревожные люди хотят абсолютную уверенность, но она недостижима. Враждебно настроенный человек хочет абсолютную уверенность, но она недостижима. Вам кто-нибудь может, как псу, подбросить в качестве куска мяса на тебе иллюзию гарантии, чтобы ты заткнулся. Но какое это имеет отношение к действительности? Люди могут обещать и говорить что угодно, но это не значит, что это именно так и будет. У людей меняются мнения, у них меняются ориентиры, приоритеты, ценности. Это люди, и ты такой же человек. А что ты требуешь от других, то, что не готов обеспечить сам? Поэтому здесь: *«Откуда я знаю, что будет дальше?»* Но есть нечто, в соответствии с чем я выбираю действовать. У меня есть право на ошибку, и ошибки не делают меня ничтожеством. У меня может что-то получаться, а что-то нет, и это не значит, что всё плохо и прочее. Это нормально, что другие люди могут не соответствовать. Это не делает плохими ни меня, ни их. Это норма в этом мире. Нет гарантии, нет никакой определённости, есть неопределённость, и нет никакого постоянства. Есть изменения, и принятие изменений — это ключ к стабильности. Принятие неопределённости — это ключ к стабильности. Ну и, кроме того, моё прошлое, оно есть, оно влияет, но оно не определяет моё настоящее и будущее. Здесь как поддерживающие такие смыслы. ## Умеренный эгоизм Умеренный эгоизм здесь — это умение заботиться о себе. Я говорю вам: *«Нет, не чтобы вам навредить, а чтобы позаботиться о себе!»* Умение позаботиться о себе без излишнего самопожертвования и не вредя другим. Вы уделяете внимание вашим потребностям, вашим ориентирам, вашим интересам, и вы заботитесь о других людях тоже, не когда вынуждены, а когда выбираете и хотите. Это же очень большой момент, важный. Когда человек: *«Я вынужден вам помочь!»* Это не помощь. Это ты делаешь, знаете, как: *«Ешьте только ту еду, которую дают вам с любовью!»* Вот метафора такая. Также здесь, да, если человек бросает всё, игнорирует себя, свои интересы, потребности и бросается в то, чтобы помогать другим, он выгорит таким образом и потом заставит всех пожалеть в том, что вообще эта свистопляска началась. Позаботьтесь о себе, гибко мыслите, ставьте под сомнение, не требуйте слепо. Гибкие предпочтения вместо жёстких требований. Если у вас появляются новые факты, новые детали, меняйте свои убеждения. Если вы ставите себе цели недостижимые, меняйте их, а не продолжайте биться башкой об стену. Знаете, выражение: *«Поставил цель — добейся!»* Это базар неудачников. Бывает, человек какие-то цели себе поставит и понимает, что лучше вообще от них отказаться, потому что в этом уже нет никакой целесообразности, учитывая текущие реалии. Пересмотреть, отказаться, уметь отказываться, даже если заплатил. Это метафора: вы пришли в кинотеатр, купили билет от фильма, вам тошно, но вы же желаете билет, надо смотреть до конца. Умейте отказаться, даже если заплатили, а не обязывать себя тем, что потом только навредит. Да, так это важный момент. И помнить, что ваша ценность не зависит от внешних достижений каких-то. Ваша ценность уже обусловлена фактом вашего существования, что вы есть. А вешать на себя глобальные оценки: *«Я потому что у меня нет этого, или я классный, потому что у меня есть это!»* А откуда ты знаешь, кто из нас классный, кто нет? Дело в том, что мы все классные, суперценные просто по факту нашего существования. Не вешайте на себя ярлыки и не оценивайте себя. Вы не можете себя оценивать, вы безусловно ценными являетесь. Вы можете оценивать только свои поступки и другие люди тоже. Ну и, кроме того, вы не можете других людей оценивать в целом. Откуда вы знаете? Да, душа помнит, в силу каких намерений, ожиданий, ориентиров и приоритетов другой человек действует так, а не иначе. Откуда вы это знаете? Вы можете изучить, вы это сделали в силу каких причин, что двигало, и вы узнаете, что другой человек, например, да, опоздал навстречу не для того, чтобы вам навредить, а просто потому, что попутно кому-то спас жизнь, например. И вот ваши иные представления теперь абсолютно меняют. Помните об этом. Вы больше вашей профессии, вы больше ваших отношений, вы гораздо больше этого всего. А вешать на себя оценку: *«Меня бросил парень, значит, я тупая дура!»* От меня ушёл муж, значит, я такая-то. *«Меня бросила девушка, значит, я...»* А мужик, ты что, тут общего? Ну вот, понимаете? Вы можете оценивать ваши поступки, но вы не можете оценивать себя целостно. Это и по отношению к себе, и к другим людям здесь. Далее, детские переживания, они влияют на нашу нынешнюю жизнь и нашу нынешнюю тревожность и враждебность. Но именно не сами события из детства, а то, как мы их интерпретируем сейчас. То есть детские переживания могут заложить мия те или иных иррациональных установок. Помните, выше я это подчеркивал. Но если я тогда решил, что должно быть всё идеально, иначе крах, это не значит, что и сейчас я должен заставлять себя делать всё идеально. И, кроме того, колоссальное влияние на жизнь человека сейчас влияют не сами события детства, но криминал. Я не беру, а влияет то, как мы интерпретируем события детства. Как вы это интерпретируете? *«У меня будет хуже или ужас! Мне было так неприятно, больно и обидно, но это не значит, что и дальше будет так всегда!»* А как будет дальше? Что выбираете вы? Что вам важно в соответствии с какими ценностями двигаться, действовать, принимать решения? Да, потому что считать, что прошлое автоматически влияет на мою жизнь сейчас — это что тогда? Это что тогда? Нет, человек обладает выбором, свободой, ответственностью и смыслом. О чём для вас эти слова? Свобода в принятии решений, ответственность — как то, что является вашими последствиями ваших решений, смысл — то, что вкладываете вы, ваши действия и радость. О чём тоже она для вас? Да, человек может, человек обладает способностью создавать способности. Прошлое могло быть ссылкой иррациональных убеждений, более невыгодных убеждений, отчаяния и прочее. Но продолжая обвинять других, делая других ответственными за своё состояние, человек ампутирует свою способность действовать самостоятельно по-новому. Принять факт прошлого, не отрицать, не заставлять себя никого прощать. Не так, что: *«Всех прощаю, потому что я же такой просветлённый, и я всех прощаю!»* Кому ты врёшь? Не надо никого прощать и заставлять себя кого-то прощать и любить тоже не надо. Ты можешь обмануть кого угодно, но сам-то ты знаешь, в каком кулаке монетка спрятана. # Урок: Тревожность и враждебность ## Введение Лози, что бы неприятно было, больно и обидно. Не намереваюсь вас прощать и заставлять себя вас любить. Признаю, что мне это не понравилось, это было, это есть. Да, но это не значит, что и дальше я должен заставлять себя это испытывать, в этом находиться. Да, было, да, есть, да, признаю. Да, сейчас как отгорю, в конце концов, отгоревать. Да, так это важный момент. ## Осуждение и поведение Комментарий дал про не застревать в осуждении себя и других. Это смещать фокус внимания с глобальной оценки на оценку поведения. Да, воспринимает человека целостно, здесь безусловно хорошим, но поведение может быть хорошим или плохим относительно какого-то контекста, меры здесь. Ну, это к несовершенству и принятию, высшее сказал. Давайте это обсудим здесь. ## Интенсивность тревожности и враждебности Следующий момент — абсолютно обнулить тревожность и враждебность невозможно, и в этом нет необходимости. Но возможно понижать их интенсивность до рационального беспокойства и рационального раздражения, воспринимая их как сигналы, которые приглашают на что-то обратить внимание, скорректировать своё поведение, сделать выводы, произвести работу над ошибками и двигаться дальше. Да, даже когда у вас будет за плечами десятки стадионных концертных выступлений, и вы — мега востребованная суперзвезда, и даже тогда каждый выход на сцену, даже маленького выступления, будет сопровождаться неким беспокойством и неким раздражением: *«Что ж ты опять не так фонари поставил?»* Понимаете, что значит для вас отслеживать ваши мысли, которые вызывают у вас тревожность и враждебность? ## Переучивание и новые действия Оспаривать, переучивать себя здесь, замечать, ставить их под сомнение, пересматривать их, практиковать новый способ думать и новое поведение и действия в вашей жизни. Не ограничиваясь теорией, развивать принятие возможности ошибаться у себя, у других людей и несовершенство мира в целом. Принимая неопределённость, поддерживать поддерживающие установки, убеждения: *«У меня есть право на ошибку, я могу быть не идеальным, что-то может получаться, что-то нет. Всё содержит в себе как плюсы, так и минусы».* Важно рассматривать задачи, ситуации с разных сторон. И о чём это для вас? Но это не то, что можно сделать один раз и раз навсегда. Это как поддерживать форму. Да, это как регулярное занятие физической активностью, это как регулярное ваше развитие, чтение. Это не то, что очистка зубов. Это то, что может стать частью вашей жизни, практикуя в чём вы будете пожинать плоды, и как следствие этого — улучшение её. ## Заключение Вот такой трогательный урок: разлюбезная тревожность и враждебность — два компонента настоящего успеха и счастливой жизни. По названию сейчас чего-нибудь придумаю. Пишите в комментариях, что было для вас полезным. С вами Альберт Сафин. У меня все онлайн-уроки в открытом доступе без исключения. Мне нравится работать над подготовкой к ним, запись, публикация. А если вам это удобно, интересно и любопытно, в Санкт-Петербурге и в Москве я провожу очные живые занятия с практикой. Все знания в открытом доступе. В живых занятиях их провожу я раз в месяц, двухдневное, с 10:00 утра до 18:00 вечера в окружении с коллегами, изучая материал и выполняя упражнения с дополнительными заданиями и изучением материала в пространстве между этими модулями с сентября по июнь включительно. Санкт-Петербург и Москва, имейте в виду, в сентябре набор групп раз в год. Да, Альберт Сафин, очное обучение, информацию легко найдёте. Да, в сентябре раз в год. Спасибо за внимание, а все уроки в открытом доступе. У меня нет онлайн-курсов, вы можете сами изучать уроки и организовать себе пространство тренировочных упражнений, обучения, как считаете нужным и как вам комфортно. До скорых встреч, уважаемые коллеги! Благодарю вас за внимание, верю, что не всё было для вас здесь полезным. Какую-то одну мысль для себя вы извлекли — это уже прекрасно. Пока!
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий