![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
![]() |
|
||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||

Техническая поддержка
ONLINE
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||||||
ЦЫГАНЕ. История, которая вас удивит | ФАЙБ
ruticker 07.03.2025 7:25:25 Текст распознан YouScriptor с канала Файб
распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке ЦЫГАНЕ. История, которая вас удивит | ФАЙБ
На Восточной границе Византийской империи появились необычные пришельцы. Они были странно одеты и говорили на непонятном языке. Никто не знал, откуда и зачем они пришли. Византийцы называли пришельцев "Гано", название переняли соседи византийцев, и до нас оно дошло как "цыгане". С тех пор прошла тысяча лет, но цыгане остаются народом загадкой. Они закрыты и неохотно открываются внешнему миру, и тогда, и сейчас большинство живёт так далеко за чертой бедности, что и представить страшно. Но сегодня мы посмотрим на этот народ под другим углом — с точки зрения истории и политики. Мы поговорим, почему цыганский народ живёт так, как живёт, и почему у них до сих пор нет своего государства. Ответ, как вы поймёте в конце, совсем непростой. Но перед тем как зайти в эту тему, небольшой дисклеймер: что-то мне подсказывает, что у некоторых из вас был негативный опыт, связанный с цыганами или с людьми, которые казались вам на них похожими. Личный опыт — штука важнейшая, и тем не менее я не буду убеждать вас, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Это видео о другом. Сегодня самый известный пример народа не то что без государства, но даже без автономии. Цыганам сложно найти официальную работу, получить образование и медицинскую помощь. Эти проблемы, как и сами цыгане, пересекают границы любых стран. Хорошо, цыганам не живётся почти нигде, и часто следом за ними идут новости о криминале. Некоторым кажется, что все эти проблемы можно было решить, будь у них своё государство. Но почему за тысячелетнюю историю цыган в Европе этого так и не произошло? Почему у цыган не было и нет ни Родины, ни нации, ни единства? И что всё-таки объединяет этот народ, который до сих пор рассеян между странами? Давайте разбираться. Вы на канале, где интересные истории не просто рассказывают, но и пытаются объяснить. После того как они оказались в Византии, цыгане задержались на юге Европы, в регионах рядом с Грецией. В X веке они были на Крите, в Сербии, Хорватии и других балканских странах. И чем дальше, тем глубже они продвигались на запад. Никто тогда не знал, кем были цыгане и куда они вообще шли. Более того, до сих пор нет никаких письменных сведений об истории цыганского народа до прихода в Европу. Мы почти ничего не знаем, почему они появились на Византийской границе. Зато мы знаем, откуда они пришли, но благодарить за это стоит не историков. Когда не хватает письменных источников и непонятно, куда копать, на помощь приходят лингвисты. В шестидесятые годы XV века в Голландии, в Лейденском университете, один из студентов по имени Иштван Вай подслушал разговор трёх студентов из Индии. Они непринуждённо болтали на родном языке. Иштван заметил, что их наречие чем-то похоже на цыганские говоры, которые он слышал от рабочих в своём семейном поместье. Иштван подошёл к студентам и выписал некоторые слова. Позже выяснится, что многие из этих слов голландские цыгане понимали абсолютно без проблем. И тут его осенило: если цыгане говорят на индийском языке, значит, они должны быть оттуда, откуда-то родом. Индийская версия происхождения цыган подтвердилась современными исследованиями лингвистов и генетиков, и она до сих пор остаётся мейнстримом. В начале XIV века один ирландский монах посетил восточное Средиземноморье и рассказал о тамошних индийцах, у которых много общего с воронами и углём. Это он так, видимо, описал тёмный цвет их кожи. Спустя век немецкий картограф Себастьян Мюнстер писал, что Родина немецких цыган находится в Азии, вдоль Ганга или Инда. О чём-то все эти люди явно догадывались, но знание быстро выветривалось. Надо понимать, для европейцев эпохи Средневековья слово "Индия" ничего не значило. И вообще как название государства Индии не было до британской колонизации. Народная молва вообще говорила про цыган, что они прилетели то с Луны, то пришли с Атлантиды. Короче, свободный полёт фантазии с налётом ксенофобии. В наши дни с научным консенсусом тоже как-то не задалось. Одни исследователи считают, что цыгане были кастой воинов Северной Индии. О кастовой системе в этой стране у нас недавно вышел ролик, посмотрите, если не видели. Якобы, когда в начале X века в Индию вторгся мусульманский полководец Махмуд Газневи, цыганские войска сражались с захватчиками. Оборона провалилась, и они бежали через горы в Персию. Со временем цыгане уходили всё дальше и дальше на запад, пока в Средние века не попали наконец в Европу. Другая версия гласит, что в Индии цыгане были низшей кастой, якобы потому, что сейчас в цыганских таборах часто встречается антисанитария. Кто-то уверен, что предки цыган были в Индии ремесленниками, даже артистами. Отсюда и традиционные занятия их европейских потомков: гадания, танцы, песни и заклинания змей. В общем, по-хорошему, мы вряд ли когда-то узнаем, кем были цыгане и от чего бежали. Есть очень упрощённая версия, как цыгане попали в Европу: они мигрировали из Индии в Персию, которую потом захватили арабы. Те отправили цыган в район нынешнего Ближнего Востока, и только потом территория перешла византийцам, которые начали смещать цыган в сторону Греции. Потом некоторые европейские цыгане активно переезжали обратно в мусульманские страны. Они добрались даже до Эмиратов, правда, на спорткарах по улицам Дубая они не ездят и вообще держатся от городов подальше. Зато в Дубай активно едут туристы. В 2023 году их было 17 миллионов, а в 2030 ожидается уже 40. Рынок жилья растёт как на дрожжах, и на нём можно заработать. В этом поможет холдинг "Мира". Во-первых, они дают приоритетный доступ к квартирам от ведущих застройщиков ОАЭ. Во-вторых, помогают получить ипотеку от 4% или рассрочку 0%. В-третьих, оформляют ВНЖ за покупку от 500.000 долларов. И это ещё не всё: комиссию за сделку платит застройщик, так уж заведено в Эмиратах, а обслуживанием квартиры занимается холдинг "Мира". Почему холдинг? Потому что они уже сами строят свой первый ЖК в Дубае, и самое удобное, что 90% представителей компании русскоговорящие, а 3/4 клиентов из России и СНГ. Хотите присмотреть классные апартаменты в Дубае по цене однушки в Москве? Получите бесплатный каталог ликвидных объектов, которые будут построены уже в 2024 году. Забрать его можно по ссылке в описании видео или этому QR-коду и получать пассивный доход с жилья без лишних хлопот. А мы продолжаем изучать странствующий народ — самих цыган. О происхождении спрашивать тоже особого смысла нет: у них не осталось никаких связей со своей древней родиной, и знают они не больше, чем сами учёные. Когда ты постоянно кочует с одного места на другое, очевидно, что с сохранением исторической памяти будут проблемы. Каждый раз, когда она только успела подниматься, как тесто, цыгане снимались с мест и шли дальше. И вместе с ними был табор и память о месте последней стоянки. Цыгане никогда не записывали рассказов о своих скитаниях. Их странствие — это отличная почва для древних и красочных байек, но не для осмысленной истории народа. С научной точки зрения историческая память — это то, что получается сформировать у оседлых обществ, то есть людей, которые поколение за поколением живут на этой земле, интересуются тем, кто жил на ней до них, и обычно у них возникают такие штуки, как письменность и государство. А значит, появляется много архивных данных. А у цыган архивов не было. О сохранении памяти они вообще не беспокоились. Их история односторонняя, и она всегда звучала из уст тех, кто вступал с ними в контакт, причём как правило это были сотрудники полиции, инквизиции и прочих компетентных органов, которых обычно стараются избегать. Какой была цыганская жизнь, когда они не попадались на глаза государству, остаётся только гадать. У цыган во всех смыслах нет Родины, значит, главного источника национального самосознания. Родина — это точка опоры, это инструмент консолидации нации. Это куда больше, чем просто кусок земли в пространстве. Её наибольшая ценность скорее духовная и психологическая. Гордые обладатели национальных государств могут сказать: "Здесь всё не так, как у всех. Здесь всё работает так, как нам нравится. Здесь никто не может нам указывать, как нужно жить". В плане Родина — это убежище, и это национальное чувство — совершенно неистощимый политический ресурс. Родина — это прежде всего идея, такое коллективное бессознательное. Причём в истории есть примеры, когда чувство Родины сохраняется внутри народа, хотя его физические границы утрачены. Самый очевидный пример лежит на поверхности — еврейский народ. На протяжении 19 веков своих скитаний они сохраняли идею Иерусалимского храма, главного духовного. Всё это из поколения в поколение воспроизводилось в ритуалах и традиции народа синагоги. Но все понимали, где тот самый настоящий храм. Никто его после I века нашей эры в глаза не видел. Храм этот всем хватало легенд. Ну вот что здесь важно: эти легенды были, они бережно передавались из поколения в поколение. А у цыган этого дома не было. Но было кое-что другое: каждая цыганская община, как правило, живёт своей собственной жизнью, обособлена от соседей. Цыгане сами себя называют "Рома", но делают это тоже далеко не все. Как название для всего этноса "Рома" используют только в контексте политики и научных исследований. Строго говоря, такого народа, как цыгане, вообще не существует. Мало того, что есть цыгане-христиане и цыгане-мусульмане, между которыми вообще пропасть, так цыгане ещё и принципиально отличаются внутри отдельно взятой страны. Скажем, в румынской Трансильвании есть такие венгерские Ромы или мунг, на язык которых сильно повлиял венгерский. А есть валаш Ромы или власика Ром, которые говорят вообще почти на румынском диалекте. Для понимания расстояние между ними всего 100-200 км. В России живёт целая россыпь цыганских этнических групп: больше всего представители русских ромов, но есть ещё калдера, котляры, кишинёв, сервы, влахи, крымские и молдавские цыгане. И у каждой группы есть свои традиции, часто свои языки. Они отдельно друг от друга, пересекаются редко. Кроме того, это очень важно: не все цыгане ведут кочевой образ жизни. Многие из них вполне оседлые граждане европейских государств, таких особенно много в Западной Европе. От хиромантии они также далеки, как русские от языческих обрядов. Короче говоря, единой цыганской культуры днём с огнём не сыскать, даже если очень постараться. Одни цыгане даже могут считать ненастоящими цыганами других. Выписывать друг друга из цыган можно с помощью "романи". Это что-то вроде народной цыганской философии, квинтэссенция цыганского духа. Грубо говоря, "романи" — это та самая цыганская душа. Если у тебя её нет, даже если ты 100 раз этнический цыган, ты будешь выбиваться из общины. Цыгана от нецыгана отличает прежде всего лояльность цыганским традициям. Это, в частности, жизнь в постоянном движении, ещё одна основа цыганского мышления — разделение мира на своих и чужих: на ромов и гаджо. Гаджо — это не цыгане, не Рома, это иностранцы, чужаки. И это разделение стало одной из причин отчуждения общин ромов от окружающего мира. Нецыгане и нецыганские культуры по определению считаются угрозой. Контакты с внешним миром строго контролируются. Слишком долго общаться с гаджо — чужаком — себе дороже. В цыганском языке слова "мужчина", "мальчик", "женщина" и "девочка" различаются в зависимости от того, относятся они к гаджо или к нецыгану. Многие цыгане никогда не сядут за один стол с гаджо. У некоторых даже болезни и проклятия делятся на цыганские и нецыганские. То есть не этнос, а образ жизни определяет идентичность цыган. И можно подумать, что "романи" — это и есть такой объединяющий всех цыган элемент, готовый фундамент для строительства нации. Но нет, слишком сильны противоречия. Отсутствие Родины и разобщённость не позволяет цыганам начать объединяться. Но это сущие мелочи на фоне проблем, с которыми цыгане столкнулись в Средневековой Европе. Опять возвращаемся в Средневековье. В начале XV века цыгане прибыли в немецкие земли. В хронике баварского города Аугсбург пишут, что процессия цыган возглавляли два герцога, а сама группа состояла из пятидесяти мужчин в сопровождении женщин и детей. У них был тёмный цвет лица, они были искусными гадателями и представлялись изгнанниками из Малого Египта. Получается, к XV веку европейцы наконец догадались, кто же такие цыгане. Это египтяне. Отсюда, кстати, английское "gypsy" от "Egypt" по-английски. До России египетская версия тоже дошла. Одно время цыган тут называли фараонами. Куприн даже рассказ написал "Фараоново племя", но в итоге оно не прижилось. Сами цыгане были не против такой версии: "египтянин" — это интересно, экзотично, что-то из сказок. "Турок" звучит гораздо обиднее. Почему цыгане выбрали очень неудачное время для релокации в Европу? 600 лет назад христианский мир атаковали османские султаны. Для европейских христиан турки — угроза экзистенциальная. Они захватывают одно христианское королевство за другим. В том же XV веке Османская империя поглотила единственный европейский город-миллионник — Константинополь. Параллельно шли новости о монгольских ордах и об угнетателях Испании — маврах. Христианский мир чувствовал себя в кольце врагов, поэтому цыгане, которые выглядели юго-восточными из-за внешности, считались частью этой глобальной угрозы. И начались гонения. Средневековые правовые системы показывали чудеса оперативности: антицыганские законы появлялись обычно всего спустя несколько лет после того, как цыгане приходили на новые земли. На фоне антимусульманской паники цыгане получали новые имена и клички: где-то их называли сарацинами, где-то татарами, но египетская версия закрепилась лучше других. Понятно, что истерия не могла длиться вечно, как и экспансия Османской империи. То, что цыгане никакие не агенты турецкого султана, что никого они в свою веру обращать не собираются, европейцы поняли довольно быстро. Цыгане с горем пополам жили на новом месте. Чужеродные не проблема, если ты можешь поставлять людям уникальные услуги. За городские ворота тебя, конечно, никто пускать не будет, но на внешнем периметре, пожалуйста. Цыгане оказались неплохими ремесленниками, с ними быстро завязался выгодный для всех сторон бартер. Цыгане жили такими сплочёнными группами и организовывали что-то вроде артелей. У восточноевропейских цыган была своя специализация: они занимались кузнечным делом, ювелиркой и продажей лошадей. К концу Средневековья цыгане расселились практически по всей Европе, и одновременно возникало раздражение. Сначала всех раздражали попрошайки, но антицыганские настроения в отдельных городах не утихали. Они уже были научены горьким опытом и придумали себе коллективную легенду. В своих турне по Европе цыгане обычно говорили, что они паломники и направляются, соответственно, в какое-нибудь святое место. Как правило, срабатывало: святых мест в христианской Европе было много, а паломничество для средневекового человека — это самая популярная причина куда-нибудь поехать. Если не на войну и не на ярмарку, то хотя бы в Рим. Легенда срабатывала во время первого появления цыган в городе. На второй раз тоже прокатывало. Ясно, что эти смуглолицые товарищи не мощам поклоняются, а просто кочуют туда-сюда. Отношение к ним резко менялось. Вдобавок, после 1500 года религиозный климат в Европе начал быстро меняться. Когда-то единый католический мир за несколько десятилетий раскололся на две части. Спустя полвека после публикации Мартином Лютером 95 тезисов почти 40% европейцев уже считали себя протестантами. И для цыган реформация не значила ничего хорошего. Ну какое паломничество, когда все святыни принадлежат папе римскому, которого протестанты ненавидят лютой злобой? В общем, легенда ваша начинала трещать по швам. Попрошайничать тоже стало сложнее. Если католическая церковь относилась к нищете спокойно и даже считала её за благодетель, то прагматичные протестанты смотрели на неё как на порок. Защита в виде веры христовой вдруг испарилась, и тут ксенофобия достигла исторических рекордов. Цыгане не только выглядели вызывающе, так ещё и практиковали какие-то морские обряды. Да и вообще оседлые сообщества очень плохо всегда воспринимали кочевников. Любой, кто иногда путешествует самолётом, знает, что когда сидишь у прохода, можно чуть больше вытянуть ноги, но тебе постоянно приходится вставать. Твоим соседям постоянно куда-то надо. А теперь представьте, что вы не в самолёте, а 3-4 часа сидите у себя дома, и у вас постоянно какое-то движение и люди незнакомые. Проходной двор. Понятие толерантности к чужим культурам и сейчас-то у некоторых вызывает приступ ненависти. В Средние века о таком вообще можно было не заикаться. Боязнь чужаков в Средневековье играла роль социального регулятора. Человек без предрассудков и без социальной защиты долго бы не протянул. Он обязательно должен был быть частью какого-то сообщества, деревенской общины, там сословия. Лучше всего быть родом из знатной семьи. В мире, где ваша жизнь и положение напрямую зависит от связей, чужаки с ветром в голове были обречены на ограбление, убийство и изгнание. Зачастую цыгане не вписывались даже в местную церковную систему. Традиция говорила, что содержать бедняков должны были их приходы. А вот нищим и народцам церковное милостыни не полагалось. Их следовало гнать в шею подальше, туда, откуда пришли. У них там свои пасторы, вот пусть там и побираться. Только вот у цыган никаких своих пасторов не было, как и родных земель. Поскольку цыганам при таких раскладах податься было некуда, они не вылезали из ловушки бедности. Нищета порождала нищету и превращала общины в гетто. Довольно быстро стала появляться их неизбежная черта — криминогенность. Таборы получили репутацию преступных наростов. Частная дискриминация со временем превратилась в структурную. Теперь целый народ стал одной коллективной персоной нон грата. На протяжении следующих 200 лет, вплоть до середины XVI века, европейские государства смотрели на цыган как на преступников просто по определению. В XV веке цыганам запретили въезжать в Англию. Закон гласил: лиц в возрасте 14 лет и старше, которые были бродягами, по приговору суда должно было жестоко выпороть и пометить через хрящ правого уха раскалённым железом размером около дюйма. То есть цыган клеймили в буквальном смысле, как будто перед нами не человек, а лабрадор. Клейма на ухе можно было избежать, если кто-нибудь из местных на год не возьмёт их себе слугой. Наказывали не только цыган, но и всех, кто был замечен с ними в связях. Активная фаза гонений продлилась полтора века. В Англии цыган вешали ещё в середине XV века. Зато в немецких землях цыганские погромы бушевали вплоть до Просвещения. В Голландии на цыган охотились как на животных, но на картинах Вермеера вы это не увидите. Французы гуманизмом тоже не отличались. Король-солнце Людовик XIV очень сожалел, что его предшественникам не удалось изгнать цыган из Франции, и пытался наверстать упущенное. Мужчин-цыган пожизненно отправляли на галеры, несовершеннолетних мальчиков ссылали в богадельни, цыганок брили головы. Если они продолжали бродяжничать, их бичевали и изгоняли из страны без суда и следствия. Но хуже всего было на Балканах. В Румынии быть цыганом означало быть рабом. Сложно сказать, когда это началось, но к концу XIV века это уже стало общественной нормой. Как правило, услугами бесплатной рабочей силы пользовались монастыри, но и аристократы, бояре не проходили мимо. Выгодное цыганское рабство пошло на экспорт, и рабов часто сплавляли за океан в европейские колонии в Америке. Там всегда нужны были рабочие руки. Сегодня многие цыгане Нового Света — это такие же потомки рабов с плантаций, как и афроамериканцы, только они там появились даже раньше. Первые цыганские рабы попали в Вест-Индию на кораблях ещё Христофора Колумба за 100 лет до поставки первых африканских невольников. Есть версия, что закабаление цыган связано с крестовыми походами. Якобы регулярный угон мужчин на Ближний Восток вызвал нехватку рабочей силы в Южной Европе, а под боком были неприкаянные и беззащитные цыгане. Они-то этот дефицит и восполнили. Со временем практика превратилась в полноценное рабство, и на территории современной Румынии оно продержало столько же, сколько крепостное право в России. Короче говоря, если бы вы были цыганом, жилось бы вам в Европе очень плохо. И куда податься вашей семье — непонятно. В Восточной Европе сдадут в рабство боярам, порвёшь в Северную или Западную Европу — обвинят либо в шпионаже в пользу турок, либо в ереси. И то, и другое кончится переломом шейных позвонков и асфиксией. Тогда логичный вопрос: если антицыганские законы были такими суровыми, как цыгане вообще выжили? А там всегда было пространство для манёвра. Часть населения запрета саботировала, торговать, а не воевать. Не обошлось и без продажных чиновников — последняя надежда тех, кого преследуют. И наконец, средневековая полиция, если её так вообще можно назвать, работала так себе. Современная правоохранительная система — это продукт эпохи централизованных государств. А вот феодальный винегрет Средневековой Европы — это не место для эффективных силовиков и бюрократов. Цыгане этим пользовались. Изящество и инновации, эстетика и комфорт. Ежедневно вокруг вас наслаждайтесь искусством дома с премиальным брендом бытовой техники "Касар". Технологии опережают время, дизайн открывает новые грани утончённости и желания, волнует и вдохновляет. Позвольте себе воплотить вашу мечту об истинном комфорте. "Касар" — гармония технологий и стиля. Законы против были почти во всех странах Европы, и повсюду они были адски суровыми. Хотя изгнать или уничтожить цыган не удалось, репрессии работали. Никакая цыганская самоорганизация появиться просто не могла. И XVII век ситуацию принципиально не поменял. Европейцы выдумали удивительные формы устройства государства и общества. Многие говорили про бедствие крестьян и безнравственность монархии. Но на положение маргиналов всем было как-то наплевать. Свет гуманизма не доходил до цыганских таборов. Цыган как бродяг продолжали считать преступниками. Насильно закрепляли за землёй, а детей у них отнимали на перевоспитание. В X веке наступила эпоха научного расизма, когда расовая ненависть считалась не ненавистью вовсе, а как бы научно обоснованной позицией. Разумеется, когда взялись мерить черепа, цыганский не подошёл. Отец основатель криминологии Чезари Ломброзо называл цыган физиологическими отбросами, которые преступниками не становятся, а рождаются. Логизация цыган, то есть наделение их врождённой порочностью, потом унаследовали нацисты. Из Третьего рейха. В том же XIX веке Европа переживала лихорадку национализма. Особенно тяжко с этим было в Центральной и Восточной Европе. Немецкие земли, империи Габсбургов, Романовых и Османов трещали по швам. Европейские нации одна за другой появлялись, как будто из ниоткуда, и заявляли о своих претензиях на власть. Зарождение каждой нации, будь то польской, сербской или американской, дело уникальное, но кое-какие общие тренды выделить можно. Иначе мы не поймём, почему такого понятия, как цыганская нация, так и не появилось. Возьмём одну из самых популярных концепций. Чешский историк Мирослав Грох выделяет три стадии развития национальных движений. По Грох, всё начинается с культуры и литературы. Самая активная и умная часть общества закладывает фундамент идентичности. Они обращают внимание народа на элементы культуры, которые всех объединяют. Это как правило известные всем легенды про героев древности, фольклор и литературный язык. На этом этапе ещё нет никаких требований к власти. Прямо как в нашем видео про детские сказки, которые вызвали Первую мировую войну. Следующий этап уже политический: активисты начинают говорить о культурных и политических правах нации и требовать их от правительства. И наконец, на третьем этапе национальное движение, которое стремится к своему государству, становится массовым. Для многих европейских наций прохождение этих этапов растягивалось на десятилетия, окна возможностей чаще всего приоткрывались в эпоху больших войн. А теперь краеугольный момент нашей истории: эта схема применима не только крупным оседлым народам. Вот вам пример саамов из далёкого Заполярья. Саамы, как и цыгане, кочевники, но коренные европейцы. Живут там, где почти никого нет. Государственные границы им были по боку. Но сегодня приходится иметь их в виду. Само меньшинство, даже в финской Лапландии, где их больше всего, их соседи обращались с ними не так сурово, как с цыганами, но в том же духе. Популярные методы: депортация и интеграция. Вплоть до Второй мировой войны саамов старались отучить быть саамами. Стандартного языка у саамов не было, большинство из них вплоть до XX века было неграмотным. И всё-таки своё национальное движение у саамов возникло по расписанию, тогда же, когда и у большинства европейских народов. В X веке просвещённые саамы пошли в университеты, начали издавать книги и создавать культурные клубы. Затем саамы пошли в политику. На собственное государство никто всерьёз не замахивался. Автономия, хотя бы культурная, это предел мечтаний. И у них получилось: в Норвегии появился саамский парламент с ограниченными правами решать самостоятельно все вопросы внутри саамского сообщества. Свой парламент есть сегодня и у саамов в Финляндии. Есть ещё один пример, в этот раз не такой северный. Спросите у знакомых венгров, ну вдруг они у вас есть, как они оказались на своей Панонской равнине. Они ответят вам: обретение Родины. Венгры — фино-угорский народ, их ближайшие родственники даже не финны с Карелии, а ханты и манси. От Будапешта до Ханты-Мансийска почти 5.000 км. В Европе венгры оказались в X веке, спустя столетия миграции из-за Урала. Венгры чужие в Европе, и всё-таки они стали её неотъемлемой частью. Уже почти 1000 лет они правоверные католики, такие же просвещённые европейцы, как и их соседи и бывшие сограждане австрийцы. Ни отсутствие Родины, ни даже кочевой образ жизни не приговор для народа, который стремится к национальному самоопределению и к построению своего государства. Но вернёмся к цыганам. Пока молодые европейские нации боролись за свои национальные государства, цыгане просто выжили без намёка на гражданственность в XIX веке. Да и сегодня тоже. Цыган больше всего было в Восточной и Южной Европе, но империи — Российская и Османская — любую политическую самодеятельность своих подданных чаще всего пресекали на корню. С X века цыгане жили в тяжелейшем рабстве в Румынии. Цыганов Дэвид Кроу называл это состояние социальной смертью. Цыган в обществе просто не существовало. Вся их идентичность сводилась к отрицанию: "Кто такой цыган? Это тот, кто не румынский крестьянин". Я уже говорил, что в борьбе за гражданские права цыганский вопрос не поднимался никогда. Просвещение, просвещением, либерализм, либерализмом, а по расписанию. И Румыния не исключение. Если крепостное право там отменили ещё в середине XV века, то цыганское рабство никто не трогал ещё 100 лет после череды революций. Консервативное боярство наконец сдалось, и к 1856 году все румынские цыгане получили свободу. Но в каком мире они оказались? Ну что тут сказать, с таймингом цыганам опять не повезло. Они спали тогда, когда большинство европейских наций уже оформились и заявили свои требования. Это как детская игра в стулья: когда бегаешь по кругу под музыку, а когда наступает резкость тишина, надо успеть сесть первым. Многие расселись, а цыгане остались стоять. Привычные этапы становления нации по Грох в случае цыган просто не работали. Их соседи — болгары, румыны, сербы, венгры с их развитым национальным движением — были так далеко впереди, что не угнаться. Они уже публично требовали собственных государств, и они в итоге вырвали их из рук европейских империй — кто-то у австрийцев, кто-то у османов. Цыгане же провели это время в состоянии принудительной заморозки. Надо было начинать с нуля. В XIX веке цыган разбросала по разным уголкам Европы, и неважно, даже какими границами был поделён континент. Везде цыгане — это абсолютное меньшинство. А там, где их достаточно много и они хоть на что-то могут претендовать, в Румынии они ещё вчера были рабами. Любые намёки на цыганский национализм встречали с насмешкой. Чаще всего убирали на язык, который не язык, даже тарабарщина, как какая-то. Добрые люди сравнивали его с лайком собак. Д доходило до абсурда, когда отрицали даже необычную внешность цыган. То есть это не от природы такие смуглые, это они намеренно затемняют. Романи — цыгане сами себя считали счастливыми странниками. Любая... Любая попытка создать цыганский национализм была зажата в тиски, но всё-таки в 1879 году в Венгрии состоялась конференция для обсуждения путей достижения цыганских политических и гражданских прав на всём континенте. В европейской прессе мероприятие высмеивали, но для цыган оно стало первым политическим успехом. В Румынии началось издание цыганских газет и журналов, а Генеральная ассоциация цыган Румынии придумала национальный праздник в честь эмансипации. Они выступали за создание библиотек, больниц и университетов для цыган. Вспоминаем Гроха: формирование идентичности на основе культуры — это первый этап строительства нации. В начале XX века цыгане пошли дальше. Лидер болгарских цыган направил в местный парламент петицию, которую подписали все цыганские лидеры Болгарии. Требование было простым — равные права. Два года спустя, уже в США, цыгане родом из Сербии подали в Вашингтон заявление о создании Национальной цыганской ассоциации Америки. В России Всероссийский Союз цыган даже заявил о создании цыганского государства, тогда как раз проходили сионистские конгрессы, и многие лидеры цыган вдохновлялись еврейским примером. В начале тридцатых в Бухаресте открылся Всемирный цыганский конгресс, где приняли программу с общим посылом, что нужно развивать цыганское самосознание и требовать прав. Нацменьшинств не считались почти нигде, ведь единого цыганского этноса как бы не существует. Народы, которых обычно называют цыганами, говорят на разных языках, соблюдают разные традиции. Они вообще не знают ни о каком цыганском этносе или, тем более, нации. К религиозному меньшинству их тоже не причисляют. Цыгане-христиане в голове у чиновников происходило замыкание: это вроде такие же граждане, только странные какие-то. Всемирный конгресс цыган, конечно, слишком броское название, даже всеевропейский Союз цыган тогда был невозможен в силу геополитики. Но внутри границ разных стран цыганам как-то получалось самоорганизовываться. Это бы стало двигателем международного национального движения. Дальше уже можно было сражаться за свою землю, где бы она ни была. Сама по себе идея не лишена логики, но только если опять не вспоминать про ситуацию в Европе. Иначе как утопии планы семьи Квико не назовёшь. Кстати, по поводу цыганских королей, баронов и прочих графов и герцогов: откуда они вообще взялись? С момента прихода в Европу у цыган были свои парламенты, которые вели дела с внешним миром. Они для удобства переводили цыганские термины в понятные европейцам категории. Кто только не претендовал на титул короля всех цыган! Провозгласить собственную династию мог каждый. В истории Британских островов таких королей на 10 сезонов цыганской "Игры престолов" хватит. Полномочия самозванцев, конечно, были скромнее, чем у европейских династий, при этом сам цыганский социум монархическим быть не может по определению — это противоречит и романи, и вообще тому, как живут кочевники. Тем временем цыганские националисты были одним народом, когда пришли в Европу, и мы должны снова стать одним народом, ведь цыганский народ как-то сохранил единство по пути из Индии в Европу, а уже в Европе его растерял. В общем, в промежуток между мировыми войнами в Европе цыганский мир получил право на жизнь. В Венгрии процветал цыганский активизм, Румыния поддерживала международное панцыганское движение, и в СССР тоже наступил период особого внимания к цыганской культуре. Цыган признали нацменьшинством, на специально созданном на основе кириллицы языке издавали журналы и книги. В 1931 году при участии Луначарского открылся цыганский театр "Ромен", который находится на Ленинградке между Белорусской и Динамо. Но культурный расцвет, политические права не конвертировались. Государство дало цыганам работу, признало их традиции, а в обмен потребовало сменить жизнь на колёсах на жизнь в колхозах. Национальная автономия в сделку не входила. В предвоенной Польше всё было иначе. Там цыганский король Михаил Квик заявил, что хочет создать государство на берегах Ганга, в исконной родине ромов. На этом Квике останавливаться не хотели. Например, они предлагали выделить цыганам земли в Южной Африке. В 1937 году они попросили архиепископа Варшавы признать Януша Квика королём цыганского народа. После одобрения он разослал приглашение главам европейских государств, и четвёртого июля того же года с помпой короновался как Януш I. В своей коронационной речи он предлагал послать делегата к Муссолини, чтобы тот выделил цыганам землю в Эфиопии, где цыгане могли бы поселиться. И он действительно обратился к фашистскому правительству, но там был уже заготовлен свой ответ. Ещё до прихода Гитлера к власти цыгане в Германии считались неполноценными, социальными изгоями и преступниками. В двадцатые годы, казалось бы, травоядной Веймарской Германии, цыган отнесли к категории недостойных жизни. Пока что неофициально. Зато вполне официально в Баварии и Пруссии действовали спецотделы полиции для наблюдения за цыганами. Их фотографировали и снимали отпечатки пальцев просто так, для профилактики. Устав Веймарской Республики провозглашал гражданское равенство, но уже в двадцатом году цыганам запретили посещать общественные парки и бани. Спустя пять лет безработных цыган стали отправлять в трудовые лагеря по соображениям общественной пользы. Обратите внимание: всё это было до прихода Гитлера к власти, но при нацистах, конечно, стало сильно хуже. Цыгане попали под Нюрнбергские законы о защите крови и чести. Они запрещали сексуальные отношения между арийскими и неарийскими народами. Но погодите, ведь арии в мифологии нацизма были из Индии, и цыгане ведь тоже, разве их не нужно было наоборот защищать? Об этом парадоксе я подробно рассказал в своём Telegram-канале. Подписывайтесь, ссылка на пост в описании. А уже в тридцать шестом году под руководством Роберта Риттера начались расовые исследования цыган. Вывод был неутешительным: цыганский вопрос может быть решён только тогда, когда дальнейшее размножение этой популяции будет раз и навсегда прекращено. Управление расовой гигиены постановило, что цыгане — это наследственно больные люди, и единственное, что можно сделать — это их всех ликвидировать. Систематический геноцид цыган шёл почти 7 лет. С тридцатого по сорок пятое. Точное число жертв неизвестно до сих пор. Цифры серьёзно разнятся: от 250.000 до полутора миллионов. От четверти до половины всех европейских цыган истребили в трудовых лагерях, городских гетто и лагерях смерти. Причём критерии "цыганской" были ещё строже, чем те, что применялись к евреям. Если хотя бы двое из восьми ваших прабабушек и прадедушек были цыганами, даже частично, вам выдавали билет во Свенс. В процентном отношении цыгане пострадали от нацистских зверств больше, чем любая другая этническая группа. Этот геноцид известен в цыганской истории под названием "параймос", буквально "надругательство" или "изнасилование". Геноцид цыган во время Второй мировой — это один сплошной кошмар. Но больше всего поражает в параймосе даже не то, что он стал возможен, а то, что долгое время его никто не признавал. На Нюрнбергском трибунале эта тема вообще не поднималась. Никаких репараций для цыган, никто даже не заикался. Ни одна национальная или международная организация реабилитацией выживших не занималась. Довоенные антицыганские законы продолжали работать в ФРГ вплоть до сорок седьмого года. Те, кто выжил в лагерях смерти, должны были тщательно скрываться, чтобы снова не попасть за решётку, на этот раз в трудовые лагеря новой власти. Они после окончания войны продолжали действовать. Это тоже мало кто понимает. В Советском Союзе после войны период увлечения цыганским романтизмом тоже кончился. Кочевой образ жизни стал наказываться статьёй 209 Уголовного кодекса РСФСР за бродяжничество. Таборы вынужденно пытались стать оседлыми. В одном из таких вырос актёр Василий Васильев, который потом сыграл Яшку-цыгана в "Неуловимых мстителях". В Европе некоторые антицыганские законы оставались в силе даже в пятидесятых. Потом вообще стало известно, что Интерпол в своих расследованиях активно использовал цыганские досье, которые собирали нацисты. На все вопросы немцы говорили, что меры, принятые против цыган во время войны, были законной политикой государства. Типа, ра их не. Причём просто они под формальные признаки геноцида не попадают. Только в восемьдесят втором канцлер ФРГ Гельмут Коль официально признал, что цыгане были жертвами нацистского геноцида. Спустя 40 лет. Знаете, что в этой ситуации самое трагичное? Цыганский холокост параймос никак не повлиял на социальное положение цыган в мире. Случались геноциды, которые потом отрицали, но ни разу не было, когда масштабный геноцид приводил к тотальному всеобщему безразличию. Такое равнодушие объясняется тем, что цыгане, в отличие от евреев, армян, тутси и других жертв этнических катастроф, просто не хотят и не умеют копаться в своём прошлом. О чём вообще говорить? У многих общин нет даже устойчивой письменной традиции. Память о лагерях смерти, как и любая историческая память о цыган, передаётся устно, в преданиях и семейных историях. Но с гаджо, то есть чужими, о трагедиях обычно не говорят. Цыгане не стремятся изучать историю параймоса. Удивительно, но большинство книг об их геноциде написали не цыганские, а еврейские учёные. Параймос постоянно сравнивают с холокостом, но судьбы двух народов после геноцида оказались полярными. Евреи работали с исторической памятью о Второй мировой, и довольно быстро после её окончания появилось государство Израиль. Однако параймос для цыган стал исключительно катастрофой, а не отправной точкой. Геноцид уничтожил политический импульс, который нарастал до войны. Гитлер вырубил под корень эту молодую элиту, он стёр немногочисленную цыганскую интеллигенцию с лица земли. После вторжения Вермахта в Польшу Януш Квик, который надеялся получить цыганское государство из рук Муссолини, предложил сотрудничать с эскадронами смерти. Цыганский король отказался и вместе со всеми встал к стенке. Цыганское движение фактически исчезло после войны. Просто не хватило человеческого ресурса. Людей, которые были способны к политической организации, не стало физически, а новым появиться было неоткуда. Некому было отстаивать права цыган на репарации, некому было выступать от их лица в Нюрнберге, некому было предложить память о жертвах параймоса как основу новой национальной идентичности. Казалось, всё было кончено. Геноцид обезвредил политический потенциал цыганского национализма. Но кое-что удалось восстановить после войны. Взять вожжи в свои руки снова попыталась королевская семья Квико. Новый король Рудольф назначил себя президентом Всемирного совета цыган, и вроде бы дело пошло, только вот никакого совета на самом деле не было. Квико пытались эпатировать и выставлять себя международными лидерами несуществующего движения. Всё без толку. В шестидесятых цыганский король умер в безвестности, а его родственники переехали во Францию. Но именно там, неожиданно для всех, цыганское движение вдруг возродилось. Это совершенно удивительная история. Весной 1959 года несколько французских газет сообщили, что в предместьях Парижа цыгане избрали и короновали своего Верховного вождя с титулом "вайда воевод II". Журналисты выяснили настоящее имя вождя — это был некий Ионел Ротару, не путать с песней Ионел Софии Ротару. Семьдесят вго года эксперты сразу заявили, что коронация фейковая, потому что французские цыгане с роду такими штуками никогда не занимались. Чиновники называли Ротару оппортунистом, патологическим лжецом и фантазёром. Про это даже написала одна из двух главных французских газет "Лю Монд". Но, несмотря на якобы пустяковый инфоповод, французские службы плотно занялись Ионелом. Благодаря этому мы знаем, кем был этот названный Верховный вождь. Ротару родился в самой обычной семье в Бессарабии. Отец — инженер, братья — архитектор и журналист. Во время войны он побывал в Бухарестском гетто, а в сорок седьмом нелегально въехал во Францию. Известно, что Ротару успел поработать моряком и шахтёром. Конечно, жандармов интересовало не только коронация. Вовсю шла холодная война. Советский Союз как мог поддерживал национально-освободительные движения по всему миру, поэтому борца за права цыган превентивно окрестили шпионом-коммунистом. Спойлер: цыганский король им не был. Ротару спокойно жил в парижском пригороде Монтрёй-сабуа. В послевоенные годы он стал центром притяжения цыганских мигрантов. Французы назвали его "цыганской столицей всего мира". В небольшом доме на улице Виктора Гюго на двери висела табличка "Конате Мундиаль" — "всемирное цыганское сообщество". Ионел Ротару ловко создавал различные организации и ассоциации, выпускал всякие бюллетени и всячески давал понять, что политические амбиции у него глобальные. Отделения его цыганского сообщества открывались не только во Франции, но и в Польше и Югославии. Его карманная газета призывала: "Сейчас время объединяться! Все цыгане Европы должны поддержать короля вайда воевода II". Со временем квартира на улице Виктора Гюго превратилась в штаб международного движения с документооборотом и прессой. Оттуда Ротару писал обращения к правительствам, и туда же за интервью приезжали журналисты. Конечно, это было абсолютно фиктивное цыганское правительство, но оно сумело добиться многого. Например, убедить французское правительство профинансировать обучение цыганских детей в парижских трущобах. Снова вспоминаем Гроха: первый этап всегда — культура и образование. После параймоса нужно было всё начинать сначала. Ротару рисовал цыганам радужные перспективы: люди, которые получат образование во Франции, станут школьными учителями за рубежом, с нежным комом грамотность пойдёт по цыганской общине. Ротару даже допускал, что французский станет вторым языком для цыган всего мира. Но и в самой Франции цыганский вопрос стоял остро. Полиция постоянно громила цыганские таборы, а все кочевники должны были носить с собой карточки, где помимо фотки прописывали рост и другие приметы, вплоть до размера ушей. Въезд и выезд из каждого населённого пункта грозил цыганам обысками. Но Ротару знал, что и главное, когда нужно делать. Он хорошо чувствил дух времени. Мировая война привела к культурному и моральному кризису. Колоссальные потери и беспрецедентная жестокость вызвали массовый запрос на изменения. На дворе шестидесятые, всеобщая эмансипация, год Африки, у Мартина Лютера Кинга есть мечта и всё такое. На ассамблее ООН Ротару утверждал, что цыгане считают себя единым народом, несмотря на разбросанность своих групп и отсутствие единообразия в обычаях. В конце концов, правительство Франции вынудили гуманизировать вопрос и принять несколько либеральных законопроектов. Точно известно, что Ротару даже побывал в Израиле, причём не на пляжах Тель-Авива, а на суде над архитектором холокоста Адольфом Эйхманом. И Ротару оказался там не просто так: он привлекал внимание к замалчиванию понимания, что нацистский режим убил сотни тысяч цыган. Ротару одним из первых начал собирать документы. Он хотел доказать всему миру, что цыгане всё ещё здесь, что они — это народ. Но чтобы ситуация сдвинулась с мёртвой точки, потребовалось ещё почти 20 лет. Ионел Ротару был талантливым политиком, но главная уязвимость его проекта была очевидна и тогда, и очевидна сейчас: у цыган не было национальной территории, места на карте, на которое они могли бы претендовать. К решению этой задачи Ротару подошёл творчески. Во-первых, он придумал такому государству имя — "Романи Тана", буквально "страна циган". Во-вторых, локация Романи Тана постоянно менялась. Он то говорил про Сомали, то про какое-то необитаемое место в Индийском океане, то вообще про поместье, которым владели его соратники в Лионе. В одном интервью Ротару спросил у голландского журналиста, есть ли у Нидерландов какие-нибудь острова на продажу. И казалось, человек просто бредит, но именно в этом и была главная фишка проекта. Ротару понимал, что проект цыганского государства нереализуем, а территория необязательна и, скорее всего, невозможна. Помните историю саамов? Так вот, Ротару верил, что международная сеть штабов под крылом ООН хотя бы обезопасит цыган от репрессий. Образование и культура позволят общинам объединиться, и нация без территории, явление, которое оказалось всегда проблемой, станет отличительной чертой — не баг, а фича. Но всё закончилось, как всегда, прозаично. Его романтизм про мир без границ в итоге уткнулся в полицейское государство имени Шарля де Голя. Французский президент сближался с Западной Германией и постоянно твердил про геноцид цыган. Ротару был неко двору. В шестидесятом пятом году правительство Франции объявило все его организации вне закона. Мотивация запрета простая: их возглавляет иностранец, лицо без гражданства. Король вайда воевода со всей своей свитой переехал в вечное убежище всех политэмигрантов — в Швейцарию и продолжил работать. Спустя шесть лет полиция французской Британии задержала двух польских цыганок. При проверке выяснилось, что их паспорта, хотя и очень похожи на официальные, на самом деле выданы Всемирным цыганским сообществом за подписью его Верховного главы. Всё случилось быстро. Дело о паспортах раскрутили до международного скандала. Ротару арестовали, осудили. Против него выступила даже католическая церковь. Один известный аббат заявил, что Ионел Ротару — мошенник, самозванец и даже не цыган. После семидесятого года Ротару почти не появляется в прессе. Даже в самом цыганском движении о нём сегодня не осталось почти никаких следов. Романи остался в истории как авантюра экстравагантного авантюриста. Зато всё остальное — от требования репараций и паспортов до прав на образование — стало основой уже современного цыганского политического движения. Идеи и инициатива в семидесятых подхватил Международный Союз цыган. До сих пор это крупнейшая транснациональная организация с офисами в Вене, македонском Скопье и Вашингтоне. В 1979 году Союз получил статус наблюдателя в ООН. У политического движения цыган сегодня есть флаг, гимн, даже подобие стандартизированного языка. В апреле отмечается официальный международный день цыган. Недавно президент Союза и очередной король цыган всего мира заявил, что планирует вынести вопрос о цыганском государстве на рассмотрение ООН. Впрочем, как всегда, без конкретных требований по территории. Тем временем проблемы, которые ставили перед собой ещё цыганские националисты в XIX веке, до сих пор не решены. Цыгане всё ещё самая маргинальная группа Европы. Выбраться из социального гетто удаётся немногим. Большинство цыган живёт в крайне бедности, а антигуманизм по всем вопросам — самая популярная фобия. Итак, причин, почему цыганское государство так и не появилось на свет, слишком много. Это особенности цыганской философии, их нежелание ассимилироваться, века дискриминации, разрозненность общин, ужасный геноцид XX века и, в конце концов, все национальные проекты у них с треском провалились. Кажется, что цыганское государство — это просто сказка. Для кого-то счастливое, для кого-то не очень, но для всех — нереализованная. Да, воевода II большинству критиков короля говорили, что его проект Романи Тана — фантазия, несовместимая с реальностью. Все они правы: Романи действительно был фантазией. Но полезно помнить, что нации, как говорил политолог Бенедикт Андерсон, — это сообщество воображаемое. Как и многое в нашей жизни, нация существует лишь потому, что люди в неё верят. В неудавшемся цыганском нацпроекте не больше фантазии, чем, скажем, в удавшемся французском. А ведь он тоже начинался с кучки интеллигентов-энтузиастов в XVI веке. Если вам было интересно смотреть наше видео, ставьте лайк и обязательно подписывайтесь на канал. Сегодня много говорили о нациях, национализме и строительстве государств. У героев выпуска, цыган, с этими понятиями отношения сложные. Ни государство построить, ни нацию сформировать у них до сих пор не получилось. Зато это получилось у большинства их европейских соседей. Европа — родина национальных государств. Их здесь придумали, воплотили в жизнь, и отсюда эта идея распространилась по миру, который до этого тысячелетия жил в формате "Моя Родина — это мой огород". Сегодняшняя книга выпуска о том, как сталкивались различные концепции нации, кто стал жертвой этой борьбы. Если из всего этого выход — европейская мечта переизбрания нации от немецкого историка А. Лейдиса Асмана. Чтобы получить эту книгу, расскажите под закреплённым комментарием, с чем у вас ассоциируется понятие "Родина". Может, это какое-то место, где вы родились, может, человек, может, элемент культуры или вообще какая-то конкретная вещь. Автору самого любопытного ответа о Родине, который будет подписан на мой Telegram-канал, это ещё одно важное условие, ссылка в описании, мы отправим книгу о строительстве наций. А с вами был... Новое видео уже совсем скоро. Пока!
Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий