Уроки Python с нуля / #3 – Базовые операции в языке Python

ruticker 05.03.2025 11:07:44

Текст распознан YouScriptor с канала Школа itProger / Программирование

распознано с видео на ютубе сервисом YouScriptor.com, читайте дальше по ссылке Уроки Python с нуля / #3 – Базовые операции в языке Python

# Урок по языку Python Привет! В ходе этого урока мы с вами ознакомимся с базовыми концепциями и понятиями в языке Python. А перед началом я бы хотел порекомендовать сайт [айти прагер точка ком](https://itprager.com). На этом сайте вы найдете их под домашнее задание и много другой полезной информации. Ссылка на этот урок на сайте будет в описании к этому видео. ## Комментарии Сперва я предлагаю поговорить относительно комментариев. Комментарии являются важной частью кода, так как позволяют описать определенный участок кода, и в дальнейшем вы или другие разработчики будут быстро понимать, что же происходит в определенной части вашего проекта. Для создания комментариев используется знак решетки (`#`). После этого знака вы можете прописывать все, что угодно, так как весь текст, который вы здесь будете прописывать, будет считаться комментарием. Например, ниже в вашем проекте, если нужно создать комментарий на несколько строк, на каждой строке вы прописываете новый знак решетки. Это будет определенный комментарий. Комментарии удобны тем, что позволяют нам описать определенную часть кода. Даже если вы забудете про ваш проект и вернетесь к нему через 2-3 года, если у вас есть комментарии, вы быстро поймете, что конкретно находится у вас в определенной части проекта. Поэтому не забывайте про комментарии. Их порой стоит прописывать, но не стоит их прописывать для каждой строчки кода, потому что это наоборот только ухудшает чтение кода. Но порой для каких-то больших участков кода комментарии можно прописывать — это будет удобно как для вас, так и для сторонних разработчиков. ## Функция print Теперь давайте поговорим относительно функции `print`, а также относительно вывода различной информации в консоль или же в терминал нашего проекта. В прошлом уроке мы уже затронули эту функцию и научились выводить хоть что-либо в консоль, но здесь давайте еще немного с ней поработаем. Предположим, что я хочу увидеть не просто определенный текст, а бы хотел вывести некое число. Допустим, хочу вывести число 5. Соответственно, я просто это число сюда записываю, и если сейчас запущу программу, то на экране будет выводиться пятерка. Если я хочу вывести не просто пятерку, а дополнительно с пятеркой вывести еще некий текст, то в таком случае мы можем прописать здесь двойные кавычки. В них мы можем прописать некий текст, например, "результат", и дальше эту же пятерку. Во-первых, я мог прямиком сюда прописать, она будет выведена как обычная строка. Если я это запущу, все обработается корректно. Или же, если мне необходимо вывести их отдельно, как бы строку отдельно, число отдельно, в таком случае могу здесь прописать запятую, дальше могу прописать какое-либо число, например, пятерку. Если я это запущу, то все обрабатывается корректно. Таким образом, вы можете либо все это выводить в одной общей строке, либо, если у вас есть множество выводов, вы можете объединять их за счет запятых. Например, здесь я хотел вывести слова "результат", дальше семерку, дальше, допустим, я хотел бы вывести число 15 и, возможно, я бы хотел еще вывести `.` Если это все запишу через запятые, это все обработается корректно. Мы замечаем, что строка выводится, выводится число, второе число вводится, и выводится `.` Все обработалось корректно. При выводе значений мы замечаем, что между ними всегда проставляется определенный пробел, и этот пробел мы на самом деле можем удалить. Для этого нам необходимо в самом конце установить дополнительное свойство, оно называется `sep` или же `separate` (разделитель). Здесь мы просто указываем определенную строку, которая будет разделять у нас каждый определенный элемент. Если здесь укажу, допустим, прямую палочку, это означает, что каждый элемент будет разделяться именно за счет вот этой вот прямой палки. Но если здесь укажу просто пустую строку, в таком случае никаких пробелов, ничего дополнительно добавляться не будет, и вот мы получаем как будто одну общую строку. Здесь написан "результат", идет число 715, это объединение вывода семерки, объединение вывода 15, ну и плюс в конце еще добавляется `.` То есть за счет `sep` мы с вами просто указываем символ или несколько символов, за счет которых у нас каждый этот элемент будет выводиться на экран. Кроме того, если мы сейчас с вами попробуем вывести еще какой-либо результат, допустим, здесь давайте будет просто написано "second line". Если такое сейчас запущу, то мы с вами заметим, что у нас первый `print`, а также второй `print` вводятся на разных строках. Если вдруг вы хотите вывести все это на одной линии, то, конечно же, проще всего это записать в одном `print`. Помимо этого, вы можете использовать дополнительное свойство, оно называется `end`, и оно устанавливает, как бы, конец для самой строки. По умолчанию каждый `print` добавляет перевод на новую строку. Перевод на новую строку — это `\n`, то есть это как бы директива, которая говорит о том, что нужен перевод на новую линию, или другими словами, newline. Если мы пропишем сейчас это значение, в таком случае ничего не поменяется. У нас происходит то, что он выводит данные первого `print`, и в конце он проставляет перевод на новую строку, поэтому следующий `print` вводится уже на следующей строке. Но если я в качестве значения для `end` укажу просто пустую строку, то в таком случае все сразу отображается в одной линии. Так происходит по той причине, что теперь первый `print` не выполняет перевод на новую строку, соответственно, второй `print` уже вводит информацию в этой же строке. То есть за счет `sep` можем указать разделители между этими значениями, за счет `end` можем указать, что конкретно будет находиться в самом конце этой строки. Если хотите, можете указать какой-то свой определенный символ. Например, я давайте, возможно, удалю здесь `.` и здесь буду проставлять `!`. В таком случае мы можем заметить, что у нас здесь проставляется `!`, а в самом конце строки, так же, если мне нужен перевод на новую строку, добавляю просто `\n`, и соответственно, вот у меня есть перевод на новую строку. Все обрабатывается корректно. ## Специальные символы Раз уж мы уже затронули тему этих специальных символов, давайте еще немного относительно их поговорим. Смотрите, вот предположим, что в этой строке мне необходимо вывести некую двойную кавычку. Если я попытаюсь сейчас такое просто прописать, у меня будет возникать ошибка. Ошибка связана с тем, что строку мы с вами открыли, здесь мы как бы ее закрыли, а дальше уже компилятор просто не понимает, что у нас происходит. Чтобы нам вывести вот такую вот двойную кавычку внутри двойных кавычек, нам необходимо указать, что это будет обычный символ. Для указания того, что это обычный символ, мы должны использовать слэш (`\`). Когда мы прописываем его перед двойной кавычкой, мы как бы говорим, что эта кавычка не является закрывающей, выводите ее как обычный символ. Если такое сейчас запущу, то мы замечаем, что она спокойно здесь выводится, никаких ошибок. Второй вариант, как можно было бы ее вывести, так это просто указать одинарные кавычки, а здесь, соответственно, были бы двойные кавычки. В таком случае нет никаких конфликтов, и если мы это запустим, все обрабатывается корректно. Еще один нюанс, о котором забыла упомянуть: дело в том, что все эти строки вы можете выводить в двойных кавычках или в одинарных кавычках — это ни на что не влияет, это лишь на ваше усмотрение. Хотите в двойных кавычках выводить, хотите в одинарных. Предположим, что в одинарных кавычках так получилось, что вам нужно вывести еще одну одинарную кавычку. Как это можно решить? Конечно же, опять же за счет символа слэша. Вы прописываете слэш, дальше одинарная кавычка, в таком случае эта одинарная кавычка не является закрывающей, и она будет выведена как просто обычный символ. Если нужен некий перевод на новую строку, то всегда можете прописывать `\n`. Если сейчас такое запущу, то мы замечаем, что у нас будет буква `l`, и каждый раз идет перевод на новую строку, потому что здесь повсюду я прописал этот `\n`. Если говорить относительно специальных символов, то здесь есть символ, который создает табуляцию. Он записывается следующим образом: `\t`. Если мы такое с вами запустим, то мы замечаем, что между одинарной кавычкой и буквой `l` у нас создается определенный большой пропуск, и по сути этот пропуск является как будто символом табуляции, как будто бы нажали на клавишу `Tab`. У вас создается один определенный большой отступ. Такие символы вы можете проставлять где угодно, у вас будут создаваться эти дополнительные отступы. Кроме того, если вдруг вам необходимо вывести слэш, вы можете его просто так прописать, но вы можете заметить, что даже сам редактор подсказывает, что что-то у вас прописано не так. Чтобы вывести обычный символ, вам нужно перед ним или же после него, что по сути одно и то же самое, вам нужно еще поставить один слэш. Таким образом, вы как бы говорите, что этот слэш, который будет выводиться, он будет обычным символом, он не является символом, который что-то должен указывать. Чтобы его вывести как обычный символ, вы прописываете именно слэш. Если такое запустить, вот он выводится, причем выводится только один раз. Все обрабатывается абсолютно корректно. ## Математические операции Давайте рассмотрим, какие еще действия можно выполнять в методе `print`. Помимо того, что мы можем выводить что-либо, мы также можем производить какие-либо математические операции. Предположим, я хочу 5 и добавить еще число 5. Для этого использую символ добавления (`+`). Если такое запустить, то у нас выводится число 10. Все обрабатывается корректно. Также возможно, давайте я закомментирую эти строки кода, чтобы у нас не было слишком много вывода, чтобы мы не терялись просто в результатах. Кстати, чтобы быстро комментировать какие-либо строки, вы можете нажимать, если вы на Windows, `Ctrl + /`, либо же, если вы на Mac, `Command + /`, и вот вы быстро будете комментировать эти строки. Что мы можем делать еще в `print`? Здесь можем выполнить различные математические операции. Сейчас я выполнил операцию сложения. Также можно вычитание, умножение, деление или же получение остатка от деления. Давайте, возможно, с вами выполним операцию умножения. Если такое запустить, то мы, конечно же, замечаем верный результат. Если вы хотите, вы спокойно этот результат можете объединить еще с каким-либо выводом. Например, мы прописываем "результат", здесь мы прописываем саму математическую операцию, и вот все обработалось корректно. У нас вывелось само по себе "результат" и дополнительно вывелся результат выполнения математического действия. Кроме того, у меня сейчас здесь два пробела проставляется, поэтому я, наверное, давайте удалю просто один лишний пробел, и мне кажется, так будет выглядеть лучше. Помимо того, что мы можем выполнять стандартные математические операции, мы также можем выполнять немного более усложненные математические операции, а именно мы можем выполнять возведение в квадрат. То есть мы как бы говорим с вами, что 5 возводим в квадрат, и соответственно, если мы это запустим, то получаем число 25. Если возводим в куб, то получим число 125. Так дальше, то есть мы как бы говорим, что, например, число 5 возводим в степень 3. Для возведения в степень мы используем просто два знака звездочек (`**`). Также вы можете выполнять деление. Если мы просто выполним деление, например, 5 разделить на 3, то, конечно же, мы получим число, у которого после точки будет множество различных символов. Если мы хотим это число сразу же округлить к целому числу, в таком случае мы просто прописываем здесь два слэша (`//`), и если мы такое запустим, то мы получаем именно число, которое округлено к целому числу. Все эти значения, чтобы или после точки, они как бы удалились, и выводится исключительно целое число. Вот такие вот математические операции здесь существуют. Более детально об этих операциях мы еще будем говорить в следующем уроке, когда будем изучать с вами переменные и работу с ними. Помимо стандартных математических операций, в Python также существуют различные функции, по типу функции `print`, которые служат для работы с математическими действиями. Давайте мы опять же закомментируем эту строку, возможно, и даже немного скопирую, и здесь только второе значение я уже буду изменять. Смотрите, мы можем использовать такую функцию, которая называется `min`. Это встроенная функция, которая существует в Python, и эта функция позволяет нам найти минимальный элемент среди данных элементов. То есть сюда могу передать через запятую множество различных элементов, и эта функция найдет минимальный элемент. Причем мы можем сюда передавать также отрицательные элементы — это абсолютно будет здесь нормально срабатывать. Если мы такое запустим, то, конечно же, у нас здесь находится число -3, потому что она является минимальным среди всех этих элементов. Также существует противоположная функция, которая называется `max`, и эта функция находит максимальный элемент среди тех элементов, что сюда передаются. Помимо этих функций также существуют еще дополнительные другие функции, которые служат для работы с математикой. Например, функция `abs` находит у нас число по модулю. На примере, если сюда передам какое-либо отрицательное число, то всегда будет выводиться его положительное значение. То есть, например, -5 передал, а мы получили просто значение 5. Также здесь существуют и такие функции, как `pow`. Эта функция позволяет нам возвести некое число в некую степень. Точно так же можно было проделывать за счет двух знаков звездочек, но также просто существует еще отдельная функция. Например, если я хочу возвести число 5 в степень 3, соответственно, прописываю через запятую, и мы получим число 125. Все срабатывает корректно. Также здесь можно еще было бы рассмотреть такую функцию, как `round`. Эта функция округляет у нас числа. Например, я сейчас попробую разделить 5 на 3. В таком случае мы с вами должны получить число с точкой, но мы замечаем, что получаем просто округленное число. Причем `round` округляет у нас к ближайшему, то есть, например, у нас было число 1.6, и там 6 почти было в периоде, и соответственно, мы округлили это число к двум к ближайшему целому числу. Помимо этих действий, в Python существует еще множество других функций, что позволяет нам выполнять различные математические операции. Мы все эти функции изучать с вами не будем, так как, возможно, со многими вам вообще не придется никогда работать. Но мы лучше по ходу видеокурса, если нам потребуется какая-либо математическая функция, будем к ней прибегать, и я буду ее объяснять. Вот это основные функции, которые мы сейчас рассмотрели: функция `max` и `min` позволяют найти минимальный или максимальный элемент, функция `abs` позволяет получить значение по модулю, функция `pow` является по сути аналогом двух звездочек, а также функция `round`, которая округляет число. Причем `round` всегда округляет к ближайшему, например, к большему либо к меньшему, а если мы пропишем просто два слэша, то это всегда идет округление к меньшему, что мы могли с вами ранее и как раз заметить. ## Получение данных от пользователя Помимо всего этого, давайте с вами еще в этом уроке научимся получать данные от пользователя. На данный момент мы не можем с этими данными взаимодействовать, потому что мы еще просто не изучили такую тему, как переменные. Но мы по крайней мере в этом уроке давайте просто попробуем научиться получать данные от пользователя. Для получения значений от пользователя используется такая встроенная функция, которая называется `input`. То есть если `print` позволяет нам вывести что-то на экран, то `input` позволяет нам получить от пользователя какие-либо значения. Если сейчас запущу программу, мы замечаем, что вот у меня как бы отобразилось консоль, и у меня не вывелось сообщение о завершении самой программы. Не появилось такое сообщение по той причине, что сейчас программа ожидает, что я что-то здесь буду вводить. Я действительно могу здесь ввести какой-либо текст, могу ввести здесь какое-либо число — все, что я сюда не буду вводить, это все равно будет считаться именно как строка. Программа завершится только в тот момент, когда я нажму на `Enter`. После этого у меня выводится сообщение, что программа завершилась. Таким образом, мы получили от пользователя данные. Мы с этими данными никак не смогли взаимодействовать, потому что, опять же, я эти данные никуда не помещаю, я их как бы нигде не храню, и это уже тема будет в следующем уроке. Там мы научимся использовать переменные и будем, конечно же, эти данные получать и хранить. Но, по крайней мере, за счет функции `input` мы уже научились с вами получать именно сами эти значения. Кроме того, функция `input` может принимать еще параметр. В этом параметре вы можете просто выписать определенную строку, которая будет отображаться пользователям. Например, давайте здесь я напишу "Введите свой возраст". Если такое сейчас запущу, то сперва у меня здесь выводится "Введите свой возраст". Тут также было бы удобно прописать `:`. Теперь, когда я перезапущу программу, у меня все сработает. Если я теперь буду вводить здесь какие-либо значения, то я потом их смогу сохранить в определенную переменную. На данный момент ли это просто пока сделать не могу, но главное, когда я только уже нажму `Enter`, только после этого у меня программа завершится. То есть на данный момент мы ожидаем от пользователя некий возраст, он этот возраст может ввести, дальше мы можем взаимодействовать с этим возрастом и выполнять какие-то интересные манипуляции. ## Заключение На этом наш урок подходит концу. Надеюсь, урок вам понравился. Если так, то не забывайте подписываться на канал, а также вступать в наши соцсети. Все ссылки на них будут в описании к этому видео. У меня на этом все. До скорых встреч! Пока!

Назад

Залогинтесь, что бы оставить свой комментарий

Copyright © StockChart.ru developers team, 2011 - 2023. Сервис предоставляет широкий набор инструментов для анализа отечественного и зарубежных биржевых рынков. Вы должны иметь биржевой аккаунт для работы с сайтом. По вопросам работы сайта пишите support@ru-ticker.com